Публичные и частные финансы


Скачать 469.81 Kb.
НазваниеПубличные и частные финансы
страница1/4
Дата публикации20.07.2013
Размер469.81 Kb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Оксана Аркадьевна Ногина

После первой сессии зачет.

Что касается пособий, то у нас есть учебники под. ред. Карасевой, Грачевой и т.д.

Традиционные учебники – ими можно пользоваться. Но у нас не совсем традиционный взгляд на финансовое право. Есть УМК (его нужно обновлять, но пока еще оно нормальное). Что касается презентаций, то здесь есть нюанс: презентации – это лишь основные элементы.

2 семестра будем изучать собственно бюджетное право, а налоговое право будет изучаться отдельно.

Доходы – это не только приращение имущества, но и экономия. Любая экономическая выгода – это доход.

Есть доходы, есть расходы, а есть источники погашения дефицита (финансовые резервы) (то, что физические лица называют «заначкой»).

Если дефицит образовался, то можно привлекать средства из финансового резерва.

Пока резервы не востребованы, резервы не должны просто лежать, потому что они обесцениваются. Поэтому эти резервы находятся в инвестициях, чтобы они прирастали.

В долг лучше не влезать, потому что проценты.

Предмет ФП – финансовое хозяйство (распоряжение государством вещественных ценностей).

Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования (лат. financia – наличность, доход).

Термин «финансы» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж. В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования централизованных фондов денежных средств.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах:

  1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

  2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.

^ Публичные и частные финансы.

Годме: «Ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами».

Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики.

Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти.

Действительно, в настоящий момент времени всё, что касается имущественного комплекса, включая денежных средств физических лиц, юридических лиц, регулируется нормами гражданского права.

^ Публичные финансы:

- для целей финансового обеспечения деятельности государства и МО.

- образуются путем использования властных предписаний (налоги), в ходе финансовой деятельности государственных органов.

- собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

- используются и распределяются в основном государственными органами и государственными организациями.

- размеры государственных финансов намного больше.

^ Частные финансы:

- направлены на реализацию частного интереса, на получение прибыли.

- образуются за счет коммерческой деятельности.

- частная собственность.

По поводу предмета ФП много всяких натяжек. Пытаются натянуть публично-правовое регулирование на частные финансы. Если речь идет о деятельности ЦБ, то да, здесь регулирование публично-правовыми механизмами понятно и допустимо.

ФП – отрасль публичного права.

Мы не должны идти по пути натягивания ФП на частно-правовые отношения.

У государства специфические методы формирования финансовых средств, оно не может работать на чужого дядю. К тому же, у государства есть социальные функции. Как государство может сформировать финансовую базу? Путем властных предписаний (налогов). Да, можно, как в Бахрейне, с помощью неналоговых поступлений (нефть). Но в России это незначительная доля. Поэтому у нас используются властные предписания.

Поскольку у нас отношения имущественного характера, то мы понимаем, что специфическое сочетание властных методов деятельности с одной стороны, и имущественных отношений с другой стороны, приводит нас к выделению сферы финансового регулирования в самостоятельную отрасль.

Как отличить ГП от ФП? ГП регулирует частно-правовыми методами, а ФП – публично-правовыми методами.

^ Публичные финансы – система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.

^ Финансовая система понимается как (хотя законодательного определение нет):

- совокупность финансовых институтов, совокупность различных групп однородных экономических отношений, в процессе которых происходит образование фондов денежных средств.

- совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

- совокупность публичных фондов денежных средств (материальное понимание; то, как мы будем понимать финансовую систему).

^ Структура финансовой системы.

Федеральный уровень:

- федеральный бюджет

- федеральные государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС)

- фонды ЦБ РФ

^ Региональный уровень:

- региональный бюджет

- территориальные государственные внебюджетные фонды (ТФОМС)

Местный уровень:

- местный бюджет

Обращаем внимание, что ФП будет заниматься вопросами правового регулирования публичных фондов ^ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ. Управление государственным имуществом – это административное право.

Вот такая вот структура публичных фондов денежных средств.

Есть проблематика. У нас есть организации, по вопросу отнесения которых (их фондов) либо в сферу ГП, либо в сферу ФП есть проблема. Эти организации – государственные корпорации. А еще есть агентство по страхованию вкладов. Некоторые говорят, что это агентство публичными финансами рулит.

В сфере, когда соприкасаются имущественный и финансовый интерес государства, возникает проблема с формированием юридических лиц. Есть денежные средства, которыми нужно управлять. Как это сделать? Какую организацию государству создать, чтобы эта организация могла иметь надлежащим образом квалифицированных специалистов, чтобы она могла защищать публичные интересы, но в то же время чтобы могла осуществлять выход на мировые рынки?

Был известный специалист Суханов. Он сказал, что разработчики новой концепции ГК создают организационно-правовые формы юрлиц только для обслуживания частных интересов. А сил, чтобы создать юридические лица публичного права, не хватает. При этом он сказал, что юридические лица публичного права не должны быть в ГК. Они должны регулироваться публичным правом.

Именно в рамках сферы управления государственным имуществом, и в рамках финансовой сфере мы находим специфические статусы организаций, которые никак не укладываются в рамки ГК.

В какой организационно-правовой форме существует ПФР, ФСС, ФОМС? Фонд, учреждение? Пока что это еще учреждение. Это фонды в финансовом смысле.

Даже при том, что учредительные документы пока говорят, что ПФР, ФСС – это учреждения? Какой тип учреждения? Фонды не относятся ни к одному из трех видов учреждений (казенные, бюджетные, автономные). Предполагается введение особой организационно-правовой формы – государственный внебюджетный фонд.

^ Публичная финансовая деятельность.

Властная деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов (иных уполномоченных субъектов) по формированию публичных фондов денежных средств, распоряжению средствами этих фондов, осуществлению контроля за использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Использование бюджетных средств учреждением или госорганом осуществляется в рамках гражданских правоотношений. Тут финансовое право заканчивается. Но остается контроль за использованием, который лежит в сфере финансового права.

^ Субъекты публичной финансовой деятельности:

- государственные и муниципальные органы

- государственные учреждения, некоммерческие организации (например, государственные внебюджетные фонды)

- особые субъекты (например, ЦБ РФ).

Президент, главы исполнительной власти субъектов РФ, главы муниципальных образований.

Законодательные (представительные) органы.

Исполнительные органы.

Органы специальной компетенции:

- Минфин, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

- Федеральное казначейство.

- Органы финансового контроля: ФНС, Федеральная таможенная служба (ФТС), Росфиннадзор, Счетная палата, контрольно-счетные палаты субъекты РФ.

- ЦБ РФ.

- Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС).

Все они, не являясь всегда органами государственной власти, обладают властными полномочиями. Почему им дали властные полномочия? Потому что если нужно управлять финансовыми средствами, то нужны властные полномочия.

ЦБ осуществляет операции на рынках? На валютном рынке, на рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов. Эти полномочия можно реализовать только будучи равноправным участником отношений. ЦБ через участие в гражданских отношениях реализует направление государственной политики. В ряде случаев (лицензирование банков) ЦБ находится в публичных отношениях. Но когда ЦБ предоставляет частным банкам денежные средства, он действует в рамках гражданских отношений.

КС нам и говорил в одном своих постановлений по ст.155 БК о том, что государство может вступать в гражданско-правовые отношения для достижения публичных целей. Государство может использовать любые механизмы для достижения своих целей. Но для этого государству необходим инструмент соответствующий. Отсюда специальные органы (типа ЦБ) и появляются.

^ Предмет финансового права.

Властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований части совокупного общественного продукта посредством налоговых и неналоговых публичных изъятий, формированию публичных денежных фондов, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

^ Метод финансового права.

Преобладающим методом правового регулирования в указанной сфере становится метод власти-подчинения (или императивный метод), для которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны.

При этом в качестве властной стороны выступает публичный субъект, уполномоченный выражать волю государства либо муниципального образования.

Инициатива возникновения этих отношений принадлежит именно властному субъекту.

Метод координации действий.

Допускается проникновение диспозитивного метода в регулировании отношений (инвестиционный налоговый кредит).

Можно ли говорить о том, что ФП – это комплексная отрасль, либо нужно уже говорить отдельно о налоговом праве и бюджетном праве как самостоятельных отраслях? Понятно, что НП и БП неразрывно связаны, ибо налоги формируют налоги бюджета. Традиционная точка зрения, что НП и БП формируют две подотрасли права финансового. Проблема в том, что у ФП нет выстроенной системы правовых норм.

Проблемы системы ФП.

Подотрасли: БП и НП. Правовые институты: денежное обращение, валютное регулирование и валютный контроль.

Источники ФП: нормативные правы и международные договоры (например, об избежании двойного налогообложения).

Нормативные акты: Конституция (ст.57, 8, 71, 72, 74, 75, 104, 106, 114), кодифицированные акты (НК, БК), федеральные законы (ФЗ о бюджете ежегодный), законы субъектов РФ, акты представительных органов МО.

НПА органов исполнительной власти, органов муниципальных образований, НПА ГВФ (государственный валютный фонд?) ЦБ РФ.

Акты высших судебных инстанций – как бы тоже источники права.

^ ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРАВОВОЙ СТАТУС МИНФИНА.

Какими НПА определяется статус Минфина?

БК, НК, ФЗ о федеральном бюджете, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329 «О Минфине».

Департаменты Минфина: департамент бюджетной политики и методологии, межбюджетных отношений, налоговой и таможенно-тарифной политики. Сайт Минфина – наш главный сайт на семестр.

Службы Минфина: Росфиннадзор, ФНС, Федеральное казначейство (это служба).

^ Основные полномочия Минфина:

В сфере бюджетных отношений (ст.165, 166 БК):

- нормативное регулирование

- разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики

- составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов

- составляет и ведет сводную бюджетную роспись. Если мы откроем закон о федеральном бюджете, то он содержит макропараметры. В законе не определяется финансирования конкретных учреждений. Что такое сводная бюджетная роспись? Это детализация параметры закона о бюджете, исходя из конкретной системы органов и получателей средств. Каждая служба, министерство и ведомство составляет свою роспись бюджетную, а сводную делает минфин.

- программа государственных внешних и внутренних заимствований

- программа государственных гарантий. Тут мы определяем, где мы даем госгарантии.

- ведет реестр расходных обязательств РФ. Если минфин ведет реестр расходных обязательств РФ, то что такое расходное обязательство? Это обязанность России выделить денежные средства из бюджета соответствующему лицу? Какова правовая основа для возникновения расходного обязательства у РФ? Из договора, из закона и нормативных актов. Как правило, из законов. Например, закон об образовании. Любой закон, где нужны финансовые затраты, создает расходное обязательство для РФ.

- ведет государственную долговую книгу (есть в электронном виде), управляет госдолгом

- управляет финансовыми активами и резервами РФ

- единая методология бюджетного учета, бюджетной классификации, бюджетной отчетности

- предоставляет бюджетные кредиты. Минфин заключает договор бюджетного кредита. Какой правовой характер носит бюджетный кредитный договор? Легче всего установить особые правила бюджетным кодексом, а в остальной части применять ГК. Так минфин и поступает.

Фишка в том, что БК содержит больше общие положения, тогда как конкретные механизмы разрабатываются и принимаются как раз приказами минфина.

В сфере налоговых отношений:

- нормативное регулирование (ст.4 НК РФ). Подзаконное регулирование допускается, если органы, которые могут регулировать, указаны в НК. Минфин в НК указан.

- разъяснение применения норм налогового законодательства (ст.34.2 НК РФ). Налоговые нормы очень сложные и непонятные. Для того чтобы обеспечить налогоплательщикам гарантии от произвола государственных органов, минфин и принимает письменные разъяснения налогоплательщику по его запросу. Следование таким разъяснениям минфина исключает вину налогоплательщика, а еще освобождает налогоплательщика от пени и штрафов.

- осуществляет нормативное регулирование в сфере валютной, банковской, страховой, аудиторской, бухгалтерской деятельности.
  1   2   3   4

Похожие:

Публичные и частные финансы icon1. Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы
Понятие, функции и роль финансов. Публичные и частные финансы. АвлиякуловВепаАтаевич
Публичные и частные финансы iconВодчиц Диана Финансы и финансовая деятельность Государства. Понятие,...
Финансы – это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий,...
Публичные и частные финансы iconТема Финансы и финансовая деятельность государства Понятие, функции...
Финансовая деятельность государства, ее цель и задачи. Принципы, методы и формы осуществления финансовой деятельности государства....
Публичные и частные финансы icon{Код специальности}=050301
К комплексным отраслям, включающим в равной степени частные и публичные правовые институты
Публичные и частные финансы iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по учебной дисциплине 5408 «финансы»
«Финансы» для студентов специальности «Финансы и кредит» 080105 / Московский государственный университет приборостроения и информатики,...
Публичные и частные финансы iconФинансы: понятие, значение (роль) и функции
Хотя, конечно, потенциально финансы зарождаются в результате производства и обмена товаров (работ и услуг). Финансы выражают многообразные...
Публичные и частные финансы iconОбразовательный проект для предпринимателей
Финансовая система России включает три основные сферы отношений: государственные и муниципальные финансы, финансы хозяйствующих субъектов...
Публичные и частные финансы iconПрограмма подготовки к государственному
Возникновение финансов и развитие науки о финансах. Взаимосвязь финансов с другими экономическими категориями и законами: финансы...
Публичные и частные финансы icon1 финансы как стоимостная категория
Когда финансы превращаются в прилагательное (финансовые фонды, финансовые ресурсы и т п.), тогда финансы становятся уже деньгами....
Публичные и частные финансы iconСловообразовательная модель
Модели же типа n + -ous или V + -еr, как и многие другие, называются частными, так как отражают частные случаи более общей ситуации....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница