Скачать 64.3 Kb.
|
Тема 5. Система международного регулирования иностранных инвестиций 5.1. Основные условия двухсторонних соглашений об инвестициях. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций. Согласно доктрине международного частного права его источниками, в отличие от права публичного, могут быть не только международные договоры, но и внутреннее законодательство страны. В связи с этим, традиционно выделяют международно-правовое и национально-правовое регулирование иностранных инвестиций. Основу международно-правового регулирования составляют международные договоры, национально-правового – внутреннее законодательство страны, принимающей инвестиции. Что касается классификации международных договоров в сфере иностранных инвестиций, то здесь практически не существует спорных моментов. Но небольшие разногласия всё же существуют. Профессор М.М. Богуславский и профессор Г.К. Дмитриева по кругу участников выделяют многосторонние, двухсторонние и региональные договоры. Д.К. Лабин подразделяет международные договоры на универсальные, региональные и двухсторонние. На взгляд автора, наиболее точную классификацию дают Н.Г. Доронина и В.В. Гаврилов. С их точки зрения, все международные договоры в сфере иностранных инвестиций первоначально можно классифицировать по кругу участников на многосторонние и двухсторонние. Многосторонние подразделяются на универсальные и региональные. Н.Г. Доронина, анализируя международные договоры в этой сфере, указывает, что по характеру направленности правового регулирования их также можно классифицировать как направленные на защиту иностранных инвестиций и обязывающие государства-участников применять меры государственного регулирования иностранных инвестиций, т.е. регулирующие и защищающие иностранные инвестиции. По её мнению, к регулирующим относится Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу 24.06.94 г.). К защищающим относятся Сеульская и Вашингтонская конвенции, а также двухсторонние договоры о защите инвестиций, которые в настоящее время допускают обращение к созданным, на основании Дополнительного протокола к Вашингтонской конвенции, средствам защиты прав иностранных инвесторов. В качестве многосторонних выступают соглашения между многочисленными субъектами международного права, регулирующие вопросы связанные с иностранными инвестициями, а также соглашения по созданию соответствующих международных организаций. К универсальным (т.е. рассчитанным на «универсальное» применение в рамках всего мирового сообщества) можно отнести Сеульскую Конвенцию об учреждении многостороннего Агентства по гарантиям инвестиций (Сеул, 1985 г.) и Вашингтонскую Конвенцию о порядке разрешения инвестиционных споров между государством и лицом другого государства (Вашингтон, 1965 г.). Две эти конвенции в настоящее время являются единственными действующими универсальными многосторонними соглашениями в области защиты иностранных инвестиций. В каждой из них участвует около 100 государств, что показывает большую заинтересованность стран в решении проблемы защиты иностранных инвестиций и о значительной эффективности положений этих конвенций. К региональным (т.е. рассчитанным не на всеобщее, а на ограниченное применение в рамках определённого сообщества) относятся, подписанные между странами СНГ, Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности (Ашгабат, 1993 г.), а также соглашения об учреждении экономических союзов государств (ЕС). К двухсторонним международным договорам относятся соглашения между государствами, а также между государствами и международными организациями, регулирующие вопросы связанные с иностранными инвестициями. В большей части это многочисленные соглашения о поощрении, содействии и взаимной защите капиталовложений (инвестиций), которые заключила уже самостоятельно Украина с другими государствами. Некоторые исследователи относят к двухсторонним договорам также торговые договоры и соглашения по устранению двойного налогообложения. На взгляд автора, подобные договоры нельзя с полной уверенностью отнести к источникам двухстороннего меджународно-правового регулирования иностранных инвестиций. Так как предметом регулирования первых являются вопросы, связанные с определением общих правовых основ для развития всякого вида экономических отношений, с признанием юридических лиц договаривающихся сторон и обязанностью исполнять арбитражные решения по спорам между организациями сторон; вторых – вопросы упорядочивания взаимоотношений участников международных экономических связей с налоговыми органами стран-участниц, сокращения объёма налоговых отчислений, либо освобождение от их уплаты. Таким образом, данные соглашения не регулируют иностранные капиталовложения, а лишь косвенно затрагивают их, в силу своей причастности к регулированию международных экономических отношений. По мнению автора, необходимо более детально исследовать двухсторонние договоры, в качестве источника международно-правового регулирования иностранных инвестиций. И.А. Вдовин отмечал, что подобные договоры представляют собой специальные межгосударственные правовые акты, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного капитала. Двухсторонний договор – договор международный. В соответствии с положениями Венских конвенций о праве международных договоров от 1969 г. и праве международных договоров между государствами и международными организациями от 1986 г., под международным договором понимается регулируемое международным правом соглашение, заключённое государствами и другими субъектами международного права в письменной форме, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном, двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Двухсторонний договор – договор нормативный. Поэтому в соответствии с определением, которое даёт общая теория государства и права, а также определением, содержащемся в Венских конвенциях, под двухсторонним договором следует понимать соглашение заключённое между двумя субъектами международного права, в письменной форме, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с инвестированием иностранного частного капитала. Как справедливо отметил В.В. Гаврилов двухсторонние договоры имеют свои преимущества и недостатки перед многосторонними договорами. Преимущество состоит в возможности лучшего сбалансирования интересов сторон в текстах соглашений, а недостаток – в создании дифференцированного режима правового регулирования двухсторонних отношений государств в одной и той же области. Двухсторонние договоры, являясь наиболее гибким инструментом регулирования межгосударственных инвестиционных соглашений, способны оказывать непосредственное регулирующее воздействие на субъектов этих отношений, компенсируя, таким образом недостаток незавершённости и нестабильности российского инвестиционного законодательства. Их актуальность определяется важностью содержащихся в соглашениях гарантий от некоммерческих рисков, которые государства взаимно предоставляют инвесторам друг друга. Подобные гарантии включают в себя: гарантии от национализации; гарантии от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей за рубеж; гарантии от ущерба инвестициям в случае социальных катаклизмом и другие. Для иностранного инвестора принципиально важно, чтобы государство предоставляло надлежащую защиту и обеспечивало безопасность его капиталовложений. И их наличие рассматривается как стремление принимающего государства обеспечить максимальную сохранность иностранной собственности и не принимать мер по её принудительному изъятию. Таким образом, заключая двухсторонние соглашения в сфере иностранных инвестиций, государство может претендовать на роль более надёжного партнёра. Фархутдинов И.З., исследуя вопросы иностранных инвестиций, наиболее точно указал цели двухсторонних соглашений в этой сфере: 1. Создать благоприятный режим для инвестиций и связанной с ними деятельностью. 2. Обеспечить надлежащую защиту иностранной собственности. 3. Предоставить инвесторам возможность беспрепятственного перевода доходов, полученных от инвестиционной деятельности. 4. Гарантировать рассмотрение споров в международном арбитраже. Рассматривая двухсторонние договоры в сфере иностранных инвестиций, следует чётко отграничивать их от инвестиционных контрактов. Они отличаются по своему субъектному составу. Двухсторонние договоры – это соглашения между равнозначными субъектами – государствами, инвестиционные контракты – это соглашение между субъектами с разным статусом (диагональные отношения), между государством и физическими, либо юридическими лицами. На взгляд автора, следует согласиться с точкой зрения, в соответствии с которой под инвестиционным контрактом понимается институт международного частного права, являющийся средством конкретизации и индивидуализации норм национального и международного права по регулированию инвестиционных отношений с иностранным элементом. Наиболее распространёнными видами инвестиционных контрактов являются договоры о концессиях и договоры о разделе продукции. Сложность в определении правовой природы инвестиционных контрактов заключается в том, что статус у субъектов, вступающих в правоотношение разный: государства обладают суверенитетом и более универсальной правоспособностью, иностранные физические и юридические лица гражданской правоспособностью. В юридической науке существуют две концепции относительно правовой природы инвестиционных контрактов. Одни исследователи с цивилистической позиции считают, что инвестиционные контракты являются разновидностью гражданско-правовых договоров, другие относят их к категории публично-правового характера – к административно-правовым актам. 5.2. Основные разделы инвестиционных соглашений. Договоры об избежание двойного налогообложения. 5.3. Принципы налогообложения (принцип территориальности, принцип резиденции). Способы избежание двойного налогообложения. |
![]() | Вопросы к экзамену определение и экономическая сущность иностранных инвестиций Прямое влияние иностранных инвестиций на состояние государственных финансов страны-реципиента | ![]() | Сущность иностранных инвестиций и их место в системе экономических категорий Тема Сущность иностранных инвестиций и их место в системе экономических категорий |
![]() | 100. Система регулирования деятельности рынка ценных бумаг Система регулирования деятельности рынка ценных бумаг — это совокупность конкретных способов и приемов по регулированию функционирования... | ![]() | Тема Предмет, метод, система международного права Предмет международного права международные общественные отношения по поводу осуществления публичной власти между публично-властными... |
![]() | Вопросы для экзамена по дисциплине «Корпоративные финансы» Понятие инвестиций. Виды инвестиций и инвесторов. Источники финансирования инвестиций | ![]() | Субъекты международного частного права России рассматривается в курсе российского гражданского права, в международном частном праве изучаются вопросы участия в гражданских... |
![]() | Нормативное регулирование иностранных инвестиций в России Государственная политика импортозамещения и стимулирования экспортно-ориентированного производства – теоретические аспекты и практические... | ![]() | Примерные темы курсовых работ по стратегическому менеджменту ... |
![]() | Экзаменационные вопросы по международному частному праву Понятие... Место международного частного права в правовой системе. Международное частное и международное публичное право | ![]() | Конспекты лекций по дисциплине иностранное инвестирование Венгрия, Польша и Словакия первыми среди постсоциалистических стран начали создание надежной экономико-правовой базы для реализации... |