1. Государство как социальный институт


Скачать 430.8 Kb.
Название1. Государство как социальный институт
страница1/3
Дата публикации07.03.2013
Размер430.8 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
Тема 1. Государство как социальный институт
1. Происхождение государства

2. Типология государств

3. Признаки, функции государства и формы их осуществления

4. Форма государства

1. Происхождение государства
Как известно, государство и право существовали не всегда, а появляются лишь на определенной ступени развития общества.
Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, находящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род возглавлял совет — собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, - который выбирал своего старейшину.
По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первоначальный род выступает как фратрия. Объединения родов образовывали племена.
Отношения между членами первобытного общества регулировались особыми правилами поведения — обычаями. Обычаи выражали интересы всех членов общества и закрепляли их равенство между собой.
Причинами возникновения государства и права можно считать: три крупных общественных разделения труда (отделение скотоводства от земледелия; выделение ремесел; появление купцов), появление частной собственности и раскол общества на антагонистические классы.

Специфические формы возникновения государства
Переход к государству совершался в различных исторических формах. Первые известные человечеству государства возникли от 6 до 2 тысяч лет назад в различных географических регионах независимо друг от друга (как правило, в долинах крупных рек) и стали центрами самостоятельных культурных цивилизаций.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др.
Афины — классическая форма возникновения государства вследствие развития и обострения противоречий внутри родового строя.
Римское государство, напротив, возникло не из внутренних противоречий, а в результате борьбы между патрициями — членами патрицианского рода и пришельцами — плебеями.
Германская форма возникновения государства также не являлась классической, т.к. связана с завоеванием чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена.
Большинство ученых отмечают наиболее характерными первыми государствами:
~ Древний Египет;
~ государства древней Месопотамии (Междуречье Тигра и Евфрата);
~ Шумер и Аккад;
~ Ассирия;
~ Вавилон;
~ государства долин Инда и Ганга (территория Индии);
~ Древний Китай;
~ древнегреческие полисы;
~ Древний Рим;
~ государства коренных народов Америки (майя, инки, ацтеки).
В настоящее время среди теоретиков государства и права нет единства по вопросу о происхождении государства, среди ученых продолжаются дискуссии по теории образования государства. Сохраняется мнение отдельных ученых в отношении государства как орудия подавления, машины насилия над народом. Часто можно столкнуться с позицией рассмотрения государства как собственности политических сил или отдельных лиц, владеющих властью на данном историческом этапе. Другие придерживаются мнения, что государство является инструментом способным принести человеку добро и является структурой благоденствия. Подходы к возникновению государства формировались на протяжении веков, на различных исторических этапах оценка государства была различная. Это закономерно, поскольку существует много теорий возникновения государства.
Различие теорий возникновения государства связано с тем, что:
• возникновение государства само по себе сложный и длительный процесс, который нельзя объяснить, опираясь лишь на какую-либо одну точку зрения;
• данный процесс (первоначально возникновение государства) происходил тысячелетия тому назад, и его трудно детально изучить в силу его исторической удаленности;
• влияние эпохи на авторов теорий (каждая эпоха (церковное господство в средние века (теологическая), зарождение капитализма, современная и др.) откладывала отпечаток как на всеобщее мировоззрения, так и на авторов теорий о происхождении государства, т. к. они жили в конкретное историческое время и в конкретном обществе);
• нельзя игнорировать субъективный фактор - личные убеждения авторов теорий, особенности их профессионального и личностного мировоззрения.
К основным теориям возникновения государства принято относить:
♦теологическую (религиозная, божественная);
♦патриархальную (отеческая);
♦ договорную (естественно-правовая);
♦ органическую;
♦ психологическую;
♦ ирригационную;
♦ насилия (внутреннего и внешнего);
♦ экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теория господствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Сау­довская Аравия и др.) носит официальный характер.
У истоков данной теории стояли: Аврелий Августин (Блаженный) (354 - 430 н. э.), Фома Аквинский (1225 - 1274) - христианские философы и богословы.
В новое время ее развили идеологи католической церкви Маристен, Мерсье и др.
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384 -322 до н. э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Договорная теория возникновения государства
Суть договорной (естественно-правовой) теории в том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор". Договорная теория возникновения государства получила распространение в XVII - XVIII вв. Ее авторами в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- п росветител и;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой.
Смысл идеи "общественного договора" в следующем:
= первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии;
= каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех";
= в результате "войны всех против всех" неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
= чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
= в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Теория общественного договора имела прогрессивное значение:
~ сделан шаг к созданию гражданского общества;
~ фактически выдвинут принцип народного суверенитета - власть производна от народа и принадлежит народу;
~ государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
~ согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
~ в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государства была выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом.
Суть органической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
• люди образуют государство, как клетки - живой организм;
• государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) - рукам и т. д.;
• между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. ~ Великобритания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т. д.).
Психологическая теория
Основоположником этой теории считается российско-польский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г. Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека:
- желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
- желание сильных повелевать другими людьми, подчинить их своей воле;
- желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Теория насилия
Насилие как главный фактор возникновения государства выдвигалось различными авторами на протяжении столетий. Одним из первых ее выдви­нул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
В современную эпоху данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938). По их мнению, государство возникло путем насилия:
*одних членов общества над другими членами общества внутри одного государства;
*одних государств над другими (завоевания, порабощения, колониальная политика).
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
= сбор дани дружинниками;
= =расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
= огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
= иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; государство франков, татаро-монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в процессе ведения земледелия с использованием рек для орошения земель (ирригация).
Для строительства оросительных каналов необходимы были усилия многих людей. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Экономическая (классовая) теория возникновения государства
Авторами экономической (классовой) теории считаются К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
- произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
- возник прибавочный продукт;
- в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
- появились частная собственность и публичная власть;
- для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Рассмотренные теории позволяют выделить два варианта возникновения государства: первоначальный и производный.
Первоначальный – это постепенное создание в родоплеменных сообществах людей особого института, составляющего неотъемлемую его часть и одновременно выделяющуюся из общества благодаря особому влиянию на общество.
К данной группе теорий образования государства относится господствовавший в средние века взгляд о богоустановлении государства и рассматривалось как дарованное людям богом (А.Августин, Ф.Аквинский).
Позднее появляется теория личностного характера. Одни представители этого подхода считали человека по своей природе злым, постоянно стремящимся отвоевать себе жизненное пространство за счет других и чтобы ограничить подробное поведение необходимо было государство как сдерживающая сила (Т.Гоббс). Другие философы (Ж.Ж.Руссо) считали наоборот человека добрым, стремящимся к всеобщему равенству, в связи с чем они заключили между собой договор для общей пользы.
Среди отдельных современных теоретиков получило распространение олигархическая теория образования государства (власть немногих). В основе ее лежит неодинаковость людей, их различные личные качества и способности и т.п., что приводит к образованию элиты общества, которая поднимается над обществом и присваивает власть себе. С позиций олигархической теории возникновение государство идет тремя способами:
Военный – в ходе постоянных захватнических набегов и защиты от других племен, сообществ, захватом большой добычи в ходе военных действия, как у монголов или франков;
Аристократический – власть знати как в Древнем Риме;
Плутократический – в обществе выделяется небольшая группа, слой богатых людей, которые присваивают власть себе (плутократия – власть богатства).
Производный – к возникновению государства приводят события, коренным образом изменяющие прежнее общественное устройство и государственность.
К подобному варианту образования государства относится:
» революционные преобразования, в результате которых происходит полный разрыв с прежней государственностью (Франция – 1789, Россия - 1917, Китай - 1947).
» организационные изменения: 1922 г. – СССР и его распад, объединение Танганьика и Занзибара в Танзанию – 1964, объединение Западной и Восточной Германии и др.).
» распад колоний: после Второй мировой войны возникло таким образом более 100 новых государств. При этом образование государства шло или мирным путем – в результате референдума, или в результате вооруженной борьбы населения колоний за свою независимость (Зимбабве, Ангола, Вьетнам и др.), или присутствовало и то и другое.
Пути возникновения государства
Кроме теорий происхождения государства существует еще такое понятие как пути их возникновения: азиатский и европейский.
Для азиатского пути характерно:
› возникновение из родоплеменной знати (трансформация знати). Вождь, старейшины становятся непосредственно государством, когда появляются силовые структуры, естественные пути возникновения;
› экономическая основа - общественная и государственная собственность;
› политическое господство основывается не на богатстве, а на занимаемой должности;
› чиновничий аппарат складывается до появления частной собственности, резервные фонды с продуктами требовали следящих за ними чиновников;
Для европейского пути характерно следующее:
» государство возникло до появления классов.
» насильственный путь перехода власти от родовой знати к богатой аристократии;
» основой государства является частная собственность;
» классовая дифференциации по занимаемому отношению к собственности;
» определение политическое господство через богатство;
» административная структура складывается после появления частной собственности;
» государство отделяется от общества, возвышается над ним, возникает противоречивая политическая структура;
В европейском пути выделяют несколько форм возникновения государства:
a) Афинская - естественный, ненасильственный путь, разделенный на три этапа (учреждение центрального управления, приход к власти богатых, разделение на классы)
b) Римская - отделение родовой знати через насилие, деление общества на шесть классов;
c) Германская - внешнее насилие.
В качестве вывода можно сказать, что в обеих моделях государства - "азиатской" и "европейской" имеет место различное сочетание двух важнейших факторов, выражающих коренную природу человечества: власти и собственности (причем собственность имеется в виду как частная, так и коллективная). От содержания субъектов и особенностей сочетания этих двух факторов в различных условиях и зависят конкретные черты процесса образования государства.
Для "азиатской" модели характерно то, что такое сочетание выливается в феномен "власти - собственности" (т.е. власть становится собственностью того, кто ею обладает). Здесь уместно образно говорить о такой "формуле" генезиса государственности: "Я обладаю властью, значит, я обладаю и собственностью (коллективной, прежде всего, и частной"). В "европейской" модели формула несколько иная: "Я владею собственностью (прежде всего частной собственностью), значит, я обладаю (могу или должен обладать) властью".
Исходя из сказанного можно перечислить общие основные причины появления государства как социального института.
Основными причинами появления государства были следующие:
1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением. Старый аппарат управления родом-племенем не мог обеспечить успешного руководства этими процессами;

2. необходимость организации крупных общественных работ (поливное земледелие, строительство, дорог оборонительных сооружений), объединения в этих целях больших масс людей.

3. необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых, в связи с разделением общества на богатых и бедных, рабов и свободных;

4. необходимость поддержания в обществе порядка для его стабильности и функционирования общественного производства;

5. необходимость ведения войн, как оборонительных, так и захватнических. Происходившее накопление общественных богатств приводило к тому, что стало выгодным жить за счет грабежа соседей, захватывая ценности, скот, рабов, облагая соседей данью, порабощая их.
В большинстве случаев указанные выше причины действовали совокупно, в различных сочетаниях. При этом в разных условиях (исторических, социальных, географических, природных, демографических и иных) главными, решающими могли становиться различные из указанных причин.
  1   2   3

Похожие:

1. Государство как социальный институт iconЛекция 3
Реклама может быть интерпретирована и как вид социальной деятельности, и как социальный институт, и как вид коммуникации и как средство...
1. Государство как социальный институт icon2. Философия и наука, их специфика, взаимосвязь и роль в обществе. 4
Понятие науки. Наука как познавательная деятельность, как социальный институт, как особая сфера культуры. 3
1. Государство как социальный институт iconПонятия «журналист», главный редактор», издатель
Понятие «социальный институт». Особенности журналистики как социального института
1. Государство как социальный институт iconВопросы к экзамену Васильченко
Наука как вид познавательной деятельности, социальный институт и особая сфера культуры. 
1. Государство как социальный институт iconДоцент Марченко Г. И. Вопросы по курсу «Политология»
Государство как политический институт: основные теоретические подходы к пониманию государства
1. Государство как социальный институт iconАктивный раздаточный материал «политология» фогп, для всех специальностей 2 кредита 3 семестр
Семинар №8 «Государство как основной институт политической систкмы» 2011-12 уч год
1. Государство как социальный институт iconПлан лекции: Высшее образование как социальный институт. Субъекты...
Тема Сущность, значение и роль высшего профессионального образования (6 часов)
1. Государство как социальный институт iconПсихолого-социальный институт С. С. Новикова история развития социологии...
Н73 История развития социологии в России: Учеб пособие. — М.: Издательство «Институт практической психоло­гии», Воронеж: нпо «модэк»,...
1. Государство как социальный институт iconЗадания
Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции...
1. Государство как социальный институт iconОбщество и общестенное развитие
Уже выше мы указывали, что общество можно рассматривать как взаимодействие различных социальных институтов. Определений что такое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница