Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность»


Скачать 134.83 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность»
Дата публикации19.05.2013
Размер134.83 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс


Введение в специальность

«Организация избирательного процесса»
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» призван помочь обучающимся сформировать представления об их специализации, которая в дальнейшем поможет приобрести необходимые навыки и умения участия в избирательном процессе.
Программа курса

Тематический блок 1: Общественные науки об избирательном процессе


Объем и содержание понятия «организатор выборов». Система научных дисциплин, изучающих «мир политического» и формирующих представление об избирательном процессе. Разграничение предметного содержания специализированных политических, социальных, юридических и других наук об избирательном процессе. Основные понятия и термины, характеризующие избирательный процесс. Формирование правовой культуры организаторов выборов и избирателей как один из основных элементов правовой реформы в российском обществе.
Источники

Аристотель. Политика. //Соч.: В 4 т. М., 1983. Т.4. Кн.3.

Артхашастра, или Наука политики. М., 1993.

Интеллигенция. Власть. Народ: Антология. М., 1993.

Платон. Государство. //Соч. М., 1971. Т.3. Ч.1. Кн.4.

Политические институты, избирательное право и процесс в трудах российских мыслителей XIX-XX вв. Хрестоматия. – М.: Весь мир, 2003.

Политическая мысль второй половины ХХ века: Хрестоматия для Вузов /Сост. В.А. Мальцев. Пермь, 1999.

Цицерон. О государстве. О законах. //Диалоги. М., 1994.

Литература

Алексеева Т. Полезна ли философия в политике? //Общественные науки и современность. - 1992. №2.

Алмонд Г. Политическая наука: история дисциплины // Политические исследования. - 1997. №6.

Введение в избирательное право. Учебное пособие. М. – РЦОИТ, 2003.

Демидов А.И. Понимание в политике // Полис. 1999. №3.

Доган М. Политическая наука и другие социальные науки // Политическая наука: новые направления / Под ред. Р. Тузина и Х.-Д. Клингеманна. М., 1999.

Игнашенко В.В., Штурнев А.Е. Законодательство о выборах и референдумах. Основные понятия и термины. – М.: Изд-во ИГЭА, 1998.

Категории политической науки /Под ред. М.А. Мельвиля. М., 2000. Гл.1, §2.

Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право. Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 2001.

Лозовой А.И., Семеренко Л.М. Чикагская школа: у истоков сознания «новой науки о политике». Ростов-на-Дону, 2000.

Политическая культура России: история, современное состояние, тенденции, перспективы. /Сборник научных статей. – СПб.; 2002. Вып. 2.

Тематический блок 2: Субъекты политики и субъектные основы избирательного процесса

Субъективное и объективное в политической жизни. Субъекты политики: функции и системные связи. Народ, социальные группы и человек как субъекты политики.

Многоплановость присутствия личности в мире политическом. Политическая социализация личности. Важнейшие права и свободы личности и их роль в гуманизации политики. Правящая элита России и группы интересов как акторы избирательного процесса. Теория политического участия. Потребности и мотивы политического поведения основных субъектов избирательного процесса.

Избиратель – главный субъект избирательного права. Политические и общественные объединения, государство и его органы как участники избирательного процесса. Место избирательных комиссий в системе государственных органов, их правовой статус. Полномочия и гарантии деятельности кандидатов. Представители кандидатов, их правовой статус, полномочия. Институт наблюдателей как одна из форм контроля за выборами.

Источники

Алмонд Г., Пауэлл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня. Мировой обзор: Учебное пособие / Под ред. М.В. Ильина, А.Ю. Мельвиля. М., 2002. С.129-140.

Вебер М. Харизматическое господство //Социологические исследования. 1998. №5.

Михельс Р. Демократическая аристократия и аристократическая демократия //Социологические исследования. 2000. №1.

Парето В. Трактат по общей социологии //Осипова Е.В. Социология Альфредо Парето: политический аспект. СПб., 2004.

Литература

Амелин В.Н., Веденеев Ю.А., Федоркин Н.С. Институциональный и социальный факторы электоральной активности. //Журнал о выборах. – 2003. - № 2.

Ашин Г.К. Этимология. Смена и рекрутирование элит. М., 1998.

Биктагиров Р.Т. Правовой статус кандидатов в депутаты и их представителей. //Журнал о выборах. – 2003. - № 3.

Бузин А.Ю. Правовой статус избирательных комиссий: хронологический обзор российского законодательства. //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2003. - № 3.

Гоман-Голутвина О.В. Группы интересов: ретроспектива //Политология. 2000-2001. №4.

Карминес Э.Г., Хакфельд. Политическое поведение: общие проблемы //Политическая наука: Новые направления /Под ред. Р. Гудина, Х.Д. Клингеманна. М., 1999.

Миронов Н.В. Некоторые меры против использования административного ресурса на выборах. //Журнал о выборах. 2003. - №1.

Нестеренко А.В. Соотношение роли граждан и политических партий в избирательном процессе. //Право: теория и практика. 2002. - № 10.

Олейник А.Н. «Жизнь по понятиям»: институциональный анализ повседневной жизни «российского простого человека» //Политические исследования.-2002. №1.

Полев В.А. К вопросу о независимости избирательных комиссий. //Журнал о выборах. 2003. - № 2.

Преснякова Л.А. Теория политической социализации //Политическая наука. 2002. №2.

Титаренко В.А. Политические партии и избирательный процесс в субъектах Федерации. //Власть. – 2003. - № 4.

Шевченко Ю. Политическое участие в России //Pro et Contra. 1998. №3.
Тематический блок III. Демократизация – вектор политического реформирования современной России

История общественно-политической мысли о проблемах демократизации. Демократический идеал общественного устройства. Реформы и контрреформы в истории России и демократизация современной системы государственной власти. Теория «суверенной демократии» о формировании условий устойчивого развития.

Этапы становления российского демократического избирательного процесса. Истоки демократического избирательного процесса в современной России: демократические институты в древнем Танаисе, роль институтов вечевой демократии в древнерусском государстве 10-12 вв., роль выборных институтов в функционировании земских соборов, особенности выборного права в России к. 19–н. 20 в., эволюция советского избирательного права.

Критерии оценки демократического характера современных выборов. Выборы и проблема легитимности политической власти.

Источники

Античная демократия в свидетельствах современников. М., 1996.

Даймонд Л. Прошла ли «третья волна» демократизации? //Политические исследования. 1999. №1.

Даль Р. О демократии /Пер. с англ. М., 2000.

Сурков В. Суверенитет – это политический синоним конкурентоспособности // http:// www. edinros.ru

Хантингтон С. Третья волна. Демократизация в конце ХХ века / Пер. с англ. М., 2005.

Литература

Гельман В. Трансформация в России: политический режим и демократическая оппозиция. М., 1999.

Зиновьев А.В. Гарантии и свободы выборов представительных органов власти России. //Государство и право. 1995. - № 1.

Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория и практика. М., 1996.

Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. – М.: Изд-во НОРМА. 1999.

Ильин В.В., Панарин А.С., Ахиезер А.С. Реформы и контрреформы в России: циклы модернизационного процесса. М., 1996.

Ильин М.В. Идеальная модель политической модернизации и пределы ее применимости. М., 2000.

Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995.

Комаровский С.В. Отношение избирателей к выборам как проблема демократизации общества. //Журнал о выборах. – 2002. - № 3.

Ланцов С.А. Российский опыт в свете концепций политической модернизации //Политические исследования. 2001. №3.

Легитимность. Политические исследования. 1993. - № 5.

Мартышин О.В. Вольный Новгород. Общественно-политический строй и право феодальной республики. М., 1992.

Очерки по истории выборов и избирательного права. Под ред. Ю.А. Веденеева, Н.А. Богодаровой. М.; 1997.

Плимак Е.Г., Пантин И.К. Драма российских реформ и революций (сравнительно-политический анализ). М., 2000.

Что такое демократия? //Политические исследования. 1992. - № 3.

Тематический блок IV. Плюрализм: идеи и реальность

Современные концепции о сущности понятия «плюрализм» и его принципах. Историческая эволюция понимания российским обществом политического плюрализма. Механизм воплощения политического плюрализма и его отличительные черты в российской общественно-политической жизни.

Многопартийность как форма реализации политического плюрализма. Причины и условия перехода российского общества от политического монополизма к политическому плюрализму. Особенности процесса становления протопартийных общественных объединений. Этапы современного российского партогенеза. Партийно-политический портрет современного избирательного процесса. Особенности процесса становления и развития партийной системы и проблемы политического участия. Взаимосвязь партийной и избирательной систем.

ИСТОЧНИКИ

Дюверже М. Политические партии. М., 2000. – С. 320-322, 279-290.

Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. //Диалог. – 1990 – 1991.

Острогорский М. Демократия и политические партии. М., 1997. – С. 81-90.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 21 июля 2005. М. – 2005.

ЛИТЕРАТУРА

Абрамов, Головина. Политические партии и движения России. М., 1998.

Голосов Г.В. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации. //Политические исследования. 1998. №1.

Динес В., Николаев А. Выборы как индикатор политических процессов в постсоветской России //Власть. 1998. №3.

Заславский С. Российская модель партийной системы // Вестник Московского университета. 1994. №4.

Зотова З.М. Политические партии России. М.: РЦОИТ, 2001.

Зотова З.М. Роль партий в избирательном процессе. //Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – 2002. - № 11.

Лихтенштейн А.В., Яргомская Н.Б. Эквилибриум Дюверже в условиях ограниченной конкуренции: думские выборы 2003 // Политические исследования. 2005. №1.

Луговская Л.М. Политические партии в российском избирательном процессе. //Вестник ЦИК РФ. – 2002. - № 9.

Пушкарева Т.В. Партии и партийные системы. Концепция М. Дюверже. // Социально-политический журнал. 1993. - № 9-10.

Семыкина Н. Тенденции развития партийной системы в России // Власть. 2003. №12.

Современные модели политических партий // Свободная мысль. – 2003. - №3.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Политические исследования. 1992. №1-2.

Яргомская Н. Избирательная система и уровень партийной фрагментации в России. // Политические исследования. 1999. - № 4.
Самостоятельная работа
Вопросы и задания по I тематическому блоку «Общественные науки об избирательном процессе»

1. На основе каких обществоведческих дисциплин формируются научные представления об избирательном процессе? Перечислите и прокомментируйте.

    1. Что входит в понятия: «принципы избирательного права и процесса», «основные стадии избирательного процесса», «избирательная система», «избирательные цензы», «активное и пассивное избирательное право», «гарантии участия в выборах»?

    2. Назовите параметры, характеризующие уровень электорально-правовой культуры участников избирательного процесса?

    3. Обоснуйте современные требования к организатору избирательного процесса (в форме эссе).


Вопросы и задания по II тематическому блоку «Субъекты политики и субъектные основы избирательного процесса»

  1. Кто является субъектом политики?

  2. Чем важен процесс политической социализации для развития личности и общества в целом?

  3. Соотнесите этапы политической социализации с их содержанием:

а) формирование устойчивого эмоционального отношения к политической системе на основе приписывания определенных качеств конкретным политическим деятелям;

б) формирование у детей под влиянием родителей первых представлений о мире политике;

в) формирование абстрактного восприятия политики на основе получения знаний о политических нормах и ценностей;

г) формирование персонифи-цированного восприятия власти, отождествления ее конкретными политическими персонами.

а) I этап – этап политизации
б) II этап – этап персонализма

в) III этап – этап идеализации

г) IV этап – этап институционализации




  1. Как влияют на процесс социализации исторические, национальные, культурные особенности страны? Проиллюстрируйте это на примере России.

  2. Перечислите основных участников избирательного процесса.

  3. Опираясь на теории политических элит, обоснуйте необходимость соблюдения нейтральности органов государственной власти и местного самоуправления к избирательным кампаниям.

  4. Компьютерная игра «Мир демократии: путешествие во времени» (5 этап).


Дополнительная литература:

  1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». М., 2005.

  2. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Изд-во НОРМА. - М., 2003. Раздел 2.

  3. Шестопал Е.Б. Личность и политика, М., 1988.

  4. Зудин А.Ю. Истоки перемен: культурная трансформация «позднесоветского общества» // Мировая экономика и международные отношения. 1999. №4.

  5. Преснякова Л.А. Теория политической социализации // Политическая наука. 2002. №2.

  6. Ашин Г. Элитология в системе общественных наук. // Общественные науки и современность. 2003. №4.

  7. Крыштановская О.В. Формирование региональной элиты: принципы и механизмы. // Социологические исследования. 2003. №11.


Вопросы и задания по III тематическому блоку «Демократизация – вектор политического реформирования современной России»

  1. С чем связана неоднозначность в современном толковании демократии?

  2. Какие из множества теорий демократии Вы знаете, в чем их достоинства и недостатки?

  3. Какие суждения неверны для демократических режимов (уберите неверные суждения)?

  • все демократические режимы:

а) соблюдают права человека,

б) допускают существование оппозиции правящим партиям,

в) характеризуются разделением власти,

г) основываются на президентской форме правления,

д) характеризуется федеративной формой государственного устройства.

  1. Какое, на Ваш взгляд, утверждение точнее выражает смысл демократии:

А: "Называется этот строй демократическим потому, что он зиждется не на меньшинстве (граждан), а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех". (Перикл, V в. до н.э.).

Б: "Демократия … в ней страшная мощь разрушения … конечно, разрушение создает, оно расчищает место!.. Но действительного творчества в демократии нет – и поэтому-то она не будущее. Будущее вне политики…" (А.И. Герцен).

В: "Демократия – не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство, чтоб оно не мешало развитию в человеке главных ценностей, которые дают семья и вера" (Р. Рейган).

Отметьте достоинства и недостатки каждого из приведенных здесь утверждений.
Темы рефератов по выбору:

  1. Демократия - как феномен современной общественно-политической жизни.

  2. Факторы, создающие условия для возврата современных демократических государств к авторитаризму.

  3. Особенности российского пути демократического развития.

  4. Выборы как форма реализации конституционного принципа народовластия.

  5. Содержание и принципы демократических выборов.


Дополнительная литература:

  • Авакьян С.А. Проблемы народного представительства в Российской Федерации. // Проблемы народного представительства в Российской Федерации. /Под ред. С.А. Авакьяна. – М., 1998.

  • Волны и циклы политического развития. Заочный "круглый стол" // Полис. 2002. № 4.

  • Кукушкин М.И., Югов А.А. Выборы – конституционный институт прямого народовластия в Российской Федерации. //Академический юридический журнал, 1997. – №2.

  • Гельман В.Я. Постсоветские политические трансформации: наброски к теории // Общественные науки и современность. 2001. № 1.

  • Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов. Круглый стол //Полис. 1999. № 3.

  • Карл Т., Шмиттер Ф. Пути перехода от авторитаризма к демократии в Латинской Америке, Южной и Восточной Европе // Международный журнал социальных наук. Переход к демократии на Востоке и Юге. 1991. № 1.

  • Линц Х. "Государственность", национализм и демократия // Полис. 1997. № 5.

  • Майданик К.Л. "Не-Запад": современный транзит и перспективы демократизации // Полития. 2000. № 3.

  • Пшеворский А. Демократия и рынок. Политические и экономические реформы в Восточной Европе и Латинской Америке /Пер. с англ. М., 2000.

  • Растоу Д.А. Переходы к демократии: попытка динамической модели / Политические исследования. 1996. № 5.

  • Российский избирательный процесс: национальные особенности в контексте опыта европейской политики. («круглый стол»). //Журнал о выборах. – 2002. - №4.

  • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций /Пер. с англ. М., 2003.

  • Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии // Политические исследования. 1996. № 5.

  • Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций /Пер. с англ. М., 1999.


Компьютерная игра «Мир демократии: путешествие во времени» (для отчета в территориальную избирательную комиссию).
Вопросы и задания по IV тематическому блоку: Плюрализм: идеи и реальность

  1. Когда и почему возникают политические партии? Как изменился их облик по сравнению с прошлым?

  2. Какие функции выполняют партии в обществе, их роль в избирательном процессе?

  3. Что такое партийная система?

  4. Сформулируйте достоинства и недостатки однопартийной и многопартийной систем?

  5. Какое из приведенных определений партии ближе, на Ваш взгляд к истине:

а) «Что такое партия? Это группа людей, которая добивается власти, чтобы иметь возможность выполнить свою программу. Партия, которая не хочет власти, недостойна называться партией» (Л. Троцкий).

б) «Партия – это объединение людей, исповедующих одну и ту же политическую доктрину» (Б. Констант).

в) «Политическая партия – это союз людей, единомыслящих, ставящих себе одни и те же цели и сговорившихся соединить свои силы для согласованной деятельности в государственной жизни» (Ю. Мартов).

Какие существенные признаки партии отсутствуют в приведенных выше определениях?
Темы рефератов:

1. Политико-правовой статус политической партии: к истории разработки и принятия Федерального закона «О политических партиях».

2. Избирательная политика в Российской Федерации и степень правовой регламентации функционирования структур гражданского общества.

3. Итоги федеральных избирательных кампаний и процесс эволюции российской партийной системы.

4. Расстановка партийно-политических сил накануне выборов в Государственную Думу ФС РФ 2007 г.
Дополнительная литература:

        1. Автономов А.С. Избирательная власть. – М.: Права человека, 2002

        2. Гельман В.Я. Создавая правила игры: российское избирательное законодательство переходного периода. //Политические исследования. 1997. - № 4.

        3. Зотова З.М. Роль партий в избирательном процессе. //Вестник ЦИК РФ. 2002 № 11.

        4. Лапаева В.В. Фракции и депутатские группы в Государственной Думе как субъекты парламентского процесса. //Законодательство и экономика. – 1998. - № 4.

        5. Хабриева Т.Я. Новые законопроекты о порядке формирования Государственной Думы и органов исполнительной власти субъектов РФ. //Журнал российского права. 2004. - № 11.

        6. Шаблинский И. Об эволюции российской партийной системы с учетом итогов федеральных избирательных кампаний 2003 – 2004 гг. //Сравнительное конституционное обозрение. - 2004. - № 3.






Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины детская нейропсихология специальность...
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры клинической и специальной психологии
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины: Международное право Направление...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов юридических и гуманитарных факультетов, обучающихся по специальностям 030501...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины физическая культура для всех специальностей
Физическое воспитание. Учебно-методический комплекс. – Спб.: Спбауэ, 2007. – 84 с
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины правоведение (право) По направлению
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой Теории и истории государства и права
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины речевая коммуникация...
Учебно-методический комплекс одобрен методической комиссией факультета социального управления
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Имиджелогия» По...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой менеджмента. Протокол от 12 марта 2007 г. №8
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины тверь 2009 Бочаров Г. В., Фомина Т. Ю
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тверского филиала мгэи очной и заочной форм обучения
Учебно-методический комплекс дисциплины «Введение в специальность» iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов специальности...
Подобед Н. А анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница