Лекция №1 "Цели политики в Исламе"


Скачать 289.95 Kb.
НазваниеЛекция №1 "Цели политики в Исламе"
страница1/3
Дата публикации01.07.2013
Размер289.95 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
  1   2   3
http://v-sidorov.livejournal.com/273663.html
Харун ар-Руси
Лекции по исламским политическим учениям и движениям. (2006 год)

Лекция №1 "Цели политики в Исламе",
Тезисы для адекватного понимания:
Первое – политику мы определяем как сферу или круг вопросов, которые имеют отношение к проблематике власти и подчинения. Под политикой мы подразумеваем не какие-то конкретные формы борьбы: партийные, парламентские, вооруженную борьбу или какие-то процессы, а весь комплекс вопросов, связанных с властью и подчинением.
Второе - В мире существует два глобальных понимания проблемы политического.
Первое понимание – это современное, западное восходящее к Древнему Риму, а именно В к классификации римского юриста Ульпиана (1), с его разделением права на публичное, относящееся к интересам государства, и частное, касающееся интересов отдельных людей, но не государства. Отсюда идет разделение на публичную и частную сферу в западном понимании.
Второе понимание – это традиционное понимание, присутствующее изначально как на Западе, так и в других системах.

Западное понимание – к политическим относится только тот круг вопросов, связанных с властью, которые относятся к сфере государства. То есть, от государства отделена частная, личная жизнь – она выводиться за сферу политического.

В другом, традиционном понимании, идущем от древнеэллинского определения политеи, нет жесткого разделения общественного и частного и нет политического и не политического, так, частное является общественным, общественное частным, политическими являются все вопросы, связанные с проблемами власти и общества.

Исламское понимание политического не имеет ничего общего с современным западным пониманием и, как в других традиционных системах, в Исламе нет разделения на публичное и частное, на политическое и духовное. Все представляет собой единое целое.

Далее, существует два понимания термина религия.
Первое понимание западное – что религия частное дело человека, то есть к ней относятся вопросы, связанные с душой, совестью, поисками истины, справедливости и соответственно из этой посылки исходит понимание, что религия отделена от политики и между ними нет ничего общего. Религия и политика разделены (2).
И есть другое понимание – традиционное, характерное для традиционных обществ, которые не считают религию частным делом, а делом общественным, пронизывающее всё, и, соответственно, так как она пронизывает все вопросы, она по определению является политическим фактором.
Ислам не является религией в западном понимании этого слова.

Ислам является тотальной системой, как норм так и ценностей. И норм, что особенно важно, подлежащих применению.

Ислам определяет себя термином Дин, не религия, но Дин – закон, всеохватывающий закон, обязательный к применению и исполнению, как в частной жизни, так и в жизни общественной. Таким образом, у нас выяснилось понимание Ислама как целостной политико-правовой системы.

- Правовой, так как она зиждется на правах Творца, на обязанностях творений, на правах творений, на обязанностях творений по отношению друг к другу.

- Политической, потому что гарантией выполнения всех этих правовых законов Шариата является обладание властью властными институтами, амирами, имамами, кадиями – они осуществляют власть, принуждение, и это являются неотделимой частью Ислама.

По мнению авторитетных суннитских ученых - алимов Ахль ас-Сунна валь-Джамаа, которые сошлись на том, что установление политической власти основанной на Шариате является политическим императивом Ислама, без которого невозможен Ислам, хотя подчеркнули что формы методы выполнения этого императива они неоднозначны и нельзя все сводить к застывшим моделям или моделям, существующим или существовавшим в каком-то месте или времени.
Некоторые определяют Ислам в терминах современной политической науки как политическую религию, инша Аллах, они не ошибаются, но не ошибаются при условии, что Ислам можно определить как политическую религию, только в том случае, если мы будем видеть оборотную сторону этой медали и если мы поймем, что политической религией Ислам можно назвать в том случае, если мы будем говорить о религиозной политике.
Важный момент - политика это сфера борьбы, реализации власти и тут мы должны избежать очень большого соблазна рассуждать о политике и понимать Ислам как всего лишь предлог или обоснование для захвата власти, борьбы за власть, борьбы за суверенитет или за что-то иное. Такое понимание исламской политики как политического Ислама не соответствует ни Исламской акыде, ни манхаджу Ахль ас-Сунна валь-Джамаа.
Когда мы говорим о политической религии, мы говорим о религиозной политике. Мы говорим об исламской политике. В этом соотношении ключевым задающим смысл, цели, ориентиры – является понятие исламская, а не понятие политика. Политика – средство, форма, но не самоцель. В Исламе ни в коем случае не допустима подмена понятий, когда Ислам используется для достижения неисламских политических задач. Все это недопустимо в Исламе. Для того чтобы понять эту специфику религиозной политики, исламской политики в отличие от политики и политических представлений и парадигм куфра, мы построим лекцию на отталкивании от отрицательных моделей, в рассматривании возможных политических схем и увидим, что ни одна из этих схем, присутствующаих в современном политическом мировом пространстве не имеет отношения к Исламу и не имеет основу в Исламе.

Нам очень важно понять мотивы, которые лежат в основе любых разговоров о власти, борьбы за власть. Нам важно понять, чем руководствуются те или иные группы или доктрины, в том числе исламские.

Первая модель, к которой, как правило, сводятся все политические действия, в обывательском сознании особенно. Это понимание того, что политика, политическое действие, используется как средство для передела собственности. Понимание того, что в политических процессах движущими силами являются классы, группы и главная задача борьбы это передел собственности, отстранение одних классов и приход других.

Очевидно, что к Исламу это не имеет никакого отношения. Рассматривая такой подход через призму Сиры Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) мы увидим, что мусульмане во времена Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), а именно его модель общины и модель общины праведных халифов мы будем рассматривать как критерий оценки, - мусульмане в те времена абсолютно не преследовали перед собой задачи передела собственности или отстранения одних классов и привод на их место, к материальным ресурсам, других классов.

В частности, пример, один из характерных примеров, когда уже пошла интенсивная исламизация Аравийского полуострова и Пророк (салаллаху алейхи уа саллям) вел переговоры с племенами об условиях принятия ими Ислама. Как правило, одним из ключевых условий для племен были условия, связанные с имущественными гарантиями. И вот мы рассмотрим историю с сакифитами. Это одно из племен, взаимоотношения с которыми началось попытками (когда стало для них очевидно, что Ислам распространяется) заключить договор с Пророком (салаллаху алейхи уа саллям) и обусловить принятие Ислама рядом условий. Первое условие, поставленное перед Пророком (салаллаху алейхи уа саллям), было отклонено в категорической форме – это была просьба сохранить их идола Дафа. Но подобные предложения, они поступали Пророку (салаллаху алейхи уа саллям) еще при мекканском периоде, когда видя распространение Ислама и набирающий вес его авторитета, рост движения, часть курайшитской знати предложила Пророку (салаллаху алейхи уа саллям) даже больше - признать его Бога и Ислам при условии что он признает их богов. Мы знаем, что на это была ниспослана сура «Кафирун» (перевод смыслов):«Мы не поклоняемся вашим богам, а вы не покланяетесь нашему, у вас своя религия, у нас своя религия». Точно также язычники сакифиты просили сохранить своего идола – им было отказано. Потом они попросили оставить идола на протяжении года и не уничтожать его – им также было отказано. Последнее, на чем сошлись в переговорах, и это было максимальное послабление, договорились, что они не будут уничтожать идола своими руками, а приедут мусульмане, которые сделают это за них. Мы видим, что это был принципиальный момент, без компромиссов.

Но после уничтожения идола с ними был заключен договор, который гарантировал в полной мере имущественную сохранность собственности, режим собственности, который существовал тогда. В частности, мы приведем цитату из договора, который Пророк (салаллаху алейхи уа саллям) заключил с сакифитами, в котором говорилось: «Именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! От Мухаммада Пророка, Посланника Аллаха к верующим: ни один терновник не будет срублен и ни одна дичь там не будет убита. И если кто-нибудь будет застигнут за чем-то подобным? он будет побит плетью, и снимут с него одежду. Если кто нарушит это, то такой человек будет схвачен и предстанет перед Пророком Мухаммадом, а это уже дело Пророка Мухаммада, посланника Аллаха».

Мы видим, что сакифитам были даны все гарантии относительно сохранности их материальных ресурсов и после того, как эти люди приняли Ислам и согласились уничтожить идола, не было мотивов отнимать у них собственность, не было мотивов перераспределять ресурсы.
Мы не можем сказать, что для Ислама и для исламской политической идеологии вопросы, связанные с собственностью, вообще не имели значения – нет, мы знаем, что Ислам регулирует все вопросы, в том числе, и вопросы, связанные с собственностью, но Ислам ставит перед собой цели не отнять собственность, а социализировать собственность, очистить от излишков и использовать ее таким образом, чтобы приносилась польза как религии, так и мусульманской общине.

Таким образом, классовый подход во всех его пониманиях к политическому действию, его посылка, что собственность есть ключевой фактор политической борьбы, имеющей целью ее передел, он не имеет отношения к исламской политике.

Далее рассмотрим вопрос схожий, но связанный с перераспределением не собственности, а власти.
Мы видим на примере Сунны Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), что мусульмане не ставили перед собой цели не только перераспределять собственность, но и перераспределять власть от одних к другим. В частности, в послании Пророка (салаллаху алейхи уа саллям) к гассанитскому правителю аль-Харису ибн Абу Шимару говорилось: «Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного! От Мухаммада, посланника Аллаха - аль-Харису ибн Абу Шимару. Мир каждому, кто вступил на правильный путь, уверовал в Аллаха и признал Его. Призываю уверовать в Аллаха, у которого нет сотоварищей, и ты сохранишь свою власть». То есть, при условии, что человек принял Единобожие, отказался от идолопоклонства, никто не посягал ни на его собственность, ни на власть. На этих основаниях мусульмане выстраивали свои отношения не только с неарабскими племенами, но и даже с племенами арабов, которые принимали Ислам - они принимали его на условии не только сохранности собственности, но и сохранности власти. Не было целью забрать от одних и отдать другим - как и в случае с собственностью Ислам вводит определенный режим расходования и использования, как собственности, так и власти. Очевидно, что люди которые являются правителями, если они принимают Ислам, они уже не могут быть угнетателями, не могут считать себя абсолютными монархами- тагутами. Они обязаны править по законам Шариата, но, тем не менее нет, задачи перераспределить власть от одних к другим.
Точно также еще одна модель - это политический подход, связанный со стремлением взять власть любой ценой - власть ради власти. Он также не был присущ мусульманам – это показывает пример, который приводился о том, как курайшиты в поздние годы развития мекканской общины до Хиджры предложили Пророку (салаллаху алейхи уа саллям) взять власть.

А ведь был большой соблазн - если вставать на логику не исламской политики, а политической религии - подчинение религии моментам политического - можно было бы рассуждать таким образом: сейчас возьмем власть, договоримся, а дальше по «наполеоновскому» принципу «ввяжемся, а там посмотрим» – власть дает ресурсы, возможности, дальше путем уловок будем продвигать наши исламские задачи…
Мы видим, что Пророк (салаллаху алейхи уа саллям) не пошел на такую модель и позже, инша Аллах, когда мы будем пытаться понять политическую логику Сиры Пророка (салаллаху алейхи уа саллям), мы увидим, что это было оправданно в высшей степени в логике исламской политики.

Концепции политики, основанной на том, чтобы любой ценой прийти к власти с помощью того, чтобы возглавить оппозицию, они тоже не имеют основы в Исламе. Можно посмотреть с другой стороны и подумать что Пророк (салаллаху алейхи уа саллям), который был признанным лидером и авторитетным человеком, если бы он был популярным политиком, он мог бы пойти по наиболее легкому пути – использовать свой авторитет, собрать вокруг себя обездоленных, недовольных. Тем более, что между кланами были проблемы, и, стравливая, противопоставлять одни группы населения другим, прийти на этой волне к власти, дальше пытаясь продвигать свои задачи. Он не пошел и по этому пути. Логику мы попытаемся понять в следующей лекции.

С этим подходом оппозиционности, перманентной революции, которая бушует в головах некоторых левых радикалов и в том числе зараженных их идеями некоторых братьев мусульман тесно связан другой подход. А именно - политического действия и использования политической активности для борьбы за справедливость любым путем. Но вот с этой точки зрения хорошо всё - и в том числе любая политическая активность, которая преследует своей задачей восстановление справедливости на земле - в этом вопросе особенно важно внести ясность, так как это такая вещь на которую попадаются некоторые братья и сестры. Безусловно, есть пересечения, так как Ислам говорит о справедливости, поэтому люди, в чьих сердцах горит стремление к справедливости, они принимают провозглашаемые лозунги справедливости, и что это совпадает с Исламом. Но мы видим, что исламский подход отличается от этого кардинально - в первую очередь по причине, что согласно ортодоксальному Исламу Ахль ас-Сунна валь-Джамаа, ученые сошлись на том (при чем не только салафитской акыды, но и ашаритской акыды), что не может быть, и мы не считаем, что может быть какая-то справедливость вне Ислама (3).
Это очень важный момент, так как в рамках Ислама была полемика, большая фитна, которая угрожала целостности Уммы, которая исходила от мутазилитского направления в акыде , они как раз апеллировали к понятию справедливости. Они говорили, что существует извечная категория справедливости, добра и зла, она существует вечно и они дошли в своих еретических рассуждениях до того, что Аллах ограничен этим и он обязан быть справедливым и этим творить добро и руководствоваться объективной справедливостью, заложенной якобы в природе каждого и всего. Им был дан отпор - это очевидно - Аллах Всемогущий, Он сам решает, что такое справедливость, что добро и что зло. Что Он называет добром – добро, что Он называет злом – зло, и нет никакого добра и зла, справедливости и не справедливости вне воли и вне предопределения Аллаха. Это общее понимание для суннитской акыды. Именно важно и я подчеркну для суннитской – т.к. к сожалению, приходиться констатировать, что наши братья шииты (4) в значительной степени находятся под влиянием мутазилитского заблуждения и многие заблуждаются в области политического действия. Что в их умах господствует такое представление о справедливости, которая существует сама по себе – объективно. Мы четко говорим, что справедливость вне Ислама быть не может, и с нашей точки зрения справедливость – это порядок, основанный на законах Всевышнего. В качестве далилей можно привести несколько аятов:

45 аят из 5 суры, Аллах говорит (перевод смыслов): «…а кто судит не по тому что низвел Аллах, те не справедливы». То есть, вне зависимости от того, чем мы можем считать какое-то правление или действие, которое соответствует справедливости, но если оно не основано на Исламе, то оно не может быть справедливым, так как это не то, что определил Всемогущий Господь. Дела людей могут казаться справедливыми, могут казаться добрыми, милостивыми, но эти люди не сделали в жизни главного - не уверовали в Аллаха, не приняли пророческую миссию его Посланника (салаллаху алейхи уа саллям). Дела и деяния этих людей тщетны и Аллах говорит (перевод смыслов): 
  1   2   3

Похожие:

Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconЛекция 2 «Даваат Хиджра Джихад»
В прошлой лекции мы пытались понять, как цели исламской политики отличаются от целей и подходов политики в стандартном куфарском...
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconЛекция 13 Тема: цели и инструменты макроэкономической политики. Национальное счетоводство

Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconЛекция Принцип власти в Исламе Тема лекции принцип власти в Исламе,...
Тема лекции принцип власти в Исламе, принцип повиновения правителям и его пределов
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconПлан: Социальная политика это борьба за положение в обществе. Содержание социальной политики
Тема Сущность, содержание и цели социальной политики, ее практическое понимание
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" icon"Основные направления социальной политики государства в России"
Указанная сфера деятельности получила название социальной политики. В социальной политике выражаются цели и результаты экономического...
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconВопросы к зачету по курсу «Политология» для студентов II курса вшссн
Понятие политики. Многообразие определений политики Социологические, экономические, стратификационные и др трактовки политики
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" icon-
Положение в исламе тех, кто не делает такфир мушриков
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconВопросы к экзамену по политологии. Теория политики
А определение политологии, политическая жизнь, субъект политики, объект политики, основные характеристики политической науки
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconВопросы по курсу «социология политики»
Структура и функции социологии политики. Междисциплинарный характер изучения социологии политики
Лекция №1 \"Цели политики в Исламе\" iconТаможенная политика России в 18-19 вв
Целью работы является изучение таможенной политики России. На основании цели в работе поставлены следующие задачи
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница