Скачать 2.76 Mb.
|
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» «Утверждаю» Проректор по учебной работе В.С. Белозеров ________________ (подпись) «__»____________2011 г. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения Учебно-методическое пособие 032700 – «Филология» Филолог Квалификация выпускника – бакалавр Объем занятий 72 часа Изучается в _2 семестре Разработана: «__»_________2011 г. Согласована: Декан ФФЖ А.А. Серебряков /____________/ «____»___________2011 г. Зав. кафедрой В.М. Головко /__________/ «____»___________2011 г. Рекомендовано УМК ФФЖ «___»___________2011 г. Протокол №_____ Председатель УМК___________ Ставрополь, 2011 ^ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ^ Я.В. ПОГРЕБНАЯ История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ 032700 – «Филология» Филолог Квалификация выпускника – бакалавр Ставрополь 2011 Печатается по решению Редакционно-издательского совета Ставропольского государственного университета История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения: Учебно-методическое пособие / Авт. Я.В. Погребная. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2011. – 155 с. Пособие включает содержание практических занятий, материалы для подготовки, библиографию, методические рекомендации, вопросы и задания для письменных работ. Предназначено для бакалавров по специальности 032700 «Филология» всех форм обучения и соответствует Государственным образовательным стандартам III поколения. Автор докт. филол. наук, проф. Я.В. Погребная Рецензент Докт. филол. наук, проф. В.М. Головко Издательство Ставропольского государственного университета, 2011 ^ Цели освоения дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» следующие: - обеспечить комплексное освоение бакалавром содержания учебной дисциплины, в первую очередь, предусмотренных программой художественных произведений, входящих в изучаемый историко-литературный период; - способствовать приобретению и активному применению бакалаврами-филологами знаний по теории литературы; - сформировать умение свободно владеть фактами истории зарубежной литературы; - развить навыки анализа и интерпретации прочитанных художественных произведений, а также навыки осуществления научных исследований в области зарубежной филологии с применением полученных теоретических и практических знаний. ^ Историко-литературная дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» направлена на формирование у студентов как универсальных, общекультурных, так и профессиональных и научно-исследовательских компетенций. Изучение данной историко-литературной дисциплины имеет своим результатом формирование следующих компетенций: а) общекультурных (ОК): - владеть культурой мышления; способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1); - стремиться к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства (ОК-6); - осознавать социальную значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8); - владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); б) профессиональных (ПК): - способности демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения, способности применять полученные знания в области теории и истории литературы изучаемого периода (ПК-1); -владеть базовыми навыками сбора и анализа литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2); - приобрести способность применять полученные знания в области теории и истории литературы, филологического анализа, интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5); - приобрести способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулированием аргументированных заключений и выводов (ПК-6); - владеть базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (реферата, доклада, контрольной работы, презентации (ПК-7); - владеть навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами устного, письменного и виртуального (размещения в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8). Дисциплина изучается во 2 семестре, на ее изучение отводится 45 аудиторных часов. ^ Данное учебно-методическое пособие состоит из пояснительной записки, планов практических занятий, содержащих, в свою очередь, вопросы для обсуждения, материалы для подготовки, методические рекомендации, список рекомендуемой литературы и интернет-ресурсов, задания для контроля владения компетенциями и инновационные творческие задания. Практические занятия выступают важным и неотъемлемым видом работы студента при освоении дисциплины «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения». Темы практических занятий не дублируют лекционные, их выбор продиктован необходимостью дополнения и развития основных проблем, поднятых на лекционных занятиях. В центре внимания на практических занятиях находится конкретное художественное произведение, а целью выступает его целостный литературоведческий анализ. Практические занятия выступают необходимым компонентом познавательной деятельности студента в процессе освоения данной историко-литературной учебной дисциплины. Принцип организации учебной деятельности студентов на практических занятиях состоит в определенном выборе объекта и предмета исследования, отчетливой постановке учебных целей и задач, последовательной реализации определенной формы занятия, а также в выборе основного метода исследования и актуализации определенных видов познавательной деятельности. Объектом анализа на всех практических занятиях выступает определенное художественное произведение, репрезентирующего часть жанровой или историко-литературной парадигмы. Например, ««Песнь о Роланде» как героический эпос Зрелого Средневековья» или же « «Гамлет» У. Шекспира как трагедия Нового времени». Сам предмет анализа конкретизируется темой практического занятия и эволюционирует по мере развития аналитического диалога на практическом занятии от одного вопроса к другому. Структура практического занятия определяется спецификой объекта и предмета анализа и включает обоснование цели занятия, мотивацию конкретной формы занятия (семинар, круглый стол, научно-практическая конференция, ролевая игра) примерный план анализа художественного произведения, то есть примерный перечень вопросов для обсуждения, материалы для подготовки, предлагающие некоторую версию прочтения произведения, а также систематизирующие исторические сведения и факты, методические рекомендации для правильной организации подготовки к занятию и его проведению, задания для контроля владения компетенциями, список учебной и научной литературы, инновационные творческие задания. Целью практических занятий выступает не только и не столько проверка знаний студентов, сколько расширение их литературоведческого кругозора, обучение конкретным методам и приемам анализа художественного текста, направленным на осознание целостности художественного произведения, осмысления фундаментальных проблем специфики жанра и метода, места и роли того или иного литературного произведения в национальном и мировом литературном процессе. Студентам необходимо научиться сопоставлять типологически родственные художественные явления, сочетать историко-литературный метод анализа текста с историко-генетическим, стремиться обогащать и углублять знания в области теории литературы, ориентируясь на взаимодополнение традиционных и новейших методов исследования и анализа художественного произведения. Основной формой практических занятий выступает семинар. Содержанием семинара выступает обсуждение предложенных вопросов, дискуссия по предложенным заранее вопросам, возможны отдельные монологические вкрапления в виде заранее подготовленных сообщений или рефератов. Основное и, пожалуй, главное и принципиальное требование к студентам: при подготовке к практическим занятиям в первую очередь необходимо самостоятельно прочитать и постараться осмыслить содержание художественного произведения, а лишь потом спроецировать свое понимание содержания произведения на историко-литературный и литературоведческий контекст. Чтение художественных произведений выступает основным видом самостоятельной работы студентов по историко-литературным дисциплинам, результаты чтения находят отражение как в читательском дневнике, который студент ведет самостоятельно и представляет во время индивидуальных собеседований, так во время анализа произведения на практических и семинарских занятиях. ^ , носят как репродуктивный характер, так и обобщенно аналитический. Первый блок вопросов задается дробно, в форме блиц-опроса. Эквивалентом блиц-опроса может быть краткое тестирование в специально оборудованной аудитории. Сами вопросы строятся таким образом, чтобы дать на них можно было абсолютно конкретный и точный ответ, который носил бы исчерпывающий характер, не предполагал полемики или вариантов ответа и был лаконичен. Эти вопросы задаются всей группе и помогают установить степень фактической подготовки к занятиям, а именно: степень освоенности содержания художественного произведения и способности в нем ориентироваться, степень владения фактическим и конкретным историко-литературным материалом. ^ направлены на формирование продуктивного знания и ориентированы на получение монологических ответов и связаны с актуализацией интерактивных методов обучения. Эти вопросы направлены как на выявление художественных особенностей произведения, так и на сравнение различных исследовательских концепцией, например, концепции книжного или же фольклорного генезиса лирики провансальских трубадуров. В систему анализа произведения могут помимо групповой познавательной деятельности могут включаться монологические вкрапления: студент выступает с заранее подготовленным сообщением или рефератом по предложенной теме или проблеме и отвечает на вопросы преподавателя и группы. Дополнительным элементом в структуре семинарского занятия может выступать презентация того или художественного направления или явления (например, «Средневековое рыцарство» или «Испания времен Дон Кихота») с использованием компьютерной и проекционной техники в программе «Power Point», творческих работ (эссе, переводов, очерков, сочинений). Согласно требованиям ФГОС III поколения, 20% практических занятий должны носить инновационный, интерактивный характер. Такие практические занятия проводятся в форме занятия-дикуссии («Рыцарская лирика. Поэзия провансальских трубадуров»), круглого стола («Поэзия вагантов и ее место в литературном процессе Средневековья»), турнира ораторов (««Декамерон» Дж. Боккаччо. Проблемы художественного единства), интеллектуальной дуэли («Возрождение в Испании. Особенности построения сюжета в романе М. Сервантеса «Дон Кихот»). Необходимо добиваться ссылок на конкретные монографические и энциклопедические источники при озвучивании и анализе того или иного положения. Работа с художественным произведением должна сочетать элементы пересказа с прямым цитированием. Принимая во внимание переводной характер анализируемых текстов, возможно, привести цитаты из разных переводов, предлагающих различную лингвистическую транскрипцию одного и того же эпизода текста, например, надписи на вратах Ада в «Божественной комедии» Данте в переводах М. Лозинского и А. Илюшина. В случае значимости концепции того или иного перевода или же полемичности в историко-литературном процессе, например, маршаковских переводов сонетов Шекспира, целесообразно предложить подготовить сообщение, посвященное специально этой проблеме. Ведущим методом анализа художественного произведения на практических занятиях выступает фундаментальный, академический историко-литературный метод. Однако при необходимости, определяемый спецификой самого объекта и предмета анализа, может актуализироваться сравнительно-исторический, например, для определения типологических признаков героических эпосов Зрелого средневековья при анализе «Песни о Роланде», или историко-генетического при определении происхождения сюжета о безумном Гамлете, или же историко-функционального, например, при анализе театральный или кинематографических интерпретаций шекспировского «Гамлета». Целью семинарского занятия, независимо от формы его организации, является последовательное формирование соответствующих компетенций (общекультурных и профессиональных), Поэтому завершается практическое занятие блоком ответов на обобщающие контрольные вопросы и выполнением итоговых заданий, направленных на осуществление контроля за процессом формирования компетенций. Ответы на вопросы такого характера и выполнение подобных заданий требует активизации познавательной деятельности, концептуальных обобщений и выводов. Вместе с тем, выполняя эти задания, студент способствует переходу знания репродуктивного в новое продуктивное качество. Все практические занятия заканчиваются инновационным творческим заданием. Едва ли целесообразно выполнять это задание заранее, поскольку оно должно обобщать результаты работы над анализом художественного произведения в группе. Это задание выполняется самостоятельно, индивидуально или в конце текущего практического занятия, или же к следующему занятию и сдается до его начала. Выполнение такого задания отвечает концепции персонифицированного обучения и способствует формированию профессиональных исследовательских компетенций. Таким образом, в течение практического занятия актуализируются как групповые, так и индивидуальные формы познавательной деятельности, как репродуктивная, так и продуктивная области знания. Такая организация практического занятия способствует формированию как универсальных, так и профессиональных компетенций, а также создает потенциал для развития компетенций научно-исследовательских, и, таким образом, в полной мере отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Дисциплина «История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения» входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин по направлению подготовки 032700 – «Филология» с квалификацией выпускника «Бакалавр». Тематический план Всего по плану на освоение дисциплины отводится 72 часа, из них аудиторных – 34, лекционных -12, практических – 22, общая трудоемкость дисциплины – 1 зачетная единица.
^ ЗАНЯТИЕ 1. |
![]() | Учебное пособие Учебно-методическое пособие На умк по дисциплине базового образовательного модуля бакалаврита по направлению 032700 «Филология» «История зарубежной литературы... | ![]() | Учебно-методическое пособие для студентов Г 61 Головко В. М. Этико-философские доминанты эстетического мира И. С. Тургенева. Учебно-методическое пособие для студентов направления... |
![]() | Учебно-методическое пособие Свободное Дыхание: Учебно-методическое пособие / С. В. Васильев; Ивановская государственная медицинская академия Иваново, 1996. с.... | ![]() | Учебное пособие 032700 «Филология» История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. Конспекты лекций: Учебное пособие / Авт сост. Я. В. Погребная. –... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения Настоящее учебно-методическое пособие разработано на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ![]() | Образовательная программа «Государственная молодежная политика» Учебно-методическое... Учебно-методическое пособие предназначено для использования в целях повышения квалификации работников сферы государственной молодежной... |
![]() | Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 «Журналистика» Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во сгу, 2011. – с | ![]() | Учебно-методическое пособие очерчивает основной круг вопросов, исследуемых... Волкова В. В. Имиджелогия. Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: СевКавгту, 2005. – 168 с |
![]() | Методические рекомендации по выполнению практических навыков по хирургии... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов V курса лечебного факультета и субординаторов-хирургов | ![]() | Кафедра государственного, муниципального управления и социологии... Политология: учебно-методическое пособие для вузов / А. Г. Воржецов, Е. В. Храмова [и др.] / под ред. А. Г. Воржецова, Е. В. Храмовой... |