Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви


Скачать 260.98 Kb.
НазваниеДоклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви
страница1/3
Дата публикации02.05.2013
Размер260.98 Kb.
ТипДоклад
userdocs.ru > Право > Доклад
  1   2   3
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви

30 января 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы — избранные епископы!

Рад приветствовать всех вас, собравшихся малым собором на совещание архиереев епархий, входящих в состав митрополий, а также пастырей, избранных, но еще не рукоположенных во епископы.

Образование значительного числа новых епархий, объединение епархий, находящихся в одних и тех же субъектах Российской Федерации, в митрополии, является важным процессом в области организации церковной жизни. Без преувеличений можно сказать, что это одно из наиболее существенных преобразований церковного управления за последние годы. Появление большого количества новых епархий в перспективе приведет к существенному изменению церковной жизни и будет способствовать развитию той многосторонней деятельности, к которой призваны приходы: собиранию стада Христова и усилению проповеди Слова Божия. Епископ, становясь ближе к клиру и пастве, должен научиться не только лучше направлять эту деятельность, но и вникать в духовные и материальные нужды священнослужителей, мирян; следует преодолевать те средостения, которые, не будем закрывать на это глаза, порой возникают между архиереем, духовенством и паствой.

Создание митрополий — их сейчас 16 — стало следующим шагом, обусловленным необходимостью сохранить единство епархий, находящихся в одном регионе, в их взаимодействии с обществом и государственными институтами, обеспечить координацию усилий на наиболее важных участках церковной работы.

Мы находимся в начале пути. И сегодня я хотел бы обсудить с вами обустройство жизни новых епархий, составляющих митрополии, с опорой на принятые Священным Синодом документы и с учетом уже поступающих откликов с мест.

***

Усиление пастырской составляющей в деятельности епархиального архиерея

На правящего архиерея возлагается большое административное бремя, и это неизбежно. Однако приоритетным в его повседневных трудах должно быть служение епископа как архипастыря, а не как администратора. Нынешняя реформа проводится для того, чтобы сместить акценты и позволить архиерею больше заниматься пастырской деятельностью: встречаться с людьми, давать богословскую оценку процессам и явлениям. Нам следует жить заботами людей, тогда наше евангельское свидетельство будет действенным.

Пастырская деятельность архиерея большой епархии, протяженной на многие километры, состоящей из нескольких сотен приходов, была затруднена именно из-за этих масштабов. Архиерей обращался к духовенству и пастве с посланиями, проповедовал с амвона кафедрального собора, встречался с клириками в основном в рамках ежегодного епархиального собрания. Епископ, конечно, принимал и клириков, и мирян, но постоянно ощущал дефицит времени и физическую невозможность уделить им должное внимание, выслушать тех, кому требовалось его участие. Приходы не часто видели своего архипастыря. Посещение приходов епископом порой приводило и к тому, что это важное событие превращалось в торжественный ритуал, в ходе которого оставалось недостаточно места для живого общения. Организация работы по ключевым пастырским направлениям церковной жизни — просвещению, попечению о молодежи, миссии, социальному служению — волей-неволей передавалась благочинным и главам епархиальных учреждений. В таком случае архиерею оставалось осуществлять лишь самое общее руководство и надзор.

Конечно, нельзя сказать, что описанная ситуация носила всеобщий характер. За более чем сорокалетний период служения в священном сане мне довелось повстречать многих архипастырей, которые и в упомянутых сложных условиях с особым пастырским усердием несли свое служение. Именно их опыт, продолжающий подвиг великих святителей, просиявших в многовековой истории Церкви, нам сегодня надлежит воплотить в жизнь.

Архиерею следует быть доступным для каждого, в первую очередь для клириков, без фильтра в лице личного или епархиального секретаря, без необходимости общаться с архипастырем лишь посредством передачи документов. Прием мирян по личным вопросам, конечно, должен быть более регламентирован. Ведь известно, что посетители могут быть самого разного рода. Бывают и неуравновешенные или психически нездоровые люди, и те, чьи вопросы вовсе не требуют общения с архиереем, и которые могут быть утешены кем-нибудь из пастырей, трудящихся при Владыке. Но, тем не менее, приемные часы для мирян у епископа должны быть. А возможность встретиться с архиереем для клириков должна быть максимально свободной, что вполне реально в новообразованных епархиях, где численность духовенства часто не превышает сотни человек: без дополнительной записи о епархиального секретаря, ведь именно вы являетесь духовным водителем епархиальных клириков.

Доступность епископа не ограничивается предоставлением клирикам и мирянам условий для встречи с ним. Она выражается и в том, как архиерей общается со своими собеседниками. Дорогие Владыки, помните: то, как Вы будете обращаться с клириками, скорее всего, отразится и на их поведении в отношении сотрудников приходов и прихожан. Особо хочу обратить на это внимание молодых архиереев. Церковь поручила вам высокое архиерейское служение, и, с точки зрения канонов, вы являетесь духовными отцами для вверенной вам паствы. Сохрани вас Господь от того, чтобы кичиться положением епископа. Стоит ли говорить, что забвение элементарных правил доброжелательности, вежливости или почтения к сединам, — недопустимо ни для кого, а тем более для епископа. Сан не дает нам никакого права быть нам невежливыми и неделикатными. Сан — это только ответственность. Чем выше сан, тем больше с нас спросится. И в этой жизни, и в жизни вечной.

Общение епископа с духовенством и паствой не может ограничиваться пределами рабочего кабинета. Оно продолжается и в поездках архиерея по приходам епархии. Архипастырское внимание к епархиальной приходской жизни должно выходить далеко за рамки торжественного богослужения и проповеди на приходе, беседы за трапезой. Никогда не проводите трапезу как ритуал. Братская трапеза — это ваша возможность выслушать людей, дать комментарии на высказывания людей, ответить на их вопрошания. Более того, возможности новых епархий, в ряде случаев, не позволят организовать большой штат сопровождающих архиерея церковнослужителей, Поэтому важно выработать такую модель архипастырских визитов, которая бы обеспечивала максимальную торжественность богослужения минимальными средствами и без возложения на приходы неудобоносимых материальных обязательств. Посещение прихода архипастырем — это открытое, вдумчивое общение с настоятелем, с активом прихода, молодежью и детьми, ответ как на их практические, житейские вопросы, так и на их духовные вопрошания, внимательное и подробное ознакомление со всеми приходскими проектами.

Ни с чем несравнимо евхаристическое общение архипастыря с паствой, таинственно соединяющее молящихся и служащих в совместном совершении Божественной литургии. Но храмы своей епархии епископу желательно посещать и помимо тех случаев, когда он в них совершает богослужения.

Есть такое общее правило: руководство процессом будет наиболее эффективным тогда, когда руководитель сам способен участвовать в этом процессе и на практике знает, как он осуществляется. Этот принцип более чем применим к епископу, само именование которого архипастырем предполагает, что он является первым среди пастырей, способным разделить их труды. И действительно, как архиерей сможет разъяснять священникам, что нужно делать в области катехизации, если сам ею никогда не занимался и не представляет, как она должна проходить? Это, конечно, не значит, что епископ должен все уметь «лучше всех». Полагаю, что среди духовенства епархии будут и те, кто, постоянно занимаясь, к примеру, вопросами церковной благотворительности, лучше епископа будут разбираться в этой области. Однако, чтобы не оказаться оторванным от жизни, епископ, в той или иной форме, в той или иной степени, должен и сам непосредственно включаться в каждую сферу церковной деятельности. Вы должны уметь делать все то, к чем призываете.

Важен и внешний облик архиерея, его поведение. Неизменную актуальность сохраняет наставление апостола Павла, обращенное к молодому епископу Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). А ведь мы порой забываем о том, что эти слова — не просто привычная надпись на обороте иерейского креста, но тот образец, к которому следует примерять каждый свой поступок, каждый день своей жизни. В ситуации, когда епископ прибывает на новую кафедру, когда созидается новая епархия или перестраивается жизнь уже существовавшей епархии, непременно следует помнить о том, что епископ должен быть «тих, миролюбив, не сребролюбив» (1 Тим. 3:3). Архиерей должен словами и внешним общением привлекать сердца людей к Богу и Церкви. Простота в общении, неконфликтность, готовность к братскому диалогу — сделают намного больше, чем гневное поведение, строгость не по разуму или напыщенность.

Долгом епископа является внимательность к нуждам священнослужителей и епархиальных тружеников. Прошлогодний Архиерейский Собор определил образовать в каждой епархии, где это возможно, Епархиальную попечительскую комиссию, которая должна следить за тем, чтобы в епархии не было нуждающихся клириков и церковных тружеников, их вдов и детей-сирот, не обеспеченных необходимым священнослужителей на покое и пенсионеров, трудившихся в церковных учреждениях. В тех епархиях, где нет возможности создать отдельную комиссию, ее функции может, по особому благословению Патриарха, исполнять другое епархиальное учреждение. Но архипастырь не может просто возложить заботу о благополучии клириков на комиссию в надежде, что вопрос таким образом будет решен. Каждый Преосвященный, и это особенно верно в условиях малых епархий, призван сам вникать в деятельность этой комиссии, следить за тем, чтобы бытовые условия клириков, особенно находящихся на покое, их материальное обеспечение позволяло достойно жить им и их семьям.

Помимо внешнего благополучия клириков, архипастырь должен быть особо внимательным и к их внутреннему состоянию. Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с «пастырским выгоранием». Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь — особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие «Христос посреди нас», обращенное к «собрату и сослужителю». Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо — сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах.

***

Системная организация жизни новообразованной епархии

В Управлении делами Московской Патриархии в ноябре 2011 года была подготовлена памятка архиерею новообразованной епархии с перечислением первоочередных задач, требующих скорейшего решения. Тем, кто такую памятку еще не получил, предлагаю обратиться к Высокопреосвященнейшему митрополиту Варсонофию, который не только вручит вам этот документ, но и дополнительно его прокомментирует, если это будет необходимо.

Первая задача по прибытии в новую епархию — познакомиться с духовенством. Желательно в самое краткое время собрать клириков для совместного богослужения и неформального общения, положить начало доброму взаимодействию архипастыря и пастырей. В дальнейшем необходимо провести епархиальное собрание для избрания на нем выборных членов епархиального совета и епархиального суда. Замечу, что не вполне обоснованным является формирование епархиального совета до хиротонии новоизбранного архиерея, как это уже имело место в некоторых митрополиях.

Согласно епархиальному уставу и Положению о церковных судах, часть членов упомянутых органов назначается епархиальным архиереем, а часть — избирается епархиальным собранием. Помимо формирования органов епархиального управления, основной задачей первого епархиального собрания является братское обсуждение и осмысление документов, принятых Архиерейскими Соборами и Священным Синодом, на предмет реализации этих решений в данной епархии. Предложил бы вам заранее разослать всем членам епархиального собрания подробную повестку дня, а также те документы, принятые органами церковного управления, которые планируется рассмотреть на собрании. В первую очередь, важно обсудить решения Архиерейского Собора 2011 года, особенно документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», а также синодальные документы: «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви». В них даны подробные рекомендации по развитию важнейших сторон епархиальной жизни. Вместе с тем, нельзя воспринимать эти соборные и синодальные решения как жесткую инструкцию. Очевидно, что возможности Нарьян-Марской или Канской епархий будут иными, чем возможности епархий Екатеринбургской или Ростовской митрополий. Но это не значит, что священнослужители епархии, в которой десять приходов, не должны знать эти документы. Их нужно адаптировать к реалиям приходской жизни каждой епархии. В каждой епархии важно осознать, что из предложенного может быть реализовано, что будет воплощено при условии некоторых изменений в епархиальной жизни, а что на данном этапе может быть принято лишь к сведению. Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть получены в ходе дискуссии в рамках епархиального собрания. Подробно останавливаться на перечисленных документах я сейчас не буду, так как эти темы широко освещены в моих докладах на Архиерейском Совещании 2010 года, Архиерейском Соборе 2011 года, епархиальных собраниях города Москвы 2009, 2010 и 2011 годов. Прошу вас при подготовке епархиального собрания обратиться к этим моим выступлениям.

Епархиальное собрание, а также собрания духовенства благочиний, должны и в дальнейшем быть способом изучения решений и поручений Священноначалия, а также документов, предлагаемых к дискуссии в рамках работы Межсоборного присутствия. Прошу всех вас обратить на последнее особое внимание: сегодня нам дана уникальная возможность широко и открыто обсуждать вопросы, предлагаемые к рассмотрению Соборами или Синодом, прежде вынесения решения по ним этими органами управления. Очень важно, чтобы епархии вносили свой вклад в формирование общецерковных решений.

Среди первоочередных задач, которые необходимо решить — размещение епархиального управления. Хорошо, если местные власти или благотворители помогут в этом вопросе. Если же не так, то здесь, как и в отношении личного проживания архиерея, следует изыскать решение, исходя из ресурсов епархии. Конечно, едва ли найдутся совершенно свободные помещения, возможно кого-то придется потеснить. Важно, чтобы при этом уже существующие просветительские, молодежные или социальные проекты продолжали действовать в том же масштабе.

Для успешного осуществления поставленных Собором и Синодом задач необходимо назначить ответственных за каждое направление работы лиц. В первую очередь следует выбрать руководителей епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации, по миссионерскому деланию, по работе с молодежью, по социальному и благотворительному служению. Скорее всего, во многих епархиях штат этих отделов будет ограничен одним лишь руководителем, однако там, где такая возможность есть, желательно дать в помощь руководителю отдела еще одного штатного сотрудника. Также необходимо назначить по благочиниям ответственных лиц за перечисленные четыре направления. Желательно, чтобы это были миряне — помощники благочинного, которые будут заниматься только своими профильными вопросами, однако вполне возможно, что на первых порах эти функции будут поручаться тем или иным священникам от каждого благочиния. В таком случае важно, чтобы данные послушания не воспринимались клириками в качестве второстепенного «довеска», но осуществлялись ими в полной мере. Еще один риск, которого следует избегать: ограничение профильной деятельности рамками одного прихода, возглавляемого ответственным клириком; без развития порученного направления церковной деятельности во всем благочинии или, в отношении руководителей епархиальных отделов, — во всей епархии.
  1   2   3

Похожие:

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconА также именины о. Георгия…
Пасхальное послание святейшего патриарха кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам русской православной...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconСвятейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу 119034, Москва,...
Открытое обращение православной общественности о нарушении основополагающих принципов «Основ учения Русской Православной Церкви о...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconПослание Освященного Архиерейского Собора клиру, монашествующим,...
Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 5 февраля 2013 года
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconШацкий Евгений Террор русской православной церкви. Предисловие
В то же время, террор рпц (Русской Православной Церкви), действительно был несравним по масштабам с аналогичными действиями Западной...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconЖизнеописание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия...
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй — пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви icon-
Российская Православная Церковь (РосПЦ) является духовной и канонической преемницей дореволюционной поместной Православной Российской...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconСписок обязательной литературы: Знаменский П. В. История Русской...
История Русской Православной Церкви. От восстановления Патриаршества до наших дней. Т. I. (1917 1970) / Под общей редакцией М. Б....
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconПравила Святой Православной Церкви с толкованиями По благословению...
Богу пророк и божественный Давид; а Божиими словами вполне основательно названы постановления божественных Апостолов и отец, ибо...
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconДокумент принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви iconДеяния Русской Православной Церкви
Критике подвергалась концепция о множестве миров и гелиоцентрическую систему мира
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница