План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации


Скачать 170.45 Kb.
НазваниеПлан сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации
Дата публикации25.07.2013
Размер170.45 Kb.
ТипЛекция
userdocs.ru > Право > Лекция
Лекция 10


АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
ПЛАН
1.СУЩНОСТЬ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

2. МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

4. СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

5. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административное право является фундаментальной отраслью российского права и занимает, наряду с конституционным и гражданским правом, ведущее место в регулировании общественных отношений. Это отрасль публичного права, изучающая сферу государственного управления и олицетворяющая один из двух главных методов правового регулирования — императивный.

^ Предметом административного права в основном являются общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти. Ряд административно-правовых норм регулирует отношения управленческого характера, которые возникают при осуществлении законодательной и судебной деятельности. Эти положения относятся к функционированию аппаратов указанных ветвей власти. Таким образом, административно-правовые отношения — это отношения управления, управленческие отношения.

Однако, давая определение предмета административного права, следует иметь в виду несколько исключений:

^ 1) не все управленческие отношения включаются в предмет административного права (например, отношения, складывающиеся в связи с управлением в негосударственных формированиях — на частных предприятиях и т. д.). В то же время нормы административного права оказывают свое воздействие и на деятельность негосударственных формирований;

2) не все отношения с участием органов исполнительной власти включаются в предмет административного права. Например, приобретая имущество, тот или иной орган исполнительной власти фактически совершает имущественную сделку в соответствии с нормами гражданского права. Заключение подобных сделок не входит в содержание действий по реализации исполнительной власти.

Административное право — это отрасль публичного права, нормами которого опосредуется и защищается государственный интерес. Одним из участников административно-правовых отношений всегда выступает государственный орган (должностное лицо), наделенное государственно-властными полномочиями. Поэтому административно-правовые отношения — это, как правило, всегда отношения неравенства, субординации, в которых одна сторона — орган, наделенный государственно-властными полномочиями, выступаете качестве управляющего (субъект управления), а другая — в качестве управляемого (объект управления).

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ не входят в систему органов государственной власти, однако в случае наделения их государственно-властными полномочиями могут вступать в административно-правовые отношения. Аналогичные положения можно отнести и к общественным объединениям.

В целом же предмет административного права составляют управленческие отношения, возникающие, изменяющиеся или прекращающиеся в связи и по поводу реализации исполнительной власти.

Отношения без участия специального субъекта — исполнительных органов (их должностных лиц) — не могут относиться к предмету административного права.

Специфика общественных отношений, входящих в сферу регулирования административно-правовых норм, обусловливает особенности метода административного права.

Административное право как отрасль публичного права, регулирующая отношения, одним из участников которых всегда выступает орган (должностное лицо), наделенный юридически-властными полномочиями, использует метод централизованного, императивного регулирования (называемый еще административно-правовым методом).

Метод императивного регулирования рассчитан на отношения неравенства их участников и односторонность юридически-властных волеизъявлений одной из сторон. Между тем административно-правовые отношения — это не всегда отношения «власти — подчинения». Государственно-управленческая деятельность предполагает возможность возникновения отношений горизонтального типа, когда субъекты обладают равным объемом властных полномочий. Именно это обусловливает возможность использования в механизме административно-правового регулирования элементов диспозитивности. Как отмечает профессор Ю.М. Козлов1, метод административного права нередко используется на началах диспозитивности, т. е. предоставления управляющей либо управляемой стороне возможности выбора (без прямых предписаний и запретов) образа действий, но обязательно в рамках условий, предусмотренных административно-правовой нормой.

Характер требования, зафиксированного в правовой норме, позволяет выделить три основных способа (средства) правового регулирования: предписание (обязывание), запрет и дозволение.

Предписание состоит в возложении юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права.

Запрет — это, по сути, тоже предписание, но заключающееся в возложении обязанности воздерживаться от совершения определенных действий.

^ Дозволение (управомочивание) — это предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (на совершение определенных действий или на отказ от их совершения по своему усмотрению).

Степень использования отраслью права того или иного средства в общем объеме правового регулирования определена особенностями предмета данной отрасти. Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует предписания и запреты. В то же время административное право использует и дозволение, дающее субъекту либо возможность выбора действий, установленных административно-правовой нормой (жесткий вариант дозволения), либо возможность действовать по своему усмотрению (мягкое дозволение).

Таким образом, для регулирования отношений, входящих в предмет административного права, используется метод императивного регулирования, иногда дополняемый элементами диспозитивности. Основными способами административно-правового регулирования предстают предписания и запреты, в меньшей степени используются дозволения.
^ МЕСТО АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Специфика государственно-управленческой деятельности определяет важную особенность отрасли административного права. Регулируя широкий круг управленческих отношений, административно-правовые нормы зачастую проникают в сферы действия иных отраслей права. Административное право тесно взаимодействует с отраслями публичного права. Исторический анализ свидетельствует, что вначале административное право относили к системе государственного права, и лишь примерно к середине XIX в. оно выделилось как самостоятельная отрасль.

Наиболее тесные связи прослеживаются между административным и конституционным правом. Конституция РФ устанавливает основы административно-правового статуса граждан РФ, определяет правовой статус Правительства РФ, основы формирования и деятельности органов исполнительной власти, разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Согласно Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном, ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Нормы административного права, основываясь на конституционных положениях, расширяют и конкретизируют их, устанавливая административно-правовой статус субъектов административного права и т. п.

Тесная связь существует между административным и гражданским правом. Она строится, например, через отношения, связанные с правом собственности, через отношения государственной регистрации, лицензирования, сертификации деятельности субъектов предпринимательской деятельности. В случаях, предусмотренных Гражданским кодексом, органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права.

Нормы административного и трудового права взаимодействуют при правовом регулировании института государственной службы. На государственных служащих распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде с особенностями, предусмотренными Федеральным законом «Об основах государственной службы в РФ». Государственные служащие вправе издавать индивидуальные правовые акты, регулирующие административно-правовые отношения.

Административное право не только тесно взаимодействует с отраслями публичного и частного права, но также является «материнской отраслью» для ряда отраслей публичного права — финансового, экологического, таможенного. Исторически финансовое право развивалось то вместе, то в качестве института и подотрасли административного права, и даже сейчас, когда финансовое право сформировалось как самостоятельная отрасль, прослеживаются тесные связи этих отраслей через общие участки правового регулирования, через общие правовые институты. Финансовое право со своими подотраслями бюджетного и налогового права пропитано нормами административного права.

Выбор норм административного или уголовного права происходит при решении вопроса о квалификации деяния как административного правонарушения или уголовного преступления.

В основе взаимодействия административного права с иными отраслями российского права — наличие общественных отношений управленческого характера в сферах правового регулирования той или иной отрасли.

^ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Административные правонарушения — достаточно разнообразный и распространенный2 вид юридических проступков, общим объектом которых выступают отношения в сфере государственного управления.

Конкретнее, это правонарушения, посягающие на права граждан (избирательные трудовые и др.), на здоровье населения и общественную нравственность, собственность. Это нарушения правил, действующих в области дорожного движения, пожарной безопасности, в сфере охраны окружающей природной среды, санитарных норм. В самостоятельные группы выделены правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. Особые группы составляют правонарушения в области защиты Государственной границы РФ, против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности3 и другие.

В целом по Российской Федерации более 75% лиц, привлеченных ^административной ответственности, наказаны за нарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления / Рохлин В., Стуканов А. Указ. соч. С. 9.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ4 административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Анализ статей Кодекса РФ об административных правонарушениях позволяет выделить следующие признаки административного правонарушения.

противоправность. Она состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом;

виновность. Это означает, что правонарушение должно быть совершено виновно (умышленно или неосторожно). Деяние физического лица должно совершаться сознательно, с присутствием воли. Если лицо не отдает отчета в своих действиях или не руководит ими в момент совершения правонарушения, то оно

• не виновно, так как находится в состоянии невменяемости. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения признается, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

наказуемость. Только то деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность, может быть признано административным правонарушением. Ее реализация осуществляется через административные наказания. Санкция административно-правовой нормы предусматривает вид административного наказания, его размер или срок. Административные правонарушения наносят вред или создают опасность нанесения вреда охраняемым общественным отношениям, то есть являются антиобщественными.

Многие ученые называют указанный признак общественной опасностью. Так, по мнению профессора Л.Л. Попова, единственным критерием отграничения административного правонарушения от преступления может быть лишь степень общественной опасности, которая, конечно, различна у этих видов правонарушений5. Административное правонарушение характеризуется меньшей степенью общественной опасности.

Кроме того, различение сходных административных проступков и преступлений проводят по следующим критериям: наличие или отсутствие тяжких последствий; размер реально причиненного материального ущерба; способ и место совершения правонарушения; конкретные исторические и социально-экономические условия6.

В совокупности антиобщественность (общественная опасность), противоправность, виновность, наказуемость характеризуют совершенное деяние (действие либо бездействие) как административное правонарушение.

^ СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Для отграничения правонарушений друг от друга, правильной квалификации содеянного теорией права введено понятие «состав правонарушения».

^ Состав административного правонарушения — это совокупность юридических элементов, при наличии которых деяние квалифицируется как административное правонарушение и наступает административная ответственность.

Иными словами, только при наличии определенных юридических элементов в деянии нарушитель будет нести административную ' ответственность. Этими элементами выступают объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

^ Объект административного правонарушения — это совокупность общественных отношений, охраняемых административно-деликтным правом.

Общим объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в области государственного управления.

Родовой объект — группа однородных общественных отношений, на которые посягает правонарушитель. Особенная часть КоАП РФ построена следующим образом: конкретные правонарушения входят в одну из глав данной части, поскольку они собраны по родовому признаку. В качестве родового объекта выступают права граждан; общественная безопасность и общественный порядок; общественные отношения в области государственного управления, в области предпринимательской деятельности, в области охраны окружающей природной среды, в области финансов, таможенного дела и другие.

^ Видовой, или непосредственный, объект — конкретное общественное отношение, которому причиняется или может быть причинен вред. Например, ст. 20.1 КоАП РФ устанавливает наказание за мелкое хулиганство, которое может проявляться в выражении нецензурной бранью в общественных местах. В данном случае причиняется вред общественному порядку, чести, достоинству и спокойствию граждан. Каждый из перечисленных объектов является непосредственным объектом.

Необходимо подчеркнуть, что объектом посягательства административных правонарушений всегда являются общественные отношения, а не вещи материального мира (предметы, деньги, ценности, товары и т.д.)

Вещи материального мира выступают предметами или орудиями административного правонарушения.

'Объективная сторона административного правонарушения — это видимая сторона административного правонарушения (его внешнее проявление), отвечающая на вопросы: как ? каким способом? когда? где? с помощью каких средств совершено правонарушение?

^ Объективная сторона характеризуется противоправным действием (активным волевым поведением) или бездействием (волевым пассивным поведением).

Кроме этих элементов, при квалификации могут играть роль место, время, способ и другие обстоятельства.

В зависимости от оконченности правонарушения различают формальный состав, который сконструирован так, что для квалификации деяния достаточно установить факт противоправного деяния (при этом обязательность наступления вреда (ущерба) не требуется) и материальный состав.

Для квалификации деяния, имеющего материальный состав, необходимо установить, помимо действия или бездействия, наступление вредных последствий и причинную связь между ними.

Указание на последствия в некоторых случаях может быть основанием, усиливающим административную ответственность, или основанием для привлечения к уголовной ответственности.

Большинство административных правонарушений имеют формальный состав.

Субъект административного правонарушения это индивид или организация (коллектив людей), совершившие административное пра-.вонарушение.

Индивид — это физическое лицо, вменяемое, достигшее возраста наступления административной ответственности и совершившее административное правонарушение. При этом под вменяемостью понимается психическое состояние физического лица, в котором он способен отдавать отчет в своих действиях и руководить ими в момент совершения административного правонарушения.

Административную ответственность несет нарушитель, который к моменту совершения административного правонарушения достиг 16-летнего возраста (общее правило). Время, с которого считается, что нарушитель достиг возраста ответственности, исчисляется с 0 часов, следующих за днем рождения суток.

Организация приобретает административную деликтоспособнбсть с момента государственной регистрации в качестве юридического лица.

Так раскрывается понятие «общий субъект административного правонарушения».

Помимо общего субъекта определяются:

специальный субъект — правонарушитель, обладающий специальными признаками (должностное лицо, родители несовершеннолетних детей, иностранный гражданин т. д.);

особый субъект — лицо, совершившее административный проступок, но который, как правило, несет не административную, а дисциплинарную ответственность, устанавливаемую дисциплинарными уставами.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ к такому роду субъектов можно отнести военнослужащих и призванных на военные сборы граждан, которые несут ответственность в соответствии с дисциплинарными уставами. Сотрудники ОВД, органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов на общих основаниях несут административную ответственность лишь за некоторые административные правонарушения, установленные КоАП. В остальных случаях их ответственность регламентирована нормативными актами, устанавливающими порядок прохождения службы в указанных органах. В то же время к указанным лицам, согласно КоАП, не может быть применен такой вид административного наказания, как административный арест, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, кроме того, административный штраф.

Субъективная сторона административного правонарушения внутренняя сторона противоправного посягательства, основными характеристиками которой выступают вина, мотив и цель.

^ Вина — психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствиям. Формы вины — умысел и неосторожность.

Умысел — заранее обдуманное намерение, когда лицо осознает противоправный характер деяния, предвидит наступление его вредных последствий, желает их наступления (прямой умысел) либо не желает, но сознательно допускает их наступление (косвенный умысел).

Неосторожность в свою очередь может проявляться как:

небрежность. Правонарушитель не осознавал, не предвидел возможности наступления вредных последствий, хотя должен был и мог их предвидеть и осознавать по обстоятельствам дела;

самонадеянность. Правонарушитель осознавал, предвидел, но легкомысленно рассчитывал на предотвращение вредных последствий.

Кроме вины как основного признака в субъективную сторону правонарушения включаются также:

мотив — внутреннее побуждение к совершению правонарушения (то, что «толкает» совершить правонарушение);

цель — конечный результат, которого хочет достичь правонарушитель (то, к чему он стремится, совершая правонарушение). 'Таким образом, если в деянии лица усматривается совокупность четырех юридических элементов, то оно подвергается административному наказанию. Отсутствие хотя бы одного из указанных элементов не дает основания для привлечения нарушителя к административной ответственности.

^ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административная ответственность выступает как разновидность юридической ответственности и административного принуждения.

^ Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который определяет обязанности лица претерпевать определенные лишения государственно-властного характера за совершенное административное правонарушение.

Законодательство Российской Федерации об административной ответственности состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях7 и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

В Общей части Кодекса определены субъекты административной ответственности (физические и юридические лица), предусмотрены условия привлечения к административной ответственности, виды административных наказаний и правила их назначения и т. д. Особенная часть Кодекса содержит конкретные составы административных правонарушений — применительно к объектам посягательства и к сферам деятельности государства. Статьями Особенной части определены санкции за каждый из составов правонарушений, урегулировано производство по делам об административных правонарушениях.

Наряду с общими признаками юридической ответственности административная ответственность характеризуется следующими особенностями:

основанием административной ответственности является административное правонарушение;

субъектами административной ответственности могут быть физические и юридические лица;

административное наказание являются мерой административной ответственности и применяется за совершение административных правонарушений.

Согласно ст. 3.2 КоАП РФ за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

административные наказания применяются широким кругом полномочных органов и должностных лиц: судьями (мировыми судьями); комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав; органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органа-

. ми; административными комиссиями; иными государственными органами.

Привлечение к административной ответственности, применение некоторых видов административных наказаний может происходить

во внесудебном порядке, что отличает этот вид ответственности от гражданской и уголовной;

• административные взыскания налагаются полномочными субъектами на не подчиненных им правонарушителей;

• применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы;

• меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях. Таким образом, юридическая ответственность предполагает, что нарушитель претерпевает неблагоприятные для себя последствия, т. е. происходит осуждение его поведения со стороны государства. Это относится и к административной ответственности, наиболее характерными особенностями которой являются: основание — административное правонарушение и мера — административное наказание.


1 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. —М., 1999.


2 Масштабы роста регистрируемых в стране административных правонарушений таковы, что в 1996 г. только по инициативе милицейских служб привлечен к ответственности каждый третий гражданин России / Рохлин В., Стуканов А. Борьба с административными правонарушениями — предупреждение преступлений // Законность. 1998. №7. С. 9.


3 В целом по Российской Федерации более 75% лиц, привлеченных ^административной ответственности, наказаны за нарушения, посягающие на общественный порядок и порядок управления / Рохлин В., Стуканов А. Указ. соч. С. 9.


4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. Дата вступления в силу — 1 июля 2002 г.


5 Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. —М., 1999. С. 316.


6 Ломакина В. Ф. Разграничение преступлений и сходных с ними административных правонарушений / Институты административного права России. Отв. ред. М.И. Славин. -М., 1999. С. 245-249.


7 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря. Дата вступления в силу — 1 июля 2002 г.




Похожие:

План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconПримерный перечень вопросов для зачета
Понятие и сущность банковского права. Место банковского права в правовой системе Российской Федерации
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconКоллектив авторов  Конституционное право Российской Федерации: Шпаргалка Оглавление
Понятие, предмет и метод конституционного права РФ. Его место в системе российского права
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconТематика контрольных работ
Конституционное право Российской Федерации как отрасль права: понятие, предмет и метод регулирования, место в системе российского...
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconПрограмма курса раздел I. Конституционное право российской федерации...
Понятие, предмет и метод конституционного права как отрасли. Дискуссия о наименовании отрасли: конституционное или государственное...
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconУчебному курсу «Земельное право Российской Федерации» для студентов...
Место земельного права в правовой системе российского права. Его соотношение с экологическим, гражданским, административным и другими...
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации icon1. Предмет и место курса в системе юридического образования
Предмет и метод правового регулирования института права человека в системе права РФ
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconКонтрольные вопросы по теме: Индивидуальные субъекты адм права
Понятие субъектов административного права. Основания (критерии) классификации субъектов административного права
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconВопросы к государственному экзамену по административному процессу (2011-2012 уч г.)
...
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации icon23. Понятие административного права рк
Методы административного права выражают императивную волю органов исполнительной власти и некоторых иных органов государства, с помощью...
План сущность, предмет и метод административного права место административного права в правовой системе российской федерации iconПредмет и метод конституционного права как отрасли права
Конституционное право как наука и учебная дисциплина. Место науки конституционного права в системе юридических наук
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница