23. Понятие административного права рк


Скачать 285.63 Kb.
Название23. Понятие административного права рк
страница1/2
Дата публикации19.04.2013
Размер285.63 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2
23. Понятие административного права РК.

Административное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в сфере административного права или в узком смысле в сфере государственного управления. Эти общественные отношения являются предметом административного права. К подобным общественным отношениям относятся: организация исполнительно-распорядительных органов; административная деятельность органов исполнительной власти; реализация административной власти судьями; государственно-управленческая деятельность; административная деятельность органов местного самоуправления.

Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства, с помощью выбора, способов правового регулирования (предписания, запрещения, дозволения).

Под термином «источники АП» понимаются официально признаваемые государственной властью формы выражения и закрепления правил поведения субъектов управленческих отношений. В правовой системе РК в качестве источников административного права признаются нормативный правовой акт и договор. Для нормативного правового акта как источника АП характерны следующие черты: официальный порядок принятия; наличие правовых норм; краткость изложения; действие на большой круг субъектов; отражение интересов как управляемых, так и управляющих. В РК действует значительное количество нормативных правовых актов, являющихся источниками АП: Конституция РК, принятая на республиканском референдуме 30 августа 1995 г., занимает исключительное положение среди всех источников права. Также к нормативным правовым актам, являющимся источниками АП, относятся Кодекс РК об административных правонарушениях; Конституционные законы; Законы, издаваемые Парламентом; Указы Президента РК, имеющие силу Конституционного закона, указы, имеющие силу Закона.

Подзаконные нормативные акты необходимы для урегулирования вопросов, носящих конкретный характер, поскольку действующее законодательство, в том числе и Конституция, не в состоянии решить все коллизии. К подзаконным относятся акты: Парламента и его Палат (Мажилиса и Сената); издаваемые Президентом; принимаемые органами исполнительной власти. К подзаконным актам, принимаемым иными органами государственной власти и управления, относятся постановления правительства.

Согласно Конституции РК и установившейся практике на территории Казахстана признаются в качестве источников АП международные акты.

Договор от нормативного правового акта отличают следующие черты: правила поведения, предусматриваемые договором, обязательны для исполнения только его участниками; договор регулирует отношения, складывающиеся между субъектами, имеющими равные правовые возможности.

Субъекты АП – это обладатели прав и обязанностей, которыми они наделены с целью реализации полномочий возложенных на них административным правом. Одной из сторон является орган исполнительной власти, а другой – граждане РК, государственные органы, общественные и религиозные объединения, юридические лица.
24. Понятие налогового права РК.

Налоговое право в казахстанской правовой системе занимает ведущее место, ведь оно регулирует важнейшие для государства и общества правоотношения – общественные отношения в сфере налогообложения, которые возникают между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами.

Налоговое право - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по установлению, введению и взиманию налога путем императивного метода воздействия на соответствующих субъектов.

Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.
В налоговом праве выделяют два метода:
1) Императивный метод. Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;
2) Диспозитивный метод. Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика.

Налоговое право определяет налоговую систему Республики Казахстан, как совокупность видов налогов, сборов и пошлин, правовых норм, регулирующих налоговые отношения и органы налоговой службы. Система налогового права РК состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть налогового права включает институты: 1) правовые основы налогового устройства государства; 2) правовые основы налоговой структуры государства; 3) правовые основы налоговых обязательств; 4) правовые основы налогового контроля; 5) финансово-правовая ответственность за нарушение налогового законодательства. Особенная часть налогового права включает в себя правовые институты, которые объединяют правовые нормы, посвященные отдельным видам налогов или режимам налогообложения.

Налог – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платеж в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Источниками налогового права выступают Конституция Республики Казахстан; Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»; 3) законы Республики Казахстан; 4) указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона; 5) постановления Правительства Республики Казахстан; 6) международно-правовые договоры
25. Понятие и общая характеристика земельного права РК.

Земельное право  отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Предметом отрасли земельного права являются опосредованные нормами права общественные отношения, имеющие своим объектом землю и возникающие в связи с ее использованием и охраной, управлением земельными ресурсами, закреплением земельных участков за отдельными субъектами, осуществлением права собственности на землю и иных прав на землю.

Система земельного права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть земельного права состоит из правовых институтов, содержащих нормативные положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, действие которых охватывает все или большинство видов земельных отношений и при этом она выражает общезначимые и основополагающие начала, принципиальные положения всего земельного правового регулирования. Особенная часть земельного права состоит из институтов, определяющих правовой режим использования и охраны отдельных категорий земель. Отдельные категории земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения; земли особо охраняемых природных территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Методы земельного права: императивный метод характеризует регулирование земельных отношений на властно-императивных началах, когда юридическое воздействие исходит только сверху от государственных органов, положение субъектов определяется отношениями субординации, юридическим неравенством сторон.

Диспозитивный метод характеризуется определением лишь общих параметров

поведения участников земельных отношений, юридическим равенством сторон,

предоставлением им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои

взаимоотношения в рамках установленных пределов.

Объектами земельных правоотношений являются материальные и иные ценности, по поводу которых между субъектами возникают соответствующие земельные правоотношения. Общим объектом земельных правоотношений выступает весь земельный фонд, земельные ресурсы страны, земля, которая используется или может быть использована в отраслях экономики. Конкретным объектом земельных правоотношений всегда выступает индивидуально определенный земельный участок — выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепленная в установленном законом порядке за субъектами земельных правоотношении.

К источникам земельного права РК относятся Конституция РК, Земельный кодекс РК, Законы РК в сфере земельного законодательства, Указы Президента РК, имеющие силу Закона и иные нормативно-правовые акты РК, а также международно-правовые договоры.
26. Понятие, задачи, принципы и формы уголовного процесса РК.

Уголовный процесс - правовое понятие, связанное с представлениями о правосудии, деятельности органов следствия, дознания, прокуратуры по применению уголовного права в случае совершения преступления. Уголовный процесс — это, осуществляемая в пределах и порядке установленных законом и иными правовыми актами и отвечающая своему назначению деятельность (система действий), наделенных соответствующими полномочиями государственных органов, а также возникающие в связи с этой деятельностью правовые отношения между органами и лицами, участвующими в ней.

Задачами уголовного процесса являются быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение к уголовной ответственности лиц, их совершивших, справедливое судебное разбирательство и правильное применение уголовного закона. Внутренней формой уголовно-процессуальной деятельности являются уголовно-процессуальные отношения. Внешней формой уголовного процесса служит уголовно-процессуальный порядок. Основные формы уголовного процесса - обвинительный, розыскной, смешанный, состязательный.

Принципы уголовного процесса: законность, осуществление правосудия только судом, судебная защита прав и свобод человека и гражданина, уважение чести и достоинства личности, неприкосновенность личности, охрана прав и свобод граждан при производстве по уголовным делам, неприкосновенность частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений, неприкосновенность собственности, презумпция невиновности, недопустимость повторного осуждения и уголовного преследования, осуществление правосудия на началах равенства перед законом и судом, независимость судьи, осуществление судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела, обеспечение подозреваемому, обвиняемому права на защиту, освобождение от обязанности давать свидетельские показания, обеспечение права на квалифицированную юридическую помощь, гласность, язык уголовного судопроизводства, свобода обжалования процессуальных действий и решений.

27. Понятие международного права.

МП – система международных договорных и обычных норм, создаваемых государствами и другими субъектами МП, направленных на поддержание мира и укрепление международной безопасности, установление и развитие международного сотрудничества, которое обеспечивается выполнением субъектами МП своих обязательств, а при необходимости, осуществляемым государства в определенном порядке действующими нормами МП.

Предметом международного права являются международные (межгосударственные) отношения.

Субъектами международного права являются государства, нации и народы, борющиеся за независимость, международные организации.

Отрасль международного права — совокупность международно-правовых норм и институтов, регламентирующих более или менее обособленные отношения, отличающиеся качественным своеобразием. Отрасли МП: международное морское право, международное воздушное право, международное право охраны окружающей среды, международное организационное право, международное гуманитарное право, международное экономическое право, международное космическое право и др.

Основные источники международного права:
1. Международный договор — письменное соглашение субъектов международного права относительно тех или иных правил поведения на международной арене, их действия и прекращения. 

2. Международный правовой обычай — правила поведения субъектов международного права, которые появились в результате длительной, единообразной практики и признаны в качестве правовой нормы.
3. Международные конференции и их акты.

4. Резолюции международных организаций.

Система МП состоит из двух частей: международное публичное право и международное частное право. Функции международного права: организационная, регулирующая, правоохранительная.
28. Понятие гражданско-процессуального права РК.

Гражданское процессуальное законодательство РК регулирует общественные отношения, возникающие при отправлении судами правосудия, при рассмотрении и разрешении исковых и иных дел, отнесенных к их компетенции, посредством императивно-диспозитивного метода.

Гражданский процесс (гражданское судопроизводство) — урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда, лиц, участвующих в деле, и других участников судебного производства, связанная с рассмотрением и разрешением по существу спорных и бесспорных гражданских дел, а также деятельность органов принудительного исполнения судебных актов, принятых в результате такого рассмотрения и разрешения.

Гражданское процессуальное право состоит из 2 частей: Общей и Особенной. Нормы Общей части гражданского процесса содержат общие правила судопроизводства. Нормы Особенной части имеют значение для отдельной стадии гражданского кодекса.

Действующий Гражданско-Процессуальный кодекс РК предусматривает три вида гражданского судопроизводства: исковое; особое исковое; особое приказное.

Субъектов гражданских процессуальных правоотношений делят на 4 группы: 1) лица, осуществляющие правосудие – суды; 2) лица, участвующие в деле и заявляющие самостоятельные требования на предмет спора; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора – прокурор; государственные органы, органы местного самоуправления, организации или отдельные граждане, вступающие в процесс; 3) заявители и иные заинтересованные лица по делам, рассматриваемым судом в порядке особого производства; 4) судебные представители – лица, содействующие осуществлению правосудия.

Гражданское процессуальное правоотношение имеет два объекта: общий и специальный. Общий объект гражданских процессуальных правоотношений – само гражданское дело (спор о праве, законный интерес – требование установления факта, имеющего юридическое значение, или иных обстоятельств по делам особого производства). Специальный объект гражданских процессуальных правоотношений – это то, на что направлено конкретное (элементарное) правоотношение – законный интерес, отдельные правовые действия участников процесса и т.д.
29. Основы организации и деятельности правоохранительных органов РК.

Правоохранительная деятельность – деятельность специально уполномоченных государственных органов, основной функцией которой является выявление, пресечение и предупреждение правовых нарушений, восстановление нарушенных прав или наказания правонарушителя, если восстановление нарушенных прав невозможно. Эта деятельность осуществляется в целях: охраны личности, ее прав и свобод; охраны общества, его материальных и духовных ценностей; охраны государства, его конституционного строя, суверенитета и государственной целостности.

Функции правоохранительных органов: 1) конституционный контроль; 2) судебная власть; 3) организация и обеспечение судов; 4) прокурорский надзор; 5) выявление и расследование преступлений; 6) защита по уголовным делам и т.д.

К правоохранительным органам относятся органы прокуратуры, органы внутренних дел РК, министерство юстиции РК; Агентство РК по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция), Комитет национальной безопасности РК. К правоохранительным органам адвокатура и нотариат не относятся, они лишь осуществляют юридическую помощь.

Прокуратура РК – подотчетный Президенту РК государственный орган, осуществляющий высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на территории Республики, за законностью оперативно-розыскной деятельности, дознания и следствия, административного и исполнительного производства.

Органы внутренних дел РК являются специальными государственными органами, осуществляющими дознание, предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка.

Основными задачами Министерства Юстиции РК являются содействие закреплению правовых основ политической, экономической и социальной жизни, научное и практическое обеспечение законопроектных работ, обеспечение правовой и криминалистической экспертизы, проектов правовых законов.

Органы национальной безопасности Республики, непосредственно подчиненные и подотчетные Президенту Республики, - специальные государственные органы, являющиеся составной частью системы обеспечения безопасности РК и предназначенные в пределах предоставленных им полномочий обеспечивать безопасность личности и общества, защиту конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности, экономического, научно-технического и оборонного потенциала страны.
30. Судебная система РК.

Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный суд РК и местные суды. Образование специальных и чрезвычайных судов под любым названием не допускается. К местным судам относят: областные и приравненные к ним суды, районные и приравненные к ним суды. Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается: принципом правосудия, обязательным исполнением на всей территории Республики вступивших в законную силу судебных актов, осуществлением судебной власти в единых формах, применением действующего права.

Верховный суд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Верховный суд РК рассматривает судебные дела и материалы, отнесенные к его подсудности, изучает судебную практику, принимает нормативные постановления, дающие разъяснения по вопросам применения в судебной практике законодательства. Также рассматривает дела по апелляционным жалобам, протестам на не вступившие в законную силу приговоры, постановления областных и приравненных к ним судов.

Верховный суд состоит из Председателя, председателей коллегий и судей. Их численность устанавливается Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного суда. При временном отсутствии председателя Верховного суда его обязанности возлагаются на одного из председателей коллегий.

Районные (городские) суды Республики Казахстан образуются, реорганизуется, упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению уполномоченного органа. Районный суд состоит из председателя и судей. Если в штатном расписании предусмотрен только один судья (односоставный суд), то на него возлагаются обязанности председателя этого суда.

Районный суд является судом первой инстанции, он рассматривает все судебные дела, отнесенные к его подсудности, и ведет судебную статистику, за исключением судебных дел, отнесенных к подсудности областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда Республики Казахстан.

Председатель районного суда: является судьей и выполняет обязанности судьи. Он организует рассмотрение судебных дел судьями, ведет общее руководство канцелярией, ведет прием граждан, организует прохождение стажировки кандидатами на должность судьи, организует ведение и анализ судебной статистики, издает распоряжения и осуществляет другие полномочия, предусмотренные в рамках закона.

Областной суд состоит из председателя, председателей коллегий и судей. Органами областного суда являются: надзорная коллегия, коллегия по гражданским делам, коллегия по уголовным делам, пленарное заседание суда. А в полномочия областного суда входят рассмотрение судебных дел, отнесенных к его подсудности, ведение судебной статистики, изучение судебной практики и осуществление иных полномочий, предусмотренных в рамках закона.
31. Алиментные отношения членов семьи.

Алиментные отношения возникают не только между родителями и детьми, но и между другими членами семьи. Алименты выплачиваются до достижения детьми восемнадцатилетнего возраста. Если родители в разводе и содержат сами своих детей или не достигли соглашения о размерах и порядке предоставления такого содержания, то в этом случае с них могут быть взысканы по суду алименты в пользу несовершеннолетних детей. Согласно ст. 125 Закона РК «О браке и семье» размер взыскиваемых судом алиментов с родителей в пользу несовершеннолетних детей на донного ребенка составляют одну четверть, на двух детей – одну треть, на трех и более детей – половину заработка или другого дохода родителей. Размер установленных законом долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом семейного или материального положения сторон или иных заслуживающих внимания обстоятельств». Если родители добровольно не будут платить алименты, то суд заставляет их в принудительном порядке.

Согласно Конституции и семейному законодательству Республики Казахстан, не только родители обязаны содержать детей и платить алименты, но совершеннолетние дети тоже обязаны платить и содержать своих нетрудоспособных, нуждающихся родителей, дедушек, бабушек, братьев и сестер и т.д.

Суд может освободить детей от обязанностей содержать родителей в случае лишения родителей родительских прав и в тех случаях, когда убедится, что родителя, хотя и не были лишены родительских прав, но в свое время уклонялись от воспитания и содержания своих детей.

Если у детей нет родителей или у родителей нет достаточных средств, обязанности по содержанию детей возлагается на деда, бабушку, братьев и сестер. Закон обязывает также пасынков и падчериц содержать своих отчима и мачеху.
32. Институт опекунства и попечительства.

Согласно ст. 100 Закона РК «О браке и семье» защита и реализация прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, а также в других случая отсутствия родительского попечения возлагается на органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а также над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического заболевания или слабоумия.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими веществами, а также по заявлению совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять обязанности.

Согласно Закону РК «О браке и семье» опекунами могут быть только совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: 1) лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; 2) лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; 3) отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее исполнение возложенных на него законом обязанностей; 4) бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; 5) лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.
33. Субъекты трудовых отношений. Основания возникновения трудовых отношений.

Субъекты трудового права могут быть разделены на индивидуальные, коллективные и государственные субъекты. К индивидуальным субъектам относятся физические лица (граждане РК, иностранные граждане, лица без гражданства, трудящиеся-мигранты, беженцы, оралманы и т.д.). Данные субъекты, вступая в правоотношения, выступают в роли их участников, таких как: работники, работодатели (физические лица), безработные, посредники при разрешении коллективных трудовых споров, лица, оказывающие трудовое посредничество и др.

Коллективные субъекты трудового права – трудовые коллективы, профсоюзные комитеты, союзы работодателей, согласительные и примирительные комиссии, разрешающие трудовые споры, и др.

Государственные субъекты трудового права – Правительство, территориальные исполнительные органы, суды, прокуратура, уполномоченные органы по вопросам занятости, уполномоченные органы по труду и др.

Основания
  1   2

Похожие:

23. Понятие административного права рк iconКонтрольные вопросы по теме: Индивидуальные субъекты адм права
Понятие субъектов административного права. Основания (критерии) классификации субъектов административного права
23. Понятие административного права рк iconВопросы к государственному экзамену по административному процессу (2011-2012 уч г.)
...
23. Понятие административного права рк iconПлан сущность, предмет и метод административного права место административного...
Это отрасль публичного права, изучающая сферу государственного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового...
23. Понятие административного права рк iconУтверждён на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного...
Понятие и классификация источников гражданского процессуального права. Роль судебной практики в развитии гражданского процессуального...
23. Понятие административного права рк iconВопросы к государственному экзамену по специализации «Государственное право»
Понятие и классификация субъектов административного права. Административно-правовой статус
23. Понятие административного права рк iconОбщая часть
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
23. Понятие административного права рк icon1. Понятие источника права
Трактовка источника права как формы права довольно условна, поскольку само понятие источник гораздо шире, чем то значение, которое...
23. Понятие административного права рк iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену по трудовому праву
Трудовое право – одна из отраслей права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права (гражданского, административного,...
23. Понятие административного права рк iconМетодический материал по итоговому контролю знаний студентов общая часть
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
23. Понятие административного права рк iconВопросы к экзамену предмет, метод, система и источники отрасли административного права
Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды. Меха-низм административно-правового регулирования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница