План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине


Скачать 83.45 Kb.
НазваниеПлан лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине
Дата публикации18.07.2013
Размер83.45 Kb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон




Тема 11. Нормативно-правовое обеспечение профессионального образования (2 часа)
План лекции:

    1. Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине

    2. Основы государственной социальной политики в сфере ПО


11.1. Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине


Нормативная база ПО включает государственные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в области обучения, воспитания, профессиональной и общекультурной подготовки граждан Украины.
В Концепції розвитку професійної освіти в Україні (від 19.08.2003), в Національній доктрині розвитку освіти в Україні (від 17.04.2002) на период до 2010г. отмечается, что государственно-политические и социально-экономические преобразования существенно повлияли на украинское образование, позволив реализовать академическую автономию профессиональных учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной украинской школы и негосударственного сектора образования.
Задачи нормативно-правового обеспечения образования:

  • разграничение компетенции в области образования между органами государственной власти и органами управления образованием различных уровней;

  • обеспечение и защита конституционного права граждан Украины на образование;

  • создание правовых гарантий для свободного функционирования и развития системы образования Украины;

  • определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности физических и юридических лиц в области образования, а также правовое регулирование их отношений в данной области.



Основные нормативно-правовые акты:


1. Конституція України (28.06.1996)

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность общего образования (начального, основного, среднего) и начального профессионального, а также на конкурсной основе бесплатность профессионального образования (среднего, высшего, послевузовского) в государственных учебных заведениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


  1. Закон Украины Про освіту устанавливает:

  • права граждан Украины на образование,

  • государственную политику в области образования,

  • государственный контроль за деятельностью учреждений образования,

  • основные принципы образования,

  • структуру системы образования,

  • управление системой образования.


Закон определяет структурные элементы украинской системы непрерывного образования: дошкольное, общее среднее, внешкольное, профессионально-техническое, высшее, последипломное образование, аспирантура, докторантура и самообразование.

Законом также установлены:

Образовательные уровни:

  • начальное общее среднее образование;

  • базовое общее среднее образование;

  • полное общее среднее образование;

  • профессионально-техническое образование;

  • базовое высшее образование;

  • полное высшее образование.


Образовательно-квалификационные уровни:

  • квалифицированный рабочий

  • младший специалист

  • бакалавр

  • специалист

  • магистр



Квалифицированный работник - выпускник училища и лицея, который успешно прошел квалификационную аттестацию.

Младший специалист – выпускник техникума и колледжа, который успешно прошел квалификационную аттестацию. На базе основного среднего образования выдается аттестат о полном среднем образовании. Срок обучения младшего специалиста – 4 года на базе неполного среднего образования.

Бакалавр - выпускник колледжа или учебных заведений ВПО, который успешно прошел государственную аттестацию. Бакалавр получает документ государственного образца о получении базового высшего образования.

Срок обучения бакалавра на базе полного среднего образования – 4 года, на базе младшего специалиста по одноименной специальности – 2 года.

Специалист - выпускник профессионального высшего учебного заведения, который успешно прошел государственную аттестацию. Специалист получает документ государственного образца о получении полного высшего образования.

Срок обучения специалиста на базе полного среднего образования – 5 лет, на базе младшего специалиста по одноименной специальности – 3 года, по другой специальности – 4 года; на базе бакалавра - 1 год.

Магистр - выпускник профессионального высшего учебного заведения, который успешно прошел государственную аттестацию. Магистр получает документ государственного образца о получении полного высшего образования. Подготовка магистров осуществляется на базе уровней бакалавр (срок обучения 2 года) и специалист (срок обучения 1 год).
Образовательное учреждение является юридическим лицом и по своей организационно-правовой форме может быть государственными и негосударственными.
В своей деятельности учреждения ПО руководствуется:

  • действующим законодательством Украины,

  • указами Президента Украины,

  • постановлениями и распоряжениями Правительства и Кабинета Министров Украины,

  • решениями соответствующего органа управления образованием (МОН),

  • типовым положением о деятельности учебного учреждения соответствующего уровня,

  • своим уставом, который разрабатывается учреждением самостоятельно.


Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию и реализующие профессиональные образовательные программы, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и квалификации.

Гражданам, завершившим послевузовское профессиональное образование, защитившим квалификационную работу (диссертацию), присваивается ученая степень и выдается соответствующий документ.
3. Государственные образовательные стандарты

В Украине устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие государственный и национально-региональный компоненты. Органы государственной власти в пределах их компетенции устанавливают компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе, уточняются не реже одного раза в 10 лет и являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
^ Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

Различают программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Освоение профессиональных образовательных программ возможно на ступенчатой основе (Постанова Кабміну України Положення про ступеневу професійну освіту від 3.06.1999). Число ступеней обучения зависит от конкретных условий и требований заказчика на подготовку кадров. Каждая ступень обучения имеет профессиональную завершенность и оканчивается обязательной итоговой аттестацией с присвоением соответствующей квалификации по профессии (специальности) и выдачей соответствующего документа.
Другие нормативные документы:

  1. Закон України Про інноваційну діяльність

  2. Закон України Про Концепцію Національної програми інформатизації від 2.02.1998

  3. Указ Президента України Про заходи щодо державної підтримки освіти Україні від 9.06.1994

  4. Постанова Верховної Ради України Про забезпечення працевалштування молоді від 16.07.1997

  5. Постанова Кабміну України Про затвердження Положення про орієнтацію молоді, що навчається від 02.06.1995

  6. Постанова Кабміну Про затвердження Положення про освітньо-кваліфікаційні рівні (ступенева освіта) від 20.01.1998

  7. Постанова Кабміну України Про документи про освіту від 19.04.1999.

  8. Постанова Кабміну України Про затвердження посад педагогічних та науково-педагогічних працівників від 14.06.2000.

  9. Постанова Кабміну України Про ліцензування освітніх послуг від 29.08.2003.

  10. Постанова Кабінету Міністрів України Про затвердження Положення про порядок проведення атестації працівників керівного складу державних підприємств від 27.08.1999

  11. Наказ Міністерства освіти і науки України Про затвердження Типового положення про атестацію педагогічних працівників України (20.08.1993)

  12. Наказ Міністерства освіти України Про затвердження Положення про порядок наймання та звільнення керівників закладів освіти України, що є у загальнодержавній власності від 27.04.1993

  13. Наказ Міністерства освіти і науки України Про затвердження Порядку замовлення, видачі та обліку документів про освіту державного зразка (30.08.2001)



11.2 Основы государственной социальной политики в сфере ПО


В пределах имеющихся бюджетных и внебюджетных средств образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и реализуют меры по социальной поддержке студентов:

  • установление социальных пособий (выплаты и стипендии) в зависимости от социального положения и академических успехов конкретных студентов;

  • установление других пособий и льгот (оплата питания, проезд к месту постоянного проживания, расходы на приобретение учебных принадлежностей, на оздоровительные мероприятия);

  • определение порядка и размеров оплаты за проживание в общежитиях, за предоставляемые коммунальные, бытовые и другие услуги, непосредственно не связанные с образовательным процессом.


Из государственного бюджета (Постанова Верховної Ради України Про стан, напрями реформування і фінансування освіти в Україні від 21.06.2001) выделяются средства на:

  • содержание общежитий и других объектов социально-культурной сферы;

  • реализацию мер по социальной защите студентов, при этом на каждого студента, обучающегося за счет средств госбюджета, ежемесячно выделяются бюджетные ассигнования в размере соответственно полутора и двух минимальных заработных плат.


Для организации социальной поддержки студентов учебных заведений среднего и высшего уровней профессионального образования создана специальная система кредитования в виде личного социального образовательного кредита (Постанова Кабміну України Про затвердження Порядку надання молодим громадянинам пільгових довгострокових кредитів для здобуття освіти у вищих навчальних закладах за різними формами навчання незалежно від власності від 27.05.2000). На это государством выделяется около 5 млн. гривен ежегодно.
Важную социальную роль в правовом обеспечении возможности получения высшего образования молодежи играют Указы Президента Украины:

  • Про державну підтримку підготовки фахівців для сільської місцевості

  • Про державну допомогу дітям, які вчаться за гірничими спеціальностями і батьки яких загинули або стали інвалідами на вугледобувних підприємствах

  • Про надання допомоги сім'ям загиблих учасників бойових дій на території інших держав у навчанні їх дітей.


Важным социально-экономическим вопросом выступает трудоустройство выпускников ВПО. В 2000-2004 гг. 81% выпускников госвузов, которые обучались на бюджете, трудоустроены. Существующий дисбаланс экономической и социальной сферы государства определяет необходимость оперативного анализа процесов и тенденций, что даст возможность реагировать на государственном уровне в реальном масштабе для предупреждения негативных явлений в сфере трудоустройства выпускников ВПО (Указ Президента України Про заходи реформування системи підготовки спеціалістів та працевлаштування випускників вищих навчальних закладів освіти).

Другие документы

  1. Закон Украины Про сприяння соціальному становленню та розвитку молоді України (від 21.05.1999)

  2. Закон Украины Про Загальнодержавну програму підтримки молоді України (від18.11.2003).


Вопросы для самостоятельного изучения

    1. Нормативно-правовое обеспечение начального и среднего профессионального образования

    2. Правовое регулирование отношений в области высшего и дополнительного профессионального образования

Похожие:

План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции 1 Зарождение профессионального образования в Украине...
Великокняжей Украины-Руси, развились и приобрели новые формы со времен Казацкого государства это открытость к миру, европейская ориентация,...
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции: Профессиональное образование как социокультурный институт...
Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции: Структура среднего профессионального образования (спо)...
Тема Среднее профессиональное образование: идеология, содержание, технологии (6 часов)
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине icon1. Общие положения
Кольский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции 1 Исторические формы профессионального обучения 2 Реформы...
Реформы Петра I и развитие профессионального образования в России в ХVIII первой половине XIX в в. Профессиональные школы
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции: Общие положения о правовом регулировании профессионального образования в Украине iconПлан лекции: Образовательные услуги в обществе с рыночной экономикой...
Современному инженеру-педагогу и другим работникам профессионального образования как никогда, нужны знания по экономике образования...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница