«Христианская антропология»


Название«Христианская антропология»
страница1/19
Дата публикации21.03.2013
Размер2.81 Mb.
ТипКонспект
userdocs.ru > Право > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Министерство транспорта Российской Федерации

САМАРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Кафедра теологии

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине

«Христианская антропология»
для студентов всех специальностей

дневного обучения


д.п.н. Шестун Е.В.

к.пс.н. Подоровская И.А.

к.пс.н. Морозова Е.А.

Самара 2010
УДК 261

ББК 63.3
Конспект лекций по дисциплине «Христианская антропология» для студентов всех специальностей дневной формы обучения / Е.В. Шестун, И.А. Подоровская, Е.А. Морозова. – Самара: СамГУПС, 2010. – 170 с.


Утвержден на заседании кафедры теологии 15.10.2010 г., протокол № 2.

Печатается по решению редакционно-издательского совета университета.

Конспект лекций составлен для подготовки к зачету и семинарским занятиям для студентов по рассматриваемой дисциплине.

В конспекте лекций содержатся основные сведения по дисциплине «Христианская антропология»: изучение природы человека, его происхождение, метафизическое назначение, строение, его свободу и бессмертие, типологию и призвание к творчеству и самотворчеству, а также основные вопросы христианской нравственности и духовного становления личности.

Авторы: д.п.н., профессор Шестун Евгений Владимирович,

к.пс.н., доцент Подоровская Ирина Анатольевна,

к.пс.н., доцент Морозова Елена Анатольевна.

Рецензенты: д.ф.н. Д.Ю. Лескин, СамГУПС;

к.пс.н. И.Н. Шапкина, СамПДС.

Редактор:…

Компьютерная верстка:…
Подписано в печать………. Формат 60х90 1/16
Бумага писчая. Печать оперативная. Усл. п.л.

Тираж…….экз. Заказ №……

 Самарская государственная академия путей сообщения, 2010

Предисловие

Данный конспект лекций составлен в помощь студентам, избравшим для изучения спецкурс «Христианская антропология». Работ по христианской антропологии не очень много, и написаны они преимущественно для студентов теологических отделений светских вузов или для студентов православных духовных учебных заведений. К этим работам можно отнести фундаментальный труд профессора архимандрита Киприана (Керна) «Антропология святителя Григория Паламы» написанная им в эмиграции, книгу известнейшего современного греческого богослова Христоса Яннараса «Вера Церкви. Введение в православное богословие», труды иерея Олега Давыденкова, недавно вышедшую книгу иерея Вадима Коржевского «Пропедевтика аскетики», «Православную антропологию» иерея Андрея Лоргуса, «Основы христианской антропологии и психологии» Ю.М. Зенько, труды д.пс.н. М.Я. Дворецкой, пожалуй, и все.

Перед нами, преподавателями дисциплины «Христианская антропология» в светском, да еще и техническом вузе, с самого начала стояла задача разработать небольшой по объему, адаптированный к задачам данного учебного заведения курс лекций, который поможет студентам вуза, избравшим данный спецкурс в самостоятельной работе над темами курса, а также при подготовке к семинарским занятиям и итоговой аттестации. Надеемся, что данная работа послужит повышению эффективности учебного процесса при изучении дисциплин по выбору студентов.

Первый раздел составлен кандидатом психологических наук, доцентом кафедры «Теология» СамГУПС Подоровской И.А.. Второй раздел «Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии» и тема «Семья» написаны доктором педагогических наук, профессором игуменом Георгием (Шестуном Евгением Владимировичем). Тема «Семейная иерархия» раскрыта кандидатом психологических наук доцентом кафедры «Теология» СамГУПС Е.А. Морозовой.

Оглавление

Часть I. Лекции по христианской антропологии

Введение...................................................................................................................5

1. Гносеологические основы христианской антропологии.................................7

2. Понятие об аскетике. Исихазм...........................................................................9

3. Христианская антропология и ее основные положения...............................11

3.1. Человек и духовный мир.................................................................................11

3.2. Понятие об ангельском мире........................................................................16

3.3. Падение ангелов. Демонический мир............................................................20

3.4. Христианское представление об освобождении человечества от рабства демоническому миру.........................................................................................25

4. Происхождение человека..................................................................................29

5. Двуединство человеческой природы...............................................................32

5.1. Христианский взгляд на брак.......................................................................35

5.2. Понятие о семейной иерархии.....................................................................38

5.3. Семья – малая Церковь.................................................................................41

6. Строение человека в свете христианской антропологии..............................43

6.1. Значение тела в составе человеческой природы........................................44

6.1.1. Понятие о страсти....................................................................................46

6.1.2. Понятие о грехе...........................................................................................50

6.2. Душа.................................................................................................................54

6.3. Дух. Святоотеческое понимание духовности.............................................56

6.4. Иерархичность человека...............................................................................59

7. Назначение человека.........................................................................................63

8. Понятие о грехопадении...................................................................................66

9. Телесная смерть и бессмертие души...............................................................71

10. Соотношение светской и святоотеческой антропологической модели.....80

Часть II. Лекции по духовно-нравственному воспитанию личности в свете христианской антропологии.................................................................................82

Часть III. Методические материалы..................................................................121

Вопросы к зачету по курсу христианской антропологии................................121

Темы семинарских занятий................................................................................123

Темы рефератов...................................................................................................123

Основная и дополнительная литература...........................................................124

Приложения ............................................................................................

Текст 1...........................................................................................

Текст 2............................................................................................

Текст 3............................................................................................

Текст 4............................................................................................

Текст 5............................................................................................

Текст 6............................................................................................

Текст 7............................................................................................

Текст 8.....................................................................................

Текст 9.................................................................................

Текст 10...................................................................................

Часть I. Лекции по христианской антропологии

Введение

Что изучает курс христианской антропологии?

Антропология (греч. "антропос"  человек, "логос"  слово, учение)  учение о человеке, "человековедение".

Слово антропология имеет античное происхождение. Аристотель и его последователи относили это название к сумме опытных знаний и умозрений, относящихся по преимуществу к духовной сфере человеческого бытия. Аристотелю приписывают и самое название данной науки. В ходе своего развития антропология постепенно выходила за рамки философско-умозрительного ведения и, в конце концов, выросла в необъятную область доступных человеку знаний о самом себе и своем месте во Вселенной. Так как человеческая природа всегда представлялась познающему разуму состоящей из двух взаимовлияющих сфер: духовной и телесной, – то и труды антропологов относились или к гуманитарной сфере (богословие, философия, психология), или к естественнонаучной (например, к физиологии).

Христианская антропология – это раздел богословия, который раскрывает нам учение Православной Церкви о человеке: о его происхождении, природе, назначении (для чего человек живет на земле), строении, о свободе человека, о телесной смерти и бессмертии души.

Зачем мы изучаем этот курс?

Знаменитый австрийский психолог ХХ века В. Франкл, описывая состояние современного западноевропейского и американского общества, сделал интересный вывод. До середины ХХ века, до послевоенного времени, эти сообщества были христианскими, в основном неправославными (католическими, протестантскими), но, все-таки, христианскими. Что это означало? А вот что: ребенок рождался, рос, воспитывался в христианской среде. В этой среде были заложены христианские смыслы существования, они пронизывали все бытие ребенка, да и взрослого человека тоже. Для чего живет человек в христианском понимании? Для того чтобы любить Бога и ближнего своего, для того, чтобы угождать Богу, для того, чтобы жить по Божьим законам на Земле, чтобы спасти свою бессмертную душу и т.д.

И вот, в западноевропейском обществе и в американском тоже с начала ХХ века начинаются апостасийные процессы (отход от христианства). Апостасия (греч.) - отступление. Под апостасией, как правило, понимается отступление людей от Бога, обмирщение, секуляризация церковного сознания. Христианские ценности и смыслы жизни стали уходить, вернее, от них стали уходить, а что стало на их месте? Пустота, смысловая пустота, В. Франкл назвал ее экзистенциальным вакуумом, бессмысленностью существования. Последствия утраты смысла жизни по Франклу1 таковы: алкоголизм, наркомания, агрессивность, самоубийства, сексуальная распущенность. Франкл бил тревогу: Европе и Америке угрожает опасность, среднестатистический европеец и американец перестали понимать, для чего они живут, утратили смысл бытия. Потеря смысла жизни ведет угасанию воли к жизни, при этом распадается личность, семья, государство. Западноевропейские страны стали вымирающими, рождаемость падает, их территории все больше и больше заселяется другими народами. Арабы, турки, китайцы все больше и больше вытесняют коренное население Европы. Самым популярным именем, которым называют родившихся малышей мужского пола в Лондоне в 2009 г., является имя Мухаммед. Как говорится, без комментариев.

Россия до 1917 г. была страной православной. Население ее росло быстрыми темпами. Если в 1648 г. в нашей стране проживало около 7 млн. человек, то по переписи 1913 г. в Российской Империи население составляло 171 млн. человек. Семьи были большие, многодетные, крепкие. За годы правление последнего русского царя – Николая II, канонизированного Русской Православной Церковью, население России увеличилось на 20 млн. человек. Экономика развивалась невиданными темпами. Россия занимала 5 место в мире по экономическим показателям. Страна обладала огромной территорией. В состав Российской империи входили Польша, Финляндия, Средняя Азия, Кавказ и т.д. Преступность в православной Российской Империи была значительно меньше из-за высокой нравственности населения. По данным ГУФСИН России по Самарской области в нашей губернии до революции она была меньше в 100 раз.

После 1917 года Россия еще долго жила по инерции христианской моралью и нравственностью. Лозунги того времени «Сам погибай, а товарища выручай», «Раньше думай о Родине, а потом о себе» напоминают нам христианскую мораль «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). «Кто не любит свое Отечество земное, не достоин и Отечества Небесного». Новые лозунги: «Земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным» кажущейся справедливостью вдохновляли людей на трудовые и боевые подвиги. Только закончилось это печально. Рай на земле не построишь. А тот запас прочности нашего народа, то духовное и нравственное наследие, которое получили мы от наших предков, кончились. После перестройки идеалов и смысла жизни и у нашего народа не стало. Для чего живет каждый конкретный человек, для чего живет наша страна? Россию накрыл экзистенциальный вакуум со всеми последствиями, описанными В. Франклом.

Смысл жизни каждый человек ищет сам. Задача курса показать, чем жила Россия традиционно в течение тысячи лет, что давало ей запас прочности, что ее питало и делало великой державой с великой культурой, чем руководствовались русские князья и цари, военноначальники и простые люди в своей жизни, каково было их мировоззрение.

1. Гносеологические основы христианской антропологии.

Что такое гносеология? Гносеоло́гия (от др.-греч. «госис» — «знание» и «логос» — «учение, наука») или теория познания, раздел философии, в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя.

В данном параграфе мы рассмотрим источники и способы получения знаний о человеке в христианской антропологии.

Во-первых, христианская антропология, как и все православное богословие, обращает внимание на самого человека, получающего знания. Знаменитая цитата из Священного Писания «Только чистые сердцем Бога узрят» отчасти перекликается с афоризмом А.С. Пушкина из «Моцарта и Сольери» «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

Православная мысль так описывает это гносеологическое положение. Опираясь на святоотеческую традицию, академик А.А. Ухтомский писал в ХХ веке: "Наука не может пойти плодотворно (у ученого П.И.), пока внутренняя горница человека не вычищена"2. На это же обращал внимание профессор В.В. Медушевский: "Истина не откроется душе грязно живущей3". Современный греческий старец Паисий Святогорец объяснял этот феномен с духовной точки зрения: "если кто-то начинает уступать греху, то он чернеет изнутри, мутнеют очи его души, и видит он мутно"4. То есть, православное богословие говорит нам о том, что только человек, живущий чисто, может заниматься наукой и делать верные наблюдения чистым умом. Если человек живет безнравственно, то в науке он ничего истинного открыть не может.

Во-вторых, святоотеческая литература, отвечая на вопрос об источнике знаний, говорит следующее. "Православное учение о человеке, как все вообще святоотеческое богословие, исходит в главном из трех источников ведения (т.е. знания): Священного Писания, Священного Предания и, наконец, самостоятельных выводов богословствующего разума, куда входят, разумеется, непосредственные мистические прозрения"5. Таким образом, получение истинного знания идет двумя путями: истина открывается Богом через Священное Писание (Библия) и Священное Предание, это то, что уже открыто Богом людям и человек может воспользоваться этими знаниями, или в непосредственном живом Богообщении. Например, преподобный Серафим Саровский и многие другие аскеты-подвижники, молитвенно вопрошали Бога и получали ответы на свои вопросы. Те святые, которые, по мнению Православной Церкви, удостоились Богообщения и стяжали благодать Святого Духа, вместе с Апостолами являются составителями Священного Предания и их называют Святыми Отцами или Отцами Церкви. Их письменные труды – т.н. святоотеческая литература – являются наиболее достоверным источником информации о духовном мире для Церкви, т.к. эти люди жили свято, чисто. Таким образом, христианская антропология опирается на знания, открытые нам Богом через Священное Писание, Священное Предание, современных подвижников веры.

В-третьих, христианская гносеология рассматривает вопрос о том, как святые отцы получали знание, каким способом. Очень точно об этом пишет святитель Василий, епископ Кинешемский:

"Имея определенный идеал святости, данный жизнью и учением Господа, Церковь Христова уже с первых веков своего существования стала вырабатывать особую систему воспитания, которая вела бы человека к этому идеалу, облегчала бы его путь и предохраняла от неизбежных ошибок и падений. Особенно много было сделано для этого с начала IVV веков, когда Церковь стала пользоваться свободой и могла выделить лучшие свои силы не для борьбы с внешними препятствиями и стеснениями, а для развития и устройства своей внутренней жизни. Сотни великих подвижников, удалившись в пустыню, не развлекаемые ничем в ее величавом безмолвии, сосредоточив все свое внимание на внутренней духовной жизни, проверяли личным опытом с необычайной добросовестностью средства и методы духовного совершенствования. Мы знаем, что многие из них достигли поразительных успехов и такой высоты святости, что приобрели даже силу подчинять себе природу.6

В течение веков накопился громадный, тщательно проверенный опыт, определивший с возможной точностью так называемый аскетизм, то есть духовные упражнения, которые помогают человеку в борьбе с грехом и страстями. Этот опыт и лег в основу аскетической дисциплины Церкви". Эти знания о глубинах человеческой души, о природе человека использует христианская антропология.

Сербский святой – преподобный Иустин (Попович) рассмотрел еще один очень важный аспект проблемы познания – роль веры в нем. Так, преподобный Иустин пишет, что вера означает принять мир прежде всякой логики, прежде миропознания – смирить себя крайним умосмирением – признать, что своей глубиной и огромными размерами мир превосходит все наши устройства познания и возвышается над ними7. Что это значит? Православное богословие, говорит нам о том, что познать до конца Божий мир, как он был сотворен, как и зачем сотворен человек, мы сами не сможем. Никто из нас не присутствовал при возникновении мира, человека, и как это было – научным путем установить невозможно. Мы можем размышлять об этом, строить гипотезы и верить в то, что это было так, или иначе.

Можно добавить к сказанному, что объект сам не может познать причины своего бытия и его законы. Для этого нужен взгляд со стороны. Для человека это может быть только откровение о себе, полученное от его Творца  Бога. Поэтому познания о происхождении человека богооткровенны.

С другой стороны зададим вопрос, а что же движет подвижниками, когда они раскрывают нам глубины своего опыта. Движет ими любовь. "Можно с уверенностью сказать, что никто из Святых не стал бы искать словесного выражения своего духовного опыта, и навсегда пребывал бы в молчании (в этом "таинство будущего века"), если бы не стояла перед ним задача – научить ближнего; если бы любовь не порождала надежды, что хоть кто-нибудь, "хотя бы одна душа" (как говорит Старец Силуан Афонский), услышит слово и, восприняв покаяние, спасется".8

Итак, как мы увидели выше, христианская антропология неразрывно связана с православной аскетикой. И знания, которыми оперирует христианская антропология, были получены великими подвижниками благочестия в результате духовной борьбы, трудов по очищению себя от страстей опытным путем.
Вопросы по теме:

  1. Как связана нравственность с проблемой познания в христианской антропологии?

  2. Из каких источников черпает знания христианская антропология?

  3. Как Вы считаете, можно ли назвать выводы святых отцов умозрительными знаниями или это опытный, экспериментальный путь получения знаний? Обоснуйте свой ответ.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

Похожие:

«Христианская антропология» iconДуховная антропология содержание духовная антропология духовная антропология...
Древнегреческая и восточная натуралистическая антропология: от философских идей к медицине
«Христианская антропология» iconПолитическая антропология
Физическая антропология. Сферы приложения физической антропологии. Культурная антропология (этнолингвистика, доисторическая археология,...
«Христианская антропология» iconСтруктурная антропология ббк87 л 36
...
«Христианская антропология» iconПрограмма по дисциплине опд. Ф. 05 Психолого-педагогическая антропология
Курс «Психолого-педагогическая антропология» разработан для студентов очного отделения Куйбышевского филиала нгпу, обучающихся по...
«Христианская антропология» iconУильям Бренхем: "Человек исключительных знамений и чудес" 11. Джек...
Углев, перевод на русский язык, 1998 Христианская миссия "Прорыв", издание на русском языке, 1998
«Христианская антропология» iconУильям Бренхем: "Человек исключительных знамений и чудес" 11. Джек...
Углев, перевод на русский язык, 1998 Христианская миссия "Прорыв", издание на русском языке, 1998
«Христианская антропология» iconЯрослав Пеликан Христианская традиция: История развития вероучения....
Ярослава Пеликана «Христианская традиция: История развития вероучения» (1971-1989) осуществлено в рамках совместного научно-издательского...
«Христианская антропология» iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине «Философская антропология»
Экзаменационные вопросы по дисциплине «Философская антропология» для студентов 5 курса факультета философии и психологии
«Христианская антропология» iconИзвещение Кассир Форма № пд-4 Фонд поддержки христианских церквей...
Фонд поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность»
«Христианская антропология» icon         Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта....
Кандомбле бразильская афро-христианская синкретическая секта. Входит в состав религиозного течения макумба. Основана в 1830 г в Сальвадоре...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница