Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md


Скачать 59.61 Kb.
НазваниеИз интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md
Дата публикации23.03.2013
Размер59.61 Kb.
ТипИнтервью
userdocs.ru > Право > Интервью
Улыбка Чеширского кота и многое другое из истории кельтов
--------------------

Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу PRO.MD:

- Прежде всего, кто такие кельты? Западные индоевропейцы, которых римляне знали под именем галлов, а греки - галатов. Современные кельтские народы - это ирландцы, бретонцы, уэльсцы (валлийцы) и горные шотландцы. В V-III вв. до н.э. кельтская экспансия охватила половину Европы, от Испании до Закарпатья и от Британских островов до Малой Азии. Но конец был таким же бурным, как и начало: уже к рубежу нашей эры кельты сами были покорены римлянами и германцами. Лишь на Британских островах их культура уцелела и в средневековье. Хотя её наследие вошло в золотой фонд Европы: достаточно назвать короля Артура, Тристана и Изольду, традицию странствующих рыцарей и даже искусство книжной миниатюры - всё это кельтская традиция. Это для начала.

В 280-х годах до н.э. кельтское вторжение захлестнуло Балканы, едва не смело Македонию и другие царства. Кельты разграбили даже Дельфийское святилище, да при этом шутили, что слишком богатые боги должны делиться с людьми. В римское время на нижнем Дунае известны города Дуросторум (Силистра) и Новиодунум (Исакча). Это типичные кельтские названия: дунум или дурум по-кельтски укреплённое поселение. В Румынии масса кельтских находок. Есть они и в Молдове. У села Бубуечь, например, обнаружен богатый клад, в его составе - кельтский шлем и характерный котёл. Упоминают кельтов в наших краях и античные авторы, например, Помпей Трог.

- Кстати, этот же автор упоминает и каких-то таинственных бастарнов, о которых Вы не раз писали. Бастарны - самый загадочный народ того времени. Кто считает их германцами, кто - кельтами, не говоря уже о более экзотических гипотезах.

- А Вы, Марк Борисович?

- Бастарны были бастарнами. Точнее их не определить. Современная наука свидетельствует в пользу того, что пришли бастарны из района Ютландии, то есть с территории современной Дании. Ученые их относят к народам между кельтами и германцами - немножко те, немножко эти. А знаменитого вождя Клондика историки античности называют то галльским царём, то гетским, то бастарнским. Видимо, бастарны, как и кельты, легко принимали в свою среду любого, кто им подходил, и вообще охотно смешивались с другими народами.

Громадная историческая роль, которую сыграли бастарны, как-то скрылась в тени других событий. В конце III в. до н.э. они появляются на Правобережной Украине, где оставляют сотни поселений. Самым знаменитым стало поселение в районе села Зарубинцы. И практически в то же время бастарны селятся на территории Молдовы. Их древние обиталища обнаружены во всей центральной и северной части региона. Здесь они испытали дополнительное влияние со стороны гетов-фракийцев. Возникла весьма самобытная культура кельто-германо-фракийская.

- А дальше?

- Дальше, приходили новые волны бастарнов из Северной Европы, и не находя для себя уже места в Молдове, их путь лежал в Трансильванию и на Балканы. Вождь, или, точнее, король бастарнов - Клондик пытался поддержать, хотя и неудачно, последнего македонского царя Персея в войне с Римом. Гетский царь Орол, правивший в Трансильвании, потерпел от бастарнов поражение и в наказание велел своим воинам заниматься женским трудом и спать ногами к изголовью до тех пор, пока они не возьмут реванш. Однако, скорее всего, реванша не вышло. Бастарны упоминаются на землях Молдовы ещё достаточно долго, весь второй и первый века до н.э.. В эпоху ранней империи под именем певкинов они населяют остров Певку в устье Дуная (видимо, нынешний остров Летя или Сфынтул-Георге). Позже, в середине I века новой эры, после вторжения иранских кочевников - сарматов бастарны отодвигаются на север, в Прикарпатье и на Волынь, оставляя территорию Молдовы новым обитателям. Сарматы задержались тут еще на четыреста лет. В конце концов, через много веков, бастарны, вернее их дальние потомки - стали одними из предков славян, но это уже другая тема. В любом случае, у бастарнов с кельтами действительно много общего.

- Итак, кельты на нашей земле были. Какой же след они могли оставить в нашей истории?

- Для ответа сначала надо сказать об особенностях кельтской культуры. Прежде всего, вершины их искусства - не крупные сооружения, а мелкие предметы, которые можно было надеть на себя или носить при себе. А украшаться кельты любили настолько, что римляне прозвали их петухами. И не только за это: кельты всегда славились как отчаянные драчуны, а ещё как самозабвенные спорщики и любители парадоксов.

И вот когда смотришь на их золотые и бронзовые гривны, браслеты, фибулы, возникает чувство какой-то ирреальности. Сначала видишь изысканные ритмичные изгибы, причудливо разворачивающиеся и сворачивающиеся кривые линии. И вдруг из их сочетаний выглядывают лики то ли людей, то ли животных, фантастические маски с выкаченными глазами и лихо закрученными усами. Такое искусство, полное двусмысленности, могли создавать и воспринимать люди необычайной душевной утончённости, с глубоким мистическим мироощущением. Знаменитый кельтолог П. Якобсталь назвал этот феномен стилем Чеширского Кота - того самого кота из сказки Льюиса Кэрролла, который уходит, а улыбка его остаётся. А другой учёный, В. Мегоу, сравнил кельтское искусство со стилем Диснея - и тоже с полным основанием.

Общественное устройство кельтов весьма своеобразно. Цезарь писал о них как о людях воинственных, драчливых и неспособных к дисциплине. Все античные правители, какие только могли, обзаводились отрядами кельтских наёмников, отличавшихся не только силой, но и особой подготовкой, вроде той, какую в наши дни стремятся дать восточные единоборства. Но при этом кельты не знали (и до конца своей истории не хотели знать) государства в нашем понимании - с аппаратом принуждения и массой чиновников. Их короли были племенными вождями на небольшой территории. Верховных вождей кельты избирали только для войны и только на время войны. В мирное время они в государстве не нуждались и потому его не заводили.

- Как и у нас до XIV века.

- Именно. Зато громадную роль играли жрецы - друиды. Именно они были хранителями нравственности и законов, именно они обучали юношество. Их мощная корпорация, нечто вроде тайного ордена, была единственной силой, объединявшей всех кельтов. Друиды разбирали большинство судебных дел, и тот, кто не подчинялся их суду, отстранялся от религиозных церемоний. А это была гражданская смерть: от такого человека шарахались, как от зачумлённого. И никакой другой суд не принимал его жалоб. Духовная власть у кельтов была выше королевской.

- Однако как же мог держаться столь странный общественный порядок? Ведь одного духовного авторитета мало для устойчивой общественной структуры. Или у кельтов царил политический хаос?

- Отнюдь. Порядок у них держался на клиентеле - добровольных неформальных связях между людьми, в которые третья сила (государство) не вмешивается. Суть клиентелы в том, что человек, нуждающийся в поддержке, приносил присягу сильному покровителю. Отныне он - клиент, а его покровитель патрон. Клиент был обязан хранить верность патрону, служить ему всеми силами и только у него искать справедливости, а патрон - давать ему всё необходимое и защищать от любых врагов. Причём сделка эта была двусторонней и добровольной. Взаимные обязательства не прерывала даже смерть: у галлов можно было одолжить деньги, обещав вернуть на том свете, а некоторые клиенты шли в могилу за своим сеньором - Цезарь описывает это как очевидец. Зато если патрон не защищал своего клиента или не был к нему щедр, тот имел полное право его покинуть. Но такое случалось редко: патрон дорожил своими клиентами, потому что только на них держалась его сила.

- Вы знаете, это очень напоминает нашу систему нанашей. "Нанаш" или "фин" по-русски "кум". Человек, породнившийся с другим по взаимной доброй воле. И даже уже возникло слово "нанашизм"- по-русски "кумовство".

- Да, сходство заметное. Хотя учтём, что современное кумовство нарушает государственный порядок, а у кельтов оно его просто заменяло. Общественный порядок может быть разным, но в одном обществе не должно быть двух видов порядка. В Шотландии кланы сохранились и сейчас, но прежней роли они уже не играют.

Можно ли считать, что в обоих случаях такие отношения вызваны слабостью государственной власти? В одном случае - временной слабостью, в другом традиционной?

- Возможно, возможно... - И всё же, клиентские отношения известны у многих народов мира. И притом до сих пор у нас слабо изучены. Так случайное ли это сходство или всё же кельтское наследие? Да и само слово фин звучит вроде по-кельтски. Ведь это в переводе ничто иное, как "род", слово закрепленное в кельтских именах "Финегол", "Гриффи". И даже пушкинский "вещий Финн", пришедший не из Финляндии, а из стихов шотландского поэта Макферсона.

И не только "фин". Слово "влах" - тоже кельтского происхождения. Оно отчетливо ассоциируется с названиями многих кельтских племён, от валлийцев до нынешних валлонов: тот же корень "в-л". Сходство "галлов", "галатов", "гэлов" с Галичем и Галицией тоже давно уже не считается случайностью. Стоит послушать некоторые валлийские слова: khask (спать) a casca (зевать), pan (голова) - польское "пан" - (главный). Даже слово Молдова , скорее всего, имеет кельтский корень: по-валлийски mold - земля, богатая рудой. Это как раз про те места, где начиналась Молдавская земля: первая столица Байя поначалу называлась "Рудна Баня", что в то время означало рудник. Такое может быть только наследием МЕСТНОГО кельтского населения: другие пути заимствования этих слов практически исключены.

- Стало быть, такие наши традиции, как перевес духовного авторитета над светским, особое внимание к духовности при равнодушии к политической власти (потому-то государство в Молдове и возникло так поздно), даже те же неформальные связи, позволяющие человеку выжить без помощи государства, - всё это роднит нас с великим и во многом таинственным миром кельтов, которому Европа столь многим обязана?

- Да, это очень вероятно.

- И этими традициями можно воспользоваться и сегодня?

- Конечно. Только с умом и с разбором.

PRO.MD

http://dunadana.livejournal.com/307489.html

Похожие:

Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconУчебное пособие написано коллективом авторов: гл. I, II, III доктором...
Диалектический материализм. Учебное пособие. Под ред. А. П., Шептулина. М., "Высш школа", 1974., c. 328
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconЕсть на большинство моделей с турбодизельными двигателями. – от 9900 / от 14900 (Pro)
Есть на все модели: на двигатель tfsi – от 16000 / от 23000 (Pro), tdi – от 9900 / от 14900 (Pro)
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconКнига рассказывает о том, как делались открытия, пролившие свет на...
Автор писатель, кандидат исторических наук знаком читателям по книгам, посвященным современным открытиям в области археологии, антропологии,...
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconЛезгинский народный героический эпос махачкала
Рамазанова Д. Ш., кандидат исторических наук; Рашидов А., кандидат филологических наук; Ризванов М. Р., кандидат философских наук;...
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconЛекция по дисциплине «Политология»
Шулдяков В. А. – кандидат исторических наук, профессор кафедры общественных наук Омского экономического института
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconО начале человеческой истории
С. А. Токарев, доктор исторических наук, X. Ч. Момджян, доктор философских наук, Л. И. Анцыферова, кандидат философских наук
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconМонография крупного советского историка посвящена проблеме, имеющей...
С. А. Токарев, доктор исторических наук, X. Ч. Момджян, доктор философских наук, Л. И. Анцыферова, кандидат философских наук
Из интервью с доктором исторических наук Марком Борисовичем Щукиным, легендой петербургской археологии молдавскому порталу pro. Md iconУрок Общий обзор Описание и вопросы урока: о возможностях «vegas pro»
Базовый интерфейс «sony vegas pro», где располагается и для чего нужна каждая из основных областей
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница