Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства»


Скачать 250.33 Kb.
НазваниеЛекция № «Правовые последствия самовольного строительства»
Дата публикации02.07.2013
Размер250.33 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция


Кафедра: гражданское право.

Предмет: градостроительство и землепользование. Проблемы правосознания.

Составители: к.ю.н. Блинников Л.А. Ковтун З.Л.

Лекция № 8.

« Правовые последствия самовольного строительства».

1. Возможность легализации
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой признается жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Как уже было сказано ранее, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться такой постройкой (продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки и т.д.). Совершенные сделки с самовольной постройкой являются недействительными как не соответствующие закону или иным правовым актам (ст. 168 ГК РФ). Право на самовольную постройку не регистрируется и не переходит по наследству. В отношении самовольной постройки, произведенной на неправомерно занимаемом участке, не действует правило о приобретательной давности. По общим правилам самовольная постройка подлежит сносу лицом, ее осуществившим, за его счет.

Но при этом ст. 222 ГК РФ предусматривает возможность приобрести право собственности на самовольную постройку. То есть законодательно установлено право заинтересованного лица установить право собственности путем обращения в суд или иным образом.

Порядок приобретения сооружения в собственность определен гражданским законодательством и судебной практикой.

Для этого необходимо, чтобы:

- земельный участок, где возведена самовольная постройка, находился у заинтересованного лица в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании;

- имелась в наличии разрешительная документация;

- имелись документы, подтверждающие, что при строительстве постройки не нарушались градостроительные и строительные нормы и правила, а также осуществление строительства не нарушило права и законные интересы третьих лиц, не создает угрозу их жизни и здоровью.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке.

Ранее, до 1 сентября 2006 г. ст. 222 ГК РФ предусматривала, что право собственности на самовольную постройку могло быть признано за:

- лицом, осуществившим ее возведение на не принадлежащем ему земельном участке. Но обязательным было условие, что земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, будет затем предоставлен застройщику под нее;

- лицом, в чьей собственности (либо пожизненном наследуемом владении или пользовании) находился земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае владелец участка, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на строительство в размере, определенном судом.

Федеральным законом РФ от 30.06.2006 г. N 93-ФЗ были внесены изменения в п. 3 ст. 222 ГК РФ, и первое положение, приведенное ранее, было исключено из текста статьи (было признано утратившим силу). В результате этого лицо, осуществившее постройку и не обладающее земельным участком (застройщик), утратило возможность признания за ним права собственности на возведенную им постройку.

При этом возможность признания права собственности за собственником земельного участка, а также за его титульным владельцем не претерпела какого-либо изменения. Это право принадлежит указанным лицам даже в том случае, если самовольную постройку осуществили не они. Но при этом они (как и ранее) обязаны компенсировать фактические расходы (затраты) застройщика по возведению самовольной постройки, так как застройщик в результате строительства самовольной постройки имеет право на нее только как на совокупность строительных материалов и вложенного труда. Для этого застройщик должен представить доказательства размера указанных расходов, подтвердить заявленную к возмещению сумму. Хочется обратить внимание, что в данном случае будет безрезультатно требовать возместить рыночную стоимость аналогичного строения (объекта недвижимости), так как самовольная постройка объектом недвижимости не является.

Таким образом, с 1 сентября 2006 г. возможность признания права собственности на самовольно возведенное строение поставлено в зависимость от наличия права у заинтересованного лица на земельный участок, на котором это строение создано.

В соответствии с п. 2 ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Согласно п. 2 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешённым использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Ст. 41 ЗК РФ предоставляет право лицам, не являющимся собственниками земельных участков, осуществлять те же права. Но в данном случае (при осуществлении указанными лицами самовольного строительства) суд должен установить наличие тех же условий, при которых право собственности может быть признано за собственником (пожизненным владельцем, постоянным пользователем) участка.

В целях легализации самовольного строения необходимо подать соответствующий иск о признании прав на него с обязательным приложением необходимых документов (разрешительная документация, результаты экспертизы, подтверждающей соблюдение градостроительных и строительных норм и правил, иные документы, согласно которым права и законные интересы третьих лиц не нарушены возведением указанной постройки).

В соответствии со ст. 30 ГПК РФ в данном случае иски о признании права собственности на самовольную постройку подаются по месту ее нахождения, так как самовольная постройка рассматривается как объект, прочно связанный с землей.

Если стороной, заявляющей указанное требование, является физическое лицо, данное дело должно рассматриваться в суде общей юрисдикции. Если же истцом будет выступать юридическое лицо - в Арбитражном суде.

Вынесение судом решения об удовлетворении заявленного требования будет зависеть от установления ряда фактов:

- кому принадлежат права на земельный участок, на котором осуществлено возведение самовольного строительства;

- соблюдено ли целевое назначение земельного участка;

- имеется ли утвержденная в установленном порядке проектная и разрешительная документация, а также разрешение на строительство;

- соблюдены ли градостроительные регламенты, строительные, экологические, санитарно-гигиенические, противопожарные и иные правила и нормативы

- не нарушаются ли при условии сохранения указанного строения права и законные интересы третьих лиц.

Решение по делам данной категории принимаются судом с учетом конкретных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств. В результате рассмотрения дела по существу суд вправе:

- отказать в удовлетворении исковых требований о признании права собственности на самовольную постройку в связи тем, что ее сохранение повлечет нарушение права и охраняемые законом интересы третьих лиц, либо создаст угрозу жизни и здоровью граждан, а также в связи с тем, что строительство самовольного объекта было осуществлено на земельном участке, не принадлежащем застройщику;

- удовлетворить заявленные исковые требования в случае, когда земельный участок, на котором было осуществлено строительство указанного объекта, принадлежит истцу на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, даже в случае, если строительство было осуществлено другим лицом. При этом застройщику подлежат возмещению понесенные им расходы, размер которых определяется судом.

В случае удовлетворения заявленного требования право собственности на объект недвижимости подлежит государственной регистрации.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.02.2006 г. N 13460/05 было установлено следующее.

Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга обратился в Арбитражный суд с иском к обществу и государственному образовательному учреждению об обязании снести здание торгового комплекса как самовольную постройку.

Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении искового требования по мотиву наличия государственной регистрации прав общества и университета на здание указанного торгового комплекса и отсутствия в связи с этим возможности сноса данной постройки.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей сторон, Президиум пришел к следующему выводу.

В соответствии с п. 2 ст. 269 ГК РФ лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное пользование, вправе, если иное не предусмотрено законом, самостоятельно использовать участок в целях, для которых он предоставлен, включая возведение для этих целей на участке зданий, сооружений и другого недвижимого имущества.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Однако в данном случае торговый комплекс построен на земельном участке, отведенном под капитальное строительство, при наличии разрешений соответствующих органов власти, действия которых оценены судами.

Исходя из совокупности обстоятельств (в разрешительной документации, выданной Комитетом по градостроительству и архитектуре, имеется указание на торговый комплекс во второй очереди строительства объектов народного образования; в материалах дела имеется акт государственной приемочной комиссии, утвержденный приказом Комитета по строительству о принятии в эксплуатацию объекта недвижимости), суд правомерно установил, что в настоящем случае государственная регистрация прав на недвижимое имущество основывается на фактах, подтверждающих разрешение на возведение данного комплекса.

То есть торговый комплекс, построенный на земельном участке, отведенном в установленном законом порядке с разрешения соответствующих органов власти, и принятый государственной приемочной комиссией, не является самовольной постройкой (п. 1 ст. 222, п. 2 ст. 269 ГК).

В результате иск об обязанности снести здание как самовольно построенное суд отклонил.


^ 2. Основания для признания права собственности на самовольную постройку.
В соответствии со ст. 8, ст. 12, ст. 222 ГК РФ в отношении прав на самовольную постройку могут быть использованы такие способы защиты гражданских прав как признание права (вещно-правовой иск о признании права), или восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (негаторный иск).

Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ возможность признания права собственности на самовольную постройку принадлежит лицу, обладающему правом собственности, правом пожизненного наследуемого владения, бессрочного пользования земельным участком, на котором возведена самовольная постройка.

При предъявлении иска о признании права собственности на самовольную постройку в порядке ст. 222 ГК РФ, такой иск должен быть основан на актах компетентных органов и иных документах, подтверждающих права на землю. В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, а проведенная государственная регистрация договоров и иных сделок удостоверяется посредством совершения специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки.

Форма свидетельств и специальной надписи устанавливается Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. N 219.

При этом согласно ст. 6 вышеназванного Федерального закона права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

Суть положений этих норм и порядок их реализации сводятся к следующему.

Права на недвижимое имущество (в том числе земельные участки), возникшие до вступления в силу закона, и прошедшие регистрацию по правилам, действовавшим до этого момента, признаются юридически действительными.

То есть таковыми являются сделки, подлежавшие регистрации и являвшиеся основаниями возникновения таких прав. В случае если они были зарегистрированы по ранее действовавшему порядку, они являются юридически действительными.

Кроме того, сама регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, осуществлявшаяся до вступления в силу упомянутого выше Федерального закона, также является юридически действительной (абз. 2 п. 1 ст. 6 Закона).

Дополнительно в письме отмечается, что в случаях, когда из представленных на регистрацию документов следует, что, несмотря на требования законодательства об обязательности государственной регистрации сделки и (или) права они не были зарегистрированы, то у учреждения юстиции по регистрации прав есть основания для отказа в государственной регистрации права.

Возникшие до введения в действие закона права на недвижимое имущество и сделки с ним, не прошедшие регистрацию, поскольку в соответствии с правилами, действовавшими до вступления его в силу, такая регистрация не требовалась, также признаются юридически действительными.

То есть права на земельные участки, полученные гражданами или юридическими лицами до 31 января 1998 г., являются действительными даже после вступления в силу закона, устанавливающего порядок и обязательность государственной регистрации.

Это положение также соответствует ст. 9 Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ", согласно которой государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Кроме того, также признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 г. N 219:

- свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России";

- государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей";

- свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19.03.1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения";

- документы, подтверждающие осуществление строительства на основании разрешительной документации и с соблюдением всех необходимых градостроительных и строительных норм и правил. Данные обстоятельства подтверждаются исходно-разрешительными документами на использование территории, на соответствие объекта экологическим, санитарно-гигиеническим и другим нормативам (на основании заключений органов архитектуры и градостроительства, государственных органов, уполномоченных на осуществление контроля и надзора за соблюдением соответствующих норм и правил).

В связи с вышеизложенным, к исковому заявлению о признании права собственности на вновь созданное недвижимое имущество истец должен приложить письменные документы, подтверждающие указанные обстоятельства.

К таковым доказательствам могут быть отнесены:

- правоустанавливающие документы на земельный участок;

- технический паспорт на самовольную постройку, подготовленный органами технической инвентаризации;

- заключение экологических органов, органов здравоохранения, противопожарной службы;

- техническое заключение о состоянии несущих конструкций самовольной постройки (результаты экспертизы);

- документы, подтверждающие возведение самовольной постройки.

Необходимо также отметить, что в предмет доказывания входит разрешенное использование (целевое назначение) земельного участка, занятого самовольной постройкой.

Ст. 7 ЗК РФ выделены категории земель (например, земли лесного фонда, особо охраняемых территорий и др.), исходя из их целевого назначения.

Эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Использование земель не по целевому назначению влечет (в соответствии со ст. 8.8. КоАП РФ) наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб.; на должностных лиц - от 1000 до 2000 руб.; на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 руб.

Таким образом, разрешенное использование земельного участка, занятого самовольной постройкой, не может быть изменено, в том числе судом.

В тех случаях, когда использование земельного участка под самовольной постройкой не будет соответствовать разрешенному использованию, то требование о признании права собственности на нее судом не будет удовлетворено. Иное решение противоречило бы ст. 222 ГК РФ, согласно которой один из самостоятельных признаков самовольной постройки является ее создание на земельном участке, не отведенном для этих целей. Изменение разрешенного использования (целевого назначения) земель не входит в компетенцию суда, решение этого вопроса находится вне пределов юрисдикции суда. Совокупность перечисленных документов и установления указанных обстоятельств может служить основанием для признания судом права собственности на самовольно возведенный объект.




^ 3. Снос строения.
Гражданское законодательство предусматривает наступление следующих неблагоприятных последствий для лица, осуществившего самовольную постройку:

- невозможность распоряжаться самовольно возведенным строением;

- обязанность застройщика осуществить ее снос;

- привлечение к административной ответственности по ст. 9.5 КоАП РФ.

Подобные нормы действовали и ранее. Например, в постановлении Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках", действующее до сих пор наряду с ГрК РФ и ЗК РФ в целях борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках" (действие которого не прекращено до настоящего времени) было установлено, что "За самовольное строительство без надлежащего письменного разрешения руководители государственных учреждений и предприятий, кооперативных и общественных организаций и индивидуальные застройщики привлекаются к ответственности в установленном законом порядке. Самовольные застройщики, приступившие после издания настоящего постановления к строительству без надлежащего письменного разрешения, обязаны немедленно по получении соответствующего письменного требования исполкома городского или поселкового Совета народных депутатов прекратить строительство и в течение месячного срока своими силами и за свой счет снести все возведенные ими строения или части строений и привести в порядок земельный участок. В случае невыполнения ими указанных требований исполнительный комитет дает распоряжение отделу коммунального хозяйства о сносе самовольно возведенного строения или части строения. Органы Рабоче-крестьянской милиции обязаны оказывать необходимое содействие по приведению в исполнение распоряжения исполнительного комитета о сносе строения."

На сегодняшний день, в соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ если за лицом не признано право собственности на самовольную постройку, она подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

В качестве примера можно привести постановление ФАС Дальневосточного округа от 4.04.2006 г. N ФОЗ-А04/06-1/117. В соответствии с материалами указанного дела индивидуальный предприниматель осуществил самовольную постройку (пристройку к зданию, занимаемому на законных основаниях отделом охраны УВД города). В признании права собственности на эту пристройку ему отказано вступившим в законную силу решением арбитражного суда. Пристройка занята властным органом, использующим основное здание, его права на эту пристройку в установленном порядке не признаны. Предприниматель намеревался произвести снос строения с целью использования строительных материалов в других целях, о чем проинформировал пользователя спорного здания. Однако просьба осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий отдела охраны по созданию препятствий в сносе самовольной постройки. Суд кассационной инстанции указал на то, что снос самовольной постройки невозможен лишь в случае признания на нее права собственности за лицом, обладающим земельным участком, на котором расположено соответствующее строение.

Важным является следующий момент. Законодательно не установлен порядок действий, связанных со сносом самовольных строений, не определено, вправе ли соответствующие права реализовывать в административном порядке контролирующий орган по осуществлению надзора в сфере строительства, либо снос должен осуществляться только на основании решения суда (в порядке его исполнения).

Если исходить из того, что самовольная постройка не является объектом гражданских прав, а только совокупностью строительных материалов, ее снос не затрагивает имущественные права и законные интересы лица, осуществившего строительство.

Поэтому допускается вывод о том, что снос может быть произведен на основании решения уполномоченного административного органа.

В качестве примера можно привести Положение о порядке сноса самовольных строений в г. Красноярске, утвержденное решением Красноярского городского совета от 26.09.1997 г. N 6-43, а также положение о порядке выявления и сноса самовольных строений на территории г. Красноярска, утвержденные постановлением администрации г. Красноярска от 06.09.2004 г. N 398. Указанными документами регулировался ранее административный порядок сноса самовольных построек, находящихся на территории г. Красноярска.

Аналогичным документом является Типовое Положение о районной комиссии по рассмотрению вопросов сноса самовольных построек, утвержденное постановлением мэра г. Саратова от 17.09.1999 г. N 770.

Комиссия создается в целях рассмотрения вопросов сноса самовольно построенных жилых домов, строений, сооружений, гаражей и иного недвижимого имущества, созданного на земельном участке, не отведенном для этих целей в установленном порядке, либо созданного без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В данном случае интересна следующая обязанность председателя комиссии. Он может вносить главе администрации предложения о сносе самовольных построек. Это можно обосновать, например, тем, что ранее, до 22.09.2003 г. действовало Положение о порядке сноса самовольной постройки (приложение 2 к решению Саратовской городской Думы от 29.04.1999 г. N 30-292), которое утратило силу. В соответствии с ним самовольно построенные (возведенные) жилые дома, гаражи, строения, сооружения и иное недвижимое имущество выявлялись в результате инвентаризации и проверок, проводимых управлением государственного архитектурно-строительного надзора города Саратова, управлением архитектуры и градостроительства г. Саратова, отделом государственного земельного контроля г. Саратова, городским комитетом по охране природы, городским центром Госсанэпиднадзора, МУП "Бюро технической инвентаризации", осуществляющими государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с их компетенцией. А решение о сносе самовольных построек принимала администрация города. При этом расходы по производству сноса самовольной постройки возмещались за счет лиц, осуществивших ее уже в судебном порядке.

Возвращаясь к действующему законодательству, можно сделать вывод о том, что в соответствии с типовым положением о районной комиссии право требовать сноса самовольной постройки указанным положением было предоставлено органу местного самоуправления исходя из полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, определенных в ст. 8 ГрК РФ.

С другой стороны, ст. 62 ЗК РФ предусматривает следующее.

Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре (в частности, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений) на основании решения суда. Это также обосновано тем, что при сносе самовольной постройки в любом случае будут затронуты имущественные права заинтересованных лиц, пусть даже касающийся стоимости строительных материалов, использованных при строительстве.

В связи с этим обоснованным будет являться снос самовольной постройки, осуществленный на основании судебного порядка.

В перечне вопросов, вынесенных для обсуждения в докладе о применении законодательства о самовольных постройках (ФАС Северо-Кавказского округа) 14 мая 2008 г., и в тезисах этого доклада по вопросу: "Вправе ли органы местного самоуправления принять решение о сносе самовольно построенного объекта?" были высказаны две точки зрения. Решение о сносе самовольной постройки может приниматься судом или государственным органом, уполномоченным принимать решения о сносе незаконно возведенных строений.

При этом нужно согласиться с позицией многих юристов - независимо от решения вопроса о допустимости административного порядка сноса самовольных построек, очевидно, что при поступлении в суд иска о сносе такой постройки он подлежит рассмотрению по существу.

В обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006 г., утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г. был задан следующий вопрос. Возражая против исполнения решения суда о сносе самовольно возведенного строения, должник ссылается на то, что эта постройка является местом его жительства, а требование о выселении к нему предъявлено не было.

Необходимо ли было истцу при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения предъявлять также требование о выселении лиц, проживающих в этом помещении?

В ответе было указано следующее. В соответствии с п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Из положений данной нормы следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав.

Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано.

Поскольку у лица не возникает право на проживание в данном помещении, то вынесение судом решения о сносе самовольной постройки не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением, поэтому оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных построек не имеется.

Исходя из этого, когда некое лицо подает заявление о признании жилого помещения самовольной постройкой, нет необходимости предоставлять дополнительное заявление о выселении граждан из жилых построек, которые подлежат сносу. Это происходит оттого, что если суд выносит решение о сносе самовольно возведенного жилья, он не нарушает прав граждан на проживание в указанном жилом помещении.

Требование о выселении необходимо предъявлять только в том случае, если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении.

То есть, с одной стороны законодательство не допускает возможность регистрации по месту нахождения самовольной постройки, но в случае, если это все же произошло - нужно предъявлять иск о выселении.



^ 4.Обращение в суд о сносе.

Как правило, обращаются с иском о сносе следующие лица:

1. Собственник земельного участка.

2. Законный владелец.

3. Лицо, права и законные интересы которого нарушает сохранение самовольной постройки.

Например, в п. 4 Информационного письма Президиума ВАС от 09.12.2010 N 143 даются разъяснения, что арендатор земельного участка вправе требовать сноса самовольной постройки, возведенной на этой земле.

Однако ранее в ряде судебных решений суды делали выводы о том, что "право требовать сноса возведенной на земельном участке самовольной постройки в случае признания ее таковой, предоставлено только собственнику или иному титульному владельцу земельного участка, на котором она возведена". Например, такие выводы содержатся в Определении ВАС РФ от 04.05.2009 N ВАС-1034/09 по делу N А65-12664/2007-СГЗ-15, Постановлении ФАС Уральского округа от 11.08.2009 N Ф09-5705/09-С6 по делу N А76-25433/2008.

4. Прокурор.

Вместе с тем прокурор и иные уполномоченные федеральным законом органы (в частности, орган строительного надзора) вправе обратиться в арбитражный суд с иском о сносе самовольной постройки, если они защищают публичные интересы, поскольку ст. 52 АПК РФ не предусматривает право прокурора на предъявление иска о сносе самовольной постройки.

5. Иные уполномоченные органы.

В качестве иных уполномоченных органов может рассматриваться орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. Однако обратите внимание, что в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС от 09.12.2010 N 143 устанавливается, что самовольная постройка не может быть снесена без судебного решения, только на основании актов административного характера.

В самом плохом положении с юридической точки зрения оказываются лица, которые не осуществляли строительство, а, по сути, являются добросовестными правоприобретателями. Если ответчик, против которого принято решение о сносе самовольной постройки, не осуществлял ее строительство, он вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков к лицу, осуществившему самовольную постройку. На практике в случае принятия негативного судебного решения о сносе самовольной постройки очень трудно вернуть от застройщика все денежные средства, потраченные на приобретение недвижимости, кроме того, возможны длительные судебные тяжбы.

Нередко сами юридические и физические лица обращаются в суд для того, чтобы узаконить самовольные постройки. Однако такое обращение может иметь негативное последствие, поскольку судом постройка может быть признана самовольной и по суду может быть принято решение о сносе. При этом срок исковой давности на данные дела не распространяется. Данный вывод сделан в Письме ВАС от 9 декабря 2010 г. N 143, в котором были определены случаи, на которые не распространяется исковая давность.

К таким случаям относятся:

- требование о сносе постройки, созданной на земельном участке истца без его согласия, если истец владеет этим земельным участком (п. 6 Информационного письма N 143);

- требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан (п. 7 Информационного письма N 143).

Этот вывод подтверждается и выводом судов низших инстанций (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 21.09.2009 по делу N А38-192/2009, ФАС Московского округа от 03.11.2009 N КГ-А40/11326-09-П-1,2,3 по делу N А40-27751/07-53-230).

Однако ранее существовала позиция, согласно которой суд отказывал в сносе постройки, говоря о том, что истцом был нарушен срок исковой давности. Например, подобное дело рассматривалось в Москве и было решено в пользу юридического лица - ответчика (Постановление ФАС Московского округа от 03.11.2009 N КГ-А40/11326-09-П-1,2,3 по делу N А40-27751/07-53-230).

Таким образом, в дальнейшем суды будут руководствоваться Письмом ВАС, и лицам, владеющим самовольными постройками, невозможно будет узаконить самовольную постройку по истечении 3 лет, т.е. срока исковой давности.

Список используемой литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993;

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. №51-ФЗ;

  3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации часть первая. Под ред. Крашенниковой П.В. – М.: Изд-во Эксмо, 2003;

  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ;

  5. Комментарий к Градостроительному кодексу РФ от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (с изменениями от 22 июля, 31 декабря 2005 г., 3 июня, 27 июля, 4, 18, 29 декабря 2006 г., 10 мая, 24 июля, 30 октября, 8 ноября, 4 декабря 2007 г., 13, 16 мая, 14, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 17 июля, 23 ноября, 27 декабря 2009 г., 27 июля, 22, 29 ноября 2010 г., 20 марта, 21 апреля, 1, 11, 18, 19, 21 июля 2011 г.);

  6. Жилищный кодекс Российской Федерации №188-ФЗ;

  7. Земельный кодекс Российской Федерации №136-ФЗ;

  8. Федерального закона от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ";

  9. Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

  10. Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1540-КЗ "Градостроительный кодекс Краснодарского края";

  11. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав";

  12. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22;

  13. Постановлении Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 г. N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках";

  14. Письмо Федеральной службы исполнения наказаний от 11 июня 2009 г. N 10/1-2236;

  15. Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации Утверждена приказом Минземстроя РФ от 4 августа 1998 г. N 37;

  16. Письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 августа 2007 г. N АМ/1146;

  17. Определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2007 г. N 595-О-П.;

  18. Савина А.В. Снос самовольной постройки // Адвокатская практика. 2008. N 3;

  19. Шерстнева О.О. Самовольное строение: признание права собственности. М., 2007.

Похожие:

Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconВопрос 162. Усыновление (удочерение) детей. Отмена усыновления. Понятие,...
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Условия, порядок и правовые...
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconВопросы к итоговому междисциплинарному экзамену по дисциплине «Гражданское...
Признание гражданина безвестно отсутствующим. Объявление гражданина умершим. Правовые последствия. Последствия явки гражданина, объявленного...
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconВопрос 153. Признание брака недействительным. Понятие, порядок, правовые последствия
Недействительность брака представляет собой одну из форм прекращения брачных отношений между супругами в правовом смысле. Правовые...
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconЗадачи и особенности Правовые последствия Кто совершает сделки Наблюдение временный управляющий

Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconВопросы для подготовки к зачету по «Экономике строительства» для специальности пгс
Организационные формы строительства. Обязанности заказчика и подрядчика при подрядном способе строительства
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconТесты по предмету правоведение. К признакам правового государства относятся
Какие правовые последствия влечет для гражданина признание его полностью недееспособным
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconПлан Введение История исследований традиционного украинского строительства...
Конструктивные приемы украинского традиционного строительства в связи с экологическими условиями
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconПримерные вопросы для подготовки к экзамену (зачету)1
Расторжение договора и односторонний отказ от исполнения договора поставки: правовые последствия
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconВопросы к государственному экзамену по дисциплине «Гражданское право»
Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим и их правовые последствия
Лекция № «Правовые последствия самовольного строительства» iconВопрос 152. Расторжение брака. Понятие, порядок, правовые последствия
Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница