Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства


Скачать 161.98 Kb.
НазваниеТема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства
Дата публикации20.04.2013
Размер161.98 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон

СИСТЕМА ПРАВА


КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ МОДУЛЯ

Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1. Понятие системы права, ее основные черты.

2. Структурные элементы системы права: отрасль, подотрасль, институт права, нормы права.

3. Основания деления норм права на отрасли. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования.

  1. 4. Общая характеристика отраслей права Республики Беларусь. Соотношение международного и национального права.


1. Понятие системы права

Система права - это обусловленная характером общественных отношений внутренняя структура права, которая выражается в единстве и согласованности со­ставляющих его норм и одновременной их дифференциации на отрасли, подотрас­ли и институты. Система права характеризуется следующими основными чертами :

  1. единство и согласованность норм, его составляющих;

  2. разделением на взаимосвязанные между собой отрасли, подотрасли и ин­ституты;

  3. объективным характером строения.

Единство системы права заключается в целостности ее внутренней организации, взаимосогласованности норм, единстве принципов строения и функционирования, отсутствии противоречий в правовых требованиях.

Дифференциация системы права выражается в подразделении права на отно­сительно самостоятельные структурные образования и институты. Подобная диф­ференциация вызвана большим разнообразием общественных отношений. Опреде­ленный вид отношений регулируется не одной отдельно взятой нормой, а комплек­сом норм, "специализирующихся" на регулировании именно этого вида отношений.

Как единство, так и дифференциация системы права объективны, т. е. объек­тивно обусловлены характером общественных отношений на соответствующем этапе развития общества.

В качестве основных частей (элементов) системы права на различных уров­нях выделяются: нормы права, правовой институт, отрасль (подотрасль) права.

Первичной "ячейкой" системы права является норма. Именно в ней выража­ются основные черты права - нормативность, формальная определенность, госу­дарственная принудительность.

Однако норма, взятая отдельно, вне связи с другими нормами, не может ре­гулировать общественные отношения. Системность - важнейшее свойство права как регулятора общественных отношений - у отдельной нормы права отсутствует.

Среди общественных отношений, несмотря на их различия, имеются группы, обладающие определенными общими особенностями. Например, имущественные отношения отличаются от трудовых или брачно-семейных отношений. Эти группы отношений регулируются и соответствующими обособленными группами норм, образующими самостоятельные элементы системы права - отрасли и институты.

Отрасль права - это совокупность правовых норм, составляющих самостоя­тельную часть системы права и регулирующих качественно однородную сферу об­щественных отношений своим особым методом.

Правовой институт - это совокупность правовых норм, составляющих обо­собленную часть отрасли права и регулирующих определенный вид, сторону одно­родных общественных отношений.

Например, внутри отрасли гражданского права - институт собственности, ин­ститут договора и т. п.

В составе отрасли могут быть образованы и более крупные, чем правовой ин­ститут, объединения правовых норм - подотрасли права. Это обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующие специальные виды общественных отношений, входящих в сферу отрасли права.

Например, подотраслями гражданского права является авторское или изобрета­тельское право ; земельного права - лесное, водное, горное, правовая охрана при­роды.

Несколько подробнее рассмотрим понятие правовой институт. Так, есть институты, которые регулируют лишь какое-либо одно специфическое общественное отношение или даже один из его элементов. Так, в уголовно-процессуальном праве известны институты потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, гражданского истца, гражданского ответчика, определяющие правовой статус одного из субъек­тов уголовно-процессуальных отношений. В гражданском праве имеется ряд ин­ститутов, которыми регламентируется какая-либо общая для всех гражданско-правовых отношений отдельная сторона. Это, в частности, институты представи­тельства, исковой давности и другие, регламентирующие такие принципиально важные моменты гражданско-правовых отношений, как порядок назначения и права представителей правоотношения, определение исковой давности и т. д.

Все эти обособленные нормы обладают свойствами правовых институтов, регламентирующих отдельную группу общественных отношений: обособленно­стью предмета и корреспондирующей ей специфичностью (по своему назначению, содержанию, а иногда и форме) предписаний, регулирующих данный предмет, а также тесной взаимосвязью между предписаниями, регулирующими отдельные от­ношения или какую-либо его часть.

Критерием обособления правовых норм в конкретный правовой институт слу­жат следующие признаки:

  • единство правовых норм, т. е. единство содержания, которое выражается в общих положениях, правовых принципах или совокупности используемых право­вых понятий, единства правового режима регулируемых отношений либо иным способом;

  • полнота регулирования определенной совокупности общественных отноше­ний, то есть содержит все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений. В результате каждый правовой институт являет­ся уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дублируется други­ми структурными компонентами системы права;

  • логическая последовательность обособления норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, дру­гих нормативных актов.

Обычно правовой институт - это какая-либо часть отрасли права. Однако в практике законодательства имеются смешанные институты, характерные для раз­ных отраслей права. Например, институт, устанавливающий ответственность за совершение дисциплинарных проступков, относится к сфере трудового права. В основе института лежат властные полномочия администрации предприятия, ее пра­во налагать дисциплинарные взыскания на виновных работников. Однако трудовые споры по поводу наложения подобных взысканий могут рассматриваться в судеб­ном органе по правилам гражданско-процессуального законодательства, то есть другой отрасли права. Это объясняется тем, что многие отношения, регулируются несколькими отраслями права, их невозможно практически четко разделить. Так, в гражданском праве присутствуют нормы конституционного, административного, финансового и иных отрасли права. В значительной степени это относится к трудовому и некоторым другим отраслям.

Правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права - отрасль права.

Отталкиваясь от ранее данного определения отрасли права, перейдем к ее бо­лее подробному рассмотрению. Это не простое объединение нескольких правовых институтов, а целостное образование, характеризующееся рядом свойств, не при­сущих правовым институтам. Отрасли права присущи следующие свойства :

  • отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществ­лением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государст­ва, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семей­ное право - отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье. Кроме того, в отличие от института отрасль права содержит исчерпывающий набор юридических средств, методов правового воздействия, устанавливаемых государ­ством в процессе регулирования отношений соответствующей сферы;

  • отрасль имеет основной институт, который закрепляет общеотраслевые принципы права, определяет предмет и задачи отрасли, содержит иные общие по­ложения;

  • в отрасли определяется своеобразный юридический режим, регламентирую­щий правовое положение субъектов права, устанавливающий законные способы реализации прав и исполнения юридических обязанностей, государственно-правовые меры в конкретных отношениях. Для каждой отрасли характерен специ­фический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирова­ния, что позволяет не только объединить нормы права в единое целое, придать им упорядоченный, системный характер, но и возможность отличать одну отрасль права от другой.

Ряд отраслей права подразделяются на подотрасли права, которые являются целостным образованием отрасли. Подотрасли регулируют специфический вид от­ношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом и других отраслях права. Таким образом, выделение отраслей права обусловлено объективно существующей спецификой, качественным своеобразием регулируемых ими общественных отношений, предметом правового регулирования.
2. Предмет и метод правового регулирования

Имеются два критерия деления права по отраслям : предмет и метод правово­го регулирования

Предмет правового регулирования - это конкретные волевые общественные отношения, регулируемые правом или объективно требующие правового регулиро­вания.

В силу различных причин из поля зрения законодателя могут выпасть некото­рые отношения. Поэтому предмет - это не только регулируемые правом, но и объ­ективно требующие такого регулирования отношения.

Каковы отличительные черты отношений, составляющих предмет правового регулирования?

Во-первых, право регулирует социальные отношения. Естественные физико-химические, биологические процессы и явления могут учитываться правом в каче­стве юридических фактов.

Во-вторых, право регулирует отношения, проходящие через волю и сознание людей.

Юридические нормы не могут регулировать действия, совершенные в состоя­нии гипноза или психического заболевания, физического принуждения.

В-третьих, право регулирует конкретные социальные отношения. Это значит, что в предмет правового регулирования не включаются массовые социальные про­цессы, которые протекают по объективным законам общественной жизни.

Например, право не регулирует миграционные, демографические и другие социальные процессы, однако это положение нельзя понимать упрощенно. Не ре­гулируя эти процессы, право способно активно воздействовать на них : одни - тор­мозить, другим создавать условия для развития.

В-четвертых, право регулирует не любые, а наиболее важные общественные отношения, затрагивающие существенные интересы государства, общественных организаций, трудовых коллективов, личности.

Область таких отношений, естественно, не постоянна, она определяется в за­висимости от этапа экономического и социального развития государства, внутрен­ней и внешней обстановки, заинтересованности государства в регулировании тех или иных отношений.

В-пятых, правом регулируются отношения, которые объективно поддаются юридической регламентации.

По мере развития общественных отношений предмет правового регулирова­ния не остается неизменным. Одни отношения исчезают из общества и уходят из сферы правового регулирования, другие, напротив, зарождаются, зреют, получа­ют правовое регулирование (кооперация, аренда).

Вторым, вспомогательным основанием для распределения норм права по от­раслям служит метод правового регулирования.

Метод правового регулирования - это совокупность приемов, способов воз­действия права на определенную область общественных отношений.

Если предмет регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отно­шения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод показывает, как, каким образом регулируются данные отношения.

Если пользоваться при классификации права одним предметом регулирования, то трудно будет отграничить смежные отрасли и тем более институты права, чтобы преодолеть эту трудность, следует учитывать методы правового регулирования.

Метод правового регулирования зависит:

  1. от целей и задач, которые ставит перед собой государство, издавая те или другие нормы права;

  2. от характера субъектов правового отношения;

  3. от характера и взаимосвязи прав и обязанностей субъектов правоотношения;

  4. от различных средств обеспечения и охраны правовых норм.

Выделяют следующие основные методы правового регулирования:

  • субординации (императивный) – метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях;

  • координации (диспозитивный) – метод равновесия сторон, основный на дозволениях;

  • поощрительный – метод вознаграждения за определенные заслуженное поведение;

  • рекомендательный - метод совета осуществления конкретного желательного для общества и государства поведения.

Наиболее яркое различие методов таких отраслей права, как административное и гражданское.

Для гражданского права свойствен метод координации. Юридическим фактом здесь чаще выступает договор между равноправными участниками отношений (гражданами, организациями). Именно в договоре устанавливаются взаимные права и обязанности.

Санкции за нарушение обязанностей являются, как правило, имущественны­ми, восстановительными.

Административному праву, напротив, присущ метод субординации. Он ос­нован на властных предписаниях государственных органов, которые точно уста­навливают порядок возникновения, объем прав и обязанностей. Субъекты админи­стративного права, как правило, находятся в отношении власти и подчинения. Санкции носят штрафной, карательный характер. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм. объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характерными особенностя­ми и спецификой регулируемых ими общественных отношений.

Различное сочетание способов, прие­мов правового воздействия на общественные отношения образует специфику отрас­левого метода, определяет его особый юридический режим, который последова­тельно проводится через все институты и нормы отрасли и с помощью которого осуществляется регулирование соответствующей сферы общественных отношений.

Метод правового регулирования формируется не произвольно, он определяет­ся предметом правового регулирования. Так, например, взаиморасположение уча­стников отношений, урегулированных административным правом, производен от характера существующих отношений в сфере государственного управления, то есть от предмета административного права. Эта зависимость существует между методом и предметом во всех отраслях права.

Предмет и метод правового регулирования позволяют дифференцировать пра­вовые нормы по отраслям и институтам права. Однако эта работа достаточно не простая и требует специальных научных познаний. Не всегда легко можно разгра­ничить отрасли права из-за трудностей в классификации смежных институтов и от­сутствия четких критериев обособления отдельных подотраслей права в самостоя­тельную отрасль.

В юридической науке и сейчас идут дискуссии, можно ли считать авторское, лесное и некоторые другие права самостоятельными отраслями.

С изменением общественно экономических отношений, политически- -ми ус­ловиями одни отрасли могут утрачивать свое значение, и наоборот, - возникать новые. Так, в современных условиях колхозное право утратило статус отрасли в связи с утратой колхозами доминирующего положения в сельскохозяйственном производстве и возникновения новых форм ведения сельского хозяйства формируется аграрное право.
4. Характеристика основных отраслей права Республики Беларусь

Не предрешая вопроса о количестве отраслей права в Республике Беларусь, рассмотрим основные отрасли : конституционное право, административное, финансовое, земельное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное, уголовно-процессуальное и гражданско-процессуальное.

Ведущей отраслью является конституционное право. Оно объединяет нормы, закрепляющие основы конституционного строя, основные права, свободы и обя­занности граждан, избирательную систему, проведения референдума. Порядок об­разования и компетенцию законодательной, исполнительной и судебной власти, местного управления и самоуправления, осуществления государственного контроля и надзора в Республике Беларусь.

Административное право регулирует отношения, складывающиеся в процессе государственного управления. Оно в основном регулирует деятельность Правитель­ства, его министерств и ведомств и иных исполнительных органов, порядок про­хождения государственной службы, а также устанавливает систему административ­ных проступков и порядок применения административной ответственности к ви­новным лицам.

Финансовое право представляет собой совокупность норм, регулирующих от­ношения по накоплению и распределению финансов. Его составной частью служат нормы, предусматривающие формирование государственного бюджета, бюджет­ные права органов государственной власти и местного самоуправления, порядок составления и утверждения бюджета, контроль за его выполнением.

Определенную часть финансового права составляют нормы, которыми уста­навливаются обязательные платежи и налоги, порядок их взымания, кредитования, имущественное и личное страхование, а также регулируются отношения в сфере государственного финансирования капитального строительства, социально-культурных мероприятий, расходов на управление и оборону. Финансовое право содержит и нормы, закрепляющие правовые основы денежного обращения и поря­док осуществления валютных отношений на территории Республики Беларусь и за рубежом. Однако следует отметить, что данная отрасль сегодня является в стадии становления, ее нормы еще не совершенны и требуют дальнейшего уточнения и изменения.

Земельное право - это совокупность норм, регулирующих отношения, скла­дывающиеся по поводу распоряжения и управления земельными ресурсами, находящимися в собственности государства или в частном владении, в связи с их использованием и охраной. В них устанавливается компетенция органов исполни­тельной власти, местных органов самоуправления в сфере регулирования земель­ных отношений, порядок предоставления, использования и изъятия земельных участков, особенности использования земель сельскохозяйственного, городского, промышленного и иного назначения, земель водного и лесного фонда, порядок разрешения земляных споров.

Гражданское право объединяет нормы, которые определяют правовое поло­жение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, регулирует договор­ные, другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отно­шения. Участниками гражданских правоотношений выступают чаще всего гражда­не и юридические лица, а также гражданское право закрепляет правовое положение государственной, частной и иной собственности, регулирует различные имущественные сделки, вопросы на­следования, авторства, изобретательства и другие.

Трудовое право объединяет систему норм, которые регулируют трудовые от­ношения рабочих и служащих с предприятиями, организациями, учреждениями. Оно также регулирует порядок заключения и расторжения трудового договора, рабочее время и время отдыха, виды заработной платы, установление трудовой дис­циплины и материальной ответственности, разрешение трудовых споров.

Семейное право представляет собой совокупность норм, регулирующих от­ношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье, порядок всту­пления в брак, основания его прекращения, взаимные права и обязанности супру­гов, родителей и детей, а также других членов семьи, условия и порядок усынов­ления, установления опеки и попечительства.

Уголовное право объединяет нормы которыми устанавливаются основания уголовной ответственности и освобождение от нее, формируются понятие преступ­ления и цели наказания, виды уголовных санкций и порядок их применения, опре­деляется круг общественно опасных деяний, которые признаются преступными.

Уголовно-процессуальное право составляют нормы, регламентирующие по­рядок производства по уголовным делам, а также регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда при расследовании и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права определяют цели и задачи уголовного судопроизводства, правовое положение участников уго­ловного процесса, права и обязанности правоохранительных органов в этом про­цессе, регламентируют порядок проведения дознания и предварительного следст­вия, сбора и оценок доказательств, разрешения уголовных дел судебными органа­ми, обжалование и опротестование судебных приговоров, их исполнения.

Гражданско-процессуальное право состоит из норм, которые определяют цели и задачи гражданского судопроизводства, подведомственности и подсудности рас­сматриваемых споров, устанавливают круг и правовое положение участников про­цесса, порядок сбора и оценки доказательств по гражданским делам, регламенти­руют порядок судебного разбирательства судами, порядок вынесения и обжалования решений по гражданским делам, а так­же исполнения вынесенных и вступивших в законную силу решений.

В системе права Республики Беларусь особое место занимает международное право, которое в настоящее время усиленно разрабатывается в связи с образовани­ем независимого государства Республика Беларусь.

Международное право не входит в национальную систему права. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определют взаимные права и обязанности государств – участников мирового сообщества, принципы взаимоотношений, поведение на международное арене. В международном праве сохраняется деление на публичное и частное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданинами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

Международное публичное право регулирует отношения между государствами в различных сферах их жизнидеятельности (политики, экономики и т.д.)

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответсвтие им законодательства.

^

Соотношение системы права и системы законодательства


Различия между системой права и системой законодательства состоит в том, что каждая отрасль права имеет единый предмет и метод правового регулирования, а отрасль законодательства, регулируя определенные сферы государственной, социальной жизни и т.п. выделяется только по предмету правового регулирования и не имеет единого метода. Кроме того, предмет отрасли законодательства не является абсолютно однородным, и зачастую не совпадает с предметом отрасли права. Он может включать в себя различные общественные отношения.

В настоящее время в Республике Беларусь сложилась следующая система законодательства, которая состоит из трех групп. Первая группа отраслей законодательства в основном совпадает с одноименными отраслями права. Например, уголовное, гражданское, трудовое, семейное законодательство. Вторая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Например, экологическое, социальное и некоторые другие отрасли законодательства. Третья группа отраслей законодательства это комплексные отрасли, которые состоят из норм административного, гражданского, жилищного и некоторых других отраслей права. Например, Закон о молодежи, законодательство об образовании и т.д.

Различия в системе права и системе законодательство имеют определенные практические последствия. При подготовке инкорпорированных сборников законодательства обычно нормативные материалы располагаются применительно к существующей системе законодательства, а не по системе отраслей права. Поэтому при пользовании сборниками следует учитывать эти различия. Эти же различия следует учитывать и при подготовке кодификационных и консолидированных актов.

Похожие:

Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconГражданское право
Понятие и предмет гражданского права как отрасли права. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Отграничение...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «международное право»
Понятие международного права как особой системы права. Отличие международного права от внутригосударственного права и международного...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconПрограмма курса раздел I. Конституционное право российской федерации...
Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли. Дискуссия о наименовании отрасли: конституционное или государственное...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconПонятие и предмет трудового права отрасль трудового права
Определение отрасли трудового права должно указывать на особенности предмета и метода данной отрасли законодательства. Предметом...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconЛекция тема: предмет, метод, принципы
Формы взаимодействия общества с природной средой и развитие экологической мысли. Экологические функции государства и права. Понятие...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconРоль трудового права в регулировании трудовых отношений в условиях...
Предмет трудового права. Права России – система всего 11 отраслей права. Практическое применение трудового права – это самая молодая...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconТрудовое право понятие и предмет трудового права
Метод и система трудового права. Соотношение трудового права с другими отраслями права
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства icon1. Понятие системы права. Система права и система законодательства...
Система это специфически выделенное множество элементов объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений. Следовательно,...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconКонтрольные вопросы для подготовки к экзамену по трудовому праву
Трудовое право – одна из отраслей права. Отграничение трудового права от смежных отраслей права (гражданского, административного,...
Тема «Система права» предполагает дать понятие системы права, ее структурные элементы, основания деления права на отрасли, дается характеристика основных отраслей права, соотношение системы права и системы законодательства iconУрок №21 тема: система права
Вопрос о системе права это вопрос о том, как право организовано изнутри, из каких элементов и подсистем оно состоит. Система права...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница