Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда


Скачать 66.65 Kb.
НазваниеВнешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда
Дата публикации19.05.2013
Размер66.65 Kb.
ТипАнализ
userdocs.ru > Право > Анализ
Внешняя предпринимательская среда

Макроуровень.

Внешняя среда – система, состоящая из условий и факторов, влияющих на развитие предпринимательства и оказывающих регулирующее воздействие на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые не могут непосредственно изменить данные условия и факторы (например, естественно-природные, экономические, политико-правовые и т.п.), а должны учитывать их при осуществлении своей деятельности.

Внешняя среда представлена также субъектами экономики, имеющими непосредственное отношение к предприятию и влияющими на его деятельность - микроуровень.

Предвидение факторов и условий позволяет заблаговременно определить возможные угрозы экономической безопасности в деятельности предприятия, выявить причины их возникновения и установить характер воздействия последствий риска на предпринимательскую деятельность.

Внешняя среда несет не только угрозы, но и возможности для развития предприятия.

^ Анализ структуры внешней среды предприятия целесообразно осуществлять по методологии системы национальных счетов. Согласно этой методологии основной хозяйствующей организацией является институциональная единица.

^ Институциональная единица - хозяйствующее юридическое лицо, правомочное контролировать собственные финансовые ресурсы: владеть активами и пассивами, принимать на себя обязательства, заниматься хозяйственной деятельностью и заключать сделки с другими юридическими лицами.

Институциональный анализ рассматривает внешнюю среду в рамках трехуровневой схемы:

^ Первый уровень представлен средой, состоящей из системообразующих правил хозяйствования, формируемых государственными и негосударственными организациями, а также объективными условиями производства на конкретной территории.

В данном случае учитывают степень влияния природных, технических, политических, экономических, демографических и культурных факторов макросреды.

Наличие природных ресурсов, их добыча и переработка, в том числе дешевых энергоносителей (что характерно для РФ), благоприятно для развития предпринимательства.

Не менее важны климатические (погодные) условия, а также малая вероятность наступления форс-мажорных природных катаклизмов.

^ Природные (экологические) факторы выступают как следствие воздействия институциональной среды на предприятие в целях недопущения по вине последнего изменения экологической обстановки в регионе, в том числе вследствие катаклизмов, техногенных катастроф.

Серьезные последствия на результаты хозяйствования предприятия могут иметь принятые в стране и регионах более жесткие требования к экологической чистоте производства.

Прямое влияние демографических и культурных факторов на предприятие осуществляется посредством воздействия индивидов (домашних хозяйств) на предприятие.

^ Культурные факторы определяют не только динамику спроса на продукцию предприятия, но и саму организационную культуру, проявляющуюся в отношении к покупателям, поставщикам, иным внешним партнерам, равно как и взаимоотношения субъектов внутренней среды предприятия.

Предприятие может влиять на культурные ценности и традиционные установки населения посредством рекламных, пропагандистских, агитационных и других мероприятий.

Влияние технического фактора обусловлено инновационными процессами в технике и технологии производства продукции.
^ Политические факторы возникают в результате принятия политических решений, приводящих к уменьшению государственной поддержки данного предприятия и/или увеличению ее в отношении конкурентов, к возникновению беспорядков, к изменению законодательных актов, определяющих условия предпринимательства, к ограничениям на конвертированность национальной валюты и т. п.

Политическая обстановка в России характеризуется тем, что у различных политических сил, стремящихся к власти, разное отношение к предпринимательским структурам и частному сектору экономики, к необходимости осуществления прямого контроля над фирмами и др.

Поступательное развитие предпринимательства в России требует не только четкого установления ответственности предпринимателей за нарушение законодательства, но и обеспечения защиты законных прав предпринимателей от посягательств со стороны чиновников, олигархов, рэкетиров и других криминальных элементов.

Влияние на уровень предпринимательского риска законодательства и государственных органов противоречиво. С одной стороны, они упорядочивают деятельность предпринимательских фирм, так как в рыночной экономике взаимодействие между покупателями и продавцами подпадает под воздействие многочисленных правовых ограничений. Каждая предпринимательская структура имеет определенный правовой статус, который устанавливает порядок ведения дела, структуру и объем выплачиваемых налогов.

С другой стороны, законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, характеризуется подвижностью, а иногда и неопределенностью, что проявляется в форме неожиданного определяемого политическими соображениями изменения условий хозяйствования, создающих неблагоприятную для предпринимателя среду, что увеличивает уровень предпринимательского риска. Особенно велико влияние этого фактора в настоящее время в России. Практически к каждому вновь выходящему закону или постановлению, как правило, добавляется целый ряд уточнений, изменений, что многократно увеличивает уровень риска предпринимателя.

Усиливают уровень предпринимательского риска коррупция со стороны государственных чиновников и рэкет.

На результаты предпринимательской деятельности оказывает влияние экономическая ситуация в стране. Конъюнктура рыночной экономики имеет тенденцию изменяться циклически. Кризисы перепроизводства всегда приводят к увеличению степени предпринимательского риска.

Значительное влияние на развитие предпринимательства оказывает уровень инфляции в стране. Инфляционные процессы подрывают стимулы интенсивного экономического роста, поскольку внедрение новой техники обходится все дороже, и напротив, становится выгодным сохранять устаревшее, но относительно дешевое оборудование, старую трудоемкую технологию.

Инфляция обесценивает ресурсы амортизационных фондов предприятий, в результате чего на замену изношенного оборудования не хватает средств.

Предприниматель должен учитывать не только экономические изменения, происходящие в стране деятельности, но и экономическое положение отрасли деятельности.

Остановимся подробнее на процессе формирования валютных и налоговых рисков вследствие действия экономических факторов макросреды.

^ Валютный риск означает возможность несения финансовых потерь в результате долгосрочных и краткосрочных колебаний валютных курсов. В свою очередь последние зависят от спроса и предложения на валюту на национальных и мировых валютных рынках.

Валютный риск реализуется в ситуации потери покупательной способности валюты в период между датой заключения сделки и моментом оплаты.

Изменение валютных курсов влияет также на конкурентоспособность товаров. Удешевление национальной валюты приводит к тому, что товары, произведенные в данной стране, на зарубежных рынках станут дешевле, а иностранные товары на национальном рынке — дороже. Следовательно, удешевление национальной валюты способствует увеличению объемов экспорта и снижению объемов импорта, а подорожание национальной валюты, наоборот, способствует увеличению объемов импорта и сокращению объемов экспорта.

Предприятия могут нести финансовые потери вследствие изменения налоговой политики государства, а также изменения величины налоговых ставок.

В экономически развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей исходя из того, что увеличение ставки выше предельного значения не только подрывает заинтересованность предпринимателей в наращивании объемов производства, но и приводит к увеличению случаев прямого и косвенного уклонения от уплаты налогов, а также к переносу предпринимательской деятельности в страны с более либеральным налоговым законодательством.

Во всех развитых странах законодательство устанавливает предельные ставки налогов на доходы предпринимателей. Так, в США они составляют 34 %, в Англии — 35, в Японии и во Франции — 42, в Швеции — 52, в ФРГ—53. Общая сумма налогов в России по различным оценкам составляла 70—90 % доходов предприятия, в результате чего в отечественной экономике происходило падение производства, наблюдалось масштабное развитие теневого сектора. Данная ситуация приводила к переливу капитала из производственной сферы в сферу торговли и посредничества. Небывалого уровня достигло укрывательство от уплаты налогов: в настоящее время от уплаты скрывается 30—40 % всех налогов.

Наряду с существующим налоговым прессом бичом предпринимательства являлись бесконечные изменения существующего законодательства, причем начинающие действовать задним числом.

Интернационализация экономической деятельности предпринимательских структур формирует страновый риск, который включает в себя совокупность факторов макросреды предпринимательской деятельности в условиях конкретной национальной экономики. Анализ странового риска регулярно проводится журналом «Euromoney» в соответствии с методикой германской фирмы БЕРИ. На основе экспертных оценок политической и экономической ситуации в стране устанавливается рейтинг стран мира по степени риска инвестирования и надежности деловых связей.

Многие факторы макросреды формируют риск форс-мажорных обстоятельств, которые рассматриваются как следствие проявления непреодолимой силы. Форс-мажорные обстоятельства не могут ни предотвращены, ни устранены какими-либо мероприятиями. К таким обстоятельствам относятся стихийные бедствия, войны, революции, путчи, забастовки и т. п. Поскольку наступление форс-мажорных обстоятельств не зависит от воли предпринимателя, случае их наступления он освобождается от ответственности по контрактам в соответствии со ст. 79 Конвенции ООН о договорах купли-продажи. Возмещение потерь, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, осуществляется, как правило, посредством страхования сделок в специализированных страховых компаниях.

Похожие:

Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconТемы для обзора литературы по курсу «Теория и практика предпринимательства»
Сущность предпринимательской среды. Внутренняя и внешняя предпринимательская среда
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconЛекция № Внутренняя и внешняя среда организации Содержание понятия «среда организации»
Понятие управленческой этики. Критериальные подходы к принятию этических решений
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconВнешняя среда предприятия характеризуется следующими факторами

Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconВнешняя предпринимательская среда – микроуровень Второй уровень институционального анализа
Второй уровень институционального анализа охватывает микросреду предприятия. Микросреда предприятия совокупность субъектов экономики,...
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconКонспект лекций содержание тема Предмет и задачи курса
Внутренняя и внешняя среда организации (фирмы) и их взаимосвязь. Мировой рынок и его развитие
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда icon5 Исследование и анализ рыночной ситуации
Внешняя маркетинговая среда предприятия (микросреда – факторы прямого воздействия, макросреда факторы косвенного воздействия)
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconВопрос понятие и основные элементы организации. Внешняя и внутренняя...
Организация (от позднелат organize – сообщаю стройный вид, устраиваю) – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется...
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconПредприятие: понятие, основные признаки, функции. Внутренняя и внешняя...
Ятельный хозяйствующий (ведущий ту или иную деятельность с целью реализации ее результатов на рынке) субъект, созданный в порядке,...
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда icon2. Внешняя политика как государственный феномен: типы, модели, разновидности
Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической...
Внешняя предпринимательская среда Макроуровень. Внешняя среда iconПроисхождение, строение, состав и свойства Земли и Солнечной системы....
Земля как небесное тело не является предметом изучения гео­логии. Однако, чтобы понять курс геологии, необходимо иметь общее представление...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница