Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе


Скачать 409.26 Kb.
НазваниеСоциально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе
страница1/4
Дата публикации21.03.2013
Размер409.26 Kb.
ТипАвтореферат
userdocs.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи
ЛУТКИН Станислав Сергеевич

СОЦИАЛЬНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЩЕШКОЛЬНОГО КОЛЛЕКТИВА В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
13.00.01. общая педагогика, история педагогики и образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Екатеринбург - 2006

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»

Научный руководитель: Кандидат педагогических наук, доцент

^ Сутырина Татьяна Анатольевна
Официальные оппоненты: Кандидат педагогических наук, доцент

Соложнин Анатолий Валентинович

Доктор философских наук, профессор

^ Беляева Людмила Александровна


Ведущая организация: ГУО ВПО «Челябинский государственный педагогический университет»

Защита состоится « » июня 2006 года в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 212.283.03 при ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» по адресу:

620217 г. Екатеринбург, ГСП – 135, пр. Космонавтов, 26, ауд.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»


Автореферат разослан « » 2006 года



Ученый секретарь

диссертационного совета Днепров С.А.

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность проблемы и темы исследования на социально-педагогическом уровне обусловили обострившиеся несоответствия между задачами общественного, духовно-нравственного воспитания будущих жителей села, граждан, патриотов своей страны, общественно-активных, способных к самоопределению с одной стороны, и социокультурными условиями сельской местности, в которых происходит реализация данных задач, с другой стороны.

При рассмотрении просветительной деятельности школы – социокультурного центра села в педагогических исследованиях пока не уделяется внимания осмыслению понятия «социально-просветительная деятельность», научному анализу системообразующего влияния данного вида деятельности общешкольного коллектива на организацию воспитательного процесса в сельской школе. Социально-просветительную деятельность мы определяем как целенаправленный и планомерно организованный процесс актуализации и популяризации знаний о духовно-культурных ценностях и общественно-педагогических нормах, способствующий вовлечению широких слоев населения, различных коллективных объединений, групп и институтов в систему гражданско-общественного воспитания. Общешкольный коллектив - это сплоченное сообщество педагогов, учащихся и родителей, совместно определяющих цели воспитания, объединившихся для реализации этих целей посредством общественно-значимой деятельности. Данный коллективный субъект является ядром воспитательной системы школы. В системной организации воспитательного процесса сельской школы социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива может выступать как системообразующий компонент.

Необходимость разрешения противоречий в трактовке изучаемого феномена как отдельной социально-педагогической функции сельской школы, а не системообразующего компонента воспитательного процесса определила актуальность исследования на научно – теоретическом уровне.

Расхождения между широкой практикой использования просветительной деятельности в организации воспитательного процесса в сельских школах на современном этапе развития российского общества и недостаточной разработанностью педагогических технологий проектирования воспитательных систем сельских школ на базе социально-просветительной деятельности позволяют констатировать актуальность исследования на научно – методическом уровне. Воспитательный процесс - это динамическая система, сохраняющую свою целостность и специфику в рамках образовательного процесса, развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, способствующее достижению общей цели – формирования личности, социальных и духовных отношений человека с окружающим миром. Системная организация воспитательного процесса в школе представляется нам как интеграция преобразующих влияний на ребенка, упорядочение воспитательного взаимодействия сообразно цели воспитания, в рамках социально-значимой деятельности общешкольного коллектива. Перспектива системной организации и высокой эффективности воспитательного процесса в сельской школе в нашем исследовании связана с выявлением организационно-педагогических условий становления воспитательной системы школы – социально-просветительного центра села.

Актуальность исследования, выявленные несоответствия и противоречия обозначили проблему поиска и выбора организационно-педагогических условий, реализующих выявленные закономерности становления воспитательной системы средней школы - социально-просветительного центра села.

В соответствии с проблемой, тема диссертационной работы сформулирована следующим образом:^ Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе.

Цель исследования: выявить, определить и обосновать эффективность организационно-педагогических условий реализации социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива, отражающих закономерности и принципы системной организации воспитательного процесса в сельской школе.

^ Объект исследования: воспитательный процесс в сельской школе.

Предмет исследования: социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива, обеспечивающая системную организацию воспитательного процесса в сельской школе.

^ Гипотеза исследования:

1. Возможно, что социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива это целостное единство действий и процедур в рамках воспитательного процесса, которое определяет положительную динамику развития воспитательной системы сельской школы, ее эффективность. Можно предположить, что структура социально-просветительной деятельности интегрирует сущностные характеристики:

воспитывающей деятельности – общественно-ориентированной внутриличностной активности субъекта, обеспечивающей решение задач самовоспитания;

системообразующего компонента воспитательной системы – упорядоченных совместных действий членов общешкольного коллектива по укреплению статуса школы – социально-просветительного центра села;

способа социально-педагогического преобразования среды – скоординированных усилий общественности, учреждений образования и культуры, местных органов власти в развитии социокультурной сферы села.

2. Вероятно, что организационно-педагогическими условиями реализации социально-просветительной деятельности в системной организации воспитательного процесса будут являться действия общешкольного коллектива по выполнению проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, такие как:

- оформление концепции воспитательной системы школы как совокупности интегрированных представлений субъектов воспитательного процесса о его целях и результатах, характере жизнедеятельности школы и способах ее взаимодействия с внешней средой;

- осуществление комплексной программы деятельности общешкольного коллектива как последовательное прохождение стадий построения воспитательной системы школы (исходной, проектировочной, преобразующей, итогово-диагностической);

- проведение текущей и итоговой диагностики уровня воспитанности школьников и качества условий, создаваемых для развития личности в социуме.

3. В организации воспитательного процесса социально-просветительная деятельность, по всей видимости, выполняет ряд управленческих функций:

- информирующую – информационное обеспечение различных направлений воспитательной работы школы;

- интегрирующую - формирование интегративных качеств воспитанника;

- структурирующую – упорядочение деятельности воспитательных комплексов школы в совокупности образующих структурную целостность – систему воспитательной работы с учащимися;

- координирующую – согласование воспитательных воздействий государственных и общественных институтов, развитие межведомственных связей в работе по повышению уровня культуры сельского населения.

4. Реализация проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, надо полагать, окажет влияние на общественную активность субъектов воспитательного процесса, и на процессы структурного оформления сельских культурно-образовательных, социально-педагогических комплексов, обеспечивающих высокое качество условий развития личности.

5. Системная организация воспитательного процесса в сельской школе на базе социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива предполагает возможный переход от микроуровня педагогических явлений, «субъект-субъектных», персональных отношений педагога и воспитанника на макроуровень педагогических взаимодействий, когда помимо школьного коллектива субъектами воспитания являются представители общественности, социальные институты.

^ Задачи исследования:

1. Определить сущность понятия «социально-просветительная деятельность» через осмысление системообразующей роли данного феномена в организации воспитательного процесса сельской школы на основе анализа психолого-педагогических исследований.

2. Выявить теоретические и практические основания для разработки проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, и на этой основе раскрыть организационно-педагогические условия реализации социально-просветительной деятельности общешкольного коллектива, ее управленческие функции в системной организации воспитательного процесса в сельской школе.

3. Обосновать опытно-поисковым путем эффективность реализации проекта воспитательной системы школы - социально-просветительного центра села, взаимосвязь функционирования и развития данной воспитательной системы с повышением уровня общественной активности субъектов воспитательного процесса.

^ Теоретико-методологической основой нашего исследования является:

философское учение о целостности, всеобщей связи, взаимообусловленности и развитии социально-общественных явлений, о многофакторном социокультурно детерминированном характере развития образования и личности, учение о социальной природе качеств личности К. Маркса, И.С. Кона, философская идея Л.Н. Гумилева о пассионарной индукции, определяющей социальную активность личности и групп.

общенаучные идеи системного подхода А.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, М.С. Кагана, Э.Г. Юдина, общая теория педагогических систем в научных исследованиях А.Н. Аверьянова, В.П. Беспалько, Ю.А. Конаржевского; научные идеи Л.С. Выготского, касающиеся развития высших психических функций личности, теоретические положения деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, который определял деятельность как активную форму выражения отношения;

конкретно-научная методология: Психолого-педагогическая концепция феномена отношения, как сущностного признака личности и ключевого компонента воспитывающей деятельности, любой активности личности. (А.С. Макаренко, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн). Культурологическая концепция Н.Е. Щурковой, опирающаяся на положение о том, что фактором духовного обогащения личности является ценностное отношение, проживаемое ребенком в ходе воспитывающей деятельности. Теории управления развитием образовательного учреждения и методология организации опытно-поисковой работы педагогического коллектива школы В.И. Загвязинского, А. Новикова, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой. Теоретико-методические основы моделирования и проектирования в сфере образования (В.В. Краевский, С.Л. Паладьев, А.П. Тряпицина, И.С. Якиманская), а так же теория и практика моделирования и управления воспитательными системами В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.Н. Степанова. Идеи организации педагогического процесса в сельской школе С.И. Гессена, П.Ф. Каптерева, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского, и теоретико-методологические подходы к построению модели воспитательной системы сельской школы - духовно-культурного центра села, разработанные А.А. Захаренко, С.А. Рачинским, В.А. Сухомлинским, Л.Н.Толстым.

научно-педагогические исследования школы как социально-педагогической системы, организации воспитательно-образовательной деятельности в условиях микросоциума таких видных деятелей просвещения начала XX века как П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, В.Н. Шульгин. Исследования закономерностей культурно-исторического процесса организации и развития сельской школы в современных условиях А.З. Андрейко, М.П. Гурьяновой, Т.Г. Зеленовой, П.П. Пивненко, З.А. Халюты. Идеи соединения воспитания с жизнью, трудом, объединения всех воспитательных сил окружающей среды В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, В.Д. Семенова, М.И. Рожкова, а так же идеи воспитания учащихся во внеурочной деятельности общешкольного коллектива Л.В. Байбородовой, Б.З. Вульфова, С.А. Рогачева.

С целью разрешения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы разнообразные методы исследования. Среди них теоретические: анализ литературы, историко-логический анализ и синтез педагогического опыта, сравнение, классификации и моделирования, а так же системный подход к раскрытию сущности проблемы. Эмпирические методы: педагогическое проектирование, опытно-поисковая работа, интервью, анкетирование, социологическое тестирование, наблюдение, ранжирование, метод экспертных оценок социально-педагогической деятельности школ, продуктов детского творчества и нормативно-плановых документов, комплекс психолого-педагогических методик по изучению уровня воспитанности школьников.

^ Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1997 - 2000), организационно-подготовительном, диссертант в качестве зам. директора по воспитательной работе сельской школы, проводил целенаправленное изучение особенностей организации воспитательного процесса, знакомился с научно-педагогической литературой по исследуемой проблеме. На этом этапе была выдвинута гипотеза исследования, осмысливалась идея системной организации воспитательного процесса в сельской школе, с учетом ее просветительной функции и особой роли в социально-культурном развитии села. Осуществлялись накопление, систематизация и анализ педагогического опыта по организации социально-просветительной деятельности школы в сельской местности.

^ На втором этапе (2001 - 2004), опытно-поисковом, был завершен анализ научной литературы. С опорой на теоретико-методологические основания системного и деятельностного подходов разрабатывалась концептуальная модель воспитательной системы школы – социально-просветительного центра села. На данном этапе происходила разработка и апробирование технологии проектирования данной воспитательной системы. Опытно-поисковая работа осуществлялась в рамках программы развития воспитательных систем школ Пригородного района, которая предусматривала диагностику исходного состояния воспитательного процесса в сельских школах, разработку, реализацию и экспертную оценку эффективности проектов воспитательных систем школ – социально-просветительных центров села.

^ На третьем этапе (2005-2006), обобщающем, изучались, обрабатывались результаты проектировочной и социально-просветительной деятельности коллективов школ Пригородного района, формулировались выводы по итогам проведенного исследования, осуществлялось оформление текста диссертации.

^ Базой для проведения опытно-поисковой работы стали образовательные учреждения Пригородного района г. Нижнего Тагила. Работа в основном проводилась в общеобразовательных школах: №3 п. Черноисточинск, №8 п. Висимоуткинский, №10 с. Покровское, №19 с. Бродово, №24 п. Горноуральский, №14 с. Новопаньшино. В работе принимали участие 92 педагога, более 100 родителей, 750 учащихся, руководители школ и главы поселков.
  1   2   3   4

Похожие:

Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconМетодические рекомендации по организации работы педагогов-организаторов...
С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества их работы возникла потребность...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconРуководство в структуре
Управление социально-экономическими процессами в организации – это система организующих, регулирующих и координирующих действий,...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconОтветы к экзамену по дисциплине «Основы менеджмента»
Управление социально-экономическими процессами в организации – это система организующих, регулирующих и координирующих действий,...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconВоспитательная работа это часть учебно-воспитательного процесса,...
Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-воспитательный процесс, характеризующийся совместной...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconО проведении праздничных мероприятий по встрече Нового, 2013 года в старшей школе
Мероприятия, связанные со встречей Нового года, традиционно проводятся с использованием иностранного языка. Праздник в школе будет...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconБиография Учился в сельской начальной школе, в средней школе Лаудонвилла....
...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconСоциально-экономические группы и организации. Проблемные вопросы
Принципы деятельности трудового коллектива: солидарность, коллективизм, справедливость, сплоченность
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconПример описания теории Теория проектирования образовательного процесса в школе (Г. Е. Муравьева)
Результаты проведенного нами исследования позволяют построить основы целостной теории проектирования образовательного процесса в...
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconМурманский государственный гуманитарный университет проектная деятельность студентов
«Социально- культурная деятельность» (квалификация «Менеджер социально- культурной деятельности»)
Социально-просветительная деятельность общешкольного коллектива в организации воспитательного процесса в сельской школе iconЛаборатория системно-аналитической арт-терапии
Старовойтов А.: «Глубинно-психологические предпосылки педагогического и воспитательного процесса»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница