Детские и молодежные организации в системе средств 


НазваниеДетские и молодежные организации в системе средств 
Дата публикации20.03.2013
Размер98.6 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
http://rudocs.exdat.com/docs/index-63244.html?page=7

Глава 5. Технология социально-педагогической поддержки 

детских и молодежных организаций




    1. Детские и молодежные организации в системе средств 


социально-педагогического процесса


Детские и молодежные объединения рассматриваются в методике работы социального педагога как средство социально-педагогического процесса.

Общественным считается детское объединение, которое:

► создается по инициативе и на основе свободного волеизъявления детей и взрослых и не является непосредственным структурным подразделением государственного учреждения, но может функционировать на его базе и при его поддержке, в том числе материально-финансовой;

► осуществляет социально-творческую деятельность;

► не ставит своей (уставной) целью получение прибыли и распределение ее между членами объединения.

К детским общественным объединениям могут быть отнесены различные организации, общества, клубы, союзы, команды, отряды, иные формирования, а также ассоциации (федерации, союзы) таких объединений.

Один из основных принципов жизнедеятельности детско-юношеских организаций — добровольность. Добровольное объединение детей в организацию возможно лишь при условии, что они видят в ней перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих интересов.

Принципиальным отличием современных детских объединений является их общественный характер. Государство обеспечивает правовую защищенность, материальную, финансовую поддержку, но не является учредителем и не регламентирует их деятельность. Детские и молодежные объединения приобретают самостоятельный социальный статус.

Согласно Федеральному закону «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995) молодежные и детские общественные организации обладают большими социально-педагогическими возможностями. Детские и молодежные организации могут:

► создавать специальные программы для привлечения внимания государственных органов к своим проблемам;

► создавать условия для развития лидерского и творческого потенциала личности;

► привлекать внимание государственных и муниципальных органов к решению проблем детства, детских объединений;

► создавать органы детского самоуправления;

► организовывать работу детей и молодежи, направленную на оказание помощи сверстникам, другим людям; готовить детей и молодежь к социальной самозащите;

► развивать правовую культуру личности;

► осуществлять профилактику асоциального поведения.

Стремление детей к объединению обусловлено совокупностью социальных, психологических и педагогических факторов.

Человек как существо социальное вне общества себе подобных не может нормально развиваться и самореализовываться. Дети не являются исключением. Для защиты своих специфических интересов, выхода в сферу общественных отношений дети создают свои объединения, различные по характеру и направлениям деятельности, обладающие меньшей или большей устойчивостью.

Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., дети тем самым объединяют свои силы и возможности для достижения конкретной цели в различных видах деятельности. Ребенок видит в объединении с другими людьми средство самозащиты, самоопределения как личности, как члена сообщества себе подобных людей.

Детские и молодежные объединения — это ступенька для вступления развивающейся личности во взрослую жизнь, один из путей социализации личности.

Стремление к объединению объясняется и рядом психологических закономерностей развития личности ребенка, его возрастными особенностями. Основные из них: превращение общения подростков в самостоятельный вид деятельности; желание самоутвердиться, быть признанным другими членами сообщества; возникновение чувства взрослости; способность к подражанию поведению ровесников и «заражению» позитивным примером значимого взрослого; рост самосознания, стремление быть самим собой; поиск смысла жизни.

Педагогическая сущность детских и молодежных объединений проявляется прежде всего в целях, связанных с воспитанием и развитием личности ребенка.

Детским объединениям присущи следующие основные функции:

развивающая — обеспечивает гражданское, нравственное становление личности ребенка, развитие его социального творчества, умение взаимодействовать с людьми, выдвигать и достигать значимые для всех и каждого цели;

ориентационная — обеспечение условий для ориентации детей в системе социальных, нравственных, культурных ценностей;

компенсаторная — создание условий для реализации потребностей, интересов, актуализации возможностей ребенка, не востребованных в других общностях, членом которых он является, для устранения дефицита общения и соучастия.

Отличительной особенностью современного детского движения является вариативность:

► организационно-правовых форм (объединения, организации, движения, союзы, ассоциации, лиги, содружества, центры, клубы и т.д.);

► масштабов и уровней;

► целей и направленности содержания деятельности (патриотические, экономические, экологические, пионерские, скаутские, политические, пацифистские, религиозные и т.д.);

► организационных структур, их внешнего оформления (звено, патруль, бригада, команда, отряд, дружина и т.д.);

► периодической печати детских и молодежных движений (газеты, журналы, альманахи, информационно-методические бюллетени, вестники и т.д.);

► баз формирования детских объединений (общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, детские дома, интернаты, по месту жительства и т.д.);

► в названии организатора деятельности детского объединения (руководитель, лидер, вожатый, инструктор, мастер, социальный педагог, организатор детского движения).

Бюджет большинства детских объединений пополняется за счет следующих источников: средства, заработанные самими членами объединений; членские взносы; субсидии спонсоров.



    1. ^ Методика развития самодеятельности в детских объединениях



Одна из основных целей детского и молодежного движения — развитие самодеятельности юных граждан России.

Самодеятельность — это деятельность, совершаемая по личному почину, во время которой проявляются такие качества человека, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, ответственность, творчество; это деятельность, направленная на реализацию общественно ценных и личностно значимых целей.

Под личностно значимыми целями понимают стремление к самовыражению и самореализации во время самостоятельной деятельности, к исполнению различных социальных ролей в коллективе, к раскрытию своего творческого потенциала.

Можно отметить следующие характерные черты самодеятельности:

► самодеятельность совершается на основе личного почина, по внутренней мотивации;

► в основе детской самодеятельности лежит интерес к деятельности, к общению с ровесниками и взрослыми;

► необходимым условием развития самодеятельности является наличие у детей практических знаний, умений и навыков для самостоятельного проведения дел, особое значение имеют организаторские и коммуникативные умения и навыки;

► сущность самодеятельности заключается в самовыражении личности, в раскрытии творческого потенциала;

► самодеятельность носит общественно полезную направленность, совершается на пользу коллектива, общества;

► развитие самодеятельности возможно только в том случае, если подросток выступает в качестве субъекта воспитания, на него возлагается ответственность за конкретные дела в соответствии с достигнутым уровнем развития самодеятельности;

► развитие самодеятельности происходит успешно при условии грамотного педагогического руководства, осуществляемого с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Развитие самодеятельности подростков — это целенаправленный и длительный процесс, протекающий поэтапно: от добросовестного выполнения указаний руководителя до самостоятельного выбора общественно полезного дела и его осуществления.

Рассмотрим основные положения, определяющие успех в развитии детской самодеятельности в общественной организации.

1. Наличие в организации действенного самоуправления, которое является решающим фактором сплочения детского коллектива. Забота органов самоуправления — это прежде всего консолидация членов организации, создание общих ценностей, традиций проведение общих дел, во время которых каждый член коллектива может исполнять разные роли: от рядового участника до организатора дела. Это стимулирует самообразование и самовоспитание формирует установку на преодоление трудностей, возникающих в процессе подготовки и проведения коллективных дел.

В детских организациях нередко возникают и временные органы самоуправления — советы дела, когда для решения определенной задачи объединяются ребята, способные организовать, выполнить, проконтролировать подготовку и проведение конкретного мероприятия.

Самоуправление — это реальная возможность для делового сотрудничества подростков и взрослых, лидеров и всего коллектива. Основой этого сотрудничества является совместное участие в практических делах, взаимное уважение, требовательность и ответственность.

2. Развитию самодеятельности способствует создание таких отношений, при которых происходит взаимодействие в рамках одного коллектива ребят разных возрастов, когда старшие передают младшим свои знания и умения, традиции коллектива.

3. Большое значение для развития самодеятельности имеет успех в деятельности детей, положительные эмоции, которые ее сопровождают. Общеизвестно, если вы хотите, чтобы ребенок полюбил какое-либо дело, научите его прежде хорошо это дело делать, добиваться успеха за счет мастерства. Затем радость личных побед, одобрение старших и товарищей довершат начатое. Полюбить можно только то, что у тебя хорошо получается.

Какое бы трудное, требующее длительных усилий дело ни начиналось в коллективе, увлечь им можно лишь при условии, что первый успех будет достигнут быстро, станет для всех зримым и ощутимым. Процесс воспитания может быть успешным только в том случае, когда при осуществлении той или иной деятельности ребята испытывают положительные эмоции, играющие роль «пускового механизма» для возникновения интереса к ней и для организации ее уже по инициативе подростков.

4. ^ Интерес к деятельности коллектива в значительной степени определяет самодеятельность его членов. Поэтому при работе с подростками социальному педагогу необходимо внимательно подходить к разнообразным интересам воспитанников, работать над гармоничным сочетанием интересов личности с интересами Коллектива.

5. Существенной предпосылкой успеха в процессе развития детской самодеятельности является учет возрастных психологических особенностейподростков. Известно, что к началу подросткового возраста у детей возникают такие психологические возможности, которые позволяют окружающим предъявлять к ним определенные (более высокие, чем в младшем школьном возрасте) требования, признавать за ними право на самостоятельность.

Большие изменения происходят в социальной ситуации развития старшего подростка, которые заключаются в постепенном переходе от свойственных детству отношений типа «ребенок — взрослый» к новому типу «взрослый — взрослый». Данный тип отношений характеризуется расширением прав и обязанностей подростка, предоставлением большей самостоятельности в действиях, удовлетворением естественной потребности в уважении его личности и человеческого достоинства со стороны взрослых. Изменение отношения к подростку является важнейшим условием его социального взросления и объективной основой развития детской самодеятельности.

6. Особую роль играет общественная (социально полезная) деятельность, расширение рамок первичного коллектива. В общественной деятельности формируются социально значимые мотивы поведения детей, обеспечивается использование на практике знаний об основах общественных отношений, организаторской работе, развиваются умения и навыки самостоятельных суждений и действий, происходит осознание себя в качестве члена общества.

7. Развитие самодеятельности подростков в значительной степени зависит от того, какие сложились отношения между членами коллектива. Поведение подростков по своей сути является коллективно-групповым: они ищут в обществе сверстников способы самоутверждения, подкрепления самоуважения, признания своей индивидуальной ценности. От этого во многом зависит их самооценка, эмоциональное благополучие. От уровня самооценки зависит активность личности, ее участие в деятельности коллектива, ее стремление к самовоспитанию.

Похожие:

Детские и молодежные организации в системе средств  iconФедеральный форум форсайт-менеджеров «Дирижируй настоящим»
Автономная некоммерческая организация содействия воспитанию подрастающих поколений димси последователь Общероссийской общественной...
Детские и молодежные организации в системе средств  iconКонкурсные детские и молодежные издания и медиа проекты принимаются
Республика Коми г. Сыктывкар, ул. Мира 11 «а», Центр детского творчества, каб. №402,403
Детские и молодежные организации в системе средств  iconОбщие условия фестиваля
На фестиваль приглашаются детские и молодежные коллективы вокального, хореографического и инструментального жанров. В фестивале могут...
Детские и молодежные организации в системе средств  iconКонкурс по спортивным бальным танцам, современным стилям и направлениям
На конкурс-фестиваль приглашаются к участию детские и молодежные  творческие коллективы и индивидуальные исполнители из разных стран...
Детские и молодежные организации в системе средств  iconПрактическая работа №1 Тема : «Учет кассовых операций»
Денежные средства в кассе организации учитываются на счете 50 «Касса», субсчет 1 «Касса организации». По дебету счета 50 «Касса»...
Детские и молодежные организации в системе средств  icon2. Теория организации, ее место в системе научных знаний. Теория организации
Теория организации изучает современные организации (предприятия, учреждения, общественные объединения), отношения, возникающие внутри...
Детские и молодежные организации в системе средств  iconОборачиваемость средств, вложенных в имущество организации, может оцениваться
Внешние факторы, оказывающие влияние на длительность нахождения средств в обороте
Детские и молодежные организации в системе средств  iconИзучить динамику основных статей и групп средств, оценить происходящие...

Детские и молодежные организации в системе средств  iconДавно мечтаешь изменить мир вокруг себя, но не знаешь с чего начать?
Для этого специально для тебя объявляется «Областной конкурс на лучшие молодежные социальные проекты», созданный для того, чтобы...
Детские и молодежные организации в системе средств  iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине “Экономика организации”
Сущность оборотных средств, их состав и структура. Нормирование оборотных средств
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница