Политика сущность и роль в развитии общества


НазваниеПолитика сущность и роль в развитии общества
страница1/4
Дата публикации03.08.2013
Размер0.56 Mb.
ТипДокументы
userdocs.ru > Право > Документы
  1   2   3   4

  1. Политика - сущность и роль в развитии общества

Политика — это отношения внутри общества между классами, нациями, социальными группами, возникающие по вопросу государственной власти (внутренняя политика), а также отношения между государствами на международной арене (внешняя политика).

Любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с классовыми интересами, проблемой власти. Политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества.

Термин "политика" в научный оборот ввел Аристотель в IV в. до н.э. Греческий философ определил ее как искусство управления государством.

Политика непосредственно связана с такими явлениями, как власть и государство.

Существуют различные понимания политики:

1. Исторически первое определение политики как управления обществом актуально и в современной политологии. Политика трактуется как деятельность по управлению какими-либо общественными процессами. В содержательном плане эта деятельность предстает как решение всех проблем, за исключением нравственных (Д. Истон и Г. Алмонд), как авторитарное распределение ценностей (Д. Истон), как способ регулирования конфликтов.

2. Субстанциональный подход, указывая на сущность политики, подчеркивает ее прямую связь с властью. Политика - это либо управление с использованием власти, либо борьба за завоевание и удержание власти. Властные трактовки представлены в работах Н. Макиавелли, М. Вебера, К. Маркса, в американской политологии.

3. Институционный подход делает акцент на организации, в которой материализуется власть. Но политика вершится не только государством, поэтому другие определения указывают на разнообразные институты и организации, которые могут выступать субъектами политики.

4. Социологический подход связан с рассмотрением общества как структуры, состоящей из разнообразных групп, обладающих собственными интересами и потребностями, главным рычагом реализации которых является власть. Политика в таком случае рассматривается как отношения, направления и способы деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть.

5.Целеологический подход трактует политику как особую форму человеческого существования, связанную с целедостижением и организацией. Подобная трактовка расширяет границы политики, т.к. целеполагание есть в любой сфере деятельности, то политику можно обнаружить в самых разнообразных отношениях.


  1. Политология как наука. Связь с др. науками

С середины 1 тыс. н.э. начинает складываться направление, названное политической философией, основным предметом внимания которого было государство.
К концу 19 – начало 20 века складывается собственно политическое направление, политическая наука (ПОЛИТОЛОГИЯ)- наука про политику, про закономерность функционирования политической системы и власти.

Современная политология по своей структуре представляет единую науку и объединяет политическую философию, теорию внутренней и международной политики, политическую психологию, пол. астрологию и т.д.

Политическая наука обобщает знания о фактах, делает выводы, дает объяснения политическим явлениям, институтам, процессам; устанавливает их связи и тенденции развития.

Т.е., современная политология является интегрирующей наукой о политике во всех ее проявлениях, закономерностях развития политической сферы. Она интегрирует отрасли научного знания, которые изучает различные аспекты политической действительности.

ПОЛ. ИСТОРИЯ – изучает политическую жизнь общества в историческом обзоре.

ПОЛ. СЕМИОТИКА – принципы, свойства и функции политического языка как средства политики.

ПОЛ. ФИЛОСОФИЯ – изучает ценностные мировоззренческие аспекты политико – властных отношений
ИСТ. ПОЛ. УЧЕНИЙ – изучает процесс становления и развития политической науки.

ПОЛ. ПСИХОЛОГИЯ – механизмы политического поведения людей, их установки, чувства, интересы, убеждения и др.

ПОЛ. ГЕОГРАФИЯ – влияние географических факторов на политическую действительность.

ГЕОПОЛИТИКА – изучает влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики государства, геополитические изменения в мире.

ПОЛ. АНТРОПОЛОГИЯ – изучает природные свойства и естественное право человека как субъекта политического творчества, влияние этнических факторов на политическое поведение людей.

ПОЛ. ЭТИКА – изучат моральные нормы политических отношений.

Объект современной политологии – политическая сфера общества и все происходящие в ней процессы.

Предмет политологии – пол. власть, закономерности ее становления, функционирования и изменения.

Политическая власть – основа политики, главное средство, обеспечивающее жизнедеятельность политической системы.

3.Функции и методы политологии

Функции:

- познавательная- исследует и объясняет политические явления и процессы, обогащает способы и приемы познания политики. Вооружает граждан систематизированными политическими знаниями навыками политического учения.

- инструменталистская- овладев политическими знаниями, практическими знаниями политического учения люди обретают способность свободно и сознательно оценивать и изменять политическую действительность, достаточно легко в ней самоопределяться

- прогностическая- прогнозирует развитие и последствия в политических процессах, предвидит перспективы политических систем и отношений

- воспитательно – мировоззренческая- способствует приобщению личности и общества к демократическо – политической культуре

- методологическая- теории или учения, обращенные к научным исследованиям.

- управленческая- термин политика (с греческого) означает искусство управления государством. Основой политики выступает политическая или государственная власть, а реализуется политическая власть через государственное управление.

Методами называются конкретные способы, средства приобретения знаний о политике. В политологии активно используются общелогические методы, методы теоретического и эмпирического социального познания.

Общелогические методы включает группу методов, которые относятся не к исследованию политических объектов, а непосредственно к организации и процедуре познавательного процесса. К ним относятся: индукция и дедукция, анализ и синтез, сочетание исторического и логического анализа, моделирование, мысленный эксперимент, математические, кибернетические, прогностические и другие подобные методы.

Среди методов теоретического познания, т.е. приемов обобщения полученных в ходе эмпирического исследования данных, создания систем знания, обычно выделяют следующие:

• исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего;

• поведенческий (бихевиористский) – исследование полит поведения конкретного лица;

• системный – политика как целостное общественное явление;

• нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека;

• сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.

Методы эмпирического познания — это средства и способы получения новых знаний о конкретных политических явлениях. К ним относятся:

— описание — наблюдение и фиксация в терминах, принятых в политической науке, наиболее значимых черт, проявлений политической жизни;

— разнообразные формы анкетирования (беседы, интервью, опросы), которые используются для выявления состояний общественного мнения, создания представлений о позициях и ориентациях участников политического процесса;

статистические методы, с помощью которых производится накопление и систематизированное обобщение разнообразных эмпирических данных, сведений, отражающих различные стороны и состояния объекта.

математические методы сбора и обобщения политической информации. Они открывают возможность моделирования политических процессов — составления схематических образов изучаемых объектов, отражающих их сущностные качества;

методы семиотики — науки о знаковых системах, которые весьма продуктивны в изучении политикию

  1. Политическая мысль Стародавнего мира


Политическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме развивалась как форма теоретического обобщения интенсивной политической жизни, характерной для этих обществ. Функционирование институтов полисной демократии невозможно без активного участия граждан в политике, что предполагает выбор оптимальных для этого форм государственного устройства, существование механизма разрешения политических конфликтов, возникающих между гражданами, наличие представлений о путях обеспечения единства общества при наличии очевидных и острых социальных различий. Многие идеи, возникшие в то время, не потеряли своей актуальности по сию пору.

Великий греческий философ Платон (427—347 гг. до н. э.) в своих произведениях (“Государство”, “Политик”, “Законы”) создал интересную версию происхождения государства: оно возникает потому, что каждый из людей не в силах удовлетворить свои потребности в одиночку и нуждаться в помощи.

Он сформулировал представление об идеальном государстве, т.е. реально не существующем идейном образе, и его особенностях:

власть здесь принадлежит людям способным, присутствие социальной иерархии выражается в неравенстве властных полномочий, которыми обладают разные социальные группы; политические отношения в таком государстве подчиняются принципу справедливости, смысл которого Платон видит в том, что каждый выполняет определенные обязанности и получает за них вознаграждение; “коммунизм” как принцип равенства потребления осуществляется в высших классах и служит условием сохранения их сплоченности перед лицом классов низших.

Платон дал характеристики реальных типов государственного устройства, бытовавших в его время и служивших искажением задаваемого идеальным типом образца: тимократия — власть честолюбцев; олигархия — господство немногих над большинством; демократия — власть большинства (один из недостатков данной формы правления он видел в том, что здесь обостряются противоречия между бедными и богатыми); тирания — власть одного над всеми (наихудший вид правления, по мнению Платона).

Другой великий греческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) обращается к исследованию проблем политической жизни в таких трудах, как “Политика”, “Афинская полития”, “Этика”. Он разделяет формы государственного устройства на правильные (монархию, аристократию, политик) — здесь власть осуществляется во имя общего блага) и неправильные (тиранию, олигархию, демократию, где механизм власти подчинен интересам тех, кто правит). Лучшим типом государственного устройства Аристотель считал политика, сочетающую в себе качества аристократии и демократии.

Философ обращает особое внимание на социальную сторону политических процессов, указывая на имущественное неравенство как основу общественных потрясений.

В созданной им теории “среднего элемента”, под которым понимается слой не бедных и не богатых людей, дорожащих своим положением и независимостью и удерживающих общество от социальных потрясений, явно прослеживается идея, положенная в основу широко распространенной в современном обществе теории “среднего класса”.

Столь же актуальные для современности многие идеи высказал великий римский мыслитель, оратор, политический деятель Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.).

Вслед за Аристотелем наиболее привлекательной он считал форму правления, сочетающую в себе черты демократии и аристократии. Он предложил версию права как естественного, неотъемлемого качества природы человека и общества.

В “Кратком пособии для претендентов на выборные должности” Цицерона немало полезных советов, которые вполне годятся для использования и в современной политической практике.

  1. Политическая мысль Средневековья

Характерные черты эпохи:
• формирование политических идей, преимущественно религиозными мыслителями;
• обоснование приоритетов церкви над государством в политике;
• теоцентрическое мировоззрение и восприятие мира.

В течение всего Средневековья сохранял силу принцип единства всех сфер жизни, их нерасчлененности и подчиненности некому единому началу.
Феодальная система не знала аппарата государства, существующего самостоятельно от хозяйственной системы, или аппарата управления хозяйством. Аристократия, городские и сельские общины, корпорации ремесленников представляли собой в той или иной форме привилегированные группы, обладающие определенными свободами в рамках своей сферы деятельности. Это был период преобладания частного права. Все права коренились в собственности, в договоре и наследстве. Власть оказалась теснейшим образом сопряжена с землевладением. В средневековой концепции свободы отсутствовало различие между гражданской и политической свободами. По прежнему философия сохраняла за собой статус универсальной дисциплины, призванной исследовать и объяснять все аспекты общественной и индивидуальной жизни, но, по сравнению с античностью роль философии подверглась существенной трансформации. В основе этой трансформации лежало радикальное изменение самой постановки основополагающих проблем мироустройства.

После принятия христианства постепенно христианская теология приобрела политическое значение. Церковь утверждала, что она получила власть прямо от самого Христа, и в силу этого безусловная обязанность земных государей состоит в том, чтобы подчиняться главе христианской церкви.

Наиболее ярким представителем всей средневековой западноевропейской философии и политической мысли был Аврелий Августин (354-430).
Литературное наследие Августина насчитывает более 40 томов. Наиболее важные работы Августина: «Исповедь», «О Граде Божьем», «Пересмотры».

Вся история человечества, считал Августин, — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.
Наиболее ярким и крупным представителем средневековой схоластики и всей западноевропейской философии был Фома Аквинский (1225— 1274).

Фома Аквинский различает три элемента власти: сущность, форму (приобретение и устройство) и использование. По своей исконной сути власть есть установление божественное, а поэтому всегда несет людям хорошее. Однако конкретные формы и способы приобретения власти, ее устройства и использования могут быть дурными, несправедливыми. Отсюда повиноваться властям следует в той степени, в какой она проистекает от Бога.
Несомненной заслугой Фомы Аквинского является разработка специальной теории закона. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему и существует сам по себе. Что касается других законов, то они являются производными от вечного закона и связаны с ним особыми отношениями субординации.


  1. Политическая мысль эпохи Возрождения и просвещения

Эпоха Возрождения (Ренессанс) определяется как исторический процесс идейного и культурного развития накануне ранних буржуазных революций. Ее элементы начинают проявляться на поздней стадии феодализма и обусловлены его распадом.

Возрождение выдвинуло на первый план совершенно новые политические проблемы, возникшие вместе с кризисом феодализма, расширением рационального мышления, развитием новой структуры общества.

Это были проблемы, связанные, во-первых, с новым видением человека, уровня ее свободы, прав и обязанностей, во-вторых, с доступом к власти, поскольку расширялся круг владельцев, что приводило к увеличению количества индивидов, которые могли участвовать в принятии политических решений.

Наиболее известным и выдающимся представителем эпохи Возрождения был итальянский мыслитель ^ Никколо Макиавелли (1469-1527). Его самый известный политический трактат - «Государь».

Этот период представляет собой время постепенной стагнации экономического расцвета итальянских городов, а центр экономического развития постепенно перемещается в Англии, Голландии и частично во Францию. Быстрое экономическое развитие происходит во второй половине XVI в. В Нидерландах.

Основу рационального мышления заложил его выдающийся представитель ^ Фрэнсис Бэкон. Он является автором известного произведения «Новая Атлантида», который является социальной утопией и в каком Бэкон выражает представление об оптимальном устройство общества. Социально-политические взгляды Бэкона достаточно умеренными.

Представителем авторитарного направления политической мысли Нового времени был ^ Томас Гоббс - английский философ. Основой его взглядов относительно общественного строя и возникновения государства есть естественная склонность людей вредить друг другу

Представители Просвещения выступали против идейного засилья религии, добивались политических свобод и критиковали все, что было связано с бывшим устройством общества. На первое место деятели Просвещения стали выдвигать свободу человека и силу человеческого разума.

Ярким представителем эпохи раннего Просвещения был нидерландский философ ^ Бенедикт Спиноза. Он считал, что государство возникло на основе общественного договора для того, чтобы люди могли обеспечить свою собственной безопасности, а также осуществлять взаимопомощи. Главным аспектом политических взглядов Спинозы был вопрос свободы.

Идеи Нового времени и эпохи раннего Просвещения привели к распаду феодализма и стали фундаментом либерализма. Среди них важна была идея о том, что главной функцией государства является защита и охрана природных прав каждого гражданина.

Одним из основоположников доктрины либерализма был английский философ и политический мыслитель Джон Локк.

Существенное влияние на его политическое мировоззрение оказала английский революция 1688 года, основой которой был компромисс между дворянством и буржуазией.

Джон Локк исходит в своих научных построениях из теории естественного состояния людей и договорного возникновения государства

Выдающимся политическим мыслителем эпохи Просвещения во Франции был ^ Шарль Монтескье. Он пытался найти такие принципы общественного устройства, гарантировали бы определенную социально-политическую стабильность и гражданские свободы.

Выдающимся представителем французского Просвещения был ^ Жан-Жак Руссо. Центральным мотивом его учение выступает проблема неравенства между людьми.

Важный вклад в развитие политической мысли сделали немецкие мыслители ^ Иммануил Кант и Георг Вильгельм Фридрих Гегель.

Кант занимался разработкой проблем права, государства и закона, впервые ввел понятие «правовое государство».

Гегель ввел понятие «гражданское общество», которое, по его мнению, представляет собой общество собственников, свободно обмениваются предметами собственности и тем самым обеспечивают взаимное признание.

  1. Политические теории Нового времени.

Качественные изменения с позиции возникновения политической науки произошли в связи с переходом от Средних веков к Новому времени. Следует отметить, что только начиная с Нового времени можно вести речь о мире политического и гражданском обществе, как о самостоятельных подсистемах человеческого социума

К середине ХVIII в. философия разделилась на естественную и моральную, позднее эти две сферы знания получили названия «естественные науки» и «моральные науки». В рамках моральных изучались и анализировались почти все общественные и политические явления, процессы, институты.

В ХIХ в. возникло и получило распространение понятие «гуманитарные науки». В рамках социальных и гуманитарных наук и сформировалась политическая наука.

Большой вклад в освобождение политики и политической мысли от теологии и церковной морали внесли ^ Н.Макиавелли, Ж.Боден, Т. Гоббс, Б.Спиноза.
Во второй половине ХVIII – начале ХIХ в. были сформулированы важнейшие подходы, которые послужили основой для разработки ведущих политических теорий и концепций современности.
Многие политики нового времени стремились к тому, чтобы свести политику к науке с целью создания механизма разрешения или смягчения политических конфликтов. Считалось, что наука о политике, раскрывая причинно-следственные закономерности и связи в тех или иных конкретных формах и сферах дает возможность определить константы и переменные величины, действуя на которые удается достичь желаемых результатов.

Создавалась методология анализа общественно-политических явлений, разрабатывались новые специальные методы исследования, неуклонно возрастал интерес к методам формально-правового анализа, юридической логике и сравнительно-правовому анализу. Уже к началу ХIХ в. созрела мысль о необходимости систематического эмпирического изучения политических феноменов, исследования политики с помощью конкретных методов.
ХIХ век стал в некотором роде веком не только исторической, но государствоведческой, юридической науки, поскольку он ознаменовался развитием истории и теории права. С этого времени начинается период окончательной институализации политологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины.

^ Завершение процесса формирования и утверждения политологии

Процесс выделения политологии из общей системы социальных и гуманитарных наук занял несколько десятилетий в конце ХIХ – начале ХХ в.Называть же какую-либо конкретную дату ее рождения той или иной стране можно лишь условно.

Постепенно наметилось разделение между государствоведением и собственно политической наукой, которая достигла заметного прогресса во второй половине ХIХ – начале ХХ в. Заметный вклад в разработку важнейших категорий и концепций мира политического внесли представители германской политической науки и политической философии М.Хасбах, М.Вебер, К Шмитт и др. Формирование политической науки во Франции заняли примерно полвека между двумя символическими датами 1871г., когда Э.Бутли основал «Свободную школу политических наук» и 1913г. когда была опубликоана книга А.Зигфрида «Политическая карта западной Франции при третьей республике. Между этими датами было опубликовано множество работ, составивших основы французской политической науки.

Вычленение и формирование политической науки в Великобритании начались в конце ХIХ в. с основания при лондонском университете лондонской школы экономики политических наук. В этот период политологическими исследованиями активно занимались Э.Баркер, Д. Коул, Г.Ласки и др. Главное внимание они концентрировали на государственном управлении и политическом институтах, английском конституционном и административном праве, политической философии и теории, международных отношениях и колониальной администрациях.
8. Зарождение и развитие политической мысли в Украине

с древних времен и по 18 ст.

Политическая мысль древних жителей украинских земель существовала в виде общественно-политических взглядов, имели религиозно-мифологический характер. Чаще всего они были связаны с практической жизнью и основными потребностями.

Важным фактором, способствовавшим объединению Руси и превращению ее в большую феодальное государство, усилению политической власти правления, было введение христианства на Руси. Его утверждения способствовало не только развитию общественно-политической мысли, но и усилению экономических и культурных связей с Византией и другими европейскими странами. Под влиянием византийской философии формировалась теологическая и политическая мысль. Эти процессы способствовали рождению единства общественно-политического строя, общественных отношений и права.

Центральной политической проблемой того времени была проблема взаимоотношений светской и церковной властей.

С одной стороны, церковь в Киевской Руси стремилась подняться над великокняжеской администрацией, пыталась стать центром единения удельнораздробленного государства, что нашло свое концептуальное отражение в церковном учении о богоугодного властелина, в основе которого лежала идея родового, династического княжение. С другой стороны, отражая интересы светской власти, постепенно сложилась концепция единовластие, верховенства только светской власти.

В основе первой концепции о богоугодного властелина лежали мысли отцов церкви - Василия Великого, Иоанна Златоуста (IV в.) О духовном проводничество в государстве как залог благополучия и мира, соблюдение заповедей Божиих, прекращения удельной борьбы за власть. Опираясь на них, печерский игумен Феодосий заложил основы теологической концепции. Он отмечал, что светские властители не хранят, а только защищают веру, стоя на процерковних позициях. Занимая ортодоксальную позицию, Феодосий утверждал, что путь к истине лежит через восточное христианство (православие). Согласно данной концепции важным аспектом была централизация государства, но под руководством церкви.

Создателем второй концепции был митрополит Иларион. Ему принадлежит известный труд «Слово о законе и благодати». Он считал, что единовластие является опорой христианской веры. Благодаря великокняжеском централизма православия утвердилось на Руси, именно ему оно масс обязан своим существованием. В одновластного монархии Иларион видел главный гарант единства и силы государства, его территориальной целостности, Поэтому христианство должно служить консолидации страны, стоять на охране общегосударственного централизма.

Одним из самых известных представителей политической мысли Киевской Руси был Владимир Мономах. В частности, он считал, что совершать беззакония не имеют права не только сыновья князей, но и служебные люди. В начале казацко-гетманской эпохи важным центром общественно-политической жизни оставалась галицкая земля. Такие связи с западноевропейской культурой способствовали распространению идей гуманизма. Среди представителей этого направления в политической мысли можно выделить Юрия Котермака-Дрогобыча и Станислава Ореховского.

Среди выдающихся мыслителей казацко-гетманского периода выделяется Иван Вышенский Церковь и общество в целом он представлял в образе основанной на братстве и равенства соборности.

Значительное распространение образования в Украине стало важным условием создания Киево-Могилянской академии. Это учреждение стало первым высшим учебным заведением на восточнославянских землях. Ее основателем был Петр Могила.

Феофан Прокопович считал, что естественным для человека творить добро, это дар его природы, как и совесть, что побуждает человека на это добро.

Стефан Яворский стремился использовать все позитивное, что имели в себе католицизм и протестантизм, оставаясь на позициях православия. Он утверждал о необходимости равноправия сотрудничества церкви с государством для общей пользы.

Свидетельством повышения уровня политической мысли стали «Пакты и конституции законов и вольностей Войска Запорожского», заключенные в апреле 1710 года между гетманом Филиппом Орликом и Войском Запорожским.

^ Выдающийся украинский мыслитель Григорий Сковорода считал, что государственное устройство, политический строй зависит от того, насколько социально-политическое состояние членов общества соответствует их духовной природе.

  1. Украинская политическая мысль Нового времени

В конце XVIII - начале XIX века политическая мысль в Украине вступает в новый период своего исторического развития. Главными источниками возрождение национального сознания было воздействие западноевропейских политических идей, в частности идей Французской революции.

В первой половине XIX века в Украине возникло Кирилло-Мефодиевского общество, олицетворяло цвет украинской политической мысли, объединяло людей, оказавших огромное влияние на ход и дальнейшее развитие украинского возрождения.

Представители: Костомаров, Кулиш, Гулак, Шевченко.

Основными задачами они считали построение славянской союза христианских республик, уничтожение крепостничества и абсолютистской власти в Российской империи как необходимого условия создания этой союза, распространение христианского общественного порядка на весь мир как следствие осуществления христианского собрания славянами.

Кирилло-мефодиевское общество призвало славян к объединению, но в условиях образования каждым народом своей собственной суверенной республики, независимой от других, построенной на демократических началах. Члены общества стремились достичь своего идеала через государственные реформы, так и благодаря распространению образования, нравственного совершенствования человека.

^ Михаил Драгоманов считал, что чем более высоким является уровень развития общественной организации, тем выше должна быть степень социального прогресса.

^ Иван Франко. В своих произведениях он уделял значительное внимание кооперации, организации взаимопомощи для социальной защиты, борьбе за просвещение работников, повышения их культурного уровня. Однако он не выступал за диктатуру пролетариата, а был за широкое самоуправление и акцентировал внимание на общечеловеческих, а не классовых ценностях.

^ Михаил Грушевский - первый Президент Украинской Народной Республики (УНР). Вначале он поддерживал идеи федеративных форм организации государственной жизни нации и выступал за национально-культурную автономию Украины в рамках Российской империи.

Однако большевистская революция и новый характер украинско-российских отношений внесли значительные коррективы в политические взгляды Грушевского. Он подвергает резкой критике политику советской России в Украину, поскольку, по его мнению, большевистские руководители под своим федерализмом скрывают худший террористический централизм.

^ Владимир Винниченко - выдвинул собственную концепцию Украинский рабоче-крестьянской революции. Главным ее структурным элементом было сочетание социально- экономических факторов с национально-политическими при преобладании первых.

Представителем национально-государственного направления в политической мысли Украины был ^ Дмитрий Донцов. Его национализм представлял собой мировоззрение, что является стимулом всех человеческих начинаний и взаимоотношений. Провозглашая главной образом деятельности человека волевой аспект человеческой психики, он подносил к уровня абсолютных человеческих ценностей иррационализм, экспансию, насилие и фанатизм. Выдвинул идею переориентации Украины на Запад, так как считал Украину европейским государством.

Выдающимся украинским политическим мыслителем консервативного направлении был ^ Вячеслав Липинский. Он сформулировал оригинальную доктрину государственного устройства Украины. Суть данной доктрины заключалась в наследственной трудовой монархии во главе с гетманом. Она базировалась на концепции земледельца как главной движущей силы политического процесса. Именно земледельцы-собственники должны восстановить утраченную государственность

  1. Политическая концепция укр. мыслителей 19 ст.

Развитие политической мысли в тот период определялось рядом факторов как внутреннего, так и внешнего характера: первой мировой войной и Октябрьской революцией, распространением социалистических идей (марксистских и немарксистских), неудачей в борьбе за украинскую государственность и необходимостью переосмыслить основные события украинской революции, внутренними процессами в советской Украине, волной национализма, ставшей в послевоенной Европе угрожающей силой и др. На этом фоне происходит переоценка ценностей, проявляются новые общественно-политические движения и концепции.

Либерализм. В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. "триумфально шествовал", в Украине либеральные идеи не получили столь успешного распространения и не приобрели окончательного оформления. Можно выделить три этапа в распространении либерализма в Украине. Начало первому было положено М. Драгомановым, который во второй половине XIX в. попытался соединить западные либеральные идеи с социальными и национальными. Второй этап связан с деятельностью, главным образом научно-культурной интеллигенции, представителей российского либерального течения в Украине в конце XIX - начале XX в.в. Распространению либерального мировоззрения способствовали, кроме М. Драгоманова, М.Ковалевский, М. Туган-Барановский, А. Крымский, В. Вернадский. Третий этап распространения либеральных идей в Украине относится к 70-90-м годам XX века. В 70-х годах либеральная традиция получила развитие в движении украинских диссидентов и проявилась в правозащитной деятельности и программных документах Украинской Хельсинской группы, которая подняла вопрос о нарушении прав и свобод личности в СССР и о политической независимости Украины (В. Черновол, Е. Сверстюк, В. Стус,)

^ Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье "Ukraina Irredanta".

Основные постулаты национально-демократической доктрины: обоснование права украинского народа на самоопределение в границах своей этнической территории; признание национальной идеи и психологии основой бытия и сущности нации; демократический политический режим и республиканская форма правления — основа политического строя украинской нации.

Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и др.

^ Интегральный национализм. Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью. В его развитии можно выделить три этапа: 1. ранний (романтический национализм — начало XX в.), связан с Н. Михновским; 2. классический (20-30-е годы) представлен Д. Донцовым; 3. современный (60 - 90-е годы), не имеет ярких представителей, отражен в деятельности различных немногочисленных националистических организаций и партий (О. Тягылбок).

^ Украинский национал-коммунизм. Представители этого общественно - политического направления, в отличие от консерваторов-монархистов и националистов, искали путь национально-государственного возрождения на основе социалистических преобразований. Его появление связано, с одной стороны, со слабостью, незрелостью и расколом украинского демократического движения в начале XX ст., с другой стороны — с начатой большевиками в 1923 г. "украинизацией", породившей среди украинских левых надежду, что возможно решить украинские национальные и государственные проблемы, опираясь на советскую власть и большевистскую партию. Самыми известными представителями этого направления были В. Винниченко, Н. Хвылевой, Н. Скрыпник, А. Шумский.

11. Власть как категория политологии
Политическая власть это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Необходимый компонент политической власти — государство с такими его атрибутами, как наличие подданных, территории, на которую распространяется его власть, и сам механизм принуждения, люди, которые это принуждение осуществляют в организованной форме. Государство — это инструмент организованного насилия, обладающий монопольным правом на издание законов в обществе. Его значение не следует ни преуменьшать, ни преувеличивать. Как сказал русский философ B.C. Соловьев, “государство существует для того, чтобы превратить земную жизнь в рай, а не для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад”.

Политическая, государственная жизнь действительно постоянно колеблется между двумя противоположными полюсами: невмешательством государства в общественную жизнь и полным контролем над нею. Видя во власти мощный социальный фактор социальной упорядоченности, а в безвластии — очевидную опасность дезорганизации и саморазрушения социальной системы, необходимо понимать и то, что отнюдь не всякая власть — управленческое и социальное благо. Эффект использования власти в значительной степени определяется ее социальным содержанием — способностью действовать в согласии или вопреки интересам как управляющих, так и управляемых, а управленческая эффективность оказывается таким образом сопряженной с ее социальной сущностью.


12. Концепции власти

1. Биологическая концепция власти рассматривает власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в фундаментальных инстинктах человека, как существа био-логического, природного (М. Марсель, Ф. Ницше, А. Гитлер).

2. Бихевиористская концепция власти рассматривает власть как особый тип поведения, основанный на возможности одних повелевать другими.

^ 3. Психоаналитическая концепция власти источник власти видит в структуре бессознательного, которое зачастую предопределяет поведение человека. По мнению З. Фрейда, стремление к власти есть проявление подавленных сексуальных влечений;
^ 4. Структурно-функциональная трактовка власти: власть – способ самоорганизации человеческого общества, при котором осуществляется разделение людей на управляющих и управляемых. Власть, используя данные ей полномочия, закрепляет за людьми определенные роли, наделяя их соответствующими статусами. В результате в сознании людей появляются идеи порядка, гармонии, целесообразности и разумности.

^ 5. Р. Даль, современный американский политолог, предложил понимать власть как особый тип отношения между людьми ("Понятие власти", 1957 г.). Даль полагал, что особенностью властных отношений является ситуация господства и подчинения. Государство обладает максимально возможной в человеческом обществе властью, так как у него колоссальные ресурсы власти в руках, к тому же весьма разнообразные средства принуждения.

6. М. Вебер: "Власть означает любую возможность проводить внутри данных социальных отношений собственную волю, даже вопреки сопротивлению, независимо от того, на чем такая возможность основана".

13. Признаки и функции политической власти
Политическая власть это особый тип власти в обществе. Она осуществляется в условиях разделения труда и при наличии высокого уровня социальной дифференциации членов общества.

Признаки политической власти:

— делегирование властных полномочий одних людей другим через специально уполномоченный государственный аппарат;

— использование механизма организованного принуждения с опорой на систему разнообразных санкций, применяемых за нарушение установленных ею норм;

— наличие специального аппарата людей, обладающих более высоким уровнем компетенции и образования по сравнению с другими властными аппаратами, чтобы следить за исполнением законов.

Функции политической власти как инструмента социального управления:

— сохранение социальной целостности;

— реализация потребностей и интересов осуществляющих властные функции социальных групп;

— регулирование социальных отношений, поддержание стабильности в функционировании социального организма. Политическая власть должна обеспечить сочетание разных сторон, отраслей социальной жизни таким образом, чтобы они действительно дополняли, а не подрывали существование друг друга;

— поддержание необходимых для общества пропорций между производством и потреблением в таком соответствии, чтобы они не препятствовали, а стимулировали развитие друг друга.

Разрыв и противопоставление функций политической власти может существенно ослабить и дестабилизировать всю систему социальных отношений, привести общество к социальному кризису. Условием обеспечения оптимальности в сочетании функций политической власти служит некоторая степень автономии государства от взаимодействующих в обществе интересов, возвышения над ними. Политическая власть достигается при условии, если интересы государства преобладают, доминируют в случае конфликта с интересами политически и экономически господствующих социальных групп.
  1   2   3   4

Похожие:

Политика сущность и роль в развитии общества iconЭкзаменационные вопросы по дисциплине: «Основы социального прогнозирования»
Тема 1: Социальное прогнозирование как научная дисциплина. Сущность, основные понятия и роль социального прогнозирования в развитии...
Политика сущность и роль в развитии общества icon«Семья и ее роль в развитии личности и общества»
Цель: Включить студентов в заинтересованное, аргументированное обсуждение проблемы, значимой для каждого из них; стимулирование формирования...
Политика сущность и роль в развитии общества iconЗаконодательная политика: понятие, сущность
Взаимодействие институтов гражданского общества и органов государственной власти (на примере Красноярского края)
Политика сущность и роль в развитии общества iconТемы практических занятий тема 1: методологические основы истории...
Роль Средневековых университетов и академий наук в возникновении экспериментальной науки
Политика сущность и роль в развитии общества iconТема: История развития менеджмента
...
Политика сущность и роль в развитии общества iconТеоретические вопросы: Определить и сущность врачебной тайны
Модуль Роль, место и задачи медицинской деонтологии на современном этапе развития общества
Политика сущность и роль в развитии общества iconТема Предмет и метод экономической теории. Место и роль экономической теории в развитии общества

Политика сущность и роль в развитии общества iconТема: экономика и ее роль в жизни общества
Сущность понятия «экономика». Экономическая наука и ее структура. Функции экономики
Политика сущность и роль в развитии общества iconПолитическая система и ее роль в жизни общества
Вы знаете, что политика имеет деятельностный характер, связана с вопросами завоевания, удержания и осуществления государственной...
Политика сущность и роль в развитии общества icon2. Организация государственных и муниципальных финансов Вопрос Федеральный...
I. Теоретические и организационные основы государственных и муниципальных финансов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница