Скачать 21.16 Kb.
|
![]() Звук “Р” При произнесении звука “Р”:положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 4-5 мм, кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует, спинка языка опущена, задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, сильная струя воздуха проходит посередине, голосовые складки сомкнуты – производят голос. При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед. Артикуляционная гимнастика. Звук Р. “Окошко” ![]() Открыть рот – “жарко”, закрыть рот – “холодно”. “Качели” Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз. “Лошадка” Открыть рот, производить цоканье (щелканье) языком, касаясь неба. “Грибок” Широкий, плоский язык присосать к твердому небу, боковые края языка прижать к коренным зубам. “Непослушный язычок” Улыбнуться, слегка покусывать кончик широкого язычка. “Иголочка” Открыть рот, кончик узкого языка поднять вверх к альвеолам верхних зубов (бугорку за верхними зубами). ![]() “Красим верхний заборчик” Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой” - кончиком язычка. Движения вверх-вниз и влево-вправо. “Красим потолок” Открыть рот, кончиком языка проводить по твердому небу в направлении сзади-вперед. “Молоточек” Открыть рот, кончиком языка касаться альвеол верхних зубов. “Пулемет” Открыть рот, быстрыми движениями языка ударять твердым кончиком языка по альвеолам верхних зубов, произнося: “Д-д-д-д”. “Моторчик” Выполняя упражнение “Пулемет”, проводить прямым указательным пальцем под языком справа – налево (взбалтывать язычок). ![]() “Колокольчик” Тыльную сторону кисти руки приложить к горлу. Поочередно произнести звонкий и глухой звуки. При произнесении звонкого звука чувствуется вибрация голосовых складок, при произнесении глухого звука – вибрации нет. ![]() ![]() ![]() УО «Полоцкая государственная общеобразовательная средняя школа №9 имени А.С. Пушкина» ![]() ![]() Подготовила: Учитель-дефектолог Жолудева О.С. |
![]() | При произнесении звука “Л”: положение губ нейтральное, зубы сближены до расстояния 2-4 мм | ![]() | При произнесении звука “Ц”: положение губ нейтральное, зубы сближены... Высунуть широкий язык, боковые края загнуть вверх, втянуть в себя щеки и воздух |
![]() | При произнесении звука “С” губы слегка растянуты в улыбку, видны... При произнесении звука “Сь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается... | ![]() | Звук “Ч” При произнесении звука “Ч”: губы вытянуты вперед и округлены,... Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз |
![]() | При произнесении звука “Ш”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы... Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз | ![]() | При произнесении звука “Щ”: губы вытянуты вперед и округлены, зубы... Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз |
![]() | При произнесении звука “З”: губы слегка растянуты в улыбку, видны передние зубы При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается... | ![]() | При произнесении звука “Ж”: губы вытянуты вперед и округлены Открыть рот, кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз |
![]() | [Ж] Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ж] кончик языка... Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ж] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым... | ![]() | [Ш] Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ш] кончик языка... Следить за тем, чтобы при произнесении звука [ш] кончик языка был поднят к альвеолам, а боковые края языка прилегали к верхним боковым... |