Предмет и задачи дисциплины


НазваниеПредмет и задачи дисциплины
страница1/6
Дата публикации07.03.2013
Размер0.7 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6

1.Предмет и задачи дисциплины.

История государства и права Б.изучает процессы возникновения и развития государства и права на территории нашей Родины в их тесной взаимосвязи на различных этапах жизнедеятельности нашего народа. Вместе с тем они взаимосвязаны не только между собой , но и с условиями материальной жизни гражданства. Это значит , что предметом историко-правовой науки является изучение ведущей роли экономических отношений в возникновении и развитии государства и права , а так же в выявлении служебной роли государства и права в охране и защите существующего способа творчества в разных гражданско-экономических формациях. Как историческая наука история государства и права- часть истории человечества ,но вместе с тем она является и юридической наукой –одной из фундаментальных правовых дисциплин. Только история государства и права изучает политические и правовые институты с момента их выявления и до настоящего времени. Таким образом , она занимается изучением права , какое действовало в прошлом и действует сейчас , правовых веток и институтов, какие постоянно развиваются.

Безусловно , главные задачи истории государства и права – изучение исторического хода действий в их хронологичной последовательности , выявление основных закономерностей развития структуры и действия органов гос. Власти и правоотношений граждан , выявления правового положения классов , сословьев , выявление и изучение источников права, исследование развития основных ветвей права(государственного, цивильного, криминального, процессуального и т.д.)


2. На территории Беларуси в IX-XIII ст. существовали такие большие государства-княжества , как Полоцкое ,Минское , Новгородское , Смоленское и др. Развитие политического согласия государств-княжеств наиболее наглядно можно проследить на примере Полоцкого княжества. Первыми жителями Полоцка летопись называет кривичей. Так же кроме кривичей там жило дригавецкое население. Наличие в Полоцком княжестве представителей двух наиболее могущественных восточнославянских племен, которые участвовали в формировании белорусской народности, дает возможность считать полоцкую землю древним белорусским государственным образованием . Включение Полоцкого княжества в державу Рюриковича не привело к полной утрате им государственности. Сохранилась гос. целостность, власть местных князей, а к середине Хв. Полоцк отделился от Киева .Первый полоцкий князь , имя которого известно из летописи- Рогвалод .

Недолгим был период насильственного включения Полоцкого княжества в Киевское государство при Владимире Светославиче . В 998 независимость Полоцка была возрождена , возродилась местная княжеская династия. История Полоцкой земли ХI-XII ст. – это период расширения ее территории, равноправных союзнических отношений с киевскими князями или жестких военных конфликтов с ними , причем инициатором последних далеко не всегда был Киев.

Иной была судьбы дригавецких княжеств. Довольно рано дригавецкая земля попала в сферу интересов Киева и потеряла независимость. С конца 10 столетия на княжение в Туров посылали старших сыновей киевского князя. Только в 50-е года 12 столетия Туров вышел из подчинения Киеву и в нем установилась самостоятельная княжеская династия.

Классовая структура общества в этот период ещё четко не сложилась. Шло формирование 2 основных классов: класса феодалов и класса феодально-зависимых людей. В силу многоукладности экономики существовали такие социальные группы как холопы, челядь и свободные люди. Последние не находились в зависимости от отдельных феодалов, а выполняли повинности и платили феодальную ренту в пользу гос-ва. Социальная структура общества была довольно пестрой: князья, бояре, духовенство, купцы, ремесленники, сильные мужи, служанины, крестьяне, простые люди, холопы и др.

Но даже в начальный период развития феодальных отношений феодально-зависимое население уже уплачивало подати и дань и выполняло различного рода повинности (подводную, мостовую, дорожную, сторожевую и т.д.) в пользу феодала или гос-ва.

В начале этого периода термина «гос-во» не существовало, а использовался ряд других терминов: земля, город, княжество. Каждая земля имела свой политический центр – столичный город. Преобладали мелкие государства-княжества, которые по мере развития феодальных отношений объединялись под протекторатом более сильных княжеств или сливались с ними как на основе добровольных соглашений, так и по принуждению.

Высшими органами были князья, совет(рада), вече(сейм). Функции дворцово-вотчинных органов выполняли тиуны, ключники, тысяцкие, войские, а местные органы были представлены наместниками, волостелями и старцами.

По форме правления княжества были монархией. Князь был главой гос-ва и дворцовой администрацией. Имея право решать все вопросы, важнейшие из них (сбор дани, ополчения, организация военного похода и т.д.) он решал только после обсуждения в Совете или на Вече, т.е. власть монарха была ограниченной. К тому же князь должен был учитывать и мнение представителей православной церкви: епископа, игумена.

Идеологической основой существующей власти было православие. Церковь и духовенство активно участвовали в политической жизни гос-ва и общества, сосредоточив в своих руках вопросы образования, брака, семьи, опеки и нравственности

3. В древности доминирующим было обычное неписаное право, источником которого служили обычаи, возникшие из общественных отношений и санкционированные гос-вом. Оно складывалось по мере формирования гос-ва, которое, прежде всего, поддерживало выгодные господствующему классу правила поведения, что привело к тому, что право и справедливость стали несовместимы.

По мере усиления социальной напряженности в обществе и его феодализации возникла необходимость в более четкой регламентации всех сторон общественной жизни, что можно было осуществить только с помощью писанного права, нормы которого в некоторой степени ограничивали произвол феодальной администрации.

Характерными чертами раннефеодального права были формальное равноправие свободных людей и мягкость наказаний. Но и в это время право предусматривало определенные привилегии феодалов и закрепляло полное бесправие рабов.

Писаное право не заменяло обычное право. Оно действовало наряду с ним, дополняя его или изменяя отдельные нормы.

Первыми нормативными актами писанного права были грамоты князей, договоры.


^ 4. Первые писанные памятники права. Международные договоры с немецкими купцами.

Были периоды, когда белорусские княжества подчинялись киевским князьям, особенно это касается Турова. С этого следует, что на землях Беларуси действовали нормы «Русской правды», известного в мире памятника права.

«Русская правда» - сборник законов, который формировался на протяжении 11-12 вв., но отдельные статьи уходят в языческую старину.
Понятия преступления в Русской правде нет. Там употребляется термин обида, под которым понимается всякое нанесение физического или морального вреда. Субъектами преступления могли быть только свободные люди, холопы не подлежали полноценной ответственности. Если преступление совершалось несколькими лицами, то все они несли одинаковую ответственность независимо от степени участия каждого. Русская правда признает смягчающие вину обстоятельства, например, различает убийство на пиру и убийство в разбое, устанавливая за них разное наказание. Более легкое наказание следует за преступление, совершенное в состоянии опьянения.
Основным видом наказания за различные виды преступлений является, по Русской правде, денежное взыскание. Оно осуществлялось в нескольких видах. Вира - штраф за убийство в пользу князя в размере 40 гривен. За убийство княжих людей взималась вира в 80 гривен. Дикая вира взималась со всей общины, в которой состоял преступник. Головничество - денежное взыскание в пользу родственников убитого, уплачивалось одновременно с вирой. За иные, чем убийство, преступления, Русская правда предполагает продажу (штраф в пользу князя) и урок (выплату потерпевшему). Различные денежные штрафы взимались за оскорбление действием (вырывание бороды), нанесение увечья, нанесение побоев и т.д. Также упоминается такое наказание, как поток и разграбление, то есть лишение личных и имущественных прав. Русская правда не упоминает о смертной казни, но в то же время из арабских источников известно, что русы казнили воров через повешение.
Из имущественных преступлений Русская правда упоминает татьбу, конокрадство, поджог, незаконное пользование чужим имуществом и т.д. Самым тяжким имущественным преступлением считалось конокрадство, за которое назначалось высшее наказание - поток и разграбление.
Судебный процесс по Русской правде носил состязательный характер. Обе стороны назывались истцами. Если преступник не был известен, его отыскивали при помощи так называемого свода. Свод состоял в отыскании истцом ответчика при похищении вещи. Он начинался с заклича, когда пострадавший объявлял на торгу о пропавшей вещи. Человек, у которого была найдена данная вещь, должен был показать, у кого он ее приобрел, иначе он сам признавался похитителем.
Если преступник бежал, происходило гонение следа (розыск преступника по следам). Если след терялся на большой дороге или в степи, розыск прекращался. Если след терялся на территории общины, она сама разыскивала преступника или уплачивала дикую виру.
В качестве судебных доказательств Русская правда признавала присягу, собственное признание, ордалии (судебные испытания), свидетельские показания (видоки и послухи). Видоки - те, кто видел преступление, его непосредственные очевидцы, а послухи - те, кто только слышал о преступлении и преступнике. О судебном поединке в Русской правде не упоминается, но о нем говорят арабские источники. Победивший в поединке признавался выигравшим процесс.
Русская правда обладает определенным сходством с таким памятником права франкского государства, как Салическая правда. И там, и здесь основным видом наказания является денежный штраф. И по Русской, и по Салической правде наказание зависит от социального положения преступника и потерпевшего. Но есть и важные отличия. Так, по словам исследователей С.Кондрашкина и М.Неборского, “Ярким отличием древнерусского уголовного права от германского является практически полное отсутствие в ранних юридических памятниках Древней Руси Х - ХI веков упоминаний об ордалиях и судебных поединках, которые были неотъемлемой частью судебного процесса германских народов.”

Кроме «Русской правды» наиболее древними памятниками писанного права в Беларуси являются грамоты об отношениях Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и немецкими купцами, а также договоры 1229, 1263 и 1338гг. эти юридические памятники является ценным источником изучения древнего права. Стороны, которые договаривались между собой, находились приблизительно на одном уровне экономического и культурного развития и поэтому нередко включали в споры нормы права своей местности.

Договор 1229г.( «Смоленская торговая правда») – это международное торговое и политическое соглашение между Смоленским, Витебским и Полоцким княжествами, с одной стороны, и Ригой и Готландом – с другой. Это один из первых дошедших до нас памятников права феодальной Беларуси.

Он закрепил правовые нормы, которые гарантировали и обеспечивали развитие международных торговых отношений на основе на взаимности и равноправии.

Главное назначение этого договора заключалось в закреплении правовых норм, которые обеспечивали нормальные отношения между западно- и восточноевропейскими народами на основе взаимности и равноправия. Предусматривалось закрепление мирных отношений между народами, определялись объемы ответственности за уголовные преступления, порядок и очерёдность взыскание долгов, порядок судапроизводства.

Анализ юридических памятников Древней Беларуси позволяет утверждать, что с дальнейшим развитием и укреплением феодализма расширялась роль правовых норм в регулировании общественных отношений и прежде всего норм гражданского и уголовного права.

В первую очередь это отразилось на установлении разной правоспособности простых людей и феодалов. Наиболее защищёнными законом были князья, бояре и высшие слои духовенства. Они могли распоряжаться своими имениями, совершать разные общественно – правовые сделки, иметь зависимых людей, а также холопов. Меньшей правоспособностью владели свободные люди, которые находились в вассальной зависимости от крупных землевладельцев, ещё меньшей – феодально – зависимые крестьяне. Холопы и челядь не имела никаких прав. Например, они не могли владеть недвижимой собственностью, выступать в суде.

Источники позволяют утверждать, что в зависимости от класса потерпевшего и преступника устанавливалась разная уголовная ответственность.

Законодательство выделяет такие виды наказания, как имущественные взыскания и выдача преступника потерпевшему. За особо тяжкие преступления предусматривалась расправа и забирание в рабство как самого виновного, так и его семью.

В семейном праве большое значение уделялось браку. Личные отношения в семье строились на подчинении жены мужу. Муж был главой семьи, но когда муж шел в семью жены, то владельцем хозяйства считалась жена или её родители. За преступления против женщины, виновник нес наказание в двойном размере, жестко наказывались антиморальные поступки. После принятия христианства была установлена церковная форма брака с обязательным венчанием в церкви.

Только дети от такого брака имели право на получение наследства.

В судах царил обвинительно – состязательный процесс, который принимался в общественных и уголовных делах, когда стороны пробовали доказать свою правду. Главную роль в доказательствах имели показания свидетелей, присяга( поцелуй креста), « суд божественный» (испытание огнём или водой).

Князья, их посадники, другие служащие особы выполняли функцию посредников в судебном процессе, взимая за это определенную сумму – виту( штраф).

5. Дальнейшее развитие производительных сил, упрочение феодальных производительных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.

Наряду с внутренними экономическими причинами объединения государств-княжеств было ускорено неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине 13в агрессией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юга-востока – татар.

В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-княжеств поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдала от феодальных междоусобных войн и вешней агрессии.

Процесс становления ВКЛ как суверенного гос-ва начался в конце 12в с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в 13-14вв, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского гос-ва в 12-13вв был Новогрудок, а с 14в – Вильня. Территория ВКЛ составляла 900 тыс.кв.км. Границы его на север соприкасались с Ливонией, Псковской и Новгородской землями, на востоке – с Московским и Рязанским княжествами, на юго-востоке – с Золотой Ордой, на юге – с Крымским ханством, на юго-западе – с Молдавским гос-вом, на западе – с Польшей, на северо-западе – с Орденом крестоносцев.

Гос.устройство и административно-территориальное деление сложилось не сразу, а по мере формирования самого гос-ва.

В 12-13вв территория делилась на 2 части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть(политическое ядро гос-ва) составляла Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Лидская, Менская, Слуцкая и т.д. земли, в истории известные под общим термином «Литва».

К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Киевская, Полоцкая, Смоленская и т.д.

В центральной части ВКЛ располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть гос-ва имела большую плотность населения, с которого взымалась основная часть гос.налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части гос-ва находились и высшие органы гос.власти.

Земли, образовавшие ВКЛ сохраняли свои прежние границы. Усложнение административно-территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на 2 военно-административных округа - Виленский и Трокский. Сохранение в ВКЛ прежнего гос.устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя ВКЛ с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.


6. Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов – феодалов и феодально-зависимого населения – сложилась новая социальная общность – феодальное сословие – шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.)

Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.

Особенностью общественного строя ВКЛ являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.

Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен Привилеем 1432г. Он уравнял в правах феодалов православных с феодалами-католиками, тем самым заложив основу юридического оформления сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в 15в окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шляхты. Привилей Казимира 1447 значительно расширил права и привилегии шляхты.

Что касается духовенства, то правовое его оформление как сословия началось с принятия Привилея от 22 февраля 1387г, когда имения и проживающие в них феодально-зависимое население освобождаются от податей и повинностей в пользу гос-ва. Более того, различные категории населения, проживающие на землях, принадлежащих католическому духовенству, изымаются из юрисдикции гос.судебных органов и передаются в ведение церковных судов.

Крестьяне как и прежде составляли основную массу феодально-зависимого населения, но правовое положение их значительно ухудшилось. Произошло правовое оформление их крепостной зависимости, усилилась эксплуатация, увеличилось число частновладельческих крестьян. Крестьяне в зависимости от повинностей делились на тяглых, осадных, данников, слуг, огородников; в зависимости от принадлежности – гос-ных, церковных и помещичьих; по степени феодальной зависимости – непохожих(не имели права перехода от одного феодала к другому) и похожих( имели это право).

Особую роль в закрепощении крестьян сыграл общеземский Привилей Казимира 1447. Согласно арт.12 феодал получил право суда над своими крестьянами, т.е. частновладельческие крестьяне были исключены из юрисдикции гос.органов и отданы в полную власть феодала. Арт.11 устанавливал запрет на переход частновладельческих крестьян в разряд гос-ных и наоборот.

Идея полного бесправия рабов(холопов, челяди невольной) продолжала господствовать в праве, которое не признавало челядь невольную субъектом права.

Значительные изменения произошли в правовом положении городского населения, которое оформилось в привилегированное сословие. Этому способствовало не только дальнейшее развитие феодальных отношений, но и распространение на территории ВКЛ магдебургского права путем выдачи великими князьями грамот, закреплявших различные привилегии лицам конкретного города, четко определяющие их обязанности и взаимоотношения с гос.органами.

Мещане, проживающие в городах, не имеющих привилея на магдебургское право, хотя и относились к привилегированному сословию, но были в худшем положении, ибо как и феодально-зависимые крестьяне находились под властью либо гос-ва, либо частного феодала(князя, пана, боярина, монастыря, церкви). Но горожане, независимо от правового статуса, одновременно были и податным феодально-зависимым населением.

К богатым мещанам относились купцы и ремесленники, а положение большей части мещан было почти таким же, как и феодально-зависимого крестьянина. В самом же худшем положении, которое напоминало положение челяди невольной, были паробки и наймиты.

Тяглые: барщина 2 дня в неделю, натуральный оброк, серебщизна, толока и др.повинности.

Осадные: денежный оброк (чинш) феодалу, серебщизна, толока и др. повинности.

Данники: денежный оброк гос-ву, повинности.

Слуги: военная или путная служба.

Огородники: барщина 1 день в неделю, толока

7. В 14-16 вв. ВКЛ по форме правления было феодальной монархией. Во главе гос-ва стоял монарх, который назывался господином, или великим князем. Он осуществлял законодательную, судебную и административно-хозяйственную власть. В частности, великий князь руководил вопросами внешней политики, командовал военными силами, издавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял высший суд в гос-ве, имел право законодательной инициативы и т.д. Но наиболее важные вопросы он должен был решать вместе с Радой ВКЛ.

Поэтому власть великого князя не была абсолютной, она была ограничена Радой, в состав которой входили верхи класса феодалов. Кроме того, власть монарха ограничивалась сеймом, где были представители и уездной шляхты.

Правовое положение Рады закреплено в привилеях 1492 и 1506. Например, в 1492 законом было установлено, что в случае расхождения в Раде мнений великого князя и радных панов, господин был обязан выполнять то, что посоветуют ему паны-рада. Ограничение власти великого князя в дальнейшем было законодательно закреплено в Статуте 1529г.

Рада была постоянно действующим гос.органом. Она не имела строго очерченной компетенции и могла решать любой вопрос внутренней и внешней жизни гос-ва. В частности, в компетенцию Рады входило: избирание великого князя, оборона гос-ва, решение международных дел, обсуждение и принятие законодательных актов, заслушивание отчетов некоторых служебных лиц, рассмотрение важнейших судебных дел и т.д.

Таким образом, Рада была исполнительно-распорядительным, законодательным и контролирующим органом. Ее главное назначение заключалось в том, чтобы блюсти права магнатов от замахов со стороны монарха – великого князя, а также блюсти территориальную неприкосновенность гос-ва.

Сойм – высший общегосударственный законодательный орган берет начало от древних вечевых собраний, какие при феодализме переобразовались в сословно-классовые органы феодалов. Начало регулярных собраний сойма относится к 15в.

Порядок работы сойма, его компетенция до 14в регулировалась обычным правом. Сначала в сойм входили все крупные феодалы, служебные лица центральной и местной администрации, а также вся шляхта. Но решения, как правило, выносились великим князем и панами-рады, а мелкие и средние феодалы при этом только присутствовали, иначе говоря, владели совещательным, а не решающим голосом. Поэтому сойм этого периода был больше совещательным, чем законодательным.

В 16в законодательные функции сойма расширились. В это время он с всесословного перерос в представительный орган, на заседания которого являлась не вся шляхта, а только ее представители – по 2 депутата (пасла) от каждого уезда, которые выбирались на уездных соймиках. Также принимали участие епископы, игумены монастырей.

В системе органов гос. управления значительная роль принадлежала высшим служебным лицам, полномочия которых чаще всего регулировались обычным правом.

Важное место занимал маршалок земский, который был защитником порядка и этикета при дворе. Его заместителем был маршалок дворный.

Военными силами гос-ва руководил гетман наивысший, который имел, особенно вовремя войны, большие полномочия. Его заместитель – маршалок дворный.

Гос.концелярию возглавлял канцлер, при нем были писари, секретари и их помощники. Канцлер охранял гос. пячать, без которой законы не имели силы, подписывал важнейшие гос.документы, вместе со своим заместителем – подканцлером – участвовал в подготовке и окончательном редактировании законодательных актов.

Подскарбий земский заведовал гос.финансами. Его заместителем был подскарбий дворный а помощники – скарбники и скарбовые писари.

Специфическое положение среди служебных особ занимали великокняжецкие дворяне и урядники. Они непосредственно несли службу у великого князя и высших представителей власти, выполняли судебные решения, вводили во владения имениями, делали ревизии(люстрации), взимали задолжности по налогам, смотрели за строительством дорог, мостов и т.д.

Местные органы власти и руководства на гос.землях строились в соответствии с административно-территориальным разделением. Для образования воеводств и поветов, отдельные земли руководились наместниками великого князя. При наместниках были такие служебные особы, как ключник, городничий, тиун, лесничий, должность какие в основном остались и после административно-территориальной реформы (1565-1566), которая поделила ВКЛ на воеводства (кроме существовавших ранее вводились и новые), поветы и воласти.

Непосредственное управление в селах осуществляли старцы, сотские, десятники.

Высшие органы: великий князь( гаспадар), сейм, рада.

Центральные органы: гетман земский, подскарбий земский, маршалок и т.д.

Местные органы: местные князья, воеводы, наместники, старосты, тиуны, ключники, городничие и т.д.

8. Вопрос о консолидации складывающегося сословия шляхты был разрешен Привилеем 1432 г. Он уравнял в правах феодалов православных с феодалами-католика¬ми, тем самым заложив основу юридического оформле¬ния сословия шляхты, объединив в этом сословии всех феодалов независимо от вероисповедания. Именно в XV в. окончательно в писаном праве закрепляются привилегии класса феодалов и оформляется правовой статус шлях¬ты. Привилей Казимира 1447 г. значительно расширил права и привилегии шляхты.
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Предмет и задачи дисциплины icon1. Предмет, содержание и задачи дисциплины
I. Теоретико-методологические основы технической оснащенности предприятий торговли
Предмет и задачи дисциплины iconЛекция 1 Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика»....
Тема Предмет, содержание и задачи дисциплины «Инноватика». Инновации и инноватика как объект управления
Предмет и задачи дисциплины iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Отечественная история»
Предмет, методология и задачи Отечественной истории как науки и учебной дисциплины
Предмет и задачи дисциплины iconПредмет и задачи дисциплины, связь с другими дисциплинами 7-8
Методы определения потребности предприятия в материальных ресурсах и планирование их снабжения
Предмет и задачи дисциплины icon1. Цели, задачи и предмет дисциплины «Статистика»
Целью изучения дисциплины является формирование у учащихся основ теоретических знаний, практических умений в области статистических...
Предмет и задачи дисциплины iconЦель, предмет и задачи изучения дисциплины «Управление качеством»
Методы оценки уровня качества продукции (дифференциальный метод, комплексный метод)
Предмет и задачи дисциплины iconПредмет и задачи пед психологии
Предмет и задачи пед психологии. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на/Д, 1997, с. 28-32, Психологический словарь, под...
Предмет и задачи дисциплины iconПредмет, метод, цель и задачи дисциплины
Понятие трудовых ресурсов предприятия, состав и структура. 18. Показатели эффективности использования трудовых ресурсов
Предмет и задачи дисциплины iconЛекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде
Охватывает все совокупное предложение (все эан) и совокупный спрос (общие потребности экономики в рабочей силы)
Предмет и задачи дисциплины iconЛекция Тема: Предмет и задачи дисциплины «Экономика труда». Основные понятия о труде
Каждый человек воспроизводит себя и свою семью за счет своего труда или труда других людей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница