Закон об обязательной ответственности за продукт 26


НазваниеЗакон об обязательной ответственности за продукт 26
страница1/5
Дата публикации22.03.2013
Размер0.95 Mb.
ТипЗакон
userdocs.ru > Право > Закон
  1   2   3   4   5


Дерегулирование экономики
и устранение административных барьеров, Российская Федерация (
EuropeAid/114008/C/SV/RU)

В.Просветов

Обзор европейской системы страхования обязательной ответственности за продукт

Москва

ТЕИС

2005

Опубликовано в 2005 г.
 2005, авторские права принадлежат Европейской Комиссии
Все права защищены.

Публикация, распространение или передача в любой форме всего
издания или любой его части без предварительного письменного
разрешения Европейской Комиссии запрещается.
Заявки на репродуцирование издания направлять по адресу:
Компания IMC Consulting Ltd., Россия, 124047,
Москва, ул. Чаянова, д. 22, стр. 4
Данный сборник подготовлен Компанией IMC Consulting Ltd.
Итоги, заключения и интерпретация документов, включенных
в данный сборник, принадлежат только авторам и не отражают
политику или точку зрения Европейской Комиссии,
а также организаций, в которых работают авторы.

ISBN 5-7218-0797-0
Оглавление

Введение 4

Часть I. Принципиальный подход к проблеме 6

1.1. Европейская политика защиты потребителя 6

1.2. Безопасность продукции как основной принцип 10

1.3. Обязательная ответственность за недоброкачественный продукт как основное правило 14

1.4. «Зеленая книга» ответственности за недоброкачественный продукт 20
Часть II. Правовая основа осуществления механизма обязательной ответственности за продукт на примере Германии 25

2.1. Закон об обязательной ответственности за продукт 26

2.2. Обязательная ответственность изготовителя. Оветственность по специальным законам 38

2.2.1. Ответственность производителя 38

2.2.2. Ответственность в свете специальных законов 43

2.3. Ответственность в результате неразрешенных действий. Деликтное право 44

2.4. Ответственность в результате договорных обязательств 47
Часть III. Страхование обязательной ответственности
за продукт 50

3.1. Профессиональная ответственность как предмет
страхования 50

3.2. Методология страхования обязательной ответствен-
ности за продукт. Блочная модель страхового покры-
тия на примере Германии 53
Введение
В Европе действует принцип свободы предпринимательства и осуществления профессии. Это, естественно, не означает отсутствия определенных ограничений и требований, обязательных для соблюдения субъектами рынка.

Все преимущества внутреннего европейского рынка за счет облегчения доступности широкого спектра продукции из любого уголка Сообщества одновременно означают, что всем субъектам рынка и потребителям должна быть одновременно гарантирована безопасность продукции и безусловная возможность компенсации ущерба, возникшего по причине недоброкачественного продукта.

Одной из основных норм, провозглашенных в ЕС и имеющей равное действие для всех стран-участников, является принцип обязательной ответственности за недоброкачественную продукцию или услугу без относительно вины самого производителя или исполнителя. Это положение закреплено соответствующими директивами ЕС и действует для всех продуктов, которые произведены или продаются в европейском пространстве.

Еврокомиссией проделана за последнее время большая работа по сближению законодательных норм отдельных государств сообщества в области ответственности изготовителей за ущерб, который возникает из-за недоброкачественного продукта. Эта работа была необходима, поскольку различия правовых норм могут отрицательно влиять на единые конкурентные условия, тормозить свободный товарооборот и вызывать различия в защите потребителей от повреждений здоровья и их имущества.

Поскольку уровень рисков в современных условиях производства весьма высок, а размеры компенсаций или даже судебных разбирательств могут не только вывести значительные финансовые средства из производственного оборота, но и зачастую превышают собственные активы производителей или исполнителей, без использования такого эффективного финансового инструмента как страхование ответственности на сегодняшний день невозможно осуществление производственной и предпринимательской деятельности.

Ни один из видов деятельности, попадающих под разрешительную практику регулирования и надзор, не может осуществляться без обязательного страхования обязательной профессиональной ответственности с покрытием рисков на уровне не менее законодательно установленных нормам.

А в современных условиях повышенных технических, технологических и экологических рисков и при высоких требованиях обеспечения безопасности прав потребителей ни один из производителей не может себе позволить осуществлять производство без страхования обязательной ответственности за продукт с покрытием ущерба на уровне, соответствующем уровню потенциального риска или не менее законодательно установленных норм.

Целью данного раздела является рассмотрение правовых основ реализации механизма обязательной ответственности за продукт в ЕС на примере Германского законодательства, а также рассмотрение методологического подхода к определению страхового покрытия рисков, возникающих при производстве конечного продукта.

Представляется, что изложенный материал может быть использован российскими коллегами при формировании аналогичной системы в современных условиях постоянно растущего производства в России и усложняющихся производственных и общественно правовых отношений.
^ Часть I. Принципиальный подход к проблеме

1.1. Европейская политика защиты потребителя
Защита прав потребителя всегда находилась в центре европейской политики. Начиная с 1975 г., Сообществом начат процесс гармонизации деятельности отдельных стран-членов ЕС в данном направлении, что было закреплено договорным порядком в Амстердамском Договоре. В статье 3 «Улучшение защиты прав потребителя» это формулируется как основная задача Сообщества, а в статье 153 договора регламентируются подробности.

Принципиально вопрос ставится так, что все мероприятия по обеспечению защиты прав потребителя в Европе решаются в кооперации всех стран ЕС. Европейская Комиссия предписывает лишь стандарты.

Отдельные государства Сообщества могут предусматривать и более строгие правила относительно безопасности и качества продукции и обязаны заявлять это Европейской Комиссии.
В соответствии со статьей 95 Европейского Договора страны-участники обязаны обеспечить «высокий уровень защиты» и, таким образом, действует запрет понижения или ухудшения защиты потребителей в ЕС.

Европейская политика защиты прав потребителя ставит своей целью следующее:

 разработка предписаний по защите здоровья и безопасности продукции;

 обеспечение защиты экономических интересов граждан Европы;

 информирование потребителей.

Европейская политика в отношении прав потребителей охватывает все многообразие народнохозяйственных отраслей и затрагивает многочисленные предприятия и производства, вклю­чая такие аспекты, как электронные сделки, посылочная торговля и продажа на дом через распространителей, ценообразование и реклама, правовая защищенность в торговле, общественное здоровье, безопасность конечного продукта.

Организационно вопросы защиты потребителя в ЕС с 1999 г. относятся к компетенции Генеральной Дирекции здравоохранения и защиты потребителя. Правило прозрачности деятельности этого ведомства позволяет всем потребителям получить обзор политики в сфере защиты потребителя.

В мае 2002 г. Еврокомиссия разработала и предложила Совету ЕС и Европарламенту стратегию политики защиты потребителя на 2002—2006 гг., которая предусматривает следующие задачи:

 достижение единого высокого уровня защиты потребителя во всех странах ЕС;

 эффективная реализация правовых норм по защите потребителей;

 широкое вовлечение общественных объединений по защите прав потребителей в европейскую политику.

Интересы потребителей должны учитываться и в других политических сферах ЕС с тем, чтобы обеспечить максимально благоприятный режим для конечных потребителей европейского общего рынка и его стабильность. Консументы должны иметь возможность повсеместно получать информацию о всех действующих в ЕС нормах и правилах.

Особую поддержку Еврокомиссии получили Европейские центры потребителя, которые созданы во всех странах-членах ЕС.

Наряду с ними существуют так называемые «согласительные» центры, которые служат для разрешения во внесудебном порядке споров и конфликтов между потребителями и производителями товаров и услуг вне зависимости от страны происхождения товара.

Только в Германии на сегодняшний день создано 203 таких согласительных центра в таких секторах, как страхование, финансово-банковские услуги, свободные профессии, торговля, ремесло. Они облегчают потребителю не просто получение нормативно-правовой информации, но и облегчают практическое решение споров с поставщиками и производителями конечной продукции и услуг из других стран-членов Сообщества.

Характерный пример политики защиты потребителя можно привести из области обеспечения безопасности продуктов питания.

Последние скандалы с вредными для здоровья продуктами питания обострили данную проблему и снизили уверенность потребителей в полной безопасности продуктов и используемого для их изготовления сырья. Поэтому значение проблемы защиты потребителей приобрело в последние годы огромное значение.

С целью обеспечения безопасности продуктов питания Европейская Комиссия ввела так называемую «Белую книгу» предложений с тем, чтобы обеспечить максимальную транспарентность на всех политических уровнях. Данный инструмент под заголовком «От производителя до потребителя» предусматривает обзор существующей практики и анализ необходимости реформ правых законодательных норм о продуктах питания с целью постоянного изучения проблемы на всех стадиях прохождения продукта на рынок.

Создание же соответствующего Европейского Ведомства по продуктам питания позволило организационно обеспечить данный процесс наблюдения и анализа. Например, другая директива Еврокомиссии запретила заблуждающее этикетирование продуктов. Она содержит целый список с 10 данными, которые должны присутствовать на каждой этикетке, среди которых рыночное название продукта, изготовитель, состав содержащихся веществ, нетто-количество, срок годности и др. Исключение может быть сделано лишь для неупакованных товаров (фрукты, овощи и др.)

Другой характерный пример — из области новых биотехнологий. Генетически измененные организмы — это организмы, в которых генетический материал изменен так, как это было бы невозможно сделать естественным путем. Допуск и переработка таких организмов является спорными, поскольку еще не полностью выявлено долгосрочное влияние манипуляций с генами или модификации генов на окружающую среду и здоровье людей.

За последние несколько лет ЕС выпустило важные нормативные акты, направленные на защиту окружающей среды и здоровье граждан, которые одновременно позволяли создавать единый рынок биотехнологий. Директивой 2002 г. вводился разрешительный порядок ввода на рынок продуктов, содержащих генетически измененные организмы, при которых риски для здоровья и окружающей среды были обозримы и проверены.

Данная директива ужесточает существующие предписания в отношении оценки рисков и получения разрешений на ввод в хозяйственный оборот генетически измененных организмов. Речь идет о введении обязанности предоставления поставщиками информации, доступной для общественности, о соблюдении общих предписаний о товарных данных для возможности проследить всю цепочку прохождения товара на рынок.

В феврале 2002 г. в ЕС была введена целая серия мероприятий по совершенствованию защиты прав потребителя. Исходя из опыта скандалов с опасными продуктами питания, было создано Европейское Ведомство по безопасности продуктам питания с целью своевременного выявления подобных рисков и своевременного предупреждения граждан Европы.

Так, Европейским Ведомством по безопасности продуктов питания была введена «Система быстрого предупреждения» или быстрого реагирования в случае наличия для потребителей опасности, содержащейся в продуктах питания или кормах.

Одновременно были введены новые полномочия для вмешательства Еврокомиссии при серьезных фактах недоброкачественности продуктов питания и кормов в тех случаях, когда национальные компетентные ведомства стран-членов ЕС являются перегруженными. В зависимости от тяжести ситуации Еврокомиссии даны полномочия применять чрезвычайные меры, как, например, введение запрета на реализацию или использование в производстве продуктов или кормов на Европейском рынке.

Европейское Ведомство по безопасности продуктов питания функционирует независимо от других институтов ЕС и обладает широкими полномочиями. Оно обязано осуществлять свою работу открыто и обеспечить общественный доступ к результатам своей работы.

К основным задачам работы Ведомства относятся:

 научное консультирование других институтов ЕС в вопросах безопасности продуктов питания и кормов;

 сбор и анализ данных для контроля за безопасностью продуктов в ЕС;

 своевременное распознавание рисков («Система быстрого предупреждения»);

 взаимодействие с компетентными органами стран-членов Сообщества;

 широкое информирование общественности.

Данные задачи являются весьма обширными, поскольку охватывают научную оценку всех вопросов, которые прямо или косвенно затрагивают безопасность продуктов, включая вопросы защиты животных, гигиену и здоровье флоры и фауны.

^ 1.2. Безопасность продукции как основной принцип

Общая безопасность введенных в хозяйственный оборот продуктов обеспечивается общеевропейскими правовыми нормами, которые предполагают общий высокий уровень защиты здоровья и безопасности потребителей.

Основным правовым актом в данной области является Директива 2002/95/EG Европарламента и Совета ЕС от 03.12.2001 «Об общей безопасности продуктов». Данная директива является следствием отчета Европейской Комиссии перед Европарламентом и Советом от 29.03.2000 г. «Об опыте применения Директивы 92/59/EG», которая была упразднена с 15 января 2004 г.

Директива действует во всех случаях, если общеевропейское право не содержит специальных предписаний о безопасности конкретного продукта, а также в случае, если отраслевые правовые нормы не обеспечивают достаточного уровня защиты.

Директива 85/374/EWG, регламентирующая обязательную ответственность за недоброкачественную продукцию, применяется по-прежнему.

^ Общие требования к безопасности

Вышеуказанная директива содержит требования безопасности относительно всех продуктов, которые поступают в хозяйственный оборот и предназначены для потребления или будут использованы, включая продукты, которые применяются потребителями в ходе оказания ими своих услуг третьим лицам. Исключения составляют подержанные товары, которые относятся к разряду антикварных или которые должны быть восстановлены.

Применяемая в России терминология «ответственность за качество продукта» формально не совсем идентична с тем, что подразумевают европейский и национальные законодатели, поскольку некачественный (в смысле — плохого качества) продукт не всегда должен быть опасным, а его производитель обязан нести ответственность в результате нарушения договорных обязательств, но не в смысле Закона об обязательной ответственности за продукт.

Думается, что говоря об профессиональной ответственности за качество продукта и услуг, по своей сути российские коллеги имеют в виду то же самое, поскольку опасность может хранить в себе лишь некачественный товар.
^ Соответствие требованию безопасности

Безопасным является продукт, который не содержит или содержит лишь незначительные риски, связанные с применением продукта, при одновременном обеспечении высокого уровня защиты здоровья и безопасности жизни граждан.

^ Продукт считается безопасным, если он:

— соответствует общеевропейским специальным правовым нормам безопасности таких продуктов или

— при отсутствии таковых норм соответствует специальным нормативно-правовым требованиям отдельной страны-члена Сообщества, в которой данный продукт обращается.

Кроме того, продукт считается безопасным, если он соответствует как минимум одному европейскому регламенту, который был разработан в соответствии с процедурой, предусмотренной соответствующей европейской директивой.

В случае, если не существует необходимых предписаний или регламентов, то необходимо осуществить оценку соответствия продукта при помощи:

 национальных норм и регламентов, которые хотя и не являются обязательными, но служат для применения других соответствующих европейских норм или рекомендаций Еврокомиссии, устанавливающих положения об оценке безопасности продукта;

 технических норм страны-члена сообщества, в которой продукт производится, но не реализуется;

 общих правил безопасности и гигиены;

 современного состояния науки и техники;

 сопоставления с минимальным уровнем безопасности, который потребитель ожидает от продукции, выпущенной в хозяйственный оборот.
^ Обязанности изготовителя и продавца

Изготовители обязаны реализовывать на рынке лишь те продукты, которые соответствуют требованиям безопасности. Далее они обязаны предоставлять потребителю подробную информацию, чтобы потребитель был в состоянии оценивать риски, исходящие из продукта, которые не могут быть непосредственно опознаны. Кроме того, производитель обязан принять надлежащие меры по снижению риска, связанного с употреблением продукта (отзыв продукции с рынка, предупреждение потребителей, возврат уже реализованного продукта и др.).

Аналогично продавцы (поставщики) обязаны поставлять на рынок лишь те продукты, которые отвечают требованиям безопасности, осуществлять наблюдение за продуктами, циркулирующими на рынке, и предоставлять документацию, необходимую для отслеживания происхождения товара.

В случае обнаружения изготовителем или продавцом причин возникновения опасности они обязаны информировать компетентные органы и при необходимости сотрудничать с ними.

^ Обязанности стран-членов Сообщества

В соответствии с данной директивой страны ЕС должны обеспечить выполнение вышеизложенных правил. Они должны создать соответствующие компетентные органы для контроля за соответствием продуктов требованиям безопасности, а в случае появления опасных изделий на рынке — принимать необходимые меры (например, запрет реализации, требование по отзыву продукта с рынка) и сообщить все сведения о продукте и изготовителе в Еврокомиссию.

Страны-участники ЕС обязаны издать законодательные предписания, предотвращающие негативные и противоправные действия на рынке, и обеспечить открытость и доступность всех участников потребительского рынка к системе сбора претензий и жалоб.

Страны ЕС могут своим решением и имеющимися в их распоряжении средствами и инструментами ограничить свободное обращение товаров потребления на рынке (в том числе и из других стран ЕС), обосновав и поставив в известность Еврокомиссию. Эта информация передается Еврокомиссией во все другие европейские страны, за исключением случаев, когда она посчитает, что данное вмешательство не было правомерным по европейскому праву.

Для тех случаев, когда от продукта, обращающегося на рынке, исходит серьезная опасность и требуется срочное вмешательство, Еврокомиссией была создана «система быстрого обмена информацией» между странами-членами Сообщества (RAPEX) для передачи информации в Еврокомиссию.

Использование системы RAPEX позволяет оперативно и профессиональной передавать информацию в Комиссию на соответствующем формуляре, который содержит данные:

 идентифицирующие продукт;

 описывающие опасность, связанную с использованием продукта, и перечень материалов, содержащих описание степени риска;

 о предпринятых мерах;

 о системе сбыта данного продукта и странах его реализации.

Аналогичным образом возможно вмешательство со стороны Еврокомиссии в случае, если она будет располагать информацией о продукте, содержащем опасность для потребителя. Решение о запрете реализации опасного продукта может быть ограничено по времени вплоть до года или даже более года.

Подобные решения могут сопровождаться запретом экспорта данной продукции. Но в любом случае каждое решение, ограничивающее товарооборот на свободном рынке, должно быть юридически подробно обосновано и давать возможность производителю отреагировать или подать претензию в судебном порядке.

Информация о продукте, предоставляемая в уполномоченные органы Евросоюза, должна быть доступна широкой общественности. Применение принципа коммерческой конфиденциальности должно быть при этом конкретно обосновано.

Каждые три года Европейская Комиссия предоставляет Европарламенту и Совету подробный отчет о практическом применении вышеуказанной директивы.

^ 1.3. Обязательная ответственность за недоброкачественный продукт как основное правило

Сближение законодательств государств-участников ЕС в области ответственности за качество продукции как гарантии
высокой меры защиты потребителей от ущерба здоровью и материального ущерба, причиненного недоброкачественными продуктами, и одновременно сокращение различий между инструкциями отдельных государств, которые фальсифицируют конкуренцию и ограничивают свободное сообщение товаров, — все это входит в актуальные задачи практической реализации европейской политики.

Директива Евросовета 85/374/ЕWG «О сближении законоположений и административных инструкций государств-участников по вопросам ответственности за недоброкачественные продукты» представляет собой основную правовую базу для решения этих задач. Данная Директива была изменена и расширена новой Директивой Европейского парламента и Совета 1999/34/EG от 10 мая 1999 г., но не отменена.

^ Область применения

Директива распространяется на все произведенные промышленным способом движимые изделия, независимо от того, встраивались ли они в другие движимые или в недвижимые продукты или нет.

Из сферы действия первоначально были исключены сельскохозяйственные натуральные продукты и охотничьи продукты, которые не подвергались никакой обработке, а также продукты, произведенные и запущенные в хозяйственный оборот до 30 июля 1988 г., если государства-участники не преду-смотрели иного. Позднее область применения директивы 85/374/EWG была измена Директивой 1999/34/EG.
^ Принцип ответственности независимо от вины

Настоящая директива устанавливает, что производитель введенного в потребительский оборот продукта несет принципиальную ответственность за ущерб, который возникает из-за дефекта (недоброкачественности) его продукта независимо от наличия вины самого производителя.

Если несколько субъектов ответственны за одно и то же повреждение, то они несут ответственность солидарно.

Ранее действовало другое правоположение: при наличии доказательств отсутствия вины производитель освобождался от ответственности.

На сегодняшний день единственной предпосылкой для ответственности является наличие ущерба в результате ошибки (дефекта) в товаре.

Согласно директивам 1985 и 1999 г., производителем считается:

 каждый участник процесса производства (собственно производитель);

 каждое лицо, которое помещает свое имя, свой товарный знак или другой опознавательный знак на продукте и вводит товар в хозяйственный/потребительский оборот (квазипроиз­водитель);

 каждое лицо, которое поставляет продукт на рынок, производитель которого не может быть установлен (поставщик);

 импортер недоброкачественного (дефектного) продукта.

^ Доказательная база

В соответствии с действующим европейским законодательством пострадавший должен подтвердить следующее:

 наличие ущерба;

 ошибку (дефект) в продукте;

 причинную связь между ошибкой и возникшим ущербом.

Современный институт обязательной ответственности, независимо от наличия вины, не требует подтверждения халатности или вины производителя, поставщика или импортера. Необеспечение безопасности изделия, что по праву может ожидаться со стороны общественности, определяет степень вредности продукта и служит основанием для наступления ответственности.

Оценивая степень безопасности продукта, во внимание принимается следующее:

 каким образом продукт предлагается на рынке;

 факт разумного применения продукта потребителем;

 дата поступления продукта в хозяйственный оборот.

При определении некачественности соответствующего продукта и вытекающей из этого обязанности отвечать за его негативное воздействие на потребителей не принимается во внимание тот факт, что на рынок уже поступил улучшенный продукт. Принцип гласит, что ни при каких обстоятельствах в хозяйственный оборот не должен поступать недоброкачественный продукт и никакие обстоятельства не могут нивелировать действие ответственности за это нарушение.
^ Освобождение производителя от ответственности:

Производитель может освобождаться от какой-либо ответственности, если он докажет:

 что он не ввел продукт в обращение (хотя и произвел);

 что ошибка, которая вызвала ущерб, не существовала в тот момент, когда продукт выпускался на рынок;

 что продукт не производился для продажи с коммерческой целью получения прибыли;

 что продукт не производился и не реализовывался в рамках его (производителя) профессиональной деятельности;

 что причиной ошибки (дефекта в изделии) является то, что продукт был произведен в соответствии с обязательными действующими нормами;

 что имеющий место дефект по состоянию науки и техники на день изготовления не мог быть распознанным (в этой связи государства-участники могут выдавать исключительные разрешения);

 если речь идет о производителе части продукта, а ошибка (дефект) была вызвана конструкцией целого продукта, в который была встроена данная часть продукта, или дефект был вызван некачественной инструкцией по применению, подготовленной изготовителем целого продукта.

Ответственность производителя не уменьшается, если повреждение было вызвано ошибкой в продукте и одновременно действием третьего пострадавшего лица. Разумеется, если повреждение было вызвано по вине пострадавшего, то ответственность производителя может уменьшаться, но не обязательно сниматься. Если факт недоброкачественности продукта был установлен, то ответственность изготовителя существует в любом случае.
^ Покрытие ущерба

Вышеуказанные директивы Евросоюза затрагивают следующие виды ущерба:

 связанный со смертью или увечьями;

 повреждения имущественных ценностей, предназначенных для частного потребления (за исключением случаев повреждения продуктов на сумму менее 500 евро и при удержании этой суммы как собственного участия потерпевшего), материальный ущерб.

Директива никоим образом не ограничивает возмещение морального ущерба в соответствии с национальными законодательствами стран-участников ЕС. Директива не распространяется на ущерб вследствие ядерного инцидента, что регламентируется ратифицированными государствами-участниками международными соглашениями.

^ Исковая давность для ответственности

Пострадавший имеет в своем распоряжении срок в 3 года для востребования возмещения ущерба. Этот срок начинается со дня, когда был причинен ущерб или была выявлена ошибка в продукте и личность производителя дефектного изделия.

Ответственность производителя теряет силу с окончанием срока в 10 лет после начала поставки производителем продукта на рынок.

Никакая договорная оговорка, которая позволяет производителю ограничить его ответственность по отношению к пострадавшему не имеет законного основания.

Национальные законоположения отдельных государств ЕС в области договорной и внедоговорной ответственности за поставленный недоброкачественный продукт или продукт низкого качества данной директивой ЕС не затрагиваются. Поэтому пострадавший имеет соответствующие юридические основания реализовывать свои права в данной области.
^ Регулирование исключительных положений

Директива разрешает каждому государству-участнику устанавливать границу ответственности производителя за смерть или увечье, которые были вызваны рядом изделий, содержавших одну и ту же ошибку. Но вместе с тем Еврокомиссия
устанавливает минимальную границу компенсации ущерба в
70 млн. евро.

Отчетность

Согласно директиве, Еврокомиссия представила в Совет сообщение о действиях, направленных на защиту потребителей, и обзор внутреннего рынка через 10 лет после ознакомления с эффектом от действия директивы.

Особому анализу были подвержены положения директивы о:

— невиновности производителя в случае, если он докажет, что уровень научных знаний не дал ему возможности выявить ошибку в продукте перед поставкой его на рынок;

— введении возможной финансовой границы, которая устанавливается для всей ответственности производителя компенсировать возникший ущерб.

Кроме того, комиссия предоставляет всем европейским учреждениям раз в пять лет специальные сообщения об опыте применения директивы и вносит в них, при необходимости, предложения по совершенствованию.
^ Директива 1999/34/ЕЭС

Вследствие кризиса BSE сфера действия директивы 85/374/EWG была расширена новой директивой ЕС на основные сельскохозяйственные изделия (как, например, мясо, зерно, фрукты и овощи) и охотничьи продукты, причем все
исключительные положения были изъяты. Соответственно производитель и импортер обязаны платить компенсацию и проценты, если имеет место причинная связь между нанесенным ущербом и недоброкачественным изделием, при этом потерпевший не должен доказывать факт некачественности изделия по вине самого производителя, поставщика или импортера.

Директива способствует улучшению защиты потребителей и восстановлению доверия потребителей к доброкачественности сельскохозяйственных изделий, в то же время производители и импортеры призваны точно соблюдать действующие нормы и меры предосторожности и вести себя ответственно относительно безопасности исходного сельскохозяйственного сырья.

Расширение сферы действия директивы 85/374/ЕС облегчает применение механизма ответственности за исходные сельскохозяйственные изделия, независимо от наличия вины сельскохозяйственных производителей, во всех странах Европейского экономического пространства. Поэтому исчезает опасность нарушения правил конкурентной борьбы на внутреннем рынке ЕС вследствие устранения различий между действующими положениями об ответственности для первичных сельскохозяйственных изделий.

Одновременно устраняются трудности, которые встречаются иногда при проведении различий между первичными сельскохозяйственными изделиями и обработанными сельхозпродуктами.

Решение Евросовета от 19 декабря 2002 г. «Об изменении директивы об ответственности за недоброкачественные (дефектные) продукты» может расширить сферу применения института обязательной ответственности за продукт. Совет посчитал нужным провести анализ необходимости и целесообразности усиления механизма регулирования ответственности поставщика, привнесшего товар в хозяйственный оборот. До сих пор поставщики несли ответственность только за тот продукт, производитель которого не мог быть установлен.

^ 1.4. «Зеленая книга» ответственности
за недоброкачественный продукт


Зеленая книга Европейской Комиссии «Гражданская ответственность за недоброкачественные (дефектные) продукты» была выпущена 28 июля 1999 г.

Основной целью разработки данной инициативы является стремление оптимизировать систему обеспечения более полного возмещения убытков жертвам, пострадавшим от недоброкачественных (дефектных) продуктов, а также улучшение качества продуктов, без снижения инновационного потенциала промышленности.

Зеленая книга служит для того, чтобы создать предпосылки для постоянной оценки промышленностью и потребителями последствий данной директивы Евросовета об обязательной ответственности за продукт и для выработки решений и предложений для возможной ее ревизии. «Зеленая книга» является важным инструментом адвокатирования европейской политики защиты потребителей.

При заслушивании Еврокомиссией материалов о воздействиях Директивы 85/374/ЕС принимаются во внимание следующие параметры:

 индекс количества жалоб (число случаев ущерба, судебных решений и т.д.);

 ассортимент безопасных продуктов на рынке (например, решение производителя об отказе сбыта какого-либо продуктов из-за возможных рисков);

 развитие производственных расходов и отпускных цен, чтобы, в частности, установить, в какой мере производственные расходы в связи с регулированием ответственности за конечный продукт отражаются в цене продуктов;

 различия между экспортными рынками в пределах и вне Европейского союза;

 влияние директивы на инновации в промышленности.

Первая часть «Зеленой книги» служит оценке участниками рынка воздействий Директивы 85/374/ЕС, в соответствии с поставленными целями. Речь идет об анализе:

 воздействия на общеевропейскую торговлю и на экспорт в третьи страны, в частности, с учетом условий конкуренции, которые складываются из действия механизма гражданской ответственности европейских производителей, а также результатов экспорта на рынки, которые имеют более строгие законы в этой области права;

 воздействия на защиту здоровья и безопасность граждан. Речь идет о порядке и сроках возмещения ущерба на основании директивы 85/374/ЕС, а также о системе уравновешенного распределения риска между производителями и потребителями и возможностях возмещения ущерба в рамках социального страхования;

 расходов промышленности (страховые взносы, судебные издержки и издержки оценщика и т.д.) и издержек сектора страхования (уровень страховых взносов, взносов возмещения ущербов т.д.).

Вторая часть «Зеленой книги» содержит направления возможной ревизии Директивы 85/374/ЕС. Сама директива носит уравновешенный характер и представляет компромисс между интересами пострадавших, желающих получить наибольшую защиту по самой низкой цене, и производителей, которые требуют возможных пределов ответственности и инициируют короткие сроки ответственности. Еврокомиссия ходатайствует за поддержание этого равновесия.

Не затрагивая принципа, согласно которому пострадавший должен нести бремя доказывания, в зеленой книге разъясняется, что должна проверяться модальность практического проведения изготовителя или поставщика. Чтобы получить возмещение ущерба, пострадавший должен доказывать недоброкачественность продукта. Приведение доказательств может быть очень трудным и очень дорогостоящим.

В «Зеленой книге» приводятся несколько решений, позволяющих облегчить доказательное бремя:

 предположение наличия причинной связи, если пострадавший доказывает нанесенный ущерб и ошибку (дефект) продукта;

 установление той степени, которая является необходимой для доказательства (например, вероятность больше чем 60%);

 обязанность производителя предоставлять все необходимые документы пострадавшему;

 обязанность производителя перенимать издержки на экспертизу, которые затем ему возмещаются, если потерпевший проиграет судебное разбирательство;

 в случае, если продукт производится несколькими производителями и нельзя установить, кто является автором спорного продукта, можно обратиться к закрепленному в американском праве принципу: «Market share liability» (ответственность за долю участия на рынке), следовательно, пострадавшему достаточно доказать только следственную связь между повреждением/ущербом и инкриминированным продуктом без указания имени производителя.

В Директиве 85/374/ЕС предусмотрена возможность освободить производителя от ответственности, если на дату запуска продукта на рынок из-за объективного состояния науки и техники он не мог выявить эту ошибку. Хотя отдельные государства-участники уже в одностороннем порядке упразднили это исключение ответственности (директива предлагает эту возможность), в «Зеленой книге» ставится вопрос о воздействии введения генерального исключения ответственности:

 для промышленности, в частности, принимая во внимание ее способность вводить инновации;

 для отрасли страхования, в частности, принимая во внимание способность страхования таких рисков.

Европейская Комиссия ставит вопрос в «Зеленой книге» о поддержании границ ответственности, предусмотренных в указанной директиве, в том числе о самостоятельном участии пострадавших (франшиза). На сегодняшний день производители не должны возмещать убытки, которые не превосходят 500 евро.

Другой актуальный вопрос, обсуждаемый в рамках «Зеленой книги», это ограничение ответственности производителя за физический ущерб, который наносится физическим лицам серийными авариями.

Директива 85/374/ЕС предусматривает срок в 10 лет, по истечении которого производитель не несет больше ответственности. Вопреки более крупному финансовому риску для производителей и их страховщиков этот срок мог бы продлеваться, чтобы покрывать убытки, которые появляются по истечении 10 лет.

Что касается возможности страхования обязательной ответственности производителей, то «Зеленая книга» предоставляет возможность для обсуждения данного вопроса:

 должна ли на производителей возлагаться обязанность страхования ответственности, чтобы покрыть потенциальные риски при реализации их продуктов;

 требуется ли содействие при заключение добровольного соглашения между промышленностью и предприятием страхования.

Важнейший вопрос в создании необходимой инфраструктуры потребительского рынка касается прозрачности решений и их реализации. В частности, принимая во внимание сложные разбирательства в связи с ответственностью производителя, «Зеленая книга» ссылается на две существующие в Соединенных Штатах возможности:

а) «Jury verdict reporters» дают сведения о количестве случаев, виде продукции и ответственных; затем все эти сведения становятся гласными;

б) законодатель обязует производителей делать гласными случаи производства недоброкачественных (дефектных) продуктов, если:

— продукт вызвал смерть человека или тяжелое увечье;

— известны как минимум 3 судебных процесса одного содержания;

— вынесение приговора объявлено в пользу истца или же между сторонами был найден консенсус.

Сопоставимые мероприятия в отношении регулирования ответственности за некачественные (дефектные) продукты могли бы предусматриваться и приниматься как на уровне отдельных стран, так и на общеевропейском уровне.

Далее в «Зеленой книге» анализируется, при каких условиях поставщик недоброкачественного изделия становится ответственным за его качество. Должна ли эта ответственность независимо от наличия вины, введенная Директивой 85/374/ЕС, распространяться на всю цепочку сбыта продукта, если деятельность участников производства могла негативно повлиять на безопасные качества запущенного в обращение продукта, например, при повторной упаковке, транспорте или складировании?

Определение области применения вышеуказанной директивы тоже является предметом обсуждения с помощью «Зеленой книги».

Другой актуальный вопрос, подлежащий обсуждению со всеми субъектами рынка, — распространяется ли действие директивы на недвижимое имущество? Современное регулирование механизма ответственности распространяется на случаи смерти и нанесения увечий, а также материальные ущербы, если вещь предназначалась для частного употребления. Должно ли действовать исключение для случаев нанесения душевного и морального ущерба от недоброкачественного товара, который предназначен для промышленного потребления?

Важное значение в «Зеленой книге» отводится вопросам взаимоотношений органов юстиции и пострадавших, в частности, проблеме облегчения возбуждения судебного иска. Важным практическим вопросом остается возможность подачи группового иска или иска со стороны общественных объединений, представляющих права потребителей.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconИнформация для расчета страховой премии по осаго
Страхование обязательной автогражданской ответственности в отношении вышеуказанного транспортного средства произвожу впервые
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconИнформация для расчета страховой премии по осаго
Страхование обязательной автогражданской ответственности в отношении вышеуказанного транспортного средства произвожу впервые
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 icon2. Закон спроса, закон предложения. Определение равновесия и равновесная цена
Макроэкономические показатели: валовой и внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальный доход
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconЗакон ответственности я не всесилен, но и не беспомощен 121 Закон...
К47 «Дети: границы, границы» /Пер с англ.: И. Стариковская М.: «Триада», 2001, 320 с
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconЗакон энергетической проводимости системы. Закон неравномерности...
Что означает тезис – не знание зртс не освобождает от ответственности за потерянные ресурсы (пример с асвт, ес-эвм и Apple, с Японскими...
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconЗакон об осаго федеральный закон "об обязательном страховании гражданской...
Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (осаго) РФ №40-фз от 25. 04. 2002 г
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconОсновные понятия
Основными обобщающими показателями результатов функционирования национальной экономики за определенный период применяются такие агрегаты,...
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconСтатистика макроэкономических показателей
Бнх) в нашей стране (и странах сэв до 1988 г.) являются совокупный общественный продукт (соп) и национальный доход (НД). Важнейшими...
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconЗакон РФ «Об образовании» от 10. 07. 1992 г. N 3266-1, (статья 15 пункт 4)
В образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных образовательных программ завершается обязательной...
Закон об обязательной ответственности за продукт 26 iconЗаконодательства об ответственности за преступления в сфере экономической деятельности
Данный Закон мог применяться на территории Российской Федерации
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница