Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса


Скачать 147.32 Kb.
НазваниеЛариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса
Дата публикации07.06.2013
Размер147.32 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
Лариса Соломоновная Шейфер

Понятие юридического процесса.

  1. Особенности и виды юридического процесса

Чтобы уяснить сущность административного процесса, нужно понять что такое юридический процесс. Процесс – продвижение. Такой перевод подчеркивает, что процесс – это понятие динамическое. Но такого представления недостаточно. Теории юридического процесса активно разрабатывали проф. Грышинев и его научная школа.

С точки их зрения юридический процесс – это комплексная система правовых форм деятельности уполномоченных органов государства, должностных лиц, а также заинтересованных в разрешении различных юридических дел иных субъектов права.

^ Форма деятельности – это совокупность требований к действиям участников процесса, направленным на достижение определенного результата. Определенность этих требований обеспечивается определенными санкциями, цель которых принудительно прекратить неправомерную юридическую деятельность.

Т.е. процесс – это упорядоченные формы деятельности, в том числе они предусмотрены и для органов. Чем более формализовано и закреплено требование – тем больше будет соблюдаться оно.

Правовая форма деятельности в той или иной степени присуща любой юридически значимой деятельности, и служит одной из гарантий точного и неуклонного применения, соблюдения и исполнения юридических норм (если + использование – то это формы реализации правовых норм).

Чаще всего юридический процесс рассматривают как правоприменительный. Правоприменение – наиболее активная форма реализации права, когда уполномоченный орган государства осуществляет свою компетенцию и принимает решения, обязательные для органов и лиц, которым они адресованы.

В современной правовой науке юридический процесс связывается не только с правоприменением, но и с правотворчеством. ^ Правотворческий процесс представляет собой порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных актов. Наличие этих общих признаков привело к широкому подходу к юридическому подходу.

Сторонники широкого подхода говорят, что юридический процесс следует понимать в широком смысле, так как это дает возможность тщательно понимать процесс по нормативорчеству, правосудию и правоприменению. Следуя этой точке зрения получается, что правотворчество (создание правовых норм), регламентация положительной деятельности активной администрации, правосудие (т.е. принятие огромного количества индивидуальных ненормативных актов: выдача лицензии, решение о выдаче земельного участка и прочие) – явления одноплоскотные (одинаковые, процессуальные).

Такая точка зрения на природу юридического процесса имеет право на существование, но следуя ей можно прийти к выводу, что везде, где усматривается упорядоченная процедура, усматривается юридический процесс. Везде, где правом установлена форма совершения действий, усматривается юридическая процессуальная форма. Эта концепция оказала большое влияние на теорию развития административного процесса, на определение его сущности. Но разделить ее в полной мере трудно, главным недостатком является безграничное расширение понятий процессуального права, процессуальной формы, процессуальной деятельности. Если следовать теории широкого понимания юридического процесса, то сюда подпадает порядок приема граждан, разрешение возникших споров в сфере управления, процесс защиты диссертаций и прочее. С.С.Алексеев говорил, что такой подход выхолащивает сам юридический процесс и не дает нам полноценного понимания данного явления.

Более точным, по мнению Шейфер, предлагает рассматривать процесс как процесс юрисдикционный (т.е. не ограничиваться правоприменительным процессом). Изучая проблемы административного производства, следует опираться на более классическое понимание.

^ Общие свойства юридического процесса:

  1. Процесс – это выражение государственно-властной деятельности, т.е. это способ осуществления властных полномочий

  2. Процесс – это динамическое понятие, означающее совокупность развивающихся в определенной последовательности процессуальных действий. Эти действия совершают государственные органы, а также иные участники процесса. Но в юридической литературе такая позиция – не единственная. Содержание процессуальной деятельности – исключительно деятельность государственных органов (это одна из позиций).

Сорокин: юридический процесс – совокупность представляющих собой действия властных органов, т.е. он подчеркивал публичный характер этой деятельности, но не совсем точно все же.

Если следовать это точке зрения, то деятельность иных лиц, лица, в отношении которого ведется процесс, потерпевшего – не имеет правового значения и ничего не определяет. Но это не так, это умаляет права иных участников процесса. В ходе процессуальной деятельности реализуется статус участников процессуальной деятельности. Отрицать, что деятельность иных лиц ведет к динамике процесса нельзя.

В процесс нужно включать деятельность как полномочных органов, так и иных участников.

  1. Процесс – это всегда деятельность по совершению операций с правовыми нормами. При помощи специальных юридических правил, процессуальных норм можно установить юридический состав, установить факт наличия или отсутствия правонарушения, т.е. можно сказать, что юридический процесс – это всегда разбирательство, рассмотрение определенного юридического дела. Обычно в качестве юридического дела рассматривают либо правонарушения либо спор о праве.

Обстоятельства, с которым связывают разрешение дела, предусмотрены законом и влекут определенные последствия. Например, в статье 2.1 КоАП определено, что следует понимать под административным правонарушение – правонарушение, предусмотренное КоАП или законом субъекта.

  1. Результатом процессуальной деятельности является юридически властное решение, которое обязательно оформляется в соответствующих процессуальных документах. К их числу относятся: приговоры и решения суда, постановления судьи, иные документы, которые выносят полномочные органы. Эти документы выполняют роль своеобразных юридических фактов, которые и определяют динамику процесса, движение дела с момента его поступления в производство юрисдикционных органов до окончательного рассмотрения.

  2. Юридическому процессу присуще наличие последовательно сменяющихся стадий. Стадии не просто следуют одна за другой, а в каждой из них при определенных условиях может быть проведена проверка правильности действий совершенных предыдущих стадий. Для стадий процесса обязательны компоненты:

    1. Относительно самостоятельная задача, на решение которой направлены действия, объединяемые в той или иной стадии

    2. Специфический состав действий

    3. Юридические документы, в которых отражаются и закрепляются итоги совершенных данных стадий

^ Виды правоприменительного юрисдикционного процесса по отраслевому признаку

Традиционно выделяют 2 процессуальные отрасли (ГПП и УПП). В 1949 году проф. Студинкин обосновал существование административно-процессуального права. Многие ученые соглашались, что рассмотрение дел об административных правоотношениях – это административное судопроизводство. Утверждалось, что так как сфера применения норм небольшая, кроме того, законодательство того времени предусматривало осуществление правосудия только путем разрешения уголовных и гражданских дел, то места для административного судопроизводства просто нет.

Сейчас изменилась законодательная база и К РФ установила, что административное судопроизводство – одно из средств осуществления государственной власти. Некоторые до сих пор считают, что административное судопроизводство – это исполнительная власть.

Еще одним видом юридического процесса является конституционное судопроизводство. Витрук рассматривал судебный конституционный процесс как самостоятельную подотрасль конституционного правосудия, направленную на обеспечение реализации компетенции конституционного суда. Ученые придерживаются точки зрения, что конституционное правосудие как отрасль права делится на 2 подотрасли:

  1. Судебное конституционное право

Это нормы, устанавливающие статус конституционного суда, статус его судей, способ формирования и прочее.

  1. Судебный конституционный процесс

Представляет собой систему норм права, регулирующие процедуру рассмотрения дел в конституционном суде.

Данное деление кажется достаточно искусственным.

В итоге, выделяют 4 вида процесса: уголовный, гражданский, конституционный и административный.

  1. ^ Понятие административного процесса как вида юридического процесса

Вопрос о сущности административного процесса является самым дискуссионным в юридической литературе. Дискуссия в том, что ни в теоритическом, ни в законодательном плане ее не разрешили.

Сложилось 2 подхода к решению данной проблемы:

  1. Административный процесс – порядок разрешения индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными органами государства. Это означает, что под понятие процесса подпадает совокупность всех действий, совершаемых государственными органами, должностными лицами для реализации возложенных на них задач и функций.

В таком понимании административный процесс трактуется в качестве самой государственно-управленческой деятельности. Сторонники этой концепции (Сорокин, Грошинев, Бахрах, Лунев(!)) административный процесс всегда имеют место там, где осуществляется деятельность исполнительных органов. Такой подход к определению административного процесса связан с тем, что административный процесс рассматривается как форма реализации исполнительной власти.

Административный процесс – это специфическая форма реализации исполнительной власти (точка зрения судьи ВАС)

В настоящее время изменилась законодательная база, что делает необходимым корректировку изложенной позиции. Действующее российское законодательство не содержит основы для того, чтобы можно было руководствоваться столь широким пониманием административного процесса. Речь может идти лишь о частичной регламентации тех или иных видов управленческой деятельности, т.е. о регламентации различного рода административных процедур и соответствующих административных правил. Салищев: такого рода регламентация не позволяет отождествлять эту деятельность с деятельностью процессуальной.

  1. Базируется на традиционно сложившихся взглядах на процессуальную деятельность, как деятельность чисто юрисдикционную. Впервые эта концепция прозвучала в работе Саличевой Н.Г. «Административная юстиция в СССР». Впервые административная юстиция и процесс были определены как рассмотрение государственными органами споров, возникающих при разрешении индивидуальных дел, а также применение мер принуждения.

Узкое представление об административном процессе аналогично содержанию уголовный и гражданский процесс. И в том и другом случае за основу берется осуществление правоохранительной функции, и процесс при этом отождествляется с осуществлением правосудия по административным делам.

Проф. Демин отмечает следующие особенности данного процесса:

    1. Публичный характер административного процесса

Проявляется не только в сущности процессуального права, но и в материальном.

    1. Особый состав спорящих сторон

Одной из них всегда является орган власти или должностное лицо.

    1. Для административного процесса характерно наличие спора, выраженного вовне (не просто недовольство)

    2. Трехсторонний характер правоотношения

Лицо, обращающееся в суд; орган власти или должностное лицо, чьи действия обжалуются; лицо, разрешающее спор.

    1. Возможно письменное и устное ведение дела

    2. Бремя доказывания в споре лежит на властной стороне (презумпция виновности)

Эти особенности административного процесса ярко характеризуют данный процесс.

^ Основные черты административного процесса:

  1. Как и любой юридический процесс, административный процесс представляет собой государственно-властную деятельности. Наиболее ярко это проявляется тогда, когда спор между участниками административных правоотношений разрешается в порядке судопроизводства.

  2. Административный процесс – динамический процесс, включающий деятельность как государственных органов, так и иных участников процесса.

  3. Административный процесс – метод разрешения спора между участниками административных правоотношений, причем бремя доказывания несет властвующая сторона.

  4. Административный процесс – процесс по совершению операций с правовыми нормами, причем предметом операции может быть норма материального и процессуального права.

  5. Административный процесс представляет деятельность, в результате которой оформляются соответствующие процессуальные документы.

^ Административный процесс – урегулированная нормами административно-процессуального права деятельность государственных органов и иных участников процесса, направленная на разрешение возникшего административно-правового спора и применение к виновной стороне мер административной или иной юридической ответственности.

  1. ^ Административная юрисдикция



  1. Административное судопроизводство как метод осуществления правосудия

Нет лекции

^ Административная юстиция – рассмотрение и разрешение в особой процессуальной форме споров, возникающих в сфере административного управления между гражданами и юридическими лицами с одной стороны и юрисдикционными органами с другой.

Это определение делает акцент на то, что административная юстиция есть только тогда, когда есть специально созданные для разрешения споров органы. Этот признак имеет значение для обрисовки перспективы.

Создание специальных органов – это лишь перспектива развития. В статье 26 закона «О судебной системе РФ» предусмотрено создание специализированных административных судов.

В юридической литературе не без основания высказана точка зрения, что еще одним признаком административной юстиции является отмена либо исправление незакономерного управленческого акта, которое может произойти в результате рассмотрения в суде заявления гражданина.

Может ли в результате судебного рассмотрения произойти корректировка управленческого решения? Важно не вторгаться в деятельность органов исполнительной власти во время принятия такого решения судом.

????????????????

^ Правосудие по административным делам – разрешение споров и разрешение дел, вытекающих из административных правоотношений.

Административная юрисдикция осуществляется и государственными органами (не только судебными);

^ Административная юстиция – решение споров в сфере государственного управления судебными органами

Между административной юстицией и административным судопроизводством можно поставить знак равенства.

Можно определить природу дел, решаемых в рамках данного правосудия.

Это административные дела, возникающие в сфере государственного управления, споры, возникающие из административных правоотношений; также дела по защите прав граждан в сфере государственного управления.

Тихомиров представил категории административных дел:

  1. Обжалование гражданами актов и действий должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, нарушающие права публичного характера

Речь идет об отказе провести регистрацию; о нарушениях в процессе выборов; о препятствии к занятию государственной должности и службы; сюда же можно отнести разрешение дел об административных правонарушениях судами

  1. Споры между гражданами, юридическими лицами и государственными органами, должностными лицами по поводу правовых актов, издаваемыми этим органами и лицами; споры по поводу нормативных актов, нарушающих права и ненормативных актов

  2. Тематические споры (различные споры, связанные с нарушением налогового, экологического, таможенного законодательства)

  3. Споры о компетенции в системе органов исполнительной власти (случаи нарушения компетенции часто имеют место, сейчас они гасятся с помощью согласительных процедур, но этого не достаточно).

Принятие процессуального законодательства (как приоритетное направление судебной реформы) наверняка скорректирует компетенцию арбитражных судов, мировых судей и прокуратуры.

2. Проблемы развития административной юстиции в России

Для формирования административной юстиции в России есть 2 юридических основания:

  1. Конституционное

Часть 2 статьи 18

  1. Законодательное

Статья 26 ФКЗ «О судебной системе»; учреждение на основе закона специализированных федеральных судов

На нынешнем этапе судопроизводства в России сводится к 3 основным моделям:

  1. Автор модели – ВС РФ

Смешанная в организационном, но самостоятельное в процессуальном плане административное судопроизводство. Согласно модели структура федеральных судов должна состоять из 4 звеньев:

  1. Межрайонный суд

  2. Коллегия по административным делам областного звена (субъекта)

  3. 21 окружной суд

  4. Судебная коллегия по административным делам Верховного суда

  1. Использование действующих в настоящее время судов общей юрисдикции и арбитражных судов путем рассмотрения в них дел вновь созданными коллегиями

  2. Создание Высшего Административного Суда, 80 филиалов в крупнейших регионах + создание специализированных коллегиях в рамках действующих судов РФ.

^ История возникновения и развития административной юстиции в России

  1. Система административной юстиции в России в конце 19 – начале 20 вв

Административная юстиция в дореволюционной России была построена чрезвычайно элементарно. Для разрешения спорных административных дел была сконструирована следующая система:

  1. Разрешение публично-правовых споров осуществлялось в форме обжалования начальству неправомерных действий и актов администрации

  2. Единственной формой возбуждения спора являлась жалоба

  3. Подача жалоб по начальству обусловливала узкую специализацию органов, рассматривающих заявления. В этот период органа по разрешению дел общей компетенции не было.

  4. Должностные лица рассматривали жалобы единолично по принципу «судья в собственном деле»

  5. Некоторые коллегиальные органы – финансовое присутствие, имели свои квалифицированные правила по разрешению жалоб

На местном уровне административные споры рассматривали губернские правления, которые воспринимались как слабые подобия административных учреждений. Еще одним органом контроля за законностью деятельности органов общественного самоуправления были губернские присутствия; они рассматривали жалобы на постановления и распоряжения уездных и губернских земских собраний, городских дум, различных управ. Для разрешения жалоб на органы крестьянского управления действовали уездные и губернские присутствия по крестьянским делам.

Наиболее совершенной формой учреждений по совершению публично-правовых споров считались уездные и губернские присутствия по воинской повинности. Жалобу в эти присутствия можно было подать и в письменной и в устной форме; в компетенцию этих присутствий по воинским делам были включены рассмотрение дел по жалобам на неправильности в призывных списках, на неточные определения возраста по внешнему виду человека, на неправильность определения годности к службе. Решение могли быть обжалованы также в Сенат в течение 2 месяцев со дня его объявления. Указанные смешанные присутствия фактически являлись первой инстанцией, рассматривающие ограниченный круг административных дел.

Второй и последней инстанцией являлся правительствующий Сенат в лице его департамента. Проф. Тарасову говорил, что Сенат является куполом без здания и фундамента. Отсутствие процессуального порядка при разрешении споров – еще одна проблема. Только при решении дел в финансовом присутствии и присутствии по воинской повинности имели какие-то отголоски процесса. Сенат, который юридически был органом управления, стал приобретать функции административного суда. Департаменты Сената по своей архаичности отличались от созданных в 1864 году Кассационных департаментов по уголовным и гражданским делам.

Функционально Сенат должен быть судом, а организационно он оставался органом управления. Лишь либеральная эпоха 60-х активно влияла и содействовала на превращение Сената в орган административной юстиции.

При разрешении дел в Сенате судебный процессуальный порядок отсутствовал, господствовал письменный принцип. Слушания дела в Сенате могло происходить без личного присутствия заявителя, однако орган, чье решение и действие обжалуется, обязательно должен присутствовать при разрешении спора. Причем представителю органа, чьи действия обжалуются, принадлежало наравне с судьями право решающего голоса. При разрешении спора в Сенате отсутствовала состязательность, гласность и публичность процесса. При разрешении дела в Сенате действовало правило о единогласном решении всех Сенаторов департамента при разрешении спора. Иногда возникали ситуации, когда невозможно было вообще собрать голоса для решения спора.

Противоречие между судебными функциями Сената и его организацией проявилось в эпоху 1906-1907 годов. С этого времени вплоть до 17 года начинается период активного реформирования правительствующего Сената в органы административной юстиции Российской Империи. В 1914 года в Думу был представлен законопроект об изменении порядка производства и решения дела в департаментах Сената; об образовании административного департамент Сената наряду с кассационными департаментами по уголовным и гражданским делам.

Законом от 16 года реформа была проведена так, что структура департаментов практически не изменилась. 1 департамент Сената получил право решать публично-правовые споры. К компетенции 1 департамента Сената стало относиться разрешение споров о применении правил о выборах в государственный Совет, Государственную Думу; о жалобах на действия и распоряжения различных земских учреждений; о жалобах на взимание налогов и сборов. 2 департамент разрешал споры по решениям губернских присутствий по крестьянским делам.

Реформа 1916 года и процессуальный порядок изменила:

  1. Введено было требование о наличие высшего образования.

  2. Обязательное участие в деле лиц, подавших жалобу (начало состязательности)

  3. Установлено устное ведение процесса

  4. Сторонам предоставлялось равное право по предоставлению доказательств

  5. Министры утратили право принимать решения (голоса) при постановлении итогового решения

  6. Если при постановке решения выявляются разногласия между сенаторами, то решение спора переносилось на рассмотрение общего собрания Сената, которое являлось окончательным и не могло быть пересмотрено Императором (как раньше).

Перестройка Сената вызвала необходимость переустройства местных присутствий как органов, разрешающих административный спор. Реформа местных органов административной юстиции в России была завершена принятием 30 мая 1917 года положения «о судах по административным делам».

В 1917 году Временное правительство образовало особую комиссию под председательством Лазарева. Комиссия создала трехзвенную систему административной юстиции в России. Первым звеном стали административные судьи в уездах. Второе звено – особые административные отделения окружных судов; высшая инстанция – первый департамент Сената.

Административные судьи по своему статусу приравнивались к судьям по гражданским и уголовным делам. Временным правительством был принят закон «Об административных судах», который рассматривался как институт защиты публичных прав граждан. Эта попытка временного правительства создать законченные формы административной юстиции реализована не была (Октябрьская революция)

  1. Система административной юстиции в послеоктябрьской России





  1. Постсоветский этап развития административной юстиции

Похожие:

Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconЛариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности...
Процесс – продвижение. Такой перевод подчеркивает, что процесс – это понятие динамическое. Но такого представления недостаточно....
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconВопросы к государственному экзамену по административному процессу (2011-2012 уч г.)
...
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconЛариса Соломоновная Шейфер Предмет и метод учебной дисциплины. Общая...
Литература: Чечек Д. М. «АЮ»; Сорокин «апп»; Старилов Л. Н. «Административная юстиция, теория и история»; Николаева, Соловьев «Административная...
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconВопросы к экзамену/курсовые I. Общая часть Понятие, предмет, метод, система гражданского права
Понятие и признаки юридического лица, филиалы и представительства юридического лица
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconВопрос 67. Юридические лица. Понятие, признаки, виды
В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении...
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconФорма контроля зачет Вопросы к зачету
Понятие и признаки юридического лица. Средства индивидуализации юридического лица
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconФедеральное
...
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconТема Понятие и субъекты гражданского процесса
Понятие гражданского процесса. Стадии гражданского процесса (понятие, содержание)
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса iconДомом: смешанный или самостоятельный договор?
Бычков Александр Игоревич, начальник юридического отдела зао "тгк "Салют", аспирант кафедры адвокатуры, нотариата, гражданского и...
Лариса Соломоновная Шейфер Понятие юридического процесса. Особенности и виды юридического процесса icon1. Понятие, сущность и задачи уг процесса. Упроц как наука. Связь...
Наука Уг процесса тесно связана с уг правом, криминалист, гражд правом, процессом, админ пр, теорией орд
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница