Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом»


НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом»
страница1/8
Дата публикации16.03.2013
Размер1.2 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
userdocs.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра инноватики, управления и права


М.А. Коргова, А.М.Салогуб, Шукюрова М.Г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»

Для специальности

090905 Организация и технология защиты информации
Бакалавриат

Пятигорск 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

^ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»


УТВЕРЖДАЮ
_________________________
Проректор по академической политике

и инновационному развитию,

профессор Ю.Ю. Гранкин
«______»______________2009 г.
_________________________
Начальник учебно-методического управления,

доцент Ю.П. Дмитриева
«______»______________2009 г.

Кафедра инноватики, управления и права
^ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Для специальности

090905 Организация и технология защиты информации

Бакалавриат

Пятигорск 2009
ББК 60.823.3 Печатается по решению

УДК 331.108 редакционно-издательского совета

У 91 Пятигорского государственного

лингвистического университета


Коргова М.А., Салогуб А.М., Шукюрова М.Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Управление персоналом».
Пятигорск: ПГЛУ, 2009. - 104 с.
Учебно-методический комплекс содержит организационно-методические положения (включая цели и задачи курса, требования к уровню освоения курса), характеристику структуры, содержание и учебно-методическое обеспечение преподаваемой дисциплины (в том числе тематический план, рабочую программу, список рекомендуемой литературы, основные понятия, контрольные вопросы, формы и виды самостоятельной работы студентов, требования к итоговой аттестации, балльно-рейтинговые параметры оценки образовательных компетенций студента).

Рецензент: кафедра инноватики, управления и права Пятигорского государственного лингвистического университета.

© М.А.Коргова, 2009

© А.М.Салогуб, 2009

©М.Г.Шукюрова, 2009

© ПГЛУ, 2009

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ^ Организационно-методический раздел


5

    1. Проектирование учебного процесса по дисциплине для

данной образовательной профессиональной программы



5

1.2. Основные дидактические единицы

6

1.3. Междисциплинарные связи учебной дисциплины

7

1.4. Цели изучения дисциплины

8
^

1.5. Задачи учебной дисциплины


8

1.6. Место учебной дисциплины в системе профессиональной

подготовки



9

1.7. Требования к уровню освоения содержания курса


10

  1. Содержание курса

10

2.1. Тематический план дисциплины «Управление

персоналом» для студентов очной формы обучения


10

2.2. Тематический план дисциплины «Управление

персоналом» для студентов вечерней формы обучения


14

2.3. Тематический план дисциплины «Управление

персоналом» для студентов заочной формы обучения


18

2.4. Содержание программы курса

21

2.5. Содержание семинарских (практических) занятий

28

  1. Учебно-методическое обеспечение изучения курса дисциплины


63

3.1. Карта методической обеспеченности учебной

дисциплины


63

3.2. Формы и методы контроля усвоения материала в

соответствии с целями и задачами учебной дисциплины


71

3.3. Банк контрольных заданий

72

3.4. Контрольные вопросы для промежуточной и итоговой

аттестации

97

3.5. Методические рекомендации по руководству

самостоятельной работой студентов


100

3.6. Словарь терминов

101

  1. ^ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ


1.1. Проектирование учебного процесса по дисциплине для данной образовательной профессиональной программы
Важнейшей частью общего менеджмента организации является кадровый менеджмент или управление персоналом. По мере усложнения функционирования управленческих систем постоянно усиливается роль человеческого фактора. Это обстоятельство обусловливает актуальность изучение роли персонала не только как ресурса организации, но и как полноправного партнера в деле организационного функционирования и развития, его значения и места в менеджменте организации, что и является предметом управления персоналом.

Курс «Управление персоналом» позволяет дать целостное научное представление о механизмах реализации кадровой политики в организации.

Объектом изучения дисциплины выступают управленческие отношения субъектов и объектов менеджмента по поводу функционирования и развития организаций.

Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по направлению «Информационная безопасность», программа бакалавриата, профиль – Организация и технология защиты информации и изучающих дисциплину «Управление персоналом» на четвертом курсе (VII семестр).

Содержание дисциплины включает курс лекций, семинарские и практические занятия, самостоятельную работу и контроль знаний. В лекциях излагается основное содержание разделов программы, ее теоретические основы, а также дается анализ действующего механизма управления персоналом в России и зарубежных странах. В рассматриваемых проблемах дисциплины «Управление персоналом» отражается и их региональная специфика. Семинарские занятия ориентированы на закрепление у студентов теоретических знаний и практических навыков по управлению персоналом на всех уровнях общественной структуры с учетом мировой практики.

Курс предусматривает 24 лекционных часа и
24 часа семинарских занятий. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов. Форма итогового контроля – зачет.

^ 1.2. Основные дидактические единицы

Управление человеческими ресурсами как интегральный компонент общего процесса управления; место и роль управления персоналом в системе управления организацией; принципы управления персоналом; функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом; развитие теории кадрового менеджмента в мире и в России; планирование человеческих ресурсов; набор и селекция персонала; отбор персонала в организацию; интервьюирование при приеме на работу; подбор персонала и профориентация; профессиональная и организационная адаптация; подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала; оценка персонала; управление карьерой и работа с кадровым резервом; мотивация поведения в процессе трудовой деятельности, основы вознаграждающего управления; отношения в организации; участие персонала в управлении; руководитель организации как субъект кадрового менеджмента; конфликты в коллективе; типология конфликтов; форма, структура и динамика конфликтов; пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов; управление конфликтом; национальные модели управления персоналом и проблемы выбора эффективной модели кадрового менеджмента в современных российских условиях.
^ 1.3. Междисциплинарные связи учебной дисциплины

Теория управления персоналом, как важнейшая часть менеджмента организации, исследует основные понятия, закономерности, принципы, методы и функции управления персоналом, рассматривает динамику организационно-методических подходов, определяет понятийный аппарат и систему категорий управленческой науки, раскрывает механизмы реализации технологий формирования и развития персонала.

Теоретической основой управления персоналом являются положения психологии, которые исследуют психологические характеристики человека в процессе трудовой деятельности; основы социологии, раскрывающие сущность социальных взаимоотношений в коллективе. Руководствуясь экономико-математическим аппаратом экономической теории, в кадровом менеджменте решаются проблемы эффективности труда, издержек на персонал, доходов и заработной платы, нормирования труда и управления инвестициями в человеческий капитал. Опираясь на знания трудового права, в кадровом менеджменте анализируют комплекс юридических аспектов труда; знания в области педагогики исследуют проблемы воспитания личности; теоретические основы физиологии труда прогнозируют воздействие трудовых процессов на физиологические характеристики человека.

В процессе осмысления и изложения вопросов управления персоналом активно использовались диалектический и системный подходы, что позволило сформировать представления о содержательной эволюции кадрового менеджмента, о взаимодействии различных видов менеджмента в системе менеджмента организаций.

В курсе обоснована необходимость интегративного, целостного подхода к управлению персоналом в социальных системах.

Содержание дисциплины включает методологические основы управления персоналом, эволюционную траекторию теории и практики управления персоналом, технологии и организационно-методические аспекты дисциплины.

В дисциплине подробно рассматриваются вопросы кадровых технологий формирования, использования и развития персоналом; функций, принципов методов, работы с персоналом, мотивации. Большое внимание уделяется вопросам управления персоналом в условиях российской действительности с помощью тренингов и кейс-стади.

Анализируются проблемы становления российской модели управления персоналом и пути их решения, подготовки кадровых менеджеров для организаций современной России.

Современная теория управления персоналом рассматривается как система управления человеческими ресурсами через субъектно-субъектные отношения (интерсубъектности), нацеленная на социальное партнерство посредством балансирования экономических и социальных целей организации, персонала, руководителей, потребителей ее услуг. Исследуются основные факторы, определяющие направления развития управления персоналом в условиях постиндустриального менеджмента.

Учебная дисциплина «Управление персоналом» находится в тесной взаимосвязи с дисциплинами управленческого, психологического и правового блоков: «Социология управления», «Теория управления», «История менеджмента», «Психология управления», «Правовые основы управленческой деятельности», «Экономическая теория», «Педагогика», «Конфликтология» и др.
^ 1.4. Цели изучения дисциплины

Целью курса «Управление персоналом» является овладение теорией, современными знаниями, умениями и навыками эффективного управления персоналом организаций в условиях креативной экономики.
^ 1.5. Задачи учебной дисциплины

Задачами учебной дисциплины «Управление персоналом» являются:

1. Обеспечение целостного, научного представления:

  • о сущности и содержании управления персоналом как части общего менеджмента организации, о его целях, задачах, предмете и объекте исследования;

  • о понятийно-категориальном аппарате теории управления персоналом;

  • о принципах, методах, функциях и процессах управления персоналом;

  • об истории и настоящем управления персоналом и основных тенденциях его развития в мире и в России.

2. Ознакомление:

  • с системой управления персоналом в организации и основными кадроведческими технологиями в области планирования и набора персонала, отбора, мотивации и стимулирования, адаптации и обучения, оценки деятельности персонала и управлении карьерными процессами сотрудников в организации;

  • с механизмами построения, функционирования и развития системы управления персоналом в организации.

3. Овладение знаниями в области:

  • организационных основ управления персоналом;

  • базовых моделей управления персоналом в мире,

  • лучшего зарубежного опыта управления персоналом.

4. Понимание целей, принципов, приоритетов и проблем становления управления персоналом в России.

5. Умение анализировать и оптимизировать практику управления персоналом в современных предприятий и организаций, органов государственного и муниципального управления.

6. Умение ориентироваться в специальной литературе по управлению персоналом и самостоятельно повышать свою квалификацию в области кадрового менеджмента.
^ 1.6. Место учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки

Данная дисциплина занимает важное место в системе подготовки специалистов любого профиля, особенно управленцев и менеджеров, поскольку формирует знания в области управления самым важным ресурсом организации – персоналом. Однако теоретические знания в области управления персоналом составляют один из аспектов теории менеджмента. В комплексе с изучением остальных дисциплин Госстандарта курс составляет фундамент для последующего изучения целого ряда общепрофессиональных, специальных дисциплин и дисциплин специализации и создает многоплоскостное видение управленческих проблем и механизмов их разрешения.
^ 1.7. Требования к уровню освоения содержания курса

Курс «Управление персоналом» ориентирован на формирование у студентов знаний и навыков аналитической деятельности по вопросам управления персоналом в организациях.

По итогам изучения курса студенты должны:

  • овладеть теоретическими представлениями о содержании дисциплины управления персоналом для разрешения основной ее цели – обеспечения организации персоналом необходимого количества и качества, организация его эффективного использования, профессионального и социального развития;

  • приобрести навыки решения проблем в процессе внедрения внутрифирменных технологий формирования и развития персонала, как инструментов реализации кадровой политики организации.

^ 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Тематический план дисциплины
«Управление персоналом»
для студентов очной формы обучения






^ Наименование тем

Общая трудоемкость (час.)

Аудиторные

занятия

(час.)

Самостоятельная работа (час.)

Основные баллы

^ Дополнительные баллы

Лекции

Семинары


Раздел I.

Сущность и содержание кадрового менеджмента как части общего менеджмента организации


1.

Тема 1. Управление персоналом как часть общего менеджмента организации.

16

2




12

1

0




2

5

3

2.

Тема 2. Принципы, методы и функции управления персоналом.

16

2




12

1

0




2

5

3

Раздел II.

Эволюция теории управления персоналом

3.

Тема 3. Динамика идей в области управления персоналом в мире.

14

2




10

1

0




2

5

3

4.

Тема 4. Развитие отечественной теории управления персоналом.

12

2




10

1

0




0

0

0


Раздел III.

Кадроведческие технологии в системе

формирования персонала

5.

Тема 5. Кадровое планирование, набор и отбор персонала в организацию.


14

2




8

1

0




4

10

6

6.

Тема 6. Мотивация и стимулирование труда персонала. Система традиционной и нетрадиционной компенсации.

14

2




10

1

0





2


5


3



Раздел IV.

Кадроведческие технологии в системе
профессионального развития персонала


7.

Тема 7. Адаптация персонала и обучение персонала.

16

2




12

1

0




2

5

3

8.

Тема 8. Оценка трудовой деятельности персонала организации.

12

2




8

1

0




2

5

3

9.

Тема 9. Управление деловой карьерой персонала в организации и работа с кадровым резервом.

14

2




10


1



0





2


5


3


10.

Тема 10. Конфликты в организации и меры по их профилактике.

14

2




10

1

0




2

5

3

Раздел V.

Проблемы становления российской модели кадрового менеджмента и пути их решения

11.

Тема 11. Развитие практики кадрового менеджмента в мире и в России.

14

2




10

1

0




2

5

3

12.

Тема 12. Модели кадрового менеджмента. Проблемы выбора эффективной модели кадрового менеджмента в современных российских условиях.

16

2




12

1

0





2

5

3

Итого:

190

24

24

142

72

36


Распределение контрольных точек для дисциплины

«Управление персоналом»

в VII семестре (очная форма обучения)


контрольные точки

неделя

баллы

вид контроля

1 контрольная точка

9 неделя

14.4

Контрольная работа

2 контрольная точка

14 неделя

21,6

тестирование

3 контрольная точка

зачетная неделя

36

зачет



^ 2.4. Содержание программы курса
Раздел I.

Сущность и содержание кадрового менеджмента как части общего менеджмента организации
Тема 1. Управление персоналом как часть

общего менеджмента организации

Управление персоналом и кадровый менеджмент. Сущность и содержание кадрового менеджмента, и его место в системе общего менеджмента организации. Объект, предмет, цели и задачи кадрового менеджмента. Понятийно-категориальный аппарат кадрового менеджмента. Проблематика кадрового менеджмента. Система кадрового менеджмента: ее содержание и характеристика основных элементов. Кадровая политика организации: алгоритм разработки и реализации. Перспективы развития кадрового менеджмента в современной России. Взаимосвязь кадрового менеджмента с науками. Кадровый менеджмент как учебный курс: его цели, задачи и структура.
^ Тема 2. Принципы, методы и функции
управления персоналом


Сущность, классификации и содержание принципов управления персоналом. Административные, экономические и социально – психологические методы управления персоналом. Кадроведческий управленческий цикл. Сущность и содержание основных функций кадрового менеджмента: планирования персонала, набора персонала, отбора персонала, мотивации и стимулирования персонала, адаптации и обучения персонала, оценки деятельности персонала и управления карьерными процессами персонала в организации. Динамика взглядов на перечень кадровых функций и их содержание. Принятие и реализация управленческих решений как интегральная функция кадроведческого цикла. Взаимосвязь универсальных управленческих функций и функций кадрового менеджмента. Кадровый менеджмент как социальная технология. Особенности использования принципов, применение методов и реализации функций управления персоналом в практике современных российских предприятий и организаций.
^ Раздел II.

Эволюция теории кадрового менеджмента
Тема 3. Динамика идей в области

управления персоналом в мире

Возникновение идей об управлении персоналом в первобытном обществе, в Древнем мире, в средние века, в период раннеиндустриального развития человечества. Взгляд на управление персоналом в общей теории управления. Возникновения кадрового менеджмента как науки. Периодизация истории кадрового менеджмента. Вклад классических школ и подходов в развитии теории управления персоналом. Тенденции развития современного кадрового менеджмента. Появление неоклассического («виртуального») менеджмента эпохи постиндустриального развития человечества и его влияние на кадровый менеджмент.
^ Тема 4. Развитие отечественной теории
кадрового менеджмента


Эволюция управленческой мысли и управленческой деятельности в социалистический период развития нашей страны. НОТовское движение в России и его особенности. Идеи В. И. Ленина о планировании народного хозяйства, о принципах научной организации труда, о привлечении и воспитании профессиональных управленческих кадров, о создании кадрового резерва, о стимулировании труда персонала, о социалистическом соревновании. А.А. Богданов и его «Всеобщая организационная наука» (Тектология). А. К. Гастев о принципах научной организации труда и решающей роли человеческого фактора в производстве. П.М. Керженцев о принципах и функциях управления, о проблемах подбора и рационального использования работников на производстве. Функции управления И. М. Бурдянского и применением психотехник в решении кадровым задач. П. М. Есманский о теории трудового процесса и комплексном подходе к управленческой деятельности. Е.Ф. Розмирович о «производственной» концепции управленческого процесса. Концепция «человеческих отношений» и «идеальный» портрет руководителя демократического типа в представлении Н. А. Витке. Мысли о стиле руководства, подборе персонала и этике взаимоотношений И. О. Каннегиссера. Концепция «административной емкости» Ф. Р. Дунаевского.

Причины спада в управленческой науке в 1930-1950-е годы XX века. Новый «управленческий бум» в 50-х – начале 60-х XX века. Успехи экономической науки, социологии и психологии в СССР. Тенденция к интеграции различных подходов к управлению. «Период застоя» и его влияние на теорию и практику управления. Переход России к рыночным реформам и формирование новых подходов к и теории и практике управления. Крупные управленческие школы и их представители. Достижения и проблемы современной науки и практики управления персоналом.
^ Раздел III.

Кадроведческие технологии в системе

формирования персонала

Тема 5. Кадровое планирование, набор и отбор
персонала в организацию


Место и роль планирования в кадровом менеджменте. Вторичность кадрового планирования по отношению к внутриорганизационному планированию. Классификация планов по персоналу. Принципы и методы кадрового планирования. Алгоритм кадрового планирования. Причины неудач в планировании и пути их устранения. Высвобождение персонала: виды и технологии.

Сущность понятия «набор персонала». Инструменты набора: должностная инструкция, квалификационная карта и карта компетенций. Внешние и внутренние источники набора персонала: их преимущества и недостатки. Методы внешнего и внутреннего набора. Альтернативы набора персонала в организацию. Особенности кадрового планирования и набора персонала в современных российских организациях.

Сущность понятия «отбор персонала». Критерии и принципы отбора. «Отбор» и «подбор» персонала: общее и особенное. Традиционные методы отбора персонала в организацию: анализ анкетных данных; наведение справок о кандидате; собеседования; тестирование; оценка по реферату; метод экспертных оценок; метод деловых игр; метод групповой дискуссии; метод «Центр оценки»; матричный метод; испытательный срок. Нетрадиционные методы оценки кадров при отборе: полиграф; стрессовое интервью; Brainteaser Interview (креативные задачи), физиогномика, графология; астрология, хиромантия, дактилоскопия и др. Достоинства и недостатки традиционных и нетрадиционных методов, технологии их применения. Критерии и показатели эффективности отбора в организацию. Типичные ошибки, допускаемые при отборе персонала в зарубежных и российских организациях, и пути их устранения.
^ Тема 6. Мотивация и стимулирование труда персонала

Система традиционной и нетрадиционной компенсации

Сущность и содержание понятий «мотивация» и «стимулирование» в менеджменте. Механизм мотивации и стимулирования персонала. Основные содержательные и процессуальные теории мотивации и их практическое применение в современных системах мотивации и стимулирования персонала. Методы мотивации и стимулирования персонала: экономический метод, метод постановки целей, метод проектирования и перепроектирования труда и обогащения работ, метод соучастия персонала в управлении. Формы мотивации и стимулирования, используемые в «образцовых» компаниях мира. Принципы и основные элементы традиционной и нетрадиционной систем компенсации труда персонала. Их достоинства и недостатки. Самомотивация персонала. Особенности мотивации и стимулирования персонала в организациях современной России.
^ Раздел IV.

Кадроведческие технологии в системе профессионального развития персонала
Тема 7. Адаптация и обучение персонала

Необходимость развития персонала организации. Сущность понятия «адаптация» и ее виды. Цели и задачи адаптации персонала в организации. Процесс адаптации и программы адаптации. Условия успешности адаптации персонала.

Сущность понятия «обучение персонала». Роль обучения в профессиональном развитии. Цели обучения персонала. Требования, предъявляемые к эффективному обучению. Процесс обучения персонала: характеристика основных этапов. Основные формы и методы обучения. Обучение без отрыва от производства: инструктаж, ротация, ученичество и наставничество (коучинг). Обучение с отрывом от производства: лекции, семинары, практические занятия, деловые игры, тренинги. Роль и место самостоятельного обучения в развитии персонала. Непрерывное обучение персонала – важнейший фактор эффективного менеджмента организаций. Характеристика обучающихся организаций. Проблемы обучения персонала в организациях России и возможные пути их разрешения.

Повышение профессионального мастерства менеджеров. Этапы профессиональной подготовки менеджеров: базовая подготовка, учеба в связи с занятием новой должности, повышение квалификации. Основные требования к системе подготовки и переподготовки управленческого персонала. Особенности подготовки HR –менеджеров в зарубежных компаниях и в России.
^ Тема 8. Оценка трудовой деятельности
персонала организации

Цели и функции пролонгированной оценки персонала организации. Объект и предмет оценки. Критерии оценки персонала. Факторы, влияющие на эффективность оценки. Методы оценки: аттестация, метод стандартных оценок, метод сравнительных оценок, метод управления по результатам, метод оценки по критическим ситуациям, 360º аттестация, метод управления посредством установки целей, метод самооценки. Достоинства и недостатки методов. Система оценки персонала в организации. Субъективные ошибки при оценке деятельности сотрудников организации и возможные пути их устранения.


^ Тема 9. Управление деловой карьерой персонала в организации и работа с кадровым резервом

Сущность понятия «карьера». Виды карьеры. Движущие мотивы карьеры. Организационные цели управления карьерным развитием сотрудников. Процесс управления карьерой, сущность, содержание, краткая характеристика этапов. Планирование карьеры и реализация карьерных планов. Общие принципы достижения карьерной стратегии. Факторы, препятствующие карьерному продвижению. Этапы карьеры и их краткая характеристика. Советы по управлению собственной карьерой. Подготовка резерва руководителей. Основные этапы процесса подготовки руководителей. Особенности управления карьерными процессами в современных российских организациях.
^ Тема 10. Конфликты в организации и

меры по их профилактике

Понятие «конфликт». Признаки конфликта. Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов в управленческой деятельности. Типология конфликтов. Форма, структура и динамика конфликтов. Роль конфликтов в социально-экономическом развитии организации. Пути и средства предупреждения и разрешения конфликтов.

Раздел V.

Проблемы становления российской модели кадрового менеджмента и пути их решения

^ Тема 11. Развитие практики кадрового менеджмента
в мире и в России


Управление персоналом как практическая деятельность в земледельческий и раннеиндустриальный периоды человеческой истории. Возникновение научного менеджмента персонала в позднеиндустриальный период. Становление первых отделов по работе с персоналом на предприятиях. Динамика организационно – методических подходов к кадровой работе на протяжении двадцатого и начала двадцать первого века в экономически развитых странах мира.

Практика управления персоналом в дореволюционной России, в советский и постсоветский периоды: полезные уроки и отрицательный опыт.

Кадровая служба в организации как субъект кадровой работы. Цели и задачи современных кадровых служб на предприятиях и в организациях. Их место в структуре организационной иерархии. «Идеальная» модель современной службы по управлению персоналом (по опыту «образцовых» компаний мира). Динамика «портрета» HR – службы в России. Состояние кадровых служб на современных российских предприятиях и в организациях, типичные проблемы и возможные пути их преодоления. Взаимодействие кадровых служб с руководителем организации и линейными менеджерами по поводу принятия и реализации кадровых решений. Кадровый аудит: цели, задачи, алгоритм, эффективность.
^ Тема 12. Модели кадрового менеджмента. Проблемы выбора эффективной модели кадрового менеджмента в современных российских условиях

Анализ национальных, географических, образовательных, правовых, экономических, информационных, технологических, психологических особенностей менеджмента и кадрового менеджмента в США, Японии и Европе. Обусловленность моделей управления персоналом менталитетом народов. Сущностные черты американской, японской и европейской моделей управления персоналом. Возможности и ограничения моделей. Симбиозные модели управления персоналом.

Проблемы выбора эффективной модели кадрового менеджмента в современных российских предприятиях и организациях и возможные пути их разрешения.
^ 2.5. Содержание семинарских (практических) занятий
Раздел I.

Сущность и содержание кадрового менеджмента как части общего менеджмента организации
1. Практическое занятие

«Бенчмаркинг в кадровом менеджменте» (2 часа)

  1. Наименование тренинга: «Идеальная организация и управление ею в условиях креативной экономики»

  2. Ознакомление с условиями задачи.

  3. Тренинг.

  4. Разбор ситуации и рекомендации.


Темы рефератов

1. Традиционная, современная и «будущая» системы управления персоналом.

2. Формирование стратегии, миссии, целей организации и управление персоналом.

Литература

1. Литвак, Б.Г. Великие управленцы / Б.Г. Литвак. – М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография», 2008. – 544 с.

2. Нордстрем, К. Бизнес в стиле фанк навсегда: Капитализм в удовольствие / Кьелл Нордстрем, Йонас Риддерстрале; пер. с англ. Стокгольмская школа экономики. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008 – 328 с.

3. Джойс, У. Формула устойчивого успеха в бизнесе / У. Джойс, Н. Нория, Б. Роберсон. – Мн.: ООО «Попурри», 2006 – С. 304.

4. Маршев, В.И. История управленческой мысли: учебник / В.И. Маршев. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 173 с.

5. Кови, Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей: Мощные инструменты развития личности / Р. Стивен Кови. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 374 с.

6. Коргова, М.А. Кадровый менеджмент: учебное пособие / М.А. Коргова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. – 456 с.

7. Джим, Коллинз. Построенные навечно. Успех компаний, обладающих видением / Д. Коллинз, Д. Поррас. – СП(б).: - Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 349 с.

8. Майклз, Э. Война за таланты / Э. Майклз, Х. Хэндфилд-Джонс, Э. Экселрод. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 272 с.

9. Всеобщая история менеджмента: Учебное пособие / под общ. редакцией И.И. Мазура. – М.: Изд. Центр «Элима». - 784 с.

10.Общий и специальный менеджмент: учебник под редакцией А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: Изд – во РАГС, 2008.

11.Управление персоналом / под ред. А.И. Турчинова. - М.: Изд. РАГС, 2007.
^ 2. Кадровый менеджмент как вид
общего менеджмента организации
(2 часа)
«Круглый стол» на тему:

«Что такое кадровый менеджмент?»

  1. Кадровый менеджмент как наука

  2. Кадровый менеджмент как практика.

  3. Кадровый менеджмент как профессия.

  4. Кадровый менеджмент как учебная дисциплина.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем причины выделения кадрового менеджмента из общего менеджмента организации?

2. Чем понятие «кадровый менеджмент» отличается от понятия «управление персоналом»?

3. Какими категориями обозначают объект кадрового менеджмента?

4. Кто является субъектами кадрового менеджмента? Какова их область деятельности, основные задачи и роли в организации?

5. Каковы отличительные характеристики традиционных и современных моделей управления организациями?

6. В чем особенности традиционных и современных методов управления персоналом?

7. Каково содержание системы современного кадрового менеджмента?

8. В чем особенности кадрового менеджмента как профессии?
Темы рефератов
^
1. Кадровый менеджмент как важнейшая часть современного менеджмента организаций.

2. Кадровый менеджмент – ключ к конкурентоспособности современных организаций.

3. Теоретические и исторические основы кадрового менеджмента.

4. Управление персоналом как процесс и система.

5. Основные подходы к управлению персоналом.

6. Менеджер, его место и роль в системе управления персоналом.

7. Кадровая политика

^

Основные понятия


Менеджмент; социальная функция менеджмента; общий и специальный менеджмент; кадровый менеджмент; управление персоналом; персонал; когнитариат; кадры; рабочая сила; трудовые ресурсы; человеческий ресурс; кадровая работа; человеческий капитал; человеческий потенциал; формальные, неформальные, внеформальные организационные отношения.


Литература

1. Егоршин, А.П. Управление персоналом: учебник для вузов / А.П. Егоршин. - Н. Новгород: НИМБ, 2001. – 720 с.

2. Журавлев, П.В. Управление человеческими ресурсами / П.В. Журавлев, Ю.Г. Одегов, Н.А. Волгин.- М.: Экзамен, 2002.

3. Коргова, М.А. Менеджмент: краткий курс: учебное пособие / М.А. Коргова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 378 с.

4. Лукьяненко, А.Е. Управление персоналом государственных органов: система организации и функционирования / А.Е. Лукьяненко, В.И. Лукьяненко, А.В. Новиков. - М.: Наука, 1999.

5. Модульная программа для менеджеров. Управление человеческими ресурсами. ред. Мордовин С.К. - М.: ИНФРА,1999.

6. Общий и специальный менеджмент: учебник. / под общ. ред. А.Л.Гапоненко, А.П. Панкрухина. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

7. Одегов, Ю.Г. Управление персоналом / Ю.Г. Одегов, П.В. Журавлев. – М.: Фанстатинформ, 1997.

8. Питерс, Т. В поисках эффективного управления Т. Питер, Р. Уотерман. Пер. с англ. Общ. ред. Л.И. Евенко. - М.: Прогресс, 1986.

9. Пищулин, Н.П. Социальное управление: теория и практика: учебное пособие: в 2-х томах / Н.П. Пищулин, С.Н. Пищулин, А.А. Бетуганов. - М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.

10. Пугачев, В.П. Руководство персоналом организации. - М.: Аспект-Пресс, 1998.

11. Травин В.В. Основы кадрового менеджмента / В.В. Травин, В.А. Дятлов. - М.: Дело, 1995.

12. Управление персоналом организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М., 1997.

13. Управление персоналом: учебник / под ред. Турчинова А.И. – М.: Изд. РАГС, 2002.

14. Управление персоналом: учебник для вузов / под общ. ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: Банки и биржи ЮНИТИ, 1998.

15. Шекшня, С. Как еto skazat po – russki ? (современные методы управления персоналом в современной России) / С. Шекшня. - М., ООО Журнал Управление персоналом совместно с ЗАО Бизнес – школа Интел – Синтез, 2003.

16. Шекшня, С.В. Стратегическое управление персоналом в эпоху Интернета / С.В. Шекшня, Н.Н. Ермошкин. изд. 6 –е, перер. и доп. (серия Библиотека журнала Управление персоналом) – М.: ЗАО Бизнес – школа Интел – синтез, 2002.
3. Принципы, методы и функции управления персоналом

(2 часа)
План первого семинарского занятия

1. Общая характеристика принципов управления персоналом.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconСер Л. М., Основы технологии обучения: учебно-методический комплекс / Л. М. Сер
Учебно-методический комплекс предназначен для подготовки студентов по специальностям 080104 «Экономика труда», 080505 «Управление...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс Ростов-на-Дону 2011 федеральное государственное...
Управление персоналом: Учебно-методический комплекс. Ростов н/Д.: Юриф ранхиГС, 2011. 44 с
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» icon«Управление персоналом»
Учебно-методический комплекс по курсу «Управление персоналом» содержит программу курса, вопросы для обсуждения на семинарских занятиях,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «некомерческий коммуникации»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры маркетинга (протокол №1 от 14 сентября 2010 г.)
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «цены и ценообразование»
Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры налогов и таможенного дела (протокол №3 от 18 октября 2010...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине основы профессиональной
Учебно-методический комплекс составлен на основании госо мон рк и типовой программы от 2007 г по дисциплине «Основы профессиональной...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «маркетинговые исследования»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Маркетинговые исследования» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «муниципальное право»
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Муниципальное право» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс дисциплины студента по дисциплине «Термодинамика и теплотехника»
Учебно – методический комплекс по дисциплине «Термодинамика и теплотехника» для студентов Казнту имени К. И. Сатпаева по специальности...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «управление персоналом» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Жилищное право» разработан...
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой гражданского права юридического факультета юфу (Протокол № от )
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница