Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим


Скачать 89.64 Kb.
НазваниеФорма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим
Дата публикации06.06.2013
Размер89.64 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Форма правления
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между собой и с гражданами.
http://webarhimed.ru/assets/images/mi/%d0%9b%d0%b5%d0%ba%209%20-%202.jpg
Монархия  как форма правления иначе может быть названа как персональное единовластие. Ее отличают следующие признаки:

1) существование единоличного главы государства;

2) обладание монархом всей полнотой власти, которая является верховной, нераздельной и суверенной (независимой);

3) наследственный порядок передачи власти;

4) бессрочное правление монарха;

5) юридическая безответственность монарха.

^ Различают неограниченную (абсолютную) и ограниченную монархию.

Для абсолютной монархии характерно отсутствие представительных учреждений народа, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, контролирует сбор налогов и расходует их по своему усмотрению. Карательная функция также находится в его руках. Разновидностью абсолютной монархии является теократическая монархия (например, Саудовская Аравия, Катар, Оман), для которой характерно сосредоточение в руках монарха и государственной и религиозной власти.

Ограниченная монархия подразделяется на дуалистическую и парламентарную (конституционную). В дуалистической монархии существуют два политических учреждения: монарший двор (институт монархии), формирующий правительство, и парламент, который никакого влияния на правительство не оказывает (России до революции 1917 г.). Монарх имеет сильное влияние на парламент: может наложить вето на принимаемые им законы, издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона, а то и распускать парламент.

Парламентарной монархии (ее иногда называют конституционной) свойственно ограничение власти монарха как в законодательной, так и в исполнительной сфере. Несмотря на то, что формально главу правительства и министров назначает монарх, правительство несет ответственность не перед ним, а перед парламентом. Монарх здесь фигура скорее символическая, являющаяся своего рода данью традиции, нежели властная. Он царствует, но не правит (Япония, Швеция, Великобритания).
Существует несколько систем наследования престола:

1) кастильская, принятая в странах Скандинавии, не делает различия между мужчиной и женщиной. Решающее значение при наследовании престола имеет не пол наследника, а старшинство. Следовательно, наличие в семье монарха старшей дочери не дает возможности стать королем младшему сыну;

2) салическая, допускающая к престолу женщин только в том случае, если у короля нет сыновей. Другими словами, младший брат исключает возможность для старшей сестры занять престол;

3) австрийская – самая жесткая система, принятая в России после правления Екатерины II, допускающая женщин к престолу только в том случае, если в царском роду вообще не останется мужчин.
Республика как форма правления возникла позднее монархии и стала доминирующей в современном мире.

^ Республике присущи следующие признаки:

1) правление осуществляется коллективно, т. е. не одним лицом, а системой государственных органов;

2) республиканское правление основано на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

3) в формировании власти участвует народ; в процессе выборов власти могут применяться различные избирательные системы, одни менее, другие более демократичные;

4) представительные органы власти и высшие должностные лица избираются на определенный срок;

5) высшие должностные лица несут ответственность перед органом, их избравшим, или народом.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Поскольку президент и правительство избираются внепарламентским путем, то эти институты власти в определенных ситуациях могут политически противостоять парламенту. Президентская республика создает благоприятные предпосылки для сосредоточения в руках президента больших полномочий, что стабилизирует Государственную власть. Обычно это крайне необходимо на переходных этапах (Мексика), в государствах, где сильны монархические традиции (Румыния), в ситуациях, не отличающихся стабильностью (Украина), в период проведения реформ (Чили), в государствах, имеющих обширную территорию или многонациональный состав (США), при наличии чрезвычайных событий, таких, как война (Сирия).
Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет всю полноту ответственности за свою деятельность. Участие президента в формировании правительства минимально: оно формируется партией, получившей большинство в парламенте. Хотя президент формально наделяется большими полномочиями, на практике он не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти, как, например, в Германии. Парламентская республика – менее распространенная форма правления, чем республика президентская. Она существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Финляндия, Турция и др.). В мире не так много таких стран.



Форма внутригосударственного устройства
http://isfic.info/images/a4.jpg
В этом случае территория государства остается единой, разделяющейся лишь на административные единицы (районы, провинции), т. е. части территории, не обладающие государственностью, а существующие лишь для удобства управления. Такие государства называются унитарными.

Когда региональные органы государственной власти самостоятельны в решении некоторых государственных вопросов. В этом случае территория государства состоит из самостоятельных частей, обладающих государственностью и называющихся субъектами федерации, а само государство является федерацией.
Форма внутригосударственного устройства – это способ организации государственной власти по территории, проявляющийся в статусе частей государства, в соотношении власти центра и мест.
^ Унитарное государство имеет следующие основные признаки:

1) единая структура государственного аппарата на территории всей страны, распространяющего свою юрисдикцию в равной степени в отношении территориальных единиц;

2) в основном равный юридический статус административно-территориальных единиц по отношению к центральным органам;

3) единое гражданство;

4) единая система права, основу которой составляет единая для всего государства конституция;

5) единая судебная система;

6) одноканальная система налогов.
Федеративное государство – это добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в единое государство (США, ФРГ, Индия, Бразилия). Федеративная форма сложна и многолика.

1) территория федерации состоит из территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью. Степень суверенности отдельных субъектов федерации может быть разной;

2) в федерации существуют два уровня государственного аппарата: федеральный и республиканский (уровень штата, земли). Как правило, на высшем уровне федеративный характер государства проявляется в создании союзного (федеративного) парламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации;

3) наличие двойного гражданства, хотя чаще всего на практике особых юридических последствий не порождающего;

4) субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что, впрочем, не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

5) субъекты федерации могут иметь собственную судебную систему, и в таких случаях рассмотрение апелляций заканчивается в высшем суде субъекта федерации, а высшая судебная инстанция федерации не рассматривает апелляции на решения судов их субъектов;

6) в федерации используется двухканальная система налогов – устанавливаются федеральные налоги и налоги ее субъектов.
Различают федерации:

а) национальные, где субъекты образуются по национальному признаку, и территориальные,

б) симметричные, характеризуемые равным юридическим статусом ее субъектов, и асимметричные с разным статусом субъектов.




^ Форма межгосударственного устройства

Различают добровольные и насильственные межгосударственные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся конфедерации, содружества, сообщества, ассоциации.

Конфедерации обычно создаются путем подписания международных договоров представителями соответствующих государств для достижения экономических, политических или иных целей, что позволяет обеспечить более благоприятные условия для их развития. Государства, входящие в конфедерацию, не теряют своей государственности и в любой момент могут выйти из состава конфедерации. В конфедерации образуются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами, как в Швейцарской конфедерации или в ЕС. Как правило, конфедерация ведет к дальнейшему слиянию государств в единое государство. Отношения между ними чаще всего симметричные. Однако государства, объединившиеся в конфедерацию, сохраняют неограниченное право отделения в тот момент, когда они сочтут необходимым.

Что же касается внутренней организации конфедерации, то следует отметить следующие моменты:

а) финансовые средства образуются за счет добровольных взносов государств-членов;

б) в законодательный орган входят обладающие равными полномочиями представители всех объединенных государств;

в) исполнительные органы имеют коллегиальный характер;

г) нормы права становятся обязательными, если они опубликованы каждым государством-членом;

д) вооруженные силы принадлежат каждому из государств-членов, хотя могут формально находиться под общим командованием;

е) международная политика проводится совместно, хотя это не исключает самостоятельности в конкретных вопросах.
Содружество – это объединение государств, характеризующихся определенной однородностью, обусловленной экономической общностью, интеграцией хозяйственных связей (как, например, у стран СНГ), либо языковым единством (как у стран Британского Содружества Наций), либо общностью правовой системы, культуры, религии (как у стран, входящих в Лигу арабских стран). Связи между членами содружества менее тесные, нежели у участников конфедераций, а потому порядок вступления и выхода из содружества более простой,
Сообщество – объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус (экономический, политический) в мировом сообществе, например Организация стран – экспортеров нефти.
Ассоциация – это объединение государств по вопросам, относящимся к разряду глобальных мировых проблем (сохранение мира, охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и т. п.). В качестве примера можно привести Ассоциацию стран тихоокеанского региона – АСЕАН, созданную для поддержания мира и порядка в этой зоне.
К насильственным формам объединения государств относятся союзы и империй. Правда, такие объединения скорее из области прошлого, хотя и не столь отдаленного.

Союзы – объединения государств, основанные далеко не всегда на истинной добровольности. В союзы объединяются государства, как правило, вынужденно, поскольку в противном случае им придется испытать куда более неблагоприятные последствия и нести серьезные издержки. К примеру, это страны Балтийского союза – Литва, Латвия, Эстония, поставившие себе в качестве цели отдаление от России, некоторые среднеазиатские республики бывшего СССР, на протяжении многих веков испытывавшие на себе давление своих южных соседей.
Империи образуются путем либо физического завоевания (Османская империя, Римская империя), либо оказания экономического, политического и другого вида давления (например, СССР).

Как правило, империи имеют следующие характеристики:

а) обширная территория;

б) сильно централизованная власть;

в) стремящаяся к экспансии элита;

г) асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией;

д) разнородный этнический, культурный и национальный состав. Империя держится на применении или угрозе применения принуждения (военного, экономического, политического, идеологического), и как только этот фундамент исчезает, империя рушится. Имперские же элиты, жертвы миражей бессмертия и иллюзий мирового господства, мечтают о распространении своей власти на всю планету и ради этой цели способны развязывать опустошительные войны. Мировое сообщество, к счастью, теперь уже в состоянии их обуздать.

Похожие:

Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconВопросы к зачету по дисциплине «Основы права» (составила Речиц Е. В.)
Форма государства: форма правления, форма государственного устройства, политикс­правовой режим
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим icon Государственный (политический) режим: понятие и виды
В отличие от понятий формы правления и формы государственного устройства, которые относятся к организационной стороне формы государства,...
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим icon10. Понятие и виды форм госуд территориал устройства. Форма государства
Форма государства – это совокупность существ сторон (способов) организации, устройства и функционирования государственной власти,...
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconФормы правления и формы государственного устройства Форма правления
Форма правления – организация высших органов государственной власти и порядок их формирования
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconВведение в политическую теорию
Понятие и характеристики политического режима. Политический режим и форма правления. Типология политических режимов
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconПолитические учения Нового времени Монтескье, Руссо, Токвиль, Джефферсон
Он подчеркивал верховенство законодательной власти. Монтескье устанавливает соответствия между законами и принципами правления. Принцип...
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconPettaparma Lind ā rin Словарь телерина
Символ † обозначает архаическую или поэтическую форму, символ # означает, что слово засвидетельствовано только в производной или...
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconНазвание, флаг герб, гимн
Форма правления, форма территориального устройства, административное деление (карта), государственный строй, тип экономики
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconПолитический режим 
Политический режим - способ организации политической системы, который отражает отношения власти и общества, уровень политической...
Форма государства включает три взавимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим iconЯзык Выберите, объективную форму существования материи, которая характеризует...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница