Скачать 66.65 Kb.
|
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда – система, состоящая из условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и оказывающих регулирующее воздействие на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не могут непосредственно изменить данные условия и факторы (например, естественно-природные, экономические, политико-правовые и т.п.), а должны учитывать их при осуществлении своей деятельности. Внешняя среда представлена также субъектами экономики, имеющими непосредственное отношение к предприятию и влияющими на его деятельность - микроуровень. Предвидение факторов и условий позволяет заблаговременно определить возможные угрозы экономической безопасности в деятельности предприятия, выявить причины их возникновения и установить характер воздействия последствий риска на предпринимательскую деятельность. Внешняя среда несет не только угрозы, но и возможности для развития предприятия. ^ . Согласно этой методологии основной хозяйствующей организацией является институциональная единица. ^ - хозяйствующее юридическое лицо, правомочное контролировать собственные финансовые ресурсы: владеть активами и пассивами, принимать на себя обязательства, заниматься хозяйственной деятельностью и заключать сделки с другими юридическими лицами. Институциональный анализ рассматривает внешнюю среду в рамках трехуровневой схемы: ^ представлен средой, состоящей из системообразующих правил хозяйствования, формируемых государственными и негосударственными организациями, а также объективными условиями производства на конкретной территории. В данном случае учитывают степень влияния природных, технических, политических, экономических, демографических и культурных факторов макросреды. Наличие природных ресурсов, их добыча и переработка, в том числе дешевых энергоносителей (что характерно для РФ), благоприятно для развития предпринимательства. Не менее важны климатические (погодные) условия, а также малая вероятность наступления форс-мажорных природных катаклизмов. ^ факторы выступают как следствие воздействия институциональной среды на предприятие в целях недопущения по вине последнего изменения экологической обстановки в регионе, в том числе вследствие катаклизмов, техногенных катастроф. Серьезные последствия на результаты хозяйствования предприятия могут иметь принятые в стране и регионах более жесткие требования к экологической чистоте производства. Прямое влияние демографических и культурных факторов на предприятие осуществляется посредством воздействия индивидов (домашних хозяйств) на предприятие. ^ определяют не только динамику спроса на продукцию предприятия, но и саму организационную культуру, проявляющуюся в отношении к покупателям, поставщикам, иным внешним партнерам, равно как и взаимоотношения субъектов внутренней среды предприятия. Предприятие может влиять на культурные ценности и традиционные установки населения посредством рекламных, пропагандистских, агитационных и других мероприятий. Влияние технического фактора обусловлено инновационными процессами в технике и технологии производства продукции. ^ возникают в результате принятия политических решений, приводящих к уменьшению государственной поддержки данного предприятия и/или увеличению ее в отношении конкурентов, к возникновению беспорядков, к изменению законодательных актов, определяющих условия предпринимательства, к ограничениям на конвертированность национальной валюты и т. п. Политическая обстановка в России характеризуется тем, что у различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к предпринимательским структурам и частному сектору экономики, к необходимости осуществления прямого контроля над фирмами и др. Поступательное развитие предпринимательства в России требует не только четкого установления ответственности предпринимателей за нарушение законодательства, но и обеспечения защиты законных прав предпринимателей от посягательств со стороны чиновников, олигархов, рэкетиров и других криминальных элементов. Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, который устанавливает порядок ведения дела, структуру и объем выплачиваемых налогов. С другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, что увеличивает уровень предпринимательского риска. Особенно велико влияние этого фактора в настоящее время в России. Практически к каждому вновь выходящему закону или постановлению, как правило, добавляется целый ряд уточнений, изменений, что многократно увеличивает уровень риска предпринимателя. Усиливают уровень предпринимательского риска коррупция со стороны государственных чиновников и рэкет. На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние экономическая ситуация в стране. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска. Значительное влияние на развитие предпринимательства оказывает уровень инфляции в стране. Инфляционные процессы подрывают стимулы интенсивного экономического роста, поскольку внедрение новой техники обходится все дороже, и напротив, становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию. Инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов предприятий, в результате чего на замену изношенного оборудования не хватает средств. Предприниматель должен учитывать не только экономические изменения, происходящие в стране деятельности, но и экономическое положение отрасли деятельности. Остановимся подробнее на процессе формирования валютных и налоговых рисков вследствие действия экономических факторов макросреды. ^ означает возможность несения финансовых потерь в результате долгосрочных и краткосрочных колебаний валютных курсов. В свою очередь последние зависят от спроса и предложения на валюту на национальных и мировых валютных рынках. Валютный риск реализуется в ситуации потери покупательной способности валюты в период между датой заключения сделки и моментом оплаты. Изменение валютных курсов влияет также на конкурентоспособность товаров. Удешевление национальной валюты приводит к тому, что товары, произведенные в данной стране, на зарубежных рынках станут дешевле, а иностранные товары на национальном рынке — дороже. Следовательно, удешевление национальной валюты способствует увеличению объемов экспорта и снижению объемов импорта, а подорожание национальной валюты, наоборот, способствует увеличению объемов импорта и сокращению объемов экспорта. Предприятия могут нести финансовые потери вследствие изменения налоговой политики государства, а также изменения величины налоговых ставок. В экономически развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей исходя из того, что увеличение ставки выше предельного значения не только подрывает заинтересованность предпринимателей в наращивании объемов производства, но и приводит к увеличению случаев прямого и косвенного уклонения от уплаты налогов, а также к переносу предпринимательской деятельности в страны с более либеральным налоговым законодательством. Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34 %, в Англии — 35, в Японии и во Франции — 42, в Швеции — 52, в ФРГ—53. Общая сумма налогов в России по различным оценкам составляла 70—90 % доходов предприятия, в результате чего в отечественной экономике происходило падение производства, наблюдалось масштабное развитие теневого сектора. Данная ситуация приводила к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посредничества. Небывалого уровня достигло укрывательство от уплаты налогов: в настоящее время от уплаты скрывается 30—40 % всех налогов. Наряду с существующим налоговым прессом бичом предпринимательства являлись бесконечные изменения существующего законодательства, причем начинающие действовать задним числом. Интернационализация экономической деятельности предпринимательских структур формирует страновый риск, который включает в себя совокупность факторов макросреды предпринимательской деятельности в условиях конкретной национальной экономики. Анализ странового риска регулярно проводится журналом «Euromoney» в соответствии с методикой германской фирмы БЕРИ. На основе экспертных оценок политической и экономической ситуации в стране устанавливается рейтинг стран мира по степени риска инвестирования и надежности деловых связей. Многие факторы макросреды формируют риск форс-мажорных обстоятельств, которые рассматриваются как следствие проявления непреодолимой силы. Форс-мажорные обстоятельства не могут ни предотвращены, ни устранены какими-либо мероприятиями. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, войны, революции, путчи, забастовки и т. п. Поскольку наступление форс-мажорных обстоятельств не зависит от воли предпринимателя, случае их наступления он освобождается от ответственности по контрактам в соответствии со ст. 79 Конвенции ООН о договорах купли-продажи. Возмещение потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, осуществляется, как правило, посредством страхования сделок в специализированных страховых компаниях. |
![]() | Темы для обзора литературы по курсу «Теория и практика предпринимательства» Сущность предпринимательской среды. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда | ![]() | Лекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации» Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений |
![]() | Внешняя среда предприятия характеризуется следующими факторами | ![]() | Внешняя предпринимательская среда – микроуровень Второй уровень институционального анализа Второй уровень институционального анализа охватывает микросреду предприятия. Микросреда предприятия совокупность субъектов экономики,... |
![]() | Конспект лекций содержание тема Предмет и задачи курса Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие | ![]() | 5 Исследование и анализ рыночной ситуации Внешняя маркетинговая среда предприятия (микросреда – факторы прямого воздействия, макросреда факторы косвенного воздействия) |
![]() | Вопрос понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя... Организация (от позднелат organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется... | ![]() | Предприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя... Ятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке,... |
![]() | 2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической... | ![]() | Происхождение, строение, состав и свойства Земли и Солнечной системы.... Земля как небесное тело не является предметом изучения геологии. Однако, чтобы понять курс геологии, необходимо иметь общее представление... |