Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками


Скачать 228.56 Kb.
НазваниеОсобенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками
Дата публикации28.04.2013
Размер228.56 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками

XIX век в Европе и в России начался с Французской буржуазной революции и последовавшими наполеоновскими войнами.

Ими закономерно завершилась эпоха Просвещения, возводившая во главу угла торжество разума.

Похоронив заживо Наполеона на острове Св. Елены, европейские правительства принялись искоренять саму память о революции.

Крупные события одно за другим, смена новых впечатлений и идей, огромный подъем настроения, выдающиеся личности - и вслед затем спокойное, однообразное течение жизни, лишь изредка прерываемое вспышками неугасшего огня, упадок настроения и энергии, власть в руках мелких людей, действующих при помощи тайных и лукавых средств.

Борьба с революцией создала свою идеологию:

- реставрация многих династий (Бурбоны во Франции, Италии и Испании, принц Оранский в Голландии, Савойский дом в Сардинии, Брагантский дом в Португалии, восстановлены в правах герцоги Ольденбургский и Брауншвейгский, курфюрст Гессенский);

- отрицание всех перемен, внесенных в государственный и общественный строй внутренними или внешними силами.

Против рационализма был выдвинут историзм, который должен был восстановить культ попранной старины, поднять цену забытых преданий.

Против космополитизма, который выдвинул человека, с его естественными правами, необходимо было поддержать национализм. Надо все оставить в покое - sit quia fuit.

Само европейское общество в большинстве случаев отнеслось к реакционной политике благосклонно.

После бурных и нервных событий обнаружилось чувство утомления, выступило желание мира и покоя. От высших кругов это направление шло книзу и поддерживалось устраиваемыми, нередко при содействии правительства, народными развлечениями, театральными и иными представлениями.

Чувство утомления сопровождалось и питалось чувством разочарования. Мечты об общем благе, надежды на политическую свободу так мало осуществились в действительности, что отняли у многих энергию в борьбе за них. Те самые люди, которые с восторгом приветствовали зарю французской революции, отвернулись от нее, когда начались казни, убийства, когда деспотизм конвента сменился деспотизмом солдата. Народовластие, так легко превратившееся в единовластие, подорвало веру в демократические начала. Ужасы разрушения и ничтожность результатов возбуждали поклонение к несокрушимой старине. Ореол традиций, связанных с потрясенным строем, забытых в порыве увлечения, выступил вновь во всей своей силе. Историческое прошлое, абсолютизм и феодализм, освященные духом католицизма, стали снова привлекать к себе разочарованные умы.

Протест против эпохи просвещения отразился и в литературе. Романтизм XIX века старался прикрыть флером исторических преданий пробивавшиеся запросы на лучшее существование. Он призывал назад, к средним векам, к той исторической атмосфере, которая подверглась злому поруганию в революционный период, к средневековой поэзии, искусству, мистике. Уланд собирает народные предания, песни, бр. Гримм - народные сказки, Вальтер Скотт пишет «Айвенго», «Квентина Дорварда», «Пертскую красавицу», достраивается Кельнский собор, реставрируются старые замки, разыскиваются художественные произведения дорафаэлевской эпохи.

Легенды и предрассудки грубой старины приобретают прелесть, как выражение непосредственного национального духа. Возбуждается интерес к рыцарству, как проявлению высшего благородства, самоотвержения. Рыцарские романы, заполнившие книжный рынок, стремились поддержать дворянское сословие, подвергавшееся только что опасности, раскрытием его заслуг в деле защиты угнетенных. Соблазнительная картина добрых, патриархальных отношений феодала к своим подвластным должна была доказать всю неосновательность попыток вычеркнуть из жизни последние следы феодальных отношений.

Философы смотрят на человека, как на сосуд страстей и похотей, который нуждается в постоянном сдерживании. Личная свобода - величайшее зло, если ее не стеснить, если не действовать наперекор влечениям сердца. Сдерживать человека могут только авторитеты - духовный и государственный. Поэтому все, что ослабляет эту сдерживающую силу, вредит общежитию; все, что укрепляет, - благоприятствует. Церковь, монархизм, дворянство - таковы авторитеты, без которых общежитие невозможно.

Общество и власть - не произведение человеческого ума, как воображала философия ХVIII века, это - произведение божественного творчества. Власть идет от Бога, спускаясь от него постепенно, через Богочеловека, монарха и до отца семейства. Поэтому государственная власть должна иметь патриархальный характер, монарх должен править как отец, не спрашивая своих детей, а лишь повелевая им.

Все учение о естественных правах в государстве ложно. Природа прав не дает, а в государстве имеется только власть. Поэтому в государстве можно говорить только об обязанностях, но не о правах.

И вот в такой общественной обстановке и устанавливается этикет XIX века.

За основу взят русский этикет первой половины XIX века, как наиболее актуальный.

NB! По историческим причинам общественные настроения в центральных городах России сильно отличаются, но это отдельная тема. Этикет при этом отличается не очень или не отличается.

^ Общая характеристика

По сравнению с вычурностью XVIII столетия манеры становились гораздо более естественными, как и внешний вид людей. Гендерные различия вернулись на свои места, мужчинам снова предписывалось быть мужественными. В приоритете была сдержанность и непринужденность, но не переходящая в вульгарность и распущенность.

«Надо скрывать свой нрав, быть, а не казаться».

^ Поведение в обществе

Этикет не позволял выходить из себя, повышать голос, следовало разговаривать негромко. Было положено скрывать эмоции всем, вплоть до королевских особ. Пушкин в письме младшему брату Льву пишет: «Будь холоден со всеми, фамильярность всегда вредит».

Невежливым считалось приветствовать более высокопоставленную особу первым, следовало дождаться приветствия с её стороны.

Сущность тона поведения в обществе – непринужденность и приличие.

Первое правило приличия – не ставить другого в неловкое положение, второе – самому избежать неловких ситуаций.

Вести себя стоит так же непринужденно: ходить не медленно, но не быстро, сидеть прямо, но не напряженно, не теребить пуговицу или шляпу, не почесываться, не зевать и сохранять спокойное и приветливое выражение лица.

Приветствия

Самым вежливым приветствием всегда является поклон. На поклон отвечают только поклоном или реверансом.

При приветствии старшего или благородной женщины снимают головной убор и держат, пока не будет предложено его надеть.

Даму приветствовали, целуя ей руку. Дама при этом снимала перчатку с руки. На многолюдных и официальных собраниях кавалеры друг друга и дамы дам приветствовали поклоном, на частных вечерах и при визитах – кавалеры могли обняться и поцеловать друг друга в щеку, как и дамы, кавалер, поцеловав руку дамы, мог ожидать поцелуя в щеку или в лоб.

С середины века в столицах стало входить в моду пожимать руки и кавалерам, и дамам, но неприлично было пожимать руку молодому кавалеру молодой девушке, приличным оставались только реверанс и поклон. К концу века руки целовать стало неприличным вовсе.

^ Приглашения и визиты

Получение приглашения требовало ответа с сообщением о том, явитесь ли вы или нет.

Костюм для визита не должен был быть слишком парадным для мужчин и слишком нарядным для женщин.

«Интимные», т.е. между ближайшими родственниками, друзьями и подругами, визиты отдавались начиная с десяти часов утра, а прочие – с полдня, но не позднее двух часов дня, потому что к трём часам начинался обед.

Трость и шляпу оставляли в прихожей.

Визит требовалось возвратить, т.е. нанести ответный, не позднее, чем через два дня. Иногда после торжественных событий, например, свадьбы, делалось до 30 визитов в день!

Если сообщалось, что хозяина нет дома, не должно было настаивать, даже если вы знали, что это не так. Учтивым было оставить визитную карточку и загнуть у неё один угол, что означало, что вы приезжали лично (в какой-то момент возник обычай только посылать карточку). Если вы были с визитом у более знатной или высокопоставленной особы, нужно было не оставить карточку, а записаться у швейцара.

Засидевшегося гостя должно было терпеть, не выказывая ни малейшего неудобства.

Когда гость уходил, вежливым было проводить его до порога дома.

Подчиненный не должен был отказываться от приглашения начальника.

Если в гости приглашалось более высокопоставленное лицо, чем хозяин дома, его должно было уведомить о том, кто ещё будет.

Нельзя было сидеть в присутствии более высокопоставленного лица или дамы.

На аудиенции нужно было ждать, пока сам принимающий не заговорит с вами. Если особа чем-то занята, нужно подождать, пока она сама обратит на вас внимание, сесть на самое дальнее место, если укажут, или на то, на которое укажут. При возможности сказать комплимент должно стараться, чтобы он не выглядел лестью, но казался от сердца, не нужно и унижать себя.

Перчатки во время визита не снимали, а если снимали, то надевали тут же.

Переписка

Чем больше было оставлено расстояние между обращением («Милостивый Государь!») и самим текстом письма, тем большее уважение, считалось, выказано (для писем особам императорского дома – до половины страницы).

Если письмо короткое, повсюду стоит упоминать официальное обращение («Ваше Превосходительство»), если длинное – иногда вставлять просто «Вы».

Невежливо писать письмо на серой бумаге, карандашом или на одном листе. Пожилым и уважаемым людям пишут с почтением, друзьям – весело и непринужденно, дамам – вежливо и любезно.

На полученное письмо должно немедленно ответить, хотя бы кратко.

Рекомендательные письма не запечатывают или заранее прочитывают подателю.

^ Межгендерные отношения

«Как принят он в обществе дам?» было таким же важным вопросом, как и «Как богат он?».

Возвратились рыцарские традиции отношения к дамам, и тайно ухаживать за замужней дамой было прилично и принято.

«Волокитство было наслаждением, которое скрывали, насколько это было возможно». Компрометировать женщину было стыдом, рассказывать о своих похождениях – позором.

В обществе дам недопустимо было вести вольные разговоры, говорить двусмысленности и рассказывать «малиновые» анекдоты (они же «скоромные» иили «соленые», т.е. фривольные). Хозяйка дома могла на время или на весь визит изгнать виновного из-за стола или из комнаты.

Дама должно было во всем угождать, не отказывать ни в какой просьбе.

С другой стороны, других не было принято посвящать в подробности личной жизни, выставлять напоказ неудачи в семье и в доме. «Первая обязанность, возложенная на женщин – стараться возвышать мужа в общественном мнении, терпеть и притворяться счастливой, сколько хватит сил». Ревность к мужу, выставленная напоказ – признак самого дурного тона.

Женщина не должна была ни во что вмешиваться, исключая домашние дела, никогда не делать поучений мужчине.

Многие почтенные дамы считали своим долгом помочь юношам научиться вести себя в свете, поэтому не стеснялись делать замечания им. Замечания такие должно быть принимать с благодарностью.

Беседа

Главное правило – в свете каждый принадлежит всем. Разговоры ведутся так, чтобы все слышали, а не между собой.

Культивировалась наука салонной болтовни, умение говорить обо всем легко, с приятностью. Серьезные темы, умствования, обсуждение «жизни, правительства, науки» не допускались между женщинами и мужчинами.

Темами разговора могли служить новости дня, происшествия в кругу знакомых, театральные зрелища и концерты, путевые приключения, общественные вопросы, веселые эпизоды, прошедшие торжества. Настоящий салонный разговор не терпит злословия, если в нём и мелькает что-то пикантное, то без злорадства, а просто упоминанием.

Однако постепенно, особенно после 20х, в гостиные начала проникать и серьезность. К середине века не зазорным считалось даме вставить пару замечаний о политике, а вот чтение романов, напротив, поощряться переставало.

Высочайшим умением хозяйки салона считалось собрать разносторонних людей, чтобы обеспечить всем небезынтересное времяпрепровождение.

Холодность, неприступность, высокомерие, равно как и громкий смех и излишняя веселость считались признаками дурного тона.

Самым страшным пороком для девушек считалось кокетство.

Незамужняя девушка не могла оставаться одна наедине с мужчиной, вести с мужчинами переписку (кроме ближайших родственников).

Танцы

На танцах должно было всем присутствовать в перчатках. Если перчатка была порванной и не было запасной пары, лучше было оставаться в порванных. В первую очередь это защищало светлые наряды дам от грязи, а также кожу от случайных прикосновений.

За обедом перчатки снимались, затем надевались вновь. За чаем и холодными закусками перчатки можно было не снимать.

Маски на маскараде являлись неприкосновенными. Никто не вправе был заставить снять маску или назвать своё имя. Гости могли приехать в маске и уехать в ней, и иногда немало усилий прилагалось для того, чтобы узнать, кто под маской.

До Отечественной войны частые балы никогда не посещались императорской фамилией, а вот после неё император часто и без предупреждения посещал с супругой балы и вечеринки.

Бал открывался обыкновенно полонезом, в первой паре шёл хозяин дома с наипочетнейшей гостьей, во второй – хозяйка с таким же гостем. Если на балу был император, бал открывал он в паре с хозяйкой.

Вальс, полька, полонез, кадриль считались приличными танцами для танцевания с малознакомыми или только что представленными кавалерами, мазурку и котильон танцевали только с хорошо знакомыми.

Чтобы не путать танцы, у дам были бальные книжки (карне или агенды), в которых они записывали танцы, на которые их уже пригласили. Не стоило принимать заранешних приглашений более чем на треть-четверть танцев бала. Не следовало также хвастаться друг другу приглашениями.

Считалось неприличным обещать один танец двум кавалерам, если так случалось ненароком, следовало пропустить оба танца.

На больших балах кавалеру и даме при предварительном приглашении стоило заранее договориться о месте ожидания, чтобы не потеряться.
^ Хороший тон на балу

В русском обществе были приняты два типа балов - большой и малый.

На больших балах танцевали в специальных залах и почти всегда под военный оркестр. Особенностью большого бала было его позднее начало. В столицах и губернских городах большой бал начинался после театрального представления, т.е. около 12 часов ночи. Заканчивался такой бал к 8 часам утра. Большой бал типичен для официальных приемов (царского, губернаторского, дипломатического). Если было известно, что на бал приедет высокопоставленное лицо, гости съезжались до его появления и не уезжали с бала до тех пор, пока это лицо было на балу. На таком балу женщины и девушки были в парадных декольтированных светлых туалетах с большим количеством драгоценностей. Военные и чиновники в парадной форме, штатские мужчины во фраках. Если большой бал устраивался в частном доме, то хозяин и хозяйка встречали гостей в комнате перед залом - Хозяин здоровался с гостем рукопожатием или целуясь, целовал руку гостье, хозяйка, как правило, ограничивалась поклоном, иногда протягивала мужчине руку, с гостьей ликовалась (т.е. прикладывались щечками).

При входе в зал мужчина с хорошо знакомыми обменивался рукопожатием, с мало знакомыми и дамами только раскланивался.

Если бальное платье женщины имело трен, то, танцуя, женщины подхватывали его на руку; в конце XIX столетия на нижнюю сторону трена стали пришивать специальную петлю, за которую женщина поддерживала подол юбки во время танцев. Как только танец заканчивался, трен опускали на пол.

Офицеры никогда не танцевали с оружием, его оставляли в передней. Танцевать надо было в мундирах, но без шпор. Русское офицерство игнорировало это правило, все танцевали в парадной форме и обязательно со шпорами, которыми гордились и лихо звенели при танцевальных движениях.

Танцевать без перчаток считалось недопустимым. В помещениях из-за свечного или лампового освещения было очень жарко. Мужские фраки, крахмальное белье и быстрый темп танцев делали руки потными, а влажные руки быстро загрязняли светлые лифы дам. Притрагиваться к влажным рукам также неприятно. Большой бал состоял из пяти отделений, в каждом отделении было по четыре танца. Между танцами были промежутки для отдыха, а затем антракт, во время которого помещение проветривалось, а общество уходило в гостиные, где пили прохладительные напитки и ели мороженое. После третьего отделения полагался ужин.

Подбор танцев был традиционен и менялся очень медленно. Это давало возможность молодому человеку заранее письмом пригласить девушку на тот или иной танец. Она письмом отвечала ему согласием или сообщала, какой танец у нее свободен. Таким образом, кавалер мог заранее пригласить на танец интересующую его девушку. Девушки также заранее знали, на какие танцы они уже приглашены. Танцующей девушке было неприятно, если хотя бы в одном танце у нее не было партнера.

Неявка на бал по болезни или из-за чрезвычайного происшествия освобождала кавалера от его обязательств в приглашении на танец, но требовала последующего письменного или личного извинения. Если же кавалер, заранее пригласивший девушку на танец, не подходил к ней, считалось, что он нанес оскорбление не только ей, но и членам ее семьи. Подобное оскорбление могло быть поводом к дуэли. За девушку и честь семьи вступался ее брат, дядя и даже отец. Общество подвергало оскорбителя общественному осуждению вплоть до отказа ему от дома. Общественному осуждению подвергалась и девушка, если она, обещав тот или иной танец определенному кавалеру, вдруг ему отказывала и принимала приглашение другого. В этом случае оскорбленный считал своим оскорбителем не девушку, а того мужчину, который нарушил этикет. Возникала ссора, а иногда и дуэль. Малый бал состоял из трех отделений. Он начинался в 8-9 часов вечера и заканчивался к полуночи. На таком балу танцевали под клавесин, позднее под рояль, для чего приглашался музыкант-тапер. Люди среднего возраста и пожилые вели беседы, играли в карты, мужчины часто уходили играть на бильярде. Малый бал походил на вечеринку; было принято в середине такого вечера устраивать небольшой импровизированный концерт. В перерывах между танцами разносили прохладительные напитки, мороженое и сладости. В столовой устраивался буфет и ставились столики. На балах подобного типа женщины могли быть в полуоткрытых платьях, мужчины во фраках, военные в мундирах. Перчатки и тут считались обязательными. Распорядок на танцах. Бал начинался полонезом. В полонезе принимали участие все присутствующие, независимо от их возраста. Пары выстраивались вслед за дирижером танцев. Это был опытный танцор, отлично знавший бальный этикет и обладавший громким голосом. Он шел в первой паре с хозяйкой дома, а во второй шел хозяин с самой именитой дамой. Но, если на балу присутствовало высокопоставленное лицо, то оно возглавляло полонез и, как правило, шло с хозяйкой дома. Остальные танцы в основном танцевала только молодежь, но среди них были и молодые дамы. Женатые мужчины танцевали редко.

Хороший тон требовал, чтобы в перерывах танцующие мужчины не садились, они стоя беседовали с сидящими дамами и девушками. Если в танцевальном зале холостой мужчина сидел, то общество за кавалера его уже не принимало. По команде распорядителя мужчины направлялись к дамам, которых они заранее пригласили на данный танец, кланялись им и, предлагая руку, вводили в танцующий круг. Танцевали чинно, соблюдая очередность, не толкались и выполняли распоряжение руководителя.

Во время танцев кавалер всегда старался начать беседу с девушкой. Балы были местом, где молодежь могла познакомиться и относительно свободно общаться. Танец прекращался, если дама изъявляла к тому желание, но все же было принято танцевать, пока играет музыка. По окончании танца кавалер провожал даму (девушку) к ее месту, благодарил и уходил, если не следовало приглашения остаться для беседы. Это приглашение могло исходить от лица, сопровождавшего девушку на бал, или от самой женщины. В случае, если сопровождавшего девушку человека на месте не оказывалось, кавалер оставался с нею пока не объявлялось о начале следующего танца. Тогда он извинялся и направлялся к другой приглашенной им даме. На вечеринках совершались новые знакомства, возникало ухаживание, что часто приводило к желанному сватовству. Если молодой человек в течение бала танцевал с одной и той же девушкой несколько танцев, это давало повод ее родным думать, что кавалер - будущий претендент на ее руку. Главной заботой большинства девушек было стремление к удачному браку, а наиболее подходящим местом для знакомства был бал и посещение церкви.

Если молодой человек был близок к сватовству или был уже помолвлен с девушкой, то сопровождал ее и спутницу в переднюю, где помогал им одеться, а иногда помогал сесть в экипаж. Так как девушка садилась последней, это давало возможность передать ей записку, поцеловать руку, словом, оказать нежности и внимание.
Маскарад.

На маскарадах присутствующие были скрыты различными маскарадными костюмами. Это позволяло им, будучи неузнанными, общаться друг с другом весьма свободно. К маске обращались на "ты", что было невозможно в обычной жизни. В танцах и антрактах допускались вольности не только в беседе к жестах, но даже в поступках. В разговорах изобиловали намеки на интимные стороны жизни, говорились пикантности, присутствующие вовсю флиртовали и интриговали. На маскараде не было полонеза, не соблюдался установленный порядок танцев. Эти вечера были шумными и веселыми. Присутствующие кричали, скакали, толкались; маска преследовала маску, бегали друг за другом, словом, развлекались, как могли. Высокопоставленные особы также надевали маскарадные костюмы и такие маски, чтобы быть узнанными. Этим они избавлялись от возможных недоразумений, а окружающие только делали вид, что они их не узнают.

В домашнем маскараде перед окончанием было принято снимать маски. Это выполнялось по команде распорядителя. Остаться в маске после такого приглашения считалось нарушением приличия, и потому лица, желавшие остаться неузнанными, уезжали пораньше.

Общественные костюмированные балы посещались женатыми и неженатыми мужчинами и замужними женщинами; на них не бывали девушки. Иногда костюмированный бал устраивался для молодежи и детей. Он всегда проходил в присутствии родителей.
^ Принадлежности костюма и обращение с ними

Перчатки делались из замши и лайки. Они плотно облегала руки (если перчатки морщили, это считалось нарушением хорошего тона). Грубые нитяные, шерстяные, суконные или шелковые перчатки были недопустимы. Женские перчатки не обогревали рук (для этого были муфты), но предохраняли кожу от действия ветра, дождя и солнца. Женщины и девушки светского общества гордились белизной, и нежностью кожи рук. Светская женщина не работала и потому могла тщательно ухаживать за руками. К визитному платью надевались перчатки, закрывавшие только кисти. К бальному платью полагались перчатки выше локтей. В жаркую погоду надевали митенки-перчатки из дорогих кружев. Они покрывали только кисти и третьи фаланги пальцев. Женщины и мужчины надевали перчатки до выхода на улицу и никогда их вне дома не снимали. При официальном визите - перчатки на руках, при обычном снимали только с правой руки. Завтракать, обедать и ужинать следовало без перчаток.

У мужчин перчатки обогревали руки и защищали их в непогоду. Парадные белые перчатки надевали на официальных приемах, в театрах, на концертах и обязательно на балах. Офицерство носило только белые перчатки. Снятые с рук перчатки клали в карманы фалд фрака или мундира. Был обычай надевать только одну левую перчатку, а правую держали в руках. Снятые перчатки часто убирали в шляпу. К фраку были необходимы белые перчатки (на похоронах - черные), так же как жилет и галстук; под смокинг перчатки те же, что к фраку, но можно быть и без них; к визитке и сюртуку надевали перчатки цветные, светлых тонов. У мужчин перчатки служили еще и средством вызова на дуэль. Бросить перчатку к ногам противника означало вызов драться до первой крови, в лицо - драться до смертельного исхода.

Кашне. Мужской шарф, одевавшийся при выходе на улицу. Почти всегда из белого шелка, оно накидывалось на шею или обматывалось вокруг нее. Снимали кашне после пальто, надевали раньше, чем пальто. В начале XX века носили кашне поверх летней накидки, причем один конец забрасывали за спину. Шаль. Парадная легкая шелковая или кружевная довольно большая ткань. Накидывалась на декольте бального платья. Иногда ее держали в руках или носили за спиной, поддерживая руками. Летом при выходе на улицу за городом шалью покрывали голову, защищая лицо от ветра и солнца. Очки. Деловые люди носили очки в металлической оправе. Пенсне - очки, державшиеся на носу с помощью пружинки, начали носить в конце XIX столетия. В XX столетии они постепенно вышли из употребления и в моду снова вошли очки, но уже в роговой или пластмассовой оправе.

Лорнет. Приспособление, заменявшее в XIX веке у людей светского общества очки. Лорнетами пользовались не работавшие люди и с ослабленным зрением. Лорнет держали в руке. В начале столетия лорнеты представляли приспособление из ручки и убиравшихся в нее очков. Ручка лорнета украшалась резьбой или инкрустировалась перламутр см. В конце столетия появились лорнеты с пружинкой, которая при нажиме на нее выдвигала очки. Лорнеты на длинной золотой цепочке вешали на шею, В сложенном виде женщины убирали их за пояс платья, мужчины - в верхний внутренний карман фрака, визитки или сюртука. Лорнет иногда висел вдоль туловища и находился примерно на уровне бедра.

Лорнировать, т.е. разглядывать человека вблизи, считалось нарушением приличия. Особенно неприличным это было в отношении незнакомых людей среднего и пожилога возраста. Тем более считалось непозволительным лорнировать на близком расстоянии женщин и девушек. Такой поступок выражал неуважение и мог быть причиной ссоры и даже дуэли.

Светские молодые люди носили лорнеты с простыми стеклами,. и пользование ими было данью моде. В сложенном виде лорнетом пользовались при различных жестах, как указкой.

Монокль. Мужская принадлежность конца XIX и начала XX века. Монокль редко применялся в России, он был в моде у членов дипломатического корпуса и западноевропейского офицерства. Монокль - круглое или овальное стеклышко, подбирался по размеру глазной впадины. Он приставлялся к глазу так, чтобы внизу опереться на щеку, а его верхний край придерживался под бровью. Иногда монокль имел отверстие для тонкого черного шнурка, который прикреплялся под лацканом одежды. Считалось шиком умение быстрым движением поставить монокль на место и движением щеки и брови выронить его. Падающий монокль ловили рукой или в шляпу. Как правило, монокль изготовлялся из простого стекла и являлся только модным дополнением к костюму мужчины.

Кольца. Обязательной принадлежностью женатых людей были обручальные кольца. Их носили на безымянном пальце правой руки и никогда не снимали. После смерти одного из супругов второй переодевал обручальное кольцо на левую руку. В мещанской и купеческой среде вдовы носили кольцо умершего мужа на безымянном пальце.

В большом ходу были перстни. Перстень - большое кольцо с крупным драгоценным камнем. Женщины носили перстни на любых пальцах, мужчины - на мизинце. В дворянских семьях были фамильные перстни-печатки. Мужчины носили их на указательном или большом пальце правой руки. Такой перстень имел плоскость, на которой был вырезан герб владельца. Этими перстнями припечатывались письма и пакеты.

Были кольца, которые надевали на перчатки. В светском обществе в обычной жизни носили мало драгоценностей. Их надевали только в особо торжественных случаях. Купечество и мещанство, выставлявшие богатство напоказ, требовали, чтобы женщины богато одевались и носили обильные украшения.

Носовой платок. Обращение с ним точно такое же, как в XVIII столетии.
^ Целование руки - чудесный способ приветствовать даму. Он применяется весьма часто, и, к сожалению, им часто злоупотребляют. Надеюсь, эта короткая статья поможет вам делать это правильно.

Прежде всего, целовать руку даме вы можете лишь в двух ситуациях:

1.Если вы уже знакомы с дамой, и она предлагает руку для поцелуя, или

2.Если вас знакомят с дамой, и она предлагает руку для поцелуя.
ДАЖЕ НЕ ПЫТАЙТЕСЬ сами схватить руку какой-либо дамы и поцеловать ее. Она может очень жестко поставить вас на место, и любой свидетель этого будет иметь полное моральное право громко смеяться над вашим промахом. Или даже помочь даме, протянув ей один-два тупых ножа: Если дама предлагает руку для поцелуя - целуйте ее. Если нет - НЕ ЦЕЛУЙТЕ.

(Вы же, в свою очередь, можете ей предложить руку, протягивая свою. Но обязательно будьте готовы превратить протянутую вами руку в завиток вашего реверанса, дабы избежать неудобной ситуации, когда вы стоите с протянутой рукой, как нищий на паперти:1)
Существует несколько вариантов того, как целовать руку даме.

Поцелуй , когда вы изящно склоняетесь к предложенной руке, и делаете движение, будто целуете тыльную сторону ладони. НЕ КАСАЙТЕСЬ руки своими губами! Этот вариант применим, когда вас впервые представляют даме, да и вообще применим в любой ситуации.

Поцелуй , когда вы изящно склоняетесь к предложенной руке, и нежно целуете тыльную сторону ладони дамы. Этот вариант применим, если вы давно знаете даму. Этот вариант совершенно НЕПРИМЕНИМ, если вы не были представлены даме прежде.

Тут у вас есть возможность выразить даме мысль . Для этого нужно не просто склониться к предложенной руке, а встать на колено перед тем, как целовать руку. Этот вариант дает возможность заглянуть жаждущим взглядом в ее глаза. Но удостоверьтесь, что дотянитесь до руки дамы, когда будете стоять на коленях. Если вы умудритесь дернуть ее в то время, пока она склонена над вами, вам придется переехать на другую планету и сменить имя. Помните аксиому: Или, если вы очень удачливы, перенесите свой грандиозный промах стоически.
Упомянутые выше - это общепринятые и варианты целования руки. Далее перечислены более интимные, которые следует применять НЕ к ПЕРВОЙ попавшейся даме, а только к той, которая точно будет довольна этим. И будьте готовы вымаливать прощение, ежели она вдруг обидится. Если вы не уверены полностью в реакции дамы, не делайте такого поцелуя. А вы не можете быть уверены в реакции дамы, если вы не уверены абсолютно в ее ответных чувтсвах. (И не позволяйте вашему рассудку даже пытаться делать анализ возможной реакции дамы). Можно также добавить, что три следующих варианта совершенно неприменимы к несовершеннолетним дамам!

Изящно склонитесь к предложенной руке, нежно переверните ее и, , поцелуйте ладонь. Это - намек на сильнейшее восхищение красотой дамы и . Затем закройте ладонь дамы на поцелуе и промурлычте что-нибудь милое.

Изящно склонитесь к предложенной руке, нежно переверните ее и, настолько сухим языком, насколько сможете, лизните ее. Это - намек на сильнейшее восхищение красотой дамы и желание более: э-э-э: близкого контакта. Не делайте этого, если не уверены в своей способности исполнить данное обещание: и что леди не убьет вас в глазах общества. Не применяйте этот способ, если вы не можете на отлично во всем остальном, так как вы можете все равно прослыть деревенщиной.

Последний вариант многими считается отвратительным и вульгарным. Ради бога, не применяйте его, если вы не находитесь в очень близких отношениях (не обязательно сексуальных) с дамой. Когда я поцеловал так руку одной герцогини, у нее подогнулись колени.

Изящно склонитесь к предложенной руке, но немного, чтобы видеть глаза дамы (для этого придется слегка приподнять ее руку), нежно разведите ее пальцы в стороны и, сухим языком, только кончиком, мягко лизните ее между двумя пальцами, в перепонку. Это очевидное обещание. Не делайте этого, если вы не уверены в своем желании и способности выполнить его.
Заметьте, как я всегда добавляю . Слизкие, липкие поцелуи вообще не ценятся.

Практика посасывания пальца - неуклюжа. А продолжать целовать после руки предплечье и выше - попросту глупо, хотя и применимо в качестве комичного хода. Щелкать каблуками во время целования руки - неисторично.

При прощании также вполне уместно поцеловать руку - если она предложена для поцелуя. Если же дама предлагает для поцелуя щеку - поцелуйте ее, как в случае 2, описанном выше: нежно и сухими губами.
Целование руки - форма искуства. И применять его следует вместе со светскими поклонами, салютами шляпой, и всеми остальными куртуазного поведения.

Но: будьте осторожны! Когда вы целуете руку даме, вы идете там, где даже ангелы боятся ходить!

И никогда не заостряйте своего внимания на манерах леди. Подобное действие характерно для невоспитанного быдла .
Вопросы:

Часть 1. Знакомство и приветствие

1. Пара подходит к мужчине. Муж знает его, жена нет. Опишите действия каждого и последовательность этих действий. Изменятся ли действия, если знакомиться будут с женщиной (в каких случаях) или мужчиной более важным, нежели муж.
2. Как правильно подавать руку для поцелуя и как правильно целовать руку (опишите процесс)
3. Мужчина увидел на прогулке знакомую, может ли он её поприветствовать?
4. Небольшое общество, в комнате находится несколько дам и кавалеров. Заходит кавалер, который представлен всем. В каком порядке он приветствует дам и кавалеров, может ли он поцеловать руку только избранным дамам.
^ Часть 2. Встреча гостей, двери, лестницы

1. Кто первый входит в дом и идёт в нужную комнату, гость или хозяин. Поменяется ли ситуация, если гость в доме первый раз и не представляет, куда идти.
2. Кавалер с дамой подошли к двери. Действия обоих в ситуации, если дверь открывается наружу, вовнутрь и если дверь двустворчатая.
3. Кто первый поднимается по лестнице, дама или кавалер? А спускается? И почему.
Часть 3. Большое общество
1. Кого обязаны поприветствовать приходящие гости и в каком порядке?
2. Что делать, если проходящий мимо человек опрокинул на пол бокал вина?
3. Что делать, если на вас вылили бокал вина?
4. Что делать, если у вас порвались перчатки?
5. Какие темы нельзя поднимать при светской беседе с дамами? Какие темы табуированы?
6. Можно ли предложить бытовую помощь незнакомой даме, которая явно в ней нуждается / попросить незнакомого кавалера о помощи?

Похожие:

Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconAnnotation Настоящее издание сочинений Ийона Тихого, не будучи ни...

Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconОсобенности добычи газа и конденсата
Особенности конструкции и оборудования газовых скважин по сравнению с нефтяными, в частности с фонтанными скважи­нами, обусловлены...
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconОсобенности управления персоналом в условиях организационных изменений Вступление
В мире нет ничего более постоянного, чем изменения. Любая фирма, для того чтобы устоять в конкурентной борьбе, должна постоянно осуществлять...
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconСтарается понять изменения
На любой работе случаются изменения. Какие изменения Вам не нравятся? Приведите пример изменений на Вашей работе
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками icon559. Укажите особенности условно-патогенных микроорганизмов по сравнению...
Тяжелое, генерализованное, острое или хроническое лихорадочное состояние, при котором происходит размножение возбудителя в кровеносной...
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconТема семинара: Изменения законодательства в области бухгалтерского...
Изменения, внесенные в 1 часть нк РФ федеральными законами от 25. 06. 2012 n 94-фз и от 29. 06. 2012 n 97-фз
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconСтив харви
Эта книга посвящается всем женщинам. Я надеюсь вооружить вас видением и пониманием мужского менталитета
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconЛекция №10. Право средневековых стран Востока Вопросы к учебному...
Система права Востока является принципиально иной по сравнению, например, с системой римского права, и вообще является менее разработанной,...
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками icon«Общество»
Процесс приобщения к ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется
Особенности менталитета, изменения по сравнению с предыдущими веками iconВопрос 144. Общая характеристика споров, вытекающих из прекращения...
Договор социального найма обладает существенной спецификой по сравнению с другими гражданско-правовыми договорами. Определенные особенности...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница