1. Виды управления и особенности социального управления


Название1. Виды управления и особенности социального управления
страница1/17
Дата публикации26.07.2013
Размер2.77 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17
1.Виды управления и особенности социального управления.

управление - это рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели. это сознательная деятельность людей (с применением научных данных), направленная на обеспечение и нормальное функционирование системы. сейчас активно внедряется в практику теория «менеджмента», т.е. такого типа научно-практического управления людьми и производством, которое позволяет выполнять поставленные задачи наиболее экономичным и гуманным путем.

социальное управление в обществе подразделяется на два вида: государственное (управление делами государства) и негосударственное (управление делами частных организаций, общественных формирований и т.п.).

существует три принципиально различных инструмента управления, воздействия на людей:

- иерархия, т.е. организация, в основе которой лежит воздействие по принципу отношения власти - подчинение;

- культура, т.е. комплекс разрабатываемых и признаваемых обществом и организацией ценностей социальных норм и установок, шаблонов поведения.

- рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавцов и покупателя.

сегодня наблюдается комплексное сочетание этих вариантов, и в зависимости от удельного веса каждой части определяется тип системы управления.

эволюция управления заключается в использовании достижений ряда наук для решения главной задачи - как получить желаемые результаты на основе согласованных действий многих людей, производящих продукцию и использующих для этого многообразные ресурсы.

1. первый подход в теории управления - «тейлоризм», т.е. попытка перенесения идей инженерных наук на управление производством и госуправление (механистический или технократический подход).

2. следующий шаг - формирование и распространение «принципов управления» файоля (франция), ориентированных на построение формальных организационных структур и систем и ставших основой «науки администрирования».

3. третий шаг - зарождение в 30-е годы «школы человеческих отношений», т.е. внедрение в системы управления достижений психологии и социологии.

4. развитие в 50-60-е годы количественных методов обоснования решения (вторжение в науку управления математики и компьютерных методов информационного обеспечения).

5. 70-е годы - зарождение «ситуационного подхода» вместо универсализма по схеме: тип среды - форма управления. основа - идея. что любая организация - это открытая система, приспосабливающаяся к своей внутренней и внешней среде, причем главные причины того, что происходит внутри системы, необходимо искать вне ее.

6. 80-е годы - оценка значения «организационной культуры».

7. 90-е годы - комплексный подход.

________________________________________________________________

3. Понятие метода управления. Классификация методов управления

Метод управления - это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставлен­ных целей. Через ме­тоды управления реализуется основное содержание управленче­ской деятельности.

Классификация методов управления:

1.Правовые методы управления. Чтобы осуществлять правовые методы в управ­ленческой практике, руководитель обязан постоянно совершенст­вовать свои знания в области государственных законов и права.

2.Объективной основой использования организационно­-административных методов управления выступают организа­ционные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через их посредство реализуется одна из важнейших функций управления - функция организации, задача организационно-административной деятельности состоит в координации действий подчиненных для достижения целей организации. Организационно-административное воздействие обеспечивает чет­кость, дисциплинированность и порядок работы коллектива.

Организационные методы могут выступать в виде :

- Регламентирования - форма воздействия на управляемую систему в целом с помощью та­ких документов управления, как наставления, руководства и т.д. Акты организационного регламентирования являются обязатель­ными для всей управляющей системы любого учреждения. Это значит, что каждое должностное лицо должно иметь утвержденную вышестоящим начальником инструкцию (функ­циональные обязанности, положения), в которой должна быть оговорена сфера функций управления (либо обязанностей) дан­ного лица.

- Нормирование - форма управления численно­стью управляющего органа и управляемых подразделений, расходами материальных средств и объемом выполненных работ. Оно осуществляется с помощью единых норм или вырабатывает­ся руководителем с учетом условий и особенностей функциони­рования организации.

- Инструктирование предназначено для установления про­граммы совместных и самостоятельных действий отдельных должностных лиц или каких-либо подразделений при выполне­нии служебных обязанностей и конкретных задач.

В рамках организации возможны три формы проявле­ния организационно-административных методов:

обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);согласительные (консультация, разрешение компро­мисса);рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, пред­ложение, общение и т.п.).

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, рас­поряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

Во-первых, они являются наиболее оперативными и дина­мичными по сравнению с вышеперечисленными методами. Во-­вторых, они обеспечивают оперативное перераспределение сил и средств, решение вновь возникающих задач, анализ обстановки и контроль выполнения решений.

3. Экономические методы управления - совокупность экономических рычагов, с помощью которых поставленная цель достига­ется воздействием на экономические интересы управляемого объекта. Речь идет об изменении систе­мы материального стимулирования с учетом экономических ин­тересов всех участников производственного процесса.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансиро­вание.

4.Социально-психологические методы управления - совокупность специфических способов воз­действия на личностные отношения и связи, возникающие в тру­довых коллективах, а также на социальные процессы, протекаю­щие в них. Они основаны на использовании моральных стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов в целях превращения административного задания в осознанный долг, внутреннюю потребность человека. В качестве основных форм такого воздействия можно ре­комендовать:

-планирование социального развития трудовых кол­лективов;

-убеждение как метод воспитания и формирования личности;

-экономическое соревнование;

-критику и самокритику;

-постоянно действующие производственные совеща­ния, которые выступают как метод управления и как форма уча­стия трудящихся в управлении;

- разъяснения целей и задач;

- активизации духа взаимопомощи, коллективизма, состязательности;

- морального стимулирования наиболее отличившихся подчиненных;

- проведения воспитательных, культурно-массовых мероприятий, формирующих у подчиненных чувство гордости за свой коллектив, желание успешно выполнить поставленные зада­чи, подражать передовым членам коллектива, перенимать их опыт работы.

Зная особенности поведения, характера каждого отдельно­го человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении. Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

^ 4 Виды стратегий управления.

Стратегия - это система управленческих решений определяемых перспективное направление развития организации, а также методов и способов ее функционирования в условиях изменяющейся окружающей среды. Классификация стратегий управления:

1. по объему охватываемых проблем. 3 вида стратегий: корпоративные, которые являются общими (пример: создание организации на какой-нибудь территории); по различным направлениям деятельности организации (пр: создание нового товара, модификация товара); функциональные (пр: развитие рыночных функций).

2. стратегия с точки зрения цели организации: стратегия роста, т.е. стратегия при которой уровень краткосрочных и долгосрочных целей каждого года значительно увеличивается к показателям предыдущего года; стратегия ограниченного роста, т.е. стратегия альтернатива, которая характеризуется целями установлена на уровне промышленных достижений с учетом инфляции; стратегия сокращения роста, т.е. стратегия альтернатива, которая характеризуется установлением целей ниже достаточного уровня или даже исключением некоторого направления деятельности.

3. стратегии предприятий в зависимости от типа занимаемых позиций: виолентные стратегии (силовые) свойственны монополистам (НИОКР); патиентные стратегии (нишевые) компании среднего уровня, низкая адаптивность, тратится мало средств на НИОКР (реже крупные компании); коммутативные (предпринимательские) очень мелкие предприятия, универсальные, необходимая доля на расходов на НИОКР, где-то даже не используется; эксплерентные (нововведенные) предприятия первопроходцы, экспериментальное производство, высокая адаптивность, огромная доля ни НИОКР.

___________________________________________________________________
^ 6. Процесс разработки и принятия управленческого решения. Основные этапы и содержание.
Сущность

УР – основной инструмент воздействия профессиональных работников госслужбы или коммерческих структур на управляемый объект.

УР – есть план разрешения, ликвидации проблемы, основной продукт субъекта управления.

В нем в той или иной сте­пени пересекаются и концентрируются все виды управленчес­кой деятельности.

Эта технология включает следующие четыре стадии: выявле­ние проблемы, обоснование общей концепции, выработку двух-трех вариантов проекта, выбор и обоснование наилучшего варианта, который берется за основу для принятия окончательного решения.

На стадии выявления проблемы предрешается вопрос о такой важной характеристике будущего решения, как его своевремен­ность: когда нужно начинать подготовку нового решения, чтобы не оказаться в хвосте постоянно бегущих событий? В общей фор­ме ответить на такой вопрос нетрудно: на ранней стадии возник­новения противоречий.

^ Следующая стадия — выработка общей концепции будущего решения. Она включает в себя стратегические направления раз­вития на несколько лет; обоснование главных целей, в том числе приоритетных; оценку необходимых ресурсов, прежде всего фи­нансовых; определение возможных сроков достижения намечен­ных целей при благоприятных внешних условиях.

^ Третья стадия предполагает разработку двух-трех альтерна­тивных вариантов решения проблемы. Это, как правило, макси­мальный и минимальный, а также компромиссный варианты. Компромиссный не значит средний: все зависит от того, чем при­ходится жертвовать. По существу на этом этапе маневрируют че­тырьмя параметрами: целями, сроками, инвестициями и другими ресурсами, с тем чтобы повысить уровень обоснованности, ре­альности проводимых расчетов. Формально время и инвестиции тоже входят в понятие "ресурсы". Однако при разработке стратегического решения они очень часто играют самостоятельную, определяющую роль.

Стадия выбора оптимального варианта и принятия конкрет­ного решения имеет свои особенности.

Стадия 1. Признание необходимости принятия решения:

  • восприятие проблемы;

  • интерпретация и формулирование проблемы;

  • определение критериев успешного решения проблемы.

Стадия 2. Выработка решения:

  • разработка альтернатив;

  • оценка альтернатив;

  • выбор альтернативы.

Стадия 3. Реализация решения:

  • организация выполнения решения;

  • анализ и контроль выполнения решения;

  • обратная связь и корректировка.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------


^ 7. Основные системы государственной службы зарубежных стран

На Западе используются две системы государственной службы:

  1. Кадровая;

  2. Контрактная

Кадровая служба предполагает длительное (вплоть до пожизненного) нахождение на госслужбе с подчинением требованиям статуса. Например, в Германии, Франции чиновник не может быть уволен, допускается только перевод на другое место.

Контрактные госслужащие близки к обычным наемным работникам, они, в сущности, менеджеры, а их босс – государство в лице какого-то органа. Переход их из госслужбы в бизнес и обратно свободен. Контрактная служба характерна для США. Однако и здесь есть список должностей, уволить с которых новый президент не имеет права.

К государственным служащим предъявляются квалификационные требования по уровню профессионального образования, стажу и опыту работы по специальности, знанию конституции, законов и иных правовых актов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей. Способы правового оформления ГС предопределены юридической природой этого административно-правового института, при определении которого в европейских странах получили распространение статусная (трудовая) и договорная концепции ГС.

^ Статусная концепция предполагает, что госслужащий не нанимается государством, а служит ему на условиях (принимает соответствующую присягу или обязательство в иной форме), установленных законом (а не договором) и не зависящих от предпочтений руководителя государственного органа. В этом случае институт ГС относится к публично-правовой сфере регулирования.

^ Договорная (трудовая) концепция основывается на договоре (трудовом договоре или контракте) между руководителем государственного органа (нанимателем) и служащим. Такая форма чаще всего используется в странах англосаксонской правовой семьи, не признающей разделения права на частное и публичное.

^ 8.Общие принципы организации исполнительной власти в субъектах Р.Ф.

В соответствии со ст. 77 Конституции РФ "система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом №159". Но должны учитываться:

  • республиканская форма правления РФ;

  • единство системы государственной власти;

  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;

  • разделение властей и самостоятельность органов исполнительной власти.

В систему органов исполнительной власти субъектов РФ входят:

    • высшее должностное лицо субъекта РФ;

    • высший исполнительный орган субъекта РФ;

    • исполнительные органы специальной компетенции;

    • территориальные органы исполнительной власти в границах административно-территориальных образований;

    • структурные подразделения органов исполнительной власти.

Высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (правительства республик, кабинет министров, администрация краев и областей, автономной области и автономных округов) являются органами общей компетенции, действующими на постоянной основе и обеспечивающими исполнение законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------

^ 9. Понятие муниципального управления, его цели и принципы.

МСУ определяемая государством в рамках существующего законодательства систему органов и должностных лиц (в первую очередь выборных), осуществляющих МСУ на конкретной территории с установленной степенью автономии и самостоятельности государственных органов.

право и способность жителей поселений и небольших административных территорий непосредственно или через создаваемые ими органы вести вопросы своего местожительства или часть государственных полномочий, переданных им.

МСУ занимает особое место в общей системе управления государством. Оно осуществляет связь между государством и населением. Являясь неотъемлемой частью общего механизма управления государством, МСУ имеет отличительные особенности от органов государственной власти:

  • является властью подзаконной, действующей в рамках законодатель­ства, принимаемого органами государственной власти;

  • возникает лишь в том случае, когда определены предметы его ведения;

  • должно иметь достаточные собственные материально-финансовые ре­сурсы для решения вопросов местного значения;

  • требует обязательного наличия представительства населения в муни­ципальных органах власти.

^ Муни­ципальное управление осуществляет функции управления по решению во­просов местного значения, исходя из локальных интересов населения, его исторических, национальных и иных особенностей и традиций, реализуя за­крепленные государственным правом полномочия.

^ Функции муниципального управления:

  • Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Поэтому целью МСУ является создание условий для эффективного участия граждан в осуществлении МСУ:

    • Наличие выборных органов МСУ;

    • Использование в муниципальной деятельности институтов прямой демократии;

    • Наличие материально-финансовой базы для решения вопросов местного значения.

      • Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами МСУ.

      • Обеспечение комплексного социально-экономического развития МО. Эта функция осуществляется планированием.

      • Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению МО;

      • Охрана общественного порядка;

      • Защита интересов и прав МСУ, гарантированных государством.

Деятельность органов местного само­управления строится на принципах взаимодействия:

  • законности;

  • добровольности;

  • учета совместных интересов и взаимной ответственности;

  • сохранения независимости муниципальной власти.

______________________________________________________________

^ 10. Конфликт: понятие, типы, управление.
Конфликт – это наиболее острое противоречие между субъектами конфликта, способ его разрешения, возникающий в процессе взаимодействия субъектов конфликта и сопровождающийся, как правило негативными эмоциями.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов двух или более людей. (Бородкин, Коряк)

Конфликт = конфликтная ситуация + инцидент

^ Виды конфликтов:

  1. По природе возникновения: социальные (между социальными группами), национальные, этнические, организационные, эмоциональные,;

  2. Направленности действия: вертикальные, между различными уровнями иерархии, руководитель – подчиненный; горизонтальные, между руководителями одного уровня;

  3. От количества участников: внутриличностные, межличностные, межгрупповые;

  4. По степени выраженности: открытые, скрытые, потенциальные;

  5. По способу разрешения: антагонистические (до победы), компромиссные (соглашение достигается путем взаимных уступок).

  6. По функциям: конструктивные и деструктивные.

Особенностью организационных конфликтов является то, что они являются следствием организационного регламентирования деятельности личности: применение должностных инструкций, внедрения формальных структур управления организацией и др.

Аспекты диагноза конфликта:

  1. причины и источники конфликта, т.е. лежащие в его основе объективные и/или субъективные противоречия;

  2. природа конфликта: существует он на базе организационных целей или цели его участников несовместимы с целями организации;

  3. биография конфликта, т.е. его история, в т.ч. поворотные точки в его развитии и фон, на котором он развивался;

  4. стороны конфликта;

  5. отношение сторон к конфликту: их цели, надежды, условия и пр.;

  6. формальные и неформальные взаимоотношения и позиции сторон.

Управление конфликтом есть целенаправленное воздействие на процесс конфликта, обеспечивающее решение социально значимых задач.

Управление конфликтом - это перевод его в рациональное русло деятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение социальных субъектов с целью достижения желаемых результатов; это ограничение противоборства рамками конструктивного влияния на общественный процесс.

Существует ряд методов управления конфликтами, которые по признаку поведения конфликтующих сторон можно разделить на несколько групп: внутриличностные, структурные, межличностные, переговоры, ответные агрессивные действия.

Внутриличностные методы: воздействуют на отдельную личность и состоят в правильной организации своего собственного поведения.

Структурные методы: воздействуют преимущественно на участников организационных конфликтов, возникающих из-за неправильного распределения функций, прав и ответственности, плохой организацией труда, несправедливой системы мотивации и стимулирования работников и т.д. К таким методам относят разъяснение требований к работе, использование координационных механизмов, разработку и уточнение общеорганизационных целей, создание обоснованной системы вознаграждения.

Разъяснение требований к работе – разработка должностных инструкций, положений, регламентирующих документов.

Использование координационных механизмов – использование иерархических полномочий, обращение к руководителю.

Разработка или уточнение общеорганизационных целей – объединение усилий.

Создание обоснованных систем вознаграждения – позитивно влияет на поведение людей.

Межличностные методы: уступчивость, уклонение, противоборство, сотрудничество и компромисс, принуждение решения проблемы – стили конфликтного поведения. Управление этими стилями конфликтов:

- определение проблемы в категориях целей, а не решений;

- выявление решений, приемлемых для обеих сторон;

- сосредоточение внимания на проблеме;

- создание атмосферы доверия;

- сведение к минимуму проявления гнева и угроз.

Переговоры: набор приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых для противоборствующих сторон решений. Переговоры возможны при условии: взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте, отсутствие существенного различия в полномочиях участников конфликта; глубины развития конфликта, позволяющей вести переговоры.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

12. Политическая и административная и экономическая власть в современном гос. управлении

Практически в системе государственного управления власть осуществляется во многих конкретных видах, таких как политическая, административная, экономическая, организационная, информационная, идеологическая, военная. Эти понятия используются при характеристике структуры органов власти управления ряда стран. В научной литературе встречается понятие "административная власть" как производное от юридического – "административное право".

Понятие "политическая власть" означает государственную власть вообще. Политическая – государственная власть функционирует в виде известных трех ветвей власти; обозначение власти руководящих государственных органов и негосударственных (общественных) организаций, например партий.

Политическая власть – способность конкретных институтов влиять на поведение и деятельность людей с помощью политического авторитета государственного органа, регламентации поведения, определенных актов, идей, государственных символов, социально-политических норм, традиций и социальных ценностей.

Политическая власть получает свое реальное выражение в государственной власти, предполагающей комплекс отношений между гражданами, обществом и самим государством. В этом плане государство представляет собой политическую организацию общества, наделенную комплексом властных прерогатив. Поэтому государственную или политическую власть иногда называют публичной властью, поскольку она действует от имени всего общества и отстаивает интересы всего общества. Государственная власть обладает верховенством в обществе, что находит свое выражение в национально-государственном суверенитете.

Политическая власть характеризуется следующими признаками (отличия):

  • ее источник – народ;

  • непосредственный субъект – государство, его органы (институты);

  • ее основная функция – выражение общей воли и защита общих интересов социальных групп, регулирование общественных отношений и социальных конфликтов;

  • первенство этой власти над другими, потому что она воплощает волю и интересы общества в целом или больших социальных групп и слоев.

Административная власть – понятие, обозначающее один из видов исполнительной власти, тождественной власти управляющего субъекта. Ее функции:

    • принуждение к исполнению правовых норм;

    • реализация государственных полномочий для обеспечения функций управления.



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Похожие:

1. Виды управления и особенности социального управления icon1. Виды управления и особенности социального управления
В настоящее время на вопрос что такое управление вряд ли можно получить однозначный ответ. Все зависит от позиции исследователя,...
1. Виды управления и особенности социального управления iconУправление можно рассматривать с разных точек зрения
Понятие «управление». Содержание науки управления. Цели и задачи управления. Основные категории теории управления. Объект и субъект...
1. Виды управления и особенности социального управления iconОбщая часть
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
1. Виды управления и особенности социального управления iconМетодический материал по итоговому контролю знаний студентов общая часть
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
1. Виды управления и особенности социального управления iconВопросы для контроля по дисциплине «Современный   менеджмент»
Дивизионная структура управления: виды и особенности данной структуры управления
1. Виды управления и особенности социального управления iconГосударственная исполнительная власть и государственное управление...
Понятие управления как сферы применения норм административного права. Виды социального управления
1. Виды управления и особенности социального управления iconТеория управления
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». Посвящено...
1. Виды управления и особенности социального управления iconВопросы для итоговой проверки освоения курса «Теория управления»
Управление как целенаправленный процесс. Управление как отношение. Объект и субъект управленческого воздействия, их роли в процессе...
1. Виды управления и особенности социального управления iconПсихология управления: этапы становления и современное состояние
Как известно, теория управления как наука начала формироваться во второй половине XIX века. Однако, уже на заре человечества люди...
1. Виды управления и особенности социального управления iconПрирода и сущность организации. Формирование и развитие теории организации...
Виды социальных организаций как объектов управления и особенности управления ими
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница