Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений»


НазваниеЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
страница1/4
Дата публикации24.06.2013
Размер0.5 Mb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра теории и истории государства и права



ЛЕКЦИЯ
по дисциплине «История политических и правовых учений»
Тема № 6

«Общая характеристика политико-правовых учений России»
для курсантов 2 курса,

обучающихся по специальности 030501 65 Юриспруденция
6 часа


Орел

2011
ПЛАН

Введение

1. Основные черты политико-правовой мысли России в период средневековья (ХI - ХVII вв.).

2. Политические и правовые учения в период становления и укрепления абсолютизма в России ( 2 половина ХVII - ХVIII вв).

3. Политические и правовые учения 1 половины и середины ХIХ века

4. Политические и правовые учения второй половины ХIХ.

5. Политические и правовые идеи 1 половины ХХ в.

Заключение

^ УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ,

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ТСО
1. Презентация по теме

2. Мультимедиаоборудование

Лекция подготовлена доцентом кафедры теории и истории государства и права, кандидатом исторических наук, доцентом, подполковником милиции Шепарневой А.И.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права 6 июля 2011 г. Протокол № 15.

ВВЕДЕНИЕ
Выделяются следующие самостоятельные этапы в развитии политико-правовой мысли России указанного периода:

ХI - ХIII вв. - особое внимание уделялось внешнеполитическим проблемам (идеи независимости Русского государства) и задачам преодоления феодальной раздробленности, единства земли Русской.

ХIV - ХVI вв. - на первый план после освобождения татаро-монгольского ига, преодоления феодальной раздробленности выдвигались внутриполитические проблемы ( идеи сильной самодержавной власти).

ХVII - отличительными чертой этого периода являлось преобладание идеи государственной власти, стоявшей высоко над народом. К тому же в России не существовало дуализма духовной и светской властей, как в странах Западной Европы. Русская православная Церковь служила укреплению самодержавия. В господствовавших теориях был резко выражен полумистический взгляд на царскую власть как нечто незыблемое и сверхъестественное.

Политико-правовая идеология 2 пол. ХVII - ХVIII вв. обозначила большинство программных положений последующего времени. На первый план была выведена проблема самодержавия, его задач, способов обоснования, возможностей ограничения.

В первой половине ХIХ века в России наметились три основных течения политико-правовой идеологии: консервативная (охранительная), выступавшая против всяких перемен; либеральная, намечающая путь реформ для создания гражданского общества; радикально-революционная, пытающаяся достигнуть той же цели насильственным путем.

Развитие капитализма в России после отмены крепостного права 1861 года окончательно оформило основные направления политико-правовой мысли, имеющих четкую программную определенность, теоретическое обоснование, многочисленных сторонников. Во второй половине ХIХ - первой половине ХХ века это были социалистическое (народническое, анархо-коммунистическое, большевистское) и буржуазное (либеральное) направления.
^ 1. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ РОССИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (ХI - XVII ВВ.).

а) зарождение политико-правовой идеологии в древнерусском государстве.

Формирование и развитие древнерусской политико-правовой идеологии происходило в условиях становления феодального общества и возникновения государственности, осложненных внешней опасностью.

Главными источниками, питавшими основное содержание политической идеологии того времени были:

- необходимость отражения внешней угрозы со стороны кочевников ;

- упрочение независимости государства, гегемонию над которым пыталась установить Византия;

- развивавшиеся социальные противоречия, выливавшиеся в восстания городских низов Киева во второй половине ХI - начале ХII вв.

В середине ХI в. появляется первое чисто политическое произведение “Слово о Законе и Благодати” киевского митрополита Иллариона. Илларион затронул в “Слове” три большие темы: соотношение закона и Благодати, значение крещения для русской земли и проблемы дальнейшего развития Русского государства (в том числе, теоретически обоснование независимость Киевского государства и Византии и идеи сильной княжеской власти).

В первой части трактата дается понимание закона и Благодати и их взаимосвязей. Илларион не дает классификацию законодательства и не разделяет законы на Божественные и человеческие. Вся схема его рассуждений построена на противопоставлении закона как выполнения обязательного предписания (из какого бы источника оно ни исходило - Божественная воля или воля государя), регулирующего посредством запретов поведение человека в обществе, Истине (Благодати), с постижением которой достигается высокий нравственный статус христианина. Последний в силу своего совершенства уже не нуждается в регулятивной деятельности закона.

В “Слове” излагается выдержанная в религиозном духе фантастическая концепция всемирной истории, которая делится на периода - Ветхого Завета и Нового Завета. Период Ветхого Завета - период богоизбранности одного, иудейского народа, период подчинения закону. Сменивший его период Нового Завета - период Благодати, когда христианство стало достоянием всех народов, приняявших его свободно и добровольно. Русский народ приобщился к христианству по собственному желанию, а не под влиянием Византии. Тем самым он, вступивший на путь Истины, вошел в равноправную семью народов и не нуждается ни в чьей опеке.

Илларион также обращается к обсуждению группы политических проблем, связанных с выяснением происхождения, сущности и употребления власти. Сущность государства - Божественна, так как в своем назначении она реализует Божественную волю. Носитель верховной власти - “причастник” и “наследник” Небесного Царства. Происхождение власти - наследственное, а родословие современных князей Илларион исчисляет, начиная со “старого Игоря”. Рассуждая о формах правления и способах и методах реализации власти, автор называет князя “единодержцем” своей земли, т.е. обосновывает положение о единодержавии как единой и суверенной власти в пределах всей подвластной князю земли. В целях достойного осуществления высшей цели государства (обеспечения интересов всех подданных) князь должен быть милосердным, судить по закону и обладать определенным набором нравственных качеств.

Впервые в русской политической теории Илларион поставил вопрос об ответственности князя перед подданными, ввел понятие “грозы”, указывая на могущественность власти, способной “отгрозить” врагам родной земли в целях сохранения мира. Трактат Иллариона в течение многих лет использовался в качестве образца для прославления носителя верховной власти.

Линия, намеченная Илларионом, получила отражение в последующих летописях, послуживших основой для “Повести временных лет” (начало ХII в.), созданной, предположительно, монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Если в “Слове” Илларион стремился дать теоретическое обоснование независимости Русского государства и сильной княжеской власти, то Нестор в “Повести” дает их историческое обоснование.

В летописи утверждается, что киевские князья происходят от варяжского князя Рюрика, который якобы был призван славянами для управления ими и установления порядка на русской земле. С Рюрика и начинается русская государственность, и его наследники - киевские князья по праву являются старшими среди всех русских князей. В “Повести” решались насущные политические задачи:

- отвергались притязания Византии на гегемонию над Киевской Русью;

- повышалось значение киевских князей;

- подчеркивалось их старшинство и недопустимость усобиц между князьями в условиях наметившейся в это время тенденции к феодальной раздробленности.

Дальнейшее развитие русская политическая мысль получает в трудах киевского князя Владимира МономахаПоучение детям”, “Послание Олегу Черниговскому”, “Отрывок”, условно называемый Автобиографией. В этих работах затронут большой круг вопросов: объем полномочий великого князя, взаимоотношения Церкви и государства, принципы отправления правосудия в стране.

Политическое содержание наиболее очевидно представлено в “Поучении”, в котором ведущее место занимает проблема организации и осуществления верховной власти. Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины. Не допускать в стране “беззакония” и “неправды”. вершить правосудие по закону. Судебные функции Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения. Отрицание кровной мести подготовило полное неприятие смертной казни: ”Ни права, ни крива не убивайте и не повелевайте убити его”.

Мономах разрабатывал поставленную еще Илларионом проблему ответственности великого князя перед подданными. О ней он говорил при разрешении вопроса об управлении страной, организации правосудия и при необходимости военных действий.

При решении вопроса о взаимоотношениях светской и духовной властей Мономах отводит Церкви почетное, но явно подчиненное место.

Традиции русской политической мысли домонгольского периода нашли свое выражение в произведении, предписываемом Даниилу Заточнику, появившемуся в период феодальной раздробленности (в конце ХII или начале ХIII вв.)

Центральной политической идеей произведения является явно идеализированный образ великого князя. Единовластие князя, по мнению Даниила, - единственное средство возвеличения государства, установления твердого порядка и избавления простых людей от бедствий. Форма власти у Даниила близка к идеалу Вл.Мономаха: великий князь решает дела с мудрыми советниками (Совет думцев).

В “Молении” говорится также и о необходимости “царской грозы”, которая в отличие от Иллариона устрашает не только внешних врагов, но и лиц, творящих беззаконие внутри страны. Такая постановка вопроса, естественно, подразумевает и наказание для всех творящих “неправду”.

б) основные направления политической и правовой мысли в период образования русского централизованного государства.

Развитие Руси было заторможено феодальной раздробленностью, а затем татаро-монгольским игом почти на два с половиной века. Роль, сыгранная Москвой в изгнании татаро-монголов, усилила стремление русских земель к объединению вокруг нее. Москва - центр освободительной борьбы- становится силой, обеспечивающей объединение этих земель в единое государство. Поэтому, если до этого основное внимание в русской политической идеологии уделялось внешнеполитическим проблемам, то в ХV - ХVI вв. они как самостоятельный фактор постепенно отступают на второй план, увязываются с решением внутриполитических задач.

Признание возросшей роли Москвы, возглавившей Русское государство как государство независимое, получило обоснование в ряде произведений политической литературы: “Повесть о Флорентийском соборе”, “Послание о Мономаховом венце”, “Сказание о князьях Владимирских”. Эти произведения были связаны общей идеей величия власти московских государей, являвшихся якобы наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу, корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла развитие и завершение в теории “Москва - третий Рим”, обоснованной псковским монахом Филофеем в начале ХVI в.

По этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, возвеличение и дальнейшая судьба направлялись волей Бога. Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было завоевано турками из-за греко-католической унии 1439 г., заключенной на Флорентийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва - хранительница православия. Она будет им до предначертанного Богом конца света, “а четвертому не быти”. Московский государь - “богоизбранный”, “вседержавный” наследник власти великих государств. Следовательно, Московское государство не только великое, независимое государство, но и государство, которое может претендовать на объединение под своей властью всех народов, исповедающих православную веру.

Наиболее подробно Филофеем был разработан вопрос о роли и значении единой для русской земли верховной власти, прежде всего законность происхождения великокняжеской (царской) власти. Но основное внимание он сосредоточил на выяснении сущности этой верховной власти, носитель которой “поставлен от Бога... и слуга есть Божий”. Характеризуя образ царя, монах видит его строгим ко всем, кто отступает от правды; заботливым и справедливым в отношении всех своих подданных.

Высокое представление о царской власти подтверждалось у него с требованием безоговорочного подчинения ей со стороны подданных. Они обязывались “государю... верою служити и правдою и покорением”, принимая от него и напраслину.

В обязанности государя также вменялась забота о Церквях и монастырях. В представлении Филофея, Церковь - это главнейшее ведомство государства, поэтому князь обязан устраивать все церковные дела (искоренять недостатки, бороться с ересями, назначать епископов и т.д.)

Как и большинство средневековых христианских мыслителей, Филофей не разделял мораль и право, поэтому беззаконием он называл всякое безнравственное деяние, независимо от того имеет ли оно правовую основу. Если же кто пострадал, то возмещение следовало, по мнению Филофея, ожидать от небесных сил, так как законы государства являлись лишь частью основанной на Божественных Заповедях “правды”, поддерживаемой силой власти.

В вопросах взаимоотношения государства и Церкви учению Филофея противостояли идеи и воззрения, базирующиеся на концепции симфонии царства и священства, сложившейся в Византии еще в IV в. и ставшей в VI в. правовой нормой. В 6-й новелле (законе) императора Юстиниана (527-565) священство и царство оцениваются как “величайшие дары Божии”.

Слово “симфония” (созвучие, согласие) указывало не просто на союз светской и церковной власти, а на их неразрывную связь, взаимопроникновение, на нераздельность двух начал. Предполагалось, что император участвует в делах Церкви, а в мероприятиях светской власти непременно реализуются принципы православия. При этом симфония священства и царства воспринимались иррационально, как некое установление, не нуждающееся в четком разграничении функций, полномочий светских и духовных властителей.

Внутриполитический аспект теории “Москва - третий Рим”, возвышающий власть московских государей, вызвал острую идейную борьбу среди сторонников и противников политики объединения и создания единого централизованного государства, принявшую при Иване III религиозную форму и продолженную при Иване IV уже светскими аргументами.

Религиозная форма борьбы была связана с выступлениями “нестяжателей” и “стяжателей” или “иосифлян”. Наиболее видными нестяжателями были монах Кирилло-Белозерского монастыря, основавший скит на реке Соре, Нил Сорский, его ученик Вассиан Косой и монах Афонского монастыря Максим Грек.

Конфликт в церковной среде возник из-за вопроса, должна ли Церковь обладать богатством. Но с ним был органически связан важный политический вопрос, должна ли Церковь поддерживать усиление царской власти.

Нестяжатели утверждали, что Церковь обязана заботиться только о духовном, а не о мирском. Поэтому ей не должны принадлежать земли с холопами и смердами. Клиру подобает жить плодами своих трудов, не погрязая в мирских заботах, “сребролюбии”, “стяжательстве” - присвоении чужого труда. Настоящие святые, считали нестяжатели, не владели землями, Господь учил продавать свои имения, а деньги раздавать нищим.
  1   2   3   4

Похожие:

Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconДягтерева Алла Максимовна Учебники: «История политических и правовых учений» В. С. Нерсесянц
Программа по курсу истории политических и правовых учений + Учебно-методический комплекс
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессинального образования
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Возникновение теории «естественного права». Гуго Гроций, Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Влияние идей христианства на развитие политико-правовой мысли средневековой Европы
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconЛекция по дисциплине «История политических и правовых учений»
Представления о государстве и праве древних народов. Политико-правовая мысль Древнего Востока
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» icon§ История политических и правовых учений: междисциплинарные связи,...
Вых учений – юридическая наука и учебная дисциплина исторического профиля. В то же время, как и юриспруденция в целом, она относится...
Лекция по дисциплине «История политических и правовых учений» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины история политических...
Учебный курс «История политических и правовых учений» предусмотрен для студентов 4 курса дневного отделения, 5 курса вечернего отделения,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница