Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей


Скачать 221.4 Kb.
НазваниеТема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей
Дата публикации22.04.2013
Размер221.4 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция

Курс:

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тема

Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей.


Лекция №11 (12)

















1. Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей

Конституционное законодательство о суде.

Судебной власти посвящена гл. 7 Конституции РФ, принято несколько федеральных конституционных законов – о судебной системе РФ (1996 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о военных судах (1999 г.), о Конституционном Суде РФ (1994 г.);, множество федеральных законов: приняты законы о мировых судьях (1999 г.), о народных заседателях (2000 г.), о статусе судей (1992 г.), о защите судей и других служащих правоохранитель­ных органов (1995 г.), об органах судейского сообщества (2002 г.) и т.д. В 2001 г. во многие из этих актов внесены изменения, получившие на­звания судебной реформы;

Задача судебной власти, судов — обеспечение правосудия, которое в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства и только судами, созданными в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным кон­ституционным законом «О судебной системе Российской Федера­ции». Создание чрезвычайных и иных судов, не предусмотренных фе­деральным конституционным законом, не допускается.

^ Особенности судебной власти РФ. Судебной властью обладают только суды, другие правоохранительные органы (прокуратура, МВД, нотариат и т.д.) ею не наделены. Вместе с органами других ветвей власти (законодательной и исполнительной), иными государствен­ными органами суды осуществляют государственную власть, источ­ником которой является народ. Непосредственным выражением этого служит включение в состав судов наряду с профессиональными судьями народных и присяжных заседателей (о них — ниже).

В отличие от законодательной власти суд не создает общих правил поведения (по распространенному мнению, в России нет прецедент­ного права), не занимается исполнительно-распорядительной дея­тельностью. Суд осуществляет государственную власть в форме право­судия. Суды осуществля­ют судебную власть от имени государства (приговоры и решение вы­носятся именем Российской Федерации).

Государственная власть суда имеет конкретный характер. Она реа­лизуется в процессе рассмотрения судом различных дел и споров (уго­ловных, гражданских, трудовых), жалоб на действия чиновников и других дел. Словом, суд призван разрешать конфликты в обществе, ис­пользуя государственную власть.

Для осуществления судебной власти особое значение имеет соблю­дение процессуальной формы. Решение суда, даже правильное по суще­ству, по жалобе одной из сторон, по протесту прокурора может быть отменено вышестоящим судом и направлено на новое рассмотрение, если нарушена форма процесса.

Судебная власть осуществляется коллегиально, что должно быть га­рантией объективности, обоснованности принятого решения. Едино­лично решают дела мировые судьи, но и тогда они действуют в судеб­ном процессе.

Суд решает дела в соответствии с законом и правосознанием членов судейской коллегии, внутренним убеждением судей, которое сложи­лось в ходе рассмотрения дела в судебном процессе. Суды и судьи не находятся в иерархическом подчинении; ни вышестоящий суд, ни какой-либо другой государственный орган не вправе указывать суду, как ему следует решать то или иное конкретное дело.

Контроль за деятельностью судов (если он не относится к повтор­ному рассмотрению дела) имеет в основном внутренний характер и осуществляется внутри этой ветви власти рассматриваемыми ниже ор­ганами судейского самоуправления.

Правосудие — главная, но не единственная функция судебной власти. Судьи осуществляют судебный контроль за законностью и обоснованностью мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.), толь­ко они разрешают применение таких мер. Судьи удостоверяют факты, имеющие юридическое значение (признание умершим, безвестно от­сутствующим и др.), устанавливают ограничения правосубъектности граждан (признание гражданина недееспособным), осуществляют су­дебный надзор в отношении решений нижестоящих судов и т.д. Они выносят определения по вопросам осуществления конституционных прав (например, признание демонстрации или забастовки незакон­ной). Пленум Верховного Суда РФ дает судам руководящие разъясне­ния по вопросам судебной практики, т.е. толкует нормы права.

По закону власть суда очень велика. Только он может лишить че­ловека свободы, приговорив к длительному тюремному заключению, ликвидировать политическую партию (Верховный Суд РФ), лишить недостойных родителей родительских прав, запретить забастовку, при­знав ее незаконной. Однако на практике судебная власть в России слаба.

Не в последнюю очередь это объясняется отсутствием уважения у граждан к этому органу, низким авторитетом носителей судебной власти.

^ Судейское самоуправление. Обособление судебной власти предпола­гает создание особых органов судейского сообщества судейского само­управления. Это — созываемый в четыре года Всероссийский съезд судей, конференции судей субъектов Федерации (созываются по мере необхо­димости, но не реже одного раза в два года), избираемые ими советы судей РФ и ее субъектов, общие собрания судей судов, а также Высшая квалификационная коллегия судов РФ и квалификационные коллегии судей субъектов РФ.

Квалификационные коллегии рассматривают заявления кандида­тов на судебные должности и по результатам экзаменов дают (не дают) рекомендации на должность судьи, приостанавливают или прекраща­ют полномочия судей, осуществляют аттестацию судей, налагают дис­циплинарные взыскания, решают кадровые вопросы и др. Только они вправе снять с судьи неприкосновенность (после предвари­тельного рассмотрения дела судьи коллегией в составе трех членов Верховного Суда РФ).

^ 2. Организация судебной власти

Единство судебной системы и разновидности судов РФ. Единство судеб­ной системы РФ находит свое выражение в том, что: 1) она устанав­ливается только федеральными конституционными законами; 2) су­ществует единый статус судей на всей территории РФ; 3) все суды при­меняют федеральное право, а также законодательство субъектов РФ при условии верховенства федерального права; 4) все суды, включая мировых судей, действуют по единым правилам судопроизводства; 5) исполнение судебных по­становлений, вступивших в законную силу, обязательно на всей тер­ритории РФ; 6) федеральные суды и мировые судьи финансируются из федерального бюджета (конституционные (уставные) суды субъек­тов РФ — из их бюджетов).

При единстве судебной системы в России действуют несколько видов различных судов: конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и др.

^ Суды конституционной юстиции — это Конституционный Суд РФ, предусмотренный Конституцией РФ, а также конституционные и ус­тавные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уста­вами и законами (не во всех субъектах РФ). Конституционные суды действуют в республиках, имеющих конституции, уставные — в других субъектах РФ (многие субъекты не создали уставные суды). Конституционная юстиция не составляет единой систе­мы. Конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны, они выносят решения только по вопросам соответствия конституции, уста­ву субъекта РФ правовых актов данного субъекта и правовых актов его местных органов самоуправления. Поскольку в соответствии с закона­ми субъектов РФ о конституционных и уставных судах их решения окончательны и обжалованию не подлежат, считается, что Конституци­онный Суд РФ не вправе рассматривать жалобы на такие решения.

^ Суды общей юрисдикции — Верховный Суд РФ, верховные суды (субъектов) рес­публик, краевые и областные суды, суды автономной области и авто­номных округов, городские суды г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, фе­деральные районные суды, федеральные межмуниципальные суды в крупных городах, имеющих внутригородские районы и иные подраз­деления (например, в Москве), мировые судьи, военные суды (в гар­низонах, военных соединениях). Председатели и судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации, председатели судов общей юрисдикции (в том числе судьи верховных судов республик в составе РФ), кроме мировых судей, назначаются Президентом РФ по рекомендации Верховного Суда РФ или Высшей квалификационной коллегии.

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам, трудовым спорам, делам, возникающим из адми­нистративных правоотношений. Они рассматривают дело по первой и по второй инстанции (по жалобе стороны, протесту прокурора и др.). Возглавляет суды общей юрисдикции Верховный Суд РФ — высший судебный орган по уголовным, гражданским, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ действует в составе пленума, президиума, трех судебных коллегий (по гражданским делам, уголовным делам и воен­ной коллегии). Пленум — весь состав Суда, созываемый не реже одного раза в четыре месяца. В его заседаниях в обязательном порядке участву­ют Генеральный прокурор и министр юстиции. Пленум обобщает су­дебную практику, рассматривает представления Генерального прокуро­ра и министра юстиции, заслушивает сообщения председателей судов субъектов РФ, военных судов о практике применения законодательст­ва, утверждает составы названных выше трех судебных коллегий.

В состав президиума Верховного Суда РФ входят Председатель, его заместители и несколько судей, утверждаемых Советом Федерации по представлению Президента РФ (кандидатуры судей предлагаются Председателем Верховного Суда). Президиум рассматривает дела в по­рядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь судам, координирует их деятельность с Министерством юсти­ции РФ, анализирует судебную практику, судебную статистику, рас­сматривает организационные вопросы работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ.

^ Судебные коллегии рассматривают дела, относящиеся к их ведению, в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, обобщают судеб­ную практику.

Высшие суды субъектов РФ (областные, краевые и др.), районные суды, межмуниципальные суды в крупных городах действуют на своей территории.

^ Военные суды — разновидность судов общей юрисдикции. Они со­здаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им под­судны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы.

Особое место в системе судов общей юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. Они рассматривают только уголов­ные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обви­няемые могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд или суд присяжных.

Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдик­ции (городском, субъекта РФ и др.) в составе судьи и 12 присяжных заседателей. Приговоры, вынесенные судом присяжных, обжалуются (обвиняемым, его представителем) и опротестовываются (прокуро­ром) в Верховный Суд РФ.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Мировые судьи — суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодатель­ными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка (территория деятельности мирового судьи) на срок, который установлен законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. В большинстве законов субъектов РФ о миро­вых судьях (или о формировании судебных участков) закреплен прин­цип не выборности, а назначения мировых судей. Порядок осущест­вления правосудия определяется федеральными законами. Финансирование миро­вых судей осуществляется из федерального бюджета (Судебным департаментом Верховного Суда РФ), а материально-техническое обеспечение — соответствующим субъектом РФ.

Мировые судьи рассматривают (единолично) по первой инстанции ограниченную категорию дел. Они вправе: 1) рассматривать уголов­ные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено на­казание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет; 2) издавать судебные приказы; 3) расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений; 4) рассматривать имущественные споры, если цена иска не превышает 50 тысяч рублей; 5) рассматривать административные право­нарушения; 6) дела об определении порядка пользования имуществом.

Участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность их населения должна составлять 15—23 тыс. человек.

^ Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предприни­мательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела (о праве собственности на имущество, об аренде, о правах в сфере хозяйствен­ного управления и др.). В арбитражных судах есть арбитражные засе­датели. В систему арбитражных судов входят Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов, апелляционные арбитражные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе пленума, пре­зидиума, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рас­смотрению споров, возникающих из административных правоотно­шений. Полномочия этих органов похожи на полномочия соответст­вующих органов в Верховном Суде РФ.

Закон о судебной системе РФ допускает создание специализирован­ных судов по рассмотрению гражданских дел (например, трудовых, на­логовых споров).

Для рассмотрения споров, вытекающих из гражданско-правовых отношений (например, имущественных) законом 2002 г. созданы тре­тейские суды. Постоянные третейские суды образуются торговыми па­латами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей, иными организациями — юридическими лицами и действуют при них. Временные суды создаются для разрешения кон­кретного спора соглашениями сторон. Если решение третейского суда не выполняется добровольно, сторона может обратиться в государст­венный суд, который выдает исполнительный лист или отказывает в нем. Решение суда о выдаче или отказе исполнительного листа может быть обжаловано (обычно в арбитражный суд).

Создание чрезвычайных судов, т.е. судов, образованных вне общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установ­ленных законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться и в ус­ловиях экстремальных ситуаций (чрезвычайное, военное положение и др.).

^ Организационное обеспечение судебной деятельности. Для организа­ционного обеспечения деятельности судов при Верховном Суде РФ создан Судебный департа­мент — федеральный государственный орган, осуществляющий обес­печение работы всех судов общей юрисдикции, военных и специаль­ных судов, органов судейского сообщества, в том числе финансирова­ние мировых судей. В субъектах РФ он имеет свои отделы и управле­ния. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый и увольняемый Председателем Верховного Суда РФ с со­гласия Совета судей РФ. При Генеральном директоре в качестве сове­щательного органа действует коллегия в составе его заместителей и других работников департамента.

Обеспечение порядка при осуществлении судебной деятельности и задача исполнения судебных решений возложены на судебных приста­вов. Служба судебных приставов входит в систему Министер­ства юстиции РФ. Ее возглавляет заместитель министра юстиции — Главный судебный пристав РФ. Различаются два вида судебных при­ставов: 1) по обеспечению установленного порядка деятельности судов; 2) судебный пристав-исполнитель. В соответствии с Законом об исполнительном производстве он вправе налагать взыскание на имущество должника.

Судебная деятельность неразрывно связана с участием обвинителя (в гражданском процессе — представителя государства) и защитника.

Обвинителем, представителем государства выступает прокурор (о про­куратуре мы поговорим отдельно). Профессиональную защиту осуществляет адвокат. Адвокатура — это сообщество адвокатов, общест­венный институт, не входящий в систему органов государственной власти и местного самоуправления. Адвокатская деятельность не рас­сматривается как предпринимательская, адвокат не вправе заниматься другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской и творческой деятельности.

^ 3. Конституционно-правовой статус судей

Требования, предъявляемые к судье. Судьей может быть только гражда­нин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образова­ние и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. К этому приравнивается стаж преподавания юридических дисциплин, а также не требующая юридического образования работа на определен­ных должностях в государственных и муниципальных органах. Для судей вышестоящих судов (например, арбитражных судов округов) ус­тановлен повышенный возраст (30 лет), а судьей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший 35 лет и имеющий стаж по юридической специальности не менее 10 лет. Для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены еще более высокие требования: 40-летний возраст и стаж работы по юридичес­кой специальности не менее 15 лет.

Законом о статусе судей 1992 г. установле­ны повышенные требования к судьям. Судьей может быть гражданин РФ, не совершивший порочащих его Поступков, сдавший квалифика­ционный экзамен и получивший рекомендацию квалификационной коллегии судей. При исполнении своих полномочий, а также во вне­служебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать со­мнение в его объективности, справедливости и беспристрастности. Судья не должен принадлежать к политическим партиям и движени­ям, не вправе участвовать в политических мероприятиях. Он не может быть депутатом представительного органа, не вправе совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Кандидат на должность судьи проходит медицинское освидетельство­вание и не может занимать эту должность, если не удовлетворяет оп­ределенным медицинским критериям (их перечень утверждается Ми­нистерством здравоохранения РФ).

^ Порядок формирования судейского корпуса. В соответствии с Кон­ституцией РФ (ст. 128) судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Фе­дерации по представлению Президента РФ. Остальные судьи назнача­ются Президентом РФ после прохождения процедуры, установленной законом. Для назначения всех судей, в том числе судей военных судов, требуется представление соответственно Верховного Суда РФ или Высшего Арбитражного Суда РФ, решение соответствующей квали­фикационной коллегии. Субъекты РФ назначать судей не вправе. Ис­ключение составляют судьи конституционных (уставных) судов субъ­ектов РФ, а также мировые судьи. Первые назначаются законодатель­ными органами субъектов РФ, вторые либо назначаются законода­тельными органами субъектов РФ, либо избираются жителями (гражданами) судебных участков (участков мирового судьи).

Отбор судей осуществляется на конкурсной основе. Любой гражда­нин, удовлетворяющий установленным в законе возрастным и иным требованиям, может быть допущен к сдаче квалификационного экза­мена, который принимается комиссией, состоящей при квалификаци­онной коллегии судей. Лицо, уже являющееся судьей и желающее за­нять другую вакантную должность, экзамен не сдает. По результатам экзамена квалификационная коллегия судей дает заключение, которое ложится в основу представления (непредставления) на должность судьи. Председатели и заместители председателей судов назначаются сроком на шесть лет, но не более чем на два срока подряд. Судьи рай­онных (городских) судов, а также судьи военных судов (гарнизонов, соединений, флотилий и т.д.), назначаемые на должность впервые, на­значаются на три года. Это своего рода испытательный срок. По его истечении они могут быть назначены (или не назначены) в зависимос­ти от результатов работы без ограничения срока полномочий. Пре­дельный возраст для пребывания в должности судьи — 65 лет (исклю­чение сделано для судей Конституционного Суда РФ — 70 лет). О по­рядке назначения или выборов мировых судей сказано выше.

^ Независимость, несменяемость, неприкосновенность судей и их га­рантии. Статья 120 (ч. 1) Конституция РФ устанавливает, что судьи не­зависимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному за­кону. В этой формулировке соединены два начала: независимость, с одной стороны, и подконтрольность — с другой. Независимость озна­чает, что исключается постороннее воздействие на судей при осущест­влении судебного процесса (вне этого процесса, как отмечалось, оп­ределенные полномочия воздействия имеют квалификационные кол­легии). В частности, при вынесении судом решения в совещательной комнате могут находиться только судьи (а также народные заседатели), входящие в состав суда по данному делу (если это суд присяжных, то присяжные заседатели принимают свое решение о виновности отдель­но, без судьи). Закон устанавливает уголовную ответственность за любое вмешательство в осуществление правосудия. Судья не обязан отчитываться перед кем-либо в своей деятельности (право отзыва судьи, которое существовало в условиях тоталитарного социализма, отменено), не должен (если он не желает) давать каких-либо разъяс­нений по существу рассмотренных им дел или находящихся в произ­водстве, не обязан представлять их кому-либо для ознакомления (если только такой порядок не предусмотрен федеральным законом). Судья вправе подать в отставку по своему желанию (в том числе если пола­гает, что его независимость пытаются ограничить). Его независимость гарантируется также особым порядком приостановления и прекраще­ния полномочий судьи (органами судейского самоуправления), предо­ставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его статусу.

Принцип подчинения судьи только Конституции и закону — вторая сторона его независимости. Согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государствен­ного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом. На основе жизненного опыта (не только судебной деятель­ности) у судьи складывается его правосознание, в ходе рассмотрения конкретного дела формируется внутреннее убеждение, опираясь на которое он принимает то или иное решение, но в рамках закона. Не­которые особенности имеет деятельность судьи конституционного (уставного) суда, который по долгу службы оценивает конституцион­ность того или иного закона и подчиняется Конституции (уставу субъ­екта РФ). Однако и в этом случае он действует на основе и в рамках другого закона — закона о конституционном (уставном) суде.

Несменяемость судьи — одна из важнейших гарантий его незави­симости. За судьей сохраняется занимаемая им должность до достиже­ния предельного возраста. Без согласия судьи его нельзя перевести другой суд или на другую, даже вышестоящую должность. Полномо­чия судьи могут быть приостановлены или прекращены только по тем основаниям, которые установлены федеральным (а не иным) законом о статусе судей и при обязательном и решающем участии органов су­дейского самоуправления. Полномочия судьи приостанавливаются квалификационной коллегией судей в случаях: признания судьи без­вестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; согласия квалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение его под стражу; участия судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав зако­нодательного органа РФ или субъекта Федерации; избрания в состав такого органа. Последние два основания связаны с тем, что судья не может участвовать в политической деятельности. Видимо, полномо­чия судьи должны приостанавливаться и в том случае, если он являет­ся кандидатом на президентских выборах или на выборах на долж­ность главы администрации субъекта РФ. Что же касается муници­пальных выборов в представительный орган или на должность главы администрации (мэра и др.), то здесь, как представляется, должен дей­ствовать принцип несовместимости: во многих зарубежных странах судья, желающий стать кандидатом, уходит в отставку за полгода-год до выборов, чтобы его служебное положение (а его роль в местном по­литико-территориальном образовании очень велика) не оказывало влияния на результаты выборов.

Полномочия судьи прекращаются решением квалификационной коллегии по следующим основаниям: прекращение гражданства РФ; письменное заявление судьи об отставке или переходе на другую ра­боту; неспособность по состоянию здоровья длительное время выпол­нять обязанности (но квалификационная комиссия обязана восстано­вить судью, если он вернулся к исполнению обязанностей); занятие деятельностью, не совместимой со статусом судьи (например, пред­принимательской деятельностью), или совершение поступка, позоря­щего честь и достоинство судьи, умаляющего авторитет судебной влас­ти; вступление в силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему мер медицинско­го характера; истечение срока полномочий, если они были ограниче­ны определенным сроком; смерть или вступление в силу решения суда об объявлении судьи умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда. Судья военного суда прекращает свои полномочия также в связи с увольнением с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

Неприкосновенность судьи обеспечивается его судебным иммуните­том. Решение об уголовной ответственности судьи принимается толь­ко Генеральным прокурором РФ (лицом, исполняющим его обязан­ности). Оно может быть принято лишь на основе заключения судеб­ной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ или выс­шего суда субъекта РФ (для судов низших звеньев). Коллегия принимает решение о наличии в действиях судьи признаков состава преступления. Затем необходимо согласие соответствующей квалифи­кационной коллегии судей (для судьи Конституционного Суда требу­ется согласие этого Суда). Привлечение судьи к административной от­ветственности принимается коллегией из трех судей высших судов по представлению Генерального прокурора РФ (согласия квалификаци­онной коллегии не требуется). Аналогичным образом решается вопрос о применении в отношении судьи оперативно-розыскных мероприя­тий. На судью не распространяются дисциплинарные взыскания, предусмотренные ТК. В качестве дисциплинарных взысканий к судье применяются предупреждение и досрочное освобождение от должнос­ти. Взыскания налагаются квалификационной коллегией судей соот­ветствующего суда.

Неприкосновенность распространяется не только на личность судьи, но и на его жилище, служебное помещение, корреспонденцию, имущество и документы, используемые им транспорт и средства связи.

Федеральный закон 1995 г. «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» предусматривает специальные меры государственной защиты судей (а также прокуроров, следователей и некоторых других работников пра­воохранительных органов). К их числу относится, в частности, личная охрана, охрана жилища, временное помещение в безопасное место, переселение в другую местность и т.д. за счет средств государственного бюджета. Государственная защита распространяется на имущество судьи и членов его семьи.

Судья и сам может защищать свою неприкосновенность, имущест­во, членов семьи. Он имеет право на хранение и ношение огнестрель­ного оружия, которое выдается ему по его заявлению органами МВД.

^ 4. Конституционные принципы правосудия

Суды (судебные заседания, судьи) принимают решения по рассматри­ваемым делам в форме приговоров (по уголовным делам), решений (по гражданским делам), определений, постановлений, а также в форме судебных приказов, которыми можно приостановить какое-либо дей­ствие, неправомерное с точки зрения судьи (в результате обращений к нему). Конституционные (уставные) суды в определенных случаях принимают решения в форме заключений, например, в ходе возбуж­денного импичмента в отношении главы государства (администрации субъекта РФ).

Судебный процесс может иметь несколько форм и ступеней. В уго­ловном процессе различают суды первой, кассационной и надзорной инстанций. В арбитражном процессе выделяется также самостоятель­ная апелляционная инстанция. Частично апелляционное производст­во введено и в судах общей юрисдикции по гражданским делам: с 2000 г. стал возможен апелляционный пере­смотр решений и определений мировых судей.

В первой инстанции осуществляется первоначальное, непосредст­венное рассмотрение дела, завершающееся принятием судебного акта (решения, приговора). В кассационной инстанции рассматриваются дела по жалобам и протестам (прокурора и др.) на решения, пригово­ры, определения суда первой инстанции, определения судьи, не вступившие в законную силу. В России кассационной инстанцией обычно является вышестоящий суд по отношению к суду, принявшему реше­ние (приговор и др.). Надзорной инстанцией является суд, рассматри­вающий дело только по протестам на решения, приговоры, определе­ния, постановления, уже вступившие в законную силу. Апелляция — новое рассмотрение дела судом второй инстанции по существу, т.е. по правилам судебного процесса в первой инстанции. При рассмотрении апелляционной жалобы (для нее, как и для других видов обжалования судебного решения, установлен определенный срок) суд (судья) впра­ве устанавливать новые факты и исследовать новые доказательства по делу. Апелляция завершается вынесением нового решения по делу.

Конституция РФ (ст. 47, 58, 120, 123 и др.) закрепляет следующие принципы судопроизводства:

1) участие граждан в отправлении правосудия. При соблюдении указанных выше условий граждане могут быть назначены и действо­вать в судебном процессе в качестве судей, могут быть народными и присяжными заседателями.

2) свобода доступа к суду. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в суде. Государство обеспечивает доступ к пра­восудию не только физическим, но и юридическим лицам. Это осу­ществляется путем создания системы различных судов, бесплатностью судебного процесса по ряду дел (трудовые споры, алиментные дела и др.), предоставлением в ряде случаев бесплатной квалифицирован­ной юридической помощи и др.;

3) независимость судебной коллегии, судьи, народного, присяжно­го заседателя и подчинение их в процессе судопроизводства только за­кону;

4) коллегиальное отправление правосудия. Судья (мировой судья) может единолично принимать решения только по сравнительно мало­значительным делам. Остальные дела рассматриваются в судебной коллегии;

5) открытый, публичный судебный процесс. Закрытые заседания проводятся, если дело касается вопросов государственной или ком­мерческой тайны. Кроме того, закрытое заседание может проводиться по мотивированному постановлению суда или судьи по делам лиц, не достигших 16-летнего возраста, по делам о половых преступлениях, иным делам, касающимся интимной жизни сторон. Однако приговор или решение закрытого судебного процесса оглашаются публично;

6) осуществление судебного разбирательства в присутствии сторон (их представителей). Разбирательство должно быть очным (от слова «око» — видеть), заочное судебное разбирательство не допускается. В порядке исключения по уголовному делу закон разрешает рассмот­рение дела в отсутствие подсудимого в исключительных случаях: во-первых, если он находится вне пределов страны и уклоняется от явки в суд; во-вторых, по делу о преступлении, за которое не может быть назначено наказание в виде лишения свободы, и подсудимый ходатай­ствует о рассмотрении дела в его отсутствие. Однако это допускается при обязательном условии, что такое заочное разбирательство не будет препятствовать установлению истины. Кроме того, и в этих случаях суд вправе признать явку подсудимого в суд обязательной. В граждан­ском процессе возможности суда рассматривать дело в отсутствие от­ветчика гораздо шире;

7) осуществление правосудия на основе состязательности и равно­правия сторон. Этот принцип означает, что обвинитель и обвиняемый, истец и ответчик выступают в суде в качестве сторон, имеющих равные права для обоснования своих утверждений и выводов, для вызова сви­детелей, представления документов, а также для оспаривания утверж­дений другого участника судебного разбирательства (противной сто­роны);

8) возможность пересмотра приговоров и решений вышестоящим судом. Приговор и решение, как правило, не вступают в силу сразу после их провозглашения. Дается определенный срок для обжалова­ния и опротестования решения (срок необходим, иначе неопределен­ность будет длиться бессрочно). Если срок истек, а жалоба или протест не поданы, судебный акт (приговор, решение) вступает в законную силу. Если имеет место обжалование, судебный акт вступит в силу после решения вышестоящего суда, который вправе оставить в силе решение суда первой инстанции или направить дело на новое рассмот­рение. Однако в соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 17 июля 2002 г. оправдательный приговор, вступивший в законную силу, как правило, не может быть пересмотрен судом по про­тесту прокурора в порядке надзора (за исключением случаев, установ­ленных Протоколом № 7 к Европейской Конвенции прав человека: имеются вновь открывшиеся обстоятельства или в судебном процессе допущены существенные ошибки);

9) ответственность государства за судебную ошибку.

Существуют и другие конституционные принципы, относящиеся к суду (финансирование судов из федерального бюджета, с тем чтобы обеспечивать полное и независимое осуществление правосудия, за­прещение создания чрезвычайных судов, судебная компенсация госу­дарством причиненного ущерба вследствие некоторых преступлений и злоупотреблений, если государственные служащие не выполняли свой долг, нарушали закон). Некоторые принципы относятся только к уголовному праву, уголовному процессу, иногда — к административ­ному праву (презумпция невиновности, запрет двойного осуждения за одно и то же правонарушение, право задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого в совершении преступления пользоваться помо­щью адвоката с момента задержания и др.).





Похожие:

Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconЭкзаменационные вопросы. Исполнительная власть (понятие, признаки,...
Исполнительная власть – ветвь единой государственной власти, относительно самостоятельная в системе разделения властей
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconЗаконодательная власть в системе разделения властей в РФ
Правовое регулирование взаимоотношений между законодательной и исполнительной властями
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconСодержание разделов дисциплины тема Основные понятия государства и права
Система государственных органов и принцип разделения властей в Российской Федерации
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconКонцепция разделения властей в российской истории и государственно-правовой...
Концепция разделения властей в российской истории и государственно-правовой науке
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconФедеральный конституционный закон о судебной системе российской федерации
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к...
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconРоссийская федерация федеральный конституционный закон о судебной системе российской федерации
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к...
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconСудебная система
Органы каждый из них самостоятельны. Принцип разделения властей действует в каждом правовом демократическом государстве, взаимное...
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей icon первый Съезд Народных депутатов рсфср провозгласил государственный...
Косов Р. В пределы власти (история возникновения, содержание и практика реализации доктрины разделения властей), 2005
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей iconУрок №12 тема: правовое государство
Ими же формируется законодательная власть. Исполнительная власть подчиняется законодательной и в свою очередь назначает судебную...
Тема Судебная власть Российской Федерации в системе разделения властей icon2. 2 Правовая мысль России о разделении властей
Проблемы реализации принципа разделения властей по горизонтали и вертикали
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница