1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация


Название1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
страница1/9
Дата публикации12.06.2013
Размер1.03 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц. организация.

2 точки зрения на происхождение славян: 1. Славяне-коренное население Вост. Европы 2. Прародиной славян является Центральная Европа. С этой территории они расселились по всей Европе.

Главное занятие славян – подсечно-огневое и переложное земледелие. Животноводство имело для славян второстепенное значение. За стадами они не кочевали.

Важную роль в хозяйстве играла охота на пушных зверей – белку, куницу, соболя. Занимались бортничеством.

Занимались Торговлей. Основной торговой дорогой был «путь из Варяг в греки».

В 7-9 вв. славяне переживали разложение родоплеменного строя. Община изменялась от родовой к соседской. Общинники жили в отдельных домах – полуземлянках на одну семью. Частная собственность существовала, но скот оставался в общем владении, имущественного неравенства внутри общин еще не было. Выделилась родоплеменная знать – князья и старейшины. Они окружали себя дружинниками, т.е. вооруженной силой. Каждое племя имело своего князя.

Славяне были язычниками.

2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические особенности процесса. Соседи Руси.

Возникновение государственности часто связывают с призванием варягов. По легенде, словене, кривичи и чудь призвали на княжение варягов из-за моря, стремясь преодолеть междоусобицы. Три брата: Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить в Новгороде, Изборске и Белоозере. После смерти братьев Рюрик стал править один. Дружинники Рюрика отпросились у него идти «на греки», но по пути осели в Киеве и стали править там. После смерти Рюрика его дружинник Олег с сыном Игорем отправились на юг, убили Аскольда и Дира и стали править в Киеве, позже объединив под своей властью и Новгород. На основе легенды возникла норманнская теория.

В российском обществе реакцие на норманизм стал крайний антинорманнизм, который утверждал, что варягов на Руси не было вовсе или они не сыграли существенной роли в становлении государства (Ломоносов, Иловайский).

Сейчас эти 2 крайности не сталкиваются, ученые пришли к некоторому компромиссу.

Все историки разделяют мнение о том, что призвание варяг не являлось началом государственности на Руси, государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества. Норманны были нейтральной силой, способной прекратить усобицы. Варягов призвали на княжение, значит такая форма правления уже была.

3. Основные этапы истории Древней Руси. Соц.-эк. и политический строй Киевской Руси.

Древнерусское государство возникло с момента объединения Киева и Новгорода под властью Олега. Условные даты – 882 - 912 год (начало княжения). Олег подчинил большинство вост.племен, начал укрепление границы с кочевниками, добился успехов во внешней политике, заключив договор с Византией. После смерти Олега власть перешла к сыну Рюрика Игорю. Основная функция киевских князей заключалась в сборе дани (полюдья). Сбор дани вначале не был регламентирован, что ело к злоупотреблениям. В 945 году Игорь был убит из-за попытки вторично собрать дань. После него править стала вдова Ольга, которая отомстила за мужа, но затем регламентировала сбор дани, установив размеры (уроки) и места сбора (погосты).

Князь правил, опираясь на дружину, которые являлись вассалами князей. Князь советовался с дружиной, которая могла и отказаться от участия в мероприятии, которое считала ненужным. Дружина делилась на старшую (бояре) и младшую (гридей).

Большую часть населения составляли свободные общинники, зависимость которых ограничивалась выплатой дани. Община у славян называлась вервью и в 10-11 вв. была уже не родовой, а соседской. Участки земли находились в индивидуальном пользовании. Частное землевладение было еще не развито. Выделялось несколько категорий зависимого населения: холопы, челядь; закупы; рядовичи;смерды. Законодательство Руси устанавливало штраф за убийство зависмого человека – 5 гривен, свободного-40, книжеского приближенного – 80 гривен. Система штрафов-новшество, говорившее о постепенном усилении государственности.

Древнерусское гос-во м. охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе гос-ва стоял великий князь киевский. Его братья, сыновья и дружинники осущ. упр-е страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в др. страны для продажи. Перед молодым гос-вом стояли крупные внешнеполит. задачи, связ. с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата, Волжской Болгарии. При феодализме главным явл. собств-ть на землю. В Киевской Руси землей владел весь княжеский род. Порядок передачи был очередной (от старшего брата младшему). Во главе стоял князь с дружиной, совет старейшин, вече, на местах – посадники, наместники. Сис-ма упр-я называлась численная или десятичная – по кол-ву людей в военных подразделениях. Способ сод-я должностных лиц – кормление.

Феод. отн-я в Киевской Руси развив. более медленно, чем в зап. странах. На Руси разв. холопские отн-я, а на Западе был развит вассалитет – договорные отн-я. Главный источник, по кот. мы можем судить о том, как жили в Киевской Руси – “Русская Правда” - свод древнерусского феод. права по уголовным и процессуальным делам.

4. Принятие Христианства Русью и исторические последствия этого события.

До принятия христианства восточные славяне были язычниками. У славян существовали жрецы – волхвы. В святилищах приносились жертвы идолам. Но особенность славянского язычества в том, что ни один бог не являлся главным.

В 986 году была проведена первая религиозная реформа. С возникновением государства потребовался главный бог. Как князь был главным властителем на земле, так и бог должен был быть главным властителем на небе. Нужно было заменить разрозненные языческие культы единой религией. Также нужно было укрепить язычество перед лицом христианства. Главным богом был провозглашен Перун, были установлены идолы 6 богов. Но реформа не удалась, население не могла свыкнуться с новым восприятием старых богов. Потребовалась принципиально новая религия.

Крещение Руси было связано с внутриполитическим кризисом в Византийской империи.

Крещение Владимира Святославовича и его приближенных было совершено в Херсонесе в 988 г. Ему предш. участие киевской дружины в борьбе визант. императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Вл. осадил Херсонес и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Вл., крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распр-е христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утв. медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Принятие христианства имело большое значение для дальн. развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеч. жизни утв. идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в завис. от честного исп-я ими своих обязанностей на земле.

Принятие христианства укрепляло гос. власть и территор. единство Киевской Руси. Изначально церковь была госуд-ной, она поддерж. князя, а князь – ее. Главным принципом было – бойтесь Бога, почитайте князя и будете первыми слугами Бога. Принятие христианства имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув “примитивное” язычество, станов. теперь равной др. христ. странам, связи с кот. значительно расширились, заключались династические браки. Христианство повлияло на мораль и нравы. Церковь запретила жертвоприношения, боролась с торговлей людьми, стремилась ограничить рабство, общество познакомилось с понятием греха. Наконец, оно сыграло большую роль в разв. русской к-ры, испытавшей на себе влияние византийской-иконопись, фреска, мозаика, возведение куполов, камнерезное дело. Правосл. церковь строила храмы и монастыри. С Христианством пришла письменность на славянском языке, созданная Кириллом и Мефодием.


5. Культура Древней Руси. Письменность, литература, зодчество, живопись.

Самые ранние из дошедших до нашего времени памятников др.письменности являются Остромитово Евангелие 1056-1057 гг., Изборники 1073 и 1076 гг. Писали на пергаменте. Книги переплетались в кожу, украшенную золотом и драг.камнями.

В связи с принятие христианства стали создаваться школы для книжного учения. В Киеве при соборе Святой Софии была создана библиотека. На русский язык переводились греческие богослужебные книги, исторические хроники, повести. Уже в 11 в. начинается формирование древнерусской литературы. Летописи – «ПВЛ». Главная тематика-отстаивание христианской веры и защита земли. Автором ПВЛ считают монаха Нестора. «Слово о законе и благодате», написанное в середине 11 века митрополитом Илларионом, посвящено прославлению христианства. В «поучении Владимира Мономаха» создан образ идеального князя. Крупнейшие центры летописания – Новгородская, Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская земли.

Сознание единства Русской земли – основная тема литературы 12-13 вв. Крупнейшее произведение – «Слово о Полку Игореве».

Важный вид литературы – жития святых. «Сказание о Борисе и Глебе».

С принятием христианства стали возводиться храмы. В конце 10 в. Был построен первый русский каменный храм – Десятинная церковь. Самый ранний из сохранившихся – собор святой Софии в Киеве, построенный при Ярославе Мудром (11в). Немного позже был построен собор Святой Софии в Новгороде. В 11 веке возводились в Новгороде и монастырские каменные церкви.

В 12 в.быстро развивалось каменное строительство. В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались на деньги горожан, предназначались для повседневной службы и были невелики и просты в убранстве: Георгиевский собор Юрьева монастыря, церковь Спаса на Нередице.

Во Владимире соборы были величественны и нарядны: Успенский собор, Дмитриевский собор, княжеский замок в Боголюбове, Золотые ворота.

С распространением каменного строительства стала распространяться монументальная живопись, фрески, мозаики. В каждой церкви находились иконы, самая знаменитая – «Богоматерь Владимирская».

Существовала и книжная миниатюра. В 12-13 вв.живопись также была связана с росписью храмов, в основном фресками.

6. Предпосылки и исторические последствия политической раздробленности Киевской Руси в ХП-ХШ вв., Основные политические центры и пути их развития.

Главной причиной раздробленности стал закономерный процесс возникновения частного землевладения. 1015 год – смерть Владимира. Киев занял Святополк, приказав убить братьев Бориса и Глеба. В 1019 г. Ярослав разбил Святополка и сам занял Киев. В 1024 году Русь была разделена на 2 части между Ярославом и Мстиславом. После смерти Мстислава в 1036 году Ярослав опять стал править один. 1036 год-смерть Ярослава Мудрого. До 1068 года-совместное правление Ярославичей. Далее усобицы, которые начались с поражения от половцев. Изяслав – Всеслав – Изяслав вернулся – Святослав (1073 г) – Изяслав (после смерти Святослава в 1076 г) – Всеволод (1078-1093г) – Святополк Изяславич (1093г) – 1097 год Любеческий съезд. Главное решение – каждый правит на своей земле, но Киев по-прежнему столица. – Владимир Мономах (1113г – 1125г) – Мстислав Великий (1125-1132) – распри между потомками Мономаха – окончательная раздробленность. Владимиро-Суздальская Русь. Вдали от торгового пути «из Варяг в Греки». Почти везде подзолистые почвы. Много леса – подсечное земледелие. Источник землевладения – княжеское пожалование. Первый самостоятельный князь – Юрий Долгорукий, сделал столицей Суздаль. Затем его сын – Андрей Боголюбский. Перенес столицу во Владимир. Изгнал старших дружинников отца и стал опираться на лично преданную младшую дружину. Бояре стали княжескими слугами. Власть Андрея распространилась и на Киев, который взял штурмом в 1169 году. 1174г – Андрей убит. Возникли усобицы. 1176 год – на престоле Михаил и Всеволод. Затем только Всеволод. Провозгласил себя великим князем, т.о. стало 2 великих княжения. После его смерти опять усобицы. Новгородская земля. Обилие болот, скудные почвы. Много лесов, пушного зверя. Расположение на пути «из Варяг в Греки» - развитие торговли с Европой. Река Вохов делила Новгород на 2 части: Софийскую и торговую, каждая состояла из концов – родоплеменных поселков. Решающая роль в городе у боярства – потомков местной родоплеменной знати. Экспорт – мед, воск, кожа, пушнина. Импорт – ткани, металлические изделия, предметы роскоши, сырье для ремесла. Власть в городе у Вече (300-500 чел, бояре и купцы). Избирало посадника, управлявшего хозяйством города, тысяцкого, управлявшего сбором налогов, городского архиепископа. Рядовое население избирало старост концов и улиц. Князь играл в системе городского управления формальную роль.С 1136 года князей стали приглашать, с ними заключали «ряд», договор. На имя князя поступала дань, выполнял функции судьи, мог руководить войском. Галицко-Волынская земля. Сначала Галиция и Волынь – отдельные области. Далеко от торгового пути, но связаны реками с Черным морем. Плодородные почвы, хороший климат – появилось пашенное земледелие, потом частное землевладение. Соперничество бояр и княжеской власти. Править в Волыни стал Давыд Игоревич, в Голиции – Василько и Володарь. Давыд ослепил Василько, съезд изгнал его. На Волыне укрепились Мономашичи. В Галиции после Володаря - Ярослав Осмомысл. Границы княжества раздвинулись. После его смерти на трон вступил сын Владимир, но бояре изгнали его. Потом он опять овладел престолом. После его смерти в 1199г. Галиция объединилась с Волынью во главе с князем Романом. 1205г – Роман умирает, начались усобицы. В 1238 году – Даниил Романович захватил власть. Последствия: ускоренный рост городов, расцвет культуры, упадок военного могущества.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация icon2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические...
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация icon2. Образование древнерусского государства, этнические и геополитические...
Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconВосточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация

1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconВосточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян....
Вопрос №1. Восточные славяне в древности. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, хозяйство, верования накануне образования...
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»
Восточные славяне в VI - viii  вв.: происхождение, общественное устройство, занятия, верования
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconЭкзаменационные вопросы по Отечественной истории Восточные славяне...
Образование и становление единого Древнерусского государства (iх-хвв.). Норманнская теория. Норманисты и антинорманисты
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconВопросы для повторения по курсу «История» на очном отделении
Восточные славяне и их соседи в VI viii вв.: общественный строй, занятия, быт верования
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconВопросы к тематическому зачету №1 по истории России
...
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconСписок вопросов для экзамена по истории России слушателей
...
1. Восточные славяне в древности. Происхождение, занятия, верования, соц организация iconБилет №1
Восточные славяне. Экономическое развитие. Общественный строй. Обычаи, нравы и верования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница