Методические указания к семинарским и практическим занятиям


Скачать 203.2 Kb.
НазваниеМетодические указания к семинарским и практическим занятиям
Дата публикации23.06.2013
Размер203.2 Kb.
ТипМетодические указания
userdocs.ru > Право > Методические указания


НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Одесская юридическая академия


Экономико-правовой факультет в г. Симферополе




ПЛАНЫ, ЗАДАНИЯ

для семинарских, практических занятий

и методические рекомендации к ним

по учебной дисциплине
судебная медицина и психиатрия”

для 4 курса вечерней формы обучения

по специальности 6.060100 – «Правоведение»

образовательно-квалификационный уровень –

«Бакалавр права»

Симферополь

2012

Составил: к.м.н., доцент____________Г.К. Лапко


Планы, задания для семинарских, практических занятий и методические рекомендации к ним по учебной дисциплине «Судебная медицина и психиатрия» (для студентов 4 курса вечерней форы обучения) по специальности 6.060100 – «Правоведение» обсуждены, одобрены на заседании кафедры отраслевых юридических дисциплин.



Протокол № ____ от «_____»________2012 г.


^ Заведующий кафедрой, к.ю.н., доцент В.А. Робак

«_____»___________2012 г.

Методические указания

к семинарским и практическим занятиям

Планы и задания к семинарским и практическим занятиям по учебной дисциплине "Судебная медицина и психиатрия" для студентов 4 курса вечерней формы обучения Экономико-правового факультета НУ «ОЮА» являются составной частью программы курса. Цель планов и заданий - оказать помощь студентам по обеспечению более глубокого усвоения теоретического материала, полученного ими в ходе прослушивания лекций, при самостоятельном изучении ими нормативного материала и рекомендованной литературы.

Планы семинарских и практических занятий и заданий к ним по своему содержанию соответствуют потребностям практической деятельности органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, адвокатуры, суда. Указанные виды учебных занятий охватывают основные вопросы судебной медицины и психиатрии и по своей методике позволяют преподавателю и студентам, по выбору более гибко с учетом максимальных возможностей использовать учебное время для закрепления теоретических знаний в ходе семинаров и практических занятий.

На семинарских занятиях детально изучаются основные проблем­ные вопросы курса. До семинарского и практического занятий студентам необходимо ознакомиться с основной литературой, рекомендуемой по каждой те­ме, и дополнительными источниками.

Оценка уровня и качества овладения теоретическими зна- ниями и практическими навыками работы в процессе семинарских и практичес­ких занятий осуществляется по пятибалльной системе, регистрирует­ся в соответствующем журнале и учитывается при итоговом контроле. Задания для практических занятий и самостоятельной подготовки студентов выполняются в тетради-практикуме, которая представляет­ся для итогового контроля.

Одной из форм индивидуальной подготовки студентов является подготовка и защита докладов, фиксированных выступлений и рефератов. Тема доклада избирается студентом по согласованию с преподавателем по одному из наиболее актуальных вопросов семинарского занятия и обсуждается в процессе проведения занятия. После проведения занятия доклад представляется преподавателю в письменном виде, оформленным в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным исследованиям. Наиболее интересные доклады могут быть рекомендованы кафедрой к опубликованию в научных изданиях университета.

В случае, если студент по тем или иным причинам пропус- тил семинарское или практическое занятия, либо был неудовлет- ворительно аттестован на них, по каждой теме он обязан в течении семестра представить преподавателю конспекты лекций, семинарских и практических занятий с проведением собеседо -вания по пропущенным или неудовлетворительно аттестованным учебным занятиям. Оценка отработанного материала производи- тся по пятибалльной системе вне учебных занятий на кафедре.

Студенты, которые своевременно не отработали образовавшиеся текущие задолженности к итоговым семестровым формам контроля не допускаются..

В целях углубленного изучения материала рекомендуется пред­варительно изучить конспект лекций по изучаемой теме, а затем не менее двух учебников или иной основной литературы, названной к каждой теме. По возможности целесообразно ознакомиться с соот­ветствующим материалом в других учебниках по уголовному праву последних лет изданий. В этой связи, следует обратить внимание на освещение всех вопросов итогового контроля знаний и рабочей програм­мы, в пределах изучаемой темы.

Как показывает опыт, оправдывает себя практика конспектиро­вания материала, который не был охвачен лекцией, по вопросам как семинарского занятия (заданиям для самостоятельной подготовки), так и итогового контроля знаний. Это окажет помощь (значительно сократит время) при подготовке к зачету или экзамену, защите ре­ферата, курсовой или дипломной работы. Высокой профессиональной подготовки студенты могут добиться лишь тогда, когда они ознакомятся с проблемными вопросами уголов­но-правовой теории и практики. Этому способствует изучение допол­нительной литературы. Она должна использоваться студентами, преж­де всего при подготовке к семинарским и практическим занятиям, выполнении заданий в процессе самостоятельной подготовки. Указан­ных литературных источников, как правило, бывает достаточно для написания реферата. Они могут быть использованы в качестве основ­ных источников и при написании реферата, доклада или дипломной работы.

После изучения учебной программы курса, рекомендуемой основ­ной и дополнительной литературы и написания краткого конспекта этого материала по вопросам итогового контроля знаний в пределах темы занятия целесообразно при подготовке к семинарскому занятию составить схему или план ответа на каждый из вопросов занятия с отражением узловых моментов (дефиниций, классификаций и пр.). Применение цветных фломастеров (паст), соподчиненное подчеркива­ние либо схематичное или табличное изложение сути поможет после­довательно, логически обоснованно и правильно ответить на основ­ные и дополнительные вопросы. Следует избегать зачитывания со схемы (плана, краткого конспекта ответа и др.) дефиниций, класси­фикаций или других аналогичных теоретических положений, которые целесообразно излагать по памяти.

Результаты выполнения заданий на практических занятиях или самостоятельной подготовки должны отражаться (приобщаться к ней) в специальной тетради-практикуме, предоставляемой вместе с конспектами лекций на итоговый контроль для оценки качества рабо­ты студентов в аудиторное и внеаудиторное время. В тетради-практикуме должны аккуратно излагаться результаты выполнения заданий в виде конспекта самостоятельно изученных воп­росов, схем, таблиц и т.п. При этом необходимо указать к какому именно занятию (№, п/п занятия и сущность задания согласно настоя­щим методическим указанием) выполнено задание.
^ Методика подготовки к семинарским занятиям

Целью семинарского занятия является углубление и закрепление знаний, полученных на лекциях и в процессе самостоятельного изучения. Семинарское занятие одновременно служит и средством проверки знаний студентов, а также отработки навыков самостоятельного изучения судебной медицины, работы с литературой, умения логично и последовательно излагать усвоенный материал. В процессе выступления на семинарском занятии студенты должны продемонстрировать умение выделять основные положения, иллюстрировать их применение, а также делать практически значимые выводы из теоретических положений. По всем темам семинарских занятий дан перечень наиболее важных вопросов курса, а также указан список литературы, которую необходимо изучить при подготовке к занятию (по выбору студента 1-2 учебника, 1-2 статьи, монографии и нормативные акты).

Начинать подготовку к семинарским занятиям надо с уяснения содержания вопросов, стоящих в плане занятия, что может определить тот конкретный объем информации, который необходим для полного и точного ответа. Далее целесообразно обратиться к конспекту лекций и действующему законодательству Украины.

Следующим этапом подготовки является изучение соответствующих разделов в учебниках и учебных пособиях и только после этого, когда уже имеется необходимая теоретическая база для уяснения более сложного материала, необходимо приступить к изучению рекомендованной дополнительной литературы, содержащей информацию по проблемным вопросам темы. Для более глубокого усвоения материала, а также для осуществления контроля со стороны преподавателя при подготовке к семинару студентам необходимо вести конспект в отдельной, специально для этого предназначенной тетради. Такой конспект может быть в форме письменного плана ответов по каждому вопросу темы, а иногда и кратким ответом, подкрепленным ссылками на нормативные материалы или литературу. Это поможет при выступлении на семинаре. В той же тетради следует записывать неясные вопросы, требующие уточнения на занятии.

Если студент не подготовился к семинарскому занятию или пропустил его по какой-то причине (в том числе и по болезни), он обязан во внеурочное время отчитаться по этой теме перед преподавателем, ведущим занятие.
^ Методика подготовки к практическим занятиям

Практические занятия являются одной из важных форм учебного процесса, предусмотренных учебным планом. Значение этой формы занятий определяется требованиями диалектического метода, важнейшим из которых является проверка теоретических положений на практике, неразрывная связь теории с практикой.

Практические занятия имеют целью помочь студентам глубже уяснить теоретические положения, закрепить полученные знания, привить необходимые навыки в применении теоретических знаний в своей будущей практической деятельности. Эти знания тесно связаны с другими формами учебного процесса - лекциями, семинарскими занятиями. В лекции, на семинарских занятиях из-за недостатка времени или по методическим соображениям могут быть опущены отдельные детали тех или иных вопросов. Между тем, знания этих деталей нередко во многом определяет умение студентов правильно в своей профессиональной деятельности полученные знания.

Перед началом практического занятия преподаватель проверяет наличие у студентов письменных решений заданий. Студенты, не подготовившиеся к практическому занятию (в том числе и по уважительным причинам), а также отсутствующие на занятиях, отчитываются перед преподавателем о выполнении задания во внеурочное время.

В ходе практического занятия студент зачитывает либо своими словами рассказывает содержание задания, дает мотивированное его решение, т.е. излагает свой ответ на поставленные в задании вопросы. Рекомендуется пересказывать содержание заданий, т.к. это готовит студента докладывать конкретные дела, приучает обращать их внимание на основные вопросы, опуская факты, не имеющие существенного значения.

От студентов требуется, чтобы они на основе подготовленных во время самостоятельной работы письменных решений давали развернутые ответы на поставленные в задании вопросы, не ограничивались высказыванием собственного мнения по заданию, а подкрепляли предлагаемые ими решения ссылками на соответствующие законодательные акты Украины.

^ Учебный план курса


^ Форма обучения

факультет

курс

семестр

Всего часов

Из них аудиторных

В том числе

^ Формы

отчетности

лекций

Семинар. Занят.

Сам. Раб.

Экзамен

зачет

курсовая

Вечерняя

ЭПФ

4

7

72

32

16

16

40

-

+

-

^ Тематический план дисциплины



НАИМЕНОВАНИЕ

разделов и тем

разделов и Тем

Всего

часов

Всего

ayд.

B том числе:

Сам.

раб.

лeк.

сем.

1

2

3

4

5

6

7

8 семестр

1.

Тема 1. Процессуальные и организационные вопросы судебно - медицинской экспертизы в Украине.

5

2

1

1

3

2.

Тема 2. Судебно - медицинское освидетельствование и СМЭ живых лиц

5

2

1

1

3

3.

Тема 3. Судебно - медицинская экспертиза вещественных доказательств

5

2

1

1

3

4.

Тема 4. Судебно - медицинская танатология

5

2

1

1

3

5.

Тема 5. Судебно - медицинская травматология

5

2

1

1

3

6.

Тема 6. Отдельные виды травматических повреждений

5

2

1

1

3

7.

Тема 7. Огнестрельные повреждения

5

2

1

1

3

8.

Тема 8. Асфиксии

5

2

1

1

3

9.

Тема 9. Судебно - медицинская экспертиза повреждений, вызванных воздействием факторов внешней среды


8

4

2

2

4

10.

Тема 10. Судебно - медицинская токсикология

8

4

2

2

4

11.

Тема 11. Судебно - медицинская характеристика различных состояний и патологий

8

4

2

2

4

12.

Тема 12. Судебная психиатрия

8

4

2

2

4

13.

ИТОГО

72

32

16

16

40

^ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: Процессуальные и организационные вопросы

судебно-медицинской экспертизы в Украине;

^ СМ освидетельствование и СМ экспертиза

живых лиц

Цель: изучить нормативные акты. регламентирующие проведение и документирование экспертиз, права и обязанности судебно - медицинских экспертов положение о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий, организационное построение бюро СМЭ; особенности и методику освидетельствования и экспертизы живых лиц.
Вопросы к занятию:

1.Организация СМ службы в Украине

2.Правовая регламентация СМЭ

3.Особенности назначения СМЭ

4.Особенности проведения СМЭ

5.СМЭ состояний здоровья

6.СМЭ при спорных половых состояниях и половых преступлениях

7.Определение возраста.

8.Идентификация личности

^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: Судебно - медицинская экспертиза веществен-

ных доказательств. Судебно - медицинская

танатология

Цель: знакомство с организацией, общими правилами проведения судебно-иммунологических, цитологических, медико-криминалистических экспертиз; изучение особенности судебно-медицинской экспертизы и осмотра трупа.

Вопросы к занятию:

1.Порядок сбора вещественных доказательств

2.СМ – характеристика крови

3.СМ – характеристика выделений организма

4.СМ – характеристики иных биологических объектов

5.Особенности СМ - осмотра трупа на месте его обнаружения

2.Ранние и поздние трупные явления

6.СМ признаки наступления смерти

7.Направление трупа на СМ-экспертизу
8.Вопросы, решаемые СМЭ при обнаружении трупа
^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: Судебно - медицинская травматология;

отдельные виды травматических повреждений

Цель: Изучить особенности СМ-исследования травматических повреждений.

Вопросы к занятию:

1.Общая СМ-характеристика травматических по вреждений

2.Повреждения тупыми предметами

3.Повреждения острыми предметами

4.СМ-особенности падения с высоты

5.СМ-особенности транспортной травмы

Доклад: СМ- и правовая характеристика спортивных травм

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

^ Тема: Огнестрельные повреждения; Асфиксии

Цель: Изучить особенности и методику экспертизы огнестрельной травмы; особенности судебно-медицинской экспертизы в случаях смерти от асфиксии

Вопросы к занятию:

1.СМ-определение вида огнестрельного оружия

2.СМ-определение дальности выстрела

3.Вопросы, решаемые СМЭ при наличии огнестрельных повреждений

4.СМ-признаки и разграничение различных видов асфиксий

5.Определение давности пребывания трупа в воде

7.Вопросы, решаемые СМЭ при утоплении и смерти в воде

Доклад: СМ-характеристика повреждений, вызываемых современным огнестрельным оружием

^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Тема: Судебно - медицинская экспертиза поврежде-

ний, вызванных воздействием на организм

факторов внешней среды

Цель: изучить особенности судебно-медицинской экспертизы повреждений от воздействия на организм барометрического давления, ионизирующего излучения и других факторов внешней среды.

Вопросы к занятию:

1.СМ-характеристика воздействия электричества

2.СМ-характеристики действия на организм высоких температур

3.СМ-характеристики действия на организм низких температур

4.СМ-характеристики действия на организм высокого и низкого барометрического давления

5.СМ-характеристика воздействия ионизирующего излучения

6.Вопросы, решаемые СМЭ при повреждениях, вызванных воздействии на организм различных внешних факторов

^ СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6

Тема: Судебно - медицинская токсикология

Цель: Изучить особенности судебно-медицинской экспертизы трупа в случаях смерти от отравления или подозрения на него.

Вопросы к занятию:

1.Предмет токсикологии, понятие ядов

2.СМ-характеристика и классификация ядов

3.Особенности воздействия различных групп ядов на организм
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7

Тема: СМ- характеристика различных состояний и

патологий

Цель: изучить особенности судебно-медицинской экспертизы при половых преступлениях, в сфере лечебной деятельности, идентификации личности и алкогольных опьянений.

Вопросы к занятию:

1.Вопросы, решаемые СМЭ при половых преступлениях

2.Вопросы, решаемые СМЭ в сфере лечебной деятельности

3.СМ идентификация личности

4.Судебно-медицинская экспертиза алкогольных опьянений

Доклад: СМ-определение возраста
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8

^ Тема: Судебная психиатрия

Цель: Изучить основные положения судебной психиатрии, порядок и основания проведения судебно - психиатрических экспертиз, классификацию и симптоматику психических болезней

Вопросы к занятию:

1.Процессуальные и организационные вопросы судебно-психиатрической экспертизы.

2.СМ критерии вменяемости и невменяемости

3.СМ критерии дееспособности и недееспособности

4.Классификация психических заболеваний в СМ практике

4.Основные симптомы и синдромы психических болезней.

Доклад: Воздействие алкоголя на психику человека
ЛИТЕРАТУРА:

Hopмaтивныe aкты:

  1. Конституция Украины от 28 июня 1996 года. // ВВР. – 1996. - N 30. - Ст. 141 (с последующими изменениями и дополнениями).

  2. Уголовный кодекс Украины от 5 апреля 2001 г.(с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 августа 2012 года). – Х.: ООО «Одиссей», 2012. – 255 с.

  3. Уголовно-процессуальный кодекс Украины (редакция 2012 г.). – Х.: ООО «Одиссей», 2012. – 383 с.

  4. Цивільний кодекс України від 16.01.2003. – ОВУ. – 2003. - № 11. – Ст. 461. – Із змін.

  5. Основи законодавства про охорону здоров'я: Закон України від 19 листопада 1992 р. // ЗУ. — К., 1996. — Т. 4. — С. 219— 244; із змін.

  6. Про судову експертизу: Закон України від 25.02.1994 N 4038а-XII // Відомості Верховної Ради 1994.- N 28. - ст.232

  7. Про трансплантацію органів та інших анатомічних матеріалів лю­дині: Закон України від 16 липня 1999 р. // ВВР. — 1999. — №41. — Ст. 377 ; із змін

  8. Про психіатричну допомогу: Закон України від 22 лютого 2000 р. // ВВР. — 2000. — № 19. — Ст. 143; із змін.

  9. Про порядок штучного переривання вагітності від 12 до 28 тижнів / Постанова Кабінету Міністрів України від 15.02.2006 N 144

  10. Про розвиток та вдосконалення судово-медичної служби України / Наказ МОЗ України № 6 від 17.01.1995

  11. Правила судово-медичного визначення тяжкості тілесних ушко­джень: Затверджені наказом Міністерства охорони здоров'я України від 17 січня 1995 р. // ЮВУ. — 1995. — 31 жовт­ня—7 листопада.

  12. Правила проведення комісійних судово-медичних експертиз в бюро судово-медичної експертизи / Затв. наказом МОЗ України № 6 від 17.01.1995

  13. Правила проведення судово-медичної експертизи (дослід- жень) трупів у бюро судово-медичної експертизи / Затв. наказом МОЗ України № 6 від 17.01.1995

  14. Інструкція про проведення судово-медичної експертизи / Затв. наказом МОЗ України № 6 від 17.01.1995

  15. Інструкція щодо констатації смерті людини на підставі смерті моз­ку; Інструкція щодо вилучення органів людини в донора-трупа; Інструкція щодо вилучення анатомічних утворень, тканин, їх компонентів та фрагментів у донора-трупа; Перелік анатоміч­них утворень, тканин, їх компонентів та фрагментів і феталь­них матеріалів, дозволених до вилучення у донора-трупа і мертвого плоду людини: Затверджені наказом Міністерства охорони здоров'я України від 25 вересня 2000 р. № 225 // ОВУ. — 2000. — № 42. — Ст. 1804; із змін.

Основная литература

  1. Акопов В.И. Судебная медицина в вопросах и ответах: Практическое пособие для юристов и врачей. – М., 2010.- 448 с.

  2. Жариков Н.М., Морозов Г.В., Хритинин Д.Ф. Судебная психиатрия: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАМН Г.В. Морозова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2009. – 528 с.

  3. Марчук А.І. Судова медицина: Курс лекцій: Навч. Посібник – К.: Генеза, 2007. – 144 . (См.в электронной библиотеке)

  4. Судова психіатрія: Навч. посіб./ С.В. Жабокрицький, А.П.Чуприков.- К.: МАУП, 2004 - 176с.

  5. Калиниченко М.М. Судово-медична експертиза в Україні з позицій проекту нового Кримінально-процесуального кодексу. – Судово-медична експертиза. – 2012. - № 3. – С. 12-15

  6. Тагаев Н.Н. Судебная медицина /под ред. А. Бандурки. – Х.: Факт, 2008. - 1267 с. (См.в электронной библиотеке)



Дополнительная литература

  1. Буромский И.В. Судебно-медицинская экспертиза. Термины и понятия. Словарь для юристов. – М.: Норма, 2006. – 256 с. (см. в электронной библиотеке)

  2. Волков В.Н., Датий А.В. Судебная медицина: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.Ф. Волынского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 639 с. (см. в электронной библиотеке)

  3. Руководство к практическим занятиям по судебной медицине под ред. проф. Концевич И.А. – К., 2005 – 290 с.

  4. Самищенко С.С.Судебная медицина: Учебник для юридических вузов. – М.:Палек, 2008 г. – 427


Похожие:

Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к практическим (семинарским) занятиям модуля...
Методические указания к практическим (семинарским) занятиям составлены к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Обработка данных медицинских исследований в Excel” по дисциплине “Медицинская информатика”...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к практическим занятиям “
Методические указания к практическим занятиям “Корреляционный и регрессионный анализ данных медицинских исследований” по дисциплине...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семинарским и практическим занятиям
Методические рекомендации предназначены для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования, где дисциплина...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям для иностранных...
Методические указания предназначены для иностранных студентов основных факультетов, изучающих курс «История Украины». Их цель оказание...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Психология личности»
Цель методических указаний – помочь студентам в подготовке к семинарским занятиям. В методических указаниях предоставлен материал...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к практическим и семинарским занятиям новосибирск 2012
Биология: метод указания /Новосиб гос аграр ун-т Биолого-технолог фак.; сост. Л. А. Осинцева. – Новосибирск: Изд-во нгау, 2012. –...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Прокурорский надзор: методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе / сост. О. А. Брашнина. – Новосибирск:...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ
Ф 59 Финансовое право: метод указания к семинарским занятиям для студентов образовательных программ 030501. 65, 030500. 62 Юриспруденция/...
Методические указания к семинарским и практическим занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям по дисциплине «Международные...
Составитель: Шабанов е и. Наименование. Методические указания к семинарским занятиям дисциплине «Международные конфликты и методы...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница