Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства


НазваниеВосточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства
страница1/7
Дата публикации13.03.2013
Размер0.9 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства.

Славяне — крупнейшая в Европе группа родственных наро­дов, объединенных Близостью языков и общностью проис­хождения. Их численность — почти 300 млн человек. Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древней индоевропейской семье народов, которые в IV— III тысячелетии до н. э. расселились на громадной террито­рии Европейского материка — от Европы до Индии. Бли­жайшими родственниками славян по языку были балты — предки литовцев, латышей и пруссов. Соседями на юге и за­паде — германцы, которых славяне называли общим именем «немцы». Восточными соседями — западно-иранские племе­на — скифы и сарматы. К этой же семье относились индий­цы, иранцы, древние хетты, армяне, греки и римляне, кельты и др. народы. Древние славяне населяли Центральную и Восточную Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. Во второй половине I тысячелетия они заняли территорию от Эльбы и Одера на западе, Верхнем Приднепровье и до Среднего Поднепровья на востоке. Пока славяне жили вместе между Вислой и Днепром, они говорили на одном, понятном для всех языке — праславянском. Однако по мере расселения древние славяне всё более отдалялись друг от друга по языку и культуре. Позднее славянский массив разделился на три ветви, на основе которых сложились современные нации:

западные славяне – поляки, чехи, словаки;

южные славяне – болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы;

восточные славяне – это русские, украинцы, белорусы.

В середине I тысячелетия племена восточных славян занима­ли огромную территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до северного Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII—IX вв. у восточных славян сложилось около 15 наибо­лее крупных союзов племен. Картина их расселения выглядела следующим обра­зом:

> поляне - по среднему течению Днепра;

> древляне — на северо-западе, в бассейне реки Припять и в Среднем Поднепровье;

> славяне (славяне ильменские) — по берегам реки Волхов и озера Ильмень;

> дреговичи — между реками Припять и Березина;

> вятичи — в верховьях Оки, по берегам Клязьмы и Москвы-реки;

> кривичи — в верховьях Западной Двины, Днепра и Волги;

> полочане — по Западной Двине и ее притоку реке Полота;

> северяне — в бассейнах Десны, Сейма, Сулы и Северного Донца;

> радимичи — на Соже и Десне;

> волыняне, бужане и дулебы — на Волыни, по берегам Буга;

> уличи, тиверцы — на самом юге, в междуречьях Буга и Дне­стра, Днестра и Прута;

> белые хорваты — в предгорьях Карпат.

Рядом с восточными славянами жили угро-финские племе­на: весь, карела, чудь, мурома, мордва, мерь, черемисы. Их отношения со славянами строились в основном мирно. Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло земледелие. Славяне, жившие в лесостепной и степной зо­нах, занимались пашенным земледелием с двупольным и трех­польным севооборотом.

Основными орудиями труда были соха с железным наконечником, серп, мотыга, но применялся уже и плуг с лемехом. У славян лесной зоны было подсеч­ное земледелие, при котором леса вырубались и сжигались, зола, смешанная с верхним слоем почвы, служила хорошим удобрением. В течение 4—5 лет снимался хороший урожай, потом этот участок забрасывался. Выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овес, горох, гречиху. Важными сельскохозяй­ственными техническими культурами были лен и конопля. Хозяйственная деятельность славян не ограничивалась зем­леделием: они занимались и скотоводством, разводили круп­ный рогатый скот и свиней, а также лошадей, овец и домаш­нюю птицу. Были развиты охота и рыболовство. Ценными мехами платили дань, они являлись эквивалентом денег. За­нимались славяне и бортничеством — сбором меда диких пчел. Из меда приготовляли хмельные напитки. Важной отраслью хозяйства было производство железа. Его добывали из железной руды, залежи которой часто обнару­живали в болотах. Из железа изготовляли железные нако­нечники для сохи и плуга, топоры, мотыги, серпы, косы. Гончарство также было традиционной отраслью хозяйства древних славян. Главной формой посуды у славян на протя­жении всего Средневековья были горшки. Их использовали для приготовления пищи, хранения продуктов и в качестве ритуальной утвари: в дохристианские времена умерших сжи­гали, а прах помещали в горшок. На месте сожжения насы­пались курганы. Низкий уровень развития сельскохозяйственной техники обусловливал и характер организации хозяйственной жиз­ни. Основной единицей хозяйственной жизни была родо­вая община, члены которой сообща владели орудиями тру­да, сообща обрабатывали землю и совместно потребляли полученный продукт. Однако по мере совершенствования способов обработки железа, изготовления сельскохозяй­ственных орудий происходит постепенное вытеснение подсечно-огневого земледелия пашенной системой. Следстви­ем этого явилось то, что основной хозяйственной единицей стала семья. На смену родовой общине пришла соседская сельская община, в которой семьи селились не по принципу родства, а по принципу соседства. В соседской общине со­хранялась общинная собственность на лесные и сенокосные угодья, пастбища, водоемы. Но пашня делилась на наделы, которые каждая семья обрабатывала своими орудиями труда и сама распоряжалась полученным урожаем. Дальнейшее совершенствование орудий труда и технологии выращива­ния различных культур обусловило возможность получения прибавочного продукта и его накопления. Это привело к иму­щественному расслоению внутри сельскохозяйственной об­щины, зарождению частной собственности на орудия труда и земельные угодья. Главными божествами славян являлись: Сварог (бог неба) и его сын Сварожич (бог огня). Род (бог плодородия), Стрибог (бог ветра), Даждьбог (божество солнца), Велес (бог скота), Перун (бог грозы). В честь этих богов ставились идолы, которым приносились жертвы. По мере усложнения соци­альной организации восточнославянского общества происходили изменения в языческом пантеоне: главным бо­жеством военно-служилой знати стал Перун, превра­тившийся в бога войны. Вместо деревянных идолов появились каменные изваяния божеств, сооружались язы­ческие святилища. Разложение родовых отношений со­провождалось усложнением культовых обрядов. Так, по­хороны князей и знати превращались в торжественный ритуал, во время которого над умершими насыпали огромные холмы — курганы, сжигали вместе с покойни­ком одну из его жен или рабыню, справляли тризну, т. е. поминки, сопровождавшиеся военными состязаниями.
Вопрос №2. Образование и становление единого Древнерусского государства. Норманская теория. Норманисты и антинорманисты.

Становление государства у восточных славян прохо­дило в непростых внешних условиях. В середине IX в. сложившаяся на севере Восточной Европы своего рода федерация союзов племен, в которую наряду со славяна­ми (словенами и кривичами) входили неславянские эт­носы (чудь, меря), платила дань скандинавам (на Руси их называли варягами, в Западной Европе — норманнами, «северными людьми»); поляне, северяне, радимичи и вя­тичи являлись данниками хазар (тюркское племя, в сере­дине VII в. создавшее собственное государство — кага­нат. Центр Хазарского каганата первоначально находил­ся на территории современного Дагестана, затем пере­местился в низовья Волги, где была построена столица — Итиль. Правящая верхушка Хазарии исповедовала иуда­изм). Стремление варягов и хазар подчинить восточно­славянские союзы племен во многом объяснялось жела­нием контролировать важнейшие международные торго­вые трассы — складывавшийся в IX в. путь из «варяг в греки» и волжский. Согласно летописи, в 862 г. члены северной федера­ции союзов племен изгнали варягов и прекратили выпла­ту им дани. Однако затем внутри федерации возникла острая, вплоть до вооруженной, борьба за власть. В этих условиях «за море к варягам, к руси» было направлено посольство с целью пригласить в качестве князя одного из тамошних правителей и тем разрешить конфликтную ситуацию. Прийти на княжение согласились три брата Рюрик (862—879), Синеус и Трувор, первый из которых вокняжился в Новгороде, второй — на Белоозере, тре­тий — в Изборске, После смерти Рюрика новгородским князем стал родственник Рюрика Олег (879—912). В 882 г., спустившись по пути «из варяг в греки», Олег с помощью хитрости захватил Киев, убив княживших там Аскольда и Дира (по летописи — «мужей» Рюрика), и стал правите­лем объединенных под его властью северных и южных территорий. Хотя точные летописные даты для IX в. условны, 882 год принято считать годом создания Древ­нерусского государства со столицей в Киеве.

.

«Норманнская теория»

Сведения летописи о начале древнерусской государст­венности послужили основой появления так называемой норманнской теории. Ее основоположниками являлись приглашенные в XVIII в. из Германии для работы в Пе­тербургской Академии наук ученые Г. 3. Байер, Г. Ф. Мил­лер, А. Л. Шлёцер. Опираясь на летописные сведения, они утверждали, что восточные славяне оказались неспо­собны к самостоятельному созданию государства, оно было принесено извне варягами, русью. Резким против­ником данной теории выступал М. В. Ломоносов, отста­ивавший южные истоки древнерусской государственнос­ти и отрицавший роль скандинавов в его формировании. Полемика между «норманистами» и «антинорманистами» продолжалась десятилетиями. Противники норманнской теории отрицали скандинавское происхождение Древнерусского государства, стараясь найти другие корни про­исхождения правящей династии. При этом на­зывали и Финляндию (Татищев, Болуян), и Пруссию (Ломоносов), и Фрисландию (Голь-шан), и Литву (Костомаров), и Хазарию (Эверс), и Мордву (Щеглов), и Балтику (Савелии, Гедео­нов, Забелив). В настоящее время большинство ученых указывают ва длительный, объектив­ный процесс возникновения государства и субъ­ективный, второстепенный фактор. Сегодня вполне очевидна несостоятельность «норман­нской теории», основанной на тезисе о возможности «на­учить государству», между тем как государство (в том числе Древнерусское) возникает только на основе дли­тельного внутреннего развития и усложнения общества. Однако это утверждение не отрицает роли варягов, скан­динавов в сложении государства Русь. Ныне можно счи­тать установленным, что летописный рассказ о «призва­нии варягов» во главе с Рюриком достаточно точно отра­жает реально происходившие события. Бесспорно варяж­ское происхождение первых русских князей: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Аскольд — имена скандинавские; на территории Восточной Европы найдены десятки сканди-навских захоронений. Следует констатировать, что скан­динавы приняли деятельное участие в создании Древне­русского государства, дав его правящую династию. Но сами они сравнительно быстро растворились в среде местного славянского населения: например, уже сын Игоря и Ольги носил славянское имя Святослав, что касается слова «русь», то относительно его проис­хождения в науке нет единства мнений
Вопрос №3. Древнерусское государство и общество в XI – начале XII вв.

В период с конца Х до примерно второй трети XII в. Русь представляла собой государство, состоявшее из во­лостей, управлявшихся представителями династии Рю­риковичей. Во главе княжеской иерархии стоял киевский князь. Князья — правители волостей являлись его васса­лами. Волости сложились на основе территории союзов пле­менных княжеств, но их границы не оставались неизмен­ными. Они менялись в результате деятельности князей, междоусобных войн, разделов и дележей земель. Так, в 1054 г. по завещанию киевского князя Ярослава Муд­рого (1054—1078) произошел раздел Русской земли меж­ду его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволо­дом. Киев остался за старшим Изяславом, а города Чер­нигов и Переяславль стали центрами княжений младших братьев, при этом в волость Святослава вошли терри­тории вятичей и Муром, а Всеволод получил Ростовс­кую землю. В киевское княжение Всеволода Ярославича (1078—1093) на юго-западе Руси сформировались волос­ти с центрами в Перемышле и Теребовле.

Главной формой эксплуатации земледельческого на­селения в конце Х — середине XII в. оставалась государ­ственная дань — налог. В то же время к данному периоду относится начальный этап складывания на Руси индиви­дуальной крупной земельной собственности — вотчины. Княжеская вотчина (домен) начала оформляться еще во второй половине Х в. — в этот период уже известны княжеские села и охотничьи угодья. В середине XI в. су­ществование княжеской вотчины было законодательно закреплено в Русской Правде — юридическом кодексе раннесредневековой Руси. В XI в. появляется земельная собственность у дружинников и церкви. Но вотчинная форма собственности не играла еще существенной роли — ее удельный вес был незначителен, основная часть тер­ритории находилась в кооперативной (государственной) собственности военно-дружинной знати, реализуемой через систему даней-налогов.

Корпорацией, в которую был организован господст­вующий слой Древней Руси в этот период, продолжала оставаться дружина. Существовали дружины у киевского князя и его родственников-вассалов. В дружинной орга­низации была и внутренняя иерархия; верхушку дружин­ного слоя представляла старейшая дружина', ее члены именовались боярами. Низшим слоем была молодшая дру­жина. Ее представители назывались отроками', со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться пре­имущественно по отношению к военным слугам князей и бояр, рекрутировавшимся в основном из молодшей дру­жины, а для менее зависимого от князей слоя внутри этой последней начинает употребляться термин детские.

Привилегированное положение членов старейшей дружины нашло отражение в древнерусском праве. В на­чале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убий­ство простого свободного человека, в том числе младше­го дружинника.

Со складыванием к концу Х в. структуры единого го­сударства формируется централизованный и разветвлен­ный аппарат управления. В качестве должностных лиц государственной администрации выступают представите­ли дружинной знати. При князьях действует совет (ду­ма), представляющий собой совещание князя с верхуш­кой дружины. Князья назначают из дружинников посад­ников — наместников в городах; воевод — предводителей различных по численности и назначению военных отря­дов, тысяцких — высших должностных лиц в так назы­ваемой десятичной системе деления общества, восходя­щей к догосударственному периоду; сборщиков позе­мельных податей — данников, судебных чиновников — мечников, вирников, емцев, подъездных, сборщиков торго­вых пошлин -— мытников, мелких должностных лиц — биричей, метельников. Из состава дружины выделяются и управители княжеского вотчинного хозяйства — тиуны (с XII в. они включаются и в систему государственного управления).

Лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане именуются в источни­ках люди. Для лично зависимого населения вотчин, а так­же для несвободных слуг использовались термины челядь (челядин) и холопы. Их неполноправное положение было закреплено законодательно: так, за убийство холопа уп­лачивался всего лишь штраф в 5 гривен, шедший госпо­дину убитого в качестве возмещения ущерба. Особую категорию населения составляли смерды. Вопрос о ее сущности — предмет давнего спора в историографии;

наиболее вероятно, что смерды — группа полувоенного-полукрестьянского населения, зависимого от князя. Во второй половине XI в. появляется категория закупов — людей, вступающих в зависимость от землевладельца за долги и вынужденных работать на господина до выплаты суммы долга. Их правовое положение было промежуточ­ным между свободными людьми и холопами.
Вопрос №7. Завершающий этап объединения русских земель и формирование единого Российского государства.

^ Феодальная война 1433-1453 гг.

Распри, получившие название феодальной войны второй четверти XV в., начались после смерти Василия I. К концу XIV в. в Москов­ском княжестве образовалось несколько удель­ных владений, принадлежащих сыновьям Дмитрия Донского. Крупнейшими из них бы­ли Галицкие и Звенигородские, которые полу­чил младший сын Дмитрия - Юрий. Он же должен был наследовать после брата Василия I великокняжеский престол, но завещание было написано, когда у Василия I еще не было де­тей. Василий I передавал престол своему сы­ну - Василию II, десятилетнему мальчику. После смерти Великого князя Юрий, как старший в роду, начал борьбу за великокняже­ский престол с племянником Василием II. Эту борьбу после смерти Юрия продолжили и его сыновья - Василий Косой и Дмитрий Шемя-ка. В начале противостояние князей можно было объяснить столкновением старинного права наследования «от брата к брату» и более нового - «от отца к сьшу>, но вскоре это столк­новение стало борьбой сторонников и против­ников государственной централизации. Бескомпромиссная и жесточайшая борьба, в которой в ход шли любые средства: и загово­ры, и обман, и изуверства (Василий П был ос­леплен врагами, за что и получил прозвище Темный) - завершилась победой Московского князя, которого поддержали московское бояр­ство и церковь.

^ Итоги феодальной войны:

• разорение и ослабление обороноспособнос­ти русских земель и, как следствие, ордын ские набеги на Москву;

• установление вертикального принципа пре­столонаследия - «от отца к сыну»;

•усиление единоличной великокняжеской власти.

Некоторые историки также считают, что победа Василия II обусловила последующее усиление деспотичного и репрессивного харак­тера верховной власти в России.

^ Иван III и Василий III

Политику, направленную на подчинение русских земель Москве, продолжил сын Васи­лия II Иван Ш (1462-1505 гг.).Усиление сепа­ратистских настроений новгородского боярства привело к новому общерусскому походу на Нов­город и разгрому новгородского войска на реке Шелони (1471 г.). Окончательное присоедине­ние Новгорода к Москве произошло в 1478 г. Должность новгородского посадника была уп­разднена, а вечевой колокол вывезен в Москву. В 1485 г. вторжение московских войск в Тверскую землю привело к бегству князя в Литву, а престол был передан сыну Ивана III -Ивану Молодому.

Одновременно власть Москвы распростра­нялась на Восток:

^ 1489 г. - в Вяземскую землю;

1472 г. - на землю коми, «Великую Пермь»

1483 г. - в земли хантов и манси.

Усиление роли центральной власти в государственном устройстве и судопроизводстве страны отразил принятый при Иване III в 1497 г. новый свод законов - «Судебник».

Василий III (1505-1533 гг.) продолжил расширять границы государства, присоединив:

в 1510 г. земли Псковские;

в 1521 г. – Рязанское княжество.

В результате деятельности Ивана III и Василия III сложилась территория государства.


Вопрос №4. Политическая раздробленность Руси. Причины, особенности и последствия. Развитие русских земель и княжеств в условиях раздробленности.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconСписок вопросов для экзамена по истории России слушателей
...
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconСписок вопросов по отечественной истории
Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconВопросы к экзамену по истории россии Славяне в древности. Первые...
Общественный строй и хозяйственная жизнь восточных славян в VI – IX вв. Верования славян
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства icon2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические...
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства icon2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические...
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconЭкзаменационные вопросы по отечественной истории для студентов 1...
Происхождение и расселение восточных славян, их занятия, верования и общественный строй
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconБилет №1
Восточные славяне. Экономическое развитие. Общественный строй. Обычаи, нравы и верования
Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства iconВосточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация

Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования государства icon1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница