Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики


Скачать 106.37 Kb.
НазваниеСтатья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
Дата публикации29.06.2013
Размер106.37 Kb.
ТипСтатья
userdocs.ru > Право > Статья
Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
Комментарий к статье 5
Комментируемая статья определяет основные обязанности граждан в сфере иммунопрофилактики, а также последствия отсутствия профилактических прививок.

Граждане имеют право на получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях.

Объективные данные, объективная информация (от лат. objectivus - "предметный") - данные, содержание которых не зависит, не связано с мнением, утверждением отдельных лиц, а носит общепризнанный характер, основано на независимых измерениях, расчетах.

Полная информация предполагает ее исчерпывающий характер исходя из наличия объективных данных.

Следует учесть, что данное право, предоставляемое комментируемым Законом, основано на реализации конституционных положений. В частности, п. 4 ст. 29 Конституции РФ предусмотрено право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции РФ).

Право на получение достоверной информации обеспечивается также ответственностью в соответствии с федеральным законом должностных лиц в случае сокрытия ими фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей (п. 3 ст. 41 Конституции РФ).

Право на информирование является составной частью права на медико-социальное просвещение. Такое право непосредственно реализовано в Федеральном законе "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" через законодательное определение понятий, относящихся к сфере инфекционной безопасности. В данном Законе даны определения основных понятий, просвещающих граждан по вопросу возможностей эффективной защиты от инфекционных заболеваний.

Выбор государственных, муниципальных или частных организаций здравоохранения либо граждан, занимающихся частной медицинской практикой, для осуществления иммунопрофилактики является гарантией для поиска наиболее приемлемых условий для проведения иммунопрофилактики в зависимости от личных убеждений самих граждан.

Право на бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок, и профилактические прививки по эпидемическим показаниям в государственных и муниципальных организациях здравоохранения отражают социальные гарантии, предоставляемые государством, и направлены на поддержание здоровья, решение проблем роста численности населения.

Право граждан на медицинский осмотр, а при необходимости и медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение квалифицированной медицинской помощи в государственных и муниципальных организациях здравоохранения при возникновении поствакцинальных осложнений являются проявлением социальной функции государства в виде медицинской (социальной) помощи. При этом объем такой помощи и ее характер определяются в рамках установленных государственных гарантий, определяемых ежегодно.

Указанные права реализуется в совокупности с положениями ст. 41 Конституции РФ, определяющей право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2008 г. N 913 <1> утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 г.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5942.
Программа предусматривает предоставление различных видов медицинской помощи, в том числе и в сфере иммунопрофилактики.

Первичная медико-санитарная помощь включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров.

Кроме того, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в установленном порядке осуществляется медицинская помощь, а также предоставляются медицинские и иные услуги в лепрозориях, центрах по профилактике и борьбе с синдромом приобретенного иммунодефицита и инфекционными заболеваниями, центрах медицинской профилактики.

Приказом Минздравсоцразвития России от 29 июля 2005 г. N 487 <1> утвержден Порядок организации первичной медико-санитарной и амбулаторно-поликлинической помощи, включающий также некоторые мероприятия в рамках иммунопрофилактики.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 5 сентября. N 36.
Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

Амбулаторно-поликлиническая помощь включает проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, абортов, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, вакцинопрофилактики в установленном порядке.

Социальная поддержка при возникновении поствакцинальных осложнений корреспондирует с соответствующей публичной обязанностью, которую принимает на себя государство, реализуя его социальную направленность.

Отказ от профилактических прививок является правом, аналогичным праву выбора организации (учреждения), где осуществляется проведение иммунопрофилактики. Свободный выбор граждан в решении вопроса об иммунопрофилактике свидетельствует о реализации принципа осуществления своих прав в зависимости от собственных интересов.

2. Пункт 2 комментируемой нормы определяет последствия отказа граждан от проведения профилактических прививок, влекущих ограничение правоспособности граждан.

Во-первых, такой отказ влечет запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными правилами либо международными договорами РФ требует конкретных профилактических прививок.

Содержание этого основания отказа воспринято законодателем из Международных медико-санитарных правил (были приняты Всемирной ассамблеей здравоохранения 25 июля 1969 г.), к которым присоединился СССР. Ссылкой на конкретные профилактические прививки защищаются интересы не только самого гражданина, но и населения зарубежного государства. Правила распространяются на карантинные болезни (холеру, чуму, желтую лихорадку).

Во-вторых, временный отказ в приеме граждан в образовательные и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий.

Эпидемия считается наступившей, если соотношение показателей заболеваемости на 100 тыс. человек превышает установленный эпидемический порог. Например, по нормам Всемирной организации здравоохранения эпидемия гриппа начинается с 400 случаев на 100 тыс. жителей, а эпидемия гриппа в Москве объявляется при заболевании 1317 человек.

Согласно ст. 43 Конституции в РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Получение основного общего образования обязательно.

Необходимо учитывать и тип (вид) образовательного и оздоровительного учреждения. Закон РФ "Об образовании" <1> выделяет 9 типов образовательных учреждений. Из них наиболее уязвимы (с точки зрения количества контактов воспитанников, их невысокого иммунитета) дошкольные, общеобразовательные, коррекционные учреждения для обучающихся с отклонениями в развитии, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

--------------------------------

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1797.
При этом в данном случае идет речь лишь о временном запрете на прием в образовательные и оздоровительные учреждения и только в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий. Такая норма введена для избежания случаев заражения обучающихся инфекционными заболеваниями при контакте с лицом, не имеющим необходимых прививок.

Закон определяет запрет приема в оздоровительные учреждения. Приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 <1> утверждена номенклатура учреждений здравоохранения, которая с наименованием "оздоровительный" выделяет только санаторно-оздоровительный лагерь. Следует исходить из расширительного толкования понятия оздоровительного учреждения и включать в него иные, предусмотренные Приказом организации здравоохранения: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, учреждения скорой медицинской помощи и учреждения переливания крови, учреждения материнства и детства, санаторно-курортные учреждения.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. 17 октября. N 42.
В случае отпадения угрозы массовых заболеваний и эпидемий такие лица вправе на общих основаниях приниматься и находиться в образовательных и оздоровительных учреждениях.

Данные ограничения не рассматриваются в качестве случаев нарушения конституционных прав граждан на свободу передвижения и образование, лечение и отдых в контексте п. 3 ст. 55 Конституции РФ. Указанная норма определяет ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В-третьих, законодательством установлены виды работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Отсутствие требующихся прививок влечет отказ в приеме граждан на работу либо отстранение их от названных работ. Постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок. В него включены следующие виды работ.

1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

2. Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.

6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.

7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных.

8. Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.

9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.

10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.

11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.

12. Работы во всех типах и видах образовательных учреждений.

Следует обратить внимание, что трудовым законодательством (ТК РФ) запрещается лишь необоснованный отказ в заключении трудового договора (ст. 64 ТК РФ). Основанием для отказа в данном случае является прямое требование закона.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель помимо случаев, изложенных в ТК РФ, обязан отстранить работника в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Одним из таких актов является комментируемый Закон.

Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. По общему правилу в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.

При этом, если прививки от инфекционных заболеваний не проведены по вине работодателя, за работником за все время отстранения от работы сохраняется заработная плата.

Сомнение тем не менее возникает при отнесении к указанному перечню видов работ работы во всех видах и типах образовательных учреждений.

Закон РФ "Об образовании" указывает, что к педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда; лица, которые имели судимость за определенные преступления; лица, имеющие медицинские противопоказания (ст. 53). Отсутствие профилактических прививок не входит в понятие "медицинские противопоказания". Поэтому указание в Постановлении Правительства РФ всех типов и видов образовательных учреждений вступает в противоречие с положениями Закона.

3. Требования Закона к необходимости подтверждения в письменной форме отказа граждан от профилактических прививок продиктованы необходимостью фиксации объективной воли человека, связанной с внутренним убеждением отсутствия потребности в проведении иммунопрофилактики собственного организма. Кроме того, письменный факт отказа необходим для проведения статистического наблюдения в сфере иммунопрофилактики, в частности случаев отказа от проведения прививок.

При возникновении вреда здоровью человека, а также летальных исходов, связанных с отсутствием иммунитета (прививок) от определенных инфекционных заболеваний, которые гражданину предлагалось провести, факт отказа от проведения прививок служит основанием для исключения ответственности учреждений здравоохранения и их должностных лиц, обязанных проводить иммунопрофилактические мероприятия.


ст. 5, "Комментарий к Федеральному закону от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" (постатейный) (Кирилловых А.А.) ("Юстицинформ", 2010) {КонсультантПлюс}

Похожие:

Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconСтатья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconСтатья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики
Таким образом, прививаться должны были все!!! Можно сказать, что объявление было составлено грамотно с психологической точки зрения...
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconАбсолютные безусловные права граждан
Абсолютные обязанности граждан - это обязанности, которые возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconПлан: Права и обязанности собственника жилого помещения. Права и...
Лекция Основания возникновения и прекращения права собственности на жилые помещения
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconЗакон от 21. 11. 2011 n 323-фз "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
Статья 74. Ограничения, налагаемые на медицинских работников и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной...
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconНалоговый кодекс украины
Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов...
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconСтатья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) Статья...
Статья 35. Ответственность налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, а также их должностных...
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconВопрос 154. Права и обязанности супругов. Общая характеристика
Личные неимущественные права и обязанности супругов являются прямым следствием заключения брака и определяют основу взаимоотношений...
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconСтатья 17. Правотворческая инициатива граждан
Целью настоящего Положения является установление порядка реализации закрепленного в законодательстве Российской Федерации и Челябинской...
Статья Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики iconВопрос 142. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница