1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения


Скачать 243.42 Kb.
Название1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения
Дата публикации24.04.2013
Размер243.42 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы

Уважаемые студенты!


Большая просьба на первое семинарское занятие:

- принести кодексы об административных правонарушениях;

- ознакомиться с прилагаемым теоретическим материалом;

- найти ответы на поставленные вопросы практикума;

- прорешать прилагаемые (изложенные в практикуме) задачи и упражнения.

Тема 1. Понятие и особенности административной ответственности


§ 1. Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения.

Административное принуждение является одним из методов охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка и имеет ряд характерных для него отличительных признаков. Во-первых, административное принуждение может применяться как при наличии совершенного правонарушения, так и при отсутствии такового. Во-вторых, меры административного принуждения могут применяться как в судебном, так и во внесудебном порядке. В-третьих, меры административного принуждения могут быть применены как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. В-четвертых, все разновидности административного принуждения применяются различными органами исполнительной власти и их должностными лицами в условиях и в порядке внеслужебного подчинения.

По своему содержанию и непосредственной цели их применения все предусмотренные ныне действующим законодательством меры административного принуждения можно разделить на пять групп (видов): 1) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств; 2) административные меры контрольно-предупредительного характера; 3) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; 4) административно-восстановительные меры; 5) меры административной ответственности (административные наказания).

Необходимо отметить, что для большинства видов государственного принуждения, чаще всего их содержание равнозначно понятию соответствующего вида юридической ответственности: уголовное принуждение – уголовная ответственность, гражданско-правовое принуждение – гражданско-правовая ответственность, дисциплинарное принуждение – дисциплинарная ответственность, но понятия «административное принуждение» и «административная ответственность» нельзя считать равнозначными. Исходя из целей применения мер административного принуждения (предупреждение, контроль, государственная необходимость), можно сделать вывод, что понятие «административное принуждение» шире, чем «административная ответственность». Административные наказания составляют в системе многочисленных и разнообразных мер административного принуждения лишь одну из групп.

Если классифицировать меры административного принуждения по основаниям их применения, то можно выделить административное принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно-полезных целях и объективно-необходимых контрольно-профилактических целях.

Исчерпывающий перечень мер административной ответственности (административных наказаний) дается в ст. 3.2. КоАП РФ. Согласно положениям указанной нормы, к мерам административной ответственности, в настоящий момент, относятся следующие: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

Административная ответственность является основной формой и наиболее распространенным видом административного принуждения.
§ 2. Понятие и структура административной ответственности

Административная ответственность – предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

Административная ответственность имеет свои цели и свое предназначение в общей системе правовой ответственности. Задачи законодательства об административных правонарушениях сформулированы в ст. 1.2. КоАП РФ к ним относятся: защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Как самостоятельный вид юридической ответственности административная ответственность имеет свои особые признаки. Так, административная ответственность не может наступать без наличия административного правонарушения, которое выступает ее фактическим основанием. Привлечение к административной ответственности осуществляется в особом порядке, который предусмотрен КоАП РФ и заключается в применении мер административной ответственности, путем назначения, а затем исполнения административных наказаний.

Структура административной ответственности (как, впрочем, и всех других видов правовой ответственности) включает в себя следующие элементы: основание административной ответственности (юридическое, фактическое и процессуальное); правовые условия привлечения к административной ответственности, а также исключающие ее; субъекты административной ответственности; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности, ибо по характеру санкции определяется и вид правовой ответственности. Каждый элемент административной ответственности имеет свое особое содержание, которое будет раскрыто нами в соответствующих темах настоящего учебника.
§ 3. Установление и применение административной ответственности

Следует четко разграничивать понятия «установление» и «применение» административной ответственности, а равно и всех других мер административного принуждения. Под установление административной ответственности следует понимать законотворческий процесс, который заключается в возведении в норму права, правила поведения, нарушение которого влечет за собой применение соответствующей санкции (административного наказания). Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательства находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что находит свое отражение и в ст. 1.1. КоАП РФ, которая закрепляет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Следовательно, административная ответственность устанавливается на федеральном и региональном уровнях. Разграничение предметов ведения в области законодательства об административных правонарушениях определено ст. 71-73 Конституции РФ и ст. 1.3. КоАП РФ. В отличии от положений ранее действовавшего КоАП РСФСР, который предоставлял органам местного самоуправления в исключительных случаях устанавливать административную ответственность, КоАП РФ исключил органы местного самоуправления из ряда субъектов обладающих правом устанавливать административную ответственность, то есть принимать нормативно-правовые акты в которых бы содержались составы административных правонарушений и санкции применяемые в случае их совершения. Формой установления административной ответственности выступают в настоящее время только законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные наказания за их нарушение.

Применение административной ответственности – это применение к виновным в совершении административных правонарушений физическим и юридическим лицам предусмотренных законом административных наказаний. Применение административной ответственности строится на принципе разграничения компетенции между судьями, государственными органами и их должностными лицами. Реализуя свои юрисдикционные полномочия указанные субъекты должны соблюдать требования норм закрепленных в главе 22 и 23, а также ст. 29.5 КоАП РФ.

Применять административную ответственность за совершение административных правонарушений предусмотренных КоАП РФ вправе: судьи (мировые судьи); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; федеральные органы исполнительной власти, их учреждения, структурные подразделения и территориальные органы, а также иные государственные органы, уполномоченные на то исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Применять административную ответственность за совершение административных правонарушений предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами: мировыми судьями; комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Задачами, стоящими в процессе правоприменительной юрисдикционной деятельности являются: фиксирование в установленном законом порядке конкретного административного правонарушения; установление конкретного правонарушителя; назначение конкретному правонарушителю, вина которого в совершении правонарушения доказана, и в отношении которого отсутствуют основания освобождения его от административной ответственности, определенного КоАП РФ или законом субъекта РФ наказания, при соблюдении соответствующих процессуальных норм.
^ Тема 2. Основания и условия административной ответственности

§ 1. Понятие и виды оснований административной ответственности.

Существуют три тесно взаимосвязанных, интегрированных в некое триединство основания административной ответственности: нормативное (юридическое), фактическое и процессуальное. Отсутствие любого из них исключает саму постановку вопроса о привлечении того или иного субъекта к административной ответственности.

Нормативное (юридическое) основание административной ответственности – это предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве. Фактическим основанием административной ответственности служит конкретное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом. Процессуальным основанием выступает постановление о назначении административного наказания.

Но существуют и другие точки зрения на данный вопрос. Так, например, В.М. Манохин и Ю.С. Адушкин в своем учебнике Российское административное право высказывают такую точку зрения, что современная правовая наука признает два основания юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности: во-первых, закон как правовое, формально нормативное основание, и, во-вторых, правонарушение как основание фактическое, которое приводит в движение весь правоприменительный механизм юридической ответственности1.

Основания административной ответственности выступают одним из ключевых элементов, которые выделяют административную ответственность среди других видов юридической ответственности. В области уголовной ответственности необходимо наличие нормы Уголовного кодекса закрепляющей состав конкретного преступления, фактическое совершение данного уголовного преступления и наличие приговора суда о назначении уголовного наказания. В области дисциплинарной ответственности, необходимо наличие совокупности таких оснований, как: норма федерального закона, устанавливающая состав дисциплинарного проступка; совершение дисциплинарного проступка; вынесение (уполномоченным должностным лицом) приказа о назначении дисциплинарного взыскания. Существуют сферы общественных отношений, где административная и дисциплинарная ответственность теснейшим образом соприкасаются и когда при наличии юридического и фактического оснований административной ответственности может наступать дисциплинарная ответственность, установленная в специальных нормативных правовых актах (дисциплинарные уставы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок прохождения службы).

Каждое из оснований административной ответственности имеет свои особенности, так, например, фактическое основание административной ответственности будет зависеть от субъекта, который совершил нарушение установленных нормами КоАП или закона субъекта РФ правил, за неисполнение которых предусмотрено административное наказание. Существенно отличается определение фактического основания для гражданина и должностного лица, у которого административное правонарушение должно стать следствием неисполнения или ненадлежащего исполнения им служебных обязанностей.
§ 2. Нормативное основание административной ответственности. Развитие законодательства об административной ответственности.

В период до принятия КоАП РФ нормы КоАП РСФСР не были приведены в соответствие с Конституцией РФ 1993 г., должным образом не определяли полномочия федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ в данной области. Нормы об административной ответственности, помимо КоАП РСФСР, содержались в многочисленных несистематизированных федеральных законах, а также подзаконных нормативных актах. Субъекты РФ были вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, а при отсутствии соответствующих федеральных законов вправе осуществлять собственное правовое регулирование. Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 12 мая 1998 г., исходя из общих принципов права, введение ответственности за административное правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционные права, должно отвечать требованиям справедливости2. То есть, можно было говорить, что субъекты РФ пользовались правом осуществлять опережающее правовое регулирование в вопросах установления административной ответственности до принятия федеральных законов по предметам совместного ведения.

КоАП РФ применительно к регулированию вопросов административной ответственности учел положения ст. 71 и определил общие принципы законодательства об административной ответственности, правила ее установления, виды и правила применения административных наказаний, правила определения подсудности и подведомственности, порядок производства по делам об административных правонарушениях, включая порядок исполнения наказаний.

К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится также установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч. 1 ст. 1.3.КоАП РФ).

КоАП РФ в настоящее время является основным законодательным актом в области административной ответственности. Кодекс состоит из 5 разделов, включающих 32 главы, в которых определены задачи и принципы задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, система административных наказаний и правила их назначения, конкретные составы правонарушений, подведомственность дел и правила производства по ним, порядок исполнения административных наказаний.

КоАП РФ является универсальным нормативным основанием административной ответственности, все же законодатель допускает в отдельных случаях регулирование отдельных вопросов в области административной ответственности как иными (помимо КоАП РФ) федеральными законами, пак и подзаконными актами органов исполнительной власти. Так, согласно с положениями ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ иными федеральными законами устанавливаются особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц).

Арбитражно-процессуальный кодекс РФ регулирует порядок привлечения к административной ответственности и пересмотра актов о привлечении к административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельностью), а порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний регулируется помимо КоАП РФ, также нормами ФЗ «Об исполнительном производстве».

Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ, федеральными органами исполнительной власти устанавливаются перечни должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 указанной статьи. Подзаконными актами определяется порядок реализации ряда мер процессуального обеспечения по делам об административных правонарушениях3, порядок исполнения отдельных видов административных наказаний (например, административного ареста (ч. 4 ст. 32.КоАП РФ)).

Региональное законодательство об административных правонарушениях является второй составляющей нормативного основания административной ответственности. К полномочиям субъектов РФ отнесены вопросы: выбора видов наказаний (предупреждения или административного штрафа), размера административного штрафа (в пределах установленных ст. 3.5); выборы органа административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях предусмотренных законами субъектов РФ; образования в соответствии с законами субъектов РФ коллегиальных органов административной юрисдикции; определения полномочий должностных лиц, рассматривать дела об административных правонарушениях; определения перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по законодательству субъектов РФ об административной ответственности.

Законы субъектов РФ являются важной региональной составляющей современного законодательства об административной ответственности. Они ориентированы на выполнение тех же задач, что и сам КоАП РФ.

Региональные законы об административной ответственности имеют либо форму кодекса, либо отдельного закона об административных правонарушениях.
§ 3. Фактическое и процессуальное основание административной ответственности: общая характеристика

Административным правонарушением как фактическим основанием административной ответственности признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ). Оно характеризуется следующими обязательными признаками: во-первых, любое административное правонарушение – это деяние, т.е. объективно выраженное действие или бездействие; во вторых, это деяние, посягающее на любой из перечисленных в ст. 1.2. КоАП РФ общих родовых объектов посягательств; в-третьих, административным проступком признается лишь виновное деяние и отсутствие вины в действиях (бездействии) физических и юридических лиц полностью исключает возможность квалификации их поведения в качестве административного проступка. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1. КоАП РФ) В свою очередь формы вины физического лица могут существовать в виде умысла или неосторожности и находят свое закрепление в ст. 2.2 КоАП РФ.

Содержащее все признаки административного правонарушения деяние может быть фактическим основанием административной ответственности лишь тогда, когда оно соответствует условиям привлечения к административной ответственности.

В настоящее время в науке существуют различные точки зрения на то, что считать процессуальным основанием административной ответственности. В качестве процессуального основания выделяют и протокол об административном правонарушении, и постановление прокурора, и вообще не выделяют данное основание.

В качестве процессуального основания следует все же называть постановление о назначении административного наказания. Это обосновывается тем, что привлечение к административной ответственности возможно и без составления административного протокола. Например, если при совершении физическим лицом административного правонарушения назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа, в случаях, когда возможно наложение административного штрафа на месте совершения административного правонарушения с соблюдением положений ст. 32.3 КоАП РФ. Также, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного 12 главой КоАП РФ и зафиксированного с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, а также в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 17.14 и статьей 17.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении выносится без составления протокола.

Также протокол об административном правонарушении не составляется в случаях, когда производство по делу об административном правонарушении возбуждается на основании постановления прокурора. Процессуальным основанием может являться только законное, обоснованное и вступившее в законную силу постановление по делу. Исключение составляют постановления о назначении предупреждения, административного ареста, наложения штрафа на месте совершения правонарушения и административного приостановления деятельности. Постановления о назначении указанных наказаний исполняются еще до вступления их в законную силу.

Процессуальное основание административной ответственности направлено на фиксацию доказанного факта административного правонарушения. Требования к процессуальному основанию административной ответственности (постановлению о назначении административного наказания) закреплены в ст. 29.10 КоАП РФ.
§ 4. Условия административной ответственности

Структура административной ответственности содержит в качестве обязательного элемента – условие привлечения к ответственности. Под условиями административной ответственности следует понимать совокупность обстоятельств, которые закреплены нормами КоАП РФ и должны учитываться должностным лицом (органом) ведущим производство по делу в отношении каждого конкретного лица.

Условия административно ответственности можно разделить на две группы. ^ К первой группе относятся такие обстоятельства (условия), наличие которых исключает административную ответственность как таковую, делает ее невозможной. Можно выделить следующие условия первой группы:

- Отсутствие события административного правонарушения. Отсутствие события административного правонарушения предполагает, что нормы административно - деликтного закона не признают совершенное деяние как административное правонарушение.

- Отсутствие состава административного правонарушения. В то же время состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента: объект, объективную сторону; субъект, субъективную сторону. Следовательно, наличие таких обстоятельств как не достижение возраста административной ответственности (ст. 2.3 КоАП РФ) невменяемость лица привлекаемого к административной ответственности (ст.2.8 КоАП РФ), смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (п. 8 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ) или отсутствие в его действиях вины (ст. 2.2 КоАП РФ) позволяет говорить об отсутствии состава административного правонарушения.

- Наличие обстоятельств крайней необходимости. Ст. 2.7 КоАП РФ не признает административным правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам, если это было необходимым для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

- Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Давность, является условием любой юридической ответственности. Давность ограничивает возможности органов административной юрисдикции налагать административные наказания по истечении сроков установленных ст. 4.5. КоАП РФ (2 месяца или в установленных законом случаях 1 год).

- Издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания (п.4 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

- Отмена закона, устанавливающего административную ответственность (п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

- Наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела. Данное условие находит свое отражение в ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, которая запрещает повторно привлекать к ответственности лицо за одно и тоже административное правонарушение.

^ Ко второй группе обстоятельств (условий), относятся такие, которые оказывают влияние на вид и (или) размер (срок) административного наказания. Можно выделит следующие условия второй группы:

- Характеристики субъекта в отношении, которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Характеристики могут быть обусловлены возрастом лица привлекаемого к административной ответственности, его физическим состоянием, специальным родом деятельности. Согласно ч. 2 ст. 3.9. КоАП РФ к таким субъектам как несовершеннолетний, беременная женщина, женщина, имеющая ребенка в возрасте до 14 лет, инвалидам 1 и 2 группы, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов не может применяться административный арест. Согласно ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником существования, не может быть применена конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и иных дозволенных орудий охоты или рыболовства. Согласно ч. 6 ст. 3.5 КоАП РФ административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

- Характер совершенного административного правонарушения. Административное правонарушение может быть совершено либо в форме умысла, либо по неосторожности (ст. 2.2). Форма вины характеризует совершенное деяние и согласно ст. 4.1. КоАП РФ должна быть учтена при назначении административного наказания.

- Обстоятельства смягчающие административную ответственность. Наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность оказывает влияние на назначаемое лицу, привлекаемому к административной ответственности, наказание. Перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность предусмотрен в ст. 4.2. КоАП РФ, данный перечень не является исчерпывающим и судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ.

- Обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Перечень обстоятельств смягчающих административную ответственность предусмотрен в ст. 4.3. КоАП РФ, данный перечень является исчерпывающим, но судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут не признать данное обстоятельство отягчающим в зависимости от характера административного правонарушения.

- Совершение лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя или более статьями (частями статей) КоАП РФ и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу. При указанных выше обстоятельствах административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Условия административной ответственности также вытекают из ее принципов презумпции невиновности и законности (ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ). Так, исходя из общих правил принципа презумпции невиновности лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а любое неустранимое сомнение трактуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Часть 3 ст. 1.5 КоАП РФ, а также примечание к указанной норме закрепляют исключение из общего принципа презумпции невиновности, согласно которому данный принцип не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные 12 главой КоАП РФ в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

Условия административной ответственности имеют, таким образом, значение ее формальных предпосылок, требующих проверки в каждом случае правонарушения. Их наличие предполагает решение вопросов о возможности или невозможности наступления административной ответственности (ведения производства по делу), а в случае, если условия, препятствующие ее наступлению отсутствуют, вопросов об определении конкретной меры административной ответственности – назначение индивидуальной меры (административного наказания) лицу, совершившему административное правонарушение.

^

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ И ПРАКТИКУМ ПО КУРСУ

Тема 1. Понятие и особенности административной ответственности.





  1. Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения.

  2. Понятие и структура административной ответственности.

  3. Установление и применение административной ответственности.


Нормативно-правовые акты:
Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Часть 1). Ст. 1.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая // СЗ РФ. 2000. № 32. Ст. 3340.

Уголовный кодекс РФ // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

Трудовой кодекс РФ // СЗ РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 3.

Закон Саратовской области от 29 марта 2006 г. № 34-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // «Саратовская областная газета» от 4 апреля 2006 г. № 64 (1586).
Контрольные вопросы:

  1. Как соотносятся административное принуждение и административная ответственность?

  2. Назовите признаки административной ответственности?

  3. Что означает установление административной ответственности?

  4. Что означает применение административной ответственности?

  5. Какие элементы составляют структуру административной ответственности?

  6. Назовите нетрадиционные формы административной ответственности.

Задачи и упражнения:

1. Охарактеризуйте отличия административной ответственности от уголовной, дисциплинарной, материальной по следующим признакам: основания, субъекты ответственности, юрисдикционные субъекты, меры ответственности.

2. С помощью норм КоАП РФ охарактеризуйте понятия «установление административной ответственности» и «применение административной ответственности». Органами какого государственного уровня может устанавливаться и применяться административная ответственность?

3. Является ли административной ответственностью отзыв свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела (эта мера предусмотрена Таможенным кодексом РФ)? К какому виду ответственности относится данная мера?
^

Тема 2. Основания и условия административной ответственности.




  1. Понятие и виды оснований административной ответственности.

  2. Нормативное основание административной ответственности. Развитие законодательства об административной ответственности.

  3. Фактическое и процессуальное основания административной ответственности: общая характеристика.

  4. Условия административной ответственности.
^

Нормативно-правовые акты и материалы правоприменительной практики:


Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 1 (Часть 1). Ст. 1.

Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.

Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2066.

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. № 168 – ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.

Закон Саратовской области от 29 марта 2006 г. № 34-ЗСО «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // Саратовская областная газета» от 4 апреля 2006 г. № 64 (1586).

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2004. № 8.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (с изм. от 25 мая 2006 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6; 2006. № 12.
Контрольные вопросы:

  1. Назовите виды оснований административной ответственности.

  2. Назовите основные этапы кодификации законодательства об административных правонарушениях.

  3. Какие виды законов об административной ответственности могут принимать субъекты Российской Федерации?

  4. Что является процессуальным основанием административной ответственности?

  5. Что необходимо понимать под условиями административной ответственности?

  6. На какие группы условий административной ответственности можно выделить?

  7. Что следует понимать под малозначительностью административного правонарушения?

  8. При каких условиях можно считать, что административное правонарушение совершенно при крайней необходимости?


^ Задачи и упражнения

1. Законами субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность за превышение водителями транспортных средств установленной скорости движения на величину от 5 до 30 км/час в виде штрафа в размере от одного до двух минимальных размеров оплаты труда или лишения специального права на срок до 1 года, а также за курение табака на рабочих местах, в городском, пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан, а в отношении несовершеннолетних на родителей или их законных представителей, в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда.

Правомерно ли установление субъектами Федерации административной ответственности за данные правонарушения? Какие нормы КоАП РФ нарушены?

Какие вопросы в области законодательства об административных правонарушениях относятся к ведению субъектов Российской Федерации?

2. В отношении общества с ограниченной ответственностью таможенными органами составлен протокол от 22.12.2003 г. об административном правонарушении, выразившемся в осуществлении обществом в период с 05.11.2003 г. по 14.11.2003 г. деятельности таможенного брокера без лицензии.

В связи с введением в действие с 01.01.2004 г. нового Таможенного кодекса Российской Федерации, статья 157 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, устанавливавшая обязательное наличие лицензии для осуществления деятельности таможенного брокера, прекратила свое действие. Статьи 139-140 действующего Таможенного кодекса Российской Федерации не предусматривают лицензирования деятельности таможенного брокера, устанавливая заявительный порядок включения в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Какое решение должен принять суд при условии, что материалы дела об административном правонарушении к нему поступили 12.01.2004?

Каково действие законодательства об административных правонарушениях во времени?


1 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Учебник. Саратов, 2003. С. 175.

2 См.: СЗ РФ. 1998. № 20. Ст. 2173.

3 См.: Приказ МВД РФ от 21.06.2003 N 438 «Об утверждении инструкции о порядке осуществления привода» // Российская газета. 2003, № 137.; Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» // Российская газета. 2003, № 147.


Похожие:

1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопросы к итоговому практическому занятию
Особенности административного принуждения и административной ответственности в таможенной сфере
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconЛекция 7 Юридическая ответственность план понятие социальной ответственности...
Термин «ответственность» достаточно многообразен. Так, говорят о чувстве ответственности и ответственном поведении. Можно повысить...
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопросы к экзамену предмет, метод, система и источники отрасли административного права
Административно-правовые отношения: понятие, структура, виды. Меха-низм административно-правового регулирования
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопрос 273. Понятие, виды и классификация административных наказаний...
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения...
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопрос 278. Меры административно-правового принуждения: принудительный...
Ется привод физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об...
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconТема Административное и уголовное право
Для правонарушителя административная ответственность означает применение к нему санкций материальных административно- правовых норм,...
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconОсновы административного права РФ
Лицо, к которому применены меры административной ответственности, считается административно наказанным
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопросы к государственному экзамену по административному процессу (2011-2012 уч г.)
...
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопросы по курсу «основы права»
Административная ответственность: понятие, основные черты и отграничение от других видов юридической ответственности
1. Понятие и особенности административной ответственности § Понятие и виды административного принуждения. Административная ответственность как форма административно-правового принуждения iconВопросы для сдачи экзамена по административному праву
Административная юрисдикция: понятие, содержание. Виды административно-юрисдикционных производств
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница