1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого


Название1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого
страница1/24
Дата публикации26.07.2013
Размер3.55 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24
БИЛЕТ 1

1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления

Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого явления, которое очень трудно на современном этапе развития науки управления выразить единичным определением.

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Основными носителями социально-управленческих явлений выступают люди – субъект и объект управления, взаимодействующие в конкретных общностях различной масштабности.

^ Субъект управления - это индивид или группа людей, наделенный властными полномочиями принимать управленческие решения, оказывать волевое, интеллектуальное и нравственное влияние на других.

^ Объект управления – эта та часть системы, которая материализует цели управления, исполняет управленческие решения, обеспечивает в итоге реализацию социальной миссии конкретной системы управления.

Управление существует и проявляется во взаимодействии субъекта и объекта управления.

^ Государственное управление - научная дисциплина и область практической деятельности, связанные с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни.

Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка.

^ Общественная обусловленность гос. управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на гос. управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым гос. управление - акт гос. вмешательства. Это предполагает, что его цели и содержание зависят, с одной стороны, от состояния и структуры управляемых государством общественных процессов, с другой - от места и роли государства в обществе, а также от взаимоотношений и характера деятельности отдельных государственных органов.

Таким образом, особенность гос. управления вытекает из его особой социальной функции, направленной на упорядочение процессов развития в интересах всего общества путем согласовывания разнообразных требований, нужд и форм деятельности, где государственный аппарат выступает действенным механизмом воплощения публичной власти и обеспечивает осуществление государственной политики через систему административных учреждений.

Сущность государственного управления раскрывается через его окружающую среду, ресурсы, выполнение решений и контроль.

Окружающая социальная среда состоит из экономических, политических, правовых и культурных условий деятельности субъектов государственного управления и должна обеспечить политико-правовые рамки самой возможности, а также допустимых форм и методов, направлений и

объектов государственного управления. Эти элементы включают конституцию и законы, определяющие государственное устройство, распределение полномочий между уровнями и ветвями власти, социальные права граждан и социальные обязательства государства, бюджетный процесс и налоговую систему, отношения собственности и т.п.

Ресурсы государственного управления включают финансовые, имущественные, природные и иные ресурсы государства, которые можно выделить на целевое решение соответствующих задач, а также средства частных лиц, внешние и внутренние займы, другие негосударственные ресурсы, которые на законном основании могут быть направлены на эти цели. Определенная часть государственных финансовых ресурсов обособляется в виде различных фондов, программ. Качество распоряжения ресурсами предстает наиболее надежным показателем учета общенациональных интересов в процессе государственного управления.

^ 2. Государственная служба РФ: понятие, виды, правовое регулирование. Реестры государственных должностей в РФ.

Государственная служба РФ – проф. служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий:

  • Российской Федерации;

  1. Федеральных органов гос. власти, иных федеральных государственных органов

  1. субъектов Российской Федерации;

  • органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов РФ

  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые К РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов

  • лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации

2. Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих гос. должности субъектов РФ, настоящим Федеральным законом не регулируется, а регулируется ФЗ «О системе гос. гражданской службы» от 27.05.2003г.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется на:

  1. федеральную государственную гражданскую службу

  2. государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация - в ведении субъекта Российской Федерации.

Федеральная государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий Российской Федерации, а также полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Федеральная государственная гражданская служба - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий субъекта Российской Федерации, а также полномочий государственных органов субъекта Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности субъекта Российской Федерации.

Военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания.

Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и классные чины.

^ Реестр должностей федеральной государственной службы образуют:

перечни должностей федеральной государственной гражданской службы (утверждаются Президентом РФ);

^ Реестр федеральных государственных служащих утвержден Указом Президента РФ от 11 января 1994 г. N 33

  1. перечни типовых воинских должностей;

  1. перечни типовых должностей правоохранительной службы.

Реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Реестр должностей федеральной государственной службы и реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации составляют Сводный реестр должностей государственной службы Российской Федерации.

3.Особые экономические зоны РФ как форма территориальной организации

28 августа 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". В соответствии с данным законом особая экономическая зона (ОЭЗ) - это определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Особая экономическая зона (ОЭЗ) - это часть территории РФ, где действует особый режим предпринимательской деятельности. Правительство определяет территории, на которых такие зоны будут расположены, а также виды деятельности, ведение которых разрешается в ОЭЗ. Свое решение Правительство оформляет в виде постановления.

ОЭЗ создаются для развития:

- обрабатывающих отраслей экономики;

- высокотехнологичных отраслей;

- производства новых видов продукции;

- транспортной инфраструктуры.

Поэтому на территории ОЭЗ нельзя вести добычу и переработку полезных ископаемых, перерабатывать лом цветных и черных металлов, а также производить и перерабатывать подакцизные товары. Исключением являются легковые автомобили, которые разрешено производить на территории ОЭЗ.

При создании ОЭЗ необходимо соблюдать следующие условия.

Во-первых, ОЭЗ должна находиться в пределах одного муниципального образования, но в то же время не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.

Во-вторых, ОЭЗ может создаваться только на тех земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности. Иными словами, нельзя создать ОЭЗ на наделах, которые принадлежат гражданам или юридическим лицам. Исключением являются участки земли, на которых расположены объекты инженерной инфраструктуры ОЭЗ.

В-третьих, на территории ОЭЗ не должно быть объектов жилищного фонда. Кроме того, те объекты, которые расположены на территории ОЭЗ, должны находиться в собственности государства или муниципалитета (за исключением объектов инженерной инфраструктуры). ОЭЗ создается на 20 лет. Причем продлить этот срок нельзя. В некоторых случаях Правительство РФ может принять решение о досрочном прекращении существования ОЭЗ.

Особые экономические зоны бывают двух видов: промышленно-производственные (ПП ОЭЗ) и технико-внедренческие (ТВ ОЭЗ). В ноябре 2007г. Президент России внес изменения в федеральный закон об особых экономических зонах, предусматривающие создание в стране портовых ОЭЗ.

Функции в области управления ОЭЗ, а также обязанности по контролю за выполнением соглашений о ведении промышленно- производственной и технико-внедренческой деятельности возложены на Федеральное агентство по управлению ОЭЗ, которое создано Указом Президента РФ от 22.06.2005 N 855. Агентство находится в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ.

Исследование административно-правового статуса особых экономических зон, позволяет прийти к выводу о том, что закон в определении особой экономической зоны не учитывает всех признаков данного территориального образования. С учетом этого было бы целесообразно дать следующее определение исследованному феномену. Особая экономическая зона — это часть территории Российской Федерации с точно определенной границей и специальным административно-правовым режимом предпринимательской деятельности, устанавливающим более благоприятные условия налогообложения, разрешительной системы, финансово-правового регулирования, а также специальный порядок управления особой экономической зоной.

В основу классификации особых экономических зон может быть положена организационно-правовая форма и специализация особой экономической зоны, а также территория, на которой создана особая экономическая зона.

Нормативное закрепление специального административно-правового режима предпринимательской деятельности в вышеназванных зонах может способствовать интенсификации предпринимательской деятельности, пресечению вывоза капитала за пределы Российской Федерации, а также противодействию легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

^ БИЛЕТ 2

1.Особенности процесса управления в сфере ГиМУ и его отличие от процесса управления в биснес-сообществе.

Управление - целенаправленное воздействие субъекта управления на объект с целью перевода его в качественно новое состояние.

Рассмотрим основные виды, разновидности управления, различающиеся между собой по признаку типа или вида субъекта управления.

^ Индивидуальное, личностное управление характеризуется тем, что бразды правления, права и полномочия сосредоточены у одного лица, именуемого начальником, руководителем. Индивидуальное управление реализует так называемый принцип единоначалия, согласно которому принятие управленческих решений осуществляет и несет за них ответственность одно определенное лицо.

^ Коллективное управление, руководство имеет место, когда субъект управления представляет коллегиальный орган, вырабатывающий и принимающий решения сообща, с учетом мнений и предложений участников процесса выработки решений и лиц, входящих в состав органа управления

Международным следует считать управление экономическими объектами и процессами, осуществляемое уполномоченными международными организациями и органами: ассоциациями, агентствами, банками, фондами

^ Государственное управление, включающее также государственное регулирование экономики, представляет управление экономикой со стороны государства в лице государственных законодательных, исполнительных, правовых органов и возглавляющих их лиц В странах с федеративным устройством к государственным относят также органы управления субъектов Федерации: республик, краев, областей, округов, земель (Германия), штатов (США), кантонов (Швейцария).

Муниципальным называют управление, осуществляемое местными органами власти, именуемое также местным самоуправлением. В качестве субъекта такого управления выступают выборные, назначаемые ими исполнительные органы территориальных образований, городов, районов, поселков, сел, других видов поселений [12].

^ Ведомственное управление, представляющее обычно часть государственного и муниципального, есть управление со стороны специальных организаций и органов, именуемых ведомствами. Ведомство призвано управлять либо отдельной отраслью экономики, либо определенным видом экономической деятельности. К ведомствам относят министерства, комитеты, управления, службы.

^ Управление со стороны собственника (собственническое управление), как ясно из названия, означает, что сам собственник объекта осуществляет полностью или частично управление принадлежащим ему на правах владения и распоряжения объектом.

Уполномоченное управление — это реализация функций управления уполномоченными на то лицами, не являющимися собственниками объекта, но получившими полномочия на управление в соответствии с законом или на основании прямых решений собственника по контракту, договору найма Уполномоченное управление очень широко распространено в экономике, типично для менеджмента, в котором субъектом управления становится наемный управляющий. К уполномоченному относится и доверительное, трастовое управление, при котором субъект управления передает управление объектом на определенных условиях Другому субъекту.

Перейдем к классификации видов управления по признакам типа объекта управления. Согласно такой классификации виды управления различаются между собой в зависимости от того, каким именно объектом управляет тот или иной субъект Выше уже шла речь о разделении управления на

управление людьми, природой, производственным персоналом, техникой и технологией Теперь сконцентрируем внимание на выделении характерных видов управления экономикой, отличающихся экономической природой управляемого объекта

Интеграция хозяйств разных стран в единое мировое хозяйство позволяет говорить об управлении мировой экономикой, то есть экономическими объектами и процессами, в которых участвуют несколько стран или все страны мира

С позиций макроэкономического подхода важно выделить, обозначить управление экономикой, хозяйством страны, объединяющее всю совокупность управляющих воздействий на социально-экономические объекты и процессы, протекающие в стране, и придающее этим воздействиям форму единой целостной экономической стратегии.

Социальное управление - это вид интеллектуальной человеческой деятельности, связанный с выявлением и решением проблем социальной организации,благодаря чему обеспечивается ее продолжительное существование как социальной целостности и достижение ее целей.

Социальное управление (или просто управление),в отличие от технического и биологического, - это управление людьми, которые объединены в большие или малые социальные организации, вне которых немыслимо существование человека, поэтому происхождение управления неразрывно связано с происхождением социальных организаций. При этом под социальной организацией мы понимаем относительно устойчивую социальную целостность, проявляющую разумное поведение, подобно живому организму. Разумное поведение означает способность организации адекватно реагировать (отвечать) на вызовы или решать свои проблемы. Именно благодаря этой способности, обеспечиваемой управлением, социальные организации сохраняют свою целостность и жизнеспособность. Примерами социальных организаций являются семьи,первобытные общины, поселения, города, нации, фирмы,партии,общества (цивилизации),мировые сообщества, человечество в целом.

^ ВИДЫ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Как мы знаем,управление заключается в оказании определенного воздействия на людей,заставляющего их действовать во имя общих интересов. Это воздействие может иметь различный характер.В связи с этим можно говорить о различных видах управления.

Выше уже говорилось о сознательном и бессознательном (неосознаваемом, автоматическом) характере управления. Последний характерен для того периода социальной истории,когда человек был еще недостаточно разумен, чтобы осознавать собственное «я».

Воздействие на людей может иметь легитимный и нелигитимный характер, в связи с этим можно говорить о легимимном и нелигитимном управлении.Легитимное управление осуществляется легитимными органами власти, например, президентом, правительством. Нелигитимное управление осуществляется нелигитимной властью, например, неформальным лидером. Нелигитимное управление мы отождествляем с самоуправлением.

Социальное управление имеет множественные применения. Оно используется для: обеспечения устойчивого развития социальных организаций (включая общество), выпуска определенной продукции, получения высокой прибыли, предотвращения или ликвидация социальных конфликтов, повышения уровня жизни людей, снижения заболеваемости и смертности населения, решения глобальных проблем человечества. Несмотря на разнообразие применений, можно условно выделить два основных направления: как средство выживания социальных организаций и как средство решения сложных социальных проблем.

Социальное управление предполагает властное воздействие на некоторый социальный объект, называемый объектом управления. При этом границы этого объекта не всегда очевидны. Во многих случаях их определение требует проведения специальных научных исследований. Например, если речь идет об управлении фирмой, то вопросов о границах объекта управления не возникает, а если же, например, требуется управлять конфликтами или другими социальными процессами, то без предварительного исследования здесь не обойтись.

Поэтому можно различать управление в зависимости от ясности границ его объекта управления, а именно, два вида управления: управление социальными объектами с четкими границами и управление с нечеткими границами объектов управления.

В зависимости от типов социальных сфер, охватываемых управлением, оно подразделяется на политическое, экономическое, военное и др.

В зависимости от уровня управления оно подразделяется на государственное, территориальное, муниципальное, управление предприятий (учреждений).

В зависимости от продолжительности воздействия на социальный объект управление может быть оперативным и стратегическим.

В зависимости характера воздействия на социальный объект управление может быть явным и скрытым, прямым и косвенным (опосредованным).

Возможны и другие виды социального управления, классификация которых представляет собой самостоятельную задачу.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Похожие:

1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого iconВопрос Понятие и сущность государственного управления Управление...
Кибернетика определяет управление как «целенаправленное влияние субъекта управления — управляющей системы — на объект управления...
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого icon1: Понятие, сущность и характеристика государственного управления
Управление можно рассматривать как процесс целенаправленного взаимодействия субъекта и объекта управления ради достижения социально...
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого iconТема государственное управление и
Понятие и признаки государственного управления, его место в системе социального управления
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого iconМенеджмент модуль 1
Понятие и содержание общего управления. Основные категории управления. Сущность управления организацией
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого icon2. методологические основы государственного управления
Методология государственного управления: понятие, основные элементы, их характеристика
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого icon1 вопрос: Государственное управление и исполнительная власть
Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на...
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Административное право»
Понятие управления. Современные представления о механизме государственного управления
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого icon§ Понятие управления земельными ресурсами. Органы управления земельными...
Понятие управления земельными ресурсами. Органы управления земельными ресурсами
1. Понятие управления. Сущность и особенности государственного управления Понятие «управление» многообразно, это обусловлено многогранностью и сложностью этого iconПонятие и виды публичного управления ( администрирования) Управление в природе и обществе
Это шутливый пример. На деле многие процессы управления в обществе имеют бесструктурный характер (перемещение рабочей силы, выбор...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница