Скачать 113.49 Kb.
|
Содержание 2. Государственный аппарат Киевской РусиВеликий князь Вече 3. Административная и законодательная деятельность великих князей |
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ПЛАН
1. Предпосылки становления государственности у восточных славянДревнерусское государство – Киевская Русь – было образовано восточными славянами в IX веке и являлось одним из крупнейших государств Европы. В самостоятельную этническую общность восточные славяне выделяются в середине I тыс. н.э. К VI веку они занимали обширную территорию от Карпат на западе до Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладоги на севере до Среднего Поднепровья на юге. Главные причины консолидации восточнославянских племен в единое государство: – распад родовой общины; - появление соседской общины; - становление частной собственности; - образование союзов племен; Эти племенные союзы включали в себя несколько десятков племен и возглавлялись военными вождями – князьями и родовой знатью. Высшим органом управления являлось народное собрание (вече). Основа военной организации – народное ополчение, однако уже сформировалась и новая военная структура – княжеская дружина. Подобный общественный строй, возникающий на заключительной стадии первобытнообщинного строя и непосредственно предшествующий образованию государства, принято называть военной демократией. Согласно сведениям арабских, персидских, среднеазиатских географов, в первой половине IX века у восточных славян уже сформировались три крупных политических центра – Куявия (Киев), Славия (Новгород) и Артания (местонахождение точно не установлено). В середине IX века между ними отмечалось соперничество за гегемонию в восточнославянском мире. Для прекращения очередной междоусобицы в Новгороде в 862 году направлено посольство к варяжскому князю Рюрику с приглашением на княжение («Повесть временных лет»). Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на юг, занял Киев и сделал его своей столицей. Объединение двух главных политических центров восточного славянства под властью Олега завершило процесс создания Древнерусского государства. Летописный рассказ о призвании варягов послужил основой для появления норманнской теории происхождения Древнерусского государства. Начало ей было положено в трудах немецких ученых Г. Байера, Г. Миллера и А. Шлецера, работавших в XVIII веке в России. Сторонниками этой теории были также В.Н.Татищев, М.М.Щербатов, Н.М.Карамзин. По их мнению «варяги из племени русского» - выходцы из Скандинавии. Противники норманнской теории (М.В. Ломоносов, Д.И. Иловайский) считали, что рассказ летописи – легенда. В традициях средневековой историографии (и на Западе, и на Руси) было принято возводить происхождение правящей династии к иностранным царствующим фамилиям, чтобы укрепить ее легитимность (например, легенда X века о призвании племенем бриттов саксонских князей; при этом давалась сходная характеристика положения дел в своей земле: «земля наша богата, а порядка нет»). В то же время раскопки на севере страны дают археологам много материала скандинавского происхождения. Современные исследователи склоняются к признанию Рюрика, отождествляя его с Рюриком Ютландским из скандинавских саг. В целом проблема происхождения государства на Руси с момента ее возникновения в историографии никогда не была чисто исторической и в разные времена использовалась с политическими целями. Особенности формирования Древнерусского государства обусловлены рядом факторов. Во-первых, географический фактор. Восточноевропейская равнина – огромное малонаселенное пространство, не имеющее четко выраженных природных границ. Это обстоятельство способствовало возникновению гигантского (по европейским масштабам) государства. Во-вторых, этнический фактор. На данной территории мирно сосуществовали восточнославянские, финско-угорские, балтийские племена. Общность условий обитания, занятий (оседлое скотоводство, земледелие, охота, рыболовство), языческих верований, отсутствие территориальных претензий друг к другу – все это сделало возможным создание многонационального государства. В-третьих, фактор экономического порядка - прохождение через Восточноевропейскую равнину знаменитого водного пути «из варяг в греки». Сосредоточение в одних руках централизованной охраны этого пути, таможенных пошлин несло очевидную выгоду, что способствовало образованию единого Древнерусского государства. В-четвертых, социокультурный фактор. Господство сходных языческих верований, культов, традиций в момент возникновения государства, а затем постепенное распространение православной культуры при терпимом отношении к язычникам также способствовали интеграции племен, формированию единого духовного пространства. ^ Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Эта форма правления выросла из родообщинных отношений и характеризовалась слабостью центральной власти, раздробленностью территорий и сохранением значительных остатков родового самоуправления. Государственный аппарат имел довольно разветвленную структуру: ^ ВечеУдельные князья Совет при князе Дворцово-вотчинные органы: тиун, казначей, дворской, огнищанин, ловчий и др. Местные органы власти и управления: наместники, волостели Во главе государства стоял великий князь киевский, которому принадлежала высшая хозяйственная, законодательная, административная, судебная и военная власть. Он, однако, не являлся единоличным правителем, а его власть еще не приобрела отчетливо наследственного характера. Существовали различные способы замещения великокняжеского престола: наследование, захват, избрание вечем. Князь управлял при помощи дружины, которая проживала на княжеском дворе и находилась на полном содержании князя. Среди дружинников были значительные различия по положению. Старшая дружина состояла из богатых и знатных людей («бояре», «мужи»). Младшая дружина – «гриди», «отроки», «детские», «дети боярские» (возраст при этом не имел значения). Старшая дружина вместе с городскими старейшинами («старцами градскими») и высшим духовенством образовывала Совет при князе, с которым он обсуждал важнейшие вопросы государственной жизни. В недрах дружины сложилась так называемая десятичная система управления, распространившаяся впоследствии на города и общины: население делилось на десятки, сотни, тысячи во главе соответственно с десятскими, сотскими, тысяцкими. Из дружинников формировалась княжеская администрация, важнейшая роль в которой принадлежала представителям князя на местах: наместникам (посадникам) – в городах и волостелям – в сельской местности. Наместник выполнял различные управленческие функции: собирал дань, судебные и торговые пошлины, вершил суд, командовал местной дружиной. Наместники и волостели жалованье за службу не получали и содержались за счет собираемого с подведомственной территории так называемого корма. Такая система называлась кормлениями, а должностные лица – кормленщиками. Размеры кормов точно не фиксировались, что создавало возможности для злоупотреблений. Наместники и волостели в своей работе использовали штат подчиненных должностных лиц (тиуны – ведавшие хозяйством, судьи, доводчики, осуществлявшие вызов в суд, праветчики – судебные исполнители и др.). Все они, как правило, являлись дворовыми слугами наместников и волостелей. Примерно также формировалась княжеская администрация в центре. Княжеским хозяйством заведовал дворецкий (дворской), которому помогали тиуны. Учет собираемой дани осуществляли данщики; торговую пошлину взимали мытники; денежный штраф за убийство – виру – вирники; пошлину за продажу лошадей – пятно – пятенщики. «Русская Правда» упоминает должности ключника, огнищанина, ловчего, конюшего и др. Для системы управления в центре было характерно совмещение в руках одного должностного лица функций по управлению отдельной отраслью дворцового хозяйства и государственного управления. Другими словами, происходил перенос на управление государством порядка управления дворцовым хозяйством князя. Такая система управления получила название дворцово-вотчинной. Все Рюриковичи считали себя прирожденными владетельными князьями и «братьями» между собой. Киевский князь именовался «отцом», что было лишь почетным званием, не отражая реальных родственных отношений. Каждый князь на своей территории и в международных делах держал себя как независимый государь и его отношения с другими князьями определялись «либо ратью, либо миром», то есть все спорные вопросы решались силой оружия или соглашениями. Это договорное начало проходит через всю древнерусскую историю и прекращается только в московском государстве. Очередной порядок наследования, при котором киевский престол наследовал старший в роду, перемещая других родственников из удела в удел, усиливал зависимость младших князей от главы рода. На практике отношения старшинства стали осложняться и путаться по мере численного увеличения династии. К тому же принцип старшинства постепенно приходил в столкновение с принципом вотчины: некоторые удельные князья не желали менять насиженные места, другие рвались в Киев через головы старших «братьев». Любечский съезд князей – Рюриковичей (г. Любеч, 1097г.) принял постановление «каждый держит отчину свою», установив порядок наследования «от отца к старшему сыну». Это решение усилило центробежные тенденции, подготовив почву для распада государства в будущем. Важную роль в Древнерусском продолжало играть вече – народное собрание, в котором участвовало все взрослое население города, а иногда и окрестных деревень. Власть веча, его состав и компетенция не определялись никакими юридическими нормами. Вече решало вопрос о войне и мире, о созыве ополчения, о призвании или изгнании князей (из 50 киевских князей, занимавших престол в X-XIII вв., 14 были приглашены вечем). Решения вече принимались единогласно. Существовал определенный порядок ведения вечевых собраний и, возможно, иногда практиковалась запись выступлений. Вече по-разному оценивалось историками: одни считали его собранием, где заправляла городская верхушка; другие – подлинным институтом народовластия. В период Киевской Руси основную массу населения составляли крестьяне-общинники. Государство было заинтересовано в сохранении общинных порядков, так как с их помощью было легче проводить сбор податей и обеспечивать лояльность населения княжеской власти. Община занималась перераспределением земельных наделов, раскладкой податей, решением споров, розыском преступников. В рамках общины действовал институт круговой поруки. Общинное самоуправление возглавлялось выборным старостой. Государство постепенно усиливало контроль над общиной. Наряду с выборными старостами появляются назначенные князем приказчики и иные должностные лица; тем не менее, община в Древней Руси представляла собой вполне автономное образование с собственными суверенными правами. ^ Внутренняя и внешняя политика киевских князей была направлена на объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью Киева, централизацию власти и укрепление международного авторитета Руси.Военные походы, государственное управление, личные потребности княжеского двора требовали значительных средств, которые взимались в виде дани, налогов. Основным способом сбора в IX-X веках являлось «полюдье» - объезд области князем или его представителем. Дань собиралась деньгами или чаще натурой, особенно мехами – главной статьей княжеской торговли на заграничных рынках. Во время полюдья сам князь или его наместник чинили суд и расправу, если жители обращались к ним за помощью. Княгиня Ольга, подавив в 945 году восстание древлян, провела налоговую реформу, установив размеры дани («уроки») и пункты ее сбора («погосты»). Со времен княжения Рюрика несколько раз менялся принцип сбора дани (при Ольге – со двора, при Владимире – с плуга, при Ярославе – с человека); внеэкономические формы эксплуатации начинают уступать место экономическим, основанным на праве собственности. Складывалась система разнообразных налогов, торговых, судебных и других пошлин. В 957 году Ольга совершила поездку в Царьград, где приняла христианство. Однако попытка сделать христианство государственной религией не удалась из-за противодействия ее сына Святослава. Сам Святослав мало занимался внутригосударственными делами, проводя время в постоянных военных походах. При нем был разгромлен Хазарский каганат, взимавший дань с некоторых восточнославянских племен, и расширена территория Древнерусского государства. Религиозную реформу провел князь Владимир, объявивший в 988 году восточное христианство государственной религией. С этого времени особое место в Киевском государстве занимала церковь – влиятельная не только в духовном, но и в политическом отношении организация. Во главе ее стоял назначенный Константинопольским патриархом митрополит Киевский. Территория страны была поделена на епархии во главе с епископами (архиепископами). Светская власть позаботилась о материальном обеспечении церкви; в ее пользу отчислялась десятая часть княжеских доходов – десятина. Так было до середины XII века. С развитием земледелия десятину заменили другие источники дохода, в первую очередь – право собственности на обширные территории – церковные вотчины, что позволяло получать подати и налагать определенные повинности на крестьян. Церковь была освобождена государством от налогов. В конце X века церкви было пожаловано право суда и сбора судебных пошлин по делам семейно-бытового характера. Под юрисдикцией церкви находились особые группы лиц: духовенство, лица, призреваемые церковью и зависимые от нее (холопы, перешедшие в дар от светских владельцев). Расцвет Древнерусского государства приходится на период правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). При нем Киевская Русь превращается в могучую державу. Он покончил с княжескими усобицами; разгромил печенегов, совершавших до этого постоянные набеги на южнорусские города; не спрашивая разрешения Константинополя, добился избрания на митрополичью кафедру священника из русских – Иллариона. Признанием международного авторитета на Руси стали династические браки Рюриковичей. Во времена Ярослава Мудрого началась работа по кодификации норм обычного права, результатом которой стало появление свода законов – «Русской Правды» (XI век), впоследствии дополненной его преемниками («Правда Ярославичей», «Устав Владимира Мономаха» и др.). «Русская Правда» включала статьи законов как гражданских, так и уголовных. Она устанавливала судопроизводство, определяла наказание за те или иные проступки и преступления. Определенные юридические привилегии предусматривались для князей, бояр, княжеских управителей. За преступление против представителя привилегированного слоя, устанавливалась более высокая ответственность. К юридически и экономически независимым категориям относились – посадские люди и смерды-общинники, которые платили налоги и несли повинности в пользу государства. «Русская Правда» упоминает и зависимых людей – закупов, рядовичей, обладавших своим хозяйством, но попавших в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Определенный предел этой кабальной зависимости был положен при Владимире Мономахе, установившим максимально допустимый процент за «купу». Однако за преступление, в случае побега или неуплаты долга закуп мог быть обращен в холопа (раба). Таким образом постепенно закрепощались бывшие свободные общинники. «Русская Правда» вносила определенную регламентацию в источники холопства: самопродажа в рабство, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного при поступлении в услужение, тяжкое преступление и др. Основной вид наказаний, практиковавшийся на Руси – денежный штраф («вира»), размеры которого зависели от тяжести проступка и от социального положения пострадавшего. В отличие от других христианских стран, Киевская Русь не знала пыток и телесных наказаний, но казнь за наиболее тяжкие преступления существовала. Ряд статей «Русской Правды» ограничивал распространенную тогда кровную месть. По оценке Н.М. Карамзина, «Русская Правда» утверждала личную безопасность и права на собственность каждого из подданных князя. Киевские князья – потомки Ярослава Мудрого оказались не в силах остановить центробежные тенденции экономического и политического развития страны, обозначившиеся к XII веку. Внук Ярослава Владимир Мономах и его сын Мстислав сумели на некоторое время удержать единство русских земель. Но после смерти последнего (1132 год) Древнерусское государство окончательно распалось на полтора десятка самостоятельных княжеств. Контрольные вопросы и задания 1. Как Вы оцениваете роль варяжского фактора в становлении государственности у восточных славян? 2. Охарактеризуйте государственный строй Киевской Руси. Какие элементы родового самоуправления сохранились в этот период? 3. Перечислите основные должности княжеской администрации. 4. Какие институты древнерусской государственности олицетворяли монархическое, аристократическое и демократическое начала в управлении? |
![]() | Примерный список тем курсовых работ для 1 курса Эволюция политической системы России (Киевская Русь, удельная Русь, Московское государство, императорская Россия, ссср, Россия) | ![]() | Киевская Русь Принятие Русью христианства. Его значение Феодальная... Особенности социально – экономического и политического развития России в середине и 2 половине XVII веках (Бунташный век) |
![]() | - Русь и русский. И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины. Киев это второй... | ![]() | Киевская Русь во времена раздробленности. Галицко-Волынское государство Ярослава Мудрого: Изяслава (в Киеве), Святослава (в Чернигове) и Всеволода (в Переяславе) |
![]() | Тема I. Киевская Русь Свердлов М. Б. Генезис и структура феодального общества в древней Руси / М. Б. Свердлов. Л., 1983 | ![]() | Киевская Русь, Болгария, Ромейскля империя и иудейская Хазария (часть 2) Но прежде чем продолжить повествование о последующих событиях, необходимо коснуться личности Светослава |
![]() | Киевская Русь, Болгария, Ромейскля империя и иудейская Хазария (часть 1) В этих условиях западные русы на Русской равнине и в Европе оказались зажатыми между империей Карла | ![]() | Монархия сословного представительства Абсолютная монархия. (XVI-XVIII вв.) – период зарождения капитализма и кризиса феодализма |
![]() | Киевская Русь: особенности государственности,экономики и культуры Только сильная власть родовых старейшин могла преодолеть все эти трудности. Здесь и кроются глубокие истоки российского единодержавия,... | ![]() | Тематика контрольных работ по Отечественной истории для студентов... Образование Древнерусского государства Киевская Русь. Споры вокруг вопроса об образовании Древнерусского государства |