Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ


Скачать 64.82 Kb.
НазваниеТема 11. Внешне экономическая деятельность РФ
Дата публикации25.04.2013
Размер64.82 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ
Механизм управления внешнэкономической деятельностью. Формы и методы государственного регулирования внешне торговой деятельности. Внешне экономическая деятельность РФ на современном этапе.
Механизм государственного регулирования ВЭД

Специфика внешнеэкономической сферы сказывается и на механизме ее государственного регулирования в той или иной стране, проявляется в выборе и ранжировании ее целей, методов, инструментов, объектов, а также во взаимодействии субъектов.

Сам механизм государственного регулирования ВЭД может быть структурирован следующим образом (см. рис.1) «Структура механизма ВЭД» http://leasingworld.ru [электронный носитель]:

Рис. 1. Механизм государственного регулирования ВЭД

Механизм целеобразования представляет собой совокупность принципов и нормативов, предопределяющих состав и величину целевых параметров по всей совокупности интересов - общегосударственного, корпоративных, частных (см. табл. 1). Призван определить, на что направлено государственное воздействие, каков должен быть результат.

Экономический механизм образует базис, объективную основу механизма государственного регулирования ВЭД и представлен системой экономических отношений, складывающихся во внешнеэкономической сфере по поводу реализации государственных, корпоративных, индивидуальных целей и интересов.

Механизм управления представляет собой направляющее воздействие государственных органов власти на внешнеэкономическую сферу с использованием определенного инструментария на основе созданной правовой базы. Таким образом, в механизм управления ВЭД включены государственные органы власти, нормативные правовые основы и инструменты воздействия.

Таблица 1. Цели и интересы участников ВЭД по уровням







Уровень целеобразования

Цели и интересы

Общегосударственный

Политическая и социальная стабильность Обеспечение устойчивого развития экономики страны

Региональный

Эффективное функционирование систем жизнеобеспечения населения Наполнение бюджета Социальная защита населения Экологическая безопасность Комплексное развитие региона

Корпоративный

Обеспечение эффективного развития Максимизация прибыли

Индивидуально-частный

Стабильный доход семьи








^ Формы и методы государственного регулирования внешне торговой деятельности
К методам государственного регулирования ВЭД относятся административно-правовые и экономические методы

Административно-правовые методы включают:

- законодательное обеспечение ВЭД (принятие законов, разработка процедур и установление норм);

- контроль за соблюдением законов, процедур и норм, применение санкций за их нарушение;

- принятие и выполнение принудительных административных и юридических решений по отношению к государственным и негосударственным компаниям (закрытие компаний-банкротов, разукрупнение монополистов и др.);

- выдачу разрешений, наложение запретов и ограничений на деятельность хозяйствующих субъектов.

К экономическим методам относятся:

- воздействие на поведение хозяйствующих субъектов путем регулирования внутренних цен и тарифов, валютного курса, других финансовых параметров и инструментов;

- осуществление непосредственной хозяйственной деятельности с целью производства общественных благ;

- перераспределение финансовых потоков с помощью налогов, пошлин, субсидий, дотаций и иных методов финансирования.

В современном мире провозглашен приоритет экономических средств регулирования Воронкова О.Н., Пузакова Е.П. Внешнеэкономическая деятельность: организация и управление: учебник / под ред. проф. Е.П. Пузаковой, 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономистъ, 2008. - С. 147 ISBN: 5-98118-102-8. В то же время в условиях переходной экономики России содержание мер государственного регулирования ВЭД должно определяться прагматическим путем в контексте макроэкономической и микроэкономической стратегии развития народного хозяйства с учетом его реальной структуры. Чем более стабильна национальная экономика, чем более гармоничны пропорции между различными ее отраслями, взаимоотношения ее с мировым хозяйством, тем меньше нуждается она в административных мерах государственного регулирования. Российская экономика все еще переживает сложный переходный период она крайне диспропорциональна. Поэтому ей нужен весь арсенал воз-можных средств государственного регулирования ВЭД.

тариф, нетарифные ограничения, кредитные средства форсирования экспорта, налоговые льготы и субсидии.

Объектами государственного регулирования ВЭД являются ее участники (физические и юридические лица) в сферах:

- внешняя торговля;

- международное движение капитала;

- международные валютные и кредитные отношения;

- научно-технический и культурный обмен;

- международное перемещение рабочей силы;

- туризм.

Правительство России рассмотрело проект основных направлений таможенно-тарифной политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 гг. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином и ФТС подготовило данный проект.

^ Внешне экономическая деятельность РФ на современном этапе.

Особенности таможенно-тарифной политики в предстоящий период предполагают два разных этапа ее реализации «Какой будет таможенная политика на три года»

I этап - до конца следующего года, характеризующийся смягчением кризисных явлений и появлением признаков оздоровления экономики. На данном этапе таможенно-тарифная политика реализуется как неотъемлемая часть антикризисной экономической политики страны. Применение мер таможенно-тарифного регулирования должно быть направлено на сбалансированную защиту интересов бюджета государства, отечественных производителей и потребителей, сообщает «Альянс Медиа».

II этап - 2011-2012 гг. - стабилизация экономики. Восстановление равновесия между протекционистской и регулятивной функцией таможенно-тарифной политики, формирование потенциала устойчивого посткризисного экономического развития и в переходе к полномасштабной реализации основных направлений, которые определены в Основных направлениях таможенно-тарифной политики на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов, намерены продолжить политику снижения импортных пошлин на высокотехнологичное оборудование, не имеющее аналогов в РФ.

Правительство России в целом одобрило концепцию внешнеэкономической стратегии России до 2020 года.

Согласно документу основной упор будет сделан на торговое сотрудничество России со странами ЕврАзЭС, что позволит обеспечить членам этой организации лидирующие позиции на европейском пространстве. Прежде всего, будут достигнуты существенные продвижения интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС в вопросах формирования Таможенного союза и его последующего расширения.

Отдельно планируется достигнуть большей координации в использовании расчета. В частности, предполагается расширить применение рубля в качестве основной валюты в торговле со странами ЕврАзЭС. Именно страны ЕврАзЭС должны стать основной опорой создания в России международного финансового центра.

К 2020 году планируется увеличить долю России в мировом ВВП с 4 до 4,2--4,4%, а с учетом стран ЕврАзЭС - до 6% Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

Следующий приоритет в торговле Россия отводит для приграничных стран, не входящих в ЕврАзЭС или СНГ, прежде всего Ирану, Афганистану, Монголии. Кроме того, планируется активно расширять торговлю с Китаем и Индией, при этом Китай рассматривается в качестве перспективного рынка для экспорта из России машинотехнической продукции.

Упор на расширение торговли в области машинотехнической продукции также будет сделан при сотрудничестве с европейскими странами, в том числе ЕС. Одним из важнейших приоритетов в отношениях России и Европы станет обмен активами. Вопрос об участии инвесторов в освоении российского шельфа месторождений нефти и газа будет напрямую связан с возможностью инвестиций России в европейские энергоактивы.

В концепции прописаны вопросы сотрудничества России со всеми странами и регионами и динамика такого сотрудничества, в том числе со странами Азии и США.

Концепция предполагает создание новых институтов для поддержки российского экспорта, в том числе с учетом финансового кризиса. Новые институты и механизмы должны быть задействованы через один-два года. В настоящее время вопросами обеспечения гарантий для российских экспортеров и поддержкой экспорта занимается Росэксимбанк, входящий в структуру Внешэкономбанка.

Минэкономразвития подготовит предложения правительству в части определения объемов государственных гарантий экспортерам и условий их предоставления, страхования экспорта и инвестиций за рубежом. При планировании экспортной политики большое внимание в документе уделено поддержке крупнейших госкомпаний на мировых рынках, в частности экспортных планов «Газпрома», Объединенной авиастроительной и Объединенной судостроительной корпораций и других крупных экспортеров.

Также правительство России обсуждает вопрос о создании Агентства по страхованию экспортных контрактов для поддержки российских экспортеров.

Кроме того, планируется сохранение к 2020 году экспортных пошлин в России на газ и нефть. В документе также отмечается, что, несмотря на отсрочку вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО), большинство договоренностей страны с зарубежными партнерами, заключенных ранее, сохранится в силе. В то же время слишком продолжительное затягивание процесса вступления России в ВТО может привести к пересмотру ряда позиций по уже заключенным соглашениям с торговыми партнерами.

Похожие:

Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconТема: экономическая эффективность и экономический эффект от капиталовложений
Любая хозяйственная деятельность требует затрат. При этом в разных условиях на эту деятельность может быть затрачено разное количество...
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconЭкономическая среда и отношения собюственности
Экономическая деятельность людей осуществляется в определенных условиях, или средах. Главными из них являются две: социальная (общественная)...
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconТема Экономическая публицистика в демократическом обществе. Тезисы темы
Экономическая публицистика на экране телевизора и на газетной полосе: общее и особенное
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconИ. В. Осокина Сервисная деятельность
Сервисная деятельность – это специфическая экономическая активность людей, вступающих между собой в отношения по реализации общественных,...
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconМетодические указания по выполнению курсового проекта на тему Технико-экономическое обоснование
Целью курсового проекта является изучение приемов, методов и привитие навыков выполнения предпринимательских проектов и их технико-экономических...
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconПланы семинарских занятий по курсу «Экономическая теория» Тема Экономическая...
Предмет и функции экономической теории. Экономические категории. Экономи­ческие законы. Методы экономической науки
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconВопросы: Экономическая сущность и функции страхования
Тема 1: Экономическая сущность страхования. Место страхования в рыночной экономике
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconВопросы к экзамену по курсу «Экономическая теория»
«Экономика и управление на предприятии», «Коммерческая деятельность», «Финансы и кредит»
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconЗакон денежного обращения
Государственный кредит как экономическая и социальная категория. Заемная деятельность государства на внутреннем и внешнем рынках
Тема 11. Внешне экономическая деятельность РФ iconТема. Предпринимательская деятельность
А. Смит рассматривал предпринимателя как владельца, связывал предпринимательскую деятельность, прежде всего с собственным интересом...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница