План Государственное право Директории унр. 2


Скачать 98.67 Kb.
НазваниеПлан Государственное право Директории унр. 2
Дата публикации19.03.2013
Размер98.67 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы


Тема 25. «Вторая» Украинская Народная Республика (ноябрь 1918 г. - ноябрь 1920 г.)

План

1. Государственное право Директории УНР.

2. Правительство УНР и его политико-правовые решения.

3. Источники права и законодательство УНР периода Директории.
Украи́нская наро́дная респу́блика (укр. Українська Народна Республіка), УНР — название (с 7 (20) ноября 1917 года) «автономной Украины» (образовавшейся 13 (26) июня 1917 года в составе Российского государства); после провозглашения руководством УНР независимости 12 (25) января 1918 года — государство. С 22 января 1919 года произошло формальное объединение УНР с Западно-Украинской народной республикой (ЗУНР), включавшей украинские земли бывшей Австро-Венгрии.

УНР была провозглашена III Универсалом Центральной рады от 7 (20) ноября 1917 года как широкая автономия при сохранении федеративной связи с Россией. Этому предшествовало провозглашение национальной автономии Украины 13 (26) июня 1917 года и подписание А. Ф. Керенским протокола о признании Генерального секретариата Центральной рады.

11—12 (24—25) декабря 1917 года в г. Харькове Первый Всеукраинский съезд советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов провозгласил существовавшую на тот момент Украинскую Народную Республику республикой советов рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов, которая позднее (в том числе, чтобы не путать с сохранившейся «несоциалистической» Украинской Народной Республикой), в ряде документов того времени именовалась Украинской Народной Республикой Советов, а также Советской Украинской Народной Республикой, Украинской Народной Советской Республикой и Украинской Народной Социалистической Республикой (УНСР, укр. Українська Народна Соціалістична Республіка).

Правительство УНР было объявлено съездом вне закона. Были избраны ЦИК Всеукраинского съезда Советов и новое правительство республики — Народный Секретариат УНР. Народный Секретариат УНР был признан 19 декабря 1917 года (1 января 1918 года) Советом Народных Комиссаров Cоветской России единственно законным правительством Украинской Народной Республики.

Большевистское правительство России объявило Центральной раде ультиматум с требованием силой остановить русских казаков и офицеров, следовавших через Украину на Дон. В случае выполнения требований ультиматума Украина оказалась бы втянутой в гражданскую войну в России. В ответ на ультиматум Центральная рада 12 (25) января 1918 года своим IV Универсалом провозгласила полную независимость УНР от России. Большевики предприняли неудачную попытку захвата власти в Киеве 16 (29)—22 января (4 февраля) 1918 года, а 26 января (8 февраля) 1918 года большевистские части заняли Киев. Центральная рада обратилась к Центральным державам с просьбой направить на Украину свои войска для защиты от этой агрессии (делегация УНР приняла участие в Брестских переговорах, где заключила соглашение с Центральными державами). Германские войска в короткий срок выбили большевистские части с территории Украины, а затем инициировали смену Центральной рады правительством Скоропадского. 17—19 марта 1918 года Украинская Народная Республика Советов объединилась с другими территориальными формированиями большевиков (Донецко-Криворожская Советская Республика, Одесская Советская Республика) в Украинскую Советскую Республику в составе РФСР.

После падения Гетманата при Директории (правительство Симона Петлюры) УНР была восстановлена. В марте 1919 года из крупных городов Украины под контролем УНР находились только Житомир и Винница.

УНР просуществовала до 1920 года, когда её территория вошла в состав Украинской ССР. Западная Украина (Восточная Галиция и Волынь) отошла к Польше.

^ 1. Государственное право Директории УНР.

Директория УНР - высший орган государственной власти возрожденной Украинской Народной Республики, который действовал с 14 ноября 1918 года до 10 ноября 1920.

После отречения 14 декабря 1918 власти гетманом П. Скоропадским, войска Директории, которая образовалась накануне, 18 декабря вступили в Киев и в Украине возобновилась УНР. Но первую УНР второй напоминала только названием и некоторыми направлениями национальной политики. В целом же суть была другой - это была новая форма украинской государственности новейшего времени. Создавалась она в крайне неблагоприятных условиях борьбы за территорию Украину большевиков, белогвардейцев и польских шовинистов. Однако, несмотря на препятствия, деятелям второй УНР удалось создать собственную, оригинальную государственно-правовую систему. Нормативными актами того периода были декларации, распоряжения, инструкции, универсалы, законы.

Центральную государственную власть (законодательную, исполнительную, судебную и военную) сосредоточила в своих руках Директория УНР в составе 5 директоров (С. Петлюра, В. Винниченко, П. Андриевский, А. Макаренко, Ф. Швец). Правда ни одного документа, который бы определял ее правовой статус, так и не было принято. По современным критериям Директорию можно назвать коллегиальной хунтой, наделенной диктаторскими полномочиями. Директория назначала исполнительно-распорядительную власть - Совет Народных Министров в составе 18 министров. Четкого разграничения полномочий Рады с Директорией уже не было. Осознавая и декларируя временный характер деятельности, Директория пыталась создать постоянно действующий парламент. Первой попыткой был Конгресс трудового народа, избранный по принципу территориального представительства и созван 22-28 января 1919 в Киеве, который принял Акт воссоединения с ЗУНР и принял "Закон о форме власти на Украине". За ним создавалась Президиум Конгресса и комиссии в составе Директории. Однако больше созвать сессию Конгресса не удалось. Закона 1920 г. предусматривалось создание президентско-парламентской республики с Председателем Государства (президентом) и Государственной Народной Радой или Сеймом (парламентом). Но они остались неосуществленными.

Местное управление соответствовало административно-территориальному делению государства на губернии, уезды, волости, города и села. В режиме государственного руководства действовали комиссары (губернские, уездные и волостные) и атаманы (сельские и городские), которым подчинялись местные правления. Директория восстановила полностью дореволюционные земские (собрания и управы) и городские (думы и управы) органы самоуправления. Кроме того, параллельно с ними продолжали повсеместно действовать совета депутатов (рабочих, крестьянских, солдатских). Хотя в целом на местах царила атаманщина - власть местных авторитетов, особенно в уездах и волостях (Апгел, Зеленый, Махно).

Силовыми структурами Директории была армия УНР, восстановлена милиция и судебные учреждения. Гетманский Сенат снова заменил Генеральный суд под названием Высший суд. Восстановлено апелляционные и мировые суды, внедренные ЦР, создан чрезвычайные военные суды, так что создаваемый Директорией государственный механизм мог бы быть жизнеспособным и эффективным, но при условии невмешательства во внутренние дела Украины внешних агрессоров.
^ 2. Правительство УНР и его политико-правовые решения.

В конце июля 1917 г. УЦР насчитывала формально 822 депутата, которые принадлежали к следующим группам:

  • Всеукраинский Совет сельских депутатов — 212

  • Всеукраинский Совет военных депутатов — 158

  • Всеукраинский совет рабочих депутатов — 100

  • Представители неукраинских советов от рабочих и солдатских депутатов— 50

  • Украинской социалистической партии — 20

  • Российской социалистической партии — 40

  • Еврейской социалистической партии — 35,

  • Польской социалистической партии — 15

  • представители от городов и губерний — 84

  • представители профессиональных, образовательных, экономических и общественных организаций и других меньшинств (молдаван, немцев, татар, белорусов).

Из этих 822 человек была выбрана Малая рада в числе 58 человек, в которой национальные меньшинства составили 18 человек. Как видно из предоставленной информации Рада и созданное ею летом 1917 г. правительство («Генеральный секретариат») по своему политическому облику были крайне левыми (в основном социалистами-революционерами и социал-демократами), разница между ними и большевиками была крайне невелика.

По свидетельству участников заседаний, выборов в Центральную раду нигде не было.

Депутаты из армии заседали на основании удостоверений, что такой-то командируется в Киев для получения в интендантском складе партии сапог; для отдачи в починку пулеметов; для денежных расчетов; для лечения; и т. п. Депутаты «тыла» имели частные письма на имя Грушевского и других лидеров, приблизительно одинакового содержания: «посылаем, известного нам»… В конце — подпись председателя или секретаря какой-нибудь партийной или общественной украинской организации. Наш представитель успел снять копию с полномочий депутатов г. Полтавы. Все они были избраны советом старшин украинского клуба, в заседании, на котором присутствовало 8 человек. Всего депутатских документов оказалось 800. На официальный запрос, секретарь смущенно ответил, что здесь все документы. Остальные депутаты (около 300) — это Грушевский, Винниченко, Порш и другие члены президиума, которым «передоверены» депутатские полномочия и каждый из них равняется 10-15-25 депутатам.

По инициативе УЦР в Киеве прошёл с 21 сентября по 28 сентября 1917 г. Съезд народов России.
^ Политико – правове решения.

4 (17) марта в Киеве собрался Всеукраинский съезд, на котором образована Центральная украинская рада. От имени съезда была направлена приветственная телеграмма на имя князя Львова и министра юстиции Керенского с выражением благодарности за заботу о национальных интересах украинцев и выражением надежды на то, что «недалеко уже время полного осуществления наших давнишних стремлений к свободной федерации свободных народов». Историк С. В. Волков обратил внимание на то, Центральная рада была образована явочным порядком лицами, объявившими себя «депутатами» (однако никаких выборов проведено не было) от возникших на революционной волне групп, кружков и мелких организаций, объявивших себя партиями, население Украины ни в малейшей степени не представляла и была учреждением вполне самочинным.

9 (22) марта 1917 года Центральная украинская рада выступила с обращением «К украинскому народу», в котором призвала поддержать Временное правительство.

14 (27) марта в Киев прибыл М. С. Грушевский, находившийся с 1915 г. в ссылке (в Симбирске, Казани и Москве). С его приездом Центральная рада развернула активную деятельность, имевшую целью получение Украиной автономии.

В апреле М. С. Грушевский вышел из Товарищества украинских прогрессистов и стал членом Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), которая в марте организационно оформила свой выход из общероссийской Партии социалистов-революционеров. Украинские социал-демократы и украинские эсеры составили в Центральной раде большинство.

6—8 (19—21) апреля состоялся Всеукраинский национальный конгресс, 900 делегатов которого избрали 150 членов Центральной рады и новый президиум УЦР. М. С. Грушевский был переизбран главой (председателем) УЦР, его заместителями стали С. А. Ефремов и В. К. Винниченко. Они же возглавили и исполнительный орган — Малую раду. Конгрессом была принята резолюция, согласно которой участникам конгресса принадлежит «инициатива в деле создания прочного союза тех народов России, которые, как и украинцы, требуют национально-территориальной автономии», а в будущей мирной конференции должны участвовать «кроме представителей воюющих держав, и представители народов, на территории которых происходит война, в том числе и Украины». Однако такие проблемы могут обсуждаться и решаться только Учредительным собранием.

В мае Центральная рада провела несколько «всеукраинских» съездов: военный, крестьянский, рабочий, кооперативный.
^ 3. Источники права и законодательство УНР периода Директории.

В неблагоприятных условиях постоянных переездов и фронтовых боев Директория УНР не имела возможности для полноценной законотворчества. Источниками права для второй УНР были законы российских правительств, ЦР, гетмана и даже советской власти. Одни законы действовали в полном объеме, другие - с дополнениями, изменениями, частичным или полным упразднением отдельных статей и положений. Законодательный процесс регламентировался Законом "О порядке внесения и утверждения законов в УНР" от 14 февраля 1919 Законопроект должен проходить такие инстанции: министерство - председатель правительства - Совет Народных Министров - Государственная канцелярия - Директория. Однако до конца существования Уир в государстве так и не определены конкретные субъектов законодательной инициативы.

В области конституционного права Директория восстановила действие большинства конституционных законов ЦС: о национально-персональную автономию, гражданство, язык и т.д. Но Конституцию 29 апреля 1918 не внедрила в действие и пыталась выработать собственную. Проект ее подготовили лишь на конец октября 1920 Государство по форме правления становилась президентско-парламентской республикой с Председателем Государства и Государственной Народным Советом во главе. Кроме того, приняты законы о гарантиях прав и свобод граждан в УНР, о регистрации населения, о форме власти и временном государственном строе УНР.
В гражданском и уголовном праве использовались преимущественно законы царского правительства ("Свод законов" (тома 10-15), "Криминальное уложения 1903 p.", Военный уголовный устав). Дополнениями к ним служили законы Директории о борьбе со спекуляцией, о лесах, о земле. В УНР отменялась частная собственность на землю. Среди уголовных наказаний преобладали смертная казнь, тюрьма, каторга, конфискации, штрафы. К этому стоит добавить, что законы второй УНР почти не действовали или действовали временно, учитывая общую анархию и нестабильность, царившие в Украину в 1919-1920 г.

Список использованной литературы.

  1. Iсторiя держави i права України. Курс лекцій / За ред. В.Г. Гончаренка. – К., 1996.

  2. Іванченко Р.П. Українська державність в 20-х – 90-х рр. – К., 2000.

  3. Історія держави і права України: Навчальний посібник / За ред. А.С. Чайковського. – К.: Юрінком Інтер, 2000.

  4. Хрестоматія з історії Української РСР. – К., 1959-1961.

  5. Шевченко О.О. Історія українського права. – К., 2001.

Похожие:

План Государственное право Директории унр. 2 iconКокошкин Ф. Ф. Русское государственное право
России и международно-правовых актов, регламентирующих государственно-правовые отношения, позволил автору считать, что как международное,...
План Государственное право Директории унр. 2 iconТемы планов по разделу «Право»  
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Право в системе социальных норм». Составьте план, в соответствии с которым вы...
План Государственное право Директории унр. 2 iconВопросы к экзамену по курсу «конституционное право зарубежных стран» (для студентов до)
Термины «Государственное право» и «Конституционное право». Предмет конституционного права
План Государственное право Директории унр. 2 iconУчебно-методический комплекс по курсу Гражданское право ч. 3 «Интеллектуальная...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
План Государственное право Директории унр. 2 iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
Рабочая программа составлена к ю н., доцентом кафедры «Государство и право» Е. М. Горячевой и ассистентом кафедры «Государство и...
План Государственное право Директории унр. 2 iconРостовской области государственное автономное учреждение ростовской...
План современного использования территории (опорный план) городского округа. М 1: 20 000
План Государственное право Директории унр. 2 iconРоссийской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего...
Конституционное право, Административное право, Гражданский процесс, Арбитражный процесс, Уголовный процесс, Прокурорский надзор,...
План Государственное право Директории унр. 2 iconУчебно-методический комплекс дисциплины: «гражданское право. Часть I»
Указанная дисциплина логически-содержательно взаимосвязана с дисциплинами: «Теория государства и права», «Конституционное право»,...
План Государственное право Директории унр. 2 icon«римское право»
Учебный план специальности предусматривает выполнение студентами заочной формы обучения контрольных работ по дисциплине «Римское...
План Государственное право Директории унр. 2 iconТематический план для студентов заочной формы обучения тематический...
Тематический план для студентов Международно-правового института, Института энергетического права, Института адвокатуры, Института...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница