О будущем России применительно к человеку


Скачать 284.6 Kb.
НазваниеО будущем России применительно к человеку
страница1/2
Дата публикации17.04.2013
Размер284.6 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2

О будущем России применительно к человеку.



Протоиерей Георгий Титов — священник храма Вознесения Господня города Барнаула. Окончил юридический факультет Алтайского государственного университета и Московскую Духовную семинарию.
Одной из важных задач современного православного русского национального движения является, на мой взгляд, раскрытие желательного для нас будущего России применительно к жизни человека.

Да, все мы, разумеется, монархисты. Но что встает перед взором простого нашего современника при слове «монархия»? Это дворцовый церемониал, это гимн «Боже Царя храни…», это мастерски сделанная Никитой Михалковым сцена встречи Александра III с юнкерами. Это, в конце концов, трагическая и светлая фигура святого Царя-страстотерпца. Может быть, это немало, но для утверждения монархизма в душах людей, думаю, недостаточно.

Надо показать людям, какие изменения в важнейших сферах их бытия принесет с собой торжество наших идеалов. Какова, хотя бы в общих чертах будет эта столь желаемая нами жизнь? И какие же требования предъявят к человеку обустроенные в соответствии с нашими идеалами русское государство и общество? И что же дадут они ему взамен?

Думается, что ответом в некоторой мере может служить раскрытие понятия корпоративного строя как неотъемлемой и фундаментальной части монархической государственности, определяющего специфику жизни человека при настоящей, а не номинальной монархии.

Понятие это, несмотря на нерусское звучание, является коренным, базовым принципом русской жизни в ее лучшую эпоху.

Из современных авторов наиболее интересные и глубокие описания этого строя дали М.В. Назаров в своей книге «Тайна России» а также М.Б. Смолин, Я.Бутаков, В.Карпец. Однако это понятие рассматривается ими главным образом применительно к формированию представительных органов, и в первую очередь — высших. Вместе с тем, корпоративное представительство, на мой взгляд, есть важный, но не исчерпывающий аспект корпоративного строя. Были времена, когда высший орган корпоративного представительства отсутствовал, а корпоративный строй существовал и цвел. Так было, к примеру, при царе Алексее Михайловиче, когда Земский Собор не собирался в последние 22 года его царствования. Корпоративное представительство — следствие и завершение корпоративного обустройства общества.

Для понимания сути этого обустройства надо выяснить, в каких отношениях находятся человек и окружающая его реальность, большие и малые сообщества, в которые он входит, и какова в глазах сторонников этого мировоззрения сама эта реальность. Cами термины корпоративный, корпоративизм и иные того же корня происходят от латинского сorporation, откуда наши корпус корабля, человеческий корпус и т.п., то есть некое тело или целое. По установившейся в литературе терминологии, недоступной вниманию или пониманию людей, активно использующих эти понятия в последнее время в СМИ, корпорация и означает социальное тело, а не коммерческое предприятие. Последнее только при определенных условиях может являться частным случаем этого более общего понятия. И отношения в них к тому же ныне чаще всего противоречат самому духу корпоративности. Корпоративизм — это тоже нечто иное, чем господство крупных компаний.

^ Человек в социальной среде

Исходной точкой корпоративистского подхода является следующая установка христианского сознания, выраженная свт. Филаретом Московским по отношению к одному из важнейших явлений социальной жизни: «Что есть государство? Некоторый участок во всеобщем владычестве Вседержителя, отделенный по наружности, но невидимою властью сопряженный с единством всецелого». Точно так же частью единого всецелого или универсума, сопряженной с ним, является любое социальное явление, а также и человек. Всецелостность же предполагает иерархию целостностей.

Исходя из этого, решается и основной вопрос о человеке и его месте в мире: самодостаточное, автономное ли человек существо, способное жить и в одиночестве, но обладающее свойствами, позволяющими ему завязывать связи с себе подобными, если захочется, и обрывать их, если они становятся ему в тягость, или он нечто другое?

Корпоративная теория устами одного из своих лучших выразителей — австрийского христианского мыслителя Отмара Шпанна, говорит об этом так: «Для этой теории индивид не есть нечто в себе и для себя, но по своей сущности и понятию он мыслим только в общности, то есть в “спаренности” с другими индивидами. Поэтому общество нельзя получить путем сложения индивидов, как кучу камней, но индивид изначально является членом общества. И потому отношение индивида к обществу — не внешнее, утилитарное, инструментальное, но духовно-нравственное». Русский юрист и мыслитель Н.Н. Алексеев доказывает это следующим образом: «Взаимодействие самостоятельных элементов возможно только в том случае, если их объединяет некоторое первоначальное единство, если а действует на в, это значит, что существует некоторое единство М, которое обнимает собою а и в и делает возможным их взаимные влияния, их “контакты”... Если бы этого М не было, а и в были бы двумя совершенно различными мирами, каждый жил бы своею жизнью, не придавал другому значения, не считаясь с ним, как мир ваших грез не считается с миром моих грез».

Человек не потому живет в обществе, что многие отдельные люди объединяются между собой и заключают между собой «общественный договор», но потому, что человек стал человеком, уже будучи членом семьи и уже по существу своему не может жить иначе. Он не мыслим иначе, чем член общества и — шире — как интегрированная часть Божьего мира.

Осознание этого человеком особым образом характеризует и направленность его воли, и сложившиеся в соответствии с этим осознанием сообщества. В отличие от либерального, индивидуалистического, гуманистического подхода, согласно которому человек сам для себя самодостаточен и есть центр всего мира, корпоративизм переносит центр человеческих устремлений вовне индивида, на некую, с точки зрения индивидуализма, абстракцию, на те сообщества или целостности, частью которых он является. Естественно, что и сами эти сообщества, построенные на принципиально иных, чем гуманизм, основаниях должны принципиально различаться от сообществ индивидуалистических. Вот как характеризует разницу подходов замечательный наш мыслитель Н.Болдырев: «На самом деле фундаментально противостоят две формы общества и две формы индивидов. Общество — масса и индивид — атом, индивид — одинаковость с одной стороны; с другой стороны — общество — космос и индивид — особенность, индивид — особь. Целое против суммы и особь против атома; вместе с тем особь только в целом и атом только в массе».

В чем же состоит порок подхода к человеку как самодостаточному существу и почему это путь к одинаковости людей и разложению общества? Болдырев отвечает на это так: «Гуманизм полагает и утверждает человека, делает его самостоятельным центром и самоцелью. Казалось бы, такое возвеличение человека кладет начало его необыкновенному процветанию и обогащению; на самом деле это начало его прогрессивного умаления и обеднения. Человек в основе несамостоятелен, слаб и плох, он требует поддержки извне, упора во что-то, притока питания со стороны. Утверждая себя, то есть противопоставляя себя тому, что над ним, человек изолирует себя и осуждает на голодание. Роковым образом он умаляется, упрощается и стремится, в пределе, к какой-то послед¬ней неделимости и простоте, к атому, стоящему на границе небытия». Действительно, вне человеческого общества человек становится просто животным. Истории с подлинными, а не литературными Маугли это прекрасно доказали. Но мауглизация возможна и вне джунглей. Одичание большого числа наших современников является прямым следствием их замкнутости на себе, внутренней оторванности от тех надличных целых, в первую очередь от той нации, частью которых они являются. «Оторванный индивид именно не индивидуален; для него лучше употреблять вместо латинского “индивид” греческий “атом”, хотя оба слова переводятся совершенно одинаково — “неделимое”. Но неделимость может означать последнюю простоту или такую сложность, которая не допускает раздела без утраты самой себя. Индивидуализм гуманизма как самоутвержденного и потому обедненного элемента — конечно, индивидуализм простоты и единообразия»,- пишет Болдырев. Множество таких максимально схожих и однообразных людей и составляют бесформенную массу.

Целое

Полноценная жизнь для человека, по учению корпоративистов, возможна только в целом. Но что же представляет собой целое? В чем его отличие от массы?

Понятие целого применимо как к человеческой общности, так и к самой человеческой личности. Прежде чем говорить о надличном целом, обратимся к этому понятию применительно к человеку. Каково содержание живой человеческой личности? Человек, с одной стороны прост, единичен, а с другой — наполнен содержанием. Богословы говорят, что человек трехчастен, состоит из духа, души и тела. Но это содержание можно раскрыть и далее. Мой характер, мои склонности, мои знания, мои способности — все это я, все это отделимо от меня только в абстракции. Человеком могут управлять отдельные желания, проявления его страстей — мотивы; но человек как духовное существо может сам определять себя к лучшему. «Не только страсти владеют человеком, то есть не только отдельные мотивы увлекают целое, но человек может владеть страстями, то есть целое может определять часть. Мотивы могут не только механически толкаться, но и органически сочетаться, обобществляться, действовать совместно. Истинная сила и устойчивость человека — в соразмерности и устроении мотивов». (Н.Болдырев). Иными словами, определяющим принципом целого является согласованность его составных частей или структурных элементов, направляемая смыслом или идеей целого. Важнейшим свойством целого является его структурированность и, следовательно, иерархичность. Духовность, то есть стремление к Богоуподоблению, должна определять, в христианском понимании, жизнь человека и структурировать его части.

Этот же принцип определяет и сверхличные целые.

«В органическом и сверхличном целом составные части устроены и установлены каждый на своем месте в величайшем разнообразии и соответствии друг с другом; здесь нет самоцелей, здесь роли, партии, призвания и особые одаренности, не допускающие подражания и дублирования». (Н.Болдырев).

Принципы иерархии и структурированности надличных целых нуждаются в дальнейшем раскрытии. Для того чтобы понять их смысл, необходимо знать, для чего же все-таки вообще объединяются люди и ставят перед собой совместные цели? И что же заставляет их ценить то самое М иногда больше, чем собственная жизнь? Как пишет немецкий католический мыслитель Нелль-Брейнинг: «Совершенно очевидно, что жизнедеятельность любого сообщества сосредоточивается вокруг того, что интересует его членов, вокруг того, что представляет собой для них ценность или считается ими ценностью». Основанием сообщества является ценность, которой служит это сообщество. Моя ценность является ценностью и множества других людей в служении ей, и именно она объединяет нас в целое. Можно сказать по-другому: в общественном образовании всегда присутствует его смысл, его идея, которая и творит это сообщество. Верно и обратное утверждение: идея, ценность не может существовать долгое время, если не облечется в какую-либо организационную форму. Из этого вытекает, что сущность общества — это не обмен услуг, имеющий целью удовлетворение потребностей каждого, а служение той ценности, которая лежит в основе общества. Естественно, что такое объединение получает отграниченность от внешней среды и организационную оформленность. «Форма вообще есть выражение идеи, заключенной в материи, в содержании... Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающей материи разбегаться. Разрывая узы этого естественного деспотизма — явление гибнет», — писал Константин Леонтьев. Суть союза прекрасно раскрывает свт. Филарет Московский в отношении союза Церкви и государства: «…Да, есть в том польза, когда алтарь и престол союзны, но не взаимная польза есть основание союза их, а самостоятельная истина, поддерживающая тот и другой». Именно эта истина солидаризует, сплачивает два союза, не дает им распасться. Точно так же для любого союза двух и более индивидов или коллективов то высшее дело, ради которого они и союзны, творит из них уже одно социальное целое, социальное тело. Истина не только поддерживает их, но они вместе выражают эту истину; только в них эта истина способна к существованию. Но, отдавая себя на служение и выражая высшую истину, эти союзы получают прочность и устойчивость. Каждый из союзников выполняет особую, только ему свойственную функцию и, следовательно, является структурным элементом высшей, объединяющей их целостности. Единство требует множественности и разнородности его элементов.

Организация же позволяет дело каждого члена ее, как и ей самой, передавать его преемникам, тем самым выходя за рамки отведенного индивидууму периода времени. «Солидарность во времени, то есть связь с прошедшим и будущим, другими словами — историчность, — решающая черта живых клеток общества. Солидарность во времени всегда уже частичная надвременность; дух вечности касается самых скромных общественных организмов» (Н.Болдырев).

«Как только составные части и органы целого перестают жить жизнью объемлющего их существа и начинают обособляться и обретают собственную жизнь, так тотчас же целое начинает аморфизироваться, терять свое отличительное лицо и структурность» (Н.Болдырев). Целое становится атомизированной массой. Атомизиция и является заветной целью противостоящих Церкви Христовой сил, тех, кого И.Ильин в свое время назвал мировой закулисой. Лишенная идеалов и основанных на них социальных связей человеческая масса легко управляема посредством стимулов кнута и пряника.

Поэтому установке индивидуализма на самоценность и самодостаточность человеческой личности и должна быть противопоставлена идея перенесения центра тяжести жизненных стремлений человека на то, что находится на первый взгляд вне него, на те органические сообщества, в которые он входит. Как пишет Болдырев: «Жизнь приобретает смысл и начало, когда центр тяжести оказывается вне меня и когда я понимаю себя как живой орган живого сверхличного существа». Что же это значит для осознавшего это лица? «Это значит, что отдельные лица начинают вести себя как органы и послушные орудия некоторого целого, начинают жить так, как если бы центр тяжести их жизни оказывался вне них». (Н.Болдырев). Человек становится структурным элементом. Но такое перенесение тяжести жизни и осознание себя структурным элементом надличного целого есть единственное условие богатства содержания личности, ее оригинальности и неповторимости. Особенно хорошо раскрывает это Шпанн: «Самостоятельное бытие возможно лишь благодаря бытию в другом. Сама коммуникация должна быть по своему содержанию подобна целостности. Самоотверженность представляет собой первое условие всякой коммуникации. Лишь потому, что (в коммуникации) собственная жизнь структурного элемента наполнена жизненным содержанием целого, он и есть структурный элемент. Он способен на это благодаря самостоятельной деятельности, но сама эта деятельность возможна лишь благодаря тому, что протекает внутри определенной структурной целостности. Более того, готовность к самопожертвованию оказывается необходимым условием бытия вообще. Если же самопожертвование есть не прерывание бытия, а необходимое условие его достижения, то чем выше готовность к самопожерт¬вованию, тем более полным, насыщенным будет и бытие». Только человек, являющийся и осознающий себя структурным элементом общественной целостности, наполнен жизненным содержанием. Вместе с тем такое направление воли и поступков людей служит основанием крепости общественных образований. «Реальность такого поведения равносильна реальности юридических лиц», — справедливо отмечает Болдырев.

^ Иерархия социальных тел

Структурная единица — элемент высшего структурного целого. Но в свою очередь она сама является структурированным целым для составляющих ее структурных элементов. «Сверхличное целое всегда иерархично, оно живет в подчиненных органических единствах, и каждое из них в свою очередь составлено из таких же живых групп. Эти группы — подчиняющие, соподчиненные и подчиненные — не простые суммы, отдельных людей (такие суммы как механические слагаемые, могут наблюдаться и в массах, еще не дошедших до полной аморфности), а именно сверхличные целостности, жизнь которых по времени выходит далеко за пределы жизней входящих в них людей». (Н.Болдырев).

Если смысл любого человеческого сообщества в выражаемой им ценности, то иерархия сообществ — это иерархия ценностей, которым служат и которые воплощают сообщества.

Как уже говорилось, у конкретного человека много определений или, как говорил один из основателей исторической школы права фон Савиньи, «у человека много лиц». Если мы говорим, о каком-то конкретном Иванове, мы тем самым подразумеваем уже, что это член русской нации, к примеру, автостроитель, к примеру, работник Волжского автозавода, к примеру, житель Тольятти, член обширнейшего сообщества семейных и член конкретной семьи. Но каждым из этих своих определений он входит в некую общность, целостность, а в полноте своих определений — во всецелостность.

Ценностью, идеей, объединяющей людей в предельно широкое сообщество, может быть только одна из двух. «Существуют культуры, народы, государства, которые всю жизнь свою строят в предположении устроения в пределах данного им эмпирического пространства — все равно, на клочке ли этой планеты, на всей планете или, в пределе своем, на всех возможных планетах этого мира, но были культуры, которые такое устроение считали или неважным, или, по крайней мере, не главным, предварительным, а главное полагали в подготовлении к будущим, потусторонним судьбам человека». (Н.Алексеев). В основе великих человеческих сообществ лежат или религия, или более или менее прикрытый гедонизм, как в современном западном постхристианском мире. Связь людей в самом важном для каждого из них деле сплачивает их в самое крепкое и в то же время самое широкое сообщество. Более узкие союзы посвоему, своеобразно выражают те идеи и ценности, которые служат объединяющим фактором высших сообществ, они служебны по отношению к высшим. Как писал Питирим Сорокин: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак с друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, и главную ценность. … Возьмем, например, культуру Запада средних веков. Ее главным принципом или главной истиной (ценностью) был Бог. Все важные разделы средневековой культуры выражали этот фундаментальный принцип или ценность, как он формулируется в христианском Credo». Эта фундаментальная ценность раскрывалась во всех сферах жизни — от архитектуры до политики. Если же говорить о России, то на протяжении веков такой сверхценностью было спасение души или святость. По словам архимандрита Константина (Зайцева): «Это — абсолютная ценность, которая не только возглавляет пирамиду ценностей, но и поглощает их все».

Естественным, органичным для культуры, высшим идеалом в которой является святость и которая, следовательно, структурно оглавляема Церковью могут быть только такие сообщества, цели которых подчинены этому высшему идеалу или, по крайней мере, не противоречат ему. Из этого следует то, что если мы действительно верующие и идеал спасения души для нас главное, то мы должны стремиться к такому устроению окружающего нас мира, в котором все его проявления подчинены этой великой цели. Естественно, что союзы людей, не имеющие целью содействие воплощению высшей цели сообщества, а уж тем более противодействующие ей, не имеют с этой точки зрения права на существование. Критерием же важности дела и, следовательно, крепости союза для человека, живущего в системе координат Православия, является его важность в деле спасения.

Важнейшим из человеческих сообществ вслед за Церковью, безусловно, выступает нация, народ и его организационное во¬площение — государство. Идеальными, с точки зрения Церкви, являются такие взаимоотношения между Церковью и государством, которые определяются понятием симфонии, то есть совместной, согласованной работы этих начал в деле благоустройства человеческой жизни в целях ее спасения для жизни вечной. Но как осуществляется эта работа со стороны государства? Тем, что оно признает цели Церкви как важнейшие для людей, находящихся в его власти, и исходит в своей деятельности из этой предпосылки; то есть определяет и осуществляет иерархию ценностей. Содействие спасению людей — важнейшая функция внешнего мира для человека. Организованное с точки зрения справедливости, понимаемой как распределение приоритетов в жизненных целях, главнейшим из которых является спасение, сообщество людей есть христианское государство. Это, по существу, единое сообщество людей, объединенных единой целью совместного спасения для вечной жизни, в котором властно, силой отвергается, подавляется все, что этой цели противоречит и властно же устанавливается приоритет целей совместной деятельности.

Церковь может действовать и в иных государствах, но там ее цели не признаны как определяющие в людском сообществе. Из вышеприведенных слов свт. Филарета следует и то, что даже Церковь в отрыве от государства не может в полной мере исполнять свою функцию спасения человека. А лишенное души государство не может быть признано христианским сознанием как нормальное и соответствующее высшим идеалам людей, их исповедующих, и, следовательно, нуждается в переустройстве. Оно неорганично для такого миро¬ощущения и образованной этим мироощущением целостности.

Наилучшим было бы соотношение Церкви и государства, где все члены Церкви были бы и членами одного государства, а лучше сказать, сверхгосударства — Империи, включающей в себя организованные национальные сообщества. Такое утверждение поддерживалось, кстати, в Византийской империи де-юре, когда даже на излете ее существования в русских церквах поминался византийский Автократор. А в период существования Российской империи такой принцип во многом существовал де-факто. Поэтому нашей конечной целью может быть только всемирная империя православных христиан. Будет ли так? Господь ведает. Но личное спасение каждого православного христианина зависит и от его содействия в меру сил осуществлению этой цели.

Точно так же, как пронизывает в православном огосударствленном сообществе все союзы и индивидуумы принцип спасения души, пронизывает его и принцип государства. Исходной точкой осуществления максимальной в земных условиях справедливости является та, что высшая государственная власть должна рассматривать народ своей страны не как атомизированное население, а как расчлененное на естественные органические элементы целое. Незаслуженно забытый русский юрист В.Н.Лешков еще в середине ХIХ века писал: «Из отдельных лиц как атомов государства, сколько бы их ни было, никогда не составится государство, или гармоническое, во всех частях, связное общественное здание. Напротив, между частными лицами, или частным, гражданским элементом, и между государственным союзом, или общим политическим элементом, происходит во всей истории антагонизм, который для своего разрешения требует посредствующих соединений. Частные лица должны входить в них, вступая то в случайные, условные связи, в гражданское общество Гегеля или в договорные общины некоторых русских исследователей, — то в общественные союзы, органические, необходимые, каковы семьи, общины, сословия, которых вещественные и духовные связи одни в состоянии скрепить неразрывно и вечно союз государственный». А вот как раскрывает сущность государства Л.Тихомиров: «Ложная теория революции уверяет, будто бы в истории только и есть, что “борьба классов”. Это неверно: есть также их союз, и именно союз создает нацию, и именно поддержание союза, а не господство одного класса над другим есть идейная и историческая цель государства. Поэтому велика и плодотворна задача — отыскать в каждую эпоху способы повышения этих “классов”, составляющих в своем союзе целое общество, укрепить каждый из них порознь и упрочить их соглашение между собой. В этой задаче принимают участие и самостоятельные усилия каждого класса, и помощь власти, которая для того и существует, чтобы законодательно санкционировать справедливое и государственной силой подавлять несправедливое».

Почему признание и поддержание «классов», укрепление союза между ними есть осуществление справедливости?

Христианское государство должно поддерживать и укреплять систему ценностей человека и нации, исходящую из идеи спасения, из смысла существования данной общности. Поэтому государству надо лелеять производителей и творцов, значимых для людей реалий. В силу различия дарований людей различные ценности творятся разными людьми, хотя нужны всем. «Каждому дается особый дар для служения всем», — констатируют Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Задача истинного, справедливого государства по отношению к человеку состоит в том, чтобы дать его дару, его таланту раскрыться, дать человеку возможность показать, на что он способен. Но это и есть реализация ценностей.

Люди творят сообща. Даже тогда, когда кажется, что творит один человек, на самом деле в этом участвуют и участвовали многие люди. Как уже говорилось, служение ценности, идее организует людей в сообщество. Поэтому основой членения в органичном государственном сообществе является членение по тем предметам, которым люди служат и которые творят.

Следовательно, первая задача государства — знать и учитывать, эти ценности и эти сообщества. Вторая — укреплять союз между союзами. Такое укрепление возвышает, поддерживает ценность, идею, выражением которой является вышестоящий союз. Если высшая структурная единица выражает и осуществляет высшую ценность, то ее структурные элементы — необходимое звено в этом. Нерушимость всего органического единства подчиненных элементов есть необходимое условие существования целостности.

Тем самым обращенное к человеку нравственное требование раскрытия таланта и отдачи его людям есть вместе с тем и основа существования и крепости Православной империи, православного государства, несущего в себе идею спасения человека для вечной жизни.

Исходя из требования реализации сверхценности, государство должно определить и поддерживать иерархию сообществ. Только при таком подходе к строению государственного тела государственная власть может удовлетворительно исполнять свою главную функцию и в отношении человека, ибо в этих союзах находят свое отражение реальные интересы людей в главном качестве человека — сотворца Бога. Через поддержание иерархии сообществ поддерживается и иерархия ценностей в самом человеке. Но стоит особо подчеркнуть, что принадлежность человека к высшим или низшим рангом корпорациям ни¬сколько не влияет на его внутреннюю ценность перед Богом. Хороший рабочий лучше, чем плохой губернатор.

Какова же структура православного государства соответствующего своему наименованию?

«Корпоративное государство — это прежде всего организованное народное хозяйство, где главные процессы совершаются не стихийным путем, а по воле человека, в соответствии с теми целями и идеалами, которое ставит себе государство», — писал один из идеологов младороссов Б.Кадомцев. Но цели и идеалы находят свое выражение в людях и их сообществах, и поэтому корпоративный строй— не только организованное хозяйство, но иерархически организованная жизнь во всех социально значимых ее проявлениях. Конечно же, как указывается в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви: «Труд является органическим элементом человеческой жизни». И далее, развивая эту характеристику труда, видный эксперт в этих вопросах Русской Православной Церкви, преподаватель Московской Духовной академии О.Шведов пишет: «Социализированный труд — это важнейшая характеристика человека, пребывающего в сообществе людей». По словам О.Шпенглера, там, «где труд должен стать общей обязанностью и содержанием жизни, люди различаются между собой по тому, что они производят, а не по тому, чем они владеют». Но труд в понимании христианских корпоративистов понимается не только как создающий ценности материальные, но как (и в первую очередь как) созидающий ценности духовные.

И поэтому главными в корпоративном государстве христиан могут быть только корпорации, объединяющие людей на службе таковым. Это — сообщества духовенства, государственных чиновников, людей подлинного искусства, науки и образования. Напомним, что важнейшей частью Земского собора был Освященный собор, состоящий из иерархов Церкви.

Материальные ценности, рабочая сила, открытия и изобретения — все хозяйство есть средства, которые должны служить целям жизни.

В совокупности эти большие группы, классы людей являются носителями идей, на которые, как говорил Гегель, идея государства полагает себя. Это важнейшие сферы жизни православного государственного сообщества, без которых оно не может осуществиться.

Что представляют собой эти сферы по отношению к государственному целому и сами по себе?

В христианском обществе, где все пронизано духом спасения души через Боголюбие, братолюбие и справедливость, эти сферы, «классы», корпорации или целостности, на которые непосредственно расчленяется государство, тоже имеют в основе устроения душ своих членов те же базовые принципы. Основой же объединения людей в эти меньшие целостности служат ценности служебные, функциональные, подчиненные по отношению к воплощаемым Православной империей в ее целом, без которых, однако, эта империя не может полноценно существовать. Это структурные элементы империи, органические части того целого, частью которого они являются. Единство здесь не навязывается извне, оно существует благодаря внутренней силе объединяющей их идеи. Вместе с тем в силу того, что они представляют обособленные сферы, в меру своей обособленности — самостоятельны. В силу неравенства дарований в таких сообществах образуется естественная иерархия и естественные авторитеты. Самоуправление, внутренняя организация, основанная на естественной иерархии, способность издавать нормы права в пределах своей компетенции, то есть правовой статус, даваемый им государством, делают из крупных слоев общества сословия.

Эти относительно обособленные сферы жизни государства, имеющие свою организацию и представительство перед высшей, воплощающей единство государства властью, в свою очередь сами расчленены. Так, сословие людей искусства состоит из союзов писателей, композиторов, художников и т.д. Сословие работников образования — из работников высшей школы, средней школы, союзов преподавателей различных дисциплин, корпораций преподавателей и работников конкретной школы. Организованная сфера хозяйства — из сословий или корпораций крестьян, транспортников, промышленности и всеми теми обособленными сферами хозяйства, которые есть и которые народит хозяйственная жизнь. Эти более узкие союзы, вплоть до самой маленькой мастерской художника или сапожника, также должны иметь статус признанных государством самоуправляемых корпораций, включенных в общую систему не только общественной жизни, но и государства.

Очень важным моментом жизни человека нельзя не признать и то положение, которое он занимает территориально. В корпоративном государстве люди организованы и по территориальному признаку. Территориальные сообщества — тоже свое¬образные корпорации. Но стоит заметить, что деление по труду предшествует делению территориальному.

Обязанность региональных органов государственной власти — установление справедливости в отношениях корпораций на региональном уровне, что невозможно без их организации и представительства на этом уровне. А по отношению к государственному целому и сама его территориальная часть должна находиться в положении его члена, должного иметь представительство в качестве такового в высшем органе корпоративного представительства.

Дело государства как выразителя единства сословий — создать такой механизм выражения интересов сословий, чтобы были учтены интересы их всех, но при этом распределены в соответствии с иерархией ценностей в деле «благоустроения человеческой жизни». В соответствии с таким принципом интересы союза парикмахеров никогда не будут превалировать над интересами крестьян. Понятно, что под интересом союза можно понимать только интерес в достижении цели союза, а не материальные потребности, которые могут удовлетворяться только во исполнение этой цели.

Таким образом, вырисовывается следующая схема: государство непосредственно расчленяется на несколько сословий. Сословия имеют представительство перед Верховной властью в органе, который на Руси назывался Земским собором, и выражают через него свои интересы и потребности, контактируют друг с другом в лице своих представителей и осуществляют сотрудничество. Далее сами сословия расчленяются на более специфические отрасли труда, объединенные в корпорации, также автономные в пределах отведенных им сословиями функций. Собрания их представителей могут называться по-разному: Академия художеств, Академия наук, Хозяйственная палата и т.п. Главное, что они имеют закрепленные за ними государством властные функции в пределах своей компетенции, состоя из полномочных представителей нижестоящих корпораций. На региональных уровнях также существуют региональные отделения национальных союзов и их региональные советы.

Но все конкретные сферы жизни государственно-церковного целого может выявить только сама жизнь, придать им государственный статус — высшая цель государства. Неизменным должен быть только сам принцип органического целого.

«Органичным можно считать такое государство, которое обладает единым центром, каковой суть идея, сама собой и действенным образом формирующая все его области; ему не ведомы раздробленность и стремление к “самоуправству” со стороны отдельных частей, ибо благодаря системе иерархического представительства каждая из его частей, наделенная относительной самостоятельностью, имеет свое поле деятельности и внутренне связана с целым. Именно “целое” составляет суть рассматриваемой нами системы: она представляет собой гармоничное и развернутое духовно единое целое, а не массированную сумму элементов, раздираемую взаимоисключающими интересами», — так, на мой взгляд, великолепно выразил Ю.Эвола суть органического, то есть корпоративного государства.

Установление системы самоуправляющихся корпораций — социальных тел — и их представительство перед высшей государственной властью есть святая обязанность власти, основанной на христианских принципах, так как только оно обеспечивает максимально возможную в земных условиях справедливость.
  1   2

Похожие:

О будущем России применительно к человеку iconВ скором будущем евгеника победит любовь
В скором будущем люди при выборе партнера будут руководствоваться не эмоциями, а совместимостью генов. …Сторонники этой теории ссылаются...
О будущем России применительно к человеку iconКнига я пишу эти строки тебе, потомок. Не знаю, умеет ли ваша наука...
Если нет – подождите, эти методы обязательно появятся в будущем. И будущем не столь далеком. Какая-нибудь тысяча лет после моей смерти,...
О будущем России применительно к человеку iconМеждународный фестиваль документальных, короткометражных игровых,...
Кинофестиваль «Послание к человеку» и Санкт-Петербургский Государственный Университет открывают совместный киноклуб
О будущем России применительно к человеку iconСоздатель, сочинитель создатель литературного произведения. Применительно...
Применительно к конкретному литературному произведению используется понятие «образ автора» — это «проекция» автора на плоскость текста,...
О будущем России применительно к человеку iconКиноклуб фестиваля «послание к человеку» представит петербуржцам...
...
О будущем России применительно к человеку iconКнига румынской писательницы "Инауки рептилия во мне" волнующее откровение...
Ариана Хава Инуаки, рептилия во мне. Необыкновенные открытия о прошлом, настоящем и будущем Земли
О будущем России применительно к человеку iconВ. В. Путину Уважаемый Владимир Владимирович!
России невозможно без здоровой молодёжи. По данным Роспотребнадзора, больше половины подростков старше 12 лет регулярно употребляют...
О будущем России применительно к человеку iconЭпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук
Эпштейн М. Знак пробела: о будущем гуманитарных наук. М.: Нло, 2004, с. 512-540
О будущем России применительно к человеку iconОбширный анализ российских обстоятельств показал, что в современной...
Целесообразность, возможность и содержание реформы оборота гражданского огнестрельного оружия
О будущем России применительно к человеку iconМичио каку параллельные миры «сосриЯ» ^ 2 0 0 8 Об устройстве мироздания,...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница