Таможенное право – комплексная отрасль российского права


НазваниеТаможенное право – комплексная отрасль российского права
страница1/6
Дата публикации28.07.2013
Размер0.75 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6



  1. Таможенное право – комплексная отрасль российского права.

Комплексная отрасль права, представляющая собой систему правовых норм различной право-отраслевой принадлежности, которые устанавливаются (санкционируются) государством и предназначены для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, взиманием таможенных платежей, таможенными операциями , таможенным контролем и другими средствами проведения таможенной политики как составной части внутренней и внешней политики.


  1. ^ Предмет, система и источники таможенного права.

Предмет таможенного права — это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенной деятельности. Общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и составляющие предмет таможенного права, называются таможенными правоотношениями.

Главная особенность таможенных отношений состоит в том. что все они складываются в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, его оформлением и контролем, а также уплатой таможенных платежей. Таможенные правоотношения охватывают:

  • организацию таможенного дела;

  • перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств;

  • регулирование таможенных режимов;

  • взимание таможенных платежей;

  • предварительные операции;

  • таможенное оформление;

  • таможенный контроль над товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу РФ;

  • валютный контроль;

  • совершение правонарушений (административных и уголовных) в сфере таможенного дела;

  • обжалование и рассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РФ и их должностных лиц;

  • организацию государственной службы в таможенных органах и выполнение государственными служащими возложенных на таможенные органы задач и функций;

Понятие «система таможенного права» включает в себя подразде-
ление юридических норм этой отрасли на главные части, основные 
разделы, институты и входящие в них нормы.
В общую часть входят понятие и содержание таможенного дела, 
таможенный политики и ее целей, таможенной территории и таможенной 
границы Российской Федерации и другие общие термины и понятия, от-
носящиеся к регламентации таможенного дела и закрепленные в тамо-
женном законодательстве.

Система особенной части таможенного права сформирована с уче-
том специфики соответствующих блоков, элементов таможенного дела. 
Она включает правовое регулирование порядка перемещения через та-
моженную границу товаров и транспортных средств; таможенного тари-
фа и взимания таможенных платежей; таможенного оформления; тамо-
женного контроля; ведение товарной номенклатуры внешнеэкономиче-
ской деятельности.

Источники: конституция, ТК ТС, ФЗ «о таможенном регулировании», закон РФ «о таможенном тарифе», ФЗ «об основах государственного регулирования внешнеэконом деят.


  1. ^ Соотношение таможенного права с другими отраслями Российского права.

Конституционное право, имеющее основополагающий, исходный ха-
рактер для всех остальных отраслей права, играет такую роль и по 
отношению к таможенному праву. Некоторые нормы конституционного 
права, не теряя такого своего значения, одновременно входят в со-
став таможенного права.
ТАМОЖКА : УГОЛОВКА - Будучи комплексным по характеру и структуре, таможенное 
право вбирает в себя нормы уголовного и уголовно-процессуального 
права. Речь идет о формировании в Таможенном Кодексе статей о кон-
трабанде, других преступлениях в сфере таможенного дела. Санкции 
за совершение таких преступлений в Таможенном Кодексе не устанав-
ливаются – в нем содержатся отсылочные нормы к УК.
Административное право наиболее тесно среди всех других от-
раслей соприкасается с таможенным правом. Нормы материального ад-
министративного права и административно-процессуальные нормы зани-
мают доминирующее, ведущее положение в системе правовых норм тамо-
женного права. Однако это не означает, что таможенное право погло-
щается административным правом. Хотя административно-правовые нор-
мы занимают центральное место в таможенном праве, последнее вслед-
ствие многообразия и неоднородности регулируемых им отношений не 
растворяется в административном праве, сохраняет свою специфику, 
будучи одной из комплексных отраслей современного российского пра-
ва.
Обнаруживается и взаимосвязь таможенного и трудового права. 
Речь идет о нормах ТК, касающихся правового статуса должностных 
лиц, их прав и обязанностей в области труда.


  1. ^ Таможенное право как учебная дисциплина, его значение для подготовки сотрудников налоговых органов.

Таможенное право – сравнительно "молодая" учебная дисциплина. Структура ее еще окончательно не сложилась, она только формируется с учетом опыта других, близких отраслей права и соответствующих учебных дисциплин.

В предлагаемой нами структуре учебная дисциплина делится на две основные части – Общую и Особенную.

В Общую часть входят восемь разделов: I. Основы таможенного дела в Российской Федерации; II. Таможенное право – комплексная отрасль российского права и учебная дисциплина; III. Таможенные правоотношения и нормы; IV. Субъекты таможенного права; V. Формы деятельности таможенных органов; VI. Государственная служба в таможенных органах Российской Федерации; VII. Психологические, технические и терминологические аспекты таможенной деятельности; VIII. Ответственность по таможенному праву.

Особенная часть учебника состоит из пяти разделов: IX. Правовые перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств; X. Таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей; таможенные льготы; XI. Правоохранительная и информационная деятельность таможенных органов; XII. Производство по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрение; XIII. Основные институты таможенного дела и таможенного права государств – членов Содружества Независимых Государств.

Особый блок учебной дисциплины составляет так называемая Специальная часть, посвященная вопросам участия Российской Федерации в международно-правовом сотрудничестве в области таможенного дела со странами СНГ и дальнего зарубежья.


  1. ^ Понятие, содержание и структура таможенного дела.

Согласно ст. 1 ТК, таможенное дело в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. 

Что касается составных частей таможенного дела, то к ним, помимо перечисленных, должны быть отнесены таможенная статистика и ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, борьба с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела, а также с нарушениями таможенных правил, производство по делам о нарушениях таможенных правил и др.

С учетом сказанного структура таможенного дела может быть представлена следующими двенадцатью блоками:

1) таможенная политика;

2) перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств;

3) таможенные режимы;

4) таможенно-тарифное регулирование;

5) таможенные платежи;

6) таможенное оформление;

7) таможенный контроль;

8) таможенная статистика и Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности;

9) контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела;

10) нарушения таможенных правил и ответственность за них;

11) производство по делам о нарушениях таможенных правил;

12) рассмотрение дел о нарушениях таможенных правил.


  1. ^ Таможенная политика России: понятие, сущность и значение.

Таможенная политика России определяется высшими органами государственной власти и управления страны и является составной частью внешней и внутренней политики российского государства.

Таможенная политика должна содействовать обеспечению экономической безопасности, под которой понимается состояние экономики, гарантирующее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.

Статья 2 ТК закрепляет, что в Российской Федерации осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики России. Ее цели определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с ТК и другими источниками таможенного права и сводятся к обеспечению наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на российской таможенной территории, участию в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию реализации основных задач экономической политики России.

Направленность целей таможенной политики на защиту российского рынка товаров и на стимулирование развития национальной экономики обусловливает ее тесную связь с внутренней политикой российского государства. Как составная часть внешней политики государства, таможенная политика России призвана таким образом реализовывать внешнеэкономические интересы государства, чтобы не только защищать находящуюся в кризисном состоянии национальную экономику от дальнейшего развала, но и способствовать проведению ее структурной перестройки с целью оживления, оздоровления и последующего подъема.

Таможенная политика опирается на деятельность таможенной службы, являющейся институционной предпосылкой ее реализации. 
^ 7.Основные проблемы развития таможенно - правовых институтов в России.

Глубокий кризис и последующий крах партийно-советской системы 
управления экономикой и социальными процессами и стремительный пе-
реход России, в особенности после августовских событий 1991 года, 
к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям 
повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и 
управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и тамо-
женного дела.
Началом создания таможенной службы и других таможенно-
правовых институтов России можно считать распоряжение Президента 
РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на 
территории РСФСР». 
Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был 
создан центральный таможенный орган России – Государственный тамо-
женный комитет. 
Важным шагом в определении правового статуса ГТК РСФСР был 
Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации централь-
ных органов государственного управления РСФСР», в соответствии с 
которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру и, 
следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР. 
По указу Президента России «О системе центральных органов фе-
деральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 года ГТК вме-
сте с другими российскими ведомствами образовал систему органов 
межотраслевого регулирования. 
С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, пре-
кратил свое существование СССР. Все таможенные органы, действовав-
шие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрис-
дикцию России. Появилась необходимость разработать статус цен-
трального таможенного органа.
26 декабря 1991 года российское Правительство во исполнение 
Указа Президента от 25 октября 1991 года приняло постановление 
№ 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР». Этим 
постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации 
таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о 
ГТК РСФСР. В положении были конкретизированы правовой статус ГТК, 
его задачи, функции и порядок деятельности.
Непременным условием существованием целостного государства 
является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограниче-
ний перемещение внутри страны товаров, капиталов. 
Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве 
РСФСР» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управ-
ления предписано обеспечить на территории России свободное переме-
щение товаров, капиталов и рабочей силы. 
Принцип свободного перемещения товаров на территории России 
был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 
29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное 
задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных орга-
нов. 
Тем самым пресечены попытки установления своеобразных тамо-
женных границ внутри государства, раздробления единой таможенной 
территории России. У единого государства должна быть единая внеш-
няя таможенная граница.
Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической дея-
тельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 годя правительст-
ву было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положе-
ние о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 
1992 году, а также представить предложения по порядку налогообло-
жения экспортно-импортных операций и размерам ставок соответствую-
щего налога и таможенных тарифов.
Почти одновременно с началом организации системы нетарифного 
регулирования внешнеэкономических связей появились первые докумен-
ты, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. 
Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года № 91 
«О введении экспортного товара на отдельные товары, вывозимые с 
территории РФ», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на 
импортные товары» носили временный характер и действовали до вве-
дения общего таможенного тарифа. 
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 
1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного тарифа РФ» были 
преобразованы ранее установленные ставки этого тарифа. В частно-
сти, предусмотрена более четкая и удобная для пользования редакция 
экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правитель-
ство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф 
СССР.
Завершающей вехой этого периода и началом качественно нового 
этапа развития таможенного законодательства России явилось приня-
тие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 го-
да, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, до-
полняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный 
период развития таможенного дела и формирование таможенного права 
в РФ.
Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 
марта 1995 года «О признании утратившими силу и об отмене решений 
Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об ос-
новных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ». 
С этими указами тесно связан Федеральный закон от 13 марта 
1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам 
внешнеэкономической деятельности», отменяющий все ранее предостав-
ленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том 
числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и 
других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными по-
шлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за 
исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном 
тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об ак-
цизах» и Таможенным кодексом.
Особый политико-экономический резонанс вызвал Указ президента 
РФ «О признании утратившими силу и об отмене решений Президента РФ 
в части предоставления таможенных льгот». 
В 1992-1993 годах многие предприятия, организации и регионы 
получили право беспошлинного вывоза за рубеж сырья и стратегиче-
ских товаров, что привело к серьезным потерям доходов и к другим 
отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядо-
чить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать рав-
ные экономические условия ее участникам.

  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconВопросы для подготовки к зачету
Таможенное право как комплексная отрасль законодательства, его место в системе российского права
Таможенное право – комплексная отрасль российского права icon1. Экологическое право как отрасль российского права
Экологическое право – это самостоятельная, комплексная отрасль права, регулирующая отношения в области взаимодействия общества и...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права icon1. Земельное право как отрасль права, правовая наука, учебная дисциплина....
Земельное право это самостоятельная отрасль российского права призванная регулировать особую сферу общественных отношений по поводу...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconАграрное право, как отрасль Российского права, предмет аграрного права
Предмет правового регулирования — это определенная сово­купность общественных отношений. Он отвечает на вопрос, что (какие отношения)...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconТаможенное право (лекции)
Таможенная политика, таможенное регулирование и таможенное дело. Система, принципы и источники таможенного права России. Таможенно-правовые...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconПлан: Понятие и сущность предпринимательского права Предмет и метод предпринимательского права
Предпринимательское право – это комплексная отрасль, гармонично сочетающая публично-правовые и частноправовые начала
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconI. Муниципальное право России комплексная отрасль права и наука
Фундаментом и материально-организационной основой формирования муниципального права является особая группа общественных отношений,...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconОбщая часть
Гражданское процессуальное право — самостоятельная отрасль российского права. Понятие, предмет, метод регулирования и система гражданского...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconТематика контрольных работ
Конституционное право Российской Федерации как отрасль права: понятие, предмет и метод регулирования, место в системе российского...
Таможенное право – комплексная отрасль российского права iconТема конституционное право ведущая отрасль российского права Вопросы
Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на основе норм данной отрасли права функционируют российское...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница