Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса


Скачать 115.13 Kb.
НазваниеЭкзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса
Дата публикации23.07.2013
Размер115.13 Kb.
ТипЭкзаменационные билеты
userdocs.ru > Право > Экзаменационные билеты
Экзаменационные билеты

для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса
Предмет: Обществознание.

Учебный год: ___________
Билет № 1

Вопрос 1. Религия, ее роль в жизни современного общества.

Вопрос 2. В России в процессе перехода к рыночной экономике разрыв между теми, кто разбогател, и теми, кто обеднел, резко увеличился. В результате 10% самых богатых в 1993 г. получили около 40% общего дохода населения страны. Каковы причины этого? Какие экономические меры социальной поддержки населения с низкими доходами использует государство?

Вопрос 3. Вам предложили организовать группу из учеников вашего класса для подготовки выступления перед пятиклассниками на тему «Как компьютер помогает в учебе». Кого бы из своих одноклассников вы попросили бы принять участие в этой работе? Какие качества личности вы учли бы, осуществляя свой выбор?
Билет № 2

Вопрос 1. Власть. Роль политики в жизни общества.

Вопрос 2. Люди, жившие в первой половине XX века, не знали ни телевизора, ни мобильного телефона, ни стиральных машин. А для их детей и внуков все это, как и сверхзвуковые самолеты, кондиционеры, персональные компьютеры, стало частью обычной жизни. Какие выводы о развитии науки и образования можно сделать из этих фактов?

Вопрос 3. Вы приобрели в магазине телевизор, гарантия которого три года. Какие действия вам необходимо осуществить, чтобы в случае поломки телевизора до истечения гарантийного срока воспользоваться правами, предусмотренными законом?
Билет № 3

Вопрос 1. Право, его роль в жизни государства и общества.

Вопрос 2. Испанский социолог М. Кастельс вывел следующую формулу постиндустриального общества: «Я думаю, следовательно, я произвожу». Какую черту этого общества постарался выразить ученый? Чем еще характеризу­ется данное общество?

Вопрос 3. На улице вы увидели группу людей, которые призывали взрослых вместе с детьми перекрыть пролегающую поблизости автомобильную магистраль, чтобы заставить власти прекратить начавшуюся вырубку находящегося рядом старинного парка. Как вы поведете себя? Объясните вашу позицию.
Билет 4

Вопрос 1. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов.

Вопрос 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?

Вопрос 3. На улице вы стали свидетелем ограбления пожилого человека и пришли в милицию, чтобы рассказать о происшедшем. Как вы должны вести себя при снятии с вас свидетельских показаний? Что при этом должны предпринять следственные органы? Почему?
Билет № 5

Вопрос 1. Политический режим. Демократия.

Вопрос 2. «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество» — так сформулировал основной принцип рыночной экономики ученый А. Смит. Раскройте смысл этого утверждения и аргументируйте его.

Вопрос 3. На территории, примыкающей к заповеднику, региональные власти решили строить нефтеперерабатывающий завод. Население региона разделилось на два лагеря: защитников природы, выступающих против этого строительства, и сторонников открытия нового предприятия, позволяющего решить серьезную для данной территории проблему безработицы. Вы оказались в группе местных жителей, в которой
спорили сторонники той и другой позиции. Какую из этих позиций вы готовы поддержать? Какие аргументы вы приведете?
Билет № 6

Вопрос 1. Наука в жизни современного общества.

Вопрос 2. Русский философ И. А. Ильин считал, что необходимо «научить народ самостоятельно думать о государственной жизни, понимать ее задачи и самостоятельно действовать во имя ее целей». Нужно ли это делать в наше время? Если такую задачу не решать, то каковы будут последствия этого? Объясните ваш ответ.

Вопрос 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
Билет № 7

Вопрос 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.

Вопрос 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.

Вопрос 3. Представьте, что в одной из поездок вы оказались в окружении людей, которые не понимают вашего языка. Что вы будете делать? Какими способами попробуете установить контакт при отсутствии сопровождающего лица?
Билет 8

Вопрос 1. Биологическое и социальное в человеке.

Вопрос 2. Ученые сделали попытку изучить воздействие различных факторов повышения производительности труда на рост объемов производства. Согласно их оценкам около 30% этого роста происходит за счет технического прогресса. Назовите другие факторы, которые обеспечивают повышение производительности труда.

Вопрос 3. В вашу квартиру, в которой в данный момент находитесь только вы, пришли с обыском сотрудники милиции. Они объяснили, что по их данным в вашем доме хранятся наркотики. Какие предусмотренные законом действия вы можете предпринять в данной ситуации? Куда следует обратиться в том случае, если ваши законные действия сотрудники милиции проигнорируют?
Билет № 9

Вопрос 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.

Вопрос 2. Прочитай отрывок из работы современного социолога.- «Родители и дети не могут и не должны быть равноправны в материальном плане. У родителей должна быть власть над детьми — это во всеобщих интересах. И все же их отношения должны в принципе носить характер равноправия. В демократической семье власть родителей основывается на неписаном соглашении». Как ты понимаешь слова автора о том, что власть родителей над детьми отвечает всеобщим интересам? Чьи интересы, кроме интересов детей и родителей, здесь подразумеваются? Каким, на твой взгляд, могло бы быть упоминаемое автором «неписаное соглашение» между родителями и детьми?

Вопрос 3. Вам исполняется 16 лет, и в летние каникулы вы решили устроиться на временную работу, чтобы заработать деньги для покупки подарка родителям. Какие документы вы должны предоставить работодателю? Какой документ вы должны подписать? На какие пункты подписываемого вами документа следует обратить особое внимание?
Билет № 10

Вопрос 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.

Вопрос 2. Шотландский ученый-экономист Адам Смит исследовал и описал механизм рыночного регулирования экономики без вмешательства государства, назвав его, «невидимой рукой» рынка. Объясните действие этого механизма,

Вопрос 3. У пятиклассника М. в связи с длительной болезнью появились проблемы с учебой. Возникшие пробелы затрудняют усвоение нового материала. Вас попросили пятикласснику помочь. Составьте план своих возможных действий.
Билет № 11

Вопрос 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.

Вопрос 2. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери однажды написал: «Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то». Установи связь между мнением писателя и тем, что ты изучил в курсе обществознания о развитии способностей человека. Что необходимо человеку, чтобы стать музыкантом, поэтом, художником, ученым?

Вопрос 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
Билет № 12

Вопрос 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».

Вопрос 2. Прочтите документ и ответьте на вопросы к нему. Австрийский экономист Ф. А. Хайек писал: «Поскольку никакой мыслимый центр не в состоянии всегда быть в курсе всех обстоятельств постоянно меняющихся спроса и предложения на различные товары и оперативно доводить эту информацию до сведения заинтересованных сторон, нужен какой-то механизм, автоматически регистрирующий все существенные последствия индивидуальных действий и выражающий их в универсальной форме, которая была бы и результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений. Именно таким механизмом является в условиях конкуренции система цен, и никакой другой механизм не может его заменить. Наблюдая движение сравнительно небольшого количества цен, как наблюдает инженер движение стрелок приборов, предприниматель получает возможность согласовывать свои действия с другими. Существенно, что эта функция системы цен реализуется только в случае конкуренции, то есть лишь при условии, что отдельный предприниматель должен учитывать движение цен, но не может его контролировать».

Объясните, почему ученый называет рыночную цену товара «результатом прошлых и ориентиром для будущих индивидуальных решений» производителей. Используя знания курса «Обшествознание» и авторский текст, объясните действие механизма рыночных цен как координатора поведения основных участников рынка (потребителя, производителя).

Вопрос 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.

Билет № 13

Вопрос 1. Семья как малая группа.

Вопрос 2. Гражданин иностранной державы, находясь за рулем автомобиля, совершил наезд на пешехода в одном из городов России. При составлении протокола на месте ДТП между его показаниями и показаниями пострадав­шего возникли разногласия: каждый из них доказывал свою невинность. Кто из них в данной ситуации имеет больше прав? Имеет ли право иностранный гражданин на получение квалифицированной юридической помощи и на судебную защиту его прав? Аргументируйте ваш ответ.

Вопрос 3. В одном из девятых классов шел диспут, посвященный выбору профессии. Один из выступающих утверждал, что в основе выбора профессии лежит стремление реализовать свои силы и возможности. Другой высказал соображение, что многими людьми движет желание получать большую зарплату. Третий отметил, что при выборе профессии люди ориентируются на потребности страны в тех или иных специалистах. И одна ученица сказала, что важно также видеть пользу, которую выбранная профессия принесет людям. Кого бы поддержали вы? Обоснуйте вашу собственную позицию по обсуждаемому вопросу.
Билет № 14

Вопрос 1. Органы государственной власти Российской Федерации.

Вопрос 2. Отечественный писатель и педагог А. С. Макаренко в своих воспоминаниях о работе с беспризорниками написал: «Мы натирали полы каждый день. Натерли пол, зал блестит, и кто-то прошел в грязных ботинках по полу. Пустяковый случай. Уверяю вас, никакое воровство, никакое хулиганство не доводило меня так до белого каления, как эти грязные следы. Почему нагрязнил? Потому что никто не видел. Ведь это, может быть, тот... который от других требует правильного поведения, идет впереди. И когда он остался один, наедине, когда его никто не видел, — он плюнул на работу своих товарищей, на свой собственный уют, на свою этику и красоту, потому что никто не видел». Выделите в прочитанном факты и личное авторское мнение.

Что, на ваш взгляд, возмутило А. С. Макаренко в описанной ситуации? Какие черты личности воспитанников и автора отражаются в тексте?

Вопрос 3. Ваши друзья решили заработать деньги на туристическую поездку в летние каникулы. Оценив свои возможности и интересы, они остановились на следующих вариантах заработка: открытие салона «Срочное фото», прокат видеофильмов, доставка пиццы на дом заказчику, кукольный театр (спектакли), изготовление рамок для картин. Для принятия рационального решения им нужен ваш компетентный совет. Какие факторы
необходимо учесть для обеспечения успешности начатого дела?
Билет № 15

Вопрос 1. Рынок и рыночный механизм.

Вопрос 2. Н. Г. Чернышевский, деятель российской культуры ХIX века, писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и, так же как наследник какого-нибудь материального имения, может но произволу умножить его или расточить».

О каком богатстве, собранном предыдущими поколениями, он говорит? Какова связь данного утверждения с изученным вами материалом о духовной культуре человека и общества? Как вы думаете, что могут означать слова «умножить» и «расточить» в отношении духовной культуры?

Вопрос 3. Дедушка и бабушка завещали вам квартиру. Каким образом должен быть оформлен документ, дающий вам право на наследство, чтобы он был признан правомочным? Какие документы вам необходимы • для подтверждения
вашего права на наследство? Какие действия в отношении полученной в
наследство квартиры вы можете совершать до достижения вами совершеннолетия и при каких условиях?
Билет № 16

Вопрос 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.

Вопрос 2. Слово «школа» по-гречески буквально «досуг», и у древних греков школой считались свободные от обязанностей занятия, развлечения, игры. Разнообразие таких занятий считалось основой развития личности. Как выдумаете, почему древние греки уделяли такое внимание игре? Как влияет игра на развитие человека? В чем ее особенности как формы деятельности?

Вопрос 3. Вам поручили подготовить реферат на тему «Современное информационное общество». Составьте план ваших действий для выполнения этого задания.
Билет № 17

Вопрос 1. Человек и его ближайшее окружение.

Вопрос 2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

Вопрос 3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», — утверждал папа. «Без дела жить — только небо коптить», — говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Билет №18

Вопрос 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Вопрос 2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары, снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы существуют в мире?

Вопрос 3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить желаемое место работы?
Билет № 19

Вопрос 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Вопрос 2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В. Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создается для граждан и для властей, но по-разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из властей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной стабильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями».

Сформулируйте главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабильности.

Вопрос 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

Билет № 20

Вопрос 1. Личность. Межличностные отношения.

Вопрос 2. Определите, о каком виде юридической ответственности идет речь в перечисленных случаях: а) ответственность наступает только за совершение преступления. Реализуется ответственность в наиболее жесткой форме государственного принуждения — лишения свободы; б) ответственность выражается в таких мерах, как выговор, строгий выговор, увольнение и др.; в) ответственность выражается в возложении на виновного обязанности возместить причиненный им имущественный вред. Приведите примеры правонарушений, за которые последует соответствующий вид юридической ответственности.

Вопрос 3. Вы решили укрепить свое здоровье и приобрести все необходимое для занятий лыжным спортом. Определившись с предметами покупки, вы оценили свои денежные ресурсы. Осталось выбрать место и условия покупки. Есть несколько вариантов выбора: объявления в газете, местный потребительский рынок, крупный универмаг, специализированный магазин. Как осуществить доступную и качественную покупку желаемого? Предложите ваши действия и обоснуйте ваш выбор.
Билет № 21

Вопрос 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.

Вопрос 2. Инженер, закончивший вуз в середине позапрошлого века, мог не заботиться о повышении квалификации до конца своей трудовой биографии— институтского багажа было вполне достаточно. Знания выпускников начала прошлого века устаревали через 30 лет; современные инженеры должны переучиваться каждое десятилетие. О какой черте (тенденции) общественного развития говорят приведенные факты? Почему современные специалисты должны так часто обновлять свои знания?

Вопрос 3. Вашему классу дали задание подготовить устный журнал «Экономические проблемы развития нашего региона». Предложите план подготовки журнала. Какие страницы можно включить в журнал? Где найти материал для их оформления?

Похожие:

Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена итоговой аттестации...
Положения об итоговой государственной аттестации выпускников Кузгпа (2004г.), приказа ректора Кузгпа «О форме проведения итогового...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПримерные экзаменационные билеты для проведения устной итоговой аттестации
Закону Российской Федерации «Об образовании» государственная (итоговая) аттестация учащихся по завершении основного общего образования...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вид итоговой аттестации в соответствии с учебным планом – итоговый междисциплинарный экзамен по специальности
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПрограмма комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по...
Пигулевский В. О., Сурин А. А., Петкова С. М. Программа комплексного экзамена итоговой аттестации выпускников по специальности 052400...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по направлению...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по направлению 260100 «Продукты питания из растительного сырья» обсуждена...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconОбществознание: экзаменационные билеты с ответами для 9 класса
Некоторые билеты содержат прямые ссылки на дополнительные оригинальные материалы, размещенные на сайте
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников Бюджетного...
Целью итоговой аттестации является установление соответствия уровня и подготовки выпускника Требованиям Государственного образовательного...
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconБилеты для итоговой аттестации в 7 классе б-1
Построить равнобедренный треугольник по боковой стороне и углу противолежащему основанию
Экзаменационные билеты для проведения итоговой аттестации выпускников 9 класса iconРасписание итоговой государственной аттестации выпускников 2012 года

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница