6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление


Скачать 90.54 Kb.
Название6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление
Дата публикации25.04.2013
Размер90.54 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка.

Управление - есть целенаправленное воздействие на коллективы людей для организации и координации их деятельности в процессе производства.

Процесс производства на предприятии осуществляется производственным коллективом. Отдельные члены и группы этого коллектива на основе разделения труда решают различные задачи, обусловленные целями общества и данного коллектива.- Для достижения поставленной цели необходимо организовать четкой взаимодействие отдельных групп и коллективов подразделения предприятия, координирования их действий.

Управление обеспечивает единство действий, консолидацию и целенаправленность работы всех подразделений предприятия. Предприятие является динамичной системой, Ге возникают различные возмущения под влиянием внешних и внутренних факторов, влияющие на ход процесса производства и вызывающие потребность в изменении направления движения. Поэтому задачей управления движения является сохранение стабильности процесса, предусмотрения необходимости изменений и своевременность распоряжений для осуществления изменений.

Производство под влиянием технического прогресса и разделения труда дифференцируется и делится на составные части (предприятия, производства, цеха, участки). Каждая их этих частей является звеном производства, организационно обособленной единицей.

Совокупность ряда звеньев, находящихся на определенном уровне промышленного производства, называется ступенью производства. Совокупность участков образует цеховую ступень производства, совокупность цехов - предприятие, совокупность производств - комбинат.

^ Структура управления - это единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности. Структура управления раскрывает связи каждой ступени, каждого звена, показывает степень интеграции и специализации функций управления.

Рациональность структуры управления определяется следующими критериями:

  • наименьшее число ступеней в системе управления

  • сосредоточение всех необходимых функций управления в каждой ступени

  • четко очерченный круг функций, исключение дублирования

  • строго ограниченное число источников «приема» и «выхода» команд из каждого звена управления В структуре управления существуют самостоятельные звенья(единицы) - юридические лица, и

несамостоятельные звенья(единицы) не имеющие юридической самостоятельности - участок, корпус, цех.. Управление предприятием может быть организовано по разным формам:

-при линейной форме в одних руках находится воздействие на производство всех функций управления. Подчиненные выполняют распоряжения только своего непосредственного начальника. Но линейная форма являясь одной из ранних форм управления ограничивает возможность использования компетентных специалистов, хотя при ней исключаются противоречивые распоряжения, так как последние отдаются только начальником

  • функциональная форма характерна дифференциацией компетентных специалистов, но при ней нарушается единство распорядительства и ответственности, так как каждая ячейка управления дает распоряжения.

  • линейное штабное управление сочетает линейную и функциональную форму. При начальнике создается штаб, состоящий из функциональных отделов. При этой системе в нижнем звене управления осуществляется линейная форма управления производством, техническим, транспортным обслуживанием, в верхнем звене - оперативное управление, подготовка производства. Линейная штабная форма обеспечивает более, высокую эффективность управления, сочетая единоначалие с деятельностью функциональных ячеек, где работу выполняют компетентные специалисты.

Структура и штаты предприятия утверждаются директором предприятия.

Директору предоставлено право:

1) исходя из контрольных цифр разрабатывать проекты перспективного и годового планов по всем видам своей деятельности в соответствии с установленными показателями;

2) утверждать для структурных подразделений количественные и качественные показатели плана;

3) принимать от других предприятий и организаций заказа на производство работ и изготовление продукции сверх плана из сырья и материалов заказчика;

4) утверждать титульные списки на строительство всех объектов, осуществляемых за счет предприятия;

5)в необходимых случаях изменять технологические процессы, установленные

^ Важнейшими принципами организации управления производством являются: 
1) принцип целевой совместимости и сосредоточения. Заключается в создании целенаправленной системы управления, ориентированной на решение общей задачи - организации производства той продукции, в которой в данное время нуждается потребитель; 
2) принцип непрерывности и надежности. Означает создание таких условий производства, при которых достигается стабильность и непрерывность заданного режима производственного процесса; 
3) принцип планомерности, пропорциональности и динамизма. Нацеливает систему управления на решение не только текущих, но и долговременных задач развития предприятия с помощью долгосрочного, текущего и оперативного планирования; 
4) демократический принцип распределения функций управления. Основан на методах и правилах общественного разделения труда, согласно которым за каждым функциональным подразделением предприятия закрепляется определенная часть управленческой работы. При этом обязательно соблюдение следующих требований: подготовка управленческого решения и ответственность за его реализацию возлагается на ту службу, которая лучше всего осведомлена о состоянии дел на соответствующем объекте и больше всего заинтересована в реализации и высокой эффективности принятого решения; 
5) принцип научной обоснованности управления. Исходит из того, что средства и методы управления должны быть научно обоснованы и выверены на практике. Его соблюдение возможно только на основе непрерывного сбора, переработки и анализа различной информации: научно-технической, экономической, правовой и др. с использованием новейшей техники и математических методов; 
6) принцип эффективности управления. Предполагает рациональное и эффективное использование ресурсов производства, выпуск конкурентоспособной продукции; 
7) принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов. Определяется общественным характером производства;
8) принцип контроля и проверки исполнения принятых решений. Предполагает разработку конкретных мероприятий по вскрытию недостатков, мешающих выполнению производственных заданий. 

^ К общим функциям управления относятся: 
    * планирование - это формирование цели управления, выбор путей и методов достижения этой цели; 
    * организация - это создание оптимальной структуры управления. Руководитель подбирает работников для конкретной работы, делегируя им задания или полномочия, или право использовать ресурсы предприятия; 
    * мотивация (активизация) - это совокупность методов, стимулирующих работников к наиболее эффективной работе; 
    * контроль и учет - это система регулирования деятельности работников по выполнению работы определенного количества и качества.

Современный аппарат управления имеет в своем арсенале методы руководства: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. 

Так, вопросы планирования, экономического анализа, организации труда, финансирования, кредитования и экономического стимулирования составляют систему экономических методов управления. 

Комплекс распорядительных актов по руководству хозяйственной деятельностью представляет собой организационно-распорядительный метод управления. Положения, инструкции и другие служебные документы, определяющие функции, права и персональную ответственность должностных лиц и производственных коллективов, являют собой нормы административного воздействия. 

Социально-психологические методы управления - это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей. 

Типовая общая структура промышленного предприятия приведена на рисунке 1. 



Рисунок 1. Типовая общая структура промышленного предприятия

1.2.3. Организационная структура управления

Организационная структура управления - это система управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов.

Между элементами системы управления существуют связи, которые можно подразделить на: 

1) линейные связи возникают между подразделениями разных уровней управления, когда один руководитель административно подчинен другому (директор - начальных цеха - мастер); 

2) функциональные связи характеризуют взаимодействие руководителей, выполняющих определенные функции на разных уровнях управления, между которыми не существует административного подчинения (начальник планового отдела - начальник цеха); 

3) межфункциональные связи имеют место между подразделениями одного уровня управления (начальник основного цеха - начальник транспортного цеха). 

Известны несколько типов организационных структур управления: 

Линейное управление - наиболее упрощенная система, между элементами которой существуют только одноканальные взаимодействия. Каждый подчиненный имеет только одного руководителя, который единолично отдает распоряжения, контролирует и руководит работой исполнителей. Преимуществами линейного управления являются: оперативность, четкость взаимоотношений, непротиворечивость команд, повышение степени ответственности руководителей, снижение расходов на содержание управленческого персонала. Но руководитель не может быть универсальным специалистом и учитывать все стороны деятельности сложного объекта. Поэтому линейное управление используется на малых предприятиях с простейшей технологией производства и в нижнем звене крупных предприятий - на уровне бригады производственного участка. 

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов. 

Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений. 

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание. 

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения. 

В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием. 

^ Методы управления предприятием

Эффективность управления во многом определяется применяемыми методами руководства, которые представляют собой совокупность способов воздействия на управляемый объект.

В управлении различают следующие методы:

Экономические методы руководства – проявляются в организации планирования, материального поощрения, финансирования затрат и кредита, политики ценообразования.

Административно-правовые методы – обусловлены необходимостью централизованного руководства, управление осуществляется путем издания административно-правовых актов, регулирующих производство, распределение и потребление. Административные методы заключаются в выдаче определенных заданий, распоряжений, установлении путей и методов выполнения этих заданий. Правовые методы выражаются в различного рода законодательных актах, инструкциях, положениях, приказах, распоряжениях, хозяйственных договорах.

Организационные методы – распространяются на определенные организационные структуры управленческого аппарата, установление круга прав и обязанностей, методы организационной работы (подбор и расстановку кадров, оперативный контроль и анализ и др), определение системы управленческих решений (их подготовка, принятие и реализация).

Социально-психологические методы – связаны с изучением социальных состава и условий работы целых коллективов и индивидуальных особенностей работников. Метод выражается в создании коллектива, воспитания в нем благоприятной атмосферы, планировании социального развития, в постоянном совершенствовании стиля руководства.

В каждой отрасли и на каждом предприятии используются конкретные формы организации управления и методы управления, отражающие его специфику.

Похожие:

6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление icon1. управление деятельностью (маркетинговое управление); Реализуется...
Реализуется концепция управления предприятием как «открытой системой». Предприятие не только направляет на рынок товары и получает...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление iconУправления, цели, функции, структура и методы управления
Область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление iconВопросы к итоговому экзамену по дисциплине менеджмент для студентов...
Развитие производительных сил и управления. Традиционное управление. Управление промышленной стадии. Управление постиндустриальной...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление iconПримерный перечень вопросов к экзамену по дисциплине «Управление затратами»
Экономическая природа и сущность затрат. Функции управления затратами. Принципы управления затратами
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление iconТеория управления
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». Посвящено...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление iconМетодика профессионального обучения: дидактическое проектирование тема 1
«учебный процесс» и «структура педагогической деятельности инженера-педагога», «трудовой процесс и его элементы», «управление учебным...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление icon1. Сущность и значение менеджмента. Объекты и субъекты управления
Менеджмент – управление (англ.) – самостоятельный вид правленческой деятельности, по руководству коллективами людей для достижения...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление icon1. Сущность и значение менеджмента. Объекты и субъекты управления
Менеджмент – управление (англ.) – самостоятельный вид правленческой деятельности, по руководству коллективами людей для достижения...
6. Управление предприятием, принципы, методы, функции и структура управления в условиях рынка. Управление icon9. 1 Логистический менеджмент: цели, задачи, принципы, функции, методы
Логистика – это управление всеми видами потоков (материальными, людскими, энергетическими, финансовыми и др.), существующими в экономических...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница