2. киевская русь как раннефеодальная монархия


Скачать 113.49 Kb.
Название2. киевская русь как раннефеодальная монархия
Дата публикации24.04.2013
Размер113.49 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Тема 2. КИЕВСКАЯ РУСЬ КАК РАННЕФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ (IX-XII вв.)
ПЛАН


  1. Предпосылки становления государственности у восточных славян.

  2. Государственный аппарат Киевской Руси.

  3. Административная и законодательная деятельность великих князей.



1. Предпосылки становления государственности у восточных славян



Древнерусское государство – Киевская Русь – было образовано восточными славянами в IX веке и являлось одним из крупнейших государств Европы.

В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н.э. К VI веку они занимали обширную территорию от Карпат на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладоги на севере до Среднего Поднепровья на юге.

Главные причины консолидации восточнославянских племен в единое государство:

– распад родовой общины;

- появление соседской общины;

- становление частной собственности;

- образование союзов племен;

Эти племенные союзы включали в себя несколько десятков племен и возглавлялись военными вождями – князьями и родовой знатью. Высшим органом управления являлось народное собрание (вече).

Основа военной организации – народное ополчение, однако уже сформировалась и новая военная структура – княжеская дружина. Подобный общественный строй, возникающий на заключительной стадии первобытнообщинного строя и непосредственно предшествующий образованию государства, принято называть военной демократией.

Согласно сведениям арабских, персидских, среднеазиатских географов, в первой половине IX века у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра – Куявия (Киев), Славия (Новгород) и Артания

(местонахождение точно не установлено). В середине IX века между ними отмечалось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире.

Для прекращения очередной междоусобицы в Новгороде в 862 году направлено посольство к варяжскому князю Рюрику с приглашением на княжение («Повесть временных лет»). Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на юг, занял Киев и сделал его своей столицей. Объединение двух главных политических центров восточного славянства под властью Олега завершило процесс создания Древнерусского государства.

Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для появления норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Начало ей было положено в трудах немецких ученых Г. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера, работавших в XVIII веке в России. Сторонниками этой теории были также В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин. По их мнению «варяги из племени русского» - выходцы из Скандинавии. Противники норманнской теории (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский) считали, что рассказ летописи – легенда. В традициях средневековой историографии (и на Западе, и на Руси) было принято возводить происхождение правящей династии к иностранным царствующим фамилиям, чтобы укрепить ее легитимность (например, легенда X века о призвании племенем бриттов саксонских князей; при этом давалась сходная характеристика положения дел в своей земле: «земля наша богата, а порядка нет»).

В то же время раскопки на севере страны дают археологам много материала скандинавского происхождения. Современные исследователи склоняются к признанию Рюрика, отождествляя его с Рюриком Ютландским из скандинавских саг. В целом проблема происхождения государства на Руси с момента ее возникновения в историографии никогда не была чисто исторической и в разные времена использовалась с политическими целями.

Особенности формирования Древнерусского государства обусловлены рядом факторов.

Во-первых, географический фактор. Восточноевропейская равнина – огромное малонаселенное пространство, не имеющее четко выраженных природных границ. Это обстоятельство способствовало возникновению гигантского (по европейским масштабам) государства.

Во-вторых, этнический фактор. На данной территории мирно сосуществовали восточнославянские, финско-угорские, балтийские племена. Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие, охота, рыболовство), языческих верований, отсутствие территориальных претензий друг к другу – все это сделало возможным создание многонационального государства.

В-третьих, фактор экономического порядка - прохождение через Восточноевропейскую равнину знаменитого водного пути «из варяг в греки». Сосредоточение в одних руках централизованной охраны этого пути, таможенных пошлин несло очевидную выгоду, что способствовало образованию единого Древнерусского государства.

В-четвертых, социокультурный фактор. Господство сходных языческих верований, культов, традиций в момент возникновения государства, а затем постепенное распространение православной культуры при терпимом отношении к язычникам также способствовали интеграции племен, формированию единого духовного пространства.

^

2. Государственный аппарат Киевской Руси



Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Эта форма правления выросла из родообщинных отношений и характеризовалась слабостью центральной власти, раздробленностью территорий и сохранением значительных остатков родового самоуправления.
Государственный аппарат имел довольно разветвленную структуру:

^

Великий князь

Вече


Удельные князья

Совет при князе

Дворцово-вотчинные органы: тиун, казначей, дворской, огнищанин, ловчий и др.

Местные органы власти и управления: наместники, волостели





Во главе государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, законодательная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, захват, избрание вечем.

Князь управлял при помощи дружины, которая проживала на княжеском дворе и находилась на полном содержании князя. Среди дружинников были значительные различия по положению. Старшая дружина состояла из богатых и знатных людей («бояре», «мужи»). Младшая дружина – «гриди», «отроки», «детские», «дети боярские» (возраст при этом не имел значения).

Старшая дружина вместе с городскими старейшинами («старцами градскими») и высшим духовенством образовывала Совет при князе, с которым он обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни. В недрах дружины сложилась так называемая десятичная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими.

Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: наместникам (посадникам) – в городах и волостелям – в сельской местности. Наместник выполнял различные управленческие функции: собирал дань, судебные и торговые пошлины, вершил суд, командовал местной дружиной. Наместники и волостели жалованье за службу не получали и содержались за счет собираемого с подведомственной территории так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица – кормленщиками. Размеры кормов точно не фиксировались, что создавало возможности для злоупотреблений.

Наместники и волостели в своей работе использовали штат подчиненных должностных лиц (тиуны – ведавшие хозяйством, судьи, доводчики, осуществлявшие вызов в суд, праветчики – судебные исполнители и др.). Все они, как правило, являлись дворовыми слугами наместников и волостелей.

Примерно также формировалась княжеская администрация в центре. Княжеским хозяйством заведовал дворецкий (дворской), которому помогали тиуны. Учет собираемой дани осуществляли данщики; торговую пошлину взимали мытники; денежный штраф за убийство – виру – вирники; пошлину за продажу лошадей – пятно – пятенщики. «Русская Правда» упоминает должности ключника, огнищанина, ловчего, конюшего и др. Для системы управления в центре было характерно совмещение в руках одного должностного лица функций по управлению отдельной отраслью дворцового хозяйства и государственного управления. Другими словами, происходил перенос на управление государством порядка управления дворцовым хозяйством князя. Такая система управления получила название дворцово-вотчинной.

Все Рюриковичи считали себя прирожденными владетельными князьями и «братьями» между собой. Киевский князь именовался «отцом», что было лишь почетным званием, не отражая реальных родственных отношений. Каждый князь на своей территории и в международных делах держал себя как независимый государь и его отношения с другими князьями определялись «либо ратью, либо миром», то есть все спорные вопросы решались силой оружия или соглашениями. Это договорное начало проходит через всю древнерусскую историю и прекращается только в московском государстве.

Очередной порядок наследования, при котором киевский престол наследовал старший в роду, перемещая других родственников из удела в удел, усиливал зависимость младших князей от главы рода. На практике отношения старшинства стали осложняться и путаться по мере численного увеличения династии. К тому же принцип старшинства постепенно приходил в столкновение с принципом вотчины: некоторые удельные князья не желали менять насиженные места, другие рвались в Киев через головы старших «братьев». Любечский съезд князей – Рюриковичей (г. Любеч, 1097г.) принял постановление «каждый держит отчину свою», установив порядок наследования «от отца к старшему сыну». Это решение усилило центробежные тенденции, подготовив почву для распада государства в будущем.

Важную роль в Древнерусском продолжало играть вече – народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и окрестных деревень. Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече решало вопрос о войне и мире, о созыве ополчения, о призвании или изгнании князей (из 50 киевских князей, занимавших престол в X-XIII вв., 14 были приглашены вечем). Решения вече принимались единогласно. Существовал определенный порядок ведения вечевых собраний и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Вече по-разному оценивалось историками: одни считали его собранием, где заправляла городская верхушка; другие – подлинным институтом народовластия.

В период Киевской Руси основную массу населения составляли крестьяне-общинники. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче проводить сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладкой податей, решением споров, розыском преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство постепенно усиливало контроль над общиной. Наряду с выборными старостами появляются назначенные князем приказчики и иные должностные лица; тем не менее, община в Древней Руси представляла собой вполне автономное образование с собственными суверенными правами.
^

3. Административная и законодательная деятельность великих князей

Внутренняя и внешняя политика киевских князей была направлена на объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью Киева, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси.


Военные походы, государственное управление, личные потребности княжеского двора требовали значительных средств, которые взимались в виде дани, налогов. Основным способом сбора в IX-X веках являлось «полюдье» - объезд области князем или его представителем. Дань собиралась деньгами или чаще натурой, особенно мехами – главной статьей княжеской торговли на заграничных рынках. Во время полюдья сам князь или его наместник чинили суд и расправу, если жители обращались к ним за помощью.

Княгиня Ольга, подавив в 945 году восстание древлян, провела налоговую реформу, установив размеры дани («уроки») и пункты ее сбора («погосты»). Со времен княжения Рюрика несколько раз менялся принцип сбора дани (при Ольге – со двора, при Владимире – с плуга, при Ярославе – с человека); внеэкономические формы эксплуатации начинают уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин.

В 957 году Ольга совершила поездку в Царьград, где приняла христианство. Однако попытка сделать христианство государственной религией не удалась из-за противодействия ее сына Святослава. Сам Святослав мало занимался внутригосударственными делами, проводя время в постоянных военных походах. При нем был разгромлен Хазарский каганат, взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, и расширена территория Древнерусского государства.

Религиозную реформу провел князь Владимир, объявивший в 988 году восточное христианство государственной религией. С этого времени особое место в Киевском государстве занимала церковь – влиятельная не только в духовном, но и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял назначенный Константинопольским патриархом митрополит Киевский. Территория страны была поделена на епархии во главе с епископами (архиепископами). Светская власть позаботилась о материальном обеспечении церкви; в ее пользу отчислялась десятая часть княжеских доходов – десятина. Так было до середины XII века. С развитием земледелия десятину заменили другие источники дохода, в первую очередь – право собственности на обширные территории – церковные вотчины, что позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян. Церковь была освобождена государством от налогов.

В конце X века церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находились особые группы лиц: духовенство, лица, призреваемые церковью и зависимые от нее (холопы, перешедшие в дар от светских владельцев).

Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами; разгромил печенегов, совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города; не спрашивая разрешения Константинополя, добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских – Иллариона. Признанием международного авторитета на Руси стали династические браки Рюриковичей.

Во времена Ярослава Мудрого началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление свода законов – «Русской Правды» (XI век), впоследствии дополненной его преемниками («Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха» и др.). «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказание за те или иные проступки и преступления. Определенные юридические привилегии предусматривались для князей, бояр, княжеских управителей. За преступление против представителя привилегированного слоя, устанавливалась более высокая ответственность.

К юридически и экономически независимым категориям относились – посадские люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства. «Русская Правда» упоминает и зависимых людей – закупов, рядовичей, обладавших своим хозяйством, но попавших в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях.

Определенный предел этой кабальной зависимости был положен при Владимире Мономахе, установившим максимально допустимый процент за «купу». Однако за преступление, в случае побега или неуплаты долга закуп мог быть обращен в холопа (раба). Таким образом постепенно закрепощались бывшие свободные общинники.

«Русская Правда» вносила определенную регламентацию в источники холопства: самопродажа в рабство, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного при поступлении в услужение, тяжкое преступление и др. Основной вид наказаний, практиковавшийся на Руси – денежный штраф («вира»), размеры которого зависели от тяжести проступка и от социального положения пострадавшего. В отличие от других христианских стран, Киевская Русь не знала пыток и телесных наказаний, но казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Ряд статей «Русской Правды» ограничивал распространенную тогда кровную месть. По оценке Н.М. Карамзина, «Русская Правда» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя.

Киевские князья – потомки Ярослава Мудрого оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, обозначившиеся к XII веку. Внук Ярослава Владимир Мономах и его сын Мстислав сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 год) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств.
Контрольные вопросы и задания
1. Как Вы оцениваете роль варяжского фактора в становлении государственности у восточных славян?

2. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси. Какие элементы родового самоуправления сохранились в этот период?

3. Перечислите основные должности княжеской администрации.

4. Какие институты древнерусской государственности олицетворяли монархическое, аристократическое и демократическое начала в управлении?

Похожие:

2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconПримерный список тем курсовых работ для 1 курса
Эволюция политической системы России (Киевская Русь, удельная Русь, Московское государство, императорская Россия, ссср, Россия)
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconКиевская Русь Принятие Русью христианства. Его значение Феодальная...
Особенности социально – экономического и политического развития России в середине и 2 половине XVII веках (Бунташный век)
2. киевская русь как раннефеодальная монархия icon-
Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев это второй...
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconКиевская Русь во времена раздробленности. Галицко-Волынское государство
Ярослава Мудрого: Изяслава (в Киеве), Святослава (в Чернигове) и Всеволода (в Переяславе)
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconТема I. Киевская Русь
Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в древней Руси / М. Б. Свердлов. Л., 1983
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconКиевская Русь, Болгария, Ромейскля империя и иудейская Хазария (часть 2)
Но прежде чем продолжить повествование о последующих событиях, необходимо коснуться личности Светослава
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconМонархия сословного представительства
Абсолютная монархия. (XVI-XVIII вв.) – период зарождения капитализма и кризиса феодализма
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconКиевская Русь, Болгария, Ромейскля империя и иудейская Хазария (часть 1)
В этих условиях западные русы на Русской равнине и в Европе оказались зажатыми между империей Карла
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconКиевская Русь: особенности государственности,экономики и культуры
Только сильная власть родовых старейшин могла преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского единодержавия,...
2. киевская русь как раннефеодальная монархия iconТематика контрольных работ по Отечественной истории для студентов...
Образование Древнерусского государства Киевская Русь. Споры вокруг вопроса об образовании Древнерусского государства
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница