1. Необходимость налогов для государства Содержание


Скачать 311.1 Kb.
Название1. Необходимость налогов для государства Содержание
страница1/3
Дата публикации19.07.2013
Размер311.1 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3
Модуль 1. ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
Тема 1. Необходимость налогов для государства

Содержание:

1. Социально-экономическая сущность и необходимость
налогов.

2. Налоговая система как инструмент бюджетного регулирования.

1. Социально-экономическая сущность и необхо­димость налогов. Роль налогов в экономической жизни страны очень велика, так как они являются:

  1. Источником дохода бюджета;

  1. Средство изъятия части доходов налогоплательщи­ков.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения любого государства. Развитие и изменение форм государственного Устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Государст­во не может существовать без налогов, поскольку они яв­ляются главным методом мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений. Плательщиками налогов являются основные участники производства валового внутреннего продукта (ВВП).

^ Социально-экономическая сущность налога заклю­чается в изъятии государством части стоимости ВВП в виде обязательного платежа.


ВВП= сумма продаж готовых изделий



Материальные затраты

Оплата труда

Плановая прибыль

налоги

БЮДЖЕТ государства



ВВП — это рыночная стоимость товаров и услуг про­изводимых на территории всего государства.

Налоги определяют источники обложения у налогопла­тельщиков (капитал, доход) и оказывают влияние на частные хозяйства и в целом на народное хозяйство государства. Участвуя в мобилизации ВВП и национального дохода для казны, налоги возникают и функционируют не на всех ста­диях движения готового продукта, а только на второй его фазе — перераспределения доходов государства. Бюджетная система образует денежные фонды и материальные условия для функционирования государства. Аккумулируя налого­вые доходы в государственной казне, появляются реальные возможности для распределения части стоимости нацио­нального дохода между различными слоями населения и вмешательства государства в экономику.

^ Социальная сущность налога характеризует налого­вые отношения между государством, физическими и юри­дическими лицами по поводу формирования государст­венного бюджета. Еще в 1818 году Тургенев сказал: «Государство ничего не может сделать для граждан, если граждане ничего не делают для государства». И до настоя­щего времени существует следующая схема «социально­сти» налоговых отношений:

Юридические и физические лица налоги бюджет государства



социальные гарантии для населения
Экономическая сущность налога характеризует перераспределение национального дохода государства меж­ду различными слоями населения. Осуществляя воздей­ствие на экономику, государство преследует основные цели:

  • достижение постоянного устойчивого экономиче­ского роста,

  • обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги,

  • обеспечение полной занятости населе­ния,

  • обеспечение определенного минимального уровня доходов населения и т.д.

Основной функцией государства является обеспечение социальных и материальных по­требностей общества. Основным инструментом государст­венного регулирования служат налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. Источниками такого механизма взаимоотношений бюджетной и налоговой политики являются доходы и рас­ходы государства:


БЮДЖЕТ

Доходы

налоговые и неналоговые

Расходы

медицина,

образование, безопасность государства и граждан

Налоги создают основную часть доходов федерально­го, регионального и местных бюджетов, обеспечивая воз­можность финансового воздействия на экономику через расходную часть бюджетов государства. Основными направлениями воздействия финансово-бюджетного меха­низма государства на процесс расширенного производства являются:

  • бюджетное субсидирование муниципальных предприятий,

  • внедрение государственных инвестиций в экономику,

  • введение денежно-кредитных ограничений,

  • валютный контроль и т.д.

Необходимость налогов характеризуется разделе­нием общества на социальные классы, перечисляющие в бюджет различные виды налогов и сборов. Существова­ние льготного налогообложения необходимо для стиму­лирования использования предприятиями достижений науки и техники. Для повышения конкурентоспособно­сти предприятий и занятости трудоспособного населе­ния установлены налоговые льготы для субъектов мало­го бизнеса. Они уплачивают налоги по более низким ставкам (упрощенная система налогообложения преду­сматривает две ставки налогообложения: 6% от доходов и 15% от прибыли).

Малые предприятия имеют право первые два года работы на освобождение от уплаты на­лога на прибыль. Большое значение имеет льготное на­логообложение и для малообеспеченных слоев населе­ния: налог на доходы физических лиц предусматривает стандартные, социальные, профессиональные и матери­альные вычеты.



  1. Налоговая система как инструмент бюджетного регулирования.

Налоговая система как инструмент бюд­жетного регулирования государства определяет следую­щую систему экономических отношений:


Бюджетная система
^

Налоговая система


Федеральные налоги

Местные налоги


Региональные налоги



Налоговая система — это совокупность форм, методов и принципов установления или отмены налогов и сборов, предусмотренных законом.

Основным налоговым зако­ном является Налоговый кодекс РФ (НК РФ). С 1 января 1999 года введена в действие первая часть, а с 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть НК РФ. Обеспече­ние рациональных приемов налогообложения преследует внесение реформ в налоговую систему и изменений в со­держание некоторых глав и статей НК РФ до настоящего времени.

^ Бюджетная система — это форма образования и рас­хода денежных средств бюджета для обеспечения функ­ций государственной власти. В соответствии со статьей 72 Конституция РФ устанавливает:

A) систему налогов и сборов в целом по стране.

Б) право субъектов Федерации вводить новые налоги в соответствии с НК РФ и Конституцией РФ.

B) порядок перечисления и уплаты налогов в соответ­ствующий бюджет государства на очередной фи­нансовый год (в соответствии с НК РФ и Конститу­цией РФ).

В соответствии со статьей 1 НК РФ (пункт 2) ус­танавливается общая система налогообложения в РФ, которая предусматривает.следующие правила сущест­вования налоговой системы:

  1. Единые виды налогов и сборов, взимаемых в РФ.

  1. Общие основания возникновения и порядок испол­нения обязанностей по уплате налогов и сборов.

  2. Кардинальные принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введен­ных налогов и сборов.

  3. Одинаковые права и обязанности налогоплатель­щиков и других участников отношений, регули­руемых законодательством РФ.

  1. Жесткие формы и методы налогового контроля.

  1. Обязательная ответственность за совершение нало­говых правонарушений.

  2. Добровольный порядок обжалования актов налого­вых органов.


Используя налоги и сборы государство может влиять на экономические процессы общества не приказным, а экономическим способом используя следующие

налого­вые рычаги:
А) В отношении всех налогов применяется однократ­ность налогообложения, т.е. один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный период времени

Б) По некоторым налогам могут быть использованы налоговые льготы в соответствия с содержанием НК РФ,

В) Сохраняется принцип приоритетности федераль­ных законов над региональными и местными зако­нами — т.е. региональные и местные законы не могут нарушать федеральные законы, но могут их дополнять.

Г) НК РФ устанавливает права и обязанности пла­тельщиков, сборщиков налогов, налоговых агентов и налоговых органов.
Существование налоговой системы предусматривает основные принципиальные условия налогообложения:

  • стимуляция приоритетных для развития общества в дан­ный период видов хозяйственной деятельности;

  • доступ­ность и простота исчисления налогов;

  • заблаговременностъ установления лравил исчисления налогов и сроков их уплаты;

  • равнонапряженность налогового изъятия;

  • од­нократность обложения налогом одного объекта за опре­деленный законом период времени.

В соответствии с содержанием статьи 17 НК РФ налоговая система устанавливает:

  1. Общие элементы налогообложения (объекты нало­гообложения, налоговая база, ставки налога, поря­док исчисления налогов, порядок и сроки уплаты налогов, налоговый период).

  2. Возможность применения налоговых льгот налого­плательщиком при установлении его обязанности по уплате налога.

  3. Для каждого налога устанавливают определенных налогоплательщиков и принципы их налогообло­жения.

Тема 2. Принципы налогообложения

Содержание:

1 Экономические принципы.

  1. Юридические принципы.

  2. Организационные принципы.

Общая схема принципов налогообложения:
Принципы налогообложения



Экономические:

  • Хозяйственной независимости;

  • Справедливости;

  • Соразмерности;

  • Учета интересов;

  • Экономичности

Юридические:

  • Установление налоговых законов;

  • Приоритетность налоговых законов над неналоговыми;

  • Отрицание обратной силы закона;

  • Наличие в законе;

  • Сочетание интересов государства и субъектов отношений

Организационные:

  • Единство налоговой системы;

  • Подвижность н/о;

  • Стабильность НС;

  • Множественность элементов о налоге;

  • Исчерпывающий перечень налогов

^ 1. Экономические принципы:

  1. Справедливости. Предусматривает реальные права каждого гражданина принимать участие в финанси­ровании расходов государства соразмерно своим дохо­дам и возможностям посредством своевременной уп­латы налоговых, платежей. Налогоплательщики мо­гут самостоятельно выбирать для себя удобную форму налогообложения (упрощенная система налогообло­жения или общий режим налогообложения).

  1. Соразмерности. Предусматривает сбалансирован­ность экономических интересов налогоплательщиков и бюджета. Исследования американских экономистов
    во главе с Артуром Лаффером выявили следующую закономерность: если ставки налогов увеличивать бо­лее чем на 50%, то поступления в бюджет уменьшают­ся. При уменьшении размера ставки ниже, чем на50% наблюдается стабильное поступление налоговых платежей в бюджет.

  2. ^ Учета интересов налогоплательщиков (удобства и определенности). Каждому налогоплательщику долж­ны быть известны правила, способы налогообложения и время перечисления платежей в бюджет. Налог дол­жен взиматься в такое время и таким способом, чтобы это было удобно налогоплательщику. Налоговое зако­нодательство должно быть доступно каждому налого­плательщику.

  3. ^ Экономичности (эффективности). Расчет каждого налога должен вестись в соответствии с определен­ными правилами. Суммы сборов в государстве по от­дельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание. Введение налогового учета с одной
    стороны значительно снизит затраты и упростит ра­боту налоговых органов, осуществляющих налого­вые проверки у налогоплательщиков, с другой сторо­ны уменьшит налоговые потери предприятий (штра­фы и пени в бюджет за неправильное исчисление и уплату налогов).

  4. ^ Хозяйственной независимости. Для каждого нало­гоплательщика определяют соответствующие виды налогов. Налогоплательщик не может выбирать нало­ги самостоятельно, не может платить налоги произ­вольно или только те, которые ему экономически вы­
    годны. Налоговая система контролирует злоупотреб­ление в налогообложении независимо от других кон­тролирующих органов.


^ 2. Юридические принципы:

  1. Установление налогов законами. Представители ор­ганов власти выпускают законы, регулирующие разно­видности налогов. В Налоговом кодексе РФ статья 12 устанавливает порядок и полномочия законодатель­ных (представительных) органов власти по введению
    в действие и признанию разновидностей налогов и сбо­ров в РФ.

  2. ^ Приоритет налогового закона над неналоговым законом. Если в неналоговых законах есть нормы, касающиеся налогообложения, то налогоплатель­щик может использовать их только в соответствии с содержанием НК РФ. Статья 13 НК РФ отражает спи­сок действующих в стране федеральных налогов, ста­тья 14 НК РФ содержит список региональных нало­гов, статья 15 НК РФ представляет местные налоги. Если исполнительные органы власти ссылаются на законодательные акты, которые не относятся к нало­говым законам и предъявляют налогоплательщику требование об уплате налогов, отсутствующих в со­держании 13,14,15 статей НК РФ, то налогоплатель­щику нет необходимости исполнять предъявленные требования, руководствуясь настоящим принципом
    налогообложения.

  3. ^ Принцип отрицания обратной силы закона. Вновь принятые законы не распространяются на налоговые отношения, возникшие до его принятия. Если законо­дательством внесены изменения в содержание Нало­гового кодекса РФ, вступающие в силу с 1 января те­кущего года, то соблюдение такого принципа обязы­вает налогоплательщика использовать нововведения
    НК РФ для хозяйственных операций предприятий, возникших только с этого периода времени.

^ 4. Принцип наличия в законе элементов налога. От­сутствие хотя бы одного элемента налога позволяет налогоплательщику уклоняться от уплаты налога или использовать законы о налоге по удобному для себя принципу. Статья 17 НК РФ «Общие условия установления налогов и сборов» определяет обязатель­ное условие введения и установления налогов в РФ. Налог считается установленным при наличии обяза­тельных элементов: объект налогообложения, налого­вая база налога, налоговый период, ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.

5. ^ Сочетание интересов государства и налогопла­тельщиков. Этот принцип проявляется в равноправ­ном положении налогоплательщика и государства при соблюдении правил налогового учета налогоплателыциком, сроков и порядка исчисления и уплаты им налогов в бюджет. Государство может взыскать с налогоплательщика недоимку налоговых платежей, но при этом оно может предоставить льготные условия налогообложения только для дисциплинированных налогоплательщиков. Налогоплательщик имеет пра­во на зачет излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих налоговых платежей в бюджет или на их возврат за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение од­ного месяца со дня подачи заявления о возврате в на­логовые органы. Сумма излишне взысканного у нало­гоплательщика налога налоговыми органами возвра­щается ему с начисленными процентами за счет об­щих поступлений в бюджет, в который были зачисле­ны суммы излишне взысканного налога.


  1. ^ Организационные принципы:




  1. Единство налоговой системы. Существующая сис­тема налогообложения не должна ограничивать права и свободы граждан или улучшать благосостояние од­них бюджетов за счет налоговых доходов бюджетов других территорий. Налоговая система не должна препятствовать перемещению товаров или денежных средств по стране. При установлении налогов государ­ством учитывается фактическая способность налого­плательщика к уплате налога. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социаль­ных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Каждое лицо должно уплачи­вать законно установленные налоги и сборы.

2. ^ Подвижности (эластичности).

В связи с объектив­ными нуждами государства налоговые отношения мо­гут быть изменены. С целью снижения налогового гнета для определенных налогоплательщиков НК РФ предусматривает налоговые льготы. Для того чтобы уменьшить возможность налогоплательщика укло­няться от уплаты налогов, налоговое законодательст­во предусматривает различные регрессивные уровни налоговых ставок. Региональные и местные органы исполнительной государственной власти имеют право самостоятельно устанавливать ставки, льготы и сроки уплаты соответствующих налогов, не нарушая при этом положения и требования НК РФ.

  1. ^ Стабильность налоговой системы. Действующая и работоспособная налоговая система должна функцио­нировать в течение многих лет до момента осуществ­ления реформы государством. Обязательным услови­ем стабильности налоговой системы является соблюдение экономических, социальных, религиозных или национальных интересов при взаимоотношениях ме­жду различными субъектами государства. Введение единого в стране налогового законодательства отра­жает действительное закрепление стабильности нало­говой системы в РФ.

  2. ^ Множественность налогов.

Разнообразие видов на­логов необходимо и удобно как для государства, так и для налогоплательщиков. Налоговая нагрузка рас­пределяется государством между налогоплательщи­ками так, чтобы каждый налог дополнял друг друга.
Если уменьшается размер налоговой ставки одного налога, то обязательно наблюдается рост других налоговых платежей в бюджет. Учитывая разновидности налоговых платежей, налогоплательщик имеет воз­можность планировать рентабельную экономическую деятельность предприятий с учетом наиболее эффек­тивных налоговых платежей. Если бы существовал единый налог в государстве, то нарушился бы прин­цип подвижности (эластичности) налогообложения.

  1. ^ Исчерпывающий перечень налогов.

В статьях 13, 14,15 НК РФ содержится действующий исчерпываю­щий перечень налогов в России в настоящий момент. Субъекты РФ (региональные и местные бюджеты) не имеют право устанавливать новые налоги, но могут повлиять на правила налогообложения для платель­щиков региональных и местных налогов: изменяют размер налоговой ставки, устанавливают иные сроки уплаты налогов, определяют условия льготного нало­гообложения. При этом обязательно соблюдение норм условий налогообложения, содержащихся в НК РФ.

  1   2   3

Похожие:

1. Необходимость налогов для государства Содержание icon1 Объективная необходимость налогов, роль государства в их возникновении
История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства...
1. Необходимость налогов для государства Содержание icon1 Необходимость и сущность налогов. Способы уплаты налогов. Особенности...
Ких рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. Налоги это обязательные...
1. Необходимость налогов для государства Содержание iconТема общее понятие налогов и налогвая политика государства, 2 час
Основные направления налоговой политики государства. Налоговый механизм, его состав и структура
1. Необходимость налогов для государства Содержание icon1. Необходимость и сущность финансов
Необходимость финансов состоит в потребности субъектов хозяйствования и государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность. Финансы...
1. Необходимость налогов для государства Содержание iconПлан: Понятие «налога». Функции налогов. Классификация налогов. Налоги...
Противоположные действия государства, направленные на увеличение налоговой нагрузки на экономику, приводят лишь к кратковременному...
1. Необходимость налогов для государства Содержание iconУрок №7 тема: форма государства
Содержание государства как политической организации современного общества может быть выражено в разных формах. Внутренняя структура...
1. Необходимость налогов для государства Содержание icon1. Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства
Республики Беларусь. Необходимость постоянной работы по формированию, систематизации и совершенствованию социально-политических идей,...
1. Необходимость налогов для государства Содержание icon4. Основные и факультативные элементы налога
Понятие фед налогов, их роль. Федеральные налоги – налоги, установленные нк и обязательные к уплате на всей территории РФ. Доля в...
1. Необходимость налогов для государства Содержание iconВопросы к экзамену
Сущность налогов и сборов. Роль налогов в распределении и перераспределении ввп и нд
1. Необходимость налогов для государства Содержание iconТема налоговое производство
Процесс исчисления налогов — устанавливает пpaвила определения объекта налогообложения, ставок налогов, льгот для некоторых налогоплательщиков,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница