Учебно-методический комплекс для студентов специальности


НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов специальности
страница1/21
Дата публикации22.06.2013
Размер1.97 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйств и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Волгоградский филиал
Кафедра Экономики и финансов

Иванова Т.Б., Биткина И. К.

_____________________________________

(фамилия, инициалы автора (ов)


ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

______________________________________

(наименование учебной дисциплины)
Учебно-методический комплекс для студентов специальности
080105 Финансы и кредит

(код специальности) (наименование специальности)


Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ……..от «…..» .........................2011г.

Подпись Заведующего кафедрой ………………………………..




Волгоград 2012

Содержание


Наименование раздела

Стр.

Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины «Инновационный менеджмент»

3

1.1.

Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по дисциплинам, включенных в государственный образовательный стандарт

3

1.2.

Цели и задачи учебной дисциплины

3

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины

3

1.4.

Тематический план учебной дисциплины

6

1.5.

Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

7

Раздел 2. Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов

21

2.1.

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса.

21

2.2.

Пожелания к изучению отдельных тем курса

22

2.3.

Рекомендации по работе с литературой

22

2.4.

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса

24

2.5

Советы по подготовке к экзамену (зачету)

32

Раздел 3. Материалы тестовой системы или практикум по решению задач по темам лекций

33

Раздел 4. Словарь основных терминов (глоссарий)

74

Раздел 5. Методические указания для выполнения контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ

78

Раздел 6. Материалы мультимедийных лекций

78

РАЗДЕЛ 1. Рабочая программа учебной дисциплины

1.1. Требования государственного образовательного стандарта и дидактические единицы по учебной дисциплине «Инновационный менеджмент»

Образовательный стандарт по дисциплине «Инновационный менеджмент» не принят.
^ 1.2. Цели и задачи учебной дисциплины.
Цель преподавания учебной дисциплины: изучить особенности организации, финансирования и управления инновациями.

Задачами преподавания учебной дисциплины являются:

  • создание системного представления о видах инноваций и тенденциях развития инновационного процесса в мировой и российской практике;

  • формирование понимания многообразия инновационных процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе;

  • изучение основ организации денежно-кредитного регулирования, взаимосвязей между различными частями финансового рынка, взаимовлияние инновационного процесса, банковского, биржевого дела, налогообложения, страхования, государственных и муниципальных финансов;

  • выработка навыков использования полученных знаний в своей практической деятельности;

  • подготовка к самостоятельной деятельности на должностях, требующих аналитического подхода к нестандартной ситуации;

  • умение на научной основе организовать свой труд, владеть компьютерными методами сбора, хранения и обработки (редактирования) информации, применяемой в профессиональной деятельности, использовать современные компьютерные технологии;

  • создание конкурентоспособного специалиста, обладающего знаниями по смежным специализациям.

В процессе обучения студенты знакомятся с законодательными актами по организации и финансированию инновационного процесса, закономерностями его развития, получают некоторые навыки составления инвестиционных проектов в области инноваций, которые могут составлять основу как специализированной профессиональной деятельности, так и использоваться при проведении операций в рамках любого хозяйственного субъекта и государственной организации. У них должно быть сформировано представление о закономерностях разработки, формирования и определения источников финансирования инноваций, способах охраны интеллектуальной собственности.

^ 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.
В результате изучения дисциплины студент должен знать:

  • современное законодательство, методические, нормативные и другие правовые документы, регламентирующие деятельность предприятий и организаций, финансовых и казначейских органов, банков и других кредитных учреждений, страховых компаний и бирж на рынке инноваций;

  • направления дальнейшего развития инновационного процесса;

  • формы документов, используемых для реализации инновационных решений.

Студент, прошедший курс обучения, должен уметь:

  • выявлять источники финансирования инноваций с учетом специфики их налогообложения,

  • составлять инновационные проекты,

  • вести переговоры по организации инновационного процесса,

  • обладать комплексом знаний для реализации инноваций.

Студент должен приобрести следующие навыки:

  • принятия управленческих решений по разработке бизнес – идеи и составлению инновационного проекта;

  • по выбору наиболее целесообразных источников финансирования инновационных проектов;

  • по обоснованию целесообразности инновационного проекта для потенциальных инвесторов.

Обладать следующими компетенциями:

  • способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

  • способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

  • способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

  • способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

  • способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

  • способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

  • способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

  • способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

  • способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

  • способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

  • способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

  • способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

  • способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);

  • способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

  • способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15);

  • Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1).

  • Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4).

  • умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

  • владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13).

При изучении дисциплины студентам необходимо запомнить основные понятия каждой из рассматриваемых тем, связать их с основными моментами иных курсов, изучить расчетный иллюстративный материал. Для этого необходимо использовать тексты лекций, вопросы, выделенные в планах семинарских занятий, рекомендуемую литературу. Закрепление материала и выработка навыков его практического использования осуществляется на семинарских занятиях путем решения аналитических и расчетных задач, в том числе с применением компьютерных программ, с учетом экономических интересов участников инновационного процесса.

Учебный курс “Инновационный менеджмент” опирается на весь комплекс знаний, полученных студентами в ранее изученных учебных курсах.

Общегуманитарные и социально-экономические дисциплины позволяют сформировать общее представление о закономерностях развития общества, без которых невозможно увидеть место и роль данной дисциплины в общечеловеческой системе координат.

Общие математические и естественнонаучные дисциплины составляют основу расчетной базы, использующейся для прогнозирования процессов, происходящих на рынке инноваций, позволяют получить студентам навыки применения компьютерных технологий.

Общепрофессиональные и специальные дисциплины - “Экономика организаций”, “Менеджмент”, “Маркетинг”, “Статистика”, “Бухгалтерский учет”, “Экономический анализ”, “Финансы”, “Деньги, кредит, банки”, “Финансовые риски”, “Рынок ценных бумаг и биржевое дело”, «Инвестиции» создают непосредственно ту базу, на основании которой изучаются основные закономерности и особенности функционирования рынка инноваций - проведение анализа, принятие управленческих решений, особенности налогообложения, выбор наиболее эффективного варианта вложения средств, снижения риска инновационной деятельности и т.п.
^ 1.4. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ» (70 часов)

на 2011 – 2012 уч. год. для студентов Ф-400, Н-400. ФЗ-500, ПФЗ

Наименование тем

Количество часов (в акад. часах и/или кредитах)

Лекции

Практические занятия

Самостоят. работа

Всего часов по теме

Очная форма обучения

Тема 1 «Общая характеристика инноваций»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

Тема 2 «Жизненный цикл инноваций. Инновационный маркетинг»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

Тема 3 «Стратегии развития инноваций»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

Тема 4 «Источники финансирования инноваций и специфика их налогообложения»

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

18 часов (0,5 У ЗЕТ)

Тема 5 «Инновационная инфраструктура»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

Тема 6 «Инновации в области государственных и местных финансов»

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

6 часов (0,17 У ЗЕТ)

12 часов (0,33 У ЗЕТ)

Итого по курсу:

18 часов (0,5 У ЗЕТ)

16 часов (0,44 У ЗЕТ)

36 часов (1 У ЗЕТ)

70 часов (1,94 У ЗЕТ)

Заочная форма обучения

Тема 1 «Общая характеристика инноваций»

1 час (0,03 У ЗЕТ)

-

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

11 часов (0,31 У ЗЕТ)

Тема 2 «Жизненный цикл инноваций. Инновационный маркетинг»

1 час (0,03 У ЗЕТ)

-

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

11 часов (0,31 У ЗЕТ)

Тема 3 «Стратегии развития инноваций»

1 час (0,03 У ЗЕТ)

-

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

11 часов (0,31 У ЗЕТ)

Тема 4 «Источники финансирования инноваций и специфика их налогообложения»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

9 часов (0,25 У ЗЕТ)

13 часов (0,36 У ЗЕТ)

Тема 5 «Инновационная инфраструктура»

1 час (0,03 У ЗЕТ)

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

9 часов (0,25 У ЗЕТ)

13 часов (0,36 У ЗЕТ)

Тема 6 «Инновации в области государственных и местных финансов»

2 часа (0,06 У ЗЕТ)

-

10 часов (0,28 У ЗЕТ)

12 часов (0,33 У ЗЕТ)

Итого по курсу:

8 часов (0,22 У ЗЕТ)

4 часа (0,11 У ЗЕТ)

58 часов (1,61 У ЗЕТ)

70 часов (1,94 У ЗЕТ)

Второе высшее

Тема 1 «Общая характеристика инноваций»













Тема 2 «Жизненный цикл инноваций. Инновационный маркетинг»













Тема 3 «Стратегии развития инноваций»













Тема 4 «Источники финансирования инноваций и специфика их налогообложения»













Тема 5 «Инновационная инфраструктура»













Тема 6 «Инновации в области государственных и местных финансов»













Итого по курсу:













^ 1.5. Учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины

Лекции (наименование, краткое содержание, основные категории)

Лекция 1. Общая характеристика инноваций.

Краткое содержание. Инновационная экономика в контексте постиндустриального развития и экономики знаний: основные черты и принципы функционирования. Й.Шумпетер и П.Друкер об инновациях, новаторах и роли инноваций в экономике. Теория национальной инновационной системы. Теория треугольника. Теория двойной спирали. Теория тройной спирали. Инерционность траекторий развития хозяйствующих субъектов и инновационный импульс. Механизм изменения траекторий инновационного развития. Признаки инновационности фирм. Виды инноваций на уровне отдельной фирмы. Понятие и специфика доходности, риска, ликвидности, дюрации для инновационных фирм.

^ Основные категории. Инновационная экономика. Основные черты инновационной экономики. Принципы функционирования инновационной экономики. Теории инновационной экономики. Виды инноваций. Понятие и специфика доходности, риска, ликвидности, дюрации для инновационных фирм.

^ Лекция 2. Жизненный цикл инноваций. Инновационный маркетинг.

Краткое содержание. Жизненный цикл инноваций. Планирование инноваций: этапы, применяемые технологии, взаимосвязь с миссией и стратегией предприятия. Инновационный маркетинг (массовая кастомизация, продуктовый каннибализм, рэбрендинг). Отличия понятий жизненный цикл, инновационный маркетинг для инноваций и инвестиций.

^ Основные понятия и термины. Жизненный цикл инноваций. Этапы планирования инноваций. Технологии планирования инноваций. Инновационный маркетинг. Массовая кастомизация. Продуктовый каннибализм. Рэбрендинг.

^ Лекция 3. Стратегии развития инноваций.

Краткое содержание. Понятие стратегии инновационного развития. Активные стратегии и их виды. Пассивные стратегии и их виды. Смешанные стратегии, их виды и область применения. Стратегии диверсификации. Критерии диверсификации. Сфера применения видов стратегий диверсификации. Стратегии взаимоотношений с поставщиками. Стратегии взаимоотношений с покупателями. Стратегии взаимоотношений с конкурентами.

^ Основные понятия и термины. Активные инновационные стратегии. Пассивные инновационные стратегии. Смешанные инновационные стратегии. Стратегии диверсификации. Стратегии построения взаимоотношений с поставщиками, покупателями, конкурентами.

^ Лекция 4 Источники финансирования инноваций и специфика их налогообложения.

Краткое содержание. Источники финансирования инноваций. Собственные, привлеченные и заемные средства. Эмиссия ценных бумаг (обыкновенные и привилегированные акции, облигации, конвертируемые ценные бумаги). Долгосрочные кредиты и займы. Соглашение о разделе продукции. Государственные гарантии. Государственные кредиты. Лизинг. Ипотека. Концессии. Инвестиционный налоговый кредит. Особые экономические зоны. Проектное финансирование. Специфика законодательной базы и налогообложения указанных источников финансирования инвестиций. Учет инноваций при применении указанных источников финансирования инвестиций. Финансирование финансовых вложений. Маржинальные сделки.

^ Основные понятия и термины. Собственные средства. Привлеченные средства. Заемные средства. Соглашение о разделе продукции. Государственные гарантии. Государственные кредиты. Лизинг. Ипотека. Концессии. Инвестиционный налоговый кредит. Особые экономические зоны. Проектное финансирование. Маржинальные сделки.

^ Лекция 5 Инновационная инфраструктура.

Краткое содержание. Российские особенности инновационного развития. Финансирование инноваций. Российская венчурная компания. Областные венчурные фонды. Паевые инвестиционные венчурные фонды. Стимулирование инноваций. Российские венчурные ярмарки. Бизнес-ангелы. Особенности охраны интеллектуальной собственности.

^ Основные понятия и термины. Собственные инновационные ресурсы. Российская венчурная компания. Областные венчурные фонды. Паевые инвестиционные венчурные фонды. Бизнес-ангелы. Охрана интеллектуальной собственности.

^ Лекция 6 Инновации в области государственных и местных финансов.

Краткое содержание. Основные тенденции развития государственных и местных финансов. Понятие бюджетных услуг. Администратор бюджетной услуги. Административные регламенты предоставления бюджетных услуг. Стандарты предоставления бюджетных услуг. Государственные задания. Структура и проблемы внедрения. Результативность бюджетных услуг и методики её расчета. Оценка стоимости бюджетных услуг. Прямые и косвенные затраты при предоставлении бюджетных услуг. Эффективность бюджетных услуг и методы её оценки.

^ Основные понятия и термины. Бюджетная услуга. Результативность бюджетных услуг. Стоимость бюджетных услуг. Эффективность бюджетных услуг.

Семинарские занятия.

Семинарское занятие № 1.

^ Тема: «Общая характеристика инноваций и инновационной экономики».

1) Понятие инноваций и их виды.

2) Типология нововведений и инноваций.

3) Основные характеристики инвестиционного и инновационного процесса и методы их расчета (доходность, риск, ликвидность, дюрация).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс «Экономика» Для студентов вечерней формы...
Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями фгос впо по специальности 030900 – Юриспруденция (квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности...
Экономическая теория: учебно-методический комплекс для студентов 2 курса специальности «гму» /сост. Е. Н. Кононова. Самара: изд-во...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов факультета среднего профессионального образования
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего специального...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2012 Южно-российский...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов специализирующихся по криминалистическому циклу
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины для студентов специальности...
Подобед Н. А анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебно-методический комплекс дисциплины...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Информатика»
Учебно-методический комплекс составлен старшим преподавателем Абуовым Е. Э. на основании государственного стандарта образования по...
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс минск Изд-во миу 2005
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной форм обучения всех специальностей
Учебно-методический комплекс для студентов специальности iconУчебно-методический комплекс дисциплины тверь 2009 Бочаров Г. В., Фомина Т. Ю
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов Тверского филиала мгэи очной и заочной форм обучения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница