1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в


Название1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в
страница1/10
Дата публикации30.07.2013
Размер1.36 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
1.4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений

Термином «протокол» (греч. protokollon:от protos – первый и kollа – клеить) в средние века определялись правила оформления документов и ведения архивов. Позже слово «протокол» стало использоваться применительно к дипломатической службе. В византийской дипломатии им называли первую часть составленного в торжественных выражениях документа с перечислением высоких лиц. Европейская дипломатия уже в средние века относила к протоколу вопросы этикета и церемониала.

В отечественной и зарубежной литературе существует много определений понятия «протокол». Определение авторитетных американского и французского дипломатов Д. Вуда и Ж. Серре: «Протокол является совокупностью правил поведения правительств и их представителей по официальным и неофициальным поводам». Ее авторы, как видим, не ограничивают протокол лишь сферой профессиональной дипломатии.

Л. Лойко «Протокол означает совокупность правил, традиций, условностей, регламентирующих государственную и дипломатическую деятельность».

Многие нормы государственного протокола тесно связаны и переплетены с нормами официального этикета, т. е. общепринятыми правилами поведения официальных лиц в отношениях друг с другом и на публичных мероприятиях.

Части государственного протокола придается уровень церемониалов (от лат. caerimonia – благоговение, культовый обряд). Под церемониалом понимается торжественный официальный акт, проведение которого предполагает жестко установленный порядок, строгую однозначность действий участников, отсутствие каких-либо вариантов в их поведении. Таким образом, церемониал – строго регламентированная часть протокола. К разряду церемониалов относятся, например, вручение верительных грамот, торжественная встреча главы другого государства, прохождение почетного караула, поднятие государственного флага и т. д. Перечисленные протокольные действия выполняются в строгом соответствии с нормативными требованиями.

Конечно же, важнейшей функцией протокола является установление правил взаимоотношений между государствами, регулирование дипломатической деятельности. Наиболее полное определение дипломатического протокола дает «Дипломатический словарь»: «Протокол дипломатический – совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении». В соответствии с этими правилами осуществляются назначение, аккредитация и отзыв дипломатических представителей, определяется их старшинство, планируется церемониал по поводу того или иного события, проводятся международные конференции и переговоры, ведется официальная переписка, наносятся визиты, организуются приемы и т. д.

В последние годы, прежде всего в связи с ростом негосударственного сектора экономики, развитием коммерческой и предпринимательской деятельности, достаточно активно используется понятие «деловой протокол». В своей основе деловой протокол – это те же правила государственного и дипломатического протокола (порядок встреч и проводов, ведение переговоров, организация приемов и т. п.).

Правила протокола исторически обусловлены. Они возникли из постоянных повторений и отбора тех традиций, обычаев и образцов поведения, которые в наибольшей степени способствовали атмосфере миролюбия в общении людей. С появлением государств и развитием отношений между ними появилась необходимость в упорядочении внешних форм публичной деятельности государственных институтов и организации межгосударственного общения на основе добрососедства. Эти функции и выполняют государственный и дипломатический протокол, развиваясь и эволюционируя с развитием объектов их применения.

Нормы дипломатического протокола являются международными. В их основе лежит признание государственного суверенитета, равенства, территориальной целостности, невмешательство во внутренние дела друг друга. Это проявляется, с одной стороны, в демонстрации властями страны аккредитации уважения к дипломатическому представителю того или иного государства, с другой–в таком же отношении диппредставителя к официальным лицам и учреждениям государства, в котором он аккредитован. При всех различиях во взаимоотношениях между государствами общепризнано, что каждый дипломат пользуется в стране пребывания одинаковыми привилегиями и иммунитетами в соответствии с его рангом.

Некоторым нормам протокола международными правовыми актами придана юридическая сила. Однако большинство норм исходит из традиций международной вежливости, носит согласительный характер. Тем не менее, общепринятые правила протокола исполняются всеми государствами одинаково. Будучи заинтересованы в добрососедских отношениях, они демонстрируют эту заинтересованность, строго соблюдая протокольные условности в межгосударственных отношениях.

Помимо всего, соблюдение правил протокола основывается на принципе взаимности. Приняв представителя другого государства у себя в стране не на должном уровне, трудно рассчитывать на проявление гостеприимства к своему представителю за рубежом.

Универсальность правил международного общения не означает их полного единообразия. В рамках общепризнанных норм, в зависимости от состояния отношений между государствами, политических задач, допустима определенная дифференциация подходов. Без нарушения основ протокола официальному мероприятию может быть придана большая или меньшая торжественность, расширен или, наоборот, сужен круг его участников, изменен их персональный состав и т. д. Однако, прибегая к таким мерам, всегда нелишне вспомнить об упоминавшемся уже принципе взаимности.

Протокол помогает демонстрировать уважение к другим государствам не в ущерб своему престижу, национальному достоинству и самобытности. Помимо унифицированных протокольных правил, которые имеют фактически характер международно-признанного обычая, существуют специфические правила официального протокола отдельных государств (государственный протокол). Их происхождение обусловлено национальными традициями, народными обрядами и ритуалами разных эпох. Бережное отношение государств к своему культурному наследию, органически переплетенному с современной процедурой внешних сношений, значительно разнообразит и обогащает протокольную практику. К тому же выработка модели национального протокола – одно из важных средств формирования имиджа государств, их самоидентификации и узнаваемости в мировом сообществе. Характерный для белорусского общества некоторый нигилизм в отношении к своим историческим корням, ограниченность использования родного языка на официальном уровне особенно актуализируют эту важную функцию протокола.

^ 2. 15.Предпосылки возникновения и эволюция дипломатического протокола

«Протокол дипломатический» – это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, официальными лицами в международном общении.

Правила протокола исторически обусловлены. Они возникли из постоянных повторений и отбора тех традиций, обычаев и образцов поведения, которые в наибольшей степени способствовали атмосфере миролюбия в общении людей. С появлением государств и развитием отношений между ними появилась необходимость в упорядочении внешних форм публичной деятельности государственных институтов и организации межгосударственного общения на основе добрососедства. Эти функции и выполняют государственный и дипломатический протоколы, развиваясь и эволюционируя с развитием объектов их применения.

^ 16. Протокольное старшинство официальных лиц в Республике Беларусь

В Республике Беларусь Президентом страны утвержден Реестр государственных служащих, который является ориентиром в определении протокольного старшинства официальных лиц. Список включенных в Реестр лиц выглядит следующим образом:

I. Лица, занимающие высшие государственные должности

• Премьер-министр

• Председатель Совета Республики Национального собрания

• Председатель Палаты представителей Национального собрания

• Председатель Конституционного Суда

• Председатель Верховного Суда

• Председатель Высшего Хозяйственного Суда

• Глава Администрации Президента Республики Беларусь

II. Руководящие работники государственных органов и иных государственных организаций

• Заместители Премьер-министра

• Заместитель Председателя Совета Республики Национального собрания

• Начальник Службы безопасности Президента Республики Беларусь

• Президент Национальной академии наук Беларуси

• Министры, председатели Комитета государственной безопасности, Государственного комитета пограничных войск, Государственного таможенного комитета

• Заместители министров, председателей Комитета государственной безопасности, Государственного комитета по авиации, Государственного комитета пограничных войск, Государственного таможенного комитета

• Послы Республики Беларусь, постоянные представители Республики Беларусь при международных организациях и в межгосударственных органах, генеральные консулы Республики Беларусь

• Помощники Президента Республики Беларусь

• Пресс-секретарь Президента Республики Беларусь

• Руководители структурных подразделений Администрации Президента Республики Беларусь

• Ректор Академии управления при Президенте Республики Беларусь

• Директор Института социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь

• Директор Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь

• Директор национального центра правовой информации

• Руководители важнейших государственных организаций

• Руководители государственных высших учебных заведений

• Заместитель Председателя Конституционного Суда

• Судьи Конституционного Суда, назначенные Президентом Республики Беларусь

• Судьи Конституционного Суда

• Заместители Председателя Верховного Суда

• Судьи Верховного Суда

• Судьи Высшего Хозяйственного Суда

• Заместители Генерального прокурора

• Главный государственный судебно-медицинский эксперт – начальник Государственной службы судебно-медицинской экспертизы

• Прокуроры областей и г. Минска

Как видим, настоящий список включает лишь действующую административную элиту. Он существенно облегчает работу протокольных структур, но не освобождает от необходимости определения в каждом конкретном случае места в протокольной иерархии представителей религиозных конфессиий, общественных деятелей, руководителей творческих союзов и т. д.

^ 7. Венский 1815 г. и Аахенский 1818 г конгрессы и упорядочение норм протокола и дипломатической иерархии

Разрешение накопившихся проблем старшинства внутри дипломатического корпуса состоялось на Венском конгрессе участников антинаполеоновской коалиции. В марте 1815 г. к Генеральному акту Венского конгресса было оформлено «Приложение №17» («Венский регламент»). Полное название документа – «Положение относительно дипломатических агентов». Венский регламент устанавливал, что ни родственные связи между дворами, ни политические союзы не дают послам никаких преимуществ друг перед другом. Единственным критерием старшинства посла признавался срок пребывания его в стране, исчисляемый со дня вручения им верительных грамот главе государства. Для протокольной практики принятое решение было по-своему революционным. Наконец исчезла необходимость соперничать за старшинство. Говоря словами известного дипломата Э. Сатоу, с этого времени дипломаты «не добиваются старшинства, они его получают». Посол, первым вручивший верительные грамоты, становился старшим – дуайеном дипломатического корпуса. В странах, где имелся папский посол (нунций), он признавался дуайеном независимо от времени пребывания в стране.Были определены следующие классы дипломатических представителей:

1) посол или папский легат (нунций),

2) посланник или полномочный министр (или иные аккредитованные при главе государства лица),

3) поверенный в делах.В 1818 г. на Аахенском конгрессе Священного союза был принят Аахенский протокол, по которому приведенный список был дополнен классом министра-резидента, занявшим место между посланником и поверенным в делах. Дипломатические представители первых трех классов [посол (нунций), посланник, министр-резидент] аккредитовывались при главе государства пребывания. Поверенный в делах представлял своего министра иностранных дел при министре иностранных дел страны пребывания

^ 18. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. об упорядочении дипломатической иерархии

Решения Венского регламента и Аахенского протокола не снимали всех противоречий дипломатического старшинства. Существовавшее неравенство государств влекло неравенство дипломатов. В Европе, например, только великие державы (Англия, Австрия, Пруссия, Россия и Франция) могли аккредитовать за границей послов. После Крымской войны 1853–1856 гг. это право получила Турция; после франко-прусской войны 1870–1871 гг. – Германия; после русско-японской войны 1904 г. – Япония. Менее влиятельные государства ограничивались направлением диппредставителей классом ниже.

Несмотря на несовершенство указанных документов с позиций сегодняшнего дня, они регулировали международную протокольную практику на протяжении более 150 лет.

В 1961 г. под эгидой ООН в Вене была проведена международная дипломатическая конференция, принявшая Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая сегодня является основным международным документом по протокольным вопросам. Согласно Конвенции, главы дипломатических представительств подразделяются на три класса:

1) посол (нунций),

2) посланник (интернунций),

3) поверенный в делах.

Диппредставители 1–2-го классов аккредитуются при главе государства; поверенный в делах–при министре иностранных дел.

Исключение из дипломатической иерархии класса «министр-резидент» лишь зафиксировало сложившееся в международной практике положение. Глав дипломатических представительств этого класса в прошлом назначали лишь в странах Латинской Америки.

Нельзя смешивать дипломатический класс поверенного в делах с должностью временного поверенного в делах. Последний является временным главой дипломатического представительства в отсутствие его непосредственного руководителя.

Подтверждением принципа суверенного равенства всех государств можно считать сложившуюся в последнее время практику учреждения дипломатических представительств только на уровне посольств. Венская конвенция 1961 г. установила принцип равенства глав дипломатических представительств независимо от их ранга. Это оказалось не лишне. Классы глав диппредставительств обычно совпадают с их рангами. Однако некоторые страны, например США, направляют возглавлять посольства в малые государства молодых дипломатов в ранге советника и даже первого секретаря. В Италии, по словам известного российского дипломата В. И. Попова, вообще насчитывается всего 20 дипломатов, имеющих ранг чрезвычайного и полномочного посла.

В определении старшинства между главами дипломатических представительств главным критерием остается время их пребывания в стране. В зависимости от местной практики оно исчисляется со дня приезда посла в столицу или со дня вручения им верительных грамот главе государства. Учитывая, что время пребывания посла в стране направляющая сторона обычно огараничивает 3–5 годами, в силу естественной ротации дипломатический представитель любого государства получает возможность однажды стать старшим послом (дуайеном). Дуайен (фр. Douen – старшина, старейшина) – дипломатический представитель первого класса, который первым из своих коллег вручил верительные грамоты главе государства.

В некоторых странах сохранилась традиция предоставлять послу Ватикана старшинство перед другими послами независимо от сроков аккредитации. Есть и другие исключения из общепринятой практики. В ряде государств, бывших французских колониях, дуайеном всегда является посол Франции. В Буркина-Фасо (бывшая Верхняя Вольта) такое преимущество дается послам из африканских государств. Есть свои особенности в определении старшинства руководителей миссий (Верховных комиссаров), которыми обмениваются страны-члены Содружества (бывшего Британского).

Старшинство временных поверенных в делах определяется классом дипломатического представителя, которого они замещают, и датой извещения об их (временных поверенных) вступлении в должность.

Международная практика, как уже отмечалось выше, предполагает коллективное старшинство глав дипломатических представительств, аккредитованных в стране (дипломатического корпуса). Согласно принципу коллективного старшинства, на официальных церемониях, куда приглашен дипкорпус, ему предоставляется почетное первое место. При этом непременно соблюдается единство дипкорпуса; недопустимо размещение в разных местах диппредставителей разных классов. Если дипломатическое представительство приглашено в полном составе, его члены занимают места рядом с главой представительства.

Поскольку привилегии членов дипломатического корпуса распространяются и на их супругов, принцип коллективного старшинства применяется и по отношению к женам и мужьям дипломатов.

Старшинство внутри отдельных дипломатических представительств определяется национальным законодательством и традициями аккредитующей страны. Основным его критерием является присваевымый дипломату ранг или занимаемая им должность.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Похожие:

1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в icon1. Зарождение международных отношений. Особенности международных отношений в Древнем мире
Город стал центром объединения племен и народов, его роль – накопления ресурсов, а нужды – создание армии и завоевание новых территорий,...
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconИнститут истории и международных отношений Кафедра международных...

1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconДипломатический протокол
В средние века под термином «протокол» понимались правила оформления документов и ведения архивов
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconУтверждён на заседании кафедры гражданского, арбитражного и административного...
Понятие и классификация источников гражданского процессуального права. Роль судебной практики в развитии гражданского процессуального...
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в icon«Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.»
На тему: «Понятие и роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии муниципальных образований.»
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconТема. Сущность и основные формы международных экономических отношений в мировом хозяйстве
Все субъекты мировой экономики взаимодействуют между собой через систему международных экономических отношений, которые на практике...
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconТрудно себе представить, но русскому предпринимательству действительно...
Нарастающая роль российской буржуазии в развитии прогрессивных экономических отношений привела к демократизации государственного...
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconДоклад на конференции «Религия в современной системе международных...
Доклад на конференции «Религия в современной системе международных отношений: либерализм и традиционное сознание», факультет международных...
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconТомский государственный университет кафедра новой, новейшей истории...
...
1. 4 Понятие протокола и этикета. Их роль в развитии международных отношений Термином «протокол» (греч protokollon: от protos первый и kollа клеить) в iconУчебник / Под ред. А. В. Торкунова.(Мгимо)   Рекомендовано Учебно-методическим...
Книга предназначена для студентов профильных вузов и факультетов, а также всех интересующихся проблемами международных отношений
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница