Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах


НазваниеОбразовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах
страница1/5
Дата публикации24.03.2013
Размер0.81 Mb.
ТипОбразовательная программа
userdocs.ru > Право > Образовательная программа
  1   2   3   4   5


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ

УПРАВЛЯЮЩИХ

ПОДГОТОВКА ОБЩЕСТВЕННЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛЬНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ СОВЕТАХ

Москва, ГУ-ВШЭ

2005

Образовательная программа для обучения общественных управляющих: Подготовка общественных управляющих для работы в школьных Управляющих советах / Сост. А.М.Моисеев, руководитель проекта А.А. Пинский. – М.: …, 2005. – … с.
Образовательная программа подготовлена в соответствии с Техническим заданием по Государственному контракту № 442 от 1 июля 2005 г. по проекту «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений». Программа предназначена для апробации и использования в процессе обучения двух категорий членов Управляющих советов общеобразовательных школ: представителей общественности (непрофессионалов в сфере образования) и педагогов-профессионалов. Включает в себя Пояснительную записку, описание основных моделей обучения школьных управляющих, учебные, учебно-тематические планы и учебные программы для обучения.

Адресовано организаторам обучения кадров, специалистам, преподавателям, тренерам, вовлекаемым в подготовку общественных управляющих, избранных в Управляющие советы школ, а также руководителям и педагогам общеобразовательных учреждений, специалистам органов управления образованием и их методических служб.

© Федеральное агенство РФ по образованию, 2005

© Государственный университет – Высшая школа экономики, 2005

© Оформление, Издательство …, 2005

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка

1.1. Школьные Управляющие советы – перспективная форма общественного участия в управлении школой

^ 1.2. Специальное обучение школьных управляющих: необходимость и возможность

1.3. Потенциальные целевые группы обучения

1.4. Общее назначение программы

1.5. Основные цели (ожидаемые результаты) освоения программы слушателями

^ 1.6. Общие принципы построения и реализации программы обучения

1.7. Основания и источники построения программы

1.8. Ключевые области содержания программы

2. Основные модели обучения школьных управляющих

^ 2.1. Основания для выделения вариативных моделей организации обучения общественных управляющих

2.2. Модель А. Организация непрерывного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской (для крупных городов, имеющих соответствующие возможности) организации.

^ 2.3. Модель B. Организация модульного, дискретного курсового обучения на базе специализированной региональной или городской организации.

2.4. Модель C. Организация процесса обучения в виде серии учебно-проектировочных семинаров.

^ 2.5. Модель D. Организация процесса обучения на базе группы опорных школ.

2.6. Модель Е. Организация процесса обучения общественных управляющих на базе конкретной школы, где действует Управляющий совет, как составной части системы работы с кадрами и родителями.

^ 3. Программы обучения школьных управляющих

3.1. Варианты учебного плана, учебно-тематического плана и учебной программы по модели А и В

3.2. Варианты тематики и содержания семинаров по моделям С, D, Е

Приложения
1. Пояснительная записка
^ 1.1. Школьные Управляющие советы – перспективная форма общественного участия в управлении школой

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает развитие отечественного образования в качестве открытой и единой государственно-общественной системы, в которой неуклонно расширяется участие общества в выработке, принятии и реализации политико-правовых и управленческих решений, выделяются и согласовываются государственная и общественная составляющие в деятельности всех управленческих структур в сфере образования.

В Концепции сформулировано положение о том, что «активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты государственной власти, органы местного самоуправления, профессиональное, педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты», отмечено, что «в процессе модернизации образования предстоит обеспечить, во-первых, открытость образования как государственно-общественной системы и, во-вторых, переход от патерналистской модели к модели взаимной ответственности в сфере образования, к усилению роли всех субъектов образовательной политики и их взаимодействия».

В ряде регионов нашей страны в последние годы сложился позитивный опыт становления и развития государственно-общественного характера управления, созданы вариативные модели общественного участия в управлении образованием. Однако, несмотря на декларирование демократического, государственно-общественного характера управления в качестве важного принципа государственной политики в сфере образования, до настоящего времени общественное участие в управлении общим образованием и влияние общественности на положение дел в образовании в силу ряда объективных и субъективных причин остается весьма незначительным.

Существующие формы общественного участия (в частности, различные Советы) имеют вспомогательные (совещательные, благотворительные), а не собственно управленческие функции, не имеют серьезного влияния на принятие ключевых управленческих решений о школе.

При рассмотрении Правительством РФ Приоритетных направлений развития образовательной системы России в декабре 2004 года было констатировано, что «реализация Концепции модернизации российского образования позволила … приступить к формированию основ государственно-общественной системы управления образованием». В то же время в качестве одной из нерешенных проблем было названо «низкое общественное участие в проводимых преобразованиях». Отмечено также, что «недостаточно развиты механизмы привлечения общественных организаций к вопросам формирования и реализации образовательной политики».

Изменению этой ситуации на уровне общеобразовательных учреждений призвано служить создание в школах новой формы государственно-общественного управления – школьных Управляющих советов, призванных взять на себя определенные управленческие функции и, более того, влиять на выработку и реализацию стратегии жизнедеятельности школы, стать органом стратегического управления школой.

Идея Управляющих советов как реальных проводников интересов всех сторон школьного сообщества хорошо зарекомендовала себя в образовательной практике ряда развитых стран, прежде всего – в Англии, опыт которой в области общественного участия управления стал предметом внимательного изучения со стороны отечественных специалистов, и английские руководители школ и деятели Управляющих советов приняли прямое и активное участие в передаче своего опыта российским коллегам.

В наши дни эта идея уже начала практически воплощаться в российских школах, где при поддержке федерального Министерства образования и науки и региональных органов управления образованием начата работа по апробации моделей Управляющих советов. В рамках ряда проектов Федеральной программы развития образования удалось разработать проекты базовых нормативно-правовых актов различного уровня, регламентирующих создание и деятельность Управляющих советов, сформулировать рекомендации по содержанию и организации деятельности созданных советов, а главное – начать выращивать практический опыт функционирования Управляющих советов в нескольких десятках школ.

Эта работа продолжается в рамках проекта ФПРО «Обеспечение деятельности Управляющих советов общеобразовательных учреждений», реализуемого в 2005 г.

В данном проекте предусмотрена организация в 6 регионах России (Республика Карелия, Красноярский край, Южный административный округ г. Москвы, Московская, Тамбовская. Ярославская области) обучения общественных управляющих, в ходе которого будут использоваться и апробироваться предлагаемая образовательная программа и сопровождающие ее учебно-методические материалы.

Таким образом, в проекте, по сути дела, решается задача большой важности – закладываются основы создания системы специального обучения разных категорий общественных управляющих – членов школьных Управляющих советов.

Следует напомнить, что в соответствии с принятой общей моделью и базовыми нормативными документами членами Управляющих советов общеобразовательных учреждений могут стать представители различных категорий участников образовательного процесса, общественности, органов местного самоуправления и т.д., прежде всего:

  1. Родители (законные представители) обучающихся (избираются в Управляющий совет от родителей данной школы).

  2. Директор школы (входит в совет по должности, но не может занимать пост его Председателя).

  3. Представитель Учредителя (назначается учредителем общеобразовательного учреждения).

  4. Сотрудники, прежде всего – педагогические работники школы (избираются в Управляющий совет от сотрудников данной школы).

  5. Обучающиеся старшей ступени школы (избираются в Управляющий совет от обучающихся).

  6. Представители общественности, местного сообщества, спонсоры, деятели науки, культуры и др. (кооптируются в состав Управляющего совета).

Задача организации специального обучения столь разнообразных (и в перспективе – массовых) контингентов обучающихся является для отечественной образовательной практики не только весьма актуальной, но и в достаточной мере новой и нестандартной, что делает целесообразным специальное рассмотрение вопроса о необходимости и возможности подготовки общественных управляющих.
^ 1.2. Специальное обучение школьных управляющих:

необходимость и возможность
Актуальность и своевременность начала подготовки общественных управляющих для работы в школьных Управляющих советах обусловлена следующими обстоятельствами:

  1. Эффективность столь важного управленческого нововведения, как создание в школах Управляющих советов с реальными управленческими полномочиями, во многом зависит от правильного и последовательного воплощения заложенных в нем идей и от выявления и распространения положительного опыта реализации этих идей в практике образования. Компетентное принятие общественными управляющими, большинство из которых не являются профессионалами сферы образования и не имеют опыта управленческой деятельности, важных управленческих решений, с необходимостью требует их специального обучения. В противном случае велик риск принятия новыми управляющими неадекватных решений с явными негативными последствиями и дискредитации идеи самой Управляющих советов.

  2. Практика и модели поведения, связанные с введением в школах Управляющих советов, являются новыми для нашей школы и предполагают существенные, порой радикальные изменения в организационной культуре школы, укладе ее жизни, во взаимоотношениях главных участников образовательного процесса, а также во взаимоотношениях школы и ее социального окружения. Кроме того, сам процесс создания нового органа управления школой, если мы хотим сделать его вполне легитимным, требует от всех участников процесса формирования советов, включая опытных профессионалов, многих новых знаний и компетентностей.

  3. Многие школьные общественные управляющие нуждаются не только в специальных знаниях о современной школе и управлении ею, но и в стимулировании их мотивации к участию в управлении школой. Представители профессионального сообщества и общественности в своем преобладающем большинстве не мотивированы на взаимодействие и партнерство в решении задач управления образованием, не обладают информированностью и компетентностью, необходимыми для построения и функционирования системы государственно-общественного управления в сфере общего образования, испытывают серьезные практические затруднения в организации взаимодействия и отношений, не понимают специфики деятельности Управляющих советов образовательных учреждений, их отличия от иных существующих форм советов.

  4. Мотивация к продуктивному и партнерскому взаимодействию с непрофессиональными членами Управляющего совета не менее важна и необходима профессиональной части Управляющего совета – руководителям и сотрудникам школ.

  5. В нашей стране с ее достаточно развитой системой повышения квалификации профессионалов от образования до недавнего времени были очень слабы традиции обучения представителей общественности, не разработаны психолого-педагогические, программно-методические и нормативно-правовые основания обучения общественных управляющих, не были подготовлены кадры, способные на современном уровне вести систематическое обучение.

  6. В то же время возросшая открытость российского образования дает возможность опереться на опыт подготовки общественных управляющих в других странах: в последние годы был осуществлен перевод на русский язык многих пособий и руководств по обучению общественных управляющих.

  7. В регионах, чьи школы участвуют в проектах по созданию и становлению школьных Управляющих советах, начал складываться и первый отечественный опыт обучения общественных управляющих, создаются группы специалистов, компетентных в области партнерства образования и общества, образования взрослых, организации проектной деятельности. Федеральные экспертные группы, работающие с участниками проектов на местах, предлагают первые варианты программ и учебных материалов, специально рассчитанных на обучение общественных управляющих.

Таким образом, налицо как необходимость начала обучения общественных школьных управляющих, так и принципиальная возможность старта такого обучения.

В этой ситуации для специалистов, начинающих обучение общественных управляющих в своих регионах, муниципальных образованиях, школах, очень важно ясно видеть и понимать особенности и сложности такого обучения, трезво оценивать существующие в их распоряжении возможности, а также имеющиеся ограничения, во многом связанные с особенностями целевых групп – будущих слушателей.

^ 1.3. Потенциальные целевые группы обучения
Разработанная образовательная программа предназначена для использования при обучении двух целевых групп взрослых участников школьных Управляющих советов с различными образовательными потребностями и запросами.

^ Первая группа: общественные школьные управляющие – действующие (вошедшие в состав созданных Управляющих советов) и потенциальные общественные управляющие, не являющиеся профессионалами сферы образования, в том числе:

  1. Родители обучающихся (составляющие наиболее значительную часть каждого Управляющего совета и чаще всего являющиеся кандидатами на пост Председателя совета).

  2. Кооптируемые члены совета.

^ Вторая группа: профессиональные работники образования, входящие в Управляющие советы по должности, назначаемые учредителями общеобразовательных учреждений или избранные в советы от сотрудников школы, в том числе:

  1. Руководители общеобразовательных учреждений.

  2. Учителя.

  3. Представители учредителя, управленцы и методисты муниципальных образовательных систем.

Выделенные крупные целевые группы очень существенно отличаются друг от друга, поэтому при подготовке к реализации программы на местах важно иметь в виду значимые особенности объективного статуса, субъективных установок и образовательных потребностей представителей разных целевых групп, чтобы реализация программы обучения как общественных управляющих, так и школьных профессионалов, вовлеченных в работу Управляющих советов, была и по содержанию, и по форме организации максимально эффективной.

К числу важнейших особенностей, которые требуют учета при обучении общественных школьных управляющих, относятся:

  1. Отсутствие у новых управляющих (в большинстве случаев) представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности современной школы и системе управления ею.

  2. Ограниченный бюджет времени на обучение в качестве общественных управляющих (большинство общественных управляющих значительное время отдают своей основной работе, а практика отрыва «от производства» для такого обучения пока не сложилась, не имеет прецедентов и ясных правовых оснований).

  3. Различный образовательный уровень и опыт обучающихся, в ряде случаев создающий препятствия для обучения в классических академических формах.

  4. Проблематичность переноса на обучение общественных управляющих вполне привычных и традиционных для сферы образования подходов к повышению профессиональной квалификации работников этой сферы (зачастую – в специальных образовательных структурах типа ИПК или ИУУ, с отрывом от производства, в форме классического учебного процесса).

Взятые в своей совокупности, перечисленные особенности заставляют серьезно задуматься о поиске гибких и нестандартных форм организации обучения общественных управляющих.

В этих условиях особенно актуальным становится дополнение традиционного «знаниевого» понимания образовательной (учебной) программы как систематизированного перечня блоков учебного материала, подлежащего усвоению для достижения поставленных программных целей, деятельностным пониманием, при котором программа рассматривается как совокупность последовательных умственных и практических действий, осуществляемых и «проживаемых» обучаемым для решения конкретных учебных и практических задач и проблем.

И тогда весьма важным «измерением» программы и способом описания ее содержания должны стать перечни конкретных содержательных проблем и задач (прежде всего – практических), решаемых слушателями в ходе обучения.

Важно учитывать также, что у будущих слушателей могут быть определенные барьеры, ограничения, риски, связанные с:

  • недостаточной осведомленностью о замысле, назначении, полномочиях Управляющих советов;

  • отсутствием уверенности в возможности действенного участия общественности в управлении школой вообще и в успехе создания и укоренения Управляющих советов как действенной формы государственно-общественного управления школой, в частности (что обусловлено негативными результатами прежних попыток демократизации школы);

  • отсутствием мотивации активного участия в работе Управляющего совета;

  • наличием у профессиональных и непрофессиональных членов Управляющих советов не всегда осознаваемых взаимных негативных ожиданий (опасений). Например, директора школ, несущие реальную ответственность за ситуацию в школе, не всегда психологически готовы делить управленческие полномочия и власть с непрофессионалами, не несущими такой ответственности. Учителя опасаются неквалифицированного вмешательства общественных управляющих в вопросы методик обучения и ход учебного процесса. Родители опасаются сведения своей роли в Управляющем совете к сбору денег на нужды школы и т.д.;

  • наличием у профессиональных и непрофессиональных членов Управляющих советов не всегда осознаваемых, но воспринимающихся как само собой разумеющиеся вещи взаимных ожиданий, абсолютно противоположных логике работы Управляющих советов. Например, некоторые школьные работники психологически настроены на то, что непрофессиональные общественные управляющие под прямым руководством администрации школы сосредоточатся на решении финансовых и бытовых проблем и снятии других вопросов, являющихся источником «головной боли» директора школы, но при этом, как и прежде, не будут пытаться серьезно влиять на школьные дела, вникать в вопросы управления школой, задавать каверзные вопросы о правах детей и качестве образования. А родители либо абсолютно готовы к такой роли пассивных исполнителей воли профессионалов, либо, напротив, настраиваются на то, что смогут в Управляющем совете «порулить» школой, отодвигая профессионалов на второй план;

  • отсутствием у большинства потенциальных слушателей поведенческого опыта реального партнерского диалога между школой и общественностью. Профессионалы и непрофессионалы зачастую просто не знают, как себя вести в общении друг с другом в рамках Управляющего совета, а сложившиеся патерналистские стереотипы «педагогического всеведения» со стороны руководителей школы и учителей как носителей непререкаемого авторитета и, соответственно – некритического послушания и следования указаниям школьных профессионалов со стороны родителей, равно, как и чисто потребительская и иждивенческая позиция родителей по отношению к школе, отнюдь не способствуют эффективному становлению и работе Управляющих советов.

  1   2   3   4   5

Похожие:

Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconАкг-08 аутп
Целью работы является формирование четкой концепции по конфигурации программируемых контроллеров и образованию на их основе управляющих...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах icon«Трейдер – управляющий на фондовом рынке»
Формирование группы управляющих из числа студентов университета под руководством риск-менеджмента компании и преподавателей университета,...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconРекомендации по определению численности работников управляющей организации...
Рекомендации предназначены для органов местного самоуправления, управляющих организаций и могут использоваться собственниками помещений...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconРешение которых
Только наличием организованной преступной группировки (опг) можно объяснить действия районной власти и Управляющих компаний
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconЧастично ответы на данные вопросы были взяты с сайта
В качестве системообразующего элемента организационной структуры государственного управления выступает государственный орган, связанный...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconПлан: Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения. Предмет философии....
Структурообразующими элементами мировоззрения являются ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconКурт Воннегут Утопия 14 (Механическое пианино)
Йорк делится на три части. Северо-восток — место жительства управляющих, инженеров, а также городских служащих и небольшой группы...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconОбразовательная программа для дошкольников, младших школьников, родителей и педагогов
Образовательная программа «Возникновение Земли и жизни на ней» первое в ряду традиционных совместных образовательных событий для...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconОбразовательная программа Академии «атом»
«Сообщество молодых учёных», помощник депутата тольяттинской городской Думы V созыва, член Клуба бизнес-тренеров г о. Тольятти, победитель...
Образовательная программа для обучения общественных управляющих подготовка общественных управляющих для работы в школьных управляющих советах iconWoz lib
Индикаторным показателем для оценки эффективности работы вентиляции помещений жилых и общественных зданий служит
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2020
контакты
userdocs.ru
Главная страница