План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо


Скачать 104.01 Kb.
НазваниеПлан лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо
Дата публикации18.07.2013
Размер104.01 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы




Тема 9. Дополнительное профессиональное образование (2 часа)
План лекции:

    1. Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых

    2. Функции и содержание ДПО

    3. Виды ДПО



9.1 Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых

Дополнительное профессиональное образование (ДПО) — одна из важнейших подсистем непрерывного образования взрослых, которая включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку и самообразование. Оно занимает наиболее продолжительный период в жизни человека, в системе его непрерывного образования, так как начинается с начала профессиональной деятельности и продолжается до ее окончания.

Сфера ДПО ориентирована на тесную связь с:

  • изменениями в экономике;

  • изменениями в производстве (широкое внедрение новых технологий и способов организации производства);

  • изменениями в непроизводственной сфере (появление широкого спектра новых услуг);

  • удовлетворением потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании.

В современных условиях квалификация работника стареет значительно быстрее, чем 20-30 лет назад, поскольку много рутинных операций берут на себя автоматизация и компьютеризация, предоставляя возможность работнику выполненять более сложные и ответственные функций и задания.
ДПО принадлежит важная роль в развитии современного общества, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют профессиональной переориентации граждан, овладения новыми знаниями и специальностями. Оно призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической и политической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей.

Существенные особенности ДПО:

  • направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала;

  • взаимосвязь курсового обучения и самообразования;

  • обучения слушателей с базовым ПО и профессиональным опытом;

  • междисциплинарный характер содержания обучения;

  • построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.


Элементы системы ДПО:

  1. Дополнительные профессиональные образовательные программы.

  2. Образовательные учреждения ДПО, к которым относят:

  • структурные подразделения ДПО, организуемые в учебных заведениях СПО (колледж), ВПО (институты, академии, университеты) - факультеты, методические советы и иные объединения;

  • региональные центры повышения квалификации и институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки;

  • общественные организации (при центрах занятости населения, профессиональные ассоциации).

  1. Органы управления ДПО, подведомственные им предприятия, учреждения и организации.


Цели создания учреждений ДПО:

  • расширение и углубление профессиональных знаний;

  • подготовка к выполнению новых трудовых функций;

  • совершенствование деловых качеств.


Главные задачи учреждений ДПО:

  • удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в предметной и профессиональной области, передовом отечественном и зарубежном опыте;

  • повышение квалификации и профессиональная переподготовка;

  • проведение научных исследований, научно-технических и опытно-экспериментальных работ, консультационная деятельность;

  • научная экспертиза программ, проектов, рекомендаций, групп документов и материалов.

Все перечисленные задачи ДПО опираются на идею целостного саморазвития личности профессионала, ее творческой самореализации, удовлетворение личностных интересов и потребностей.
Государственная поддержка системы ДПО в Украине

На сегодня в Украине в системе ДПО функционирует около 500 государственных и негосударственных учебных заведений и подразделений, из которых 200 подчинены МОН. Вместе с этим, 23 министерства и ведомства имеют собственную сеть учреждений ДПО, среди которых самые значительные аграрная, транспортная и промышленная отрасли.

Через систему ДПО ежегодно проходит около 300 тыс. специалистов, в том числе около 30 тыс. получают высшее образование различных уровней по 58 специальностям.

Сформированы структуры переподготовки кадров по вопросам банкротства, конкурентоспособности, охраны интеллектуальной собственности, пенсионной системы.

Организована сеть учебных учреждений профессионального обучения государственных служащих, руководителей предприятий, военнослужащих, уволенных в запас, таможенников и т.д.

Открыты новые специализации направлений переподготовки для работы в структурах малого предпринимательства, в банковском секторе, в страховых компаниях.


9.2 Функции и содержание ДПО


1. Акмеологическая функция

Процесс развития личности специалиста в системе ДПО направлен на самоформирование профессиональной зрелости.

Зрелость — это период наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей человека, способности к активному участию в жизни общества. В этот период человек осознает ценности профессии, особенности предмета и объекта профессиональной деятельности, а также ее цели и задачи.

Поэтому, ДПО можно рассматривать:

  • с одной стороны, как новую ступень профессионально-личностного развития;

  • с другой — как особый процесс и результат саморазвития профессиональной индивидуальности, креативности, культуры, как мощный способ самореализации личности.


^ 2. Сервисная функция

Поскольку система ДПО призвана сочетать потребности реального сектора экономики, производства и непроизводственной сферы в квалифицированных кадрах руководителей, специалистов, рабочих, в обучении безработных граждан, - она должна быть открытой, гибкой, мобильной, способной к самоорганизации и структурно-функциональному упорядочиванию и преобразованию. Эти обстоятельства приводят к возникновению профессиональных ассоциаций, новых альтернативных форм, обеспечивающих обратную связь ДПО с заказчиком и потребителем, а также учет их меняющихся потребностей.

Особенностью системы ДПО являются гораздо большая, чем у других образовательных структур зависимость от потребностей государства и ориентация на его заказ. Поэтому, важное значение здесь также имеют:

  • установление на должность,

  • аттестация на квалификационную категорию,

  • уровень оплаты труда и др.


^ 3. Диагностическая функция

Успешность обучения в системе ДПО во многом обеспечивает диагностика уровня профессиональной компетентности, личностных потребностей обучающихся, осуществляемая на каждом этапе курсового обучения.
^ 4. Компенсаторная функция

Реализуется на основе диагностической функции, нацелена на устранение пробелов в базовой профессиональной подготовке специалистов, на внесение корректив в их теоретические знания, умения, практический опыт, сложившиеся к началу обучения в системе ДПО и на его различных этапах.
^ 5. Инновационная функция

Обусловлена тем, что предназначение ДПО тесно связано с возникновением новых видов профессиональной деятельности, перестройкой мышления (конструктивное, аналитическое, креативное), использование ИКТ во всех сферах профессиональной деятельности, позволяющих глубоко проникать в сущность процессов и явлений. Поэтому важно, чтобы каждый слушатель ДПО изучил сущность инновационных процессов в профессиональной деятельности и научился управлять ими.

Инновационная функция связана с подготовкой обучаемых к реализации нововведений из области современных достижений наук, передового опыта, значимых для повышения качества и эффективности работы специалиста.

^ 6. Прогностическая функция

Это развитие способности обучаемых предвидеть будущие проблемы профессиональной деятельности, разрабатывать опережающие конструктивные модели их разрешения, предусматривать последствия принимаемых профессиональных решений.
^ 7. Социализирующая функция

Абсолютное большинство образовательных задач продиктовано, прежде всего, профессиональными потребностями специалистов, их социальным статусом, профессиональными и должностными функциями, ориентацией на социальные нужды, учет социальных требований к профессиональной деятельности и ее развитию.
^ 8. Консалтинговая функции

Связана с необходимостью оказания помощи в решении профессиональных проблем обучающихся через непосредственное участие в разработке и реализации конкретных производственных или социальных проектов, а также в ходе научного консультирования.
^ Содержание ДПО представлено в дополнительных профессиональных программах различного уровня:

  • высшего уровня – на базе законченного или незаконченного ВПО;

  • среднего уровня - на базе НПО или СПО;

  • дополнительного уровня для профессиональной подготовки и повышения квалификации слушателей не имеющих НПО.


Содержание образовательных программ

Согласно Закону Украины «Про освіту» учреждениям ДПО принадлежит самостоятельная роль в разработке образовательных программ, которые должны:

1. На уровне теоретического представления отражать:

  • ценности непрерывного профессионального образования,

  • цели, задачи и функции системы ДПО.

Этот уровень содержания включает обращение к идеалам профессиональной культуры, теоретический экскурс в конкретную профессию и специальность, моделирование профессиональной деятельности специалиста, ее задач, содержания, структуры и критериев оценивания.



2. На уровне учебного предмета обосновываются:

  • функциональное назначение, роль и место каждой учебной дисциплины в системе содержания ДПО,

  • определяются ее состав, структура и содержание с учетом конкретной профессии, ее предмета, объектов, системы профессиональных задач, содержания, структуры и технологии деятельности, объективных профессионально-личностных потребностей и образовательных возможностей обучающихся.

Учебный предмет представлен инвариантной и вариативной частями.

^ Инвариантная часть разрабатывается на основе требований госстандарта к минимуму содержания ДПО (уровень профессиональной подготовки по конкретной специальности).

^ Вариативная часть позволяет обеспечить учет индивидуальных запросов и потребностей обучающихся в их профессиональном росте, личностном саморазвитии, удовлетворении профессиональных интересов. Она позволяет также оказать помощь в подготовке к выполнению должностных обязанностей.

Кроме того, построение учебных программ осуществляется согласно блочно-модульному принципу, что придает им гибкость и возможность постоянного обновления.
^ 3. На уровне учебного материала, разрабатываются учебные пособия, методические рекомендации, курсы лекций, видеопрограммы, сборники практических заданий и др.
4. На субъектно-личностном уровне содержания осуществляется профессионально-личностная рефлексия, проектирование слушателями своих образовательных маршрутов, результатом усвоения которых является:

  • развитие ценностей и идеалов, профессиональной культуры;

  • «приращивание» системы профессиональных знаний,

  • совершенствование и получение новых профессиональных умений и навыков;

  • формирование и обогащение опыта профессионально-личностного саморазвития;

  • развитие опыта творческой деятельности.


9.3 Виды дополнительного профессионального образования


1. Самообразование — вид ДПО на основе индивидуальных образовательных программ, который предполагает самостоятельное проектирование своего образовательного пространства и самоуправление образовательной деятельностью. Осуществляется в тесной взаимосвязи с другими видами дополнительного образования.
^ 2. Переподготовка специалистов — получение второго высшего образования, т.е. освоение новой специальности.
3. Профессиональная переподготовка осуществляется по дополнительным профессиональным образовательным программам двух типов:
^ 1. Для выполнения нового вида профессиональной деятельности - проводится в процессе освоения дополнительных образовательных программ, которые разрабатываются учебным учреждением самостоятельно с учетом потребностей заказчика, на основании установленных квалификационных требований к конкретным профессиям или должностям.
^ 2. Для получения дополнительной квалификации - осуществляется по дополнительным образовательным программам, которые учитывают требования государства (госстандарт) к подготовке рабочего или специалиста данной квалификации.
4. Стажировка — формирование и закрепление на практике знаний, умений и навыков, приобретение профессиональных и организаторских качеств, опыта производственной деятельности для выполнения профессиональных обязанностей.
^ 5. Повышение квалификации — углубление, систематизация и обновление профессиональных знаний, развитие практических умений в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.

Типы повышения квалификации:

  • краткосрочное (не менее 72 ч) тематическое обучение, которое проводится по месту основной работы и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;

  • тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 ч) по актуальным проблемам профессиональной деятельности;

  • длительное (свыше 100 ч) обучение в целях углубленного изучения актуальных профессиональных проблем.


^ 6. Курсовое обучение представляет собой непрерывное повышение квалификации и проводится периодически каждые пять лет в учреждениях образования.

В ходе курсового обучения разрабатываются программы профессионально-личностных достижений, анализируются результаты их выполнения, определяются наиболее оптимальные модели курсового обучения и самообразования, разрабатываются и осваиваются новые технологии самообразования.
Важным условием функционирования системы ДПО является преемственность названных видов ДПО в обеспечении непрерывного развития профессионализма специалистов. Особое значение имеют тенденция к усилению взаимосвязи их профессионального роста и личностного развития, интеграция мотивационной, операционной и рефлексивной сфер профессиональной деятельности. Это определяется необходимостью целостного становления и развития личности профессионала.
Вопросы для самостоятельного изучения


    1. Особенности процесса обучения в системе ДПО

    2. Организационные формы, методы и технологии обучения в системе ДПО

Характеристика зарубежных подходов к обучению в системе ДПО

Похожие:

План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции: Профессиональное образование как социокультурный институт...
Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции: Предмет и задачи психологии профессионального образования...
Выступая отраслью педагогической психологии, психология профессионального образования исследует психологические механизмы обучения...
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции 1 Характеристика инженера-педагога как преподавателя...
Нально-технического образования или высшего образования, которое предоставляют заведения 1-2 уровней аккредитации (техникумы, колледжи)....
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции 1 История профессионального образования в США 2 История...
Америке. Вклад этого колледжа в историю американского образования огромен. Он не только обучал студентов, но издавал и учебную литературу...
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconAcademia апк и iiпро федеральное государственное автономное образовательное...
Фгаоу дпо академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования приглашает Вас принять участие...
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции: 1 Введение в историю профессионального образования 2...
Но историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее...
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции: Высшее образование как социальный институт. Субъекты...
Тема Сущность, значение и роль высшего профессионального образования (6 часов)
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПрограмма обучения 72 часа. По окончании обучения выдается Свидетельство фбгоу «ирдпо»
«Институт развития дополнительного профессионального образования» (фгбоу дпо «ирдпо»)
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции: Образовательные услуги в обществе с рыночной экономикой...
Современному инженеру-педагогу и другим работникам профессионального образования как никогда, нужны знания по экономике образования...
План лекции: Особенности дополнительного профессионального образования как подсистемы непрерывного образования взрослых Функции и содержание дпо iconПлан лекции: Структура среднего профессионального образования (спо)...
Тема Среднее профессиональное образование: идеология, содержание, технологии (6 часов)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница