Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе»


НазваниеКонспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе»
страница1/5
Дата публикации21.04.2013
Размер0.53 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5


ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Росздрава»


КОНСПЕКТ
для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения»

ТЕМА № 1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе»

ЗАНЯТИЕ 1 ««Геополитическое положение РФ. Концепция национальной безопасности. Угрозы национальной безопасности России»


Рассмотрен на заседании кафедры

(протокол № ___ от «__»_______2010 г) и рекомендован к использованию при проведении занятия со студентами лечебного и педиатрического факультетов






Иваново 2010
^

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ





  1. Введение

  2. Геополитическое положение Российской Федерации

  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации

  4. Угрозы национальной безопасности Российской Федерации в различных сферах

ВВЕДЕНИЕ



Россия находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических, политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились подходы к обеспечению национальной безопасности, что позволило по-новому рассматривать место и роль РФ в мире. В рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент решения проблем безопасности РФ.

Современный этап мирового развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим, финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим проблемам.

Существуют константы безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный, Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.

Вопреки многим оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.

Это ставит на повестку дня задачу переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Современная российская военная политика является составной частью политики в области национальной безопасности и строится на основе положений Концепции национальной безопасности РФ и Военной доктрины РФ, изложенные в Указах Президента Российской Федерации от 10.01 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» и от 21.04.2000 г. № 706 «Об утверждении Военной доктрины Российской Федерации»

Материал данной темы отражает взгляды о роли и месте России в мире, национальных интересах государства и спектре угроз в различных сферах жизнедеятельности не краткосрочную (до трех лет) и среднесрочную (до 10 лет) перспективы

^ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РФ
С точки зрения геополитического положения, Россия в мировом сообществе остается важным связующим звеном и своеобразным "мостом" между Западом и Востоком. Для России характерны черты с одной стороны европейского, а с другой - азиатского государства. Она была и остается своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов, для нее исторически предопределено быть участником всех мировых и региональных процессов.

Вместе с тем, события в нашей стране, прошедшие за последние 15 –20 лет значительно ослабили экономические, политические и военные позиции России на международной арене. Распад СССР, экономический кризис 90-х годов негативно сказались на этих позициях.
Место России в мире:

  1. По производству валовой продукции – 58.

  2. По среднедушевому потреблению – 51.

  3. По производительности труда – 70.

  4. По объему ВВП на душу населения – 38.

  5. По продолжительности жизни – 57.

  6. По уровню высшего образования - 4

Таблица 1

Крупнейшие страны мира по площади (млн. кв. км)


1

Россия

17075,4

6

Австралия

7692,0

2

Канада

9970,6

7

Индия

3287,3

3

Китай

9598,0

8

Аргентина

2780,1

4

США

9518,9

9

Казахстан

2724,9

5

Бразилия

8547,4

10

Судан

2505,8


Россия занимает территорию 76% от СССР

^ Изменения положения Российской Федерации

- По территории - 76% от СССР;

- По населению - 60% от СССР;

- ВНП - 40-50% от СССР;

- В 1985 г. НД СССР - 57% от НД США;

- В 2002 г. НД РФ - 17% от НД США;

- В 1913 г. НД России - 11,5 от НД США
Таблица 2

Расходная часть бюджета (млрд. руб)


Статья расходов

2006 год

2007 год (проект)

Общегосударственные вопросы

647

821,3

Национальная оборона

667,2

821,1

Национальная безопасность

540,2

664,8

Национальная экономика

338,5

495,8

ЖКХ

31,6

49,8

Экология

6,3

7,8

Образование

206

278,4

Культура и СМИ

50,4

65,1

Здравоохранение и спорт

145,8

206,1

Социальная политика

209,5

210,9

Межбюджетные отношения

1 400

1 800

Всего

4 200

5 400

Понимание базовых национальных интересов РФ и основных инструментов их обеспечения неразрывно связанно со сложившимся местом РФ в системе глобальных военно-политических отношений. Сегодняш­няя глобальная военно-политическая обстановка характеризуется сочетанием двух основных тенденций: с од­ной стороны, стремлением сформировать новую, более справедливую и демократичную систему международ­ных экономических и политических отношений. С другой стороны, расширением практики применения воору­женной силы на основании национальных решений и вне мандата ООН. Наряду с этими новыми тенденциями продолжают существовать и стереотипы периода «холодной войны», существенно осложняющие международную обстановку.

В данных условиях сохраняется значение военной силы как инструмента внешней политики и обеспечения национальных интересов того или иного государства.

6.02.06 г. МО США опубликовало 113-страничный документ под названием Quadrennial Defense Review Report (QDR-2006), в котором изложено современное состояние военной доктрины США и определены основные направления военного строительства на ближайшие четыре года.

Принципы американской стратегии заложены в предыдущем докладе 2001 года и определяются в США формулой «1421»:

- защита национальной территории США («1»);

- способность противостоять враждебным действиям или напряженности одновременно в четырех регионах мира («4»);

- способность вести две победоносные крупномасштабные войны в различных регионах мира («2»);

- способность одержать в одной из этих войн полную по­беду с занятием территории противника и свержением его правительства («1»).
В КНР в «Военной доктрине» напрямую указывается, что к 2014 г. в мире не должно быть ни одной задачи, которую не смогли бы решить Вооруженные Силы Китая.

Россия последовательно выступает за создание такой системы международных отношений, в которой значе­ние военной силы будет минимизировано и ее функции сведены к задаче сдерживания вооруженных конфлик­тов. Однако с учетом объективно существующих тенденций в системе международных отношений вынуждена корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России сов­ременных и эффективных Вооруженных Сил становится одним из условий ее успешной и безболезненной ин­теграции в строящуюся систему международных отношений.

Обозначившийся с начала нового века выход России из состояния политического и экономического кризиса и существенное укрепление ее позиций на мировой арене в последнее время является важнейшей мировой тенденцией. Это дает возможность говорить о необходимости формулирования новых приоритетов ее внешней политики, учитывающих новые реалии, а также и об объективных геополитических потребностях Российской Федерации, связанных с необходимостью обеспечения благоприятных условий для ее развития в качестве од­ного из ведущих государств мира.

Существенное значение для понимания специфики российских внешнеполитических интересов, а значит, ро­ли и места российских Вооруженных Сил, приобретают новые глобальные тенденции.

Во-первых, на первый план в глобальной системе военно-политических отношений выходит противодейст­вие новым вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение ОМП и средств его доставки, международный терроризм, этническая нестабильность, деятельность радикаль­ных религиозных сообществ и группировок, наркоторговля, организованная преступность. Характер этих вы­зовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим рез­ко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооружен­ные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций. Военная сила все чаще применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Это явля­ется отражением объективного характера современной ситуации в мире. Однако Россия выступает за строгое соблюдение при формировании подобных коалиций и, в особенности, при применении ими военной силы, норм международного права и будет вступать в них, только если этого потребуют ее внешнеполитические интересы.

В-третьих, происходит дальнейшая экономизация внешне-поли-тических приоритетов государств. Экономи­ческие интересы становятся более важными по сравнению с политическими и военно-политическими, более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате существенно изменилось понимание условий, достаточ­ных для применения вооруженной силы. Если раньше основанием для принятия решений об использовании во­енных средств чаще всего служило наличие прямой военной угрозы безопасности или интересам того или ино­го государства, то сейчас военная сила все чаще применяется для обеспечения экономических интересов той или иной страны. Это объективно расширяет сферу внешнеполитической востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. В современных условиях, когда возникновение международного антитеррористического интернационала стало реальностью, бессмыс­ленными становятся попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную. Это касается как политических подходов к пресечению террористической активности, так и силовых мер по нейтра­лизации активности террористов. Очевидно, что терроризм превратился из политической угрозы в военно-по­литическую, и сфера ответственности вооруженных сил, в частности, Вооруженных Сил России, по противо­действию ему существенно расширилась.

В-пятых, существенно повысилось значение негосударственных участников системы международных отно­шений для определения характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправи­тельственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и не­формальные «клубы» оказывают широкое, порой противоречивое воздействие на политику отдельных госу­дарств. Россия стремится к активному участию в основных межгосударственных и международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов и интересов в сфере безопасности.

Данные тенденции существенно дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также традиционных межгосударственных организаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию военного потенциала России, является понимание характера отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной сис­темы международных отношений.

^ Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматривается Россией в качестве цент­рального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Снижение роли Совета Безопасности ООН и переход к применению вооруженных сил на основании национальных решений оценивается как опасная тен­денция, в перспективе способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. Это может существенно уменьшить значение и эффективность политических инструментов разреше­ния кризисных ситуаций и значительно понизить порог применения военной силы.

^ Содружество Независимых Государств и Организация Договора о коллективной безопасности

Отношения с Содружеством Независимых Государств являются для России важнейшим направлением внешней политики. Россия будет стремиться и дальше развивать потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия и дальше будет выступать за превращение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в эф­фективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-по­литическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ. Россия рассматривает обеспечение безопасно­сти и неприкосновенности границ стран-членов ОДКБ в качестве приоритета своего военного планирования.

^ Организация Северо-Атлантического договора (НАТО) и Европейский Союз (ЕС)

Отношения России с Организацией Северо-Атлантического договора (НАТО) определяются Римской декла­рацией 2001 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие прямых и косвенных компонентов антироссийской направленности и из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российско­го военного планирования и принципов строительства российских Вооруженных Сил, включая изменение рос­сийской ядерной стратегии. Россия рассчитывает на дальнейшее развитие конструктивных политических и экономических отношений и со странами Европейского Союза, исходя из необходимости формирования взаи­мовыгодных, справедливых и недискриминационных отношений, а также безусловного признания территори­альной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями междуна­родного терроризма.

^ Стратегическое партнерство России и США

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военно-политической и эконо­мической сферах, а также продолжение сотрудничества с США в сфере обеспечения стратегической стабиль­ности и демонтажа наследия «холодной войны», на конструктивное взаимодействие с США в деле обеспече­ния региональной стабильности и нераспространения ОМП на региональном уровне. Россия поддерживает усилия по борьбе с международным терроризмом в рамках антитеррористической коалиции, являющейся эле­ментом глобальной стабильности и средством установления более справедливого нового мирового порядка. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью строгого соблюдения норм международного пра­ва и приматом собственных национальных интересов. Россия исходит из того, что несмотря на отдельные раз­личия в подходах к решению региональных проблем консенсус должен быть найден на базе уважения норм ме­ждународного права и взаимного уважения национальных интересов.

^ Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС)

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. В случае дальнейшего укрепления политиче­ского и военно-политического потенциала ШОС сформируется зона мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, исключающая возникновение крупномасштабной военной угрозы. Если про­изойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Рос­сия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник этнических конфликтов, пограничных споров и общей военно-политической нестабильности.

Таким образом, анализ текущих глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная ме­ждународная обстановка, характеризующаяся динамизмом, многогранностью происходящих процессов, а так­же эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому реалистически и комплекс­но оценить систему угроз безопасности Российской Федерации. И на этой основе выработать приоритеты во­енной политики и военного строительства, соответствующие новому международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

Попытка выстроить мировую политику в виде многополярного мира без России и ее политического участия при доминировании США не может дать положительных результатов. В этих условиях наиболее вероятно, что Россия будет осуществлять рациональную жесткую политику достижения своих целей, которые по сути мало чем отличается от прагматической внешней политики США, Германии и КНР, при одновременном осуществлении особенной российской внутренней политикой. Это в принципе обеспечит невмешательство извне и строительство взаимовыгодных отношений со всеми странами. В то же время, спокойная адаптированная к условиям военная сила обеспечит выгодные для развития условий мира с наращивающими военный потенциал соседями.

Учитывая особенности развития многополярного мира, лишенного существовавших ранее противовесов, представляется, что в перспективе Россию ожидают социально-политические катаклизмы не меньшей силы, чем в прошлом и весьма своеобразные "цивилизационные войны", объектом агрессии в которых может стать Россия, лишенная главного - способности противостоять внешней экспансии в форме неравноправного экономического сотрудничества или прямого военного вторжения.
^ КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ
Положение в мире характеризуется двумя взаимоисключающими тенденциями:

А. Усиление экономических и политических позиций значительного числа государств и их объединений, совершенствование механизма многостороннего управления международными процессами. При этом огромную роль играют экономические, политические, научно-технические, экологические и информационные факторы. Россия приветствует развитие событий на основе становления такого многополярного мира.

Б. Тенденция создания структуры международных отношений на основе доминирования развитых западных стран и лидерства США. При этом основной упор делается на односторонних, прежде всего силовых решениях ключевых проблем в обход основополагающих норм международного права. При таком подходе Россия выступает категорически против.

^ Наиболее существенные потребности государства, его граждан т общества, от удовлетворения которых зависит само их существование и прогрессивное развитие:
•суверенитет, целостность и неприкосновенность территории России;

•мирные условия для стабильного политического, экономического и духовного развития страны и общества;

• стабильность в прилегающих к границам России регионах;

•свобода деятельности в мировом океане и космическом пространстве, свободный доступ к важным для России международным экономическим зонам и коммуникациям;

•стабильность конституционного строя, законность, правопорядок в стране, общественная безопасность;

•защищенность граждан России в зонах военных конфликтов и в других случаях от угроз для их жизни, связанных с вооруженным насилием.
Россия является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и богатыми культурными традициями. Несмотря на сложную международную обстановку и трудности внутреннего характера, она, в силу уникального стратегического положения на Европейском континенте и мире в целом, значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

В перспективе - более широкая интеграция Российской Федерации в мировую экономику, расширение сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности.

Вместе с тем, активизируются усилия ряда государств, направленные на ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях. Попытки игнорировать интересы России при решении крупных проблем международных отношений, включая конфликтные ситуации, способны подорвать международную безопасность и стабильность, затормозить происходящие позитивные изменения в международных отношениях и наведение (поддержание) конституционного порядка внутри страны и в целом ущемить национальные интересы России.

^ Национальные интересы России (Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции национальной безопасности РФ») - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции на основе Конституции Российской Федерации.

^ Основные разделы концепции национальной безопасности

1. Россия в мировом сообществе - в котором характеризуется положение в мире.

2. Национальные интересы России - в котором определяются национальные интересы государства, интересы личности и общества в различных сферах.

3. Угрозы национальной безопасности РФ в различных сферах и основные задачи в области обеспечения национальной безопасности.

4. Обеспечение национальной безопасности России.
^ Концепция национальной безопасности РФ (далее именуется - Концепция) - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Безопасность это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренней и внешней угроз.

Под национальной безопасностью Российской Федерации понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России основываются на национальном дос­тоянии и национальных ценностях народов Российской Федерации, обес­печиваются возможностями экономики, политической и военной организа­ции государства, духовно-нравственным и интеллектуальным потенциалом многонационального российского общества.

Система национальных интересов России определяется совокуп­ностью основных интересов личности, общества и государства.

На современном этапе интересы личности состоят в реальном обес­печении конституционных прав и свобод, личной безопасности, в повы­шении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллекту­альном развитии.

Интересы общества включают в себя упрочение демократии, дости­жение и поддержание общественного согласия, повышение созидательной активности населения и духовное возрождение России.

Интересы государства состоят в защите конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в установлении политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном исполнении законов и поддержании правопорядка, в развитии междуна­родного сотрудничества на основе партнерства.

Совокупность основных интересов личности, общества и государс­тва определяет национальные интересы России в области экономики, во внутриполитической, международной, оборонной и информационной сфе­рах, в социальной области, духовной жизни и культуре.

Национальные интересы России в области экономики являются клю­чевыми. Комплексное решение проблем, связанных с реализацией нацио­нальных интересов России, возможно только на основе устойчивого функционирования многоотраслевого высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественными сырьем и оборудованием, армию - вооружением, население и социальную сферу - предметами потребления и услугами, а внешнюю торговлю конкурентоспо­собными экспортными товарами.

Чрезвычайно важным фактором является способность экономики обеспечить всем гражданам достойные условия и качество жизни, воз­можность реализации ими своих творческих сил, духовных запросов и материальных потребностей. Бедность как социальное явление должна быть исключена из жизни российского общества. Необходимо обеспечить достойную жизнь ветеранам, инвалидам и людям преклонного возраста, а также доступность для всего населения образования, культуры, меди­цинского обслуживания, транспорта, связи, коммунальных услуг.

С точки зрения национальных интересов в области экономики наи­более актуальным является обеспечение ее функционирования в режиме расширенного воспроизводства, защиты интересов отечественных произ­водителей, повышения инновационной и инвестиционной активности, пос­тоянного контроля за стратегическими ресурсами страны, поддержания научного потенциала, способного утвердить независимость России на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса.

Важнейшим условием реализации национальных интересов в этой об­ласти является переход экономики к модели устойчивого развития с оп­ределенным уровнем государственного регулирования экономических про­цессов, гарантирующего стабильное функционирование и развитие много­укладной экономики и обеспечивающего сбалансированное решение соци­ально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды в це­лях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений.

Единство экономического пространства, наличие большого и разно­образного внутреннего рынка являются важнейшим национальным достоя­нием России. Его сохранение и развитие с учетом производственной специализации регионов имеет консолидирующее значение для российской экономики.

Во внешнеэкономической сфере национальные интересы России зак­лючаются в установлении для российских производителей таких экономи­ческих связей, которые бы обеспечили реализацию интересов российских предприятий, способствовали повышению конкурентоспособности отечест­венной продукции, эффективности производства и экономическому росту. Россия не приемлет силовых методов во внешнеэкономической деятель­ности.

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состо­ят в обеспечении гражданского мира, национального согласия, террито­риальной целостности, единства правового пространства, стабильности государственной власти и ее институтов, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрали­зации причин и условий, способствующих возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и регионального сепаратиз­ма.

Согласование интересов населяющих страну народов, налаживание их всестороннего сотрудничества, проведение ответственной и взвешен­ной государственной национальной политики - важнейшие задачи, реше­ние которых позволит обеспечить внутриполитическую стабильность и единство России. Комплексное решение этих задач должно составлять основу внутренней государственной политики и обеспечивать развитие Российской Федерации как многонационального демократического федера­тивного государства.

Национальные интересы Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью и коррупцией требуют консолидации усилий общества и государства, резкого ограничения экономической и социально-политичес­кой основы этих противоправных явлений, выработки комплексной систе­мы мер правового, специального и иного характера для эффективного пресечения преступлений и правонарушений, для обеспечения защиты личности, общества и государства от преступных посягательств, для создания системы контроля за уровнем преступности.

Усилия общества и государства должны быть направлены на форми­рование системы мер действенной социальной профилактики и на воспи­тание законопослушных граждан.

Борьба с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом и бандитизмом должна быть ориентирована на предупреждение и пресече­ние противоправных действий, неотвратимость ответственности за любое преступление и на защиту права каждого человека на личную безопас­ность вне зависимости от национальности, гражданства, вероисповеда­ния, взглядов и убеждений.

Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и нау­ки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрож­дение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни. Чрезвычайно важным яв­ляется утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гума­низма, развитие многовековых духовных традиций Отечества.

Реализация этого требует такой государственной политики, при проведении которой исключается возможность нанесения ущерба российс­кой культуре, обеспечиваются сохранение и приумножение ее националь­ных ценностей и национального достояния, дальнейшее духовное и ин­теллектуальное развитие общества.

Национальные интересы Российской Федерации в международной сфе­ре требуют проведения активного внешнеполитического курса, направ­ленного на упрочение позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира. Основными составляющими этого курса являются:

формирование на добровольной основе интеграционного объединения государств - участников Содружества Независимых Государств;

развитие равноправного партнерства с другими великими державами - центрами экономической и военной мощи;

развитие международного сотрудничества в борьбе с транснацио­нальной преступностью и терроризмом;

упрочение тех механизмов коллективного управления мировыми по­литическими и экономическими процессами, в которых Россия играет важную роль, и в первую очередь укрепление Совета Безопасности ООН.

Безусловно приоритетным направлением внешнеполитического курса России является и будет являться деятельность по обеспечению неруши­мости границ и территориальной целостности государства, по защите его конституционного строя от возможных посягательств других госу­дарств.

Реализация национальных интересов России в международной сфере во многом определяется характером отношений с ведущими державами и интеграционными объединениями мирового сообщества. Развитие равноп­равных партнерских отношений с ними отвечает статусу Российской Фе­дерации и ее внешнеполитическим интересам, призвано укрепить гло­бальную и региональную безопасность, создать благоприятные условия для участия нашей страны в мировой торговле, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве.

Национальным интересам России отвечает развитие диалога и всес­тороннего сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы, Америки, Ближнего Востока, Западной Азии, Африки и Азиатско-Тихооке­анского региона. Национальные интересы России в международной сфере включают в себя также защиту жизни, достоинства, международно приз­нанных гражданских прав и свобод российских граждан и наших сооте­чественников за рубежом.

Национальные интересы России в оборонной сфере заключаются, прежде всего, в обеспечении суверенитета Российской Федерации, ее государственной и территориальной целостности, в обеспечении безопасности личности, общества и госу­дарства от военной агрессии со стороны других государств. Обеспече­ние безопасности в оборонной сфере требует концентрации усилий об­щества и государства на планомерном военном строительстве.

Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и прочих условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством РФ порядка и правил осуществления экономических и прочих видов деятельности в пограничном пространстве РФ.

Национальные интересы России в информационной сфере обусловли­вают необходимость сосредоточения усилий общества и государства на решении таких задач, как соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и обмена ею, защита нацио­нальных духовных ценностей, пропаганда национального культурного наследия, норм морали и общественной нравственности, обеспечение права граждан на получение достоверной информации, развитие совре­менных телекоммуникационных технологий. Планомерная деятельность го­сударства по реализации этих задач позволит Российской Федерации стать одним из центров мирового развития в XXI веке. В то же время недопустимо использование информации для манипулирования массовым сознанием. Необходима защита государственного информационного ресур­са от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Национальные интересы России носят долгосрочный характер и оп­ределяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратеги­ческие и текущие задачи внутренней и внешней политики государства, реализуются через систему государственного управления.

Необходимым условием реализации национальных интересов России является возможность самостоятельно решать внутренние политические, экономические и социальные задачи, независимо от намерений и позиций иностранных государств и их сообществ, поддерживать такой уровень жизни населения, который бы обеспечивал национальное согласие и об­щественно-политическую стабильность в стране.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconМетодические указания по проведению занятий по циклу «Мобилизационная...
Ядерное оружие. Его поражающие факторы. Краткая характеристика очага ядерного поражения
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconДисциплина «мобилизационная подготовка здравоохранения» в медицинском...
Каф мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф гоу впо вгма им. Н. Н. Бурденко Росздрава
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconСписок рекомендуемой литературы по мобилизационной подготовке и мобилизации здравоохранения
Мобилизационная подготовка здравоохранения: Учебное пособие/ Под ред чл кор. Рамн, проф. И. М. Чижа. – М: гвкг им. Н. Н. Бурденко,...
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconКонспект проведения занятия по «Спецтехнологии». Тема №4. Устройство автомобилей
Цель занятия: сформировать у учащихся понятие об общем устройстве и взаимодействии деталей рулевого управления
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconЗаключение
Социально-экономическое развитие, геополитическое положение и роль России в мировом сообществе в настоящее время и в перспективе...
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconС. Е. Бобырев мобилизационная подготовка в сфере здравоохранения
Учебно-методическое пособие предназначено для подготовки сту­дентов лечебного, медико-профилактического, фармацевтического и стоматологического...
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconЗадания
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconПрограмма курса история как наука. Место России в мировом сообществе
История как наука. Методология и методы исторического исследования. Формационный и цивилизационный подход к изучению истории. Понятие...
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconПлан-конспект для проведения занятий по предпринимательскому праву со студентами 4 курса Тема 6
Тема Несостоятельность (банкротство) коммерческих организаций – юридических лиц
Конспект для проведения занятия по циклу «Мобилизационная подготовка здравоохранения» тема №1 «Национальная безопасность: роль и место России в мировом сообществе» iconЗадания
Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница