Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах


НазваниеУчебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах
страница1/10
Дата публикации21.03.2013
Размер1.26 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
userdocs.ru > Право > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
Учебное издание

Педагогика начального образования

в вопросах и ответах

Учебно-методическое пособие

Составители: Вишневский Вениамин Александрович, Сергеева Светлана Николаевна

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева» 428000, г. Чебоксары, ул. К. Маркса, 38

1. Что является объектом и предметом исследования научной педагогики и каковы ее функции? В каких случаях педагогика пред­ставляется как наука и в каких как искусство?

Объектом исследования является человек, развивающийся в резуль­тате воспитательных и образовательных взаимодействий под руково­дством семьи и образовательных институтов. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие образование, но чаще всего, со­гласно закону РФ «Об образовании» 1992 г. многие ученые отдают пред­почтение образованию, так как закон утверждает образование как целена­правленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общест­ва, государства - преамбула. Человек выступает как объект исследования в онтологии, биологии, физиологии, психологии, логике и др. гуманитарных науках.

Предмет - педагогический процесс как специально организованная и развивающаяся во времени воспитательная система взаимодействия воспи­тателей и воспитанников, направленная на достижение поставленной цели и преобразование личностных свойств и качеств воспитанников.

Предметом педагогики является исследование сущности в развитии и формировании человеческой личности и разработка на этой основе тео­рии и методики воспитания как специально-организованного воспитатель­ного процесса.

Педагогика - это наука о законах и закономерностях воспитания, обучения, образования детей, учеников и взрослых, социализации и твор­ческого развития человека.

Педагогика как наука имеет три функции: общетеоретическую, про­гностическую, практическую.

Общетеоретическая - заключается в теоретическом анализе законо­мерности педагогического процесса, описывая педагогические факты, яв­ления, процессы, принципы, законы и объясняет, по каким законам и зако­номерностям, при каких условиях, почему они так протекают и как дела­ют выводы.

Прогностическая - заключается в обосновании и предвидении разви­тия педагогической реальности на базе научного прогноза, планирования контингента, школы будущего, ее новых технологий, так как воспитание и обучение, всегда устремлено в будущее и должно обгонять общество на 10 - 15 лет в развитии.

Практическая - (преобразовательная, прикладная) заключается в разработке новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания, управления, достигая оптимальных результатов. Единство всех трех функ­ций позволяет успешно решить задачи и достичь цели в различных типах образовательных учреждений.

Педагогика как наука имеет свой объект и предмет. Она имеет объ­ективные методы исследования (эмпирические, экспериментальные, мате­матические) у нее есть свои законы и закономерности, прогнозирует раз­витие учебно-воспитательного процесса и эффективность управления.

Педагогика - это искусство самое обширное, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, как утверждает К.Д. Ушинский. Оно опирается на множество обширных и сложных наук. Без педагогических наук практически нельзя воплотить искусство воспитания и не только «собрание правил воспитательной деятельности». Итак, педа­гогика - это наука и искусство.

^ 2. Каковы категории педагогики в теории воспитания и дидак­тике?

Категории - широкое понятие, в котором отражены наиболее общие и существенные признаки, связи и отношения предметов, явлений объек­тивного мира. Категории педагогики общие и емкие понятия, отражающие сущность науки, связывающие научное знание в целостную систему.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования личности, который предполагает организованное развитие физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, к активному участию в трудовой деятельности.

Воспитание - целенаправленное формирование личности на основе: 1.1. определенного отношения к предметам, явлениям; 1.2. создания миро­воззрения и поведения.

Различают воспитание в узком смысле слова - воспитывают профес­сионалы, под их руководством и в совместной активной деятельности вос- питуемых и обучаемых: в семье и в социальных институтах.

Воспитание в широком смысле слова, когда воспитывает все обще­ство, социальная среда, телевидение, радио, печать и т.д.

В педагогике выделяют виды воспитания: умственное, физическое, нравственное, трудовое, правовое и т.д. Они формируют всестороннее раз­витую личность.

Воспитывать - в широком смысле передавать накопленный опыт младшим поколениям.

Обучение - конкретный вид педагогического процесса под руково­дством специально-подготовленного дипломированного педагога, учителя, преподавателя и под его руководством, в тесном взаимодействии с обу­чаемыми школьниками. На основе госпрограмм федеральных, националь­но-региональных и местных учебных планов и учебников с гарантией по­зитивных результатов.

Обучение - достижение обучаемых под руководством педагогов, учебных и образовательных целей, получение систематического образова­ния и социальной адаптации к современному труду и жизни в обществе.

В начале XX в. в обучение стали включать преподавание - деятель­ность учителя по обучению ученика.

Образование - процесс и результат усвоения человеком системы знаний, умений и навыков с получением установленного государством до­кумента. Обучение - деятельность учащихся в учебно-воспитательном процессе в школе.

Закон РФ «Об образовании» 1992 г. определил девять уровней обра­зования - дошкольное, ст. 18, начальное обучение, основное общее (девя­тилетнее), среднее (полное), общеобразовательное начальное, профессио­нальное, ст.22, ПТУ, начальное профессиональное образование, ст.23 (тех­никумы, среднее профессиональное образование), высшее, ст.24, послеву­зовское, дополнительное, ст.26 (муз., спорт., худ. школы и т.д.).

Результат образования - аттестаты и дипломы, а лица, не завершив­шие образование, получают справку.

Самовоспитание - целенаправленная активная деятельность челове­ка по развитию социально важных качеств. Самовоспитание как педагоги­ческая категория имеет цели и направления: идейное, нравственное, про- фессионально-трудовое и т.д.

Содержание и задачи самовоспитания приводят к развитию профес­сионального мастерства. Средства самовоспитания, самообразования, са­мосовершенствования, самодисциплина и т.д.

Перевоспитание - устранение отрицательных качеств и черт лично­сти, ликвидирующее отрицательно сложившиеся дела, поступки, поведе­ние в личности, выявление причин отрицательных поступков и устранение их в перевоспитании.

Перевоспитание - это переделывание социально неодобряемого по­ведения, тех качеств личности, которые противоречат человеческому об­щению, в том числе и в противоправных деяниях. Перевоспитание - это стремление педагогов направить, скорректировать, ликвидировать качест­ва личности учеников, нарушающих нормы и правила поведения как в школе, так в семье и в обществе. Перевоспитание, писал К.Д. Ушинский: «Что лучше всего дурные привычки искоренять формированием добрых привычек, которые станут заменой дурным».

А.С. Макаренко доказал, что любого ребенка можно воспитать, если поместить его в нормальные человеческие условия.

Категории педагогики в теории воспитания продолжены категория­ми дидактики как теории обучения. Категории дидактики (по философ­ским основам) - понятие, в котором отображены общие и естественные свойства, признаки, связи и отношения предметов, явлений объективного мира.

Преподавание - упорядоченная деятельность педагога по обучению и реализации образовательных задач, обеспечение информирования, вос­питания, осознания и практического применения знаний; процесс деятель­ности преподавателя (учителя), который может функционировать только в результате тесного взаимодействия с обучаемыми в непосредственной и опосредованной форме; специально профессиональная деятельность взрослых, направленная на передачу детям суммы знаний, умений и навы­ков и воспитание их в процессе обучения.

Учение - процесс, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные;

  • форма существования школьника как субъекта учения. В ней вы­ражаются, проявляются и формируются все качества личности, ее характе­ристики.

  • познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладе­ние суммой ЗУН, способов учебной деятельности.

Обучение - упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели; целенаправленное, зара­нее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образо­вание, воспитание и развитие, усваивание школьниками отдельных сторон опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Образование - система приобретенных в процессе обучения ЗУН, способов мышления; целенаправленный педагогический процесс органи­зации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию твор­ческих способностей, мировоззрения и навыка нравственно-химических взглядов и убеждений (И.Ф. Харламов); процесс и результат усвоения оп­ределенной системы знаний в интересах человека, общества и государства, сопровождающиеся констатацией достижения гражданином установлен­ных государством образовательных уровней.

Знание - совокупность идей человека, в которых выражается теоре­тическое овладение этим предметом (П.В. Копнин); понимание, сохране­ние в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий.

Умение - овладение способами (приемами, действиями), применение усвоенных знаний на практике; совокупность практических действий на основе осмысления целей, принципов, условий, средств, форм, методов ор­ганизации работы с детьми.

Навыки - умения, доведенные до автоматизма высокой степени со­вершенства; действия, доведенные до автоматизма, формирующиеся путем многократного повторения.

^ 3. Какова система педагогических наук (общая структура и от­расли)?

Система - выделенное на основе особых признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и вступающая во взаимодейст­вие со средой, как целостное явление.

Базовой научной дисциплиной, изучающей общие закономерности обучения и воспитания человека, разрабатывающие общие основы учебно- воспитательного процесса в образовательных и воспитательных учрежде­ниях всех типов, является общая педагогика.

Общая педагогика содержит четыре раздела:

    1. общие основы педагогики;

    2. теория обучения (дидактика);

    3. теория воспитания;

    4. школоведение (управление образовательными системами).

В качестве отдельных самостоятельных дисциплин начали выделять:

  • Преддошкольную (ясельную) педагогику, изучающую закономер­ности и условия воспитания детей до 3 лет, тесно связанную с физиологи­ей, медициной, психологией.

  • Дошкольную педагогику - науку о закономерностях развития, формирования личности ребенка дошкольного возраста с дидактикой, ме­тодикой воспитания в семье и дошкольном учебном воспитательном учре­ждении.

  • Педагогику школы - изучает закономерности обучения и воспита­ния учащихся школьного возраста.

  • Педагогику высшей школы - изучает закономерности учебно- воспитательного процесса в высшем учебном заведении, проблемы высше­го образования.

  • Педагогику взрослых и андрогогику, которые изучают закономер­ности, особенности работы со взрослыми и пожилыми за основу класси­фикации от конкретного вида деятельности человека.

Выделяют: военную, инженерную, музыкальную, производственную, театральную, исправительно-трудовые учреждения и т.д.

К педагогическим дисциплинам, отраслям педагогики относятся: ис­тория педагогики и образования, этнопедагогика, сравнительная педагоги­ка, социальная, педагогическая психология и т.д. Существуют специаль­ные педагогики: тифло (слепых), сур до (глухих), олигофрене (умственно- отсталых).

Закон РФ «Об образовании» в ст.8 охарактеризовал понятие системы образования, как совокупность взаимодействующих, преемственных обра­зовательных программ и государственных стандартов различного уровня и направленности; сети, реализующих их образовательные учреждения неза­висимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, органов управления.

^ 4. Дайте общую характеристику методов исследования. В чем ло­гика педагогического исследования? Методы педагогического иссле­дования.

Методы исследования - это способы получения научной информа­ции с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий. Методы исследования подразделяются на теоретические и эмпирические, математические, тестирование, экспери­ментальные, методы статистической обработки исследовательского мате­риала и т.д.

Теоретические - уточняют, расширяют, систематизируют научные факты, объясняют и предсказывают явления, повышая надежность резуль­татов, они позволяют перейти от абстрактного к конкретному знанию, ус­тановить взаимоотношения между понятиями, гипотезами, выделить среди них существенные и второстепенные.

К теоретическим относятся: - анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация и моделирование.

Анализ - мысленное соединение признаков, свойств, явлений в це­лое.

Анализ — смысловое соединение, суммирование признаков.

Анализ и синтез тесно связаны в научном исследовании и установле­нии сходства и различия между явлениями.

Абстрагирование - мысленное отчленение какого-либо факта, явле­ния. Свойства связей, признаков предметов.

Конкретизация - мысленная реконструкция, воссоздание предмета на основе вычлененных ранее абстракций. Обобщение - выявление общих черт, т.е. подытоживание исследований.

Моделирование - исследование процессов и явлений при помощи их реальных и идеальных моделей.

Индукция и дедукция - логические методы обобщения, полученные эмпирически, путем данных. Индукция от частных суждений к общему выводу.

Эмпирические - практические методы исследования. Это следующие методы исследования: сбора и накопления данных, контроля и измерения; обработки данных (математические, статистические, графические, таблич­ные); оценивания педагогической практики (эксперимент, опытное обуче­ние, масштабное внедрение).

Наблюдение - получение научной информации через органы чувств с обязательной фиксацией (записью), анализом и рекомендациями. При­знаки методов наблюдения: непрерывное, дискретное, широкое и узкое (по времени - выборочное) направленное, непосредственное (прямое), опосре­дованное (косвенное) по условиям проведения наблюдений в условиях и лабораторных (со спец. оборудованием) наблюдениях и др. Методы на­блюдения бывают целенаправленные, аналитично-анализированные, ком­плексные, систематичные и др.

Беседа - выяснение мнений о фактах и явлениях в вопросно- ответной форме.

Анкета - анонимные, полные, открытые, закрытые, устные, пись­менные.

Тесты - проба, испытание по стандартным заданиям. Выделяют сле­дующие виды педагогических экспериментов: констатирующий (на начало исследования); формирующие - создающие новое подпрограмме исследо­вание с позитивным результатом; контрольные - проверочные, подтвер­ждающие через определенное время положительные результаты.

Математические методы и статистические приемы позволяют уста­новить количественно-математические доказательства результатов иссле­дований, повышают надежность результатов исследования.

Логика научно-педагогического исследования имеет 7 этапов:

    1. проблема исследования, цели, задачи, актуальный объект, принци­пы;

    2. методология, результаты эксперимента;

    3. гипотеза с экспериментальной и теоретической проверкой;.

    4. методы исследования;

    5. организация и проведение преобразующего (формирующего) экс­перимента;

    6. анализ, интерпретация результатов;

    7. выработка практических результатов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconПеред вами второе издание книги «Корпоративная логистика в вопросах...
Ниу вшэ3 в составе авторов профессора и специалисты по экономике, логистике и транспорту из Санкт-Петербургского государственного...
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconЛунд Э. Э., Федотов П. А. Пожарная тактика. Правила тушения пожаров в вопросах и ответах
...
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconАис гз в вопросах и ответах

Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconГеополитика в вопросах и ответах составитель: Федеральный Патриотический Вестник 1-е издание
Вискулях под Брестом (Беларусь) президент рсфср борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель Верховного совета Республики...
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconВопросы к экзамену по дисциплине педагогика начального образования раздел
Педагогические взгляды древнегреческих философов (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель)
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconМосковская государственная юридическая академия право европейского союза в вопросах и ответах
Министерство образования и. Науки российской федерации московская государственная юридическая академия
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconУчебное пособие подготовлено в соответствии с государственным стандартом...
С 43 педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е....
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconОсновная образовательная программа начального
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах icon-
Славянство Родная Православная Вера в вопросах и ответах. Книга IІ раштивцы, Духовное издания Родового Огнища Родной Православной...
Учебное издание Педагогика начального образования в вопросах и ответах iconОб особенностях работы в 1-х классах оуз в связи с переходом на новый...
Новый Государственный стандарт начального общего образования утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 20. 04. 2011...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница