Скачать 3.37 Mb.
|
УДК 373.167.1 ББ.К 92 К78 Авторы-составители: П. И. Алтынов (математика), П. А. Андреев (история), А. В. Валжи (испанский язык), Г. А. Балжи, В. А. Веселова (французский язык), Р. В. Бучина (немецкий язык), В. В. Еремин (химия), В. Б. Захаров (биология), Д. А. Исаев (физика), В. С. Крамор, В. А. Попов (алгебра), А. В. Куприна (экономическая и социальная география), А. Г. Леонов, А. Г. Кушниренко (информатика), М. А. Лепихова (русский язык), В. Н. Литвиненко (геометрия), Н. В. Маслова (английский язык), М. В. Мирутенко (физическая география), Н. В. Сечина (литература) К78 Краткий справочник школьника. 6—11 кл. / Авт.-сост. П. И. Алтынов, П. А. Андреев, А. Б. Балжи и др. — 2-е изд. — М.: Дрофа, 1998. — 624 с.: ил. ISBN 5—7107—2115—8 Пособие содержит справочные материалы по всем предметам, изучаемым в 5—11 классах общеобразова тельных школ. УДК 373.167.1 ББК92 Учебное издание КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ШКОЛЬНИКА 5—11 классы Авторы-составители; ^ Балжи Александр Борисович и др. Ответственные редакторы Е. Д. Богданова, Т. Д. Дажина, Т. А. Карташева, Н. В. Павлова, А. В. Рассказова, Н. В. Филонович, М. Г. Циновская Младший редактор ^ Технический редактор Н. И. Герасимова Художественный редактор А. В. Кузнецов. Художественное оформление А. М. Павлов Компьютерная верстка А. Е. Косых. О. А. Молочное, С. Б. Мжельский, К. Е. Панкратьев. В. В. Рочев Корректоры Г. И. Мосякина, Н. С. Соболева, Т. К. Остроумова ^ Изд. лиц. № 061622 от 07.10.97. Подписано к печати 06.03.98. формат 84xl08'/,6. Бумага офсетная. Гарнитура «Школьная». Печать высокая. Усл. печ. л. 67,52. Доп. тираж 50 000 экз. Заказ № 782. Издательский дом «Дрофа». 127018, Москва, Сущевский вал, 49. По вопросам приобретения продукции Издательского дома «Дрофа» обращаться по адресу: 127018, Москва, Сущевский вал, 49. Тел.: (095) 289-03-25, 218-16-37, 289-03-68, 218-54-09. Отпечатано с готовых диапозитивов в ОАО «Ярославский полиграфкомбинат». 150049, г. Ярославль, ул. Свободы, 97 ISBN 5—7107—2115—8 © «Дрофа», 1996 С ID 11 IS IP Ж ^ 23 21 Ш! ^ Изученное в начальной школе...............................................................................? Орфография. Программа 5 класса.........................................................................8 Орфография. Программа 6 класса........................................................................12 Орфография. Программа 7 класса........................................................................ 18 Синтаксис и пунктуация. Программа 8 класса....................................................26 Синтаксис и пунктуация. Программа 9 класса....................................................32 Приложение............................................................................................................36 Литература. 9—11 классы Школьные сочинения. Русская литература XIX—XX вв. ..................................40 ^ Английский язык..........и.................................................................................................94 Немецкий язык.....................................................................................................119 Испанский язык....................................................................................................140 Французский язык............................................................................................. 174 История. 6—11 классы .212 .249 История России. VII—XIX вв. История России. XX в. ............ ^ Математика.......................................................................................................... 278 Алгебра...............................................................................................................311 Геометрия...........................................................^.................................................334 /_ ' ^ Общие вопросы...................................................................................................362 Основные понятия алгоритмических языков.....................................................364 Технология программирования..........................................................................371 Применения ЭВМ............................................................................................372 Устройство ЭВМ........................ „....„. ,.....„...„.,.,..,...... .,„.„............................. 376 Задачи...................................................................................................................378 ^ Физическая география................................................................................................386 Экономическая и социальная география.......................................................423 ^ Бактерии. Грибы. Лишайники............................................................................460 Животные.............................................................................................................471 Анатомия и физиология человека.......................................................................489 Общая биология................................;..................................................................513 ^ Физика............................................................................................................................556 Химия. 8—11 классы Теоретические основы химии.............................................................................584 Неорганическая химия........................................................................................596 Органическая химия..........;...;...;;;.....................;..;..............................................^ Русский язы ![]() классы ![]() ^ Раздел включает основные правила русской орфографии и пунктуации, изучаемые в средней школе. На основе традиционных школьных учебников в доступной форме даны все орфограммы, изложены правила и особенности синтаксиса и пунктуации, предложены рекомендации и приемы их эффективного усвоения, начиная с орфографии (5—7 классы) и кончая синтаксисом и пунктуацией (8—9 классы). Теоретический материал в справочнике распределен по классам, как и в школьных программах и учебниках, все положения проиллюстриро ваны примерами, а также введена рубрика «Проверь себя». Раздел каждого класса открывается словарем трудных слов, для запоминания которых составитель рекомендует их четкое проговаривание (3—8 раз) по слогам, чтобы задействовать органы речи, слуха и зрения. Материалы приложения помогут при подготовке к экзамену по русскому языку (устному и письменному). Раздел «Говори правильно» включает общеупотребительные слова, при произношении которых возникают затруднения. ^ — определение — дополнение — обстоятельство — вертикальной чертой отмечен теоретический материал ^ D — окончание — основа — приставка — корень — суффикс ^ ———— — подлежащее — сказуемое \-^, \^, v-/ — однородные члены предложения Словосочетания: х — главное и зависимое слова Простые предложения в сложном: ®, ®, CD — сверху перед простым предложением © -союз СПРАВОЧНАЯ БабайцеваВ.В. Русский язык. Теория: Учебник для 5—11 классов общеобразовательных заведений. — М., 1995. БарановМ.Т-.КостяеваТ. А., П р у д -н и к о в а А. В. Русский язык. Справочные материалы: Учебное пособие для учащихся / Под ред. Н. М. Шанского. — М., 1989. Г р е к о в В. Ф., Крючкове. В., Ч е ш -к о Л. А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. — М., 1988. Малышева Л. М. Рифы и мифы вступительных экзаменов: Русский язык и литература. — М., 1993. ЛИТЕРАТУРА РозентальД.Э. Сборник упражнений по русскому языку для поступающих в вузы. — М., 1994. РозентальД.Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. — М., 1994. РозентальД.Э.,ГолубИ. Б., Т е л е н -к о в а М. А. Современный русский язык. — М., 1994. Семенова Г. М. Типичные ошибки старшеклассников: Практикум по русскому языку для поступающих в вузы. Кн. 1. — М., 1992. ^ ИЗУЧЕННОЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 1. Безударные проверяемые гласные в корне слова Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, надо изменить слово или подобрать однокоренное, где проверяемая гласная была бы под ударением. Примеры: зап-.вать песню (петь), зап..вать лекарство (пить). Проверь себя: н..чной, загл..деться, п..левой. ^ Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова и непроверяемых согласных нужно запомнить: автомобиль, агроном, аптека, арбуз, арифметика. Багаж, барабан, бензин, берёза, берег, беречь, библиотека, билет, болото, борона, бригадир. Вагон, валенки, велеть, верблюд, ветер, веялка, видеть, вокзал, вокруг, воробей, восток, ворона, вперёд, всегда, вторник, вчера. Газета, голубой, гореть, горизонт, город, горох, государство, готов, гражданин, граница. Двадцать, двенадцать, дежурный, деревня, директор, дорога, до свидания, дятел. Ещё. Жаворонок, железо, женщина, жеребёнок, жёлтый. Завод, завтра, запад, заяц, здесь, здоровье, земляника, знамя. Иней, инженер, инструмент, интересный. Канал, капуста, карандаш, картина, картофель, кастрюля, квартира, керосин, килограмм, километр, класс, клевер, коллективный, коллекция, колхоз, командир, комбайн, коммунист, комната, компас, комсомолец, коньки, корабль, корзина, коричневый, корова, костёр, костюм, который, кровать. Лагерь, лопата, лестница, лягушка. Магазин, малина, матрос, машина, мебель, медаль, медведь, месяц, металл, метро, мешок, минута, молоко, молоток, морковь, мороз, Москва, мужчина. Надо, назад, налево, направо, народ. Обед, обезьяна, облако, общество, огород, огромный, огурец, одежда, одиннадцать, около, олицетворение, опять, орден, орех, осина, отец, откуда, отсюда, оттуда, очень. Пальто, пассажир, пенал, песок, пионер, победа, погода, полотенце, помидор, понедельник, поросёнок, портрет, после, посуда, потом, правительство, праздник, пятница. Рабочий, радио, район, рассказ, растение, работа, республика, решаю, рисую, родина, Россия, рус ский. Салазки, сапоги, сахар, сверкать, свинец, свобода, север, сегодня, сейчас, серебро, сеялка, сзади, сирень, скатерть, слева, слышать, смородина, собака, солдат, соловей, солома, сорока, социализм, сочинение, спасибо, справа, стакан, станок, стебель, стеречь, столица, суббота, считать. Тарелка, театр, телега, телеграмма, телёнок, телефон, теперь, тетрадь, товарищ, тополь, топор, трактор, трамвай. Улица, урожай, учитель. Фабрика, фамилия, флюгер. Хлопок, хозяйство. Цыплёнок, Человек, четверг, чувствовать. Шёл, шофёр. Экскурсия. Яблоко, ягнёнок, ягода, язык, ястреб, ячмень, ящерица. ^ 1 Чтобы не ошибиться в написании согласной в корне слова, нужно изменить его или подобрать такое однокоренное слово, где после проверяемой согласной следует гласная. Примеры: голу-.ка (голуби), сапо.. (сапоги). Проверь себя: тра..ка, селе.-ка, ука-.ка. ^ (Чтобы не ошибиться в написании непроизносимых согласных в корне слова, нужно подобрать однокоренное, в котором этот согласный звук произносится отчетливо. Примеры: радо-.ный (радости), ме.-ность (место). Проверь себя: уча..ник, изве-.ный, нена..ный. Запомни: 1В словах вкусный, чудесный, опасный непроизносимого согласного нет. 5. И, у, а после шипящих I После шипящих ж, ч, ш, щ пишутся в, у, а. Проверь себя: ж..знь, Ш..ПОВНИК, овч-.рка. Запомни: I Слова-исключения жюри, брошюра, парашют. Орфография ^ [Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после приставок на согласную. Примеры: подъехать, предъюбилейный, Съездить, объявление. 1 Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я после корня. Примеры: двухъярусный, трехъярусный. Запомни: двухэтажный, трехэтажный. 1 Разделительный ь пишется в корне, после корня перед буквами е, ё, ю, я, и. Примеры: вьетнамец, серьёзный, вьюга, рьяный, птичьи. ^ Предлоги с другими словами всегда пишутся раздельно. Перед глаголами предлогов никогда не бывает. Примеры: обо мне, но: обошёл; в городе, но: вбежал. Запомни: правописание предлогов из-за, из-под. ^ |Ь в конце существительных после шипящих пишется у существительных женского рода 3 склонения. Примеры: вещь, молодежь, глушь. Ь в конце существительных после шипящих не пишется: у существительных мужского рода 2 склонения. Примеры: шалаш, сторож, товарищ, врач; |у существительных множественного числа в родительном падеже, оканчивающихся на шипящую. Примеры: тучи — род. п. (чего?) туч; • дачи — род. п. (чего?) дач; задачи — род. п. (чего?) задач; рощи — род. п. (чего?) рощ. ОРФОГРАФИЯ Программа 5 класса ^ (Слова с непроверяемыми гласными и согласными запоминают: абажур, апельсин, арена, атмосфера. Багряный, балкон, баскетбол, бассейн, бахрома, беседовать, бетон, бинокль, биография, бирюзовый, благородный, богатырь, бордовый. Вагон, вверху, вдвоём, везде, великолепный, велогонки, велосипед, ветеран, влево, внизу, восклицательный, вправо, всегда, всё-таки, вскоре, втроём. Гараж, гардероб, генерал, гербарий, герой, героизм, гимнастика, гитара, грамотный, громадный. Двести, девяносто, диван. Заглавие, здание, зелёный. Издалека, из-желта-красный, изредка, иллюстрация, искусный, искусство, иссиня-чёрный. Кабинет, карниз, комитет, коммунизм, конвейер, конституция, континент, конфета, космонавт. Лейтенант, лиловый. Маляр, мандарин, маршрут, мечта, миллион, миллиард. Оборона, образование, общественно полезный, общественно-политический, обыкновенный, орнамент, отовсюду. Паркет, партизан, педаль, перила, пианино, планета, платформа, повествовательный, подзаголовок, подражать, поражение, посетить, поскользнуться, почерк, правильный, пребывать, превратить, предмет, презирать, прекратить, преобразовать, преодолеть, препятствие, претворить (мечту в жизнь), прибыть (на работу), привет, привыкать, пригласить, пригодиться, приготовить, придумать, прийти, приказать, приключение, прилежный, пример, примерять, примирять, приобрести, природа, присмотреться, приспособить, присутствовать, притворить (дверь), причина, приятный, программа, пролетариат. Ракета, рапорт, рассчитать, расчёт, расчётливый, революция, ремень, реформа, ровесник, румяный, рюкзак. Салат, салют, салфетка, свиной, синий; соревноваться, состязание, состязаться, спартакиада, справедливый, стадион, стремиться, субботник. Талант, телевизор, телеграф, терраса, территория, типография, торопиться, тренер, тренироваться, триста. Университет. Фасоль, фиолетовый, фотоаппарат. Центнер. Чернила, четыреста, чехол. Шоколад, шоссе, штукатур. Экземпляр, экономить, экскаватор. Юный. Январский. |
![]() | Расписание магистратуры изл на 1 семестр 2012/13 уч. Г Английский язык (ст пр. Каюкина), 6-п / Французский язык (доц. Боярская), 2-у / Немецкий язык (ст пр. Л. Л. Воробьева), 133 / Испанский... | ![]() | Расписание магистратуры изл на 1 семестр 2012/13 уч. Г Английский язык (ст пр. Каюкина), 6-п / Французский язык (доц. Боярская), 2-у / Немецкий язык (ст пр. Л. Л. Воробьева), 133 / Испанский... |
![]() | Cuentos Maravillosos de Hadas Españoles Начинающие осваивать испанский язык могут при этом читать сначала отрывок текста с подсказками, а затем тот же отрывок без подсказок.... | ![]() | Испанский язык: Произношение В словах, оканчивающихся на гласный звук или на согласные -n, -s, ударение падает на предпоследний слог: lago, somos |
![]() | Для проведения церемонии официального гражданского бракосочетания... Заверенные копии свидетельств о рождении, переведенные на испанский язык с апостилем | ![]() | Учебно-методический комплекс для обеспечения контролируемой самостоятельной... Технология(обслуживающий труд). 1-02 03 07-01Иностранный язык (английский). Белорусский язык и литература. 1-02 03 06-02 Иностранный... |
![]() | Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное тестирование Книжка-вопросник содержит тестовые задания по предметам: русский язык, история Казахстана, математика, физика, химия, биология, география,... | ![]() | Н. Б. Мечковская социальная лингвистика. I Во-первых, это "Язык, и общество", т е все виды взаимоотношений между языком и обществом (язык и культура, язык и история, язык и... |
![]() | Вопросы для подготовки к зачету Современный русский литературный язык. Факторы формирования и развития. Литературный язык и разговорный язык. Язык художественной... | ![]() | Язык и культура культурное и природное в языке Поэтому сразу встают два вопроса: 1 как разнообразные культурные процессы влияют на язык? 2 как язык влияет на культуру? Однако прежде... |