Законодательства об охране и использовании земель


Скачать 139.3 Kb.
НазваниеЗаконодательства об охране и использовании земель
Дата публикации24.04.2013
Размер139.3 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ

Основные вопросы

1. Понятие и виды земельных правонарушений. Состав земельных правонарушений.

2. Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

3. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

4. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

5. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Возмещение вреда, причиненного в результате правомерной деятельности.

6. Земельно-правовые меры воздействия к нарушителям земельного законодательства.

^ 1. Понятие и виды земельных правонарушений. Состав земельных правонарушений

Основанием применения мер юридической ответственности, предусмотренных законодательством, является земельное правонарушение.

^ Земельное правонарушение - общественно опасное, виновное, противоправное деяние, посягающее на установленный земельный правопорядок и нарушающее нормы земельного законодательства, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону.

Для квалификации противоправного деяния в качестве правонарушения требуется наличие совокупности необходимых и достаточных с точки зрения закона условий - состава правонарушения. В состав земельного правонарушения включаются четыре элемента: объект, субъект, объективная сторона и субъективная сторона. Отсутствие хотя бы одного из элементов состава правонарушения исключает возможность применения юридической ответственности.

^ Объект земельного правонарушения - закрепленные в законодательстве общественные отношения, возникающие по поводу использования и охраны земель. Предмет - отдельный земельный участок, часть земельного участка, права на землю.

^ Субъект земельного правонарушения - физические лица (граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства), юридические лица, индивидуальные предприниматели.

^ Объективная сторона - противоправное деяние (активное действие или бездействие), причиненный вред, причинная связь между деянием и причиненным вредом.

Субъективная сторона выражается в наличии вины правонарушителя в форме умысла или неосторожности, а также мотива, цели совершения правонарушения.

Земельное правонарушение как основание ответственности имеет особенности: оно во всех случаях проявляется в невыполнении требований земельного законодательства; составы земельных правонарушений содержатся в нормах земельного, гражданского, административного, трудового права, составы преступлений -в нормах уголовного права.

Земельные правонарушения по различным правовым основаниям могут быть классифицированы по видам. Выделяют земельные правонарушения, направленные против установленного порядка распоряжения землей; земельные правонарушения, направленные против требований целевого, рационального использования земель в различных областях производственной деятельности (сельское хозяйство, лесное хозяйство); земельные правонарушения, состоящие в невыполнении или ненадлежащем выполнении экологических требований, и др.

^ 2. Понятие и сущность юридической ответственности за нарушение земельного законодательства. Виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства

Одна из основных функций права - поддерживать субъектов земельных правоотношений в русле правомерного поведения, и одним из рычагов, обеспечивающим данное поведение, является юридическая ответственность.

Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства заключается в применении к нарушителям мер государственного принуждения и предусматривает возложение обязанности претерпевать неблагоприятные последствия, вызванные совершением земельного правонарушения.

Наряду с общими признаками, юридическая ответственность за земельные правонарушения имеет свою специфику:

нарушение, за которое применяется конкретный вид ответственности, всегда связано с землей;

связь с землей имеет различные формы (потрава посевов, непринятие мер по борьбе с сорняками и др.);

различают юридическую ответственность традиционную и специальную (земельно-правовую).

Основными функциями юридической ответственности за нарушение земельного законодательства являются:

- карательная (направлена на наказание правонарушителя);

- превентивная (направлена на формирование у субъектов мотива соблюдения норм законодательства, а также прав и законных интересов других лиц);

- компенсационная (направлена на компенсацию потерь, вызванных правонарушением).

Следует отметить, что Кодекс о земле не устанавливает перечень деяний, нарушающих земельное законодательство. Статья 96 Кодекса о земле предусматривает, что «лица, нарушившие законодательство об охране и использовании земель, несут ответственность, установленную законодательными актами». Таким образом, юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства имеет следующую конструкцию: деяния, нарушающие земельное законодательство и правовые последствия такого нарушения, закреплены в административном, уголовном, гражданском, трудовом законодательстве.

Законодательными актами устанавливаются такие виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, как уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная и материальная ответственность. Кроме того, применяются земельно-правовые меры воздействия.

Дифференциация юридической ответственности за нарушение земельного законодательства на виды обусловлена системой права Республики Беларусь, структуру которой составляют отрасли права, каждая из которых имеет свои институт ответственности; спецификой и степенью общественной опасности земельных правонарушений; дифференциацией круга лиц, имеющих право применять наказания.

^ 3. Административная ответственность за нарушение земельного законодательства

Административная ответственность за нарушение земельного законодательства выражается в применении мер административного взыскания за совершение земельного административного правонарушения - противоправного виновного деяния, за которое установлена административная ответственность. ,

Составы правонарушений в области использования и охраны земель, при совершении которых наступает административная ответственность, виды административных взысканий, налагаемых в случае совершения таких правонарушений, определены в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Составы правонарушений в области использования и охраны земель предусмотрены в гл. 15 «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования» КоАП. В соответствии с КоАП административная ответственность предусмотрена:

- за нарушение порядка использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению (ст. 15.6);

- нарушение порядка использования земли и требований по ее охране (ст. 15.10);

- порчу земель (ст. 15.11); '

- самовольное отступление от схем или проектов землеустройства (ст. 15.12);

- уничтожение либо повреждение межевых знаков (ст. 15.13) и др.

Ряд составов земельных правонарушений находится в иных главах (например, в гл. 23 - за самовольное занятие земельного участка (ст. 23.41)).

Субъектами административной ответственности за нарушение земельного законодательства могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица.

За правонарушения в области использования и охраны земель применяются такие виды административных взысканий, как предупреждение, штраф.

Специально уполномоченными органами, которые имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях и рассматривать дела в зависимости от вида земельного правонарушения, выступают районные (городские) суды; хозяйственные суды; сельские (поселковые) исполнительные комитеты; органы Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь, органы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, органы Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь и др.

^ 4. Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства

Уголовная ответственность наступает за правонарушения, имеющие большую общественную опасность и отнесенные к преступлениям. Составы преступлений в области использования и охраны земель определены в гл. 26 «Преступления против экологической безопасности и природной среды» (ст. 269 «Порча земель») Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК). Ряд составов находится в других главах УК, например, в гл. 33 «Преступления против порядка управления» - за самовольное занятие земельного участка (ст. 386).

Статья 269 УК предусматривает ответственность за порчу земель.

Объектом порчи земель являются земельные отношения по рациональному использованию и охране земель.

^ Объективную сторону порчи земель составляют такие деяния, как:

уничтожение плодородного слоя почвы;

невыполнение правил рекультивации земель;

загрязнение земель химическими или радиоактивными веществами, отходами, сточными водами, бактериально-паразитическими вредными организмами;

иное незаконное повреждение земель.

Квалифицированными составами порчи земель являются:

- порча земель, совершенная на экологически неблагополучной территории;

- порча земель, повлекшая умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (в тысячу и более раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления).

Статья 386 УК предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка. Согласно ст. 72 Кодекса о земле самовольным занятием земельного участка является использование земельного участка без документа, удостоверяющего право на него, за исключением ряда случаев, определенных ст. 72.

Предметом указанных преступлений могут выступать земли любой формы собственности и категории земель.

Субъектами указанных преступлений могут являться только физические лица (в том числе должностные).

Уголовная ответственность за земельные правонарушения наступает, как правило, при условии административной преюдиции, кроме квалифицированных составов порчи земель.

^ 5. Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Возмещение вреда, причиненного в результате правомерной деятельности

Гражданско-правовая ответственность рассматривается как основанное на законе имущественно-правовое воздействие на правонарушителя, выражающееся в лишении его определенных прав или возложении на него имущественных обязанностей. Применение гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства вытекает из факта признания земли объектом гражданских прав и недвижимым имуществом. Соответственно общие правила гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства установлены ГК.

Условиями наступления гражданско-правовой ответственности за нарушение земельного законодательства являются: противоправное поведение; виновность; наличие имущественного вреда; причинная связь между нарушением и последствиями.

Одной из мер гражданско-правовой ответственности является возмещение вреда, причиненного в результате нарушения земельного законодательства. Принимая во внимание, что законодательство об охране и использовании земель не содержит специальных норм о возмещении неправомерного вреда, причиненного землям, в данном случае будет применяться механизм гражданско-правовой ответственности, установленный экологическим законодательством (Закон Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-ХП «Об охране окружающей среды») (далее - Закон об охране окружающей среды).

Размер вреда, причиненного деградацией земель (процесс снижения качества земель в результате вредного антропогенного и (или) природного воздействия), определяется в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде». Порядок исчисления размера возмещения вреда, виды и показатели деградации земель (включая почвы) определены Положением о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042.

При невозможности определить вред по таксам убытки, причиненные земельным правонарушением, возмещаются по общим нормам гражданского законодательства.

Любая хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на землю, в той или иной степени причиняет ей вред. Пределы допустимого негативного воздействия определяются государством. Согласно ч. 3 ст. 933 ГК вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законодательством. Законодательство об охране и использовании земель к таким случаям относит: обязательные платежи за землепользование (ст. 32 Кодекса о земле); возмещение потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства (ст. 76 Кодекса о земле); возмещение убытков, причиняемых изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов (ст. 75 Кодекса о земле; Положение о порядке определении размера убытков, причиненных землепользователям изъятием у них земельных участков и сносом расположенных на них объектов недвижимости, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2008 № 462).

Гражданско-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства заключается также в возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на земли и в признании недействительными сделок с земельными участками и правами на них (ст. 28 Кодекса о земле).

Вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на земли

как составной части окружающей среды, подлежит возмещению согласно ст. 102 Закона об охране окружающей среды в полном объеме лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством.

^ 6. Земельно-правовые меры воздействия к нарушителям 1 земельного законодательства

Самостоятельным видом ответственности за нарушение земельного законодательства является земельно-правовая ответственность. Наличие специальной земельно-правовой ответственности не является бесспорным фактом. Но учитывая, что действующий Кодекс о земле предусматривает возможность изъятия земель (ст. 60), представляется возможным говорить о нормативном закреплении земельно-правовой ответственности. В качестве земельно-правовых мер воздействия рассматриваются специальные санкции, которые применяются к правонарушителям в порядке, установленном земельным законодательством, и направлены на восстановление земельного правопорядка.

В качестве земельно-правовых мер воздействия земельное законодательство предусматривает:

принудительное прекращение прав на земельный участок за нарушение правил использования и охраны земель (ст. 60, 62, 63, 64 Кодекса о земле);

возврат самовольно занятых земельных участков (ст. 72 Кодекса о земле).

^ Принудительное прекращение прав на земельный участок производится в особом порядке за нарушение земельного законодательства, которое рассматривается в качестве оснований прекращения прав на земельные участки (неуплата земельного налога по истечении 2 налоговых периодов; использование земельного участка не по целевому назначению; неиспользование в течение одного года земельного участка, предоставленного для ведения сельского хозяйства, и 2 лет - для несельскохозяйственных целей, и др.).

Важно отметить, что решение о прекращении права на земельный участок принимается исходя из материалов, свидетельствующих, что после получения письменного предписания от государственного органа, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной земель, землепользователь не принял мер к устранению в установленный срок допущенных нарушений (ст. 60, 67 Кодекса о земле).

Принудительное изъятие земельных участков, находящихся в частной собственности, производится по постановлению суда, а прекращение прав на земельные участки, находящиеся в пожизненном наследуемом владении, постоянном, временном пользовании, аренде, - по решению местных исполнительных комитетов.

^ Самовольно занятый земельный участок возвращается по его принадлежности без возмещения лицу затрат, произведенных им за время незаконного использования. Приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние, а также снос возведенных на нем строений производятся за счет лица, самовольно занявшего земельный участок. Возврат самовольно занятого земельного участка производится на основании решения Минского городского, городского (города областного подчинения), районного, сельского, поселкового исполнительного комитета, принятого в соответствии с его компетенцией, о возврате самовольно занятого земельного участка, сносе самовольной постройки и приведении земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние с определением сроков выполнения этих действий.

В случае отказа лица, самовольно занявшего земельный участок, выполнить решение соответствующего исполнительного комитета, снос самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние осуществляются исполнительным комитетом.

Взыскание затрат на осуществление возврата самовольно занятого земельного участка, сноса самовольной постройки и приведение земельного участка в пригодное для использования по целевому назначению состояние производится в судебном порядке.

Применение земельно-правовой ответственности обеспечивает заинтересованность в надлежащем использовании земельных ресурсов. Земельно-правовая ответственность может применяться наряду с традиционными видами ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой) или самостоятельно.

Похожие:

Законодательства об охране и использовании земель icon«Безопасность жизнедеятельности»
Основные нормативные акты по охране труда. Ответственность: за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни...
Законодательства об охране и использовании земель iconЛекция 12. Тема: правовое регулирование охраны животного мира
Правовое обеспечение охраны и воспроизводства животного мира. Государственное управление и государственный контроль в сфере охраны...
Законодательства об охране и использовании земель icon1. Основы законодательства РФ об охране здоровья граж- дан от 22...
Основы законодательства РФ об охране здоровья граж- дан от 22 июля 1993 г. №5487-1, статьи 32 Согласие на
Законодательства об охране и использовании земель iconЛекция 12. Землеустройство на землях несельскохозяйственного назначения...
Особенности землеустройства в регионах, имеющих негативные явления при использовании земель 1
Законодательства об охране и использовании земель icon1. Понятие и предмет земельного права. Зп
...
Законодательства об охране и использовании земель iconДоклад о состоянии и использовании земель в самарской области в 2010 гоСамара 2011
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Законодательства об охране и использовании земель iconЛекція 15. Тема: правовий режим земель оздоровчого призначення
Постановка питань: Поняття І склад земель оздоровчого призначення. Особливості надання земель оздоровчого призначення. Умови І порядок...
Законодательства об охране и использовании земель iconВопросы для подготовки к экзамену по дисциплине «Основы охраны труда»
Полномочия и права профсоюзов в осуществлении контроля за соблюдением законодательства по охране труда
Законодательства об охране и использовании земель iconИнструкция по охране труда нормативный акт, устанавливающий требования...
Сборник инструкций по охране труда для образовательных учреждений
Законодательства об охране и использовании земель iconПредставление
Прокуратурой Витебского района в мае 2007 года во взаимодействии с кру облсельхозпрода проведена проверка исполнения законодательства...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница